Для чего нужен предмет литература в школе

Важность литературы в школьной программе

Для чего нужен предмет литература в школе. Смотреть фото Для чего нужен предмет литература в школе. Смотреть картинку Для чего нужен предмет литература в школе. Картинка про Для чего нужен предмет литература в школе. Фото Для чего нужен предмет литература в школеНекоторые школьники не понимают, для чего нужно читать книжки. Вместо этого современная молодежь предпочитает общаться в социальных сетях и играть в компьютерные игры. При этом подростки совершенно не осознают важности литературы в школьной программе и всячески игнорируют эту учебную дисциплину.

Чтобы ответить на вопрос, для чего нужно изучать литературу школьникам, совсем не обязательно вести теоретические дискуссии и вдаваться в дебри литературоведения. И самое главное, нет смысла придумывать, чему и для чего может служить литература в школе. Необходимо понять, для чего она нужна в реальной жизни.

Благодаря книгам, мы лучше понимаем людей, жизнь, окружающую нас, узнаем о лучших человеческих идеалах. Читая то или иное произведение, мы сопереживаем героям, и это значит, что книги развивают наши чувства, делают нас эмоционально более чуткими и тонкими.

Начитанность имеет большое значение. И не случайно даже при поверхностном знакомстве с человеком несложно догадаться, любить ли он читать и какие книги его интересуют.

Знакомиться с художественной литературой совершенно необходимо, ведь именно там собран весь опыт, приобретенный человечеством. Иными словами, читая книги, человек учится жить. Польза произведений Толстого, Достоевского неоценима, ведь взгляды этих писателей научили людей мыслить по-иному.

Прочитав роман, подросток поймет горе отвергнутой любви, обаяние внутренней, а не внешней, красоты, грусть человека о прошедшей юности… Некоторые люди, не понимающие важности литературы в школьной программе, утверждают, что она воспитывает лишь тем, что учит подражать положительным персонажам и ненавидеть отрицательных. Но такое мнение слишком примитивно и односторонне.

Художественная литература помогает развивать чувства и воспитывает правильное отношение к жизни, однако подросток не может все в книге понять самостоятельно. Для этого и нужен учитель. Изучая любую книгу, вы должны четко понимать, чем и в чем именно она может приблизить школьника к идеалу, чем и в чем сделает его лучше. Это и будет для вас той направляющей внутренней силой, которая будет диктовать вам определенную систему работы.

Источник

Сочинение на тему “Необходимость изучения литературы в школе (нужно ли изучать литературу современным школьникам?)”

Литература является одним из важнейших школьных предметов. Чтение художественной литературы вообще очень полезно как для детей, так и для взрослых. При чтении развивается воображение, память, пополняется словарный запас, расширяется кругозор и улучшается грамотность. Читая книги, человек развивает и свою эмоциональную сферу: учиться любить и прощать, сопереживать и анализировать. На уроках литературы дети изучают историю развития литературы. Ученики узнают разнообразие литературных форм и стилей, научатся оценивать поступки литературных героев. На нашем обучающем портале вы можете посмотреть уроки по литературе, выполнить задания к урокам или учителю. Даже если ваш ребёнок обучается дома, он сможет поучиться у лучших учителей.

Развитие литературы

На уроках литературы дети знакомятся со многими художественными произведениями, различными формами и стилями написания. Изучение литературы происходит постепенно. Сначала дети изучают мифы и сказки, затем знакомятся с понятием древнерусская литература и постепенно переходят от неё к русской литературе XIX-XX веков.

Древнерусская литература возникла вместе с появлением на Руси христианства и церкви. Первые книги были привезены на Русь извне. Это были в основном церковные тексты, переведённые на русский язык. Основная тема литературы в это время — история Руси и смысл человеческой жизни. Древнерусская литература описывает жизнь исторических личностей. В ней почти нет места выдумке. Авторы безлики и пишут о том, что происходит вокруг. Всё это обуславливает тот факт, что древнерусская литература имеет большое значение для истории, ведь она несёт в себе много исторических данных. Например, «Слово о полку Игореве» является одним из известных памятников древнерусской литературы, дошедших до нас. В этом произведении рассказывается о неудачном походе русского князя Игоря Святославовича на половцев. «Слово о полку Игореве» хоть и относится к древнерусской литературе, но содержит в себе фольклорные и языческие мотивы, которые переплетаются в этом произведении с христианскими.

На портале вы можете также узнать точку зрения, согласно которой — «Слово о полку Ирогеве» ни что иное, как фальсификация конца XVIII века. А также, почему это произведение содержит в себе следы разных эпох от XII до XVIII века. Другим достаточно сложным для изучения произведением русской литературы является поэма великого русского писателя XIX века Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Это произведение было задумано трёхтомным, но напечатан был только первый том.

В поэме «Мертвые души» много лирических отступлений, которые создают особое настроение. В них Гоголь выразил свои размышления и глубокие переживания. В курсе литературы вы узнаете о смысле названия поэмы «Мертвые души», историю написания произведения, а также исторический контекст, который Николай Васильевич вкладывал в поэму. Отдельно разбирается одно из лирических отступлений — новелла «Повесть о капитане Копейкине», которая является частью «Мертвых душ», но долгое время была запрещена цензурой. В курсе лите­ратуры ещё много замечательных произведений как русских, так и зарубежных писателей и поэтов, которые позволяют оценить разнообразие и богатство литературных жанров и идей. Это А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.А. Блок и многие другие. И каждому из них в курсе литературы уделяется достаточно времени, чтобы ученики смогли ознакомиться с их творчеством.

Вечная истина, говорящая о том, что человек перестает мыслить, когда перестает читать, по-моему, является актуальной и в наш такой динамичный и неспокойный ХХІ век.

Конечно же, это касается, прежде всего, настоящей классической литературы, проверенной если не веками, то хотя бы десятилетиями. А не широко разрекламированного «чтива», которое и книгой язык не поворачивается назвать. Нет никаких сомнений относительно того, что нынешний век требует интеллектуально развитых, грамотных людей. Причем, приобретенные ими знания и сведения не должны быть просто набором определенной информации. Ее необходимо осмыслить, проанализировать. Хочется снова обратиться к мудрой мысли, почерпнутой, кстати, из классической литературы. Она гласит, что дабы стать грамотным человеком, нужно прочитать всего несколько книг. Но чтобы их найти, следует прочитать сотни других.

Вывод первый: читать нужно, чтобы уметь мыслить. Литература – это источник исторических сведений, преподносимых читателю живо и интересно. Благодаря таланту писателя читатель буквально погружается в описываемую эпоху. Тут и бытовые подробности, и одежда, и интерьер, обычаи и традиции. Немного фантазии – и человек оказывается, к примеру, на средневековом рыцарском турнире вместе с благородным Айвенго В. Скотта или на балу девятнадцатого века с героями произведений русских классиков. Конечно, можно сказать, что в современных фильмах и компьютерных играх это можно увидеть своими глазами, не особо напрягаясь. Почувствуйте разницу. Там подается все красиво, но в готовом виде. Книга же заставляет работать воображение человека, перенося его силой слова в конкретную эпоху.

Вывод второй: читать нужно, чтобы больше знать и развивать фантазию, образность мышления. Литература – это его величество Слово, эстетичное, многоликое и прекрасное. К сожалению, в ХХІ веке словесная деградация очень заметна. Это, с моей точки зрения, напрямую связано с чтением, а вернее с нежеланием читать классические произведения. Язык классики сочен, ярок, насыщен образами, а самое главное – это истинный литературный язык, которым должен владеть каждый культурный человек. При постоянном чтении обогащается словарный запас. Пословицы, поговорки, крылатые выражения, словесные образы насыщают речь, делая ее по-настоящему красивой и богатой.

Вывод третий: читать нужно, чтобы обогащать свою устную и письменную речь. Рассуждения не просто о пользе, а о необходимости чтения истинной литературы в веке нынешнем можно продолжить. Но даже то, что сказано, доказывает: «Литература в ХХІ столетии необходима!»

Посмотрите эти сочинения

Где найти уроки по литературе?

Чтобы изучать литературу, нужно, в первую очередь, много читать. Но вам не обойтись и без учителя, который обратит внимание на важные моменты, пояснит то, что непонятно или заставляет сомневаться. И для этого совсем не обязательно искать репетитора. Если ваш ребёнок учится дома, вы всегда можете обратиться к обучающему порталу InternetUrok.ru, где школьные учителя в видеоуроках доступно изложили весь материал, а если что-то останется непонятным, вы всегда можете задать вопрос прямо на сайте. Если вы сами являетесь учителем, вы также можете обратиться к видеоурокам, чтобы сравнить вашу подачу информации ученикам с приёмами других учителей.

Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Мой Мир Facebook Livejournal Твиттер

Ссылка на страницуCкопироватьЧтобы скопировать ссылку, выделите ее и нажмите [Ctrl] + [C]

Источник

Зачем нужна литература в школе

Личное

Недавняя информационная волна, на поверхности которой плавали какие-то нелепые списки произведений – не то для школьной программы литературы, не то для рекомендованного внеклассного чтения – не могла не обратить мысли к этому школьному предмету, согласно общепринятому мнению, одному из центральных в образовательном комплексе средней школы.

Разумеется, первое, что приходит в голову – это личные воспоминания. Так сказать, мой собственный опыт знакомства с этим предметом, приобретенный давным-давно, в эпоху классической советской школы, когда среднее образование, согласно нередко высказываемым ныне мнениям, «не было еще разрушено варварскими реформами».

Так вот, что же дало мне изучение литературы в школе?

Сразу скажу, что учился я довольно прилежно, все полагающиеся произведения прочитывал – причем, прочитывал как положено: до 1 сентября года изучения этого произведения в программе. Это, несомненно, было полезно: даже почтение таких текстов, как «Что делать?» Н. Г. Чернышевского или «Как закалялась сталь» Н. А. Островского оставило определенный след в мозгу и, в общем, даже не казалось мне тогда особо скучным. Во всяком случае, я об этом чтении не жалею и не жалел никогда.

Сами же уроки литературы, напротив, не оставили следа никакого – помимо ощущения бездарно потраченного времени. Какие-то отрывочные воспоминания всплывают, относящиеся к разным годам (а я учился в трех весьма разных школах): «дети, найдите в тексте описания природы» или «покажите, как писатель показывает трудную жизнь крепостного крестьянина». Все это было исключительной бессмыслицей, ничего не добавлявшей ни разуму, ни сердцу. И никаким образом не повлиявшей на мои литературные взгляды и предпочтения.

Все же, дав себе труд напрячь память, я смог извлечь оттуда еще несколько крупиц информации. Всплыли уроки литературы в седьмом классе, в школе, где я проучился лишь один год, и где у нас словесность преподавала крайне глупая и неразвитая (хотя и весьма добрая) учительница, сильно уступавшая всем прочим, встреченным мною в школьные годы. Зато она одна знала, что делает: готовила учеников к написанию экзаменационных сочинений. Для этого она заставляла фактически заучивать множество словесных штампов – банальнейшие речевые обороты, вырванные из контекста стихотворные стоки или двустрочия, эпитеты, истоптанные как ступенька в жилконторе. Надо было нагрузить себя всем этим мусором, а затем научиться жонглировать им. Вот и все.

Надо сказать, что это было правильно и хорошо работало – ибо было конгениально самому явлению школьных экзаменационных сочинений. Которые, вопреки публично декларируемой цели, никаким образом не проявляли умение ученика связно мыслить и связно излагать свои мысли письменно. Никто мыслить в этих сочинениях и не пытался – в том числе и даже особенно те, кто в принципе мыслить мог: это было не только не нужно, но и опасно – ибо грозило выходом за границы шаблона, а значит и дополнительной неопределенностью оценки. Как не годились эти сочинения и для проверки навыков правописания: ограниченный набор заученных шаблонов ничего общего не имел с реальными трудностями орфографии и пунктуации, с которыми человека сталкивает жизнь.

В общем, единственный, реально проверяемый в этом состязании навык состоял в вышеупомянутом умении лить речевую воду, говоря, не сказать ничего. В практике позднебрежневского СССР это было до некоторой степени полезное умение.

К сказанному я, пожалуй, могу добавить еще и отцовский рассказ о преподавателе литературы его школьных лет. Это был конец сороковых годов прошлого века – так вот, учитель, преподававший литературу в одном закрытом учебном заведении, счел, что главной целью его труда является пробуждение у школьников интереса к чтению. Чего он и добивался, по словам отца довольно результативно – просто читая вслух те или иные отрывки, способные заинтриговать мальчиков. И мальчики шли в библиотеку.

Больше мне сказать нечего – иных примеров осмысленного преподавания литературы в школе я не знаю, хотя и верю, что такие были и есть. Однако, это уже будет не феномен учебного курса, а феномен личности преподавателя – которому, в известном смысле, все равно, что преподавать, хоть телефонный справочник. На меня, например, сильнейшее позитивное впечатление произвел учитель труда в том же седьмом классе – которого я и застал-то мельком, но запомнил до конца дней как пример исключительно гармонично и разносторонне развитой личности, настоящего мужчины и педагога.

Но пора уже, пора переходить от частного к обобщениям…

Общее

Любая деятельность должна иметь цель – иначе она превращается в карго-культ. Какое целеполагание было в советской школе относительно курса литературы? Как я уже сказал, всяческие слова про развитие мышления, навыков устной и письменной речи – это просто слова. Ничего, приближающего к этой цели в курсе реально не предусматривалось, за исключением, разве лишь, чтения программных произведений как такового – но и этого чтения при известной ловкости можно было избежать. (Собственно, подобную ловкость этот курс и воспитывал.)

Зато имелась другая, весьма ярко выраженная цель. Курс литературы рассматривался в качестве иллюстрированного приложения к школьному курсу истории – основной идеологической компоненты советской школы. То есть, изучаемая литература рассматривалась в качестве источниковедческой базы исторических построений. Тут, в принципе, можно довольно долго рассуждать вообще о феномене наших представлений о старой русской жизни, в значительной степени основанном на чтении русских классиков и почему-то очень слабо коррелирующим со скучными достижениями клиометрии и разных прочих позитивных исторических дисциплин – но я сейчас не об этом.

А о том, что, конечно, помимо сказанного, были еще и иные цели – не важно, осознаваемые или не осознаваемые теми, кто стоял тогда у руля.

Разумеется, эта как будто бы бессмысленная и безрезультатная возня с текстами литературных классиков создавала то, что называется культурным шаблоном. Это такая многослойная довольно штука – включающая, например, в себя столь разные вещи, как:

1. речевые клише – цитаты, контекст которых понятен всем и потому позволяющие сократить объем информационного обмена (размеры текстов)

2. нечто, играющее роль пароля – позволяющее разделить людей на своих и чужих: чужие не знакомы с школьными хрестоматийными текстами.

3. создание системы национальных безусловных авторитетов – то, что особенно ценно в социумах, склонных к авторитарности. Говоря иначе, если в доме когда-то жил Пушкин, то его уже не снесут ради строительства казино. И финансирование Пушкинского Дома является безусловным обязательством любого российского правительства. Получается некий культурный якорь, общепризнанная ценность, от которой, как от печки можно строить целую ценностную систему. В иных обществах эту роль играет религия – но не у нас…

Другими словами, речь идет о малозаметных кирпичиках, лежащих внутри нашей национальной идентичности.

Отметим, однако, что при этом ничего не говорится о том, что именно делается с литературной материей во время такой выработки шаблонов – по идее, нет особой разницы, что – лишь бы побольше вертели в руках.

К чему я? К тому, что эта, последняя цель остается актуальной и сегодня, тогда как первая – слава Богу, ушла в историческое небытие. А с ней, возможно, и некоторое особое место художественного чтения как вида времяпрепровождения и способа общественного мышления, существовавшее в русском логоцентрическом социуме двух предшествующих веков, когда литературные журналы во многом заменяли общественно-политическую жизнь.

Мне представляется, что весьма актуально и даже – сверхактуально преодоление неумения наших школьников (да и вообще людей) работать с текстами. И отнюдь не только и даже не столько – с литературными текстами. Мы не умеем читать газету, не умеем понять смысл опубликованного государственного акта, не умеем сформулировать логически непротиворечивые правила для чего-либо, дать корректное определение понятию, правильно построить аргументацию, написать вежливое письмо, вести корректный диспут. Результатом этого являются и наши убогие собрания, многословные, изматывающие и бестолковые, и наш убийственный уровень юридического языка, наша повышенная конфликтность, и масса разных прочих далекоидущих следствий.

Это очень давняя беда – можно сказать, традиция русской культуры – но это не значит, что ничего сделать нельзя. Наверное, стоило бы разработать такой курс словесности, в котором произведения классической литературы станут присутствовать лишь как некоторая его часть, не претендуя на построение в рамках курса целостной истории русской литературы, но предполагая более активное и живое с ними оперирование – возможно, с использованием возможностей компьютера по поиску и редактированию текста. Зато школьнику придется познакомиться с правилами и приемами риторики – разумеется, с соответствующим практикумом, – столкнуться с текстами судопроизводства и законодательства, попробовать себя в анализе сообщений СМИ, создать фрагмент толкового словаря и так далее. Всяк, будет полезнее и живее, нежели «образ Чацкого, как лишнего человека эпохи крепостничества».

Источник

Быть иль не быть? Зачем нужно изучать литературу?

Урок 7. 12 видеоуроков для повышения мотивации школьников к учёбе

Для чего нужен предмет литература в школе. Смотреть фото Для чего нужен предмет литература в школе. Смотреть картинку Для чего нужен предмет литература в школе. Картинка про Для чего нужен предмет литература в школе. Фото Для чего нужен предмет литература в школе

Для чего нужен предмет литература в школе. Смотреть фото Для чего нужен предмет литература в школе. Смотреть картинку Для чего нужен предмет литература в школе. Картинка про Для чего нужен предмет литература в школе. Фото Для чего нужен предмет литература в школе

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Для чего нужен предмет литература в школе. Смотреть фото Для чего нужен предмет литература в школе. Смотреть картинку Для чего нужен предмет литература в школе. Картинка про Для чего нужен предмет литература в школе. Фото Для чего нужен предмет литература в школе

Для чего нужен предмет литература в школе. Смотреть фото Для чего нужен предмет литература в школе. Смотреть картинку Для чего нужен предмет литература в школе. Картинка про Для чего нужен предмет литература в школе. Фото Для чего нужен предмет литература в школе

Для чего нужен предмет литература в школе. Смотреть фото Для чего нужен предмет литература в школе. Смотреть картинку Для чего нужен предмет литература в школе. Картинка про Для чего нужен предмет литература в школе. Фото Для чего нужен предмет литература в школе

Конспект урока «Быть иль не быть? Зачем нужно изучать литературу?»

– Читать классику – скучно!

– Произведения из школьной программы – непонятные!

– Литература в школе должна заинтересовывать, но на самом деле она может только привить отвращение к чтению!

Наверняка вам приходилось слышать что-то подобное. Очень может быть, что вы и сами сталкивались с тем произведением из курса школьной литературы, которое казалось вам неинтересным, чересчур мрачным или затянутым. Или попросту непонятным. Может быть, вы даже задавались вопросом: а зачем мы вообще изучаем литературу? Так ли уж она нужна в нашу стремительную Интернет-эпоху, когда всё больше ценятся технические знания? Может быть, нужно вообще исключить литературу из школьного курса? Или заменить чем-нибудь практическим, вроде экономики?

Быть иль не быть? – задал себе вопрос шекспировский герой. Зададимся похожим вопросом: изучать или не изучать? И попробуем поразмыслить – что же может дать нам изучение литературы?

Прежде всего – грамотность. Наверняка вы не раз слышали, что сейчас наступает эпоха тотальной безграмотности, и ошибки начинают встречаться даже там, где их по определению быть не должно – в газетах и рекламе, в выпущенных крупными издательствами книгах… да что там – даже в учебниках! Снижение уровня грамотности – первый признак того, что люди мало читают. Или читают тексты, написанные любителями и не прошедшие серьёзной редактуры и корректуры.

Не зря многие примеры из упражнений по орфографии и пунктуации берутся именно из классики. Постоянное чтение позволяет поддерживать грамотность на достойном уровне – особенно если читать внимательно, а не бегло, запоминать написание отдельных слов, анализировать то, как строятся фразы.

А ещё литература позволяет обогащать словарный запас. Творения классиков – отличный пример богатой речи. Кроме того, построение фраз, диалоги, обращения и метафоры – всё это словно отпечатывается в нашем сознании. Человек начитанный будет не только с лёгкостью подбирать слова – он будет легче строить предложения. Речь его станет более гладкой.

Для чего нужен предмет литература в школе. Смотреть фото Для чего нужен предмет литература в школе. Смотреть картинку Для чего нужен предмет литература в школе. Картинка про Для чего нужен предмет литература в школе. Фото Для чего нужен предмет литература в школе

Некоторые могут заметить: но ведь речь некоторых классиков давно устарела! Произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского переполнены непонятными нам словами и несовременными синтаксическими конструкциями! Зачем же тащить всё это в свою речь?

Но это не минус литературы – это её плюс. На примерах произведений классики мы можем увидеть – как развивался русский язык. Каждый текст классиков – это небольшой музей русской речи, в который можно наведаться, чтобы полюбоваться устаревшими словами, поглядеть на то, как автор вырабатывал стиль – чтобы заняться выработкой своего собственного стиля.

Кстати, мы можем познакомиться в этих произведениях-музеях не только с архаизмами и историзмами! Здесь же нас ждут картины жизни людей из разных эпох и разных сословий, их обычаи, среда, в которой они вращались. Мы можем познакомиться с проблемами, которые волновали наших предков. С их верованиями и их мировоззрением. Не зря изучение литературы начинается с народного творчества, которое впитало в себя древние традиции и обряды.

А художественные произведения? У каждого из них – свой колорит. Вот деревенские картины Некрасова, или Петербург Достоевского. Или даже ужасы войны в произведениях писателей-фронтовиков…

Для чего нужен предмет литература в школе. Смотреть фото Для чего нужен предмет литература в школе. Смотреть картинку Для чего нужен предмет литература в школе. Картинка про Для чего нужен предмет литература в школе. Фото Для чего нужен предмет литература в школе

Очень многие тексты, которые входят в школьную программу, вполне реалистично показывают жизнь. Иногда по ним можно буквально изучать историю, географию… и даже психологию! Ведь писатели стараются реалистично показать не только обстоятельства, в которых действуют их герои. Они стараются правдоподобно изобразить и сами характеры: будь то образы героев, антигероев или типичных «маленьких людей». Как они ведут себя обычно? Как действуют в необычных ситуациях? Как бы мы поступили на их месте и как вообще можно общаться с тем или иным типом людей? Иногда литература способна дать больше ответов, чем модные интернет-тренинги.

– Но мне ужасно скучно читать! – возразит здесь мысленно кто-то. – Мне не нравятся эти авторы, мне не нравятся их произведения… мне вообще ничего не нравится в этом предмете!

Почему-то никто не требует увлекательности от математики или физики. И даже от истории и географии.

Для чего нужен предмет литература в школе. Смотреть фото Для чего нужен предмет литература в школе. Смотреть картинку Для чего нужен предмет литература в школе. Картинка про Для чего нужен предмет литература в школе. Фото Для чего нужен предмет литература в школе

Но все думают, что именно литература призвана развлекать! Нет. Литература словно вобрала в себя функции всех предметов – в том числе и точных наук. Как и у математики, её призвание – развитие ума. Анализируя литературные произведения, мы превращаемся в сыщиков. Мы учимся исследовать и подмечать детали, выстраивать в один ряд факты, делать предположения и верно аргументировать свои мысли. Что значимо, а что – нет? Почему герой поступил именно так и где прописана его мотивация? Как можно истолковать финал произведения? Что скрывается за этой метафорой? Каждое произведение – своего рода ребус, задача, которую нужно решить. А ещё это спор. Ведь наше мнение может не совпадать с мнением персонажа, писателя или критика. И нужно уметь правильно задавать вопросы, правильно отыскивать подтверждение в тексте – чтобы обосновать свою позицию.

Грамотность, гладкая речь, широта знаний, умение анализировать, аргументировать и подмечать детали… Всё это может быть востребованным как раз в век информационных технологий. Но неужели литература даёт только это?

Нет. Потому что она учит не только мыслить, но и чувствовать. Способность сопереживать и ставить себя на место другого – необходима в развитом обществе. И чтение текстов – это отличный тренажёр, чтобы в этом попрактиковаться. Можем ли мы принять все выборы героев? Почему некоторые поступки персонажей сейчас кажутся нам глупыми? Несправедливость окружающего мира, способность к прощению, даже возможность взглянуть на себя со стороны – всё это мы можем пройти вместе с литературными персонажами. И стать немного мудрее и добрее.

А ещё литература учит нас чувствовать красоту. И если кому-то не нравятся развёрнутые описания природы – он может погрузиться в музыкальные переливы поэзии. Или в завораживающие метафоры и эпитеты. Или в неповторимую ритмичность прозы некоторых авторов. Или просто наслаждаться юмором и иронией – ведь и в них есть своя прелесть! Иногда уроки литературы даже дают нам возможность заглянуть за кулисы и попытаться понять – как у автора получилось так очаровать читателей? Тогда мы говорим о средствах художественной выразительности…

Литература – универсальный вид искусства. Она пополняет багаж наших знаний, учит мыслить и чувствовать, позволяет усовершенствовать навыки письменной и устной речи и прикоснуться к прекрасному. Что-что? Хорошие фильмы или театр тоже так могут?

Нет. Потому что у литературы есть ещё одно, последнее качество.

Художественный текст заставляет работать наше воображение. Мы вынуждены сами создавать образы того, о чём читаем. В фильмах, театре, играх, комиксах – есть режиссёры, декораторы, художники… А при чтении режиссёром, художником и декоратором становимся мы.

Для чего нужен предмет литература в школе. Смотреть фото Для чего нужен предмет литература в школе. Смотреть картинку Для чего нужен предмет литература в школе. Картинка про Для чего нужен предмет литература в школе. Фото Для чего нужен предмет литература в школе

Только книга позволяет нам стать соавтором произведения, оживить встречи персонажей и диалоги в своём сознании. Ни один из видов искусства не развивает нашего воображения так же, как литература.

Наверное, именно поэтому литература – а особенно классика – служит бесконечным источником культурных отсылок. Произведения постоянно экранизируются, обыгрываются, цитируются и упоминаются. И не знать литературы – значит совершенно выпасть из культурного процесса.

Что может подарить нам книга? Всё что угодно – от новых знаний и захватывающих ощущений до умения решать загадки и общаться с людьми. Речь. Чувство прекрасного. Развитое воображение… наконец, проживание десятков и сотен жизней в разных временах, городах… даже мирах.

Именно поэтому изучение литературы не заменит ничто.

Поэт Всеволод Рождественский как-то написал:

Стареют книги… Нет, не переплёт,
Не тронутые плесенью страницы,
А то, что там, за буквами, живёт
И никому уж больше не приснится.

Остановило время свой полёт,
Иссохла старых сказок медуница,
И до конца никто уж не поймёт,
Что озаряло наших предков лица.

Но мы должны спускаться в этот мир,
Как водолазы в сумрак Атлантиды,–
Былых веков надежды и обиды

Не только стёртый начисто пунктир:
Века в своей развёрнутой поэме
Из тьмы выходят к Свету, к вечной теме.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *