Дистиллятное масло что это
Дистиллятные масла
Дистиллятные масла получают путем перегонки мазута.
Перегонка мазута осуществляется в условиях, несколько отличных от условий перегонки нефтей при получении топливных фракций.
Дистиллятные масла с температурой кипения более 325 С, не содержащие асфальтенов и твердых частичек, могут гидрироваться на стационарном катализаторе в одну ступень.
Дистиллятные масла предпочитают очищать фурфуролом или фенолом, так как эти растворители наиболее доступны и применение их не требует больших эксплуатационных затрат.
Дистиллятные масла получают фракционной перегонкой мазута. На их основе изготовляют моторные масла.
Дистиллятные масла получают перегонкой ( дистилляцией) мазутов. К дистиллятным маслам относятся соляровые, машинные, индустриальные и почти все масла для автомобильных двигателей.
Дистиллятные масла не должны иметь неприятный запах. Что касается масел, содержащих противозадирные присадки, то их запах часто не слишком приятен. Однако при работе в закрытых редукторах при обычной температуре он не очень ощутим.
Дистиллятные масла отличаются от остаточных меньшим содержанием асфальто-смолистых веществ. Поэтому они при равных условиях более стабильны в работе.
Дистиллятные масла из масляной балаханской нефти, как показали С. Э. Крейн и М. С. Боровая, обладают более высокой коррозионной агрессивностью, чем такие же масла из легкой бибиэйбатской нефти. Это находится в достаточном соответствии с химическим составом масел, а именно, со строением кольчатой части циклических углеводородов.
Равно-вязкие дистиллятные масла, получаемые как узкие фракции, имеют меньшую испаряемость, чем масла, полученные компаундированием дистиллятного и остаточного компонентов.
Для экспериментальных целей используют масла, имеющие близкие значения вязкости и различную испаряемость или равную испаряемость при различной вязкости, что позволяет исследовать влияние каждого фактора в отдельности.
В некоторой степени испаряемость масел связана с наличием в них присадок, поскольку последние обычно разбавляют легкими дистиллятными маслами.
Рассмотренные дистиллятные масла отличаются от остаточных масел из доссорской и сураханской нефтей заметно большим содержанием ароматических колец.
Маловязкие нефтяные дистиллятные масла, загущенные полимерными присадками, благодаря их хорошим вязкостно-температурным и другим эксплуатационным свойствам начинают широко применять для изготовления моторных масел разных групп.
Для получения моторного масла данной группы необходимо прибавлять к загущенному маслу значительно большее количество моющих и других присадок, чем к дистиллятным ( или компаундированным) базовым маслам одинакового уровня вязкости. Возможно, что эта разница в эффективности присадок является результатом особенностей диффузионных процессов в загущенных, маслах.
Маловязкие нефтяные дистиллятные масла, загущенные полимерными присадками, благодаря их хорошим вязкостно-температурным и другим эксплуатационным свойствам начинают широко применять для изготовления моторных масел разных групп.
Для получения моторного масла данной группы необходимо прибавлять к загущенному маслу значительно большее количество моющих и других присадок, чем к дистиллятным ( или компаундированным) базовым маслам одинакового уровня вязкости.
Возможно, что эта разница в эффективности присадок является результатом особенностей диффузионных процессов в загущенных маслах.
Сырьем служили дистиллятные масла из сернистых нефтей и нейтральные продукты сульфирования, выделенные при получении белых масел из не сернистых нефтей.
Автолы представляют собой нефтяные дистиллятные масла, получаемые из разных нефтей кислотно-щелочной, кислотно-контактной и селективной очисткой; при последней получаются масла повышенного качества.
Легкие индустриальные масла применяют для смазки малонагруженных узлов трения, работающих при больших скоростях ( текстильных машин, металлорежущих станков и др.), где необходимо обеспечить низкий коэффициент трения, минимальный расход электроэнергии и одновременно со смазкой охлаждение сопряженных поверхностей.
Вырабатывают следующие сорта легких индустриальных масел.
В зависимости от того, дистиллятные масла или остаточные, маловязкие или вязкие, в зависимости от химического характера нефтей, из которых получены эти масла, при их очистке ( причем в зависимости от способа очистки) могут улучшаться одни свойства и одновременно ухудшаться другие.
В зависимости от глубины отгонки дистиллятные масла могут быть получены практически любой вязкости.
Однако в большинстве случаев экономически нецелесообразно отгонять дистилляты на слишком большую глубину.
В гидравлических амортизаторах автомобилей иногда применяют нефтяные дистиллятные масла ( масло веретенное АУ, гидравлическое АУП), смесь турбинного масла и трансформаторного масел.
Однако указанные масла обладают неудовлетворительными вязкостно-температурными свойствами в области отрицательных температур и недостаточной термо-окислительной стабильностью.
В результате осуществления новой схемы производства масел получаются дистиллятные масла, которые после добавления к ним загущающих п других присадок или остаточного компонента позволяют получать широкий ассортимент товарных масел повышенных качеств.
Вырабатывается шесть марок масел.
Масла группы 400: 405, 408 и 406 зимние, чисто дистиллятные масла; 410 и 413 летние, содержат остаточный компонент.
Основное различие между дистиллятными и остаточными маслами в том, что дистиллятные масла содержат мало асфальто-смолистых веществ, которые в подавляющем большинстве остаются в гудроне. Поэтому деление масел на дистиллятные и остаточные имеет не только технологическое значение, но важно и с точки зрения эксплуатационных свойств: при одинаковой глубине очистки и прочих равных условиях дистиллятные масла будут отличаться большей стабильностью и меньшим содержанием веществ, могущих выпадать в осадок.
Употребляют эти масла для высокоскоростных шпиндельных узлов металлорежущих станков отечественного и зарубежного производства.
Способы очистки и утилизации отработанных масел.
Процесс восстановления отработанного моторного масла
Процесс восстановления отработанного моторного масла в современном понимании включает удаление из него коллоидных веществ, кислот, битумных отложений, механических частиц и химического осадка, удаление газов, водного конденсата, придание восстановленному продукту цвета и запаха оригинала.
Однако из существующих и реализованных в настоящее время промышленных процессов восстановления ОМ трудно выделить предпочтительные, все они не лишены как преимуществ, так и изъянов.
В каждом конкретном случае при выборе предлагаемой технологии вторичной переработки ОМ необходимо исходить из анализа работы уже действующих прототипов и очень осторожно браться за внедрение новых предложений.
Отработанные нефтепродукты и прочие подобные жидкости и представляющее экологическую опасность для окружающей среды необходимо хранить в противопожарном месте, используя плотно закрытые бочки. Жидкие масляные смазки следует хранить в герметичных контейнерах
Отдел утилизации отходов нефтепродуктов
Лицензии для утилизации нефтепродуктов, выгодная цена на отработанное масло.
Переработка и утилизация масел
Как переработать отработанного моторного масла?
Регенерированные моторные можно использовать как трансмиссионные, гидравлические масла, СОЖ и пластичные смазки, а кроме того, их используют при производстве асфальта.
При восстановлении моторного масла в первую очередь механическим путем удаляют свободную воду и твердые частицы.
Затем идет теплофизическая фаза – выпаривание, вакуумная перегонка.
За этой фазой происходит физико-химическая обработка.
Дело в том, что при фильтрации ОМ наблюдается весьма незначительный эффект очистки за счет присутствия многофункциональных присадок, в составе которых есть моющий компонент. Окисные соединения, которые под действием присадок находятся в коллоидном мелкодисперсном состоянии, необходимо с помощью коагулянтов несколько увеличить в объеме, тогда масло становится фильтруемым.
Исследования доказали, что оптимальное коагулирование осуществляется в случае применения моноэтаноламина.
На следующем этапе регенерируемое масло подвергают микрофильтрации, пропуская его через мембраны, различающиеся как производительностью, так и термической устойчивостью, поскольку традиционным способом увеличения удельной производительности мембран является снижение вязкости жидкости за счет повышения температуры.
Наиболее распространенными являются полимерные мембраны типа МФФК. Они способны отфильтровать около 800 л/(м2.ч) при диаметре пор 0,07 мкм. Металлокерамические мембраны типа «ТРУМЕМ» являются самыми производительными – при диаметре ячейки 0,07 мкм они пропускают 1000 л/(м2.ч).
Для самой тонкой очистки применяют мембраны керамические одноканальные со средним диаметром пор 0,03 мкм. Углеродные одноканальные мембраны осуществляют наиболее грубую очистку: у них диаметр пор 0,1 мкм, зато эти мембраны термически устойчивы до 300 °С.
Высшей целью регенерации является получение масел с характеристиками, превосходящими первоначальные свойства продукта, поступившего на восстановление. Это возможно, но для этого кроме вышеперечисленных этапов обработки ОМ требуется применять химические способы регенерации, связанные с использованием сложного оборудования и большими затратами.
Реально же очищенные ОМ обладают достаточным запасом эксплуатационных свойств, обеспечивающих применение в менее нагруженных узлах и агрегатах машин.
Разработана отечественная технология, получившая название «Мелиоформ», в основе которой процесс лиофобно-сорбиционной сепарации.
Метод очищения и осветления минеральных моторных масел без применения кислот и щелочей
Метод позволяет очищать и осветлять минеральные моторные масла без применения кислот и щелочей, полностью восстанавливая масляную основу при минимальных затратах.
Еще одна российская разработка – установка УОМ-100. С ее помощью восстанавливается кинематическая вязкость в очищенном масле до 9 мм2/с, а в поступившем ОМ этот показатель не ниже 8,5 мм2/с.
Показатель свежего масла по ГОСТу равен 10 мм2/с при 100 °С. механических примесей после очистки составляет 0,01%, что уже соответствует ГОСТу. А такой важный показатель, как содержание нерастворимого осадка, равен после очистки 0,02% (содержание в ОМ – 0,7%).
В результате процесса очистки полученное масло или смесь масел вполне можно использовать как гидравлическое масло, а моторные масла дизельных двигателей подходят для использования на долив в среднефорсированные двигатели.
Установки по регенерации отработанных масел
Установка комплектуется также экспресс-лабораторией, контролирующей кинематическую вязкость, загрязненность, диспергирующие-стабилизирующие свойства, содержание воды, плотность и щелочное число полученного продукта. Используя ее, можно проводить внедряемые повсеместно диагностические анализы моторных масел.
При этом обслуживают установку всего два человека.
Принцип действия установки по регенерации отработанных масел довольно прост – в роторе центрифуги-насоса со спиральной или тарельчатой вставкой осаждаются находящиеся в жидкости даже мельчайшие твердые и жидкие загрязнения, которые нерастворимы и обладают большей, чем очищаемая жидкость, плотностью.
Установки по регенерации отработанных масел осуществляют очистку жидкостей от абразивных загрязнений до 5…10-го класса по ГОСТ 17216–2001
Установки по регенерации отработанных масел компактные, их масса около 140 кг, но осуществляют очистку жидкостей от абразивных загрязнений до 5…10-го класса по ГОСТ 17216–2001 при исходной загрязненности 15…17-го класса. воды в масле на выходе не выше 0,05% при исходном содержании до 1%.
Глобально решает вопрос использования ОМ комплексная технология в рамках мини-завода по получению так называемого «биодизеля». Это и переработка ОМ, и в конечном итоге обеспечение предприятий агропромышленного комплекса качественным дизельным топливом из собственного сырья.
Однако использовать потенциал ОМ полностью не удается.
Еще хуже, если в такую масляную смесь попадет вода, отходы производства и даже взрывоопасные вещества. Не выполняется контроль поступающего для централизованного отжига масла.
Но самое плохое то, что ОМ сжигают, как правило, в физически и морально устаревших по техническим и экологическим показателям печах, не оборудованных спец-автоматикой горения.
Как очистить отработку масла в домашних условиях
Очистка отработанных масел щелочью
Очистка отработанного масла производится посредством отстаивания в баке.
Очистка отработанных масел от загрязнений осуществляется путем обработки их 5 — 10 % процентными растворами СПЛ окисей этилена и пропилена на основе этилендиамина при нагревании с последующим отделением шлама.
Степень очистки отработанного масла разными методами.
Степень очистки отработанного масла от механических примесей и воды при центрифугировании тем лучше, чем больше центробежные силы, действующие на удаляемые из масла примеси, чем меньше вязкость масла и чем больше время пребывания его в зоне действия центробежных сил.
Очистка отработанных масел серной кислотой
Условия очистки отработанных масел серной кислотой практически мало отличаются от очистки масляных полупродуктов на нефтеперерабатывающих заводах.
Очистка отработанных масел серной кислотой применяется для очистки отработанных моторных масел, в том числе и масел с присадками.
Способ очистки отработанных масел от загрязнений заключается в том, что масла смешиваются с 5 — 10 % процентным бензиновым раствором блок сополимера, окисей этилена и пропилена на основе этилендиамина, смесь нагревается до температуры 100 — 150 С при давлении 0.3 — 1.0 МПа, а образовавшийся шлам отделяется.
Способ позволяет очищать отработанные масла на 100 % от воды и на 85 — 87 % от механических примесей при сокращении времени более чем в 10 раз.
При очистке отработанных масел в поле центробежных сил в большинстве случаев применяют центрифуги и в редких случаях гидроциклоны.
Химические методы очистки отработанных масел основаны на химическом взаимодействие содержащихся в масле примесей и вводимых реагентов. В результате химической реакции образуются соединения, которые могут быть легко удалены из масла.
В практике очистки отработанных масел часто приходится иметь дело с такими механическими примесями, которые не удерживаются всеми описанными фильтрующими материалами. Это относится к отработанному маслу из выключателей, содержащему углистые, близкие к коллоидальным вещества.
Адсорбционный метод очистки отработанных масел принципиально не отличается от метода, описанного выше.
Не исключается также и такое предположение, что под действием разряда тока высокого напряжения и частоты происходят процессы электроионизации, приводящие к некоторой стабилизации вязкостных характеристик, а также к уменьшению количества непредельных соединений.
В практике очистки отработанных масел часто встречаются примеси, которые не задерживаются всеми описанными фильтрующими материалами, например в маслах из масляных выключателей, содержащих тонкодисперсные углисто-сажистые частицы, близкие по размеру к коллоидным частицам.
Проходят также через поры фильтрующих перегородок, не задерживаясь ими, алюминиевая и другие пудры, попадающие в масло при эрозионной обработке металлов на специальных стайках.
ХИМИЯ НЕФТИ
СВОЙСТВА ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫХ НЕФТЕПРОДУКТОВ
Классификация нефтяных масел
Нефтяные масла представляют собой смеси высокомолекулярных парафиновых, нафтеновых и ароматических углеводородов с небольшой примесью смолистоасфальтеновых веществ.
В соответствии с областями применения масла подразделяются на смазочные и специального назначения. Смазочные масла, применяемые практически во всех областях техники, в зависимости от назначения выполняют следующие функции:
Специальные масла служат рабочими жидкостями в гидравлических передачах, электроизоляционной средой в трансформаторах, конденсаторах, кабелях, масляных выключателях, используются при приготовлении пластичных смазок, присадок и т. п.
По способу выделения минеральные базовые масла подразделяют на:
Очистка масел
Масляные дистилляты и деасфальтизат содержат нежелательные компоненты, подлежащие удалению:
По способу очистки различают масла:
Традиционная схема включает селективную очистку масляных дистиллятов и деасфальтизата с последующей низкотемпературной депарафинизацией рафинатов и гидродоочисткой (гидрофинишинг) или контактной очисткой глинами депарафинированных масел с получением компонентов базовых масел.
Показатели качества масел
Основными показателями качества смазочных масел являются:
Наилучшими вязкостно-температурными свойствами обладают изопарафиновые и нафтеновые углеводороды, химически стабильны малоциклические нафтены, нафтено-ароматические компоненты и высокомолекулярные сернистые соединения. Смазывающая способность максимальна у ароматических соединений и смол. Однако они обладают низкими вязкостно-температурными и антиокислительными характеристиками и подлежат удалению.
Синтетические масла
Частично синтетические масла получают смешением глубокоочищенных минеральных базовых масел с синтетическими. По сравнению с синтетическими они имеют более низкую стоимость, в них устранен ряд недостатков синтетических масел и сохранены преимущества последних.
Тёмные нефтепродукты
Тёмные нефтепродукты – это тяжелые продукты перегонки нефти, характеризующиеся тёмным цветом, из-за которого они получили свое название. Углеводороды (основа нефти) классифицируют по разным признакам, но разделение на светлые и тёмные встречается особенно часто. Они различаются по степень очистки, которая определяет состав и технические характеристики.
Отличия тёмных и светлых нефтепродуктов
Практически черный цвет тёмных нефтепродуктов связан с тем, что они состоят из тяжелых фракций нефти. Если их нет в составе, то продукт будет прозрачным и светлым. Такое разделение носит условный характер. Оно существует в большей мере для удобства в сфере обращения. Термины «тёмные и светлые нефтепродукты» не закреплены в нормативных документах и справочниках.
В разделении по прозрачности речь идет не столько о цвете, сколько об уровне очистки производных нефти от смол и окрашивающих элементов. Светлые нефтепродукты очищены от аморфных и красящих компонентов. Считается, что чем выше прозрачность, тем меньше плотность и больше эффективность продукта перегонки нефти.
Тёмные нефтепродукты, в отличие от светлых, имеют:
Разновидности тёмных нефтепродуктов
К тёмным продуктам переработки нефти относят разные виды мазутов и дистиллятных фракций. Их дополняют различные топлива и масла. Эти нефтепродукты объединяет содержание большого количества остатков с высокой молекулярной массой, обеспечивающих черный оттенок.
Основные разновидности тёмных нефтепродуктов:
Мазут
Под мазутом понимают густую тёмно-коричневую жидкость. Для ее получения нефть или продукты ее вторичной перегонки нагревают до температуры кипения, которая способствуют выкипанию отдельных фракций. Мазут использует как топливо и горюче-смазочную жидкость. Из него производят битум, кокс и масла.
Дистиллятные масла
Нефтяные масла получают при перегонке мазута. Их основное назначение заключается в применении в качестве смазочных материалов, которые уменьшают трение в узлах и деталях различных станков и механизмов. Еще из дистиллятных производят разные виды моторных масел: индустриальные, машинные и автомобильные.
Вакуумный газойль
В основе вакуумного газойля лежит жидкая смесь из углеводородов с количеством атомов от 10 до 40 с добавлением кислородо-, серо- и азотосодержащих примесей. Газойль применяют для гидрокрекинга, а после него – для каталитического крекинга, выделяющего широкие масляные фракции и легкие дистилляты. Пройдя процесс облагораживания, легкий газойль может применяться как добавка для дизельного топлива. Тяжелый газойль может быть компонентом котельного топлива.
Газотурбинное топливо
Газотурбинное топливо используют в воздушно-реактивных, стационарных (ТЭЦ) и транспортных (автомобили, суда, локомотивы) газотурбинных установках. Горючее получают из дистиллятов, которые образуются при переработке нефти или продуктов ее термокаталитической перегонки.
Печное топливо
При прямой перегонке вторичных дизельных фракций нефти получают печное топливо. Оно недорогое и обладает высокой теплотворной способностью. По этой причине нефтепродукт используют в отоплении жилых и производственных зданий. По свойствам печное топливо очень напоминает дизельное. Оно делится на тёмное и светлое. Как и в случае с нефтепродуктами, в светлом печном топливе меньше примесей.
Гудрон
Под гудроном понимают остаток, который образуется после вакуумного удаления из нефти всех фракций. Из этого нефтепродукта производят:
Битум
Битумом называют искусственный вяжущий материал, получивший широкое применение в строительстве. Он используется при выполнении гидроизоляционных работ (на кровле, фундаментах, перекрытиях) и изготовлении кровельных материалов (рулонной кровли и гибкой черепицы). Еще битум активно применяется при обустройстве дорожных покрытий.
В заключение
Тёмные нефтепродукты – условное понятие, позволяющее выделить продукты перегонки нефти практически черного цвета. Он обусловлен содержанием тяжелых фракций с множеством примесей, что выступает основным отличием от светлых нефтепродуктов. Каждое из наименований подразделяется на множество других с разным составом и характеристиками. В зависимости от них тёмные нефтепродукты активно используют в промышленности, строительстве, отопление, производстве отделочных материалов и в качестве горючего для разных установок.
Дистиллятное масло что это
Эфирные масла выделяют из растений тремя основными способами: отжимом, дистилляцией и экстракцией растворителями. Есть ещё один способ получения эфирных масел – это анфлераж, но он имеет больше историческое значение и применяется крайне редко.
…иногда, когда розмарин, шалфей, мяту или семена аниса можно было дешево купить на рынке или когда поступали довольно крупные партии клубней ириса,… тмина, мускатного ореха, или сухих цветов гвоздики, в Бальдини просыпался азарт алхимика, и он вытаскивал свой большой медный перегонный куб с насаженным на него конденсаторным ковшом. Он называл это «головой мавра» и гордился тем, что сорок лет назад на южных склонах Лигурии и высотах Люберона он в чистом поле дистиллировал с его помощью лаванду. И пока Гренуй размельчал предназначенный для перегонки товар, Бальдини в лихорадочной спешке, ибо быстрота обработки есть альфа и омега этого дела — разводил огонь в каменной печи, куда ставил медный котел с довольно большим количеством воды. Он бросал туда разрубленные на части растения, насаживал на патрубок двустенную крышку — «голову мавра» — и подключал два небольших шланга для вытекающей и втекающей воды. Затем он раздувал огонь.
Содержимое куба постепенно закипало. И через некоторое время, сперва колеблющимися каплями, потом нитеобразной струйкой дистиллят вытекал из третьей трубки «головы мавра» во флорентийскую флягу, подставленную Бальдини. Сначала он выглядел весьма невзрачно, как жидкий мутный суп. Но постепенно, особенно после того, как наполненная фляга заменялась на новую и спокойно отставлялась в сторону, эта гуща разделялась на две различные жидкости: внизу отстаивалась цветочная или травяная вода, а сверху плавал толстый слой масла. Теперь оставалось только осторожно, через нижнее горлышко флорентийской фляги, слить нежно благоухающую цветочную воду и получить в остатке чистое масло, эссенцию, сильно пахнущую сущность растения.
Гренуй был восхищен этим процессом. …Ведь благоуханная душа, эфирное масло, было самым лучшим в них, единственным, что его в них интересовало.
Патрик Зюскинд. Парфюмер.
Дистилляция (перегонка с водяным паром) – самый распространённый способ получения эфирных масел, основанный на свойстве эфирных масел улетучиваться вместе с горячим паром.
Различают 3 вида дистилляции :
Пар, применяемый при дистилляции может быть под давлением, хотя все эти процессы могут протекать и при атмосферном давлении – всё зависит от конкретной техники и рода сырья.
Во всех трёх случаях газообразная смесь пара и масла конденсируется в холодильнике, образуя жидкую смесь воды и эфирного масла, которая легко разделяется на составляющие с помощью разделительных трубок, так называемых флорентинов.
Паровая дистилляция – это самый распространённый способ дистилляции, поэтому рассмотрим его подробнее.
Как видно на рисунке, пар пропускается через растительное сырьё (листья, цветки, корни и пр.), захватывает с собой эфирное масло (оно выделилось из эфирных желез растений под действием температуры) и конденсируется в холодильнике (охлаждение происходит за счёт проточной холодной воды) – на выходе получается двухфазная жидкость, которую необходимо разделить.
Далее имеется две стратегии отделения эфирного масла от воды с помощью флорентинов. Первый вариант – масло легче воды (слева) и второй вариант – масло тяжелее воды (справа).
Итак, на выходе два продукта: основной – эфирное масло, побочный – ароматическая вода (гидролат).
Ароматические воды применяются в ароматерапии, косметологии, парфюмерии и кулинарии – это ценный ароматный продукт с присущими растению терапевтическими свойствами, естественно, в меньшей мере, чем само эфирное масло.
Автор статьи: Ольга Мамистова