Для чего придумали частушки

Для чего придумали частушки

Само название «частушка» придумал писатель Глеб Успенский, чтобы как-то назвать новый — поздний — жанр русского музыкального фольклора. Исследователи считают, что он появился в 60−70-е годы XIX века. Название подчеркивало связь между новым жанром и плясовыми песнями, которые во многих местностях называли «частыми». У частушек и плясовых были схожие мелодии и интонации.

Рождение нового жанра тесно связано с вхождением в русскую культуру гармони. Этот инструмент пришел из Германии — тоже примерно в 60-е годы XIX века — и очень быстро завоевал популярность в народе.

Классические частушки обладают определенными чертами. Во-первых, их поют под музыку: под гармонь или балалайку. Иногда частушки исполняют под так называемый «язык» — сымитированный голосом музыкальный наигрыш. Во-вторых, жанр подразумевает некое соревнование. Чаще всего — певца и гармониста, а иногда — двух певцов. В итоге получается своеобразный частушечный диалог. В-третьих, исполнение сопровождается приплясыванием. Поэтому частушка — это интересный синтетический жанр, в котором соединяются инструментальная игра, пение и танец. Ну и, наконец, частушки основаны на импровизации. Почему они так популярны и любимы? Потому что тексты создаются буквально на глазах слушателей и часто посвящены злободневным событиям.

Частушки долго адаптировались к местным традициям. Они постепенно впитали черты протяжных песен, причитаний, разных обрядовых жанров. Общерусские частушки — быстрые, исполнялись под инструмент, с приплясом, пелись соло. Это, например, «Барыня», «Семеновна», «Сербиянка», позаимствовавшие названия у инструментальных наигрышей. Родился и специфический жанр «страданий» — это локальный вариант частушек. Их можно было услышать повсюду в России, но в каждой местности они имели особенное звучание. Под них не плясали, но иногда исполнители могли идти с такими частушками по деревне — и их называли «проходочки», «проходные». Тексты таких «страданий» были посвящены прежде всего любовным переживаниям:

Я люблю тебя, милёночек,
За губки алые,
Только ты меня не любишь
За глаза лукавые.

Поскольку частушки пели, импровизируя, то сами исполнители, как правило, и становились их авторами. Часто удачные словесные находки подхватывали и другие частушечники.

Многие знаменитые композиторы использовали напевки этого жанра в своем творчестве. Например, Родион Щедрин написал целый симфонический цикл «Озорные частушки». Они звучали и в его первой опере — «Не только любовь».

Само название «частушка» придумал писатель Глеб Успенский, чтобы как-то назвать новый — поздний — жанр русского музыкального фольклора. Исследователи считают, что он появился в 60−70-е годы XIX века. Название подчеркивало связь между новым жанром и плясовыми песнями, которые во многих местностях называли «частыми». У частушек и плясовых были схожие мелодии и интонации.

Рождение нового жанра тесно связано с вхождением в русскую культуру гармони. Этот инструмент пришел из Германии — тоже примерно в 60-е годы XIX века — и очень быстро завоевал популярность в народе.

Классические частушки обладают определенными чертами. Во-первых, их поют под музыку: под гармонь или балалайку. Иногда частушки исполняют под так называемый «язык» — сымитированный голосом музыкальный наигрыш. Во-вторых, жанр подразумевает некое соревнование. Чаще всего — певца и гармониста, а иногда — двух певцов. В итоге получается своеобразный частушечный диалог. В-третьих, исполнение сопровождается приплясыванием. Поэтому частушка — это интересный синтетический жанр, в котором соединяются инструментальная игра, пение и танец. Ну и, наконец, частушки основаны на импровизации. Почему они так популярны и любимы? Потому что тексты создаются буквально на глазах слушателей и часто посвящены злободневным событиям.

Частушки долго адаптировались к местным традициям. Они постепенно впитали черты протяжных песен, причитаний, разных обрядовых жанров. Общерусские частушки — быстрые, исполнялись под инструмент, с приплясом, пелись соло. Это, например, «Барыня», «Семеновна», «Сербиянка», позаимствовавшие названия у инструментальных наигрышей. Родился и специфический жанр «страданий» — это локальный вариант частушек. Их можно было услышать повсюду в России, но в каждой местности они имели особенное звучание. Под них не плясали, но иногда исполнители могли идти с такими частушками по деревне — и их называли «проходочки», «проходные». Тексты таких «страданий» были посвящены прежде всего любовным переживаниям:

Я люблю тебя, милёночек,
За губки алые,
Только ты меня не любишь
За глаза лукавые.

Поскольку частушки пели, импровизируя, то сами исполнители, как правило, и становились их авторами. Часто удачные словесные находки подхватывали и другие частушечники.

Многие знаменитые композиторы использовали напевки этого жанра в своем творчестве. Например, Родион Щедрин написал целый симфонический цикл «Озорные частушки». Они звучали и в его первой опере — «Не только любовь».

Источник

Частушка. Статья из Википедии

Частушка
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 октября 2013; проверки требуют 47 правок.

Перейти к: навигация, поиск
Самыми модными и любимыми
в нашем народе
поэтическими произведениями
в настоящее время,
бесспорно, являются
романс и частушка
этнограф Д. К. Зеленин, 1901 г.[1]
Внешние видеофайлы

Играй гармонь, Частушки, 1999

Играй гармонь, Частушки, 2005

Часту;шка (припевка, коротушка) — жанр русского фольклора, сложившийся к 1870-м годам. Термин «частушка» был введён писателем Г. И. Успенским в очерке «Новые народные песни» (1889 г.) при характеристике народных стишков[2][3]. Истоки частушки — игровые и плясовые припевки, «сборные» хороводные песни, скоморошьи прибаутки, свадебные «дразнилки» и городские песни. Частушке свойственны злободневность тематики, афористичность, неожиданность метафор и рифм, напевно-речитативный тип мелодики, импровизация на основе устойчивых музыкальных форм[4][5].
По версии А. А. Шахматова, название частушки происходит от глагола «частить» со значением «говорить быстро, под лад частых тактов музыки»[6]; другая интерпретация мотивированности названия — «то, что часто повторяют»[7].
Содержание
• 1 Характеристика частушки
• 2 История возникновения частушки
• 3 Различные названия частушки
• 4 Типы частушек
• 5 Темы частушек
• 6 Символизм цвета в частушке
• 7 См. также
• 8 Примечания
• 9 Литература
• 10 Дополнительная литература
• 11 Ссылки
Характеристика частушки[править | править вики-текст]
Частушки создаются преимущественно сельской молодёжью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Основной эмоциональный тон — мажорный. Тематика главным образом любовно-бытовая, однако уже в дооктябрьский период возникают Частушка общественного содержания (чаще с сатирической окраской); в советское время их доля в общей массе частушек значительно возрастает, тематический диапазон расширяется. Будучи откликом на события дня, частушка обычно рождается как поэтическая импровизация. Ей свойственны обращения к определённому лицу или слушателям, прямота высказывания, реалистичность, экспрессия. Под влиянием фольклорных частушек возникла литературная частушка (Д. Бедный, В. В. Маяковский, А. А. Прокофьев и др.)[8].
Текст частушки — обычно это четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки. Музыкальной основой частушки являются короткие одночастные, реже — двухчастные, мелодии, исполняемые полу говорком или напевно[8].
История возникновения частушки[править | править вики-текст]
Есть факты наличия коротеньких песенок, близких к частушкам, в XVIII[9] и первой половине XIX веков, но они не убедительны. Однако метод изучения фольклорных текстов, связанный с попыткой относительно точного датирования времени их происхождения на основе дат первых их публикаций не может быть в полной мере применен к фольклору и поэтому это не является основанием для отнесения времени возникновения тех или иных жанров фольклора именно к периоду не ранее XVIII века[3]. Поэтому принято считать, что частушка возникла в середине XIX века в мужской среде и наибольшее развитие получила после становления советской власти. Предшественниками её были игровые и плясовые песни, которые в народе называли «частыми».
Первоначально частушку не признавали за художественный жанр народного творчества, считали, что она испортит и погубит народную песню. Резко по этому поводу высказывался великий русский певец Ф. И. Шаляпин. В своей книге «Лад» известный писатель В. И. Белов приводит одно из высказываний Ф. И. Шаляпина: «…Что случилось с ним (то есть народом), что он песни забыл и запел эту частушку, эту удручающую, невыносимо бездарную пошлость? Эта проклятая немецкая гармошка, которую с такой любовью держит под мышкой какой-нибудь рабочий в день отдыха? Этого объяснить не могу. Знаю только одно, что эта частушка — не песня, а сорока, и даже не натуральная, а похабно раскрашенная. А как хорошо пели. Пели в поле, на речке, в лесах, в избах за лучиной…»[10].
В XX веке острота и своеобразие частушечных мелодий привлекли внимание композиторов. Создано немало разнообразных авторских произведений в этом жанре. Сейчас частушка живет полноценной, творческой жизнью, занимает немалое место в русской национальной песенной культуре[2].
Частушки совершено отсутствуют на Дону, так как казаки пренебрежительно относились к российским «лапотникам», поэтому и не перенимали жанр частушки. «Частушка» вошла в словари многих языков без перевода, как и слово «самовар», «матрешка», которые иноязычные словари не переводят[2].
Различные названия частушки[править | править вики-текст]
Существует множество частушечных напевов. Часто текст частушки распевают на один и тот же знакомый мотив. Между тем в каждой области, почти в каждом районе можно услышать своеобразные, не похожие на другие напевы и наигрыши. В разных областях России частушки называли по-разному: пригудки, припевки, страдания, сбирушки, прибаски, завлекаши, нескладехи, перепевки, скоморошина, тараторка, проходная и т. д. Они пелись и поются сообща, и в одиночку, и в пляске, и в работе. Быстро или медленно поются частушки, зависит от их содержания[2].
Типы частушек[править | править вики-текст]
• Лирические частушки (припевки) — 4-х строчная частушка на разные темы.
• Плясовые — 4-х строчные припевки, они отличаются от лирических особым ритмом, удобным для сопровождения плясок, строчки короче, чем в лирической частушке. К ним относятся частушки типа «Яблочко», которые появились в начале XX века на Украине, как любовные. В 1917—1920 годы эти частушки обрели новую тему, став социально-политическими.
• Страдания — как правило, двухстрочные частушки о любви — поются медленно, протяжно. Их пели на Волге и в средней полосе России. На Севере России, Урале, Сибири они не были известны.
• Частушки, названные по зачину — «Семеновна». Это 2-х строчные частушки с особым заунывным ритмом. Появились в 30-е гг. XX века. В частушках Семёновна это разбитная русская баба. На мотив «Семёновны» в 30-40 гг. XX в. было создано много жестоких романсов[2].
• Матаня — со словом «Матаня» исполнители частушек обращались к своим возлюбленным, при этом слово так часто звучало и в запеве и в припеве, что по нему была названа вся жанровая разновидность. Это четырёх стопный хорей, а также строфа «Матани» состоит из двух строк и имеет при себе припев[11][12].
Темы частушек[править | править вики-текст]
Большинство частушек — о любви, однако граница между частушкой личной, бытовой и общественной, социальной весьма условна. Можно выделить следующие темы: любовно-бытовые, общественно-политические, деревенско-колхозные будни с колхозной производственной тематикой и с участием трактористов-механизаторов. В годы советской власти поводом для частушек служила советская пропаганда. Во многих частушках демонстрировалась общенародная доля здорового цинизма по отношении ко всем пертурбациям в стране — в противовес навязываемой политической активности. Иногда в частушках отражались текущие новости. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. В то же время, в целях пропаганды издавались сборники «идеологически правильных» частушек. Частушки сочиняли все — и взрослые и дети. В 1990-е годы, после Перестройки, появились частушки с использованием иностранных слов. С изменениями в стране изменились и темы для частушек, но основной темой по-прежнему остались взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Некоторые темы частушек запрещены цензурой. В предсоветскую эпоху к такой теме относилась религия. В эпоху СССР большинство частушек имело острую политическую или сексуальную направленность; многие частушки содержат ненормативную лексику.
Символизм цвета в частушке[править | править вики-текст]
В частушке цвет имеет символическое значение: красный — цвет силы, голубой — цвет сомнения, жёлтый — цвет измены, чёрный — цвёт горя, белый цвет — цвет чистоты и непорочности[13].

Примеры частушек на различные темы
Про Семёновну:
Эх, Семеновна, ты мне нравишься,
Поцелуй меня, ты не отравишься.
Поцеловалася, не отравилася,
Любовью Сениной я заразилася[14].

Страдания:
Была девка — все любили,
Стала баба — все забыли.

Заунывные, женские:
Рожку жала, убежала
Из поля в поляночку,
Хороша милай играет
Новую тальяночку[1].

Про тёщу
Мимо тёщиного домику
Пройду и пропою:
Что гулять не отпускает
Сударушку мою[1].

Тема про войну:
Мы с миленочком поедем
Воевать напарочку:
Он пойдет за командира,
Я — за санитарочку[15].

Армейская частушка:
Нас забреют, мы не тужим,
По три годика отслужим.
На Елец дорожка пряма,
Призываться будем тама[15].

Про гармониста:
Гармонист устал,
Запинаться стал,
А я ему стулицу
Вынесу на улицу[12].

На свадьбу:
Посмотрите на невесту:
Она просто идеал!
От неё жених ни с места,
Чтобы кто, вдруг, не украл[16]!

Большевистская, политическая и антирелигиозная пропаганда:
Знаем Ленина заветы.
Кулаки, попы — наш враг
Призовет их всех к ответу
Большевицкий красный флаг.

Источник

Частушка-что это

Для чего придумали частушки. Смотреть фото Для чего придумали частушки. Смотреть картинку Для чего придумали частушки. Картинка про Для чего придумали частушки. Фото Для чего придумали частушки

Частушка – что это? Народный фольклор в музыке и слове

Каждый народ имеет свою сокровищницу традиций. И если авторское искусство имеет известные каждому имена – Чайковский и Бах, Пушкин и Байрон, – то народное творчество анонимно. Зачастую оно безыскусно и просто. Однако именно такое коллективное искусство становится памятью народа, называясь фольклором.

Одним из самых распространенных фольклорных жанров является частушка. В русском языке это слово, вероятно, произошло от глагола «частить». И действительно, это слово характеризует скорость исполнения частушек – любимого всеми и исполняемого по сей день повсеместно жанра.

Для чего придумали частушки. Смотреть фото Для чего придумали частушки. Смотреть картинку Для чего придумали частушки. Картинка про Для чего придумали частушки. Фото Для чего придумали частушки

Что такое частушка?

Частушка – музыкально-стихотворный жанр народного творчества, характеризующийся с литературной точки зрения иронией, юмором, а с музыкальной – ритмичностью и краткостью. Текст и стихотворная составляющая в частушке превалируют над музыкальной, поскольку музыка подстраивается под стихи ритмически, в то же время отличаясь безыскусностью и простотой. Музыка частушек – это мелодии без сложных гармоний, с речитативным написанием. Частушка при этом сопровождается импровизацией на народных музыкальных инструментах – балалайке, гуслях, трещотках, дудках…

Маня верила приметам
И отстала по предметам
Потому что от примет
Никакой-то пользы нет.

По данным фольклористов, частушка как фольклорный жанр в России сформировался во 2й половине XIX века. Это слово впервые в науке было употреблено писателем Николаем Васильевичем Успенским – собирателем фольклора, составлявшем описание народных жанров.

Основой для возникновения частушки, по мнению ученых, стали потешки, дразнилки, припевки во время игр и плясок, скоморошьи прибаутки.

Для чего придумали частушки. Смотреть фото Для чего придумали частушки. Смотреть картинку Для чего придумали частушки. Картинка про Для чего придумали частушки. Фото Для чего придумали частушки

Характеристики частушек

В частушке высмеивается некий порок или глупость человека. В подавляющем большинстве случаев частушки исполняются женщинами – соло или хором, – высмеивая, например, других женщин или своего «милого», а иной раз – саму себя.

Смысл частушек – в коротком абзаце рассказывается, как человек по своей глупости совершает некий поступок, а затем из этого случая делается назидательный вывод, иногда для забавы – абсурдный.

Вологодские ребята
Обнимают горячо:
Чуб налево, ус направо
И сопля через плечо.

Для чего придумали частушки. Смотреть фото Для чего придумали частушки. Смотреть картинку Для чего придумали частушки. Картинка про Для чего придумали частушки. Фото Для чего придумали частушки

История частушки

Считается, что дар частушки зародился в Поволжье и на Русском Севере, в частности, Костромской и Вологодской областях. Частушки мели афористический склад, будучи похожими на поговорки той или иной области. Со временем появились целые песни, похожие по ритму на частушки.
Например, известная песня «Ах Самара-городок», по словам музыковедов – почти сборник частушек. Эта песня стала популярной на всю страну во время Великой Отечественной войны, когда бригады Куйбышевской (Самарской) филармонии ездили по фронтам с концертами. Известно, что солистка Вера Зенкевич пела эту песню в Сталинграде и даже в Берлине, в осажденном рейхстаге.

Для чего придумали частушки. Смотреть фото Для чего придумали частушки. Смотреть картинку Для чего придумали частушки. Картинка про Для чего придумали частушки. Фото Для чего придумали частушки

Исполнение частушек

По наблюдениям ученых, многие частушки создавались деревенской молодежью, а то и импровизировали во время народных гуляний. Зачастую бралась одна мелодия, под которую в этот день исполняло целый ряд частушек. Важная эмоциональная и гармоническая составляющая частушек – это мажорный лад. Ведь в частушке всегда присутствует шутливость, веселость, которую можно передать только мажорным ладом – минорный лад никогда не сможет настроить вас на такое настроение, только на медленные и тягучие мелодии (они также есть в народных песнях, но другого жанра). Мажорный лад подходит и для маршей – например, «Прощание Славянки». Вот почему частушки чаще всего исполняются в мажорном ладу. Поэтому же под частушки часто пляшут. Это жанр музыки, в котором можно и спеть, и плясать, в отличие, например, от симфонии или сонаты, под которую танцевать невозможно.

Будучи поэтическим ответом на события, частушка зачастую рождалась в ходе импровизации. Со временем появился жанр «битв частушек», когда два хора или два певца по очереди сочиняют, высмеивают друг друга. Не стали ли такие битвы прообразом битв рэперов в 21 веке?

Для чего придумали частушки. Смотреть фото Для чего придумали частушки. Смотреть картинку Для чего придумали частушки. Картинка про Для чего придумали частушки. Фото Для чего придумали частушки

Поэзия частушек в оценках певцов

Экспрессия частушки требовала определенного поэтического выражения. Чаще всего они пишутся хореем, где зарифмованы 2-я и 4-я строки.

Интересно, что ряд певцов считал унизительным для себя и музыки исполнение частушек. Еще на Дону, в казацких поселениях частушек никогда не существовало. Сами казаки их не сочиняли, относясь к этому жанру презрительно, считая его глупым и даже позорным. Такое отношение переняли и некоторые деятели искусства. Мнение, что частушки пагубны для народного песенного творчества, что именно они придают глубокомысленному русскому фольклору дурашливый оттенок. Так, против частушек выступал великий баритон Федор Шаляпин. Он исполнял много народных песен, но, конечно, не частушек (еще раз отметим, что это был преимущественно женский жанр), объявляя их пошлыми и глупыми.

В поэтическом языке частушек присутствует красочность образов и сравнений, которые порой становятся нелитературными – употребляется обменная лексика, мат. Отсюда близость частушек к жаргонным песням, например, близка частушкам «Мурка». По смыслу она похожа на частушки, но имеет сюжет. Таким образом, со временем многие композиторы стали использовать остроту и резкость жанра частушки.
Интересна судьба матросского танца «Яблочко», который многие причисляют к частушкам. Изначально это пляс матросов, который был сочинен еще в Средние века в Англии и Ирландии под именем «Хорн пайп». Он разошелся по миру во второй половине 18 века в том виде, который нам привычен, и исполнялся только танцорами мужского пола (сейчас исполняется и при участии женщин). Затем на него были народом созданы блатные тексты – видимо, в штрафных батальонах. Танец был интеллигентным, а для уголовников он превратился в плясовую песню, под которую они коротали зэковские будни. Со временем «Яблочко» стали исполнять и в солдатской среде – во время Великой Отечественной на эту мелодию было создано множество текстов. А мелодия танца по ритмичности действительно близка частушкам. Кроме того, возможность импровизации текстов позволяла использовать их как некие мужские частушки.
Ярким и самым известным исполнителем жанра блатных (жаргонных, воровских, бандитских) песен был Леонид Утесов. Этот великий певец имел небольшой голос – по сей день музыковеды не знают, имел ли он тенор или баритон, – но владел им гениально. Интересно, что по просьбе Сталина Утесов однажды прямо на большом правительственном концерте исполнил блатную песню «С одесского кичмана». Утесову запретил петь блатные песни тогдашний министр культуры Борис Шумяцкий, угрожая арестом. Встретив Шумяцкого после концерта для Сталина, Утесов не преминул подразнить его, рассказав, что исполнил по просьбе «человека, которому не мог отказать» «С одесского кичмана». Министр долго кричал и угрожал Утесов, пока тот, вволю навеселившись, не объявил, что просил его об этом сам Сталин. Шокированный и испуганный (еще бы – принизил вкус самого вождя, за это могли и расстрелять!), министр поспешил молча уйти. Больше он никогда и ни в чем не перечил Утесову.

Для чего придумали частушки. Смотреть фото Для чего придумали частушки. Смотреть картинку Для чего придумали частушки. Картинка про Для чего придумали частушки. Фото Для чего придумали частушки

Текст частушек

У частушек есть несколько видов, логично делящихся по тематике текстов.

Источник

Для чего придумали частушки

Что такое частушка, история частушки

Для чего придумали частушки. Смотреть фото Для чего придумали частушки. Смотреть картинку Для чего придумали частушки. Картинка про Для чего придумали частушки. Фото Для чего придумали частушки

Фольклор. Данным словом именуют народное творчество, а именно особый и очень ценный вид искусства, являющийся неиссякаемым источником нестареющей многовековой мудрости. Это золотой фонд – культурное наследие, созданное не одним автором, а коллективно целым народом и бережно сохранённый прежними поколениями. За прошедшие столетия возникло невероятное множество различных фольклорных жанров, среди которых наибольшую известность получили былины, легенды, сказания, загадки, поговорки, пословицы, песни и детские сказки. Однако есть ещё один уникальный и своеобразный вид народного творчества, возникший в нашей стране сравнительно недавно, но быстро завоевавший большую популярность и народную любовь – и это частушки.

Что такое частушка, её историю и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Что такое частушка

Частушка. Данный термин, происходящий от слов «частый», «часто» или «частить», обозначает один из жанров русского фольклора, в котором гармонично соединились наполненная юмором народная поэзия, ритмичная музыка и задорная пляска. Его основу обычно составляют двух или четырёхстрочные рифмованные куплеты, исполняемые поочерёдно на один из мотивов, которых к нынешнему времени накопилось довольно много. В каждой местности для «частушек» сочинялись мелодии, имеющие свои характерные особенности для того или иного региона, однако всех их объединял радостный мажорный окрас. Помимо того музыка для этих забавных народных песенок отличается незамысловатостью, простотой гармонизации, а также особым зажигательным ритмом, заставляющим человека непроизвольно пускаться в припляс.

Для чего придумали частушки. Смотреть фото Для чего придумали частушки. Смотреть картинку Для чего придумали частушки. Картинка про Для чего придумали частушки. Фото Для чего придумали частушки

При всём при этом необходимо подчеркнуть, что главной составляющей «частушек» является стихотворный текст, весьма разнообразный по тематике, и как правило создающийся импровизационно. В «частушках» обычно в шутливом или ироничном тоне воспеваются любовные и семейные взаимоотношения, будни деревенской жизни, забавы молодёжи, а также отображаются общественно-политические проблемы. Всё это излагается, насыщенным красочными образами и сравнениями, живым языком, который иногда даже выходит за границы литературного. Ритмический склад текстов частушек весьма разнообразен, однако наиболее употребляемый стихотворный размер – хорей с перекрёстной рифмой, хотя нередко применяется парная и кольцевая рифмовка.

Частушки изначально предназначались для публичных выступлений. Голос певца должен звучать ярко в среднем или высоком регистре, так как обычно эти задорные песенки, в сопровождении гармони или балалайки исполняли под пляску на уличных молодёжных посиделках, гуляниях, свадьбах и праздничных застольях. Разновидностей частушек создано довольно много, но особой популярностью среди всего этого разнообразия пользуются «лирические», «плясовые» и «страдания», которые друг от друга отличаются по характеру, тематическому содержанию, ритму и темпу исполнения.

Популярные частушки

«Семёновна». Эти плясовые частушки, главной героиней которых является веселая, бойкая расторопная русская женщина с именем Семёновна. Они возникли в 30 –е годы в Центральной России и особой популярностью пользовались у сельских жителей.

«Яблочко». На мотив этой известной матросской пляски в своё время тоже активно распевались «частушки». Знаменитый мотив пришёл к нам с Туманного Альбиона, где он был сочинён ещё в Средние века. Далее, разойдясь по всему миру, на него в начале прошлого века стали сочинять сначала любовные, затем и социально-политические частушки.

«Страдания». Это частушки о любовно-лирического содержания, исполняемые в медленном темпе, то есть более напевно. В них повествуется о неразделённых чувствах, встречах и отвергнутой любви. В каждом регионе свои страдания и потому они именуются по названию местности: Елецкие, Саратовские, Калужские, Вологодские, Мошанские.

«Цыганочка». Ритм этого зажигательного русского танца весьма подходит для пения частушек. Их тематическое содержание связано с цыганскими мотивами. Необходимо отметить, что во всём разнообразии частушечных мелодий «Цыганочка» представляет собой редкий случай минорного лада в плясовой музыке.

Краткая история частушки

Когда и в каком из многочисленных регионов нашей необъятной Родины впервые стали сочинять и петь короткие задорные песенки, которые русским писателем Глебом Ивановичем Успенским в 1889 году в очерке «Новые народные стишки» были названы «частушками», сегодня на эти вопросы не могут ответить даже самые именитые исследователи фольклорных жанров. Тем не менее многие фольклористы считают, что истоки данной формы народного творчества следует искать в далёком прошлом. Так начиная с XI века по дорогам Руси странствовали ватаги музыкантов и актёров, которых именовали по-разному, но чаще всего называли скоморохами. Поскольку для простого люда их выступления были единственным развлечением, то эти бродячие артисты постепенно приобрели большую популярность, особо проявившуюся в XV—XVII веках. Будучи мастерами хлёсткого и разящего слова, скоморохи, в исполняемых ими пьесках, а также прибаутках-скоморошинах, весьма похожих на нынешние «частушки», остро подшучивали над светской и церковной властью. В середине XVII века потешные люди, за злободневную сатиру на знать и церковь, подверглись жестоким гонениям. Скоморохов отправляли в ссылку, а их инструменты, в числе которых была всеми любимая балалайка, безжалостно уничтожали.

Для чего придумали частушки. Смотреть фото Для чего придумали частушки. Смотреть картинку Для чего придумали частушки. Картинка про Для чего придумали частушки. Фото Для чего придумали частушки

Прошло время, скоморохи ушли в прошлое, а вот задорная балалайка вновь вернулась к русскому народу. Помимо того во второй четверти XIX века из-за границы в Россию завезли гармонику. Диковинный инструмент, который мог не только играть мелодию, но и аккомпанировать, сразу полюбился городским и сельским жителям. Без балалайки и гармони, впоследствии ставшими символами русской культуры, в то время не проходил ни один праздник, а со второй половины XIX века под их аккомпанемент практически одновременно в разных губерниях России, центрального, северного и восточного регионов, а также на территории среднего и нижнего Поволжья, начали бытовать своеобразные весёлые плясовые песни. В народе, за быстрый темп исполнения, они получили название «частые».

Это особая песенная форма, основанная на игровых и плясовых припевках, шутливых свадебных песнях и даже детских дразнилках, характеризовалась живо проговариваемыми словами на фоне многократно повторяющейся мелодии. Обладающий необычайным задором, зародившийся вид народного творчества активное развитие получил в среде молодёжи. Поначалу такие бойкие плясовые песенки, самопроизвольно импровизируя, сочиняли и исполняли в основном юноши, однако затем, распевая про любовь, измены, разлуки, милых дружков и коварных подружках, эстафету у них переняли девушки.

В начале следующего столетия в национальной песенной культуре страны «частушки» заняли весьма значимое место и потому особый интерес к данному жанру исследователи народного творчества стали проявлять уже в первом десятилетии XX века. Первый сборник «Частушек» был издан в 1903 году, но это было только начало. Далее в результате кропотливой изыскательной деятельности в различных губерниях России было собрано около десяти тысяч частушек, которые затем были представлены в двух сборниках, вышедших из печати в 1913 и 1914 годах. Содержание данной поэзии малой формы отличалось большим разнообразием тем. В них обрисовывалась вся человеческая жизнь: личные и семейные отношения, быт городов и деревень, общественные проблемы и даже тема войны. Иначе говоря, «частушки» живо откликались на всё, что происходило вокруг человека и именно это обусловило необычайную популярность данного жанра и соответственно его активное развитие. Первая мировая война, Октябрьская революция, Гражданская война, индустриализация, коллективизация страны, затем Великая Отечественная война, послевоенное восстановление народного хозяйства, освоение целинных земель и даже период Перестройки – все эти важные страницы в истории нашей страны ярко отображались в «частушках», которые можно назвать не иначе как «живой газетой», а также летописью истории России.

Для чего придумали частушки. Смотреть фото Для чего придумали частушки. Смотреть картинку Для чего придумали частушки. Картинка про Для чего придумали частушки. Фото Для чего придумали частушки

Интересные факты

Частушка. Этот один из самых популярных жанров народного творчества в нынешнее время в русской песенной культуре занимает немаловажное место. Он не уходит из нашего бытия, а, как и прежде несёт радостное настроение и украшает своим звучанием праздничные народные гуляния. Помимо того, живя полноценно творческой жизнью, она входит в репертуар народных исполнителей и фольклорных коллективов, веселя слушателей метким словом.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *