Для чего применяется авторазметка yclid
It’s owl good!
Личный блог про интернет-маркетинг, аналитику и рекламу.
Метки gclid, yclid, ymclid, fbclid — что это такое?
В отчетах по популярным страницам или страницам входа Яндекс Метрики, Google Analytics часто можно видеть ссылки с параметрами gclid, yclid, ymclid, fbclid. Ниже разберем, почему они появляются и как нужно правильно настраивать системы аналитики.
Пример ссылок с меткой:
http://www.site.ru/?gclid=1234,
http://www.site.ru/?ymclid=5678,
http://www.site.ru/?yclid=98765,
http://www.site.ru/?fbclid=13570,
где цифры после знака «=» — зашифрованные уникальные значения авторазметок.
Эти параметры представляют собой собственные метки рекламных систем.
Пример параметров yclid и fbclid в отчетах Google Analytics
fbclid в отчетах Яндекс Метрики:
Метка GCLID
gclid (Google Click Identifier, Google Click ID — идентификатор клика Google) — результат включенной функции автоматической пометки в Google Ads.
Функция автоматической пометки добавляет в ваши URL параметр для отслеживания офлайн-конверсий и эффективности объявлений:
Google Analytics использует информацию из URL с автоматической пометкой, чтобы определить ключевое слово, связанное с переходом на сайт, кампанию, к которой оно относится, и стоимость клика.
Включить авторазметку GCLID возможно в личном кабинете Google AdWords (а также в настройках Google Analytics).
Параметр gclid использует Google Analytics, однако для Яндекс Метрики он бесполезен, т.к. у нее нет интеграции с продуктами Google. Следовательно, в настройках Метрики этот параметр имеет смысл вырезать в настройках счетчика. Ниже приведу примеры необходимых настроек.
Метка YCLID
yclid — Yandex Click Identifier, Yandex Click ID — авторазметка Яндекс Директ. Если включить в интерфейсе Я.Директа опцию «Разметка ссылок для Метрики», при каждом клике по объявлению система будет автоматически добавлять к ссылке на сайт специальную метку yclid.
Параметр yclid уникален, он позволяет Яндекс Метрике собрать данные о параметре перехода и отследить действия пользователя на сайте после клика на объявление.
Метка YMCLID
ymclid (Yandex Market Click Identifier) — идентификатор перехода с Маркета. При переходе пользователя с Маркета на сайт магазина система автоматически добавляет к ссылке специальную метку ymclid с уникальным номером клика. Метка позволяет правильно считать переходы не только прямо на Маркете, но и с блоков Маркета в поиске Яндекса или на сторонних сайтах посредством контентного API, а также оценивать трафик по региональным заказам. При этом магазину необходимо иметь счетчик в Метрике.
Использование ymclid-меток позволит ускорить фильтрацию недобросовестных кликов.
Метка FBCLID
fbclid (Facebook Click Identifier) — это относительно новый параметр, который Facebook автоматически добавляет к URL адреса страницы при клике по URL в социальной сети.
Доступность страниц сайта с автопометкой
Иногда при автоматическом добавлении параметров к URL страницы пользователь видит ошибку — 404 Error — Страница не найдена.
Поэтому при подключении функции авторазметки в рекламных системах необходимо проверить работоспособность сайта с такими параметрами в УРЛ. Для проверки добавьте комбинацию с параметром к целевому URL на вашем сайте и убедитесь, что страница открывается корректно, не срабатывает ошибка 404. Если страница не открывается и выдается ошибка, попросите разработчика вашего сайта настроить использование произвольных параметров URL.
Влияние на поисковое продвижение (SEO)
Параметры авторазметки от сторонних систем вызывают формирование на сайте большого числа страниц-дублей с одинаковым контентом и разными URL, что может негативно влиять на индексацию сайта. Поэтому следует
а) исключить метки в robots.txt;
б) настроить атрибут CANONICAL для основных адресов страниц сайта.
Дополнительные настройки в Google Analytics
Метки yclid, ymclid могут быть расшифрованы подробно только сервисами Яндекса, а метка fbclid — в FaceBook Analytics, в Google Analytics данные о таких переходах не передаются. Кроме того, они усложняют отчетность, т.к. каждая такая ссылка содержит уникальное сочетание символов, в результате вместо 10 точек входа на одну страниц в отчете будет будет 10 точек входа на страницы, которые отличаются только этим параметров в урле.
Поэтому в URL для Google Analytics необходимо исключить в «Настройках представления» в блоке «Исключить параметры запроса URL» как на скриншоте ниже:
Дополнительные настройки в Яндекс Метрике
Соответственно тому, что расшифровка данных из yclid доступна только в Яндекс Метрике, так и расшифровка данных о переходе Google Ads в метке gclid доступна только Google Analytics. Для отчетов Яндекс Метрики бесполезна авторазметка gclid и fbclid. Соответственно, в Яндекс Метрике также следует вырезать эти параметры из URL.
Для этого в настройках счетчика Метрики переходим на вкладку Фильтры и добавляем 2 операции по вырезанию параметров (не забывая сохранить настройки):
Метка RB_CLICKID
В последнее время в отчетах замечаю метку формата ?rb_clickid=30644461-1525484797-1139838737
Наиболее часто эта метка встречается вместе с UTM разметкой MyTarget. Это видно по отчетам Яндекс Метрики или изучении результатов выдачи по запросу (см. скриншоты ниже):
Что настроить в кампании для передачи данных в системы аналитики. Инструкция
Запускаем кампанию в Директе
1. Добавить счетчик Метрики
Чтобы начать работу в Яндекс. Метрике, нужно авторизоваться на Яндексе. При этом лучше использовать логин, зарегистрированный в Яндекс. Директе или Яндекс.Маркете. После этого нужно создать счетчик Метрики, нажав на кнопку «Добавить счетчик».
Когда счетчик создан, ему присваивается номер.
Этот номер необходимо добавить в настройках всех кампаний в Директе. Для одной кампании можно указать до 5 счетчиков.
2. Установить разметку ссылок
Номер счетчика нужно добавить в блок «Метрика» на странице создания кампании в Яндекс.Директе. И поставить галочку в окошке «Размечать ссылки для Метрики».
Разметка ссылок для Метрики позволяет передать в счетчик информацию о конкретном клике. В ссылку перехода по объявлению автоматически добавляется метка yclid с уникальным номером клика ( например: yandex.ru/?yclid=123 456). Метка может содержать до 20 символов.
Более подробно о работе в Яндекс. Метрике и новых возможностях сервиса мы рассказали на вебинаре.
3. Добавить UTM-разметку
В Яндекс. Метрику передается максимально полная статистика из Директа, в Google Analytics — из AdWords. Но сравнивать результаты кампаний в разных системах аналитики крайне сложно, даже используя таблицу Excel. Поэтому проще собирать все данные в одной системе. Например, в Google Analytics. В этом случае, всю информацию из Директа нужно передавать в Analytics.
Для передачи данных о трафике нужно разметить каждую ссылку в объявлениях Директа UTM-метками. Вот основные имена UTM-меток:
Автоматическая разметка еЛамы
Автоматически и корректно расставлять UTM-метки в кампаниях Директа можно с помощью инструмента еЛамы.
С его помощью можно разметить ссылки для Яндекс. Метрики и для Google Analytics. Для этого вам нужно поставить галочку рядом с нужной системой.
Независимо от того, каким способом вы будете загружать данные, вам необходимо подготовить к загрузке Google Analytics. Мы писали об этом здесь. После загрузки данных вы сможете сводить доходы и расходы в одной таблице в отчете Analytics, например, «Анализ расходов». Он будет содержать показатели ROI и показывать финансовую эффективность рекламы.
Пример такого отчета:
Подробнее о том, как анализировать рекламу в Google Analytics, мы рассказали на вебинаре.
Запускаем рекламу в AdWords
1. Связать Analytics с AdWords
Чтобы связать Google AdWords с Analytics, нужно войти в аккаунт AdWords, нажать на значок шестеренки и выбрать пункт «Связанные аккаунты».
В разделе Google Analytics нажмите на ссылку «Подробности». Из списка доступных вам ресурсов Google Analytics, выберите нужный и нажмите рядом с ним «Установить связь».
Выберите ресурс ( или несколько), который продвигаете с помощью AdWords. Если для ресурса есть только одно представление, то появится его название. Кликните на «Импорт показателей сайта», чтобы просматривать данные Google Analytics в отчетах AdWords.
Для ресурсов с несколькими представлениями появится список представлений, с которыми можно установить связь.
2. Включить автоматическую пометку ссылок тегами
Далее нужно подключить автоматическую разметку ссылок в аккаунте AdWords. Для этого перейдите в раздел «Настройки аккаунта» ( кликните на шестеренку в правом верхнем углу) и выберите автоматическую пометку целевых URL.
После этого в ссылках будет автоматически появляться параметр gclid. Ваша ссылка будет выглядеть примерно так: www.mysite.com/?gclid=123xyz. Она нужна для того, чтобы импортировать в AdWords данные об онлайн- и офлайн-конверсиях и показатели взаимодействий с сайтом из Google Analytics, а также данные о кампаниях из AdWords в Analytics.
3. Разметить ссылки UTM-метками для Метрики
Передавать больше информации о рекламе в AdWords в Метрику можно благодаря параметрам ValueTrack. Как это делать, мы писали в отдельном материале.
Настройка этих параметров обеспечивает сбор данных о работе рекламы в системах аналитики, а вы можете оценивать эффективность контекстной рекламы, делать выводы на основе статистики и работать над улучшением своих кампаний.
И не забудьте о нашем чек-листе по аналитике контекстных рекламных кампаний.
Трекинг трафика в контекстной рекламе: UTM, gclid, yclid, Openstat, From и другие способы
Размещайте ссылки правильно, чтобы знать, откуда приходят клиенты
Хотите, чтобы контекстная реклама работала в плюс? Мало настроить и запустить кампании. Нужно искать слабые места и корректировать стратегию на основе анализа данных.
Но сначала эти данные нужно собрать. В этом помогает трекинг трафика. В статье разберем, как он работает, какие типы меток существуют, как размечать ссылки и найти статистику по меткам в Яндекс.Метрике и Google Analytics.
Зачем размечать ссылки специальными параметрами?
Специальные параметры в ссылках дают подробную информацию о визитах на сайт. С их помощью мы можем узнать не только, откуда пришел пользователь — из Яндекса, Google или ВКонтакте — но и:
С помощью этой информации мы детальнее анализируем эффективность разных рекламных систем, типов трафика, ключевых слов, кампаний. Это нужно, чтобы отключать неэффективные объявления, корректировать ставки, перераспределять бюджет и в итоге получать больше отдачи на каждый вложенный рубль.
Пример. Вы запустили две кампании в Яндекс.Директе. В объявлениях одной сделали упор на бесплатную доставку, в другой — на скидки. Без разметки ссылок в отчетах Google Analytics вы увидите только общую статистику по рекламе — количество переходов, стоимость клика и заявки, CTR. О том, что объявления со скидками приносят заявки, скажем, на 30% дешевле, вы не узнаете.
Всегда ли нужно размечать ссылки?
Размечать ссылки нужно не всегда. Например, внутренние ссылки, которые ведут с одной страницы сайта на другую, размечать бесполезно — параметры только запутают статистику.
В контекстной же рекламе размечать ссылки нужно обязательно. Вопрос только в том, какие параметры использовать. Сначала разберемся, как вообще работает трекинг трафика, а потом рассмотрим разные способы разметки.
Как работает трекинг ссылок?
Отслеживание переходов по ссылкам и сбор дополнительной информации о визитах возможен благодаря “вшитым” в ссылку GET-параметрам.
GET-параметры — это элементы ссылки, которые передают информацию о визите, в частности, системам аналитики Яндекс.Метрика и Google Analytics.
Все, что идет после «?», — Get-параметры, а между ними — «&»
В GET-параметрах может быть зашифрована разная информация. В случае с контекстной рекламой это будут параметры визита на сайт, о которых мы говорили выше — источник, тип трафика, кампания и т. д.
Системы аналитики распознают их и выдают статистику в разрезе параметров.
В таблице выведены визиты из телеграм-канала, Google, в целом из Яндекса и отдельно — из платной рекламы в этой системе
Конкретные параметры, значения и полнота информации зависят от того, какой способ разметки вы выберете, как назовете и проставите метки.
Какими метками размечают ссылки для контекстной рекламы?
Есть автоматическая разметка ссылок от рекламных систем:
Разметить ссылки можно и другими метками:
Рассмотрим все способы по порядку и разберемся, какой подойдет в конкретном случае.
yclid
yclid (Yandex Click ID) — автоматическая разметка Яндекс.Директа. Ее задача — связывать клики по рекламе в Директе с визитами в Яндекс.Метрике, чтобы собирать более точную статистику по рекламному трафику.
yclid — это один параметр, который содержит уникальный идентификатор клика. Яндекс генерирует его автоматически.
Так выглядит метка yclid
Метка передает в Метрику информацию о стоимости клика, рекламной площадке, ключевой фразе. Если на сайте предварительно настроить цели, с помощью yclid Яндекс.Метрика сможет считать конверсии.
Чтобы все ссылки в кампании размечались метками yclid, достаточно активировать в настройках кампании в Яндекс.Директе опцию «Размечать ссылки для Метрики». В новых кампаниях она активна по умолчанию, но ее можно отключить.
Включенная разметка yclid в Яндекс.Директе
Преимущество такой разметки в простоте — включаем одну опцию, и больше ничего делать не нужно. Есть у нее и недостатки:
gclid
gclid (Google Click ID) — автоматическая разметка Google Ads. Работает так же, как yclid, только для рекламы в Google и отслеживания в Google Analytics. Включается в настройках аккаунта, раздел «Автоматическая пометка тегами».
Так выглядит метка gclid
С помощью gclid в Google попадают данные о стоимости клика, площадке, ключевой фразе. Если подключить цели, импортировать в Google Ads данные из CRM и других источников, можно отслеживать конверсии, в том числе офлайн.
Недостатки у такого способа такие же, как у yclid — метка работает только для рекламы в Google Ads, распознается только в Google Analytics.
Еще один тип меток с одним параметром — From. Его можно использовать, например, чтобы передать в систему аналитики данные об источнике перехода. Пример ссылки:
В отличие от yclid и gclid, метки From не генерируются автоматически. Их нужно прописывать вручную. Их понимает только Яндекс.Метрика, для Google Analytics они бесполезны.
Openstat
Метки Openstat изначально создавались для анализа трафика в одноименном сервисе веб-аналитики. Сам сервис уже не работает, но метки используются для отслеживания переходов в других системах.
Основная особенность Openstat в том, что метки кодируются. При взгляде на нее в строке браузера понять ничего нельзя. Пример ссылки:
Когда после перехода данные попадают в сервис аналитики, он их декодирует и выводит в отчетах. Без дополнительных настроек это умеет только Яндекс.Метрика и некоторые инструменты в сервисах сквозной аналитики. Чтобы отслеживание работало в Google Analytics, нужно вносить изменения в код счетчика.
В отличие от yclid, gclid и From, с помощью Openstat можно отслеживать четыре параметра:
Автоматически метки Openstat не генерируются. Размечать ссылки придется вручную.
Пожалуй, самый распространенный и популярный тип меток. Он считается «родным» для Google Analytics, однако без проблем обрабатывается Яндекс.Метрикой, коллтрекингами, инструментами сквозной аналитики и другими сервисами.
В отличие от Openstat, в UTM-разметке видно значения, которые присвоил параметрам рекламодатель
С помощью UTM-меток можно передавать в системы аналитики 5 параметров:
Первые три параметра заполняются всегда, остальные — по желанию. Для контекстной рекламы лучше заполнять все. Например, чтобы видеть данные по ключевым словам из Яндекса в Google Analytics, понадобится параметр utm_term.
Динамические параметры в UTM
Для экономии времени при составлении меток и недопущения ошибок удобно использовать динамические параметры. Вместо конкретных значений для параметров прописываются динамические переменные в фигурных скобках. С их помощью можно собирать дополнительную информацию о переходах — id объявления и кампании, ключевую фразу, точную позицию объявления в рекламном блоке и другие.
В каждой рекламной системе свои динамические параметры. Вот пример ссылки, размеченной для Google Ads:
В этом примере три последних параметра содержат динамические значения. В отчетах системы аналитики будут отображаться номера кампании и объявления, а также ключевая фраза, по которой пришел пользователь.
Полный список динамических параметров можно посмотреть в справке Google.
Для Яндекс.Директа есть свой список доступных параметров. Ссылка с ними будет выглядеть так (пример):
Метки онлайн-сервисов аналитики
Помимо общих способов разметки, некоторые сервисы коллтрекинга, работы с аналитикой и управления рекламой используют свои метки. Это могут быть другие параметры или вариации динамических параметров для UTM. Их задача — передавать подробные и точные данные в конкретную систему.
Так выглядит метка системы сквозной аналитики Roistat
Такие метки могут пригодиться, только если вы будете пользоваться этими инструментами. Впрочем, это зачастую необязательно — большинство сервисов понимают UTM, а некоторые — даже Openstat.
Какие метки для отслеживания выбрать?
Выбор способа разметки зависит от того, какие рекламные источники вы используете и насколько глубоко хотите анализировать трафик.
Автоматическая разметка yclid / gclid целесообразна, когда для рекламы используется только Яндекс.Директ / Google Ads, а для анализа — Яндекс.Метрика / Google Analytics.
В остальных случаях ограничиваться авторазметкой не стоит. Если вы анализируете рекламу в Google Analytics, а ссылки в Яндекс.Директе разметите через yclid, в отчетах не будет:
Самый распространенный вариант для анализа трафика из разных источников — UTM. Но можно использовать и Openstat, если ваша система аналитики их понимает.
Для того чтобы различать какой-то один параметр, например, источник трафика, в Яндекс.Метрике подойдут метки From.
Как расставлять UTM-метки?
Добавить в URL параметры UTM можно и вручную, например, при создании объявлений в Яндекс.Директе. Это несложно — ставим в конце ссылки «?» и добавляем нужные параметры по схеме «параметр=значение». Между собой разделяем их знаком амперсанда — &. Например, так:
Однако ручной способ целесообразен, только если ссылок мало. Например, в кампании 10 объявлений, которые ведут на один лендинг. В остальных случаях лучше использовать генераторы, чтобы избежать ошибок и сэкономить время.
Рассмотрим несколько популярных инструментов для генерации UTM.
Генератор UTM-меток Tilda
Простой и лаконичный генератор от разработчиков конструктора сайтов.
UTM-генератор Tilda
Быстро скопировать готовую ссылку можно в один клик
При необходимости здесь же можно сократить ссылку. Может пригодиться, если нужно разместить URL с метками, например, в посте в ВКонтакте, чтобы длинный хвост меток не отпугивал пользователей.
Если выбрать один из источников трафика, генератор заполнит все сам динамическими параметрами. Можно оставить как есть или задать свои значения. Ниже на странице есть таблица со всеми динамическими параметрами и пояснениями, какие данные они передают, для Яндекс.Директа, Google Ads и myTarget.
Генератор Myutm
Еще один бесплатный инструмент. От предыдущего отличается большим количеством источников трафика, для которых параметры заполняются автоматически полностью или частично. В остальном работает аналогично.
UTM-генератор Myutm
Если выбрать Яндекс.Директ, сервис автоматически заполнит все поля динамическими параметрами. А для источника «ВКонтакте Лента» заполнятся только source и medium — vk.com и smm соответственно.
Шаблон в Google Таблицах
Генератор UTM-меток в Google Таблицах можно сделать самостоятельно с помощью формул CONCATENATE и IF или воспользоваться готовым шаблоном.
Шаблон Google Таблицы для генерации UTM
Работает шаблон так:
Правда, он не подставляет автоматически динамические параметры. Зато, протянув формулы, можно быстро разметить сразу сотню ссылок, чтобы