Для чего нужны мотивационные предпосылки для начала обучения в спорте
Статья «Мотивация и стимулирование школьников на занятиях физической культуры»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Мотивация и стимулирование школьников
на занятиях физической культурой
Впервые термин «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины». Этот термин с тех пор прочно вошел в обиход для объяснения причин поведения животных и человека. В настоящее время мотивация, понимаемая как источник активности и, одновременно, как система побудителей любой деятельности изучается в самых разных аспектах в различных отраслях знания: в физиологии, в общей, возрастной, педагогической психологии, в педагогике и других отраслях [12, c. 511].
Мотивация – это внутренний процесс, происходящий в человеке, вызванный его потребностями, которые стимулируют к действиям и достижениям результата.
Процесс целенаправленного формирования мотивационной сферы личности – это процесс формирования самой личности, её интересов, привычек, установок, направленности в целом [12, с. 512].
Данное положение является важным для нашей работы. Мотивационная сфера обладает таким свойством, как развитость, т.е. способность характеризовать качественное разнообразие мотивационных факторов в неё включённых. С точки зрения уровня своего развития мотивационная сфера обладает такими характеристиками как широта, гибкость и иерархичность (Р.С. Немов, 1995). Причём, нельзя напрямую связывать уровень развития мотивационной сферы человека с количеством имеющихся у него разнообразных потребностей, склонностей, интересов [11, с.352].
Мотивационную сферу как подструктуру личности составляют не столько актуальные потребности и мотивы, сколько устойчивые латентные мотивационные образования: направленность личности, интересы, мотивационные установки, желания, т.е. потенциальные мотивы (В.И.Ковалёв,1988).
Таким образом, мотивационная сфера «сама является латентным образованием, в котором конкретные мотивы как временные функциональные образования появляются лишь эпизодически, постоянно сменяя друг друга» [11, c. 183].
Это выражает такую характеристику мотивационной сферы, как её широта. Гибкость мотивационной сферы представлена разнообразием средств, с помощью которых может быть удовлетворена одна и та же потребность человека, т.е. количеством возможных и реально существующих вариантов её удовлетворения (Р.С. Немов). Гибкость описывает подвижность связей, существующих между разными уровнями организации мотивационной сферы: между потребностями и мотивами, мотивами и целями, потребностями и целями. Анализ научной литературы показывает, что в современной психологии нет единого подхода к определению таких понятий как «мотив», «мотивация», «мотивационная сфера личности». Объясняется это тем, что авторы придерживаются различных теоретических позиций и используют данные понятия, наполняя их различным содержанием. Тем не менее, все авторы, придерживаются единого мнения о том, что мотивация объясняет целеустремленность, направленность и устойчивость деятельности, ориентированную на достижении определенной цели [10, c. 50].
Понятие «мотивация» в современной психологии и педагогике подразделяется на два вида: внешняя и внутренняя. Основой внешней мотивации являются наказания, поощрения и другие виды стимуляции, направляющие или тормозящие поведение человека. Факторы внешней мотивации, выступающие в роли регуляторов поведения, принято считать независящими от внутреннего осознания личности своего поведения. Основой внутренней мотивации служат факторы, которые исходят из внутреннего «я» личности, они не зависят от поощрений, кроме собственной активности. «Люди вовлекаются в деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения другой цели». Влияние внешней и внутренней мотивации на результативность обучения происходит по-разному. Деятельность, которая обусловленная внутренней мотивацией, может длиться достаточно долго, так как зависимость от внешних факторов влияния отсутствует. В свою очередь, деятельность, которой движет внешний мотив, прекращается при отсутствии воздействия внешних факторов. При наличии внутренней мотивации человек получает удовольствие от работы, у него появляется интерес и повышается самоуважение личности. В процессе деятельности внешняя мотивация сопровождается волнением, эмоциональной напряженностью, а иногда и желанием противодействовать. Эмоциональная напряженность вызывает дезорганизацию занятия, снижение внимания, ослабление контроля над ошибками, приводит к снижению общей работоспособности и ухудшению оперативной памяти. Внутренней мотивации личности свойственен выбор более сложных заданий, в сравнении с внешней мотивацией деятельности и поведения личностей, предпочитающих действовать только с целью получения награды. Влияние внутренней мотивации положительно сказывается на личности и ее когнитивных особенностях, а также способствует облегчению выполнению действий, которые требуют эвристического решения. Результатом воздействия внутренней мотивации является более легкое усвоение теоретического материала, успешное и эффективное обучение, а также повышение уважения и самоуважения личности. При воздействии внешней мотивации наблюдается снижение скорости решения эвристических задач, однако, выполнение заданий, которые требуют решения алгоритмическим методом, осуществляются более эффективно. При этом обучающиеся отдают предпочтение более легким задачам с целью получения положительной оценки [9, c. 71].
Из педагогического опыта известно, что более легкие задачи ведут к переутомлению, так как быстро становятся скучными.
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы этой деятельности и придают ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей [2, с. 352].
По характеру направленности мотивы занятий физическими упражнениями подразделяются на процессуальные и результативные [3, с. 180]. Реализация процессуальных мотивов проявляется при занятиях физической культурой: происходит удовлетворение потребности в двигательной активности ученика, при этом он получает удовольствие от самого процесса деятельности (фактор соперничества, риска, азарта, сладость победы и др). Именно такой мотивации, прежде всего, следует уделять внимание на уроках физической культуры.
Результативные мотивы направлены на результат деятельности. При занятиях физической культурой и спортом ученики стремятся к результату соответствующему их индивидуальным особенностям. Достижение таких результатов возможно только при длительных и систематических тренировках. Мотивы данной группы могут быть направлены на:
1) самосовершенствование (укрепление и сохранение здоровья, улучшение телосложения, коррекция фигуры, развитие физических и волевых качеств);
2) самовыражение и самоутверждение (стремление быть не хуже других, принимать участие в спортивных мероприятиях и т.п.). Мотивы, которые направлены на результат деятельности, возникают под воздействием внутренних факторов (самооценки, убеждения, желания и др.). Их укрепление обусловлено достигаемыми результатами. Главным критерием формирования таких мотивов являются занятия в спортивных секциях, где соревновательная деятельность является необходимым компонентом.
Низкая мотивация школьников к регулярным занятиям физической культурой на сегодняшний день является достаточно острой проблемой. Учащиеся недооценивают значимость предмета физическая культура, а также в меньшей степени уделяют внимание самостоятельным занятиям физическим упражнениям. Такое поведение обучающихся зависит от ряда причин. В первую очередь от «стереотипного» мнения о предмете физическая культура в обществе и как следствие соответствующего отношения к предмету в семье. Педагог физической культуры систематически сталкивается с проблемой недооценки данного предмета в школе. Зачастую классные руководители и учителя других дисциплин снимают учеников с этого урока для проведения различных репетиций и мероприятий в стенах школы и за ее пределами. По такому же принципу действуют и родители учеников, ведь для них не так важно, как сумел преодолеть дистанцию их ребенок или на какое расстояние он смог совершить метание мяча, когда, например, приближается время сдачи экзаменов.
В данной ситуации необходимо донести до сознания родителей тот факт, что когнитивные процессы человека в большой степени зависят от функционального состояния его организма. Важно понять, что именно при обучении сложным формам движений происходит формирование и развитие всех отделов головного мозга. Без нормального физического состояния ребенок будет испытывать трудности при обучении, подготовке к экзаменам, что будет плохо сказываться на плодотворности его работы.
Существующая система физического воспитания в школе построена на принципах традиционного образования. Достижения ученика оцениваются по таким показателям, как: степень овладения двигательными умениями и навыками, развитие физических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость), а также уровень теоретических знаний. Традиционная система занятий физической культуры акцентирована на решение двух задач: воспитательной и оздоровительной, на решение третьей – образовательной, внимания уделяется сравнительно мало. Для мотивации учащихся к занятиям физической культурой одной пятибалльной шкалы оценок бывает недостаточно. Им трудно уловить смысл занятий, а однообразные циклические упражнения их утомляют. Процесс занятий физической культурой должен быть более осознанным. Необходимо поддерживать общение с учениками, ставить перед ними реальные задачи, поясняя их смысл. Давать не только отвлеченные теоретические знания о выдающихся рекордах и знаменательных датах, но и рассказывать, например, о том, как при различных нагрузках (аэробных и анаэробных) работает сердце человека, а также о взаимосвязи внимания и утомления. Учащиеся вполне могут быть как субъектами обучения, так и соратниками учителя [7, c. 42].
Учебные действия современных школьников развиты недостаточно универсально. Дети слабо обладают навыками выполнения двигательного задания при устном объяснении, порой не могут определить цели выполнения изучаемого движения, прослеживается несогласованность работы в команде, группе. В изучении двигательного действия учащиеся затрудняются выделять ключевые моменты и соотносить их с ранее изученными движениями. В результате этого школьники достаточно часто не могут определить, сосватав двигательного действия, что приводит к неточности его выполнения, и как следствие, снижению мотивации к занятиям физической культурой. Следовательно, условия для достижения предметных результатов не создаются. Изменить сложившуюся ситуацию можно только через параллельное формирование на уроках физической культуры универсальных учебных действий [7, с. 43].
В процессе обучения задействованы два субъекта: педагог и учащийся. Таким образом, получается, что обучение – это совместная деятельность ученика и учителя, в которую каждый вносит свой вклад: учащийся приобретает знания, умения, навыки и определенные качества личности, а педагог помогает создать для этого необходимые условия и контролирует процесс.
Проблема мотивации обучения заключается в том, чтобы сконцентрировать внимание на внутренней и внешней педагогической психологии. Для ее решения важно учитывать, что мотивация учения является решающим фактором в образовательном процессе [15, c. 194].
Важную роль в сложном многофакторном процессе формирования индивидуальности человека играет физическое образование. По этой причине одной из главных задач физического воспитания является формирование потребности школьника к занятиям физической культурой. В связи с этим особое значение придается исследованиям развития мотивационной сферы школьников.
Для того чтобы понять сущность физического воспитания необходимо выяснить что побуждает человека к двигательной активности, так как данный вид деятельности не связан напрямую с добыванием материальных благ, которые необходимы для жизни. Также следует определить соотношение личностного, биологического и социального явлений.
Физическое воспитание – это совершенно особый образовательный предмет, который затрагивает биологическую, психологическую и социальную сущность ребенка.
Эффективность физического воспитания существенно возрастет, если будет разработан четкий алгоритм привлечения учащихся, студентов, и остального населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом в настоящих социально-экономических условиях. Необходимо точно определить, что необходимо сделать, для того чтобы выработать потребность к занятиям физическими упражнениями и спортом всю жизнь на различных этапах становления личности [8].
Естественно, что мотивация приобщения индивида к занятиям физическими упражнениями и спортом играет первостепенную роль [3, c. 180].
Результаты исследований по данной проблеме указывают на то, что занятия физической культурой станут наиболее эффективными только в том случае, когда участие в них будет вызвано внутренними побуждениями школьника, интересом к занятиям. Это поспособствует развитию творческой активности личности, откроет пути для его самосовершенствования [7, с. 46].
Очевидно, что лишь при проведении систематических целенаправленных занятий физическими упражнениями, наличии тренировочных режимов и развивающего характера, возможно, наблюдать улучшение физического состояния детей, а, следовательно, и уровня их здоровья. Формами такого обучения в школе являются уроки физической культуры, занятия в секциях и выполнение самостоятельных домашних заданий [6, с. 301].
Выделяют разные группы мотивов к занятиям физической культурой:
внутренние мотивы, связанные с удовлетворением процессом деятельности (новизна, эмоциональность, динамичность, любимые упражнения и т.д.);
внешние положительные мотивы. Мотивы, основанные на результатах деятельности (активный отдых, приобретение знаний, умений и навыков и т.д.);
мотивы, связанные с перспективой (развитие физических качеств, укрепление здоровья, коррекция фигуры и т.д.);
внешние отрицательные мотивы (страх получения низкой отметки, насмешек сверстников из-за неумения выполнять какое-либо движение и т.д.).
Однако наиболее важным мотивом для решения основных задач физического воспитания является укрепление здоровья. Не менее важны и сопутствующие ему мотивы: обеспечение потребности в движении; приобретение дополнительных знаний, умений и навыков; улучшение работоспособности и двигательных качеств; совершенствование своих физические возможностей с целью улучшения качества жизни.
Следовательно, важнейшей задачей, стоящей перед учителем физической культуры в школе, является формирование оптимального мотивационного комплекса к своему предмету и к самостоятельным занятиям физическими упражнениями у своих воспитанников [7, c. 48].
Исследования ученых свидетельствуют, о том, что потребности, мотивы и интересы в области физического воспитания имеют свои возрастные особенности и связаны с психологическим развитием, социальным формированием личности, темпераментом, социально-экономическими условиями жизни конкретной семьи. Решение этих вопросов будет способствовать совершенствованию организационно-методической основы физического воспитания школьников и превратит ученика из объекта педагогического процесса в субъект, повысит его активность и заинтересованность в достижении высокого уровня собственного физического здоровья [7, c. 49].
Мотивы занятий физической культурой условно делят на общие и конкретные, что, впрочем, не исключает их сосуществования. К первым относят желание школьника заниматься физической культурой вообще, нежели чем-то конкретным. Ко вторым – желание заниматься избранным видом спорта, определенными упражнениями [13, c.97]. Существенную роль в формировании мотивационно-ценностного компонента играет коммуникативная деятельность. Общаясь друг с другом, школьники обсуждают причины, по которым они стремятся самосовершенствоваться во время занятий физической культурой. Это дает педагогу возможность формировать отдельные группы учащихся с учетом их спортивных потребностей и в зависимости от того, какой вид спорта и тип физической культуры является для них наиболее приоритетным (спортивный, оздоровительный, образовательный или др.) [10, c. 50].
Чтобы школьники были уверены в своих силах в плане физкультурных достижений, необходимо ставить перед ними конкретные цели и задачи, не превышающие их физические возможности, выявлять сильные и слабые стороны детей, воспитывать в них привычку к анализу своих ошибок и постоянному самоконтролю. Чтобы повысить мотивацию, доказать, что физическая культура – часть всестороннего развития личности, ее культуры, в материал занятий должен включаться компонент, подчеркивающий необходимость самопознания в физкультурно-спортивной деятельности [10, c. 51].
Исследователями доказано, что в физкультурной деятельности при благоприятных мотивах самопознание должно переходить в потребность, а затем в систему мотивационных образований [1, с.624]. Следует выделить несколько этапов мотивации к самопознанию в процессе физического воспитания: оценочно-ориентировочный, практический, деятельностный. Таким образом, можно заключить, что занятия физкультурой и спортом – это полимотивированная деятельность.
Среди основных педагогических условий, способствующих формированию мотивационно ценностного отношения школьников к самопознанию в сфере физического воспитания, можно назвать:
ориентацию на мотивацию успеха на занятиях физкультурой и спортом;
право выбора спортивной деятельности;
управление своим поведением и деятельностью;
создание позитивной психологической атмосферы на уроках физкультуры;
деятельность должна оставлять после себя осязаемый результат, который должен оцениваться качественно и количественно [13, c. 98].
1. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы этой деятельности и придают ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей [2, с. 352].
2. Как субъект учебной деятельности подросток характеризуется тенденцией к утверждению своей позиции субъектной исключительности, «индивидуальности», стремлением (особенно проявляющимся у мальчиков) чем-то выделиться. Это может усиливать познавательную мотивацию, если соотносится с самим содержанием учебной деятельности — ее предметом, средствами, способами решения учебных задач. Именно поэтому педагогическая психология подчеркивает важность реализации всех активизирующих интеллектуальную деятельность подростка принципов обучения: его проблематизацию, диалогизацию; индивидуализацию, активно-действенные формы организации усвоения. Содержание учебной деятельности должно включаться в общий социокультурный контекст современной литературы, музыки, живописи, танца, как и в современные условия общественно-экономических, жизненно-бытовых отношений.
Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 3.
Волков К.Н. Психологи о средствах и путях оптимизации учебного процесса // Психологи о педагогических проблемах: Книга для учителя / Под ред. А. А. Бодалева. – М.: Просвещение, 1991. С. 42-49.
Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976.
Дубовик Е.А., Шаймарданова Л.Ш. Формирование мотивации школьников к занятиям физической культуры [Текст]//М.: В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии сборник материалов 4-й международной научно-практической конференции. 2014. С. 50-51.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб, 2006. 512 с.
Клюкина В.В. Мотивации к занятиям физической культурой школьников: теоретический аспект [Текст]//М.: Научный поиск. 2015. № 2.4. С. 97-98.
Панкратович Ю.Г., Зиамбетов В.Ю. Теоретическое обоснование направлений формирования мотивации школьников к занятиям физической культурой [Текст]//М.: В сборнике: Физическая культура, спорт и здоровье: проблемы и пути их развития. Материалы Международной научно-практической конференции: сборник научных трудов. Под научной редакцией Т.И. Волкова. 2014. С. 194-198.
Для чего нужны мотивационные предпосылки для начала обучения в спорте
Университетам, спортивным организациям и экспертам. Компаниям и корпорациям. Предлагаем партнерство для популяризации спортивного образования и повышения уровня квалификации спортивных профессионалов.
— Совместные образовательные программы
— Реферальные программы
Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в течение 24 часов.
Спортивная карьера рассматривается как многолетняя спортивная деятельность, направленная на достижение высоких результатов. Одной из важнейших особенностей спортивной карьеры является то, что она начинается в очень раннем возрасте и тянется на протяжении нескольких возрастных периодов, когда формирование человека, как индивида, происходит наиболее интенсивно. Знание особенностей мотивационной сферы спортсмена дает тренеру четкие ориентиры по формированию мотивации с учетом ее особенностей на разных этапах спортивной карьеры.
Мотивация в спорте имеет высокую значимость, поскольку спортсмену в сжатые сроки и при сильнейшей конкуренции с другими спортсменами и спортивными командами необходимо показать максимальный результат. Спортивная мотивация имеет свои особенности, выраженные в положительном отношении к сверхвысоким физическим нагрузкам, которые несут определенный дискомфорт, усталость, утомление, но несмотря на все неудобства и тяжелые нагрузки, человек продолжает стремиться к высоким результатам, часто превозмогая себя.
Структура мотивации в спортивной деятельности носит сложный и индивидуальный характер. В процессе занятия спортом тренеру и спортивному психологу необходимо учитывать мотивационную направленность спортсмена, для поиска новых средств и методов мотивации на разных ступенях спортивного мастерства. На протяжение спортивной карьеры мотивационная направленность изменяется.
На начальном этапе мотивами занятия спортом являются: стремление к самосовершенствованию (развитие физических качеств, улучшение здоровья); к самовыражению (быть похожим на какого-то спортсмена, стремление к общественному признанию, самоутверждению); социальные установки (семейные традиции, модный вид спорта); духовные потребности (причастность к референтной группе, общение, получение новых впечатлений).
На стадии специализации у спортсмена возникает устойчивый интерес к избранному виду спорта и понимание того, что выбранный вид спорта отвечает его способностям. Целью становится получение высоких результатов благодаря кропотливому труду, а не только получение удовольствия от самого процесса. Нагрузки становятся привычными, возникает потребность в них, а отсутствие вызывает физический дискомфорт. На этой стадии особую роль начинают играть отношения с тренером: взаимопонимание и положительные отношения. Формируется мотив, связанный с ответственностью перед тренером, становясь одним из ведущих.
Ведущая мотивационная направленность на общение отражает, что такому спортсмену важно общение, и для него особенно важна психоэмоциональная обстановка в команде. Если такая потребность не осуществляется, то возникают различные опасности в виде тревожности, зажатости на соревнованиях и срывов.
Мотивационная направленность на деятельность отражается в желании реализовать все свои возможности в избранном виде спорта. От того насколько спортсмен реализовывается в своей деятельности и будет зависеть устойчивость его мотивации. Такой тип мотивации, в основном, свойственен трудоголикам. Тренеру необходимо контролировать и не допускать перетренированности, поскольку у спортсменов с такой мотивационной направленностью увеличивается риск получения травмы. Часто спортсмены-трудоголики остаются после тренировок еще в зале и продолжают тренироваться, им всегда кажется, что они мало сделали. У таких спортсменов велик риск не оправдать собственные ожидания, их уровень мотивации иногда слишком высокий из-за чего эффективность деятельности впоследствии снижается.
Закон Йеркса-Додсона гласит, что для эффективной деятельности необходим оптимальный уровень мотивации. Большое желание показать высокий результат часто не приводит к ожидаемому результату. По мере увеличения интенсивности мотивации качество деятельности изменяется, когда мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего эффективность работы снижается. Высокий уровень мотивации вызывает также сильные эмоциональные реакции такие как волнение и стресс, что приводит к ухудшению деятельности.
Мотивационная направленность на себя реализуется в карьерном росте и в том, что все затраченные усилия обязательно должны быть воплощены в повышение статуса в команде. Если спортсмен чувствует, что его статус в команде не растет, и тренер не обращает на него должного внимания, то велик риск, что спортсмен будет искать другую команду или бросит занятия спортом.
Стадия спортивного мастерства характеризуется стремлением максимально продлить и развить свои достижения насколько это возможно, популяризировать свой вид спорта, прославлять свою страну и город. Мотивы этой стадии характеризуются выраженной социальной направленностью.
Завершение спортивной карьеры обусловлено снижением спортивных результатов, ввиду чрезмерной насыщенности спортивной деятельностью, психологической усталостью от напряженных соревновательного и тренировочного процессов. Эта стадия полна противоречий между желанием завершить спортивную карьеру и боязнью потерять материальные блага, получаемые благодаря спорту. Основными мотивами завершения спортивной деятельности у женщин являются вступление в брак и рождение детей, а у мужчин снижение результатов и профессиональное выгорание.
Автор: эксперт SPORTUNIVER в области спортивной психологии, Татьяна Жомова