Для чего нужна этимология 6 класс

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Этимология – раздел языкознания, который занимается изучением происхождения слов.

Этимологический словарь – это лингвистический словарь, который содержит информацию по истории слова или морфемы, а также об их фонетических и смысловых изменениях в процессе развития языков.

1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч.1.// Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2016. – с. 100-102.

1. Трубачев О.Н. Этимология // Труды по этимологии. Слово. История. Культура. Т. 1. М., 2004, с. 61–63.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Очень часто мы не задумываемся, откуда взялось слово в нашем языке. Мы употребляем его, даже можем создавать новые слова с этим корнем. Но ведь кто-то же должен заниматься изучением истории слов. И должна существовать для этого отдельная наука. Давайте разберёмся.

В русском языке для обозначения знания или науки о каком-либо предмете или явлении используют греческий корень λόγος, например мифология, геология, археология и др.. Но как же назвать науку, в которой изучают значение слова? Для этого у нас есть заимствованное из греческого слово étymon, которое обозначает истинный, верный. Так у нас получилось слово этимология, обозначающее раздел языкознания, занимающийся изучением происхождения слов.

Что мы с вами проделали, когда составляли слово этимология? Во-первых, искали корни λόγος и étymon – значит, искали морфемы для будущего слова, а так как работали ещё и со значением, то занимались этимологическим анализом. Во-вторых, когда образовывали слово из 2 корней, то делали словообразовательный анализ. При работе с этимологией важно помнить, что значение слова можно найти, опираясь на его строение.

Посмотрим на статью из словаря.

альманах — альмана́х др.-русск. алнамахъ, Домостр. К., стр. 22, из нем. Almanach, которое через франц. almanach (с XIV в.) восходит к греч. ἀλμενιχιακόν – то же; [Ср. еще др.-русск. олманакъ, 1656 г.] Этимологический словарь Макса Фасмера.

Т. е. слово альманах пришло к нам из немецкого, туда – из французского, а восходит вообще к греческому.

Люди, которые занимаются изучением происхождения слова, называются этимологами. Существует несколько этимологических словарей, например Макса Фасмера или Крылова.

Рассмотрим несколько примеров, когда нам может помочь этимологический словарь. Например слово ошеломить. В словаре Ожегова мы видим значение «крайне удивить, внезапно озадачить», а в словаре Фасмера читаем, что образовалось оно от слова шелом, т. е. шлем, изначально обозначавший обух на топоре, так историческое значение ошеломить – «ударить обухом по голове». Т. е. слово приобрело некое метафоричное значение. В этом случае словарь помог понять, с помощью каких морфем образовано слово, от какого слово произошло.

А ещё есть белиберда, которая по толковому словарю обозначает бессмыслицу. В словаре говорится, что образовано оно как подражание непонятной татарской речи.

Варежка – вязаная рукавица с одним большим пальцем, в отличие от перчатки. Как образовалась она? По предположению Крылова, раньше слово имело вид «варега», что связывалось с «варягом» – выходцами из Скандинавии. Первоначально обозначало «варяжскую рукавицу». В других источниках говорится, что слово произошло от слова «вар», т.е. «защита».

Гоголь-моголь в словаре Ожегова имеет такое значение: кушанье из сырых взбитых яиц с добавлением сахара. К нам это слово попало из польского как калька kogel-mogel, а восходит к немецкому Kuddel-muddel – «мешанина».

Казалось бы, слово копейка образовалось от слова копить. На самом же деле образовалось от слова копьё, ведь на них изображался всадник с копьём, они так и назывались – «копейные деньги».

Иногда мы можем сомневаться в том, как пишется то или иное слово. Но при детальном и внимательном рассмотрении, при изучении его морфемного состава можем с лёгкостью найти слово, которое поможет нам правильно написать то, которое вызвало затруднение. Для этого и нужен этимологический анализ слова.

Теоретический материал для углубленного изучения

Этимология некоторых слов

Слово «работа» имеет корень общеславянский и обозначает «неволю, рабство».

Слово «апельсин» заимствовано из голландского калькированием, в котором дословно обозначает «китайское яблоко».

Слово «заяц» образовалось уменьшительным суффиксом от заи. Буквальное значение – «прыгун».

Слово «щёголь» обозначает нарядного человека, возможно, образовалось от щегла – птицы, имеющей пестрое оперение.

Слово «юбка» образовалось от польского, куда пришло из немецкого Juppe – «куртка». Немецкое же восходит к арабскому Jubba, обозначающее безрукавку, к которому, в свою очередь, восходят современные шуба и зипун. Так куртка превратилась в юбку.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Как называется учёный, занимающийся изучением истории слова?

а) лингвист б) этимолог

Разбор задания: лингвист – это широкое название для учёных, занимающихся изучением разных аспектов языка. Этимолог – тот, кто занимается значением и происхождением слова.

Выбор элемента из выпадающего списка.

Выберите правильное утверждение.

Слова колесо, кольцо являются:

а) неродственными, потому что относятся к разным словам;

б) родственными, но относятся к разным словам;

в) родственными, восходят к коло – круг.

Разбор задания: коло с польского языка обозначает круг, поэтому слова колесо и кольцо являются родственными, хотя корни у них разные. Ответ: в.

Источник

Урок русского языка 6 класс. Тема : «Этимология слов. Этимологические словари»

Урок русского языка в 6 классе.

Тема : «Этимология слов. Этимологические словари»

с углубленным изучением

Форма урока: объяснения нового материала

образовательная: познакомить учащихся с еще одним разделом науки о языке – этимологией; формировать навык морфемного и словообразовательного разбора на нестандартном языковом материале;

развивающая: развивать коммуникативную, культуроведческую и лингвистическую компетенции, языковое чутье, языковую память, образное и логическое мышление, умение работать творчески; обогащать словарный запас учащихся; способствовать развитию самостоятельного мышления и речи;

воспитательная: прививать любовь и интерес к русскому языку, русской истории и культуре, к языкам и культуре других народов; воспитывать внимательное и бережное отношение к родному слову.

Задачи: повысить предметные и общеучебные компетенции учащихся; используя занимательный материал, повысить мотивацию к изучению данной темы и к предмету в целом.

1. Оргмомент. Приветствие

2. Мотивация деятельности.

Тема сегодняшнего урока несколько необычная, но очень важная и интересная. На уроке мы прикоснёмся к некоторым тайнам нашего языка и даже попробуем их раскрыть. Но для этого необходимо быть внимательным и учиться мыслить самостоятельно.

Оформление записей в тетради: число, классная работа; тема урока сообщается после выполнения первого задания.

3. Актуализация знаний и умений

-Какую тему рассматривали на прошлом уроке? (Способы словообразования)

— Какие способы словообразования знаете?( Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение основ, сложение слов, переход из одной части речи в другую)

Задание1 Записать слова и определить способ образования.

Ледокол- сложение основ

Самоварчик-суффиксальный

Столовая- переход

Бесполезный-приставочный

-Какие морфемы служат для образования новых слов?( суффикс и приставка)

— Как называется наука, которая изучает морфемный состав слова?(Морфология)

Что изучает биология? этимология?

Давайте сформулируем тему и цели урока

Тема урока «Этимология»

Цель: познакомиться с еще одним разделом науки о языке

Древние греки думали, что все слова имели божественно правильные значения, но потом стали переходить в разговорах от человека к человеку. Даже медная монета стирается и портится, переходя из рук в руки. Еще быстрее стираются в обращении человеческие слова. Истинность их начального смысла утрачивается; дело учёных-этимОлогов древности было восстанавливать её. И хотя мы не древние греки и не считаем древние значения слов более истинными, чем современные, тем не менее нам так же интересно выяснить, как именно менялось значение того или иного слова, как родилось оно у нас в языке или откуда пришло и т.д.

4.Чтение материала учебника на с.110, пар 37.(правило)

Пересказать материал соседу по парте. Оцените свой ответ. Нарисуйте смайлик.

6. Работа с учебникм. Упр 222 ( чтение по ролям)

— Запишите данные слова в тетрадь в столбик. Выделите в них корень.

— Можно ли проверить безударную гласную в этих корнях, не зная их древнего значения?

— К какому словарю вы будете обращаться, испытывая затруднения?

(К этимологическому словарю).

— Узнав древнее значение слова, запишите проверочные слова в тетрадь.

Подбирают и записывают проверочные слова:

— Удалось ли вам справиться с заданием? Нарисуйте на полях смайлики.

Я думаю, хотя бы раз в жизни вы задумывались над тем, откуда произошло то или иное слово, почему какой-то предмет действительности назван именно так.Все мы рождаемся с потребностью разгадать тайну появления слова, понять его истоки, выявить скрытый смысл, заложенный в нем. Но иногда нашего жизненного и лингвистического опыта бывает недостаточно, чтобы правильно определить происхождение слова. Вот тогда на помощь нам приходят этимологические словари. Что же такое этимологический словарь? В чём состоит его особенность?

7. Индивидуальное сообщение об этимологических словарях.

Давайте познакомимся с этимологическими словарями, рассмотрим как строится статья, чем она отличается от толкового словаря.

8. Работа в группах. Каждая группа получает слово.

Задание 2 Найти это слово в словарях, сделать сообщение о происхождении и толковании слова. Сделать в тетрадях краткую запись

Школьный этимологический словарь

Толковый словарь Ожегова.

МЕДВЕДЬ, я, м. 1. Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами, а также его мех. Белый м. Бурый м. Двум медведям в одной берлоге не ужиться (посл.). Делить шкуру неубитого медведя (погов. о тех, кто делит между собой доходы, выгоды, к-рых ещё нет и, возможно, вообще не будет; разг. ирон.). м. на ухо наступил кому-н. (о том, кто полностью лишён музыкального слуха; разг. шутл.). 2. перен. О неуклюжем, неповоротливом человеке (разг.). | прил. медвежий, ья, ье. Семейство медвежьих (сущ.). • Медвежий угол захолустье. Медвежья болезнь (разг.) расстройство кишечника при волнении, испуге. Медвежьи объятия (разг. шутл.) тяжёлые и неловкие. Медвежья услуга неловкая помощь, услуга, причиняющая только вред.

Медведь. Слово произошло из славянского языка. Однокоренное со словом мед.

Медведь повадился ходить на пасеку.

БЕЛИБЕРДА. Показательно совмещение значений в областном употреблении слова белиберда: «1) Разные мелкие дрянные вещи, вместе собранные, напр. лоскутья, обрывки. Волог. 2) Вздорные речи, пустяки. 3) Беспорядок. Кур.» (Опыт обл. влкр. сл., с. 9); ср. у Даля: « Белиберда ж. кур. влгд. твр. подраж. татарск. вздор, пустяки, чушь, чепуха, дичь; // шарабара, хлам, дрянь; // алабалык, сумбур, беспорядок, бестолочь. У него белиберда в голове, в дому» (1880, 1, с. 82).

В русский литературный язык слово белиберда входит со значением `чепуха’, `чушь’ в 40-е годы едва ли не под влиянием употребления его Гоголем в «Мертвых душах»: «Это, выходит, просто: Андроны едут, чепуха, белиберда, сапоги всмятку!» (т. 1, гл. 9). Ср. у Дружинина в «Новых заметках петербургского туриста»: «Слушая речь, говоришь сам себе: “ведь имеются же на свете чудачищи, способные говорить такую белиберду!”» (Дружинин 1867, 8, с. 683). У И. Тургенева в «Отцах и детях»: «Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью. ». У Салтыкова-Щедрина в «Пестрых письмах»: «Он. преднамеренно утопил свою мысль в целом море

Ошеломить Искон. Суф.-преф. Производное от шелом «шлем». См. Шлем. Ошеломить буквально — «сбить с врага шлем».Школьный этимологический словарь русского языка.

го́голь-мо́голь «средство против хрипоты из яиц и сахара», также го́гель-мо́гель (петерб.), го́галь-мо́галь, смол. (Добровольский). Согласно Мирза-Джафару (Сб. Вс. Миллеру 313), заимств. из англ. hug-mug, hugger-mugger, о котором см. Чемберс, Et. Dict. 237. •• [Славский (II, стр. 327) объясняет близкое польск. kogel-mogel – то же из нем. Kuddelmuddel «мешанина». – Т.]

Апельсин Заимств. в XVIII в. из голл. яз., где appelsien — словообразовательная калька франц. pomme de Chine (pomme «яблоко» передает в голл. слово appel — тж., Chine «Китай» — Sien) (франц. de «из»). Апельсин буквально — «китайское яблоко».

-Вот вы немного почувствовали себя учеными. Как же они называются?

-Изучают биологию- биологи, а этимологию- (Этимологи)

8. Подведение итогов

— Что изучает этимология?

— Почему мы изучаем данный раздел лингвистики в разделе «Словообразование»?

— Для чего может пригодиться этимологический словарь?

— Верно ли утверждение, что слова с непроверяемыми орфограммами можно проверить?

— Приведите примеры таких слов.

— А теперь подумайте и ответьте на вопросы

· Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?

· Доволен ты своим результатом или нет и почему?

· Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой?

· Что для меня самым полезным было на уроке?

· Что на уроке для меня было трудным?

· На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?

Подчеркните верное утверждение.

Этимологией нужно заниматься тогда, когда хочется узнать значение слова.

В обыденной жизни знания по этимологии не нужны, так как новые слова не образуются.

Этимологический анализ нужен всегда, так как через него мы узнаем истинное значение и происхождение слова.

Данные этимологических словарей ограничиваются только значением, но не дают историческую справку по происхождению слова.

Вставьте нужные термины на местах пропусков в тексте.

Докажите, пользуясь словарём, что данные слова имеют общий исторический корень:

1. абрикос и апрель,

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Урок русского языка в 6 классе «Этимология»

«Разработка урока русского языка в 6 классе

«Что такое этимология»

Тема: Что такое этимология? (6 класс)

Тип урока: «Открытие»нового знания.

Цель урока: формирование знаний об этимологии, этимологическом анализе и этимологических словарях;

Предметные: ученик получит возможность научиться определять значение и правописание слова, опираясь на его этимологию, различать производные и непроизводные слова и пользоваться Этимологическим словарём;

Личностные : ученик получит возможность осознать ценность этимологии; понять картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека; приобретатьценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов;

Познавательные : научится осуществлять поиск необходимой информации для выяснения этимологии слова с использованием учебника русского языка и словарей, осознанно и правильно построить речевое высказывание в устной и письменной форме для объяснения происхождения сова; осуществлять сравнение современного морфемного состава с историческим; устанавливать причинно-следственные связи при анализе слова с исторической точки зрения;

Регулятивные: научится принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Коммуникативные: получит возможностьнаучиться формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в групповой работе и в парах; задавать вопросы, контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

Оборудование: учебник «Русский язык» для 6 класса (авторы: Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева) М., Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю Шведовой, «Этимологический словарь» и книга «В мире слов» Н.М. Шанского (или распечатки необходимых словарных статей), Словарь синонимов, выставка книг по этимологии ;

Дидактические материалы: раздаточный материал, лист №1, конверт №1, конверт № 2, конверт № 3, Оценочные листы, словарные статьи

1.Мотивация к учебной деятельности

Учитель.Здравствуйте, дети! Вы хотите окунуться в интересный мир русского языка и попытаться постигнуть его тайны?

Учитель. Для начала поможем героям лингвистической сказки, упавшим из своей колыбели, найти свои гнёздышки на огромном дереве языкознания. Поработайте в группах. Откройте конверт №1, который лежит у вас на столах и лист №1 с изображением дерева Языкознания. Поселите затерявшиеся понятия.Сделайте это за 1 минуту.

Конверт №1 Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс

Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 классДля чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс
Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс
Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 классДля чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс
Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс
Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс
Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс
Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс
Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс

Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс

Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 классЛист № 2

Учитель. Что у вас вызвало затруднение?

Ученик. Понятия «Происхождение слова», «Разбор слова с исторической точки зрения», «Этимологический словарь», «Исторический корень» трудно связать с известными нам разделами русского языка: морфемикой, морфологией, лексикой и словообразованием. Я хочу знать, к какому разделу языкознания они относятся.

Ученик. Я понял, что не знаю об этимологии.

Учитель. Я надеюсь, что урок вам поможет восполнить пробелы знаний.

2. Актуализация ификсирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель. А сейчас проверим выполнение домашнего задания. Те, кто выполнил первое задание, проверьте по образцу на экране; те, кто выполнил второе задание, проверьте по карточкам в группе.

Ученики, выполнившие третье задание, проверьте друг друга в паре: обменивайтесь вопросами и ответами.

Выполнившие четвёртый вариант ученики, подойдите ко мне для проверки.

Эталон для поверки.

Значение: глагол НСВСпособ словообразования: суффиксальный

Средство словообразования: ива

Значение: сущ., обозначающее действие или подсказанную информацию

Способ словообразования: суффиксальный.

Средство словообразования: к

Бесстраши е ← бесстрашный

Значение: отсутствие страха, отвага, смелость

Способ словообразования: суффиксальный.

Средство словообразования: и[й’]

Значение: расположенный близко, рядом, по соседству

Способ словообразования: суффиксальный

Средства словообразования: н

Значение: тот, кто учится в том же классе

Способ словообразования: сложение основ в сочетании с суффиксацией

Средство словообразования: ник

гласной о, чередование гласного [и] с нулём звука

Лист № 2. Эталон проверки второго задания. Задание. Заполните пустующие графы.

Приставочно – суффиксальный способ

Источник

Этимология слов

Урок 17. Русский язык 6 класс ФГОС

Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс

Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс

Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс

Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс

Конспект урока «Этимология слов»

Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы.

· Что такое этимология?

· Как можно узнать о происхождении слова?

· Откуда произошли некоторые слова?

Слова чем-то похожи на людей. Как и люди, они растут и развиваются. Как и люди, они могут очень сильно измениться за годы.

Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс

Они могут измениться так сильно, что трудно даже вспомнить первоначальный вид и первоначальное значение слова.

Внешний вид и значение слов могут сильно измениться за время. И иногда невозможно понять, откуда произошло слово.

Вы когда-нибудь задавали себе вопрос, почему мясо свиньи называется свининой, мясо курицы – курятиной, а мясо коровы – говядиной? Откуда вообще взялось это слово, почему оно совсем непохоже на слово «корова»?

Если мы захотим разобраться в этом вопросе, нам нужно будет заглянуть в историю слова. А ещё точнее – нам нужна помощь этимологии. Ведь именно эта наука объясняет происхождение слов.

Этимология – раздел науки о языке, который изучает происхождение слов.

Название этого раздела науки происходит от греческого «этимо» − «истинное значение слова» и «логос» − «учение».

Этимология поясняет, откуда появилось слово, как оно выглядело и что обозначало раньше.

Например, слово говядина произошло от древнерусского говяда. В древнерусском языке этим словом обозначался весь крупный рогатый скот. Слово «корова» появилось позже.

Знаете, что мы только что узнали? Мы узнали этимологию слова говядина.

Но как такое может быть? Ведь этимология – это название раздела науки о языке.

Дело в том, что этимология – это наука, которая очень любит рассказывать о самой себе.

Этимология как наука может рассказать об этимологии слова, как бы странно это ни звучало.

Дело в том, что слово этимология – многозначное. Оно обозначает также само происхождение слова.

Об этимологии некоторых слов мы можем легко догадаться.

Название ягоды земляника явно произошло от слова земля – всё потому, что ягоды часто лежат на земле.

Черника – от слово чёрный. Это легко понять, если посмотреть на цвет ягоды.

А слово ежевика произошло от слова ёж – ведь на кустах ежевики тоже есть колючки.

Но даже если состав слова изменился за годы, изначальный корень может быть виден.

Конечно, мы можем возразить: но ведь синица совсем не синяя! Она жёлтая с чёрным. Но раньше синицей называли немного другую птицу – лазоревку.

Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс

Мы легко можем определить, что слово медведь произошло от слов «мёдом» и «ведать». Слово снегирь связано со снегом, а слово рябина – с прилагательным «рябой».

Но происхождение некоторых слов может вызвать у нас вопросы.

Вот слова окно, невеста, обед. В их составе явных подсказок не просматривается.

И мы можем сделать ошибочные предположения о том, откуда они произошли. Поэтому лучше обратиться к словарю.

Есть специальные этимологические словари, в которых раскрывается происхождение слов.

Что же показывается в статье такого словаря?

Так даются сведения о том, откуда пришло слово – исконно русское оно или заимствованное, а если заимствованное – то из какого языка.

Рассказывается, как слово было образовано. Как изменялось слово.

Приводятся родственные слова в русском языке. И родственные слова из других языков.

Попробуем отыскать в этимологическом словаре слово «окно». Вот так будет выглядеть статья об этом слове. Что же указывается в статье?

Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс

Мы видим, что слово окно – общеславянское, то есть общее для всех славян. А произошло оно от слова око (глаз) при помощи суффикса. Буквально это слово обозначает – «отверстие в стене для наблюдения». А вот и слова, которые образовались похожим образом.

Посмотрим теперь на происхождение слова «невеста». В статье мы можем отыскать самую важную информацию: это слово произошло от слов «не» и «ведать» и буквально обозначает «неизвестная».

Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс

Некоторые лингвисты полагают, что невеста так называлась потому, что не знала как следует своего жениха, а он – её, ведь браки часто заключались между совершенно незнакомыми людьми. Другие учёные считают, что такое название должно было защитить женщину от злых духов.

А вот и слово обед. Можно легко увидеть, что это слово произошло от слова «еда». Получается, что слово обед близко к слову объедаться!

Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс

Этимологический словарь необходим для этимологического разбора слова.

Как мы поступаем, если хотим раскрыть происхождение слова сорок? Мы открываем словарь. И видим, что это слово происходит от названия связки из сорока собольих шкурок. И это название заменило более древнее «четыре десяте».

За происхождением слов очень интересно наблюдать.

Как вы думаете, откуда взялось слово «кожа»?

Если как следует присмотреться к коже, то в ней обнаружится… коза!

Слово «кожа» действительно произошло от названия козьей шкуры. Сначала это название применялось только для материала. Но потом значение слова расширилось, и теперь кожей называется и наружный покров тела человека.

Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть фото Для чего нужна этимология 6 класс. Смотреть картинку Для чего нужна этимология 6 класс. Картинка про Для чего нужна этимология 6 класс. Фото Для чего нужна этимология 6 класс

Иногда есть несколько версий происхождения слова.

Вот, например, слово подушка. Основная версия гласит, что корень этого слова связан с корнем «дуть», то есть подушка – это нечто надутое. А вот Владимир Даль выдвинул более простое объяснение: подушку кладут под ухо, от этого и произошло название.

В этимологическом словаре можно найти и заимствованные слова, и их история тоже бывает очень интересной.

Знаете, откуда произошло слово апельсин? В Европе апельсины не растут. Их привезли из Китая голландские мореходы только в шестнадцатом веке. Покупатели очень удивлялись таким экзотическим фруктам и спрашивали:

−А это яблоко такое, − отвечали купцы.

− Где же растут такие яблоки?

И вот от голландских слов «яблоко» и «китайский» образовалось слово апельсин.

А вот слово эскимо. Вам оно не кажется близким к слову «эскимос»? И правильно, что кажется. Дело в том, что создатели этого вида мороженого сначала назвали его «эскимо пай» − эскимосский пирожок.

Наверняка они представляли себе, что у эскимосов и пирожки должны быть особенные. Со временем слово «пирожок» отпало, и осталось просто «эскимо».

А некоторые слова имеют настолько интересную и сложную историю, что и не поймёшь – заимствованные они или нет.

Пример – слово шаромыжник. Оно образовалось после тысяча восемьсот двенадцатого года, когда армия Наполеона отступала из России. Армия была в плачевном состоянии. Голодные и замёрзшие французы ходили по домам и просили подаяния у местных жителей. Свои просьбы солдаты начинали с «шер ами» − это «любезный друг» по-французски. Крестьяне прозвали таких попрошаек шаромыгами, а потом и шаромыжниками.

Сейчас это слово употребляется в значении «жулик; человек, который любит жить за чужой счёт».

Такая же интересная история у слова ерунда. По одной из версий, оно пришло к нам прямиком из речи семинаристов. Семинария – это заведение, где обучались будущие священники. В семинариях обязательно преподавался латинский язык. А в латинском языке есть герундий – очень странная и сложная часть речи, что-то среднее между глаголом и существительным. Выучить правила образования и изменения герундия – крайне сложно, а применяется он довольно редко.

Семинаристы, конечно, негодовали, что приходится изучать такую бесполезную, бессмысленную и трудную часть речи. Вот и называли свои мучения с герундием – герундой. А потом слово «ерунда» расширило своё значение.

Некоторые слова – заядлые путешественники и переходят из языка в язык несколько раз. Вам никогда не казалось, что слово бистро какое-то слишком русское? У него замечательная история.

После победы над Наполеоном русские войска вошли в Париж. Парижан поразили казаки, которые стремительно проносились по улицам. Жители Парижа рады были бы завязать знакомство и пригласить казаков в кафе или ресторан. Но казаки были людьми служивыми и даже питались быстро. Так что они отмахивались и постоянно кричали: «Быстро! Быстро!» Вот и появились во Франции кафе, где можно было быстро пообедать. Только ударение в слове переместилось на второй слог – французам так привычнее.

А потом уже из Франции слово бистро опять приехало в родную Россию и обосновалось там.

Истории многих слов загадочны и увлекательны. Чтобы узнать их, нужно помнить следующее:

Этимология – это раздел науки о языке, который изучает происхождение слов.

Этимологией также называют само происхождение слова.

Этимология слов раскрывается в этимологических словарях.

При помощи таких словарей выполняется этимологический анализ слова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *