Для чего нужна ячейка в банке при ипотеке
Безопасные способы расчетов при покупке квартиры в 2021 году
Здравствуйте. В этой статье я расскажу, как покупателям квартиры безопасно передать деньги продавцу, какие есть безопасные способы передачи, какие документы потребуются и какие есть нюансы, если квартира покупается в ипотеку.
Небольшое отступление — если нужна бесплатная консультация, напишите онлайн юристу справа или позвоните по телефонам (круглосуточно и без выходных для всех регионов РФ): 8 (499) 938-45-78 — Москва и обл.; 8 (812) 425-62-89 — Санкт-Петербург и обл.; 8 (800) 350-24-83 — все регионы РФ.
Основное правило
Я всегда советую покупателям делать так, чтобы продавец получил деньги за квартиру только после регистрации сделки купли-продажи. Способы, про которые я расписала ниже, основываются именно на таком правиле. К тому же, на эти способы охотно соглашаются продавцы, ведь их интересы здесь также защищены.
Как проверить квартиру перед покупкой: на юридическую чистоту; на долги по «коммуналке»; продавцов Можно вернуть до 260 000 рублей после покупки квартиры за наличные — подробности здесь, и до 650 000 когда покупаете в ипотеку — подробности здесь
Безопасные способы передачи денег
Во всех 3 способах расчеты за квартиру проходят через гаранта-посредника. При банковской ячейке и аккредитиве гарантом выступает банк, при депозитном счете гарантом выступает нотариус (если сделка купли-продажи будет проходить через него).
Главная суть расчетов через гаранта — каждая из сторон доказывает друг другу что они готовы выйти на сделку. До подачи договора купли-продажи на регистрацию участники сделки обращаются к гаранту-посреднику, которому покупатель передает деньги за квартиру. Теперь деньги «заморожены» на определенный срок — их покупатель забрать не сможет. Этим он доказывает продавцу что выполнил свое обязательство по расчету. Гарант передаст деньги продавцу только после регистрации сделки, а именно когда он покажет зарегистрированный договор купли-продажи и/или выписку из ЕГРН, где покупатель будет новым собственником квартиры. Если по каким-либо причинам сделка не была зарегистрирована и одна из сторон откажется от сделки, деньги забирают покупатели обратно после окончания срока.
(нажмите на картинки, чтобы их увеличить)
Страница договора купли-продажи с печатью регистрации
Услуги гаранта платные. В законе не указано кто должен ее оплачивать, поэтому здесь уж как договорятся покупатели и продавцы. На моей практике обычно 50 на 50, ведь гарант защищает интересы обеих сторон.
Способ №1 — Через банковскую ячейку (наличный расчет)
Банковская ячейка — это небольшой сейф в специальном хранилище банка (депозитарии), который он предоставляет в аренду для хранения каких-либо вещей — денег, документов, ценностей и т.п.
Способ с банковской ячейкой самый распространенный — он дешевле и менее замороченный. Через ячейку удобнее всего расплачиваться в случае, если Вы одновременно продаете свою недвижимость и покупаете новую. Это называется альтернативные сделки, в простонародье — «по цепочке».
Большинство банков специализировали данную услугу при сделках с недвижимостью. Сотрудник банка все подробно объяснит и оформит. Сторонам остается только подписать необходимые бумаги. В общем, все налажено и поставлено на поток. Также обычно бесплатно предоставляют машинки для подсчета и проверки купюр.
Предложения от банков
Задаток при покупке квартиры — как его правильно передать, чтобы потом не было проблем с продавцами Документы для покупки квартиры на вторичном рынке — полный и актуальный перечень
Краткая инструкция
Покупатель и продавец идут в банк и на имя покупателя арендуют сейфовую ячейку. Покупатель в присутствии продавца закладывает деньги в арендованную ячейку. Сотрудник банка составит дополнительное соглашение о том, что продавцу будет предоставлен доступ к ячейке только после, того как он покажет договор купли-продажи квартиры с печатью о регистрации и/или выписку из ЕГРН. Как только продавец принесет эти документы, ему будет предоставлен доступ к ячейке и он сможет забрать деньги. Далее советую покупателям получить от продавцов расписку о получении денег.
Подробная инструкция
Вместе с договором аренды сотрудник банка составит дополнительное соглашение, в котором указывается условие — продавец получит доступ к ячейке только когда предоставит договор купли-продажи с печатью о регистрации и/или выписку из ЕГРН.
Аренда ячейки и дополнительное соглашение оплачиваются отдельно. Некоторые банки требуют оставить некую сумму в качестве залога за ключ от ячейки.
Способ №2 — Через аккредитив (безналичный расчет)
Способ похож с арендой банковской ячейки, только здесь деньги отправляются безналичным путем на счет продавца со специального аккредитивного счета. Счет на имя продавца может быть открыт в любом банке.
Минусы способа: 1) Более высокая стоимость самой услуги + дополнительные комиссии за перевод. В среднем выходит 7 000 рублей. 2) Плохо подходит под сделки «по цепочки»; 3) Не все банки предоставляют такую услугу; 4) У многих сотрудников банка нет достаточного опыта по работе с аккредитивными счетами, поэтому они обычно все оформляют дольше и могут совершать ошибки.
Банки, которые оказывают услугу по аккредитиву при сделках с недвижимостью
Если после покупки, бывший владелец подаст на банкротство, заинтересованные лица могут оспорить сделку. Здесь объяснили, как покупателям защититься от этого
Краткая инструкция
Покупатель открывает сберегательный счет в банке, который оказывает услугу аккредитива. На этот счет кладется деньги на покупку квартиры и подается заявление на открытие аккредитива. В итоге деньги будут перенесены на специальный аккредитивный счет.
После регистрации сделки продавец предоставляет в банк зарегистрированный договор купли-продажи и/или выписку из ЕГРН. Эти документы доказывают, что регистрация прошла успешно и покупатель стал собственником квартиры. Сотрудник банка перечисляет деньги с аккредитивного счета на счет продавца. Счет на имя продавца может быть открыт в любом банке.
Подробная инструкция
Срок аккредитива стоит установить минимум 2 недели. Лучше на месяц. Продлить его можно в любой момент.
Образец заявления на открытие аккредитива
Хоть покупатель получит на руки справку о переводе денег на счет продавца, я все равно советую получить от него расписку — образец. Лишним не будет.
Способ №3 — Через депозитный счет нотариуса (наличный и безналичный расчет)
Способ похож на аккредитив, но гарантом-посредником в расчетах выступает нотариус и все операции будут проходить через его депозитный счет.
Данной услугой лучше воспользоваться, только если нотариус заверяет договор купли-продажи. В этом случае услуга будет стоить 1 500 рублей (пп. 8.1 п. 1 ст. 22.1 Основ о нотариате) + дополнительно 1 000 — 3 000 рублей за услуги правового и технического характера.
Если же вы не собираетесь заверить договор купли-продажи, а просто воспользоваться депозитным счетом, то тогда тариф будет уже 0,5% от суммы сделки — пп. 8.2 п. 1 ст. 22.1 Основ о нотариате. Например, квартира покупается за 5 млн. руб, то нотариусу придется отдать 5 млн * 0,5% = 25 тыс. руб. Гораздо дешевле воспользоваться банковской ячейкой или аккредитивом, к тому документов нужно предоставить гораздо меньше, чем нотариусу.
Краткая инструкция
Нотариус составляет соглашение о расчете, которое подписывают участники сделки. Все документы остаются у нотариуса. Затем покупатель перечисляет деньги на депозитный счет нотариуса. Только после того, как нотариус убедиться, что деньги переведены на его депозитный счет, он сам подает документы на регистрацию. После регистрации сделки, нотариус перечисляет деньги на счет продавца или дает ему чек, чтобы продавец снял деньги наличными в банке.
Подробная инструкция
Если покупатель решит перечислить деньги на депозитный счет нотариуса безналичным путем, то банковский счет должен быть оформлен именно на покупателя. Нельзя будет переводить деньги нотариусу, например, со счета матери покупателя. Исключение: если одним из покупателей будет несовершеннолетний, то перечислять деньги можно со счета одного из родителей (опекуна).
Для доказательства того, что счет принадлежит покупателю, нужно предоставить нотариусу справку или копию договора на обслуживание счета. Тоже самое касается и продавца.
И снова о расписке. Хоть у покупателей есть на руках справка о переводе денег на депозитный счет нотариуса, я все равно советую им получить от продавца расписку о получении денег. Образец найдете по ссылке.
Передавать деньги продавцу «на руки» до регистрации сделки — небезопасно
Некоторые мои коллеги твердят, что без всяких банковских ячеек покупатели всю жизнь передавали деньги продавцам «на руки» и все проходило нормально. Я же считаю так — если можно дополнительно обезопасить себя, то не стоит жалеть на это денег. Тем более и сами продавцы охотно соглашаются на вариант с банковской ячейкой, ведь банк защищает интересы обеих сторон.
Если продавцы настаивают получить деньги «на руки», например, после подачи документов в МФЦ или в УФРС, а не после регистрации сделки, то я бы сто раз подумала о покупки такой квартиры. В крайнем случае лучше отправить деньги безналичным путем и обязательно получить от продавца расписку о получении денег (образец).
Нюансы, если квартира покупается в ипотеку
В случае покупки квартиры в ипотеку, банк перечисляет деньги продавцу безналичным путем только после регистрации сделки купли-продажи. Все эти расчеты происходят в два этапа. Покупатели передают деньги продавцам (первоначальный взнос) через банковскую ячейку (наличными) или аккредитив (безналичным путем). Остальную часть банк перечисляет на счет продавца через некоторое время после регистрации сделки, обычно в течение 1 — 3 дней.
Почему при ипотеке лучше использовать банковскую ячейку или аккредитив? Потому что все можно сделать в одном банке, в котором оформляется ипотечный кредит. Большинство банков для своих «ипотечников» дают скидки за использование банковской ячейки или аккредитива. Например, у ВТБ при ипотеке аккредитив стоит 2 000 рублей вместо 9 000.
Понравилась статья? Вы знаете, что надо сделать 😉
Есть вопросы? Можете бесплатно проконсультироваться. Воспользуйтесь окошком онлайн-консультанта, формой внизу или телефонами (круглосуточно и без выходных):
Как передаются деньги при продаже квартиры продавцу
Приобретение жилья иногда омрачается рядом формальностей. Недостаточно просто собрать всю сумму, еще нужно правильно ею распорядиться и знать, когда отдавать деньги при покупке квартиры.
JCat.Недвижимость расскажет, как лучше передать деньги, исключая обман и мошенничество.
Как провести расчет за недвижимость между покупателем и продавцом
Приобрести квартиру можно на первичном или вторичном рынке. Если вы выбираете жилье в новостройке, потребуется заключить договор со строительной компанией. Все условия транзакции прописаны предварительно.
Сделки на вторичном рынке недвижимости заключаются между физическими лицами. Оплата производится наличными или переводом (для субсидий, ипотеки).
Покупка квартиры по договору долевого участия позволяет рассчитаться через счета эскроу, которые защищают от мошенничества. Условный депозит хранит деньги до того, как продавец выполнит все условия, а банку присвоена роль независимого посредника. Таким же образом можно передать нотариусу денежные средства для хранения до выполнения определенных обстоятельств.
Передача денег при покупке квартиры без документального подтверждения — риск, потому что один из участников сделки может не выполнить условия договоренности. Схем мошенничества очень много, и всегда лучше перестраховаться. Всего существует 5 основных методов расчета при приобретении жилья:
Безналичный расчет
Если стороны договариваются между собой, деньги можно перевести между банковскими счетами, не привлекая юристов и риелторов, но и здесь есть свои риски.
А при покупке жилплощади в новостройке нужно предварительно проверить строительную компанию. Такая мера предосторожности частично защищает от обмана.
Расписка о получении денег за квартиру обязательна и при безналичном расчете, поэтому не забудьте попросить ее у владельца недвижимости.
Преимущества безналичного расчета:
Есть и минусы, о которых нужно помнить при выборе способа расчета:
Наличный расчет
Покупатель и продавец встречаются для передачи наличных. По времени это может происходить до подписания договора по покупке квартиры или после него. Передача денежных средств из рук в руки использовалась во все времена. Способ небезопасный, но многим кажется привычным.
Крупная сумма передается после оформления документов в присутствии других лиц на усмотрение сторон. Составление договора по всем правилам позволяет сократить риски. С этой целью нужно обратиться за помощью к юристам. Способ популярен, когда сделка заключается между родственниками или знакомыми. Расписка о получении денег за квартиру поможет подтвердить факт оплаты. Когда речь о большой сумме, лучше перестраховаться подтверждающим документом.
Преимущества сделки с наличной оплатой:
Недостатки оплаты наличными:
Нужно тщательно все взвесить перед принятием решения.
Расчеты у нотариуса
С привлечением третьего лица больше гарантий соблюдения обязательств. Деньги отправляются на депозитный счет нотариуса, дополнительно составляют соглашение. Нотариус отслеживает регистрацию и уполномочен самостоятельно подавать документы. Также он проверяет участников сделки, защищает их интересы и гарантирует правомерность действий.
Нотариусы вправе открывать депозиты согласно № 457-ФЗ п. 4 с 2015 года. На депозите деньги хранятся до подписания договора передачи недвижимости на нового владельца. Каждый перевод облагается процентами.
Покупатель может отозвать деньги с депозитного счета нотариуса в любой момент, согласно ст. 327 п. 3 ГК РФ, если иное не предусмотрено в дополнительном соглашении.
Основные плюсы нотариальных услуг:
Единственный недостаток расчета связан с лицензией нотариуса, которую могут забрать по причине мошенничества. Но практика показывает, что это случается крайне редко.
Аккредитив
Аккредитация подразумевает привлечение банка как посредника. Передача денег при покупке квартиры осуществляется после соблюдения всех условий сделки.
Покупатель создает счет, банк открывает на него аккредитив, деньги на счете блокируются до окончания срока. Покупатель передает аккредитив продавцу, который приносит аккредитив в свой банк и получает деньги. Если срок прошел, а условия не выполнили, сумма вернется на счет, с которого была списана.
Способ безопасный, поскольку содержимое аккредитива застраховано. Когда-то эта процедура обходилась очень дорого, а сейчас доступна каждому. Безналичный расчет через заблокированный лицевой счет является условным обязательством. Владелец недвижимости должен лишь подтвердить переход недвижимости в собственность второй стороны. Риски минимальные, потому что изначально все тщательно проверяется финансовой организацией, и ошибки быть не может.
Выбирая банк, нужно учитывать, что при переводе возникают вопросы по поводу происхождения средств на покупку квартиры. Поэтому операцию могут приостановить, что особенно характерно для государственных учреждений. Не все финансовые организации предлагают данную услугу и умеют с ней работать, возможно, по причине того, что ее редко заказывают.
Цена услуги колеблется в диапазоне 3 тысяч рублей. Стоимость рассчитывается как процент от суммы, также может быть фиксированной.
Основные преимущества аккредитива:
Банковская ячейка
Для передачи денег при покупке квартиры используют аренду сейфа. Арендовать нужно 1 или 2 места в хранилище, второе для расписки. При альтернативной сделке с участием нескольких квартир потребуется больше ячеек.
Дополнительное соглашение определяет, кто и когда сможет открыть хранилище. Последовательность этапов:
Та же практика используется для ипотеки, только сначала подписывают кредитный договор. Если сумма находится в разных финансовых организациях и нужно собрать ее, можно снять отдельное хранилище и добавлять средства туда постепенно.
Стоимость данной услуги от 1000 до 5000 рублей в месяц, плюс 2–5 тысяч за составление дополнительного соглашения. При подписании договора определяется, кто будет платить, обычно это делает покупатель.
Банковская ячейка популярна на вторичном рынке недвижимости. Например, в Москве, 90% сделок проходят именно так. Ключ от хранилища можно оставить в банке.
Преимущества банковской ячейки:
Но есть и ряд недостатков:
Сервис безопасных расчетов
Банковская услуга, которая позволяет рассчитываться за покупку квартиры удаленно. Сервис безопасных расчетов есть в Сбербанке и ВТБ. Оформление занимает мало времени и стоит 3400 рублей. Процесс длится до 7 рабочих дней и зависит от времени регистрации недвижимости в Росреестре. Принцип работы сервиса простой:
JCat.Недвижимость рекомендует ознакомиться со всеми особенностями передачи денежных средств при покупке квартиры во избежание ошибок. В любой ситуации можно снизить риски, если подойти к решению поставленной задачи грамотно. Мы постарались описать подробно каждый способ передачи денег и желаем успешной сделки.
Оставайтесь с JCat.Недвижимость, чтобы заключать только успешные сделки с недвижимостью. Сделайте свое объявление о продаже квартиры или дома заметным с помощью нашего сервиса. Выбирайте подходящий тариф и будем сотрудничать!
Как передать деньги при покупке квартиры через банк. Когда банк отвечает за сохранность средств, а когда — нет
Как происходит передача денег через банк при покупке квартиры
Банковская ячейка (или депозитарий) — это сейф, который покупатель недвижимости арендует в банке на определённый срок. При альтернативной сделке, если в процессе участвуют сразу несколько квартир, может быть несколько ячеек, их количество обсуждается заранее.
Процесс выглядит так: покупатель приносит деньги в банк, в присутствии продавца средства пересчитываются и закладываются в ячейку. После того, как все условия договора купли-продажи будут выполнены и участники зарегистрируют переход прав на квартиру, продавец получает деньги.
Аренда ячейки, как правило, оформляется на месяц. Регистрация квартиры обычно проходит в течение недели, но лучше иметь запас времени на случай возникновения каких-либо задержек.
А банк отвечает за сохранность денег?
Зависит от того, какой договор вы заключили с банком. Это может быть (ГК РФ ст. 922):
· Договор аренды с предоставлением сейфа. Вы просто арендуете место для хранения ценностей, при этом банковские сотрудники не знают о том, что именно вы кладёте в ячейку. Потому банк не несёт ответственности за содержимое сейфа, но гарантирует, что не предоставит к нему доступ третьим лицам без разрешения арендатора. При этом, если из ячейки что-то пропадёт, возмещать пропажу банк не станет, и доказать, что в ячейке было 3 млн рублей, а не 3 рубля, будет сложно.
· Договор аренды с использованием сейфа. Клиент сообщает банку, что именно он размещает в сейфе, а банк, как и в первом случае, гарантирует, что не предоставит доступ к ячейке третьим лицам без разрешения арендатора. Если в банке произойдёт кража, ответственности за ваши средства банк, как и в первом случае, не несёт. Однако, в отличие от договора аренды с предоставлением, шанс получить украденные средства назад есть — об этом ниже.
Поясняет юрист по вопросам недвижимости Эльвира Шулемина: «При аренде банковской ячейки клиент платит 2,5–3,5 тыс. руб. в месяц, это один из наиболее дешёвых способов передачи средств через банк.
Для некоторых клиентов важно сохранить конфиденциальность и не информировать банк или третьих лиц о том, какая сумма хранится в ячейке. Я же всегда выступаю за то, чтобы банк знал, что закладывается в сейф, а продавец и покупатель имели доказательства, что в ячейку помещались именно деньги, а не, например, ценные бумаги. Для этого разумно оформить расписку, которую пишет покупатель, а подписывают оба участника, а также привлечь свидетелей».
· Договор использования банковского сейфа с услугой ответственного хранения. Эту опцию предлагают не все банки, и она будет стоить значительно дороже, чем обычная аренда с предоставлением или с использованием. В этом случае банк фиксирует, что именно вы кладёте в ячейку (если это деньги — проверяет их подлинность), и делает опись вложения. Воспользоваться ячейкой вы можете только в присутствии банковского сотрудника, потому как банк несёт полную ответственность за содержимое ячейки. Если с ним что-то случится, банк должен будет возместить ущерб в полном объёме.
Эксперты рынка говорят, что переплачивать за гарантию возврата средств в случае взлома ячейки клиенты, как правило, не хотят. «На практике донести до участников сделки целесообразность заключения договора ответственного хранения почти невозможно: для них это в первую очередь дополнительные расходы к сделке», — поясняет Элина Мамонтова.
Доступ к банковской ячейке после размещения средств
После оформления договора аренды банковской ячейки банк отдаёт ключ арендатору, т. е. покупателю недвижимости. Это логично, потому как покупатель всё ещё не получил права собственности на недвижимость и в ячейке лежат его средства. Продавец и покупатель заранее обсуждают условия дальнейшего доступа к банковской ячейке и фиксируют их в дополнительном соглашении к договору аренды.
Как правило, ключ хранится у покупателя 5–7 дней, пока сделка регистрируется. После чего покупатель, получив документ о регистрации сделки, передаёт ключ от ячейки продавцу. Продавец забирает средства из сейфа и пишет расписку об отсутствии претензий к покупателю.
Здесь возникает логичный вопрос: как продавцу быть уверенным, что покупатель передаст ему ключ вовремя? Оптимальный вариант — доверить ключ от ячейки на хранение третьему независимому лицу, им может выступать банк, который выдаст ключ продавцу при условии выполнения договора. Но не все кредитные организации предоставляют услугу хранения ключа, и, как правило, делают это за дополнительную плату.
Если ключ остаётся у покупателя, то это не значит, что он может им воспользоваться и забрать деньги. Обычно в дополнительном соглашении прописывается, что доступ к ячейке в течение срока аренды имеет только продавец, если у него на руках есть определённый перечень документов. Если сделка по каким-то причинам сорвётся, покупатель заберёт свои деньги. Если сделка пройдёт, а покупатель не передаст ключ продавцу, вопрос придётся решать через суд (и тут, понятно, закон не на стороне покупателя).
— зарегистрированный договор купли-продажи квартиры (или квартир, если в сделке участвуют несколько), со штампом регистрационной палаты и записью о том, что квартира перешла в собственность нового владельца;
— выписка из ЕГРН, полученная на имя покупателя;
— подписанный акт приёма-передачи недвижимости.
Элина Мамонтова, генеральный директор агентства недвижимости «Твой ДОМ»: «Покупатель может установить свои условия изъятия средств — например, запросить у продавца чистую справку „О регистрации“ по форме 9 — как доказательство того, что из квартиры выписаны все, кто был там прописан на момент продажи. Особенно актуально в случаях, если в квартире зарегистрированы маленькие дети.
Если сделка сложная или многоэтапная, можно воспользоваться дополнительной услугой от банков, которая называется „эксперт-сейфинг“. Для её оформления заключается отдельный договор, в котором подробно прописываются все условия изъятия средств и документов на каждом этапе проведения сделки».
Если что-то пойдёт не так — например, сделка отменится — заложенные в ячейку средства возвращаются своим первоначальным владельцам. Этот пункт обязательно должен быть прописан в договоре с банком.
Что делать, если ячейку всё-таки взломали
Банковская ячейка — надёжный способ хранения средств, однако не гарантирует 100% безопасности. «На моей практике не было случаев исчезновения денег из ячеек, однако в профессиональных кругах эта тема обсуждается, и федеральные СМИ пишут о том, что в каком-либо банке из сейфа исчезла крупная сумма», — говорит юрист по вопросам недвижимости Эльвира Шулемина.
Вне зависимости от того, какой договор вы подписывали с банком, он отвечает за сохранность содержимого сейфа. Но по факту рассчитывать на возмещение убытков в полном объёме можно только в случае, если с банком вы оформили договор использования сейфа с услугой ответственного хранения. Случай, если банк изначально не знал, что находится в сейфе (при наличии договора аренды с предоставлением сейфа), в этом плане почти безнадёжен. Когда банк знал, но «не нёс ответственности» (то есть при заключении договора с использованием сейфа), он виноват, только если ячейки плохо охранялись.
Если кража всё-таки произошла, нужно написать претензию банку и убедиться, что факт кражи средств зафиксирован в полиции. Если полиция и банк в короткие сроки после происшествия с вами не связываются и никак не отреагируют на претензию, владелец ячейки должен обратиться в суд.
«Претензия банку пишется в произвольной форме в двух экземплярах — на вашем экземпляре банк должен поставить отметку о том, что претензия получена. В исковом заявлении нужно обозначить, что произошла кража средств в определённом объёме, и ваши требования: возврат средств и компенсацию морального ущерба.
При этом важно понимать, что у арендатора ячейки должны быть доказательства, что на момент кражи деньги были в ячейке — например, видеозапись процесса закладывания средства, опись или расписка свидетелей. Исход дела будет зависеть от того, сможет ли арендатор предоставить такие доказательства, а банк — убедить суд, что предпринял все необходимые меры для контроля за доступом к сейфу», — уточняет Эльвира Шулемина.
Добавляет Элина Мамонтова: «Случается, что опись имущества, вложенного в сейф, делают стороны дополнительно друг для друга. Могу предположить, что в случае, если клиент выбрал договор аренды ячейки с использованием сейфа (без ответственного хранения) и в банке произошла кража, эта расписка может служить доказательством того, что в сейфе действительно находились деньги, а не что-то иное».
Есть ли альтернативные надёжные способы передачи денег
Наличными
Надёжность: 0 из 10.
Передавать наличные средства «из рук в руки» при покупке квартиры — самый рискованный способ. Продавец в этом случае может получить средства и скрыться, не продав квартиру или не выполнив какие-то другие обязательства по договору купли-продажи, или же покупатель отказывается платить, получив документ о передаче прав собственности на квартиру.
Депозит нотариуса
Надёжность: 8 из 10.
Покупатель и продавец заключают с нотариусом соглашение о проведении денежных расчётов, после чего покупатель переводит на его депозитный банковский счёт деньги за квартиру. В этом случае нотариус выступает в качестве посредника и представителя закона, который контролирует соблюдение всех условий сделки. Когда они будут выполнены, нотариус сообщает банку о том, что деньги могут быть переведены на счёт продавца.
«8 из 10» ставим за существование человеческого фактора — во-первых, не каждый нотариус берётся за оказание подобных услуг, во-вторых, необходимо проверить надёжность нотариуса, прежде чем заключать с ним договор. Если с нотариусом за период проведения сделки что-то случится (смерть или потеря лицензии), денежные средства с депозитного счёта придётся возвращать через суд.
Аккредитив
Надёжность: 9 из 10.
Это банковский счёт, на который покупатель переводит средства. Счёт принадлежит банку, и только у него есть доступ к счёту. Продавец, как и в случае с арендой банковской ячейки, должен предоставить банку документы, подтверждающие завершение сделки, после чего банк переводит деньги на его счёт. По сути, процессы похожи, только все расчёты происходят без привлечения наличных средств. Аккредитивы есть не во всех банках, и процесс оформления, проверки и перевода средств от банка к продавцу может занять несколько дней. Стоимость аккредитива сопоставима с арендой банковской ячейки, но за обналичивание средств банк может запросить процент. Из рисков — банкротство банка.
Сервис безопасных расчётов
Надёжность: 9 из 10
В этом случае деньги покупателя переводятся на специальный, открываемый в банке номинальный счёт, где хранятся, пока сделка оформляется. Идти в банк и сообщать о том, что собственность на квартиру перешла к другому лицу, не нужно: банк сам получает сведения из Росреестра и в момент, когда покупатель становится собственником, информирует покупателя, что сделка состоялась, затем переводит деньги на счёт продавца.
«Услуга оформляется в банке при подписании договора купли-продажи объекта недвижимости. Если регистрация сделки по какой-то причине не происходит, средства отправляются обратно на счёт покупателя — для этого обе стороны должны сообщить банку о намерении расторгнуть договор оказания услуг.
Самый большой плюс сервиса, особенно актуальный весной 2020 года, в том, что ни продавцу, ни покупателю не нужно идти в банк во второй раз. В Сбербанке эта услуга стоит 3400 руб.», — поясняет Эльвира Шулемина.
Риски при этом способе расчётов аналогичны рискам при аккредитиве.
Элина Мамонтова: «Идеального способа передачи средств через банк не существует. Например, у банка могут отозвать лицензию, и при использовании аккредитива средства покупателя зависнут. Нужно всегда отталкиваться от конкретной истории купли-продажи. Если она простая — например, в договоре указано, что основной договор является одновременно и актом приёма-передачи, при этом в квартире никто не прописан и между продавцом и покупателем доверительные отношения, — можно воспользоваться сервисами безналичных расчётов: аккредитивом, эскроу-счётом (аналог аккредитива) или сервисом безопасных расчётов, который сегодня предлагает Сбербанк. При альтернативных и сложных сделках однозначно удобнее пользоваться банковскими ячейками с подключением услуги эксперт-сейфинга».