Для чего придумали самолет
Первый самолет. Кто изобрел первый в мире самолет?
В настоящее время самолеты являются неотъемлемой частью нашей жизни. Родственники за рубежом, бизнес в разных точках мира, отдых на отдаленном тихом островке где-нибудь в океане – в современный век огромных крылатых машин это уже не проблема. Лучшие самолеты ведущих производителей доставят вас на другой конец света за считанные часы. С другой стороны авиация, кроме как многомиллионное и высоко прибыльное дело, для миллиардов не связанных с ней людей является увлекательным хобби, отнимающим большую часть свободного времени и заработанных денежных средств. Кто в ответе за это? Попробуем разобраться вместе.
Рожденный ползать летать не может
Люди крайне не согласны с этим утверждением и всячески стараются доказать обратное. Кто не знаком с легендой о двух жителях древней Греции, один из которых, Икар, жил мечтой воспарить к ласковому солнцу? И хотя родной отец, Дедал, просил и умолял не делать этого, тот его не послушал. Ласковое солнце на поверку оказалось вовсе не ласковым, а нестерпимо жарким. Но Икара это не остановило в его стремлении покорить небеса. Чем выше он поднимался, тем сильнее грело его небесное светило и в конце концов растопило воск, скрепляющий вместе птичьи перья, из которых Дедал сконструировал ему самодельные крылья. Лишившись оперения, Икар камнем полетел вниз с огромной высоты и разбился насмерть.
Мифы и реальность
Кроме неудачной попытки греков, земное тяготение в мифологии различных стран преодолевали также Баба-Яга в своей ступе, отталкиваясь метлой о воздух, египетский бог солнца Ра и индийские боги, рассекающие небосвод на огромных колесницах, а также персонажи персидских сказок «Тысяча и одна ночь» на ковре-самолете. Однако все эти мифы объединяет одна-единственная деталь, сводящая на нет реальность их существования – все они противоречат законам физики. Первую слабую попытку понять свойства аэродинамики и воздухоплавания можно отнести к шестому веку нашей эры. В это время в Китае был запущен первый воздушный змей, сконструированный таким образом, чтобы некоторое время находиться в воздухе, за счет парения в воздушных массах. К нему был привязан преступник, приговоренный к смерти, но змей перелетел через городскую черту и опустился обратно на землю. Злодею удалось сбежать.
Почти триста лет спустя некому изобретателю родом с Аравийского полуострова, Аббасу ибн Фарнасу, удалось пролететь десять минут в свободном планировании, пристегнувшись к конструкции собственного изготовления и спрыгнув с утеса с его подветренной стороны. Почти в то же время англичанин Элмер Малмсбер навсегда остался инвалидом при попытке взлететь, используя крылья собственного изготовления, по форме напоминающие птичьи, но только большего размера. Разбежавшись и прыгнув со скального выступа, он надеялся взвить в небо, используя в качестве подмоги сильный ветер, однако все получилось в точности наоборот.
Первый самолет
Всемирно известный художник, скульптор, а также изобретатель Леонардо да Винчи сконструировал некое подобие летательного аппарата, по форме напоминающее велосипед с большими крыльями, обтянутыми кожей, совершающими ритмичные взмахи. Это изобретение рассматривают как самый первый самолет в мире. По некоторым данным, ему удалось даже успешно его испытать, однако документально это нигде не зафиксировано и остается непроверенной информацией на уровне слухов или домыслов.
Первые попытки описать аэродинамические законы с прикладной точки зрения впервые проявились в работе шведского ученого Эммануила Сведенборга в 1716 году под заголовком «Эскизы машин для полетов по воздуху». Статья была одобрена другим ученым Кристофером Польхемом, а также самим шведским королем после их встречи на юге Швеции, в городе Лунд. Основным моментом в работе было утверждение, что для стабильного сохранения высоты при движении в воздушных массах первый в мире самолет должен быть оборудован собственным двигателем. В 1849 году британский ученый и изобретатель Джордж Кейли, ориентируясь на обоснованные и введенные им понятия подъемной силы и сопротивления, запустил первый беспилотный планер, а ровно через четыре года повторил полет, уже пилотируемый человеком.
Золотая лихорадка воздухоплавания
Девятнадцатый век породил огромный спрос на технологию. Различные модели самолетов и аэропланов, точнее прототипы летательных аппаратов, создавались и тестировались ежегодно. В погоне за стабильностью полета и временем, проведенным в воздухе, порой предлагались конструкции самых необычных и оригинальных форм. Чего только стоит аэроплан с крыльями в несколько этажей, высотой в два с половиной метра, равноотстоящих друг от друга на двадцать пять сантиметров! Однако самой удачной оказалось конструкция, предложенная британским инженером Френсисом Гербертом Уэнемом. Крылья его планера были длинные и тонкие, более пятнадцати метров в размахе. Именно он предложил такую концепцию первый. Самолет был испытан в аэродинамической трубе, сконструированной самим изобретателем.
Опасная профессия
В августе 1896 года выдающийся немецкий изобретатель Отто Лилиенталь совершил последний полет в своей жизни. Порывом ветра его планер перевернуло, и он сломал себе позвоночник при ударе об землю. За свою жизнь этот выдающийся человек совершил более двух тысяч вылетов. Инженер Лилиенталь по праву считается одним из отцов современной авиации. К его заслугам относят работу по обоснованию причин парения птиц, продолженную Николаем Жуковским. Одновременно с Отто большой вклад в развитие авиастроения внесли такие изобретатели, как Перси Синклер Пинчер, Хайрем Стивенсон Максим, а также Октав Шанют и Александр Федорович Можайский. Модели самолетов их конструкции органично дополняли и корректировали описываемые в то время законы аэродинамики.
Взлетел? Докажи!
Первый в мире самолет, полет которого удалось зафиксировать документально, был сконструирован и испытан американским профессором Самуэлем Ленгли. В его честь назван один из главных центров ЦРУ в США. Однако он был беспилотным, а его коллега, Густав Уайтхед, параллельно с ним проводивший испытания, только уже управляемого планера, не смог документально подтвердить успех испытаний своей модели.
В 1906 году известным на весь мир братьям Райт удалось получить патент на «летающую машину» и способ управления ей. Первый самолет, пилотируемый человеком, совершил полет на три года раньше, 17 декабря 1903 года, причем он был официально задокументирован как управляемый (изменение курса, высоты и скорости были подвластны инженеру, который им управлял). Катапульта с рельсовым разгонным механизмом и встречный ветер со скоростью 43 км/ч помогли поднять самолет в воздух на три метра и удержать его в течение 12 секунд. За это время он пролетел 36,5 метров, и его полет был пойман объективом фотокамеры Орвилла.
Однако в некоторых странах этот рекорд не считается официальным. Например, в Бразилии местный изобретатель Сантус-Дюмон мог поднимать свой первый самолет в воздух без рельсов и в отсутствие ветра, хотя и сделал это впервые на три года позже братьев Райт.
Вместе веселее
Братьям Райт принадлежит ещё один рекорд из раздела авиации. 7 октября 1908 года Уилбур Райт поднял в воздух первый пассажирский самолет своей разработки, а первым гражданским пассажиром стала жена агента братьев, Эдит Берг. А месяц спустя, во время показательных выступлений перед армией США, потерпел крушение флайер его брата, Орвила, который получил тяжелые травмы. Представитель от военных, лейтенант Селфридж, находившийся на борту в качестве пассажира, от полученных травм скончался на месте. Он стал первой жертвой авиапроисшествий среди пассажиров.
Страна советов и авиация
Кто изобрел первый самолет
Человек всегда мечтал о полетах, но при этом понимал, что он не сможет это сделать так, как птица, потому нужен летательный аппарат. И вот несколько умных и отважных изобретателей в XIX веке приблизились к своей цели. История сохранила несколько имен таких экспериментаторов, кто пытался строить первый в мире самолет. Большинство стран признали первенство в изобретении летательного аппарата за братьями Райт. Как было дело, мы опишем в этой статье, а также расскажем о других ученых, кто изобретал первый самолет.
О полетах Братьев Райт на своих аэропланах
Свой первый аэроплан братья Райт, Уилбер и Орвилл, назвали «Флайер-1». Сконструировали его с двигателем внутреннего сгорания собственной разработки и осуществили его испытание, свой первый полет в 1903 году. Небольшие достижения были у той машины, всего-то поднялся самолет на полтора метра и пролетел 37 метров, но было доказано, что полеты возможны.
Эксперимент удался (это произошло 17 декабря 1903 года) несмотря на то, что был сильный ветер, аппарат скользил по направляющей рельсе и управлялся в ускорении примитивной катапультой.
Братья Райт укрепились в своей вере построить самолет и продолжали работать, проводили расчеты и дорабатывали свою машину. В октябре 1905 года были проведены очередные испытания летательного аппарата, которому было присвоено имя «Флайер-3». Этот самолет пролетел аж 39,5 км за 40 минут. Аэропланом управлял Уилбер. Это был самый его последний и самый длинный перелет. Братья имели свидетелей своего полета, в том числе среди своих друзей и местных фермеров.
Местные журналисты пропустили этот исторический момент, и сейчас точно никто не скажет, в каком году был построен первый самолет. Фотографий также сохранилось мало, хотя некоторые из них братья Райт все же сделали. Самое главное, что они поняли после последнего полета — они построили летательный аппарат, который вполне управляем в полете и может совершить посадку.
Именно идея об управлении летательным аппаратом, воплощенная на практике, сделала возможным дальнейшее развитие самолетостроение. Поэтому братьям Райн отдают первенство в этом изобретении.
Однако, несправедливо будет не вспомнить и о других претендентах на изобретение первого в мире самолета.
Альберто Сантос-Дюмонт
Спор о первенстве изобретения находится между Альберто и братьями Райт. В Бразилии именно его считают изобретателем самолета.
Альберто Сантос-Дюмонт — изобретатель воздушных шаров, дирижаблей, он занимался возможностью управления этими устройствами. Занявшись аппаратами тяжелее воздуха и понимая их будущность, он в 1905 году закончил работу над одним из своих проектов. В октябре 1906 года он провел испытания своего экспериментального самолета, под названием 14-бис. Аппарат пролетел на высоте 2-3 метра расстояние в 60 метров, было много свидетелей. Он поднялся в воздух в тихую безветренную погоду при помощи только своего двигателя.
Сантос-Дюмонт не остановился на достигнутом, и следующим его проектом был моноплан «Демуазель». Аппарат имел длину 8 метров, размах крыла 5 метров, весил 110 кг, легко преодолевал 200 метров со скоростью 100 км/ч. Изобретаталь постоянно дорабатывал и улучшал свой аппарат, периодически совершая на нем полеты. Последними из его достижений были полеты на 8 и 18 км на самолетах с двухцилиндровыми двигателями.
Сантос-Дюмонт не делал тайны и своих изобретений, предоставляя чертежи в журнале «Механика» для молодых начинающих авиаторов. Экспериментатор справедливо полагал, что за авиацией большое будущее.
Теперь вы знаете примерно, в какое время был построен первый самолет, но нельзя не упомянут также русского изобретателя, который также работал над изобретением самолета и сделал это на два десятка лет раньше братьев Райт
А.Ф. Можайский — изобретатель первого летательного аппарата
Александр Федорович Можайский предложил свои идеи по построению летательного аппарата, но, столкнулся в России с бюрократий, черствостью, безграмотностью и непониманием чиновников. Из-за крайней нужды он не мог достроить свой аппарат, но власти не только не выделяли денег, но и всячески препятствовали постройке аппарата. Александр Федорович все же добился, чтобы часть денег выделили, частично покрыл расходы за счет своих сбережений и продажи личных вещей. Можайский получил даже патент на изобретение в 1881 году.
Он достроил аппарат, и полет состоялся, это было 20 июля 1882 года. Результат был скромный: самолет разогнался по деревянному настилу, взлетел и пролетев совсем немного приземлился. Управлял самолетом его помощник, механик И.Н. Голубев. Эксперимент был положительный и доказывал, что полеты возможны. Аппарат был не совершенен, и это понимал Можайский. Он знал, в каком направлении нужно работать, но через три года экспериментатор умер. Власти же постарались засекретить изобретение русского ученого и сделали все, чтобы о нем забыли. Самолет тоже не сохранился, его перевезли в имение Можайских, потом, в 1896 году он сгорел.
Как видите, невозможно конкретно ответить на вопрос, кто изобрел первый самолет. Если разобраться, то авиация зародилась и развивалась благодаря энтузиазму многих фанатиков. Все они имеют право на признание. В заключение, посмотрите ролик полета самолета 14-бис Альберто Сантос-Дюмонта. Конечно, это не настоящий самолет, а его копия.
Кто изобрел первый самолет
Люди на протяжении нескольких столетий мечтали о полетах в небе. Первые модели летательных аппаратов были созданы в середине шестнадцатого века, знаменитым изобретателем Леонардо да Винчи. Творения этого человека можно рассматривать как первые зачатки появления авиации. Первый настоящий летательный аппарат был зарегистрирован в начале девятнадцатого столетия. Авторами этого изобретения стали знаменитые братья Райт. В нашей статье мы предлагаем более подробно обсудить вопрос о том, кто изобрел первый самолет.
Официально считается, что первый в мире самолет Flyer I был построен братьями Райт
История современной авиации
Одним из пионеров в области авиации является сэр Джордж Кейли, который еще в конце восемнадцатого столетия пытался построить средство, способное поднять человека в небо. Данный английский ученый создал немало работ, посвященных данному вопросу. В его трудах приводятся базовые принципы самолетостроения и описание функциональности современных летных средств. Этого человека можно назвать отцом аэродинамики, который посвящал много времени наблюдению за полетом птиц. В ходе подобных экспериментов особое внимание уделялось размаху крыльев и скорости передвижения в воздухе. Результаты данных исследований легли в основу десятков научных трудов, которые способствовали появлению авиации.
Набросок первой модели самолета, придуманной Джорджем Кейли, представлял небольшую лодку. В хвостовой части «воздушного судна» располагалась балка с тканевыми перьями. Для того чтобы привести конструкцию в движение, использовались специальные весла, установленные в носовой части. Движение весел задействовало хвостовик, имеющий квадратную форму. Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что прототип современных летных средств был разработан именно Джорджем Кейли. Его работы и исследования использовались как базовая концепция для создания первых воздушных лайнеров.
Создателем воздушного судна, что обладает максимальным сходством с современными авиалайнерами, является Уильям Хенсон. Ученый из Великобритании приступил к разработке летного средства в сороковых годах прошлого столетия. Разработанная концепция очень похожа на современные лайнеры, где используется винтовой двигатель. При создании своей модели Хенсон предлагал использовать воздушный винт, который приводился в движение благодаря паровому двигателю. Большинство идей, озвученных этим человеком, нашли применение в первых моделях воздушных лайнеров.
Среди отечественных конструкторов необходимо выделить Николая Афанасьевича Телешова, который является автором патента на создание «системы воздухоплавания». Данная система запускалась в небо при помощи воздушного винта, работающего на паровом двигателе. На протяжении многих лет конструктор занимался совершенствованием своего проекта. Титаническая работа позволила создать первые образцы реактивных двигателей. Отличительной чертой проектов русского изобретателя являлась идея, перевозить людей в закрытой конструкции.
Кто является автором первого самолета
Разработкой аппарата, позволяющего перемещаться на большие расстояния по воздуху, занимались многие ученые. Примерно с середины восемнадцатого столетия конструкторы и изобретатели пытались создать летное средство. Официальными создателями первого самолета являются братья Орвилл и Уилбур Райт, которые смогли создать аэроплан, что смог подняться в небо. Полет на данном воздушном судне был проведен в тысяча девятьсот третьем году, что является официальной датой зарождения авиации.
Следует обратить внимание на тот факт, что далеко не все историки согласны с утверждением, что авторство первого воздушного судна принадлежит братьям Райт.
Рассматривая вопрос о том, в какое время был построен первый самолет, нужно упомянуть о конструкции, созданной бразильским ученым Альберто Сантос-Дюмонтом. Этот человек известен как создатель дирижабля, который поднялся в небо в тысяча девятьсот первом году. Именно этот человек смог доказать возможность создания управляемого летного средства.
Согласно альтернативной теории, создателем первого летательного средства, способного действительно подняться в воздух, является Александр Федорович Можайский. Имя этого человека навсегда занесено в историю авиации. Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что многие ученые создали свои летательные аппараты примерно в одинаковое время. Повышенного внимания заслуживают работы:
Ниже мы предлагаем рассмотреть особенности трудов, всех вышеперечисленных конструкторов.
Аэроплан братьев Райт
Следуют понимать, что Орвилл и Уилбур Райт не являются изобретателями самолета в прямом понимании этого слова. Данные изобретатели смогли доказать, что человек способен создать и управлять летной конструкцией, которая сможет преодолевать большие расстояния. Благодаря их первому пилотируемому полету на аэроплане появились первые зачатки авиации. Именно их полет стал своеобразным зерном, из которого проросла идея использовать воздушный транспорт для пассажирских перевозок.
Братья Райт создали трехосевую вращающуюся конструкцию, которая позволила улучшить аэродинамику аэроплана и получить возможность управлять воздушным средством. Многие ученые того времени были сосредоточены на вопросе создания мощных паровых моторов, которые способны заставить лайнер оторваться от земли. Братья Райт предпочли отказаться от работы в этом направлении и сосредоточились на создании системы управления воздушным транспортом. Именно эти ученые проводили множество различных тестов в аэродинамической трубе. Результаты этих исследований позволили создать крылья для аэроплана и систему винтов, использующихся в качестве пропеллеров.
Конструкция, созданная изобретателями, получила имя «Флаер — 1». В качестве основного материала использовалась ель, отличающаяся надежностью и легкостью. Летное средство поднималось в воздух благодаря бензиновому мотору, в разработке которого принимал участие известный механик Чарли Тейлор. Главной особенностью созданного двигателя стала небольшая масса самой конструкции. В качестве основного материала использовался дюраль.
Запуск флаера состоялся семнадцатого декабря тысяча девятьсот третьего года. Аэроплан поднялся на несколько метров над землей. Общая продолжительность полета составила всего двенадцать секунд. За этот отрезок времени братьям удалось преодолеть около сорока метров.
Самолетом принято называть воздушное судно, которое предназначено для осуществления полетов в Земной атмосфере
Дирижабль Альберто Сантос-Дюмонта
Многие бразильцы считают создателем первого самолета своего соотечественника — Альберто Сантос-Дюмонта. Этот человек создал множество различных изобретений, среди которых необходимо выделить:
Работа над аппаратом, получившим название «14-Бис», велась на протяжении нескольких лет. Первые испытания летного средства были проведены в тысяча девятьсот шестом году. Аппарат смог подняться на высоту в два с половиной метра и пролететь около шестидесяти метров. Спустя всего несколько недель, изобретатель установил рекорд по дальности полетов, преодолев по воздуху расстояние в двести двадцать метров.
Главной отличительной чертой созданной конструкции являлся тот факт, что аппарат поднимался в воздух самостоятельно. Именно этот фактор отличает данный проект от изделия братьев Райт. Многие историки, называют Альберто Сантос-Дюмонта изобретателем первого воздушного судна, ссылаясь именно на эту особенность его творения. После создания «14-Бис» конструктор переключился на работу над монопланом. Конструкция, получившая названия «Демуазель», была известна по всему миру. Историки положительно отзываются о данном человеке, отмечая тот факт, что информация обо всех изобретениях регулярно печаталась в тематических изданиях.
Воздушный корабль Можайского
Первый проект воздушного судна был представлен широкой общественности в тысяча восемьсот семьдесят шестом году. Проблемой реализации проекта стало отсутствие финансирования со стороны силовых структур, которые всячески препятствовали работе конструктора. Можайскому приходилось самостоятельно спонсировать собственный проект, что значительно увеличило продолжительность создания первой модели.
Воздушный корабль был закончен в середине тысяча восемьсот восемьдесят второго года. Стартовый полет воздушного судна закончился аварией. Свидетели пробного запуска утверждали, что перед выходом из строя, воздушный корабль приподнялся над землей. Важно отметить, что документальные подтверждения этого факта отсутствуют. Именно поэтому, Можайский не является первым человеком, который поднялся в воздух на управляемом транспортном средстве. Здесь нужно выделить тот факт, что труды ученого были ненапрасными и легли в основу создания советской авиации.
Кому принадлежит первенство
Споры о том, в каком году был построен первый самолет, не утихают до сих пор. Согласно официальной статистике, братья Райт совершили первый пилотируемый запуск воздушного транспорта. Именно поэтому местом зарождения авиации считается Америка. Следует понимать, что сравнивать изобретения и вклады в развитие пассажирской авиации вышеперечисленных ученых нецелесообразно. Каждая конструкция имеет уникальные специфические черты и кардинально отличается от способов, которые использовали другие изобретатели.
Братья Райт являются основателями конструкции, имеющей крылья и пропеллер. Создание этой конструкции внесло значимый вклад в развитие авиации. Бразильский ученый не смог стать первым летчиком, однако его конструкция тоже попала в историю. Изобретение «14-Бис» известно на весь мир, как первое воздушное судно, которое смогло самостоятельно подняться в небо. Именно поэтому спорить о том, кто из конструкторов и изобретателей является отцом основателем авиации, не имеет смысла. Каждый из ученых внес свою лепту в создание данного направления. Именно разработки всех вышеперечисленных людей, легли в основу концепции современных авиалайнеров.
Впервые термин «самолет» был применен в 1857 году капитаном Н.М. Соковниным
Первый пассажирский лайнер
Создателем гражданской авиации в современном понимании этого слова является российский ученый Игорь Иванович Сикорский. Созданный им прототип смог поднять в воздух двенадцать пассажиров. Пробный полет был проведен в тысяча девятьсот четырнадцатом году. В это же время, отечественный самолет «Илья Муромец» стал первым лайнером, совершившим рейс на дальнюю дистанцию. Пассажиры, летящие в этом самолете, отправились в рейс из Санкт-Петербурга в Киев. На протяжении всего маршрута лайнер совершил одну посадку для того, чтобы заправить топливные баки.
Первая мировая война стала причиной остановки развития отечественной авиации. Дальнейшая работа в этом направлении началась в тысяча девятьсот двадцать пятом году. Советские инженеры создали такие знаменитые конструкции, как самолет Туполева и лайнер «К1».
Заключение
В данной статье мы обсудили вопрос о том, кто создал первый в мире самолет. Этот вопрос на протяжении многих лет становится причиной горячих споров и дискуссий. Данные официальной статистики свидетельствуют о том, что первооткрывателями авиации являются братья Райт, которым удалось совершить первый пилотируемый запуск летательного аппарата.