Для чего было подписано атлантическое сообщество
14 августа 1941 г. была подписана «Атлантическая хартия»
14 августа 1941 г. американский президент Франклин Рузвельт и британский премьер-министр Уинстон Черчилль на борту английского линкора «Принц Уэльский» в бухте Арджентии (Ньюфаундленд) подписали совместную декларацию, которая получила название «Атлантической хартии». Хартия стала одним из главных программных документов антигитлеровской коалиции. Документ должен был определить устройство мира после победы союзных держав во Второй мировой войне, несмотря на тот факт, что США в войну ещё не вступили (война была объявлена лишь после атаки японцев на американскую базу в Пёрл-Харборе 7 декабря 1941 г.). 24 сентября 1941 г. СССР объявил о присоединении к этой декларации. При этом Москва подчеркнула, что применение принципов Атлантической хартии «должно будет сообразоваться с обстоятельствами, нуждами и историческими особенностями той или другой страны».
Во время переговоров, которые начались в начале августа, британский премьер убеждал американцев, что львиная доля ленд-лиза должна принадлежать Британии, т. к. помощь Советскому Союзу только затянет его неизбежное поражение. По его мнению, русские не устоят, хотя и оказались сильнее, чем предполагалось. Он убеждал США вступить в войну как можно скорее. На совещании военных представителей обеих сторон британцы продолжали гнуть свою линию по вопросу ленд-лиза. Британские военные предлагали американцам поставлять как можно больше материалов по ленд-лизу Англии и как можно меньше СССР. Они не верили в способность России оказать длительное сопротивление вермахту. Кроме того, выразили опасения, что военные материалы будут захвачены немцами и усилят мощь их вооруженных сил.
Ещё одним вопросом, где Черчилль и Рузвельт разошлись во мнениях, была проблема свободы торговли. Американский президент предложил после завершения войны ввести самую широкую свободу торговли. Учитывая лидирующие позиции американской экономики в мире, этот шаг был наиболее выгоден Соединенным Штатам. Британцы не хотели давать США свободного допуска к рынкам своих колоний и доминионов. Контроль над экономикой зависимых территорий был основой имперского величия Англии.
Этот документ не был обычным соглашением между двумя государствами. Хартия также не была изложением какой-либо определенной официальной программы устройства послевоенного мирового порядка. Как говорилось в самом документе, декларация только подтверждала некоторые общие принципы национальной политики Соединенных Штатов и Великобритании, «принципы, на которых они основывали свои надежды на лучшее будущее мира».
Из восьми пунктов документа два имели прямое отношение к проблеме создания международной организации. В пункте шестом говорилось о надежде на установление мира, где все страны получат возможность жить в безопасности на своей территории, обеспечить положение, при котором люди будут жить, «не зная ни страха, ни нужды».
В пункте седьмом Атлантической хартии сообщалось, что в послевоенном мире будет предоставлено право свободно, без всяких препятствий и барьеров, плавать по морям и океанам (принцип свободы морей). А в заключительном, восьмом пункте документа содержался план всеобщего послевоенного разоружения. По соображениям «реалистического и духовного порядка» предлагалось отказаться от применения силы, так как мир нельзя сохранить, если страны будут иметь возможность пользоваться сухопутными, морскими и воздушными вооружениями. Государства-агрессоры предлагалось разоружить. Соединенные Штаты и Англия обещали поощрять и помогать миролюбивым народам в «избавлении от бремени вооружений».
Основные принципы будущей мировой справедливости были выражены и в других пунктах совместной декларации:
— отказ от территориальных претензий со стороны Соединенных Штатов и Англии (пункт первый);
— отказ двух держав поддержать территориальные изменения, которые не находятся в «согласии со свободно выраженным желанием заинтересованных народов» (пункт два);
— право наций на выбор своей формы правления, восстановление «суверенных прав и самоуправления тех народов, которые были лишены этого насильственным путем» (пункт три).
— свободный доступ всех стран, великих или малых, к мировой торговле и сырьевым ресурсам, необходимым для экономического процветания государств (пункт четыре).
— в пятом пункте была намечена цель создаваемой мировой организации: глобальное экономическое сотрудничество, которое должно было привести к повышению благосостояния, развитию экономик, росту социального обеспечения.
В целом хартия имела демонстративный характер. Она была должна показать ведущую роль США и Великобритании в будущем Новом мировом порядке. В то же время между двумя державами имелись серьёзные противоречия в видении будущего мира. Лондон стремился сохранить свои позиции в мире, а Вашингтон стать «царем горы». Кроме того, лидеры двух великих держав не указали пути к уничтожению нацизма и фашизма в Европе. Американцы и британцы не спешили открыть «второй фронт» в Европе, хотя имели огромные военно-экономические возможности. Не было конкретики и по поводу разрушения колониальной системы.
Содержание
Миссия
Атлантическое сообщество насчитывает более 7000 участников, включая будущих политики, аналитики, журналисты, ученые, студенты и активные граждане. Его миссия состоит в том, чтобы поощрять открытый и демократический диалог по проблемам, стоящим перед Европой и Северной Америкой, а также давать голос новому поколению мыслителей. Молодым лидерам предоставляется возможность публиковаться и обсуждать их вместе с признанными экспертами, а их политические идеи видят высшие должностные лица.
Члены Атлантического сообщества могут делиться и обсуждать свои идеи, размещая статьи, исследование, и комментарии на сайте. Лучшие аналитические материалы и рекомендации по политике кратко изложены в Атлантических меморандумах, которые представляются лица, принимающие решения в НАТО и Европа страны.
Деятельность
В 2011 году Atlantic Community отметила десятилетие Резолюция ООН 1325 путем запуска конкурса статей «Женщины в трансатлантической безопасности». Инициатива была поддержана НАТО Отдел общественной дипломатии и Миссия США при НАТО. Конкурс был направлен на расширение прав и возможностей молодых женщин, работающих в сфере мира и безопасности, и поощрение их к участию в дебатах по международная безопасность вопросы.
Следующие два конкурса семинаров по политике были «Эффективные идеи: студенты консультируют лиц, принимающих решения» и «Ваши идеи, ваше НАТО», которые имели место соответственно в мае 2011 г. и мае 2012 г. в г. Берлин. Прежний конкурс Policy Workshop был сосредоточен на политических рекомендациях по Иран, Россия и изменение климата; победители конкурса представили свои политические предложения Филип Д. Мерфи, посол США в Германии, ХДС / ХСС Официальный представитель внешней политики Филипп Мисфельдер и их советники по политике. Последний конкурс был сосредоточен на НАТО ценности, партнерство с НАТО после арабская весна, и Smart Defense; победители конкурса представили свои политические рекомендации Филип Д. Мерфи и парламентский статс-секретарь федерального министра обороны Кристиан Шмидт (CSU).
Самый последний конкурс был «Формируя нашу НАТО: молодые голоса на Варшавском саммите 2016 г.». Он был сосредоточен на поощрении студентов и недавних выпускников в возрасте до 28 лет к поиску инновационных решений как современных, так и будущих проблем. Четыре категории варьировались от того, как НАТО может укрепить солидарность между своими членами, до предложения способов, которыми Североатлантический союз должен извлечь уроки из своих ошибки и адаптироваться к изменениям.
Джимми Уэльс, основатель Википедия, был отмечен среди лиц, принимающих решения, опрошенных Атлантическим сообществом.
20 Европейская интеграция
Европе́йская интегра́ция — это процесс производственной, политической, правовой, экономической (также в некоторых случаях социальной и культурной) интеграции держав, которые целиком либо частично находятся в Европе.
Европейская интеграция преимущественно осуществляется посредством Европейского Союза и Совета Европы.
В политической науке существует несколько подходов к определению понятия европейская интеграция: межправительственный, институциональный и коммуникативный подходы.
Сторонники межправительственного подхода отводят приоритетную роль в процессе интеграции национальным государствам. Результатом их взаимодействия на межправительственном уровне является особая окружающая среда, которая влияет на появление общих институтов. В рамках институционального подхода (Эрнст Хаас) европейская интеграция рассматривается как процесс трансформации национальных практик взаимодействия институтов, которая ведет к созданию особой многоуровневой системы управления с множеством центров принятия решений (governance). Коммуникативный подход трактует европейскую интеграцию как процесс создания социальных общностей посредством эффективного взаимодействия между их членами в различных областях. В результате чего формируется сообщество безопасности, в котором политические факторы ориентированы на создание нового политического центра. Этот политический центр и должен будет координировать работу участников.
Одним из первых, кто задумался о союзе европейских наций, был Рихард Николаус Куденхове-Калерги, который написал манифест «Пан-Европа» в 1923 году. Его идеи повлияли на Аристида Бриана, который произнёс речь в защиту Европейского Союза в Лиге Наций 8 сентября 1929 года, и кто в 1930 году написал меморандум об организации Европейского федерального союза.
В конце Второй мировой войны континентальный политический климат благоприятствовал единству европейских стран, что рассматривалось многими как спасение от экстремальных форм национализма, которые угнетали континент. В знаменитой цюрихской речи 19 сентября 1946 года Уинстон Черчилль призвал к созданию европейской федерации по подобию США, а первым шагом к объединению Европы назвал франко-германское примирение.
Впоследствии были образованы такие организации как Западноевропейский союз (1948), НАТО(1949) и Совет Европы(1949).
9 мая 1950 года декларация Шумана была исполнена подписанием Парижского договора и образованием Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В состав ЕОУС вошли Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Германия и Франция(«европейская шестёрка», которая впоследствии стала движущей силой европейской интеграции). В том же году при посредничестве США был учреждён Европейский платёжный союз.
27 мая 1952 года те же страны подписывают договор об образовании Европейского оборонительного сообщества (ЕОС). 10 сентября того же года параллельно начинается подготовка договора, который утвердит Европейское политическое сообщество.
Но в 1954 году Национальное собрание Франции отвергло договор о ЕОС, после чего прекратилась подготовка и договора о ЕПС.
Таким образом, в начале 1950-х годов странам «европейской шестёрки» не удалось начать интеграцию в оборонной и политической сферах. Но интеграция продолжала развиваться в других сферах, в первую очередь в экономической.
25 марта 1957 года всё те же шесть государств подписывают два бессрочных договора об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Эти договоры вступили в силу 1 января 1958 года. Целью ЕЭС было создание таможенного союза в рамках стран «шестёрки» и последующий переход к общему рынку, что должно было обеспечить свободу движения товаров, физических лиц, услуг и капиталов.
8 апреля 1965 года подписан Брюссельский договор, учреждающий единый Совет и Комиссию европейских сообществ, что объединило ЕОУС, Евратом и ЕЭС в единую организационную структуру. Этот договор вступил в силу 1 июля 1967 года. Согласно договору началось постепенное снижение таможенных пошлин, а в 1968 году внутренняя торговля в сообществе стала беспошлинной. Ещё через два года торговая политика перешла в компетенцию ЕЭС, что завершило образование таможенного союза в регионе. В общем, в 1950—1960-х годах европейская интеграция набирала силу.
В 1973 году к сообществу присоединились Великобритания, Дания и Ирландия. ВВП ЕС благодаря этому повысилось более чем на 30%. А во второй половине 1970-х начались переговоры о вступлении в европейское сообщество Греции, Португалии и Испании на фоне политических перемен в этих странах. Греция стала десятым членом ЕС в 1981 году, а Испания и Португалия присоединились в 1986 году.
В феврале 1986 года члены ЕС подписывают Единый европейский акт, чьей задачей было создание к 1992 году единого внутреннего рынка. А договор о Европейском Союзе подписали 7 февраля 1993 года. Этот договор расширил полномочия органов ЕС.
В этой таблице присутствуют все страны Европы, кроме России, Белоруссии, Азербайджана и Армении, которые в данный момент не являются членами или официальными кандидатами нижеперечисленных европейских организаций.
Участие стран в европейских договорах и организациях.
Серьёзный шаг в экономическом сближении стран Европейского Союза был сделан в 1991 г. с подписанием Маастрихтского договора — договора об экономическом и валютном союзе (ЕВС). Первоначально его подписали семь стран с наиболее стабильной экономикой: Германия, Франция, Голландия, Бельгия, Австрия, Люксембург и Ирландия.
В Маастрихтском договоре были закреплены крайне жёсткие критерии экономического сближения (конвергенции) государств-членов, согласившихся перейти к единой валюте. Уровень инфляции в этих странах не должен был превышать 2,6 %, дефицит государственного бюджета — 3 %, а общего государственного долга — 60 % валового внутреннего продукта (ВВП). Большинство государств — членов ЕС продвигалось к выполнению критериев конвергенции с огромным трудом.
Нелёгкий процесс адаптации к маастрихтским критериям конвергенции во всех странах Европы, и в особенности в странах, вошедших в ЕВС, сопровождался ростом безработицы. Но уже в 1999 г. безработица начала снижаться.
С 1 января 1991 г. в соответствии с конвенцией, подписанной в июне 1990 г. в замке Шенген (Люксембург) между ФРГ, Великобританией, Францией, Италией, Данией, странами Бенилюкса, фактически были ликвидированы границы, которые остались лишь на географических картах ; внутри шенгенского пространства нет ни пограничников, ни таможен. С 1992 г. Шенгенское соглашение распространилось на остальных членов ЕС. В Европе зародился единый и однородный хозяйственный комплекс, в рамках которого капиталы из одной страны могли перетекать в другую.
В Комиссию европейских сообществ входят избираемый председатель и 16 членов, назначаемых правительствами стран ЕЭС. Европарламент имеет консультативные функции, которые с 1980-х гг. расширяются, он избирается прямым всеобщим голосованием населения стран-участниц сроком на пять лет по нормам представительства пропорционально численности населения государства. Ежемесячно сессии Европейского парламента проходят в Страсбурге (Франция), чрезвычайные заседания — в Брюсселе (Бельгия), где работают комитеты Европейского парламента; его секретариат располагается в Люксембурге.
Второй этап реализации валютно-экономического союза начался в 1995 г. Он был отмечен учреждением Европейского валютного института, в задачу которого входила координация валютной политики государств Союза и создание Европейского центрального банка, контролирующего новую валюту — евро.
В 1997 г. был подписан Амстердамский договор, в соответствии с которым с 1999 г. вводилась в обращение новая валюта, начался третий этап интеграции.
Значительная доля управления экономикой была передана Европейскому центральному банку; он должен был контролировать эмиссию, устанавливать базисные процентные ставки и налагать санкции на те страны, которые тратят слишком много или не выплачивают долги по кредитам. Национальные правительства по-прежнему могли решать, на что тратить деньги, но ограничения, устанавливаемые банком, фактически определяли лимит той суммы, которую предстояло расходовать каждой стране, и уже ни одна страна не могла решать экономические трудности путём девальвации валюты или эмиссии.
Страны ЕС обязались следовать совместному курсу в сфере внешней политики и безопасности, в вопросах внутренней экономической политики, правоохранительной деятельности, в борьбе с преступностью, в том числе с наркобизнесом, и др. Устанавливалось единое европейское гражданство. Вновь созданный Европейский валютный институт позволял осуществлять единую денежно-кредитную политику.
Вторая мировая В конце Второй мировой войны континентальный политический климат благоприятствовал единству европейских стран, что рассматривалось многими как спасение от экстремальных форм национализма, которые угнетали континент. В знаменитой цюрихской речи 19 сентября 1946 года Уинстон Черчилль призвал к созданию европейской федерации по подобию США, а первым шагом к объединению Европы назвал франко-германское примирение.
1947 г. «плана Маршалла программа помощи странам Западной Европы, позволившая стабилизировать ее экономику, укрепить основы политической демократии
1947 ГАТТ В 1947 г. между 23 странами развитой зоны мира было заключено Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Его участники обязались содействовать развитию внешней торговли за счет взаимного снижения налогов на импортную продукцию, исключения таможенных войн. Впоследствии рамки ГАТТ расширились, в нее вошли многие страны Азии, Африки и Латинской Америки, она была преобразована во Всемирную торговую организацию (ВТО).
1948 ОЕЭС В 1948 г. была создана Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) Первоначально ее функции состояли в распределении помощи, предоставленной Европе Соединенными Штатами по «плану Маршалла» для послевоенного восстановления экономики. Затем она стала форумом для многосторонних экономических консультаций, обмена экономической информацией.
В 1960 г. ОЕЭС была переименована в ОЭСР (Организацию экономического сотрудничества и развития), к ее деятельности подключилась Япония.
1949 НАТО Общность принципов, ценностей, интересов в поддержании стабильности и процветания стран зафиксирована в 1949 довором о создании НАТО
1950 Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) 9 мая 1950 года декларация Шумана была исполнена подписанием Парижского договора и образованием Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В состав ЕОУС вошли Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Германия и Франция(«европейская шестёрка», которая впоследствии стала движущей силой европейской интеграции). В том же году при посредничестве США был учреждён Европейский платёжный союз.
Реализация положений Римского договора позволила уменьшить конкуренцию между товаропроизводителями стран-участниц интеграции, обратив ее на внешние рынки. Производители однотипной продукции имели возможность либо объединить свои капиталы, либо согласиться с установлением квот на объемы производства. При этом особые усилия были направлены на преодоление конкуренции между фермерами и виноделами Франции, Италии и Германии. Наряду с квотами, ограничивающими производство, за счет общего бюджета ЕЭС были установлены высокие закупочные цены на аграрную продукцию.
1961 Атлантическое сообщество 1961 Дж. Кеннеди предложил Великий проект создания Атлантического сообщества для укрепление единства стран Северной Америки и Западной Европы.
1948 (окончательно оформился в 1955) ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ — военно-политическая организация в составе Великобритании, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Испании, Португалии. Союз был создан в мае 1955 года путем преобразования и расширения Западного Союза, образованного по Брюссельскому договору в 1948 году в соответствии с Парижскими соглашениями 1954 года. Существуют тесные связи между Западноевропейским союзом и Североатлантическим союзом. Договор о Западноевропейском союзе предусматривает оказание помощи, в том числе военной, если одна из стран-участниц подвергнется «нападению» в Европе. Предусматриваются также консультации по политическим, экономическим и другим вопросам. Руководящими органами Западноевропейского союза являются Совет в составе министров иностранных дел стран-участниц и Ассамблея, состоящая из парламентариев стран-участниц, которые являются одновременно участниками Консультативной ассамблеи Европейского совета. Решения Совета и Ассамблеи имеют рекомендательный характер для правительств стран-участниц. В рамках Западноевропейского союза создано также Агентство по контролю над вооружением. В 60-начале — 70-х годов деятельность Западноевропейского союза ослабла в связи с обострением противоречий между его участниками и образованием и выдвижением на первый план других политических организаций, в частности Европейского экономического сообщества.
1949 НАТО (NATO, North Atlantic Treaty Organization; Организация Североатлантического договора) — военно-политический союз, созданный на основе Североатлантического договора, подписанного 4 апреля 1949 года в Вашингтоне представителями 12 государств (США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Канады, Италии, Португалии, Норвегии, Дании, Исландии). В 1952 году к НАТО присоединились Греция и Турция, в 1955 — ФРГ, в 1982 — Испания. В рамках НАТО создано объединенное военное командование. В 1966 году из военных структур НАТО вышла Франция (вернулась в 2009), в 1974 — Греция (вернулась в 1980); в военные структуры не входит Испания. В 1999 году в состав организации были приняты Польша, Чехия и Венгрия; в 2004 году — Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония; в 2009 году — Хорватия и Албания. Вснго в состав НАТО входят 28 государств. Штаб-квартира организации располагается в Брюсселе.
1949 СОВЕТ ЕВРОПЫ (СЕ), консультативная политическая организация, создана в 1949 для содействия интеграционным процессам в области прав человека. Способствует унификации законодательства различных стран в этой области. СЕ проводит экспертизу уровня защиты прав личности в конкретной стране, в ее законодательстве и на практике. Органы СЕ находятся в Страсбуре (Франция).
9 мая 1950 года декларация Шумана была исполнена подписанием Парижского договора и образованием Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В состав ЕОУС вошли Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Германия и Франция(«европейская шестёрка», которая впоследствии стала движущей силой европейской интеграции). В том же году при посредничестве США был учреждён Европейский платёжный союз.
1952 Европейское оборонительное сообщество (ЕОС). 27 мая 1952 года те же страны подписывают договор об образовании Европейского оборонительного сообщества (ЕОС). 10 сентября того же года параллельно начинается подготовка договора, который утвердит Европейское политическое сообщество.
Но в 1954 году Национальное собрание Франции отвергло договор о ЕОС, после чего прекратилась подготовка и договора о ЕПС.
В 1950-х политическая и оборонная интеграция не удалась, в отличии от экономической
Таким образом, в начале 1950-х годов странам «европейской шестёрки» не удалось начать интеграцию в оборонной и политической сферах. Но интеграция продолжала развиваться в других сферах, в первую очередь в экономической.
1957 Европейского экономического сообщества (ЕЭС) Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) 25 марта 1957 года всё те же шесть государств подписывают два бессрочных договора об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Эти договоры вступили в силу 1 января 1958 года. Целью ЕЭС было создание таможенного союза в рамках стран «шестёрки» и последующий переход к общему рынку, что должно было обеспечить свободу движения товаров, физических лиц, услуг и капиталов.
Расширение ЕЭС 1970-е В 1973 году к сообществу присоединились Великобритания, Дания и Ирландия. ВВП ЕС благодаря этому повысилось более чем на 30%. А во второй половине 1970-х начались переговоры о вступлении в европейское сообщество Греции, Португалии и Испании на фоне политических перемен в этих странах. Греция стала десятым членом ЕС в 1981 году, а Испания и Португалия присоединились в 1986 году.