Для чего нужна эстетика
Кому и зачем нужна эстетика (отношение эстетики к художнику и публике)
Нужна ли кому-нибудь эстетика. кроме ученых-эстетиков? Зачем она художнику? Как мольеровский Журден всю жизнь, сам того не ведая, говорил прозой, так и художник соблюдает в процессе творчества законы эстетики, даже если думает, что творит только по велению души. Творческий поиск, не подкрепленный теоретическим обобщением художественной практики, часто не результативен. Когда художник встречается со сложной творческой задачей, хочет оценить собственную деятельность, ищет выход из творческого кризиса, ему трудно руководствоваться только интуицией — на помощь приходит эстетика. Творчество и его осмысление идут рука об руку. Аристофан, Леонардо да Винчи, Шекспир, Гете, Шиллер, Пушкин, Толстой, Достоевский и великие мастера, и великие исследователи тайн искусства.
Поэт Пиндар не уважал ученых стихотворцев и противопоставлял им поэта «милостью божьей», а философ Платон считал необходимым сочетание природных способностей с тренировкой и изучением теории. Со-
гласно же Псевдолонгину — автору трактата «О возвышенном» успех художника обусловлен «силой дарования» и «знанием правил»; высокое искусство невозможно без теории, помогающей избежать ошибок и совершенствующей мастерство.
Эстетика — и прямо, и опосредованно влияет на творчество, подкрепляя дар знанием. Но этим значение эстетики для художника не исчерпывается. Поэту необходима художественная концепция мира. Она — не запас накопленных художником философских знаний, она рождается в самой жизни из наблюдений над природой и обществом, из усвоения культуры человечества, из активного отношения к миру. Художественная концепция направляет талант и мастерство, в свою очередь формируясь под их воздействием, она определяет особенности видения мира, отбор жизненного материала. При этом наиболее непосредственно влияет на творчество художника тот пласт художественной концепции, системное выражение которого дает эстетика.
Эстетика нужна и воспринимающей искусство публике. Можно, конечно, читать книгу, как чичиковский Петрушка, получая удовольствие от самого процесса складывания букв в слова, можно увлекаться занимательностью сюжета. Но только теоретически развитому сознанию раскрываются глубины произведения, существо образной мысли художника. Воспитатель такого восприятия искусства—эстетика. Искусство доставляет одно из высших духовных переживаний —эстетическое наслаждение. Это о нем говорил Пушкин: «Над вымыслом слезами обольюсь», «гармонией упьюсь». Но полное и глубокое наслаждение искусством невозможно без художественной образованности, а последняя — без эстетики.
Перед человеком в повседневной жизни возникают теоретические вопросы и когда он пытается объяснить, чем ему понравился фильм, и когда он восторгается поступками героя на сцене, и когда он решает какой костюм ему идет.
Освоение мира осуществляется непременно в эстетической форме. Человеческая деятельность протекает на основе определенных эстетических идей, представлений, установок. Эстетика входит в труд, быт, в промышленное производство, формируя в человеке созидательное начало и способность воспринимать красоту.
Искусство в духовно-практическом, а эстетика в теоретическом плане сосредоточивают внимание на общечеловеческом, они актуальны, ибо способствуют сближению людей, у которых без согласия в мире нет будущего. Эстетика и искусство — фокус всей мировой культуры и средоточие гуманитарного опыта человечества. Эти сферы культуры сегодня чрезвычайно значимы для мирового сообщества и особенно для России.
3. Дает ли эстетика нормы искусству (отношение эстетики к художественному творчеству).
Во взаимоотношениях эстетики и искусства в истории сложились две точки зрения: 1) теоретик классицизма Н. Буало (XVII в.) трактовал эстетику как науку, предписывающую художнику правила; 2) другой французский ученый, И. Тэн (XIX в.), напротив, считал, что эстетика должна регистрировать факты искусства. Для современной эстетики и абсолютизация нормативности, и эмпиризм равно неприемлемы.
