Для чего нужна постоянная регистрация

Постоянная регистрация: главное о прописке по месту жительства

Для чего нужна постоянная регистрация. Смотреть фото Для чего нужна постоянная регистрация. Смотреть картинку Для чего нужна постоянная регистрация. Картинка про Для чего нужна постоянная регистрация. Фото Для чего нужна постоянная регистрация

По закону все россияне должны быть зарегистрированы по месту жительства или пребывания. Чем регистрация отличается от прописки, для чего она нужна, в каких помещениях можно регистрироваться и что будет, если человек нигде не зарегистрирован, рассказываем в материале «РБК-Недвижимости».

Содержание

Что такое прописка

«Прописка» — это советский термин, впервые появившийся в 1925 году в постановлении Совета народных комиссаров РСФСР «О прописке граждан в городских поселениях». В то время активно вводились гражданские паспорта, и с помощью прописки государство контролировало миграцию граждан (и могло влиять на нее). Чтобы прописаться в том или ином населенном пункте, человеку требовалось разрешение властей.

На протяжении многих лет поводом для получения прописки могло служить принятие на работу либо, например, брак с человеком, уже имеющим прописку в этом городе. Поэтому, кстати, в СССР были весьма распространены фиктивные браки, которые заключались ради прописки. Однако власти могли и не прописать гражданина без объяснения причин — в этом случае он должен был в течение недели выбыть из этого населенного пункта и прописаться в другом.

Сегодня юридического термина «прописка» не существует, это пережиток советских времен. Сейчас, говоря о прописке, в имеется в виду регистрация. Она бывает временная и постоянная.

Отличие постоянной регистрации от временной

Временная регистрация — это регистрация по месту пребывания, то есть по адресу, по которому он собирается жить какое-то время. Этим местом может быть не только квартира или дом, но и больница, санаторий, отель или хостел. Оформляется временная прописка, если человек находится не по месту своего проживания более 90 дней. Регистрация по месту пребывания оформляется на определенный срок — от 90 суток до пяти лет.

Зачем нужна постоянная регистрация

Несмотря на то что каждый россиянин имеет право на свободу передвижения и выбор места жительства, в стране существует регистрационный учет. Именно для этого в первую очередь существует регистрация — постоянная и временная.

Самому же гражданину регистрация не дает права на жилплощадь, но, как правило, она необходима для получения социального обеспечения. По закону отсутствие регистрации не может влиять на трудоустройство гражданина России, получение им медицинской помощи и других социальных услуг.

Но на деле ее отсутствие осложняет, например, получение различных документов (заграничного паспорта, пенсионного удостоверения, водительских прав и т. д.), оформление кредитов, определение детей в детские сады или школы, прикрепление к поликлиникам, устройство на работу или получение мер социальной поддержки.

Без штампа в паспорте, скорее всего, не получится проголосовать на выборах или заключать договоры. Мало кто решится заключать договор с лицом без определенного места жительства или пребывания, поскольку повышаются риски исполнения обязательств перед второй стороной, например банком. Без регистрации сложнее зарегистрировать ИП или юридическое лицо.

Где можно оформить регистрацию

Зарегистрироваться на постоянной основе можно только в помещениях, которые имеют статус жилых (квартирах, частных домах, семейных общежитиях). Нельзя оформить постоянную прописку в апартаментах, поскольку они относятся к нежилым помещениям. В апартаментах можно оформить только временную регистрацию. Это одна из причин постоянных дискуссий вокруг статуса апартаментов.

Ни временная, ни постоянная регистрация невозможна в домах, которые определены под снос. После выхода городского постановления о сносе дома регистрационный учет в этих зданиях прекращается.

А вот временная регистрация возможна не только в квартирах и домах, но и гостиницах, санаториях (пансионатах или домах отдыха), кемпингах и турбазах, медицинских учреждениях, учреждениях уголовно-исполнительной системы и даже в нежилых помещениях (например, по месту работы).

Постоянная регистрация на даче

С 1 января 2019 года стало возможным зарегистрироваться на даче. Соответствующий закон был принят Госдумой летом 2017 года. Но для регистрации на даче необходимо соблюдение некоторых условий. Дом должен быть капитальным и находиться в хорошем состоянии, построен согласно СНиПам и СанПиНАм, с учетом требований пожарной и других типов безопасности. В нем должны быть проведены все коммуникации: электричество, горячая и холодная вода, водоотведение, отопление, вентиляция, газ (в газифицированных районах). В поселениях без централизованных инженерных сетей допускается отсутствие водопровода и канализации в строениях до двух этажей. В доме должна быть предусмотрена возможность поддерживать температуру не ниже 18 ℃ круглый год.

Перевод дачи в жилой дом, помимо прописки, дает и ряд других преимуществ будущему владельцу. Во-первых, собственник сможет получить имущественный налоговый вычет, что возможно только при приобретении жилой недвижимости. Во-вторых, он сможет оформить местный тариф на электричество, который намного ниже (примерно на 30%), чем в городе. В-третьих, жилой статус дома может обеспечить ему более высокую цену при продаже.

Можно ли жить без постоянной прописки

По закону, если место жительства меняется, в течение семи дней нужно прописаться по новому адресу. Но ситуации, когда у человека нет постоянной прописки, возможны. Например, если он продал свое жилье и другое еще не купил, а зарегистрироваться ему пока негде. В этом случае желательно оформить регистрацию по месту фактического пребывания, то есть временную регистрацию.

Уголовной ответственности за то, что в паспорте отсутствует постоянная регистрация или нет временной, не существует. Но пребывать в любом населенном пункте на территории России без регистрации человек может в течение 90 дней. Если срок вышел, положен штраф.

Согласно ст. 19.15.1. КоАП РФ, за проживание в жилом помещении без регистрации в Москве или Санкт-Петербурге штраф составляет от 3 тыс. до 5 тыс. руб., в других населенных пунктах — от 2 тыс. до 3 тыс. руб.

Постоянная регистрация: риски для собственника

Регистрация других лиц в квартире может таить риски для собственника. Регистрация наделяет прописанных в квартире правом проживания и пользования жильем, но они не могут продать квартиру. При этом собственник не может самостоятельно выписать этих лиц из квартиры по своей инициативе, если они не захотят сделать это добровольно, отметил член Ассоциации юристов России (АЮР) Артем Коростелев.

«Принудительное снятие с регистрационного учета осуществляется исключительно в судебном порядке. Поэтому лучше при регистрации устанавливать срок, так проблем будет однозначно меньше. В ином случае в суде потребуется доказывать, что лицо утратило интерес в пользовании», — посоветовал юрист.

Также риск возникает тогда, когда необходимо продать или подарить недвижимость, а новый собственник не захочет делить свои квадратные метры с теми, кто сегодня в ней зарегистрирован, добавил основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко.

При этом основной схемой, связанной с постоянной регистрацией по месту жительства, является массовая прописка граждан или фиктивная регистрация, продолжил член АЮР. Обычно собственники прописывают за вознаграждение на свой жилплощади людей, которым требуется формальная регистрация в определенном городе. «Прописывая большое количество людей в одну или две комнаты, один собственник чинит таким образом препятствия другому, заставляя его отказаться от своей доли или делая жизнь в квартире затруднительной», — добавил Вадим Ткаченко.

Законодательством предусмотрена ответственность за такие действия. За фиктивную прописку собственник может быть привлечен к административной ответственности по ст.19.15.2 КоАП РФ или к уголовной согласно ст. 322.2 УК РФ.

Как прописаться в квартире

Подать документы для регистрации по месту жительства можно несколькими способами:

· в центре госуслуг «Мои документы» того района, где находится жилье;

· в управляющей компании вашего дома, если она предоставляет услуги паспортного стола.

Список документов:

· заявление, подписанное вами или собственником помещения;

· документ о праве собственности на жилье: по желанию, но лучше его предоставить;

· документ, который подтверждает основание для вселения, если нет права собственности: договор найма, решение суда;

· согласие совершеннолетних пользователей помещения, наймодателя, других собственников;

· акт о назначении опекуна или попечителя, если они есть.

Документ, который подтверждает снятие с регистрации по прежнему месту жительства, не нужен. Регистрацию по предыдущему адресу снимают автоматически при оформлении новой.

Как сняться с постоянной регистрации

Данная процедура необходима, когда человек переезжает на новое место жительства, покупает квартиру или уезжает из России. Сняться с регистрационного учета можно, обратившись с заявлением лично или подав документы в ближайший МФЦ. Причем сняться с учета можно не только по месту прописки, но и в любом регионе России. Государство оказывает данную услугу бесплатно, назначая штрафы только в тех случаях, когда была просрочена регистрация на старом месте жительства (по временной регистрации).

Если человек не знает нового адреса или не может его указать, в заявлении отмечается «адрес нового места жительства неизвестен». Если уже известно новое место жительства, то одновременно с заявлением на регистрацию по новому адресу заполняется и заявление на снятие с регистрации по старому. Подать заявление можно и за границей. Нужно заверить его у нотариуса и удостоверить подписью в дипломатическом представительстве.

При снятии с регистрации заполняется еще один документ — листок убытия. Для регистрации по новому месту жительства этот листок предъявлять не нужно. Достаточно паспорта, заявления и документа, подтверждающего ваши права на вселение в новое помещение.

В случае если у человека есть несовершеннолетние дети, то они снимаются автоматически с регистрации по старому адресу при регистрации по новому месту жительства. Если новое место жительство неизвестно, то можно снять несовершеннолетнего с учета в общем порядке.

Источник

Как прописаться по месту жительства?

Прописка по месту жительства – это постоянная регистрация в жилом помещении, где вы намерены проживать постоянно. Или, по крайне мере, преимущественно. Без нее не обойтись: правила прописки и выписки граждан РФ 2020 обязывают вас оформить регистрацию по месту жительства вскоре после переезда в новый адрес. Ну, или если вы решили все-таки поступить по закону и прописаться в квартире, где живете уже несколько лет.

С оформлением ничего сложного: даже выписываться из старой квартиры не нужно. Достаточно подать документы по новому адресу, и из старой квартиры вас выпишут автоматически. Разбираем правила прописки и выписки граждан РФ в 2020 году «на пальцах». Но обо всем по порядку.

Зачем вообще нужна прописка по месту жительства?

Это требование законодательства. Граждане России обязаны регистрироваться по месту жительства в пределах РФ (ст. 3 ФЗ № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах РФ»). Оформить новую прописку вы должны в 7-дневный срок с момента прибытия в новый адрес (ст. 6 ФЗ № 5242-1). Не путайте с временной пропиской: оформлять постоянную регистрацию нужно только тогда, когда вы переехали в новую квартиру и намерены жить в ней постоянно, бессрочно, без планов переехать через полгода.

Другой вопрос, что с вас потребует владелец квартиры, в который вы намерены прописаться. Закон этот вопрос не регулирует – это уже ваше личное дело.

Алгоритм регистрации: прописываемся пошагово

Кого бы из них вы не выбрали, сначала вам придется собрать документы для регистрации. Потому первый шаг – определяем, какие документы нужны для выписки из квартиры в МФЦ, ТСЖ, ЖСК или УК.

Шаг 1. Собираем документы

Шаг 2. Передаем документы ответственному лицу

Кого из них вы выберете – ваше личное дело. Но кто бы это ни был, правила прописки и выписки граждан в частном доме или квартире обязывают его засвидетельствовать согласие собственника на вселение при приеме заявления. Он принимает у вас все эти документы, а затем в 3-дневный срок передает их в полицию (п. 17 Правил регистрации). Напомним, вы всегда можете сделать это самостоятельно.

МВД в 3-дневный срок проводит проверку поступивших документов. Если все в порядке, они направляют сведения о регистрации по новому адресу в ОВМ по адресу вашей старой прописки. Вам в паспорте ставят отметку о новой регистрации, а сам документ возвращают обратно ответственному лицу.

Паспорт с отметкой о регистрации ответственное лицо возвращает обратно заявителю. ВСЁ! С этого момента вы будете зарегистрированы по новому адресу, каких-либо иных действий совершать не нужно.

А теперь рассмотрим правила прописки и выписки граждан при покупке квартиры с учетом особенностей самостоятельной подачи документов.

Как подать документы лично в МВД?

Если это ваша квартира, всё просто. Вы можете обойтись без посредников и явиться с комплектом документов в территориальный ОВМ лично. Специалист под расписку примет документы, выдаст корешок и пригласит через 3 дня явиться обратно за паспортом. БЕСПЛАТНО!

Плюс, вы можете подать документы непосредственно в МВД через Госуслуги.

Как подать документы через Госуслуги?

Подать заявление о регистрации по месту жительства могут только владельцы подтвержденной учетной записи на Госуслугах. Если у вас нет аккаунта, нужно создать учетную запись, заполнить в профиле данные паспорта и СНИЛС и подтвердить личность. Клиенты Тинькофф-Банка, Сбербанка и «Почта-Банка» могут подтвердить личность через интернет-банкинг. Остальным придется делать подтверждение в Центре обслуживания или ждать письма по почте.

Затем Госуслуги предложат вам 2 варианта: подать заявление на прописку через сайт или записаться на прием в МВД и подать документы там. В первом случае вы вносите все сведения на сайте, а потом посещаете МВД с оригиналами. Во втором просто записываетесь на удобное время, а затем посещаете МВД и непосредственно там уже подаете документы.

Как подать документы через МФЦ?

По вопросам регистрации МВД работает по территориальному принципу – обращаться придется в тот центр, который обслуживает район, где вы намерены прописаться. Из плюсов этого способа подачи – удобный график работы, электронная очередь на месте, помощь в оформлении и всегда улыбчивый персонал. Из минусов – срок оформления. Он увеличится на несколько дней, необходимые для пересылки документов.

Оформление же заявления и его подача в МФЦ не займут более 15 минут. Комплект документов такой же, как и в других случаях.

Как оформить документы через ТСЖ, ЖСК, УК?

Если ваш дом находится под управлением жилищно-эксплуатационных органов, документы можно подать и через них. В их офисе управляющей организации обязательно будет ответственный паспортист, который и осуществляет первичный прием документов. Обратитесь в УК/ТСЖ/ЖСК, отказать вам в этой услуге не вправе. Из плюсов – не нужно самостоятельно посещать ОВМ, все за вас оформит паспортист. Опять же, БЕСПЛАТНО. Минус – придется подождать, из-за передачи документов срок регистрации увеличится максимум на 6 дней.

Источник

Прописка в квартире: права, регистрирующие органы, документы

Для чего нужна постоянная регистрация. Смотреть фото Для чего нужна постоянная регистрация. Смотреть картинку Для чего нужна постоянная регистрация. Картинка про Для чего нужна постоянная регистрация. Фото Для чего нужна постоянная регистрация

Во-первых, государству для административного учета граждан. Отсутствие прописки является правонарушением и наказывается штрафом в 2000–3000 руб. (ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП). Во-вторых, гражданину прописка дает право проживать в помещении и пользоваться им. Прописанный получает доступ к коммунальным услугам, может регистрировать там своих несовершеннолетних детей, получать социальные льготы, бесплатно обслуживаться в районной поликлинике и больнице, подтвердить свое местонахождение при устройстве на работу, получить свидетельства ИНН и СНИЛС. Одним словам, иметь доступ к социальным благам и услугам, предоставляемым по территориальному признаку. Адрес места жительства является основным для направления гражданину юридически значимых сообщений. Прописанный жилец имеет приоритетное право на покупку недвижимости или доли в ней, если собственник захочет ее продать.

Для чего нужна постоянная регистрация. Смотреть фото Для чего нужна постоянная регистрация. Смотреть картинку Для чего нужна постоянная регистрация. Картинка про Для чего нужна постоянная регистрация. Фото Для чего нужна постоянная регистрация

В жилом доме, квартире, комнате или другом жилом помещении, в котором постоянно или преимущественно проживает как собственник, по договору найма или на других законных основаниях (п. 1 ст. 20 ГК). Жилым помещением признается изолированная недвижимость, которая пригодна для постоянного проживания граждан. Она должна отвечать санитарным и техническим нормам (ч. 2 ст. 15 ЖК, ч. II Постановления Правительства от 28 января 2006 года № 47). С 1 января 2019 года из законодательства ушло понятие «дача». Поэтому теперь можно прописаться и в садовых домах, пригодных для жилья, говорит юрист юрфирмы Надмитов, Иванов и партнеры Надмитов, Иванов и партнеры Федеральный рейтинг. × Делгира Ходжаева.

Гражданин не может зарегистрироваться в нежилом помещении. Например, в апартаментах или гостинице.

Для чего нужна постоянная регистрация. Смотреть фото Для чего нужна постоянная регистрация. Смотреть картинку Для чего нужна постоянная регистрация. Картинка про Для чего нужна постоянная регистрация. Фото Для чего нужна постоянная регистрация

Там же, где и регистрировался. Нужно подать туда соответствующее заявление. В нем нужно будет указать, куда переезжает гражданин и когда. В этом случае прописка на старом месте жительства автоматически будет снята.

Выписать гражданина из жилья без его согласия можно только в судебном порядке. Обратиться в суд с соответствующим заявлением может тот, кто предоставил прописанному помещение для временного проживания, то есть собственник, наниматель, наймодатель. Если обнаружится факт фиктивной регистрации гражданина, то его выселение могут произвести на основании решения органа регистрационного учета (п. 31 Постановления Правительства от 17.07.1995 № 713).

Для чего нужна постоянная регистрация. Смотреть фото Для чего нужна постоянная регистрация. Смотреть картинку Для чего нужна постоянная регистрация. Картинка про Для чего нужна постоянная регистрация. Фото Для чего нужна постоянная регистрация

Если у несовершеннолетнего или у недееспособного нет другого жилья, то снять их с регистрационного учета нельзя. Если же такие лица никогда не вселялись в жилое помещение, собственник вправе обратиться в суд с требованием, чтобы право пользования признали недействительным, объясняет управляющий партнер Варшавский и партнеры Варшавский и партнеры Федеральный рейтинг. × Владислав Варшавский: «В таком случае решение суда об удовлетворении требований собственника будет основанием для снятия с регистрационного учета».

Источник

У меня нет своего жилья. Как мне сделать регистрацию?

У меня вопрос на больную для многих наших граждан тему — про прописку. Где регистрироваться людям, у которых нет в собственности жилых помещений и нет никаких родственников, готовых прописать в своем жилье?

У нас с женой нет своей недвижимости. Мы уже больше 12 лет снимаем жилье, но зарегистрироваться по месту жительства не можем, потому что хозяева квартиры не согласны нас прописывать.

Органы власти в лучшем случае соглашаются провести только регистрацию по месту пребывания — выдать половинку листа A4 с соответствующей записью. Штамп в паспорте в этом случае не ставится и все вышеописанные проблемы так и остаются нерешенными.

Покупка регистрации — это прямое нарушение закона. Подскажите, как же все-таки зарегистрироваться по месту жительства, если заключил долгосрочный договор аренды жилья?

Здравствуйте, Роман. В нормативных актах упоминается три вида регистрации: по месту жительства, месту пребывания и месту фактического проживания. Разберемся с каждым из них.

Виды регистрации

Регистрация по месту жительства — это то, что мы привыкли называть пропиской, хотя на самом деле этого термина давно нет в законах. Это вид постоянной регистрации там, где человек живет. Ее подтверждают штампом в паспорте.

Регистрация по месту пребывания — отдельный вид, она может быть только временной. Ее оформляют независимо от постоянной, например при переезде в другой регион. При этом не ставят штамп в паспорте, а выдают свидетельство. Временная регистрация не заменяет и не отменяет постоянную. Она как бы подтверждает, что сейчас человек по каким-то причинам живет по этому адресу: приехал на работу или учится здесь. Когда оформляют временную регистрацию, то постоянную не аннулируют, она остается.

Место фактического проживания может совпадать с местом жительства, пребывания или быть вообще другим местом. Так бывает, если молодая семья прописана у родителей, а живет в съемной квартире в том же городе. Они не обязаны оформлять временную регистрацию, но у них место фактического проживания не совпадает с местом жительства. В садик они могут записывать ребенка по месту фактического проживания.

Как наличие регистрации влияет на получение госуслуг

Существуют правила регистрации по месту пребывания и месту жительства. За их нарушение могут оштрафовать. По закону нужно временно регистрироваться в съемной квартире, но при этом иметь и постоянную регистрацию. Из вашего вопроса понятно, что с временной у вас все в порядке, но из-за отсутствия своего жилья нет постоянной. И это создает проблемы с получением госуслуг.

На самом деле проблем быть не должно, и вот почему.

Практически во всех законах и правилах государственные услуги предоставляются разными ведомствами по месту жительства или пребывания. Очень редко услуги или льготы привязаны именно к месту жительства: обычно это касается каких-то региональных доплат и гарантий.

Иногда получить услугу можно и по месту фактического проживания, даже вообще не имея регистрации. В таких случаях заполняют заявление и указывают фактический адрес. Например, так делают при оформлении материнского капитала.

Могут быть проблемы с кредитом, но постоянная регистрация — это не единственный критерий для банка. Если вы платежеспособный заемщик, получить кредит можно и с временной. Но если банк вам отказывает — это его право. Многие не могут получить кредит, даже имея квартиру и постоянную регистрацию.

Зачем государство требует оформлять регистрацию

За каждым человеком закреплен набор услуг, и чаще всего он адресный. Поликлиникам выделяют деньги по территориальному признаку, места в школах и детских садах тоже резервируют по числу жителей. Субсидии, пенсии, льготы — все адресное. Государству нужно знать, где живет человек, чтобы не только контролировать его, но и помогать.

Хотя для контроля это тоже важно. Налоговой нужно знать, куда направлять требование об уплате пени. Приставы обязаны уведомить об ограничении выезда за границу. Судам нужно понимать, куда присылать вызов на заседание. А полиция хочет знать, кто живет в конкретной квартире и где искать человека, если он что-то нарушит.

Где взять постоянную прописку, если нет жилья

Конституция гарантирует каждому человеку право на жилище. Это значит, что государство должно помогать с жильем тем, кто не имеет крыши над головой и не может на нее заработать. Но это не значит, что государство должно всем предоставить бесплатные квартиры. Такие программы работают, но они касаются расселения аварийных домов, малоимущих, многодетных семей, работников бюджетной сферы, ликвидаторов, переселенцев и тех, кто давно стоит в очереди и ждет квартиру.

Остальным придется самим заботиться о своем жилье или годами ждать помощи от государства. Можно взять ипотеку, использовать материнский капитал, получить субсидию, купить недорогое жилье: небольшой домик, комнату в общежитиии или долю, чтобы оформить постоянную регистрацию.

Одним словом, забота о собственном жилье на плечах самого человека. Владельцы съемных квартир не обязаны предоставлять вам постоянную регистрацию. Для них и временная иногда связана с рисками. И хотя регистрация сама по себе не дает права собственности, по адресу пребывания могут приходить письма из ведомств, требования от приставов и кредиторов.

Если нет родственников и своего жилья, но есть временная регистрация, вы можете пользоваться большинством государственных услуг. Но это повод задуматься о собственном жилье. Мы рассказывали, как девушка купила квартиру с зарплатой 60 тысяч рублей. Желаем, чтобы и у вас все получилось.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Источник

Всё о прописке: что такое постоянная и временная регистрация

Ещё со времён СССР прописку воспринимают как нечто сакральное — жизни без неё буквально нет. Так ли это на самом деле? Что даёт прописка и можно ли жить без неё в России хотя бы какое-то время?

Прописка или регистрация

Правильно — регистрация. Термин прописка — это пережиток советских времен, когда каждый гражданин должен был прописаться по месту жительства. Слово так укоренилось в языке, что никакая регистрация не смогла его победить.

Говоря «прописка», многие имеют в виду постоянную регистрацию, ведь есть ещё и временная. Юридически же — и временная, и постоянная, но регистрация.

Чем временная регистрация отличается от постоянной

Постоянная регистрация. Это регистрация по месту жительства. Местом жительства может считаться квартира, оформленная в собственность, например, купленная или полученная в наследство, или жильё, оформленное по договору социального найма.

Постоянная регистрация действует до тех пор, пока человека не снимут с учёта по указанному адресу. Это происходит, например, при получении постоянной регистрации в другом месте или признании человека безвестно отсутствующим.

Временная регистрация. Это регистрация по месту пребывания, то есть по адресу, где вы собираетесь поселиться на какое-то время.

Местом пребывания считается не только квартира вашего родственника, у которого вы зарегистрировались на время ремонта своей квартиры. Это может быть и кемпинг, и отель, и санаторий — любое место, где вы собираетесь какое-то время жить. Но нас, конечно, интересует регистрация в жилых помещениях, для которой в законе есть особые условия и ответственность за их нарушение.

Временная регистрация оформляется на какой-то определенный срок. Она не отмечается в паспорте, человеку просто выдаётся специальное свидетельство. Постоянная регистрация при этом остаётся прежней: временная не заменяет и не отменяет её.

Если у квартиры есть другие собственники, то они должны дать письменное согласие на ваше проживание в квартире — оно оформляется прямо на месте, в МФЦ.

Регистрация делается сразу же. Как только истекает срок, на который вас зарегистрировали в квартире, временная регистрация прекращается — никаких дополнительных действий для снятия с учёта не требуется.

Как сняться с постоянной регистрации

В разных случаях есть свои нюансы:

Если же у вас уже есть новое место жительства, то одновременно с заявлением на регистрацию по новому адресу заполняется и заявление на снятие с регистрации по старому. Всё это делается бесплатно.

При снятии с регистрации заполняется еще один документ — листок убытия. В нём вы пишете, откуда, куда и на какой срок решили уехать.

Для регистрации по новому месту жительства этот листок предъявлять не нужно: достаточно паспорта, заявления и документа, подтверждающего ваши права на вселение в новое помещение. Если у вас требуют листок на новом месте регистрации, это незаконно.

Если вы решили уехать из России (или уже уехали)

Если у вас несовершеннолетние дети

Ребёнок автоматически снимается с регистрации по старому адресу при регистрации по новому месту жительства. Если нового места жительства нет, то можно снять несовершеннолетнего с учёта в общем порядке. К обычному пакету документов добавляется письменное согласие второго родителя на снятие ребёнка с учёта. За детей младше 14 лет заявление пишут законные представители, а ребенок старше 14 лет подаёт заявление самостоятельно, с согласия законных представителей. В этом пункте есть довольно много нюансов, поэтому в некоторых случаях процедура может быть другой.

Если вы военнообязанный

Военнообязанные должны в двухнедельный срок известить военкомат о том, что они:

● прописались (получили постоянную регистрацию) по новому адресу;

● переехали на новое место на 3 месяца и более (и получили временную регистрацию);

● уезжают из России больше чем на 6 месяцев;

● уезжают с места жительства или пребывания минимум на 3 месяца.

То есть при любом снятии с регистрации по месту жительства или пребывания военнообязанному нужно сообщить об этом в военкомат для снятия с учёта ещё и в нём. И встать на учёт в военкомате по новому месту жительства или пребывания.

Можно ли жить вообще без регистрации

Спойлер: можно, но недолго

Что делать, если у вас нет своего жилья?

Закон не может заставить вас обзавестись квартирой и зарегистрироваться в ней к конкретному сроку. Если у вас нет постоянной регистрации, то нужно постараться получить хотя бы временную по месту вашего пребывания: с ней жить в России проще, чем без неё.

Но что делать, если нет ни постоянной, ни временной регистрации?

По правилам регистрации вам нужно встать на учёт на 90-й день проживания во временном жилье, поэтому представить ситуацию, когда вы не живёте в одном месте хотя бы 3 месяца, сложно, но можно:

● Вы продали квартиру, чтобы построить дом или купить новую квартиру. Временно жить и регистрироваться вам не у кого и приходится ночевать в машине, на работе или в недостроенном доме, который просто пока не существует как объект недвижимости с юридической точки зрения.

● Вы не живёте в России. Продали всю недвижимость и уехали путешествовать или на ПМЖ в другую страну.

● Вы путешествуете по России и нигде не задерживаетесь дольше чем на месяц.

● Вы много переезжаете — меняете Москву на Питер раз в пару месяцев, живёте по друзьям и знакомым, потому что не можете понять, где вам хочется осесть окончательно.

Во всех этих случаях регистрации у вас может не быть — ни постоянной, ни временной.

И что мне за это будет

Есть 2 основных нарушения, за которые полагается административный штраф:

Отсутствие постоянной регистрации на новом месте

Если вы переехали и за 7 дней не зарегистрировались на новом месте. Семь дней считаются не с даты выписки (снятия с учёта на предыдущем месте), а с момента, когда вы поселились по новому адресу. Поэтому мнение о том, что вам надо «прописаться» во что бы то ни стало в течение недели с момента снятия с учёта, — миф.

Отсутствие временной регистрации по месту пребывания

Если вы живёте по месту пребывания и в течение 90 дней и не сделали временную регистрацию. Но 89 дней вы можете жить в любом месте совершенно спокойно. Как вы понимаете, доказать, сколько именно дней вы прожили в том или ином месте, очень сложно. Но в ваших же интересах регистрацию получить. Если собственник съемной квартиры отказывается регистрировать вас даже временно — он нарушает закон.

За оба эти нарушения полагается штраф:

● от 2 до 3 тысяч рублей для нарушителя, который не зарегистрировался;

● от 2 до 5 тысяч рублей — для собственника или нанимателя, который поселил и не зарегистрировал такого нарушителя в квартире.

В Москве и Санкт-Петербурге эти штрафы ещё больше: 3–5 тысяч рублей для поселившегося нарушителя и от 5 до 7 тысяч рублей — для приютившего собственника жилья.

Лучше обговорить необходимость получения регистрации заранее — многие собственники квартир очень боятся, что после этого зарегистрированный жилец «отнимет квартиру». Однако регистрация никаких прав на жильё не даёт. Да и отменить её хозяин может в одностороннем порядке — достаточно его заявления.

А вот фиктивная регистрация по месту жительства или по месту пребывания — это уже уголовное преступление, за которое грозит 3 года лишения свободы.

Закон наказывает не за отсутствие регистрации как таковой, а за то, что вы не регистрируетесь там, где живёте. Но если вы путешествуете по России и ночуете в машине на обочине или уехали в Марокко после продажи квартиры, то, конечно, получить регистрацию вы не можете

Есть несколько исключений, когда закон позволяет не регистрироваться:

● Можно не отмечаться по месту пребывания, если у вас есть постоянная регистрация в пределах того же субъекта Федерации. Например, вы зарегистрированы в поселке Мирном Кировской области, но уже 4 месяца живете в Кирово-Чепецке — делать там временную регистрацию не обязательно, и штрафа за это не будет.

● Если у вас есть постоянная регистрация в Москве или Московской области, а вы живете в другом населённом пункте Москвы или Московской области. То есть, если вы решили полгода дауншифтить в Звенигороде, имея постоянную регистрацию в Москве, можете не волноваться.

● Та же история с Петербургом и Ленобластью: закон позволяет не регистрироваться по месту пребывания в Ленинградской области, если у вас есть постоянная регистрация в самом Петербурге, и наоборот.

● Это же правило распространяется на Севастополь и Республику Крым.

● Можно не делать регистрацию, если вы живете в квартире вашего родственника — собственника или нанимателя — который сам зарегистрирован там по месту жительства. Или если вы живёте в этой квартире вместе с таким родственником. Это может быть родитель, супруг, бабушка или дедушка, тесть, свекровь или другой родственник (точный перечень ищите в статье 19.15.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ). Так что если ваш ребенок с мая до сентября уезжает к бабушке в её деревенский дом, то регистрацию можно не делать.

Как жить, если у вас только временная регистрация или и её нет

В Конституции прописано ваше право на свободу передвижения: никто не может заставить вас находиться на одном месте. И даже само по себе отсутствие регистрации никак не может и не должно влиять на ваши права и как-то ограничивать их.

В идеальном государстве при отсутствии регистрации вам не должны отказать в заключении трудового договора, в приёме у врача или в записи ребёнка в школу. На деле выходит иначе, и отсутствие регистрации может осложнить вам жизнь.

Разберемся, как жить с временной регистрацией или вовсе без нее:

Регистрация ребёнка

По закону новорожденный (и любой ребенок до 14-летнего возраста) регистрируется вместе с родителями — можно сделать это по одному из адресов места жительства или пребывания, если родители живут раздельно.

Если ни у одного из родителей нет даже временной регистрации, то не регистрировать ребенка возможно. Но только в том случае, если родители не живут на одном месте дольше 89 дней и поэтому не регистрируются. Если же они где-то живут постоянно, но без регистрации, это нарушение закона. И не регистрировать по этому адресу ребенка — такое же нарушение.

Такую ситуацию в реальности представить сложно. К тому же отсутствие у ребенка и родителей регистрации осложнит получение материнского капитала, оформление пособия, постановку ребенка на учёт в поликлинике и устройство в садик или школу.

Медицина

Регистрация никак не влияет на ваше право получить бесплатную медицинскую помощь: по закону любой гражданин может на неё рассчитывать в любой точке России в пределах программы обязательного медицинского страхования.

Любой отказ в оказании медицинской помощи по месту обращения незаконен, его можно обжаловать.

Пенсия

Для получения пенсии не обязательно иметь регистрацию по месту жительства — достаточно и временной. Нужно только подать документы в отделение Пенсионного фонда по фактическому адресу.

Получать пенсию можно, проживая за рубежом, без регистрации в России. Потребуется отправить в Пенсионный фонд несколько обязательных документов, и вы сможете получать свои деньги в другой стране. Порядок получения для этого случая Пенсионный фондподробно расписал на своем официальном сайте.

Получение паспорта

А вот проживающему за границей россиянину придётся приехать за паспортом в Россию — подать заявление на его выдачу можно через сайт Госуслуг, но получить документ можно только лично. Для этого нужно выбрать любое отделение миграционной службы по месту обращения.

Постановка на налоговый учёт и уплата налогов

Если у вас нет регистрации ни по месту жительства, ни по месту пребывания, то подать заявление о постановке на налоговый учет вы можете в любую налоговую на свой выбор. Платить налоги вам надо будет там же, если для конкретного налога не прописан другой порядок.

Если вы живете за границей, но в России остался бизнес, то налоги будете платить по месту нахождения юридического лица.

С налогами физического лица или индивидуального предпринимателя всё сложнее: нужно определить, где должен уплачиваться каждый из налогов (в РФ или стране вашего проживания), и являетесь ли вы налоговым резидентом РФ — этот статус вы теряете, если в течение 12 месяцев находитесь 183 дня за пределами России.

И будьте внимательны — раз у вас нет официального места жительства или пребывания в России, то связываться с вами будут по тем адресам, которые вы указываете в своих заявлениях в те или иные госорганы.

А вот с этим точно будут проблемы

Юридически отсутствие регистрации никак не должно ограничивать в правах, но на деле будет сложнее. Вы вряд ли сможете:

Проголосовать на выборах. Потому что это можно сделать только по месту жительства или по месту пребывания — по этому принципу формируются списки избирателей по конкретным участкам.

Устроить ребенка в садик или школу. О законных прецедентах нам не известно.

Получить кредит на выгодных условиях. Для многих банков отсутствие регистрации — это особый риск, поэтому для перестраховки они могут повысить ставку или просто откажут в выдаче кредита.

Устроиться на работу. Отказывать в приеме на работу из-за отсутствия регистрации незаконно, и такое решение работодателя можно обжаловать, но редкий работодатель признается, что он не взял вас на работу именно поэтому.

Заключать договоры. Никто не хочет связываться с лицом без определённого места жительства или пребывания, ведь это порождает массу проблем. Непонятно, где искать такого человека в случае нарушения договора, в какой суд на него подавать и как заставить исполнять свои обязанности. Поэтому многие компании предпочитают вовсе не иметь дела с такими контрагентами.

Зарегистрировать ИП или юридическое лицо. Хотя формально нельзя ограничивать человека без регистрации в правах, на деле никто не хочет брать на себя лишний риск.

Заключение

Несмотря на то, что «прописка» ушла в прошлое, жить без какой бы то ни было регистрации в России вообще вряд ли получится. Но и представить себе ситуацию, когда вы живёте полной жизнью — ходите на работу, заводите семью, обращаетесь к врачам, платите налоги, покупаете машину или квартиру, — и всё это без постоянного местожительства, представить сложно. Поэтому при переезде на новое место старайтесь сделать хотя бы временную регистрацию. Она даёт вам практически те же права, что и постоянная.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *