Для чего нужна биометрия в сбербанке
Что такое биометрия в Сбербанке
Что такое биометрические данные?
Биометрические данные включают в себя любые параметры человека, выраженные в абсолютных значениях. Данные могут быть:
Уже в скором времени привычно будет, пользуясь услугами Сбербанка, идентифицироваться в различных системах не с помощью бумажной фотографии и паспорта. А с использованием электронного снимка высокого качества и уникальных характеристик голоса.
Зачем Сбербанк собирает биометрические данные?
С 2018 года Сбербанк все больше уходит в цифру, начав сбор биометрических данных. Биометрия в Сбербанке позволит клиентам получать доступ к большему количеству банковских услуг дистанционно. Цифровая идентификация выгодна как банку, так и пользователям:
При этом, при удаленном получении услуг особенно это актуально для жителей страны, которые живут в труднодоступных местах и в малонаселенных пунктах.
До 1 июля 2019 года каждый первый счет в каждом новом банке необходимо было открывать с помощью очной явки. Теперь достаточно однократно явившись в отделение:
К слову сказать, Тинькофф Банк с 2011 года собирает биометрические данные:
Требования к качеству информации, которая будет использоваться в Сбербанке более жесткие:
В настоящее время при звонке в контактный центр, оператор запрашивает паспортные и личные данные, кодовое слово. Иногда люди опасаются в телефонном разговоре передавать собственные данные. Кроме того, эта процедура передачи данных занимает много времени. К тому же можно допустить ошибку.
Благодаря биометрии, система мгновенно распознает по голосу и безошибочно идентифицирует клиента. Даже если голос изменился в результате болезни, индивидуальный тембр сохранится. Если система не распознает голос, то:
Какие данные собирает Сбербанк?
Центральный Банк РФ разработал законопроект, согласно которому российским банкам рекомендовано собирать биометрические данные россиян и вносить в Единую Биометрическую Систему (ЕБС), доступную всем кредитным организациям. Прежде всего:
Запись голоса производится при помощи микрофона. Все данные обрабатываются в высокотехнологичных программах.
Идентифицировать личность будет техника, а человек исключается из системы распознавания. Используют именно голос и изображение лица, потому что их при установлении личности посредством удаленных сервисов:
Следует знать, что биометрию в любое время можно пересдать. Эксперты даже рекомендуют обновлять свою запись в базе данных с периодичностью один раз в три года.
Как отказаться от биометрии в Сбербанке?
После того как представитель Сбербанка разъясняет особенности системы, клиент дает добровольное согласие на предоставление собственных биометрических данных.
Отказаться от предоставления биометрических данных можно:
Потребуется выбрать любой способ:
Прохождение биометрии
Пройти биометрию можно при личном посещении банка или используя банкомат. Порядок, следующий:
По отзывам тех, кто уже прошел процедуру биометрии, процесс сдачи может занять значительное количество времени в связи с тем, что техника может подвести.
Как использовать биометрию?
При звонке в колл-центр не нужно будет передавать какие-либо данные, сразу после произнесения первого слова, система распознает голос клиента и поприветствует его, назвав по имени и отчеству.
При желании получить кредит или открыть вклад дистанционно, потребуется:
Безопасность передачи данных
К тому же разработчики программы учитывают все нюансы и возможные проблемы, и стремятся свести их к минимуму:
Почему оплата по биометрии — это безопасно
Оплачивать покупки по Face ID или Touch ID — это удобно. Минимум взаимодействий: не нужно вводить номер карты и CVV. Но даже биометрические данные можно подделать. Выяснили, как компании и банки борются с таким мошенничеством.
Как работает биометрия и как её обманывают
Биометрические данные — это ваши уникальные биологические и физиологические характеристики: лицо, голос, рисунок отпечатка пальца или радужной оболочки глаза. Их используют для идентификации пользователя при оплате или оказании услуг удалённо. Например, с помощью биометрических данных вы можете оплачивать покупки картой, не прикладывая пластик к терминалу, полностью бесконтактно.
Чтобы система начала вас узнавать, нужно согласиться на обработку биометрических данных и сдать их. Каждый раз при использовании ваше изображение будут сравнивать с контрольными данными, которые вы сдавали впервые. Аналогично айфон при первой активации запоминает мимику вашего лица и отпечаток пальца, а потом каждый раз ищет сходства с первой версией.
Обмануть биометрию сложнее, чем получить доступ к контрольным вопросам или кодам из СМС для подтверждения оплаты. Самый простой и дешевый способ — подменить реального человека его фотографией или спроектировать 3D-модель лица, но это дорого и долго.
Мошенничество такого рода называется спуфингом.
Как компании защищают от взлома
Перед тем, как одобрить операцию, система проверяет, кто перед ней — реальный человек или его фотография. Такие методы защиты называются «liveness detection». Они бывают аппаратные и программные.
Аппаратные методы — значит с использованием дополнительного оборудования: инфракрасных, термальных, 3D-камер, дополнительных датчиков. Это дорого, но эффективно. Их внедряют производители мобильных телефонов, от чего цена устройств растёт и становится доступна не всем. В этом минус таких методов.
Есть и другие способы — программные. Не требуют дополнительного оборудования и работают на всех устройствах с Face ID. Чтобы отличить реальное лицо от поддельного, система просит пользователя что-нибудь сделать: моргнуть, повернуть голову, улыбнуться. Она анализирует человеческое лицо как 3D-объект, поэтому фотография проверку не пройдёт.
Программные методы называются «активными», потому что требуют участия пользователя. Их можно обойти, используя видеозапись или 3D-имитацию лица и мимики, но такие реплики дороги в производстве. Минус программных методов в том, что они всегда требуют дополнительного пользовательского участия.
В других случаях система использует плоское изображение и анализирует текстуры, тени и свет. Эти методы называются «пассивными», потому что незаметны пользователю.
Какие методы используют банки
Банки подходят к проблеме комплексно — используют и аппаратные, и программные средства защиты. На каждом устройстве с биометрией есть специальное оборудование:
- Бесконтактный датчик расстояния. Оплата с помощью биометрии происходит только когда клиент стоит прямо перед устройством. 3D-камера. Создаёт объёмное изображение и анализирует микромимику. Благодаря ей оплата по фото не пройдёт. NIR-камера ближнего инфракрасного диапазона. Она видит даже при плохом освещении, определяет температуру тела и подтверждает, что перед устройством действительно живой человек.
Расскажем на примере Сбербанка. На программном уровне он использует около 15 методов проверки. Часть из них реализована в приложении Сбербанк Онлайн. При сдаче биометрии в мобильном приложении вас попросят, например, повернуть голову влево, вправо, моргнуть.
Кроме основных liveness-методов, Сбербанк пользуется дополнительной защитой: шифрует данные (использует двустороннее TLS-шифрование) и проверяет подозрительные операции (фрод-мониторинг). Оплата всегда проходит через защищённый канал связи. Это исключает перехват данных от устройства до внутренней системы банка. Подозрительные операции по месту, времени и сегменту рынка строго контролируются и проверяются службой безопасности — банк связывается с клиентом, чтобы убедиться, что карта не захвачена мошенником.
Подробнее о том, какие ещё способы безналичной оплаты существуют, читайте в нашем спецпроекте.
Как одним взглядом купить продукты, остановить вирус и сэкономить на обеде
Весной 2020 года в 150 супермаркетах «Перекрёсток» появилась возможность оплатить покупки одним взглядом (совместный проект СберБанка, Visa и Х5 Retail Group с применением технологии Vision Labs). Это первый случай, когда оплата при помощи биометрии лица стала доступна в большой розничной сети — а значит, можно говорить о начале целой эпохи в развитии платёжных технологий.
Многие уже попробовали и оценили такой способ оплаты. Рассказываем, в каких обстоятельствах вам тоже может понравиться платить взглядом.
70% покупателей
планируют платить при помощи лица в будущем
Если не любите стоять в очередях
Без биометрии
Вы набрали полную корзину продуктов и встали в очередь в кассу. Нужно дождаться, пока каждый покупатель перед вами выложит покупки, достанет наличные, карточку или телефон, вспомнит ПИН-код. Если вы спешите или не отличаетесь терпением, ожидание может быть мучительным.
С биометрией
Оплата одним взглядом делает процесс быстрее: вы пробиваете все товары в кассе самообслуживания, для оплаты выбираете операцию «Оплата одним взглядом», на пару секунд снимаете маску и смотрите в камеру — и всё. Больше никаких лишних движений: не нужно доставать ни банковскую карту, ни смартфон. При операции свыше 1000 рублей нужно будет ввести код безопасности для дополнительной защиты платежа.
3 секунды на оплату взглядом
вместо 34 секунд при оплате наличными и 15 секунд при безналичной оплате — по подсчётам «Магнита»
Как это работает
Когда вы платите «взглядом», камера распознаёт изображение вашего лица и сопоставляет его с уникальным номером, привязанным к вашим биометрическим данным. Этот номер также привязан к счёту вашей карты. Если данные совпадают, оплата проходит.
Если опасаетесь подхватить вирус
Пандемия заставила нас избегать лишнего взаимодействия с другими людьми, и бесконтактные технологии в этот момент оказались как нельзя кстати, особенно в магазинах и ресторанах. Логично, что в рейтинге самых гигиеничных способов оплаты побеждает оплата взглядом.
Без биометрии
Хуже всего, если пользуетесь наличными: они переходят из рук в руки, по пути собирая самые разные бактерии и вирусы. По данным Роспотребнадзора, коронавирус может сохранять активность на денежных купюрах не менее суток, на монетах — не менее трёх часов. С бесконтактной картой всё гораздо лучше, но и с ней часто приходится касаться терминала, чтобы ввести ПИН-код.
С биометрией
При оплате взглядом человеческое взаимодействие сводится к минимуму: если платёж не превышает 1000 рублей, мы никак не контактируем ни с терминалом, ни с кассиром. Это сокращает риск заражения. При сумме покупки больше 1000 рублей нужно ввести код — если вы в перчатках, это безопасно.
54% покупателей
считают бесконтактную оплату одним из самых эффективных методов защиты от ковида во время шопинга
Если часто забываете кошелёк, телефон или ПИН-код
Без биометрии
До того, как появилась возможность платить телефоном с технологией NFC, забыть дома кошелек означало получить на свою голову проблемы на весь день — ни попасть в транспорт, ни поесть, ни снять наличные. Выбора не было — приходилось возвращаться домой за кошельком.
С биометрией
Даже если вы оставили дома не только деньги, банковские карты и смартфон, вы никак не урезаны в правах и возможностях. Голодать не придётся: лицо невозможно оставить дома, украсть или подделать.
Если любите скидки
Случается, что за оплату одним взглядом дают неплохие скидки. Например, до 30 сентября 2021 года такая акция действует в сети ресторанов Prime: там можно получить скидку 20% на еду и напитки, если оплатить взглядом.
Без биометрии
Салат «Цезарь» в Prime обойдётся в 209 рублей, суп из ярких овощей — в 200 рублей, а классический круассан — в 129 рублей.
С биометрией
После оплаты взглядом салат «Цезарь» будет стоить 167 рублей, суп из ярких овощей — 160 рублей, а классический круассан — 103 рубля.
Если переживаете за экологию и лишний пластик
Изделия из пластика могут разлагаться до 1000 лет. Это значит, что ваше имя, выгравированное на карте, смогут увидеть далёкие потомки. Можно было бы этому порадоваться, если бы не миллиарды других карт, которые археологи будущего найдут в культурном слое вместе с другими пластиковыми памятниками нашей эпохи.
Оплата «взглядом» и телефоном помогает сократить количество пластиковых карт — по прогнозам, через 5-10 лет пластик как средство оплаты уйдёт в прошлое. Уже сегодня каждая десятая новая карта, которую открывают клиенты СберБанка, живёт у них в телефоне исключительно в цифровом формате.
Около 20 млн карт
выпускается ежегодно только в России
Если беспокоитесь за безопасность
Без биометрии
Платежи по пластиковым картам достаточно хорошо защищены, но пластиковую карту можно потерять, и тогда мошенники смогут воспользоваться реквизитами вашей карты. Кроме того, злоумышленники могут подсмотреть ПИН-код.
С биометрией
Обмануть биометрию сложнее, чем получить доступ к контрольным вопросам или кодам из СМС для подтверждения оплаты. Лицо — ваш ключ, который очень сложно подделать. Кроме того, для безопасности бесконтактных платежей Сбер использует несколько уровней защиты:
Все биометрические данные хранятся в Сбере и передаются через шифрованные каналы с высокой степенью защищённости: мы ни с кем ими не делимся.
Как подключить оплату взглядом
В СберБанк Онлайн зайдите в «Профиль» → «Сбер ID» → «Оплата одним взглядом». Выберите карту, с которой будут списываться деньги, её можно позже заменить.
Биометрия в СберБанке
Технология, которая защищает ваши деньги и экономит время
Биометрия в Сбербанке
Технология, которая защищает ваши деньги и экономит время
Биометрия в Сбербанке
Технология, которая защищает ваши деньги и экономит время
Биометрия в Сбербанке
Технология, которая защищает ваши деньги и экономит время
Что такое биометрия
Биометрия — это система распознавания людей по физическим характеристикам. Именно так мы узнаем своих родных, друзей и знакомых, поэтому это самый естественный способ идентификации личности.
Чтобы сделать обслуживание проще и быстрее, СберБанк использует распознавание по лицу и голосу — только с согласия каждого клиента.
Обслуживание с биометрией удобнее и быстрее
Вы сможете проще решить свой вопрос в офисе банка — например, оформить карту. Для подтверждения вашей личности хватит взгляда в камеру. Технология в ближайшее время заработает во всех офисах.
Распознавание лица используется также в торговых точках и при входе на сайты банка и партнёров по Сбер ID.
При звонке в контактный центр пригодится голосовая биометрия — оператор задаст меньше вопросов для подверждения личности.
Ваши деньги защищены лучше
Лицо — ваш ключ, который очень сложно подделать. Поэтому если у мошенников окажутся ваши документы и личные данные, они не получат доступ к счёту.
В то же время вас мы узнаем даже с новой причёской, макияжем или бородой
Оплачивайте одним взглядом
В магазинах со специальными терминалами можно совершать покупки без карты — просто посмотрите в камеру.
Может ли банк тайком сделать фото для биометрии и как отказаться от снимка?
Не всем нравится, что банк хранит их снимок. Кто-то беспокоится, что попадёт в биометрическую базу данных и за ним начнут следить, кто-то боится утечки данных и череды подставных займов, а кто-то просто не хочет (я сегодня плохо выгляжу). «Я ж не в фотоателье пришла», — заявляют недовольные клиенты. Возникает вопрос, можно ли отказаться от фотографирования.
Для вашей же пользы
Телефончик в кредит? Фото: zen. yandex.ru
Видимо, наступил момент, когда банкам надоело разбираться с дефолтами, недовольными владельцами паспортов и полицией — в отделения банков и на торговые точки поставили камеры. С тех пор каждый кредит оформляется с фотографией. Это не защищает на 100% от мошенников, но облегчает поиски злоумышленника.
Сбор биометрии
Пару лет назад по стране прокатилась очередная череда скандалов — клиенты банков жаловались, что их фотографируют не только для оформления кредита, но и при открытии вклада или дебетовой карты.
Как раз в это время появился закон о биометрии. Люди забеспокоились, что сейчас без их согласия фотографию поместят в банк данных и будут использовать. Как — никто не знает, но неизвестность пугает.
Сдавайте биометрию. Фото: akm.ru
«Открытие» комментирует необходимость создания снимков так:
Во-первых, согласно требованиям законодательства в рамках 115-ФЗ (закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»), банки обязаны идентифицировать своих клиентов, при этом выбор необходимых для этого сведений и документов остается на усмотрение самих кредитных организаций. Таким образом, фотографирование клиентов необходимо для соблюдения регуляторных требований в части идентификации клиентов
Банк ссылается на регуляторные требования и говорит о том, что фото — один из методов идентификации клиента.
В Почта-банке объяснили необходимость фотографирования защитой от мошенников и сослались на Гражданский кодекс, согласно которому при заключении договора банковского обслуживания клиенту открывается счёт на условиях, согласованных сторонами.
Договором на открытие банковского счёта предусмотрена процедура аутентификации клиента по фотографии. Таким образом, принимая оферту банка о заключении договора банковского счёта, клиент соглашается и на фотографирование
Сейчас в большинстве банков подобная практика ушла в прошлое. При открытии вклада или дебетовой карты фото не требуется.
За последний год закон о биометрии был усовершенствован. Согласно последним поправкам, банк не может взять биометрические данные под видом других услуг. Например, кредитная организация не может вас сфотографировать во время оформления кредита и передать данные в единую биометрическую систему.
Давайте разграничим. Банк может делать фото для идентификации клиента — снимок будет храниться в информационных системах банка. Либо фото делается для единой биометрической системы — передаётся вместе с записью голоса в федеральное хранилище. Во втором случае клиент подписывает согласие, а сотрудник банка разъясняет суть процедуры.
Если вас до сих пор гложут сомнения и вы думаете, что банк в 2019 году поместил ваше фото в банк биометрических данных, то проверьте информацию о себе на сайте ЕБС. В случае чего сведения можно удалить.
Можно отказаться от фотографии?
Если снимок делается для оформления кредита, то надо понимать, что программа может быть настроена так, что заявка без фото не уйдёт. Клиентоориентированный менеджер в ответ на возмущения клиента вызовет для консультации руководителя отделения, начальника службы безопасности, юриста и прочих важных людей в костюмах. Но станут ли они под вас менять существующее программное обеспечение и внутренний регламент?
Кроме этого, нормы Гражданского кодекса говорят о том, что никто никого не может обязать заключать договор.
Юридический портал «Право» приводит слава партнёра юрфирмы «Рустам Курмаев и партнёры» Дмитрия Горбунова:
Принцип свободы заключения договора предполагает, что ни одна из сторон не может принуждать другую к его заключению, так что если клиент не хочет предоставлять свою фотографию, а банк несогласен заключать договор в отсутствие обязательных к предоставлению данных, то они могут просто этот договор не заключать
Одним словом, вы можете отказаться от фотографирования и долго объяснять свои права, цитируя наизусть ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ. Но банк вам откажет в обслуживании.
С биометрией иная история. Вы можете её не сдавать, и банк не вправе из-за этого отказывать в обслуживании. Однако законодательство меняется. Уже идут разговоры о внедрении услуг, которые без биометрии предоставляться не будут.