Если человек решит в нарушение закона Архимеда плыть с камнем на шее — он утонет. Художник свободен в выборе темы, средств, формы образной мысли, но, если он нарушит законы эстетики, действующие с непреложностью законов физического мира, его творение окажется за пределами искусства. Эстетика нормативна, поскольку она обобщает законы самого искусства. Ее выводы имеют силу объективных законов. Однако законы искусства не абсолютны — они исторически изменчивы. Основоположник балетного театра как самостоятельного вида искусства Ж. Ж. Новерр подчеркивал: «Правила хороши до некоего предела. Надобно уметь следовать им, но уметь также отказываться от них и вновь к ним возвращаться. Горе холодным художникам, цепляющимся за узкие правила своего искусства». (Новерр. 1965. С. 27).
Когда Бетховен ввел в симфонию хор, его сочли безумцем. Великий художник раздвигает устоявшиеся рамки творчества. Но он не может отменить законы, в которых сосредоточен весь предшествующий художественный опыт человечества. Он лишь вносит в них продиктованные новой действительностью, новым опытом коррективы или формирует (открывает) новые законы.
Современная историческая эстетика осмысляет искусство и его особенности в их движении.
Зачем нужна эстетика
Эстетика: разбор понятия
Под термином эстетика принято считать сущность и формы прекрасного в различных сферах, а именно художественном творчестве, в жизни и даже в природе. Причём личность, познающая все тонкости этого искусства, испытывает различные чувства и эмоции:
Эстетика: история термина
Эстетика была выделена в отдельную философскую дисциплину в 1750 году немецким философом А. Г. Баумгартеном. Он считал, что эта наука о восприятии жизни при помощи чувств.
Видео
Почему эстетика важна в нашей жизни
Изучая эстетику, все её аспекты в подробностях, невольно на ум приходит вывод о том, что сама эстетика, её деятельность выходят далеко за границы исключительно художественного искусства. Можно выделить несколько сфер, где она имеет значение для общества.
Экологическая эстетика. Изучает действия общества по отношению природы, окружающего его мира. Всем известно, что посредственное отношение к животному, растительному миру может привести к экологической катастрофе, а окружающая среда — одно из самых прекрасных творений нашего мира. Эстетика воспитывает в человеке правильные ценности, учит его отношению к природе, доказывая её ценность, ведь живые деревья — это естественная красота, свалки, обрубки – безобразие.
Трудовая эстетика. Эстетика изучает красоту даже производственной деятельности, это проектирование объектов, пошив одежды, любое другое творческое производство потребительских товаров. Она имеет значение, так как людей невольно привлекает то, что выглядит прекрасно.
Эстетик искусства. Самая непростая и разносторонняя группа, это музыка, художественные картины, поэзия. Отношение каждого к искусству индивидуально, одно произведение не может понравиться всем сразу, гибель персонажа способна растрогать не каждого, это определяет общество к определённым эстетическим категориям.
Эстетический порядок присутствует в каждой сфере жизни общества, даже если люди могут не замечать его.
Эстетика: влияние на человека
Эстетика имеет прямое влияние, так как эстетическое, художественное постепенное развитие личности становится рычагом изменения общества, где он живёт. Общественный прогресс не останавливается, предъявляет огромное количество требований к людям, требуя от них творческой активности, креативного мышления, напрягая духовные силы, проверяя душевные границы. Сила реформирования мира вынуждает общество демонстрировать свой эстетический потенциал, он оказывает равноценное влияние на формирование, этот факт ставит формирование эстетической, художественной культуры личности на важное место при создании благоприятных условий для жизни.
Эстетическое воспитание начинается с детства, первых шагов, когда только познаётся мир, тогда ребёнок ощущает, что что-то ему по душе, а другое вызывает смешанные, противные чувства, он эстетически познаёт себя через общение с другими людьми, с помощью своего окружения. Эстетическое воспитание сопровождает человека на всех этапах его жизни, влияя на формирование личности, контролируя человечность. Люди, лишённые этого чувства, зачастую не видят разницы, границ, не определяют правильное и дозволенное, не понимают прекрасного, ведут аморальный образ жизни, о чём нередко писали научные статьи учёные из разных стран, пытаясь привлечь внимание общественности.
Сама же эстетическая культура взаимно зависит от людей, ведь она создаётся с помощью их усилий, указывает на законы, факторы функционирования общества, в отличие от естественной природы человека. Философское направление с людьми тесно связаны несмотря на то, что можно сперва решить, что это не так. Эстетическая культура личности является неотъемлемым элементом духовной культуры, а значит, что она является частью общественного сознания, народной культуры.
Эстетика Возрождения
– эстетика индивидуалистическая. Специфика ее состоит в стихийном самоутверждении человека, мыслящего и действующего артистически, понимающего окружающую его природу и историческую среду как объект наслаждения и подражания. Эстетическая доктрина Возрождения проникнута жизнеутверждающими мотивами и героическим пафосом. В ней преобладает антропоцентрическая тенденция. С антропоцентризмом связано в эстетике Возрождения и понимание прекрасного, возвышенного, героического. Образцом красоты становится человек, его тело. В человеке видят проявление титанического, божественного. Он обладает безграничными возможностями познания и занимает исключительное положение в мире. Программным сочинением, оказавшим большое влияние на художественную мысль эпохи, явился трактат (1487). Автор формулирует совершенно новую концепцию человеческой личности. Он говорит о том, что человек сам является творцом, мастером своего собственного образа. Этим обосновывается новое отношение к художнику. Это уже не средневековый ремесленник, а всесторонне образованная личность, конкретное выражение идеала универсального человека.
В эпоху Возрождения утверждается взгляд на искусство как на творчество. Античная и средневековая эстетика рассматривали искусство как приложение к материи уже готовой формы, заранее имеющейся в душе художника. В эстетике Ренессанса зарождается идея, что художник сам творит, заново создает саму эту форму. Одним из первых эту мысль сформулировал Николай Кузанский (1401–1464) в трактате Об уме. Он писал, что искусство не только подражает природе, но носит творческий характер, создавая формы всех вещей, дополняя и исправляя природу.
Богатая художественная практика Ренессанса породила многочисленные трактаты об искусстве. Таковы сочинения О живописи, 1435; О ваянии, 1464; Об архитектуре,1452 Леона-Баттисты Альберти; О божественной пропорции Луки Пачоли (1445–1514); Книга о живописи Леонардо да Винчи. В них искусство признавалось выражением разума поэта и художника. Важной чертой этих трактатов является разработка теории искусства, проблем линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, симметрии, композиции. Все это помогало сделать зрение художника стереоскопичным, а предметы, им изображаемые, рельефными и осязаемыми. Интенсивная разработка теории искусства стимулировалась идеей создания в произведении искусства иллюзии реальной жизни.
Кто ввёл термин эстетика?
В своей диссертации А. Баумгартен выделил эстетику в отдельную, самостоятельную дисциплину, которая имеет огромное влияние на духовный мир человека.
И. Кант отрицал эстетику как науку о чувственности в силу того, что эстетические суждения – это всего лишь критика вкуса. Если один человек заявит, что это вино божественно, то другой вправе с этим не согласиться и заявить, что оно довольно посредственное.
А. Лосев расширил изучение эстетики, которая прежде изучала лишь «изящное искусство», гармонию и те возвышенные чувства, которые они порождают. По его мнению, эстетика – это наука о любых чувствах вообще. Безобразное, трагическое, комическое, отвратительное, всё это может вызывать сильные эмоции, а значит, должно изучаться в рамках эстетики.
Современное изучение философии вышло далеко за рамки триады, которая заключалась в познании истины, красоты и добра, как единственные основополагающие признаки эстетики.
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
Фундаментальной категорией эстетики является категория «эстетическое». Эстетическое выступает как всеобъемлющее родовое универсальное понятие для эстетической науки, как «метакатегория» по отношению ко всем остальным ее категориям.
Ближе всех к категории «эстетическое» находится категория «прекрасное». Прекрасное есть образец чувственно созерцаемой формы, идеал, в соответствии с которым рассматриваются другие эстетические феномены. При рассмотрении возвышенного, трагического, комического и др. прекрасное выступает мерой. Возвышенное – то, что эту меру превышает. Трагическое – то, что свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, часто приводящем к страданиям, разочарованиям, гибели. Комическое – то, что также свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, только это несовпадение разрешается смехом. В современной эстетической теории наряду с положительными категориями выделяют их антиподы – безобразное, низменное, ужасное. Это делается на том основании, что выделение положительного значения каких-либо качеств предполагает существование противоположных. Следовательно, научное исследование должно рассматривать эстетические понятия в их соотносительности.
Эстетика: где встречается кроме искусства и философии
Вместе с искусством и философией эстетика может встретиться в природе, еде и даже в повседневности. Она бывает:
Спасибо, что прочли статью до конца и не забывайте делиться информацией в социальных сетях, ведь Вам несложно, а нам приятно.
Всё об эстетике
Что такое эстетика, ведь это слово всегда на слуху у многих людей. Хотелось бы подробней разобраться, в чём смысл этого термина. Для этого необходимо немного окунуться в историю и дать объяснение определению простыми словами. Эстетика имеет бесчисленное множество категорий, но укажем на самые популярные, которые взаимосвязаны между собой. Объясним в чём же разница с таким понятием, как этика. Расскажем, какое влияние на человека имеет эстетика и как воспитать в ребёнке эстетическое восприятие.
В конце статьи укажем, где ещё может использоваться этот термин кроме искусства и философии. Для самых любознательных будет увлекательное видео.
Эстетика: разбор понятия
Под термином эстетика принято считать сущность и формы прекрасного в различных сферах, а именно художественном творчестве, в жизни и даже в природе. Причём личность, познающая все тонкости этого искусства, испытывает различные чувства и эмоции:
Эстетика: история термина
Эстетика была выделена в отдельную философскую дисциплину в 1750 году немецким философом А. Г. Баумгартеном. Он считал, что эта наука о восприятии жизни при помощи чувств.
Эстетика: категории
Эстетика имеет категории, и они представляют сеть основных понятий и их конфигурации, контактирующих друг с другом. Они настолько тесно связаны между собой, что изменение одного элемента влечёт за собой преобразования других.
Принято выделять несколько категорий:
Прекрасное
Категория прекрасного по-другому называется красотой. Эстетика этой категории начала своё развитие ещё во времена античности. Прекрасное имеет несколько определений:
Философы подразумевают под этой категорией нечто, что вызывает у человека чувство гармонии и доставляет ему удовольствие. Зачастую прекрасными бывают цвета, формы или линии.
Важно отметить, что красота является составляющей частью, которая не может в полной мере отражать данную категорию. Эстетика, как прекрасное — это лишь отличительная черта определённого объекта.
Безобразное
Данная категория противоположная прекрасному, но при этом она тесно связана с ним. Эстетика этой категории отражает отрицательную эстетическую ценность, составляя контраст положительному идеалу, и содержит скрытое желание возродить совершенство. Безобразное вызывает такие чувства, как:
Помимо этого, подобная эстетика тесно связана с другими эстетическими категориями. Причём безобразное предстаёт в виде немного изменённой формы. К примеру, уродливое может присутствовать в комическом, а ужасное противопоставляет возвышенному.
Возвышенное
Эта категория рассматривается как безмерно (не имея границ) прекрасное. Она вызывает у человека чувство:
Эмоции, переполняющие его, являются одновременно и радостными, и ужасными.
Читайте также: Что такое тщеславие
Возвышенное – это та категория, которая характеризует ценность не только предметов, но и событий, которые обладают огромной позитивной значимостью для общества. Причём данные явления гораздо мощнее и больше силы любой личности. Они буквально потрясают и порождают чувство трепета.
В этой категории происходит подавление человека физически. При этом заставляет осознать ограниченность своих возможностей, а также даёт ощущение нравственного превосходства над колоссальной силой.
Низменное
Если возвышенное воспринимается как безмерно или безгранично прекрасное, то низменное является крайне негативной степенью чего-то безобразного. Именно эту категорию чаще всего связывают с силами зла. К низменным чертам и характеристикам относят такие качества:
Низменность – эстетическая категория, связанная с зависимостями человека:
В ней собрана вся отрицательная (можно даже сказать негативная) общественная значимость, и она таит угрозу (чаще всего скрытую) для отдельной личности и целого социума.
Трагическое
Трагическое – категория, которая отражает обстоятельства, сопровождающиеся страданиями. Причём эстетика этой категории будет близка к чему-то прекрасному, а иногда и возвышенному, так как в ней присутствует характерное для них достоинство и величие человека.
В трагическом имеется противоречие. Оно проявляется в том, что свободное действие человека запускает губящее событие, которое происходит именно там, где личность пытается его преодолеть или избежать.
Комическое
Эстетика этой категории отражает значимые противоречия в обществе. Комические ситуации проявляются в виде контраста при противостоянии прекрасного и безобразного или возвышенного и низменного.
Комизм вызывает смех, который основывается на определённом эстетическом идеале. Он имеет глубокую критику, которая способна искоренить высмеиваемые недостатки.
На этом категории такого своеобразного восприятия, как эстетика не заканчиваются, их можно продолжать до бесконечности.
Эстетика и этика: в чём разница
Эстетика и этика имеют точки соприкосновения. Они обе являются философским учением и имеют различные категории. А также они схожи тем, что затрагивают красоту. Однако в этом кроется существенное различие.
Этика рассматривает красоту поступков и поведения человека. В другом случае красота исследуется с точки зрения чувственного восприятия личности.
Эстетика: влияние на человека
Эстетика влияет на все сферы жизни человека. Фильмы, картины, музыка, книги, а также восприятие этих шедевров другими людьми и обсуждение впечатлений оставляет неизгладимый след. Умение видеть прекрасное и наслаждаться им способствует нравственному воспитанию личности.
Центральное место занимает художественное творчество. Оно развивает способности личности, воздействуя через определённые виды искусства:
Причём влияние оказывается не только на людей, поглощённых творчеством, но и на зрителей, наблюдающих за этим процессом.
Эстетика: как воспитать
Эстетическим воспитанием нужно заниматься с самого раннего возраста. Эстетика поспособствует скорейшему формированию личности человека. У маленьких детей можно развивать такое особое восприятие, как эстетика посредством музыки и мультфильмов.
Для школьников подойдёт поход в музей или картинную галерею, просмотр интересного фильма, творческие процессы в различных направлениях.
Эстетика: воспитание для взрослых
Взрослый человек тоже может поддерживать своё эстетическое воспитание, пользуясь всеми его инструментами. Причём он способен быть не только зрителем, но и активно участвовать в культурном мероприятии, которое направлено на массовое эстетическое развитие.
Необходимо отметить, что для достижения наилучшего результата в этом процессе нужна осознанность и заинтересованность. Если личность не будет вовлечена в процесс соприкосновения с прекрасным, то существует большая вероятность того, что она ничего не познает.
Эстетика: где встречается кроме искусства и философии
Вместе с искусством и философией эстетика может встретиться в природе, еде и даже в повседневности. Она бывает:
Спасибо, что прочли статью до конца и не забывайте делиться информацией в социальных сетях, ведь Вам несложно, а нам приятно.
Что Такое Эстетика? Определение Простыми Словами
Все слышали слово эстетика, но большинство имеет смутное представление, что это такое. Мы нередко называем ценителей прекрасного эстетами, но достаточно часто в этом сквозит сарказм.
Отчасти это происходит из-за непонимания, что же это такое и насколько важна эстетика в повседневной жизни. Почему же эстетика и эстеты вызывают недоумение?
Что такое эстетика?
▪️Как и многие понятия в философии, что такое эстетика простыми словами – объяснить невозможно. Ведь эта наука формировалась веками, и каждый толкователь объяснял это по-разному, то расширяя границы изучаемого, то сужая их.
▪️Эстетика – это простыми словами чувственность и восприятие прекрасного, где нет места утилитарности и практичности. Эстетика затрагивает лишь духовную сферу, вызывая эмоции от трепета, до благоговения.
▪️Эстетика в философии – это изучение влияния восприятия картин прекрасного на личность. В средние века в большей степени эстетика служила лишь как вспомогательная дисциплина религии.
▪️Искусство и творчество формировало отношение человека к богу, и всё прекрасное рассматривалась именно сквозь призму божественности.
▪️Пифагор находил божественную гармонию в цифрах и перенёс её на музыку. По его мнению, математически правильно рассчитанная длинна струн выдаёт единственно верные гармоничные звуки, способные очищать душу перед обращением к богу.
▪️В современном мире эстетика воспринимается как наука о прекрасном, в чём бы это прекрасное ни выражалось. Основное – это ощущения, испытываемые человеком и изучение системы его эстетических ценностей.
▪️Существует проблема, которая возникает из-за невозможности свести всё прекрасное к одному знаменателю. Огромное влияние оказывает субъективное отношение конкретного индивидуума к прекрасному, степень глубины его восприятия и то, что мы называем «вкусом».
О вкусах не спорят, что одному кажется восхитительным, другому покажется обыденным или нелепым. Невозможно составить единую систему ценностей, с которой согласятся все.
Кто ввёл термин эстетика?
В своей диссертации А. Баумгартен выделил эстетику в отдельную, самостоятельную дисциплину, которая имеет огромное влияние на духовный мир человека.
А. Лосев расширил изучение эстетики, которая прежде изучала лишь «изящное искусство», гармонию и те возвышенные чувства, которые они порождают. По его мнению, эстетика – это наука о любых чувствах вообще. Безобразное, трагическое, комическое, отвратительное, всё это может вызывать сильные эмоции, а значит, должно изучаться в рамках эстетики.
Современное изучение философии вышло далеко за рамки триады, которая заключалась в познании истины, красоты и добра, как единственные основополагающие признаки эстетики.
Что изучает эстетика?
Многие науки существуют самостоятельно. Это ботаника, математика, медицина, геология и другие. Это точные науки, каждая из которых имеет свою узкую специфику. Эстетика же присутствует в каждом из этих направлений, что делает эти науки привлекательными или отталкивающими для человека.
Нетрудно понять, что изучает эстетика, как наука. Культура поведения современного человека формировалась веками. Существует тесная взаимосвязь во влиянии искусства на человека, и наоборот.
Восхищаясь работами художников, артистов, поэтов, мы оказываем влияние на дальнейшее развитие искусства. Правильно сформированное отношение к прекрасному, правильному и гармоничному, заставляет творческих людей делать свои работы ещё лучше.
Основы эстетики заключаются в изучении эстетических взглядов, эстетических потребностей, и формировании эстетического вкуса и идеала.
Эмпирическая эстетика изучает реакции человека на уровне нервной системы, что привлекает исследователей во многих сферах жизни. Физиологическая реакция (сердцебиение, дрожь) выражает чувственную реакцию на объект, но, в свою очередь, могут стать её первопричиной.
Эстетические науки достаточно плотно изучаются в рамках многих профессий. Техническая и индустриальная эстетика состоит из множества направлений, которые изучаются отдельным курсом. Как ни странно, чтобы предмет стал эстетичным, в первую очередь он должен быть эргономичным, функциональным и полезным.
Виды эстетики с примерами
Какая бывает эстетика – вопрос философский. Условно можно разделить эстетику на пять категорий:
► Прекрасное – безобразное;
► Возвышенное – низменное;
► Трагическое – комическое (сатира, юмор, карикатура, ирония);
► Поэтическое – прозаическое;
► Глубокое – поверхностное.
Кроме этого, различные исследователи дополнили виды эстетики своими категориями. Это гармония, героизм, изящное, убогое, безобразное и т. д.
Получение эстетического удовольствия – чисто человеческое качество. Ведь чувствительность в огромной мере зависит от настроения человека, его душевных качеств и обстоятельств.
✔️ В качестве примера можно привести светофор. Наблюдая за светофором, человек воспринимает зелёный свет как сигнал, разрешающий ему двигаться вперёд. Никаких других ассоциаций с зелёным цветом на этом этапе не возникает. Однако, если этот же человек на выходные выберется на природу, увидит зелёный луг, деревья, прекрасные просторы, в его сознании возникнет радость и восторг от обилия зелени кругом.
✔️ В другом примере можно привести парус. Сама по себе парусиновая ткань не очень красива, ведь это просто полотно. Но, если увидеть на горизонте корабль, чей парус полон ветра, у большинства людей эта картина вызовет эмоции. Это чувство наполненности, свободы и каких-то смутных, неопределённых возвышенных желаний и фантазий.
Всё это происходит от того, что человеку свойственно очеловечивать предметы и явления, чтобы лучше понять их природу. Рассвет, дождь, щебет птиц не эстетичны сами по себе, но очеловечивание этих явлений придают им смысл и значение.
Согласно марксистской теории, человек преобразует природу, для удовлетворения собственных потребностей, и в то же время изменяется и развивается сам. Изменяя природу, «очеловечивая» её, человек самоутверждается в этом мире и совершенствуется, отходя всё дальше от первобытного дикаря. Только став своеобразным зеркалом, и видя собственное отражение в явлениях, человек начинает чувствовать и воспринимать прекрасное.
Создавая что-то новое и уникальное, человек испытывает радость, гордость, восхищение, что способствует дальнейшему развитию творчества. Интересно подмечено, что произведения искусства, наблюдаемые в залах музея, вызывают большее эстетическое наслаждение, чем те же самые предметы, но в обычной обстановке, скажем, в квартире. То же самое касается и авторства предметов. Чем знаменитее автор, тем больший восторг вызывают его творения.
Н. Г. Чернышевский писал об объективности прекрасного. То есть, о существовании прекрасного, вне зависимости от отношения к нему конкретного субъекта. Противники данной теории утверждают, что восприятие красоты вещей (явлений) в большей степени обусловлена человеческим сознанием, социальными, расовыми, классовыми или другими признаками.
Гармония, пропорции, симметрия, и другие прекрасные качества существуют объективно, но приобретают эстетическую ценность, лишь становясь значимыми для человека. Эту значимость невозможно переоценить и, несмотря на то, что эстетика – это исключительно «высокодуховное» чувство, знание и понимание эстетики находит широкое применение в нашей повседневной жизни.
Почему эстетика важна в нашей жизни?
Эстетика и эстетическая деятельность выходит далеко за рамки художественного искусства. Можно выделить основные сферы, в которых эстетика и эстетичность проявляется ярче всего.
✔️ Экоэстека изучает эстетичность действий человека по отношению к окружающей среде. Потребительское отношение к природе грозит экологической катастрофой, и в данном случае, используется категория «прекрасное-безобразное».
Экоэстетика воспитывает правильное отношение к природе и доказывает её самоценность. Деревья и природные материалы – это красиво и гармонично, свалки и вырубленные леса – безобразно. Экоэстетика пытается найти баланс между индустриализацией мира и гармонией природы.
✔️ Эстетика трудовой деятельности рассматривает красоту производственной деятельности. Сюда входит проектирование зданий, конструирование одежды, и любое другое производство потребительских промышленных товаров.
✔️ Эстетика и искусство являются самыми непростыми для изучения. Возвышенная и самая прекрасная духовная поэзия не может тронуть каждое сердце. Трагическая гибель героя не может вызвать слёзы у каждого читателя. Неважно, насколько человек восприимчивый, он не отзовётся, если не видит собственное отражение в конкретном сюжете.
Искусство формирует у зрителя (слушателя) отношение к миру и определяет его взаимодействие с социумом. Это своеобразная историческая энциклопедия, в которой можно прочесть о мечтах, страстях и трансформациях общества в разные эпохи.
Политические деятели осознают, что эстетика значит для человека и активно этим пользуются. Нередко чувственное восприятие возникает одномоментно, и при повторении, оно закрепляется в сознании.
Человек идеализирует того лидера, который вызвал положительные эмоции, и уже не может относиться к нему критично. Правильно составленная пропаганда делает из общества практически фанатиков.
Понимание природы возникновения эстетических чувств объясняет возникновение душевного трепета, и даже в некоторой степени позволяет управлять им. Эстетическое чувство можно воспитать, и тем самым познать самого себя.
Нет науки более сложной для понимания, чем эстетика. Её нельзя описать словами, нельзя увидеть или услышать. Её можно лишь почувствовать своим сердцем.
Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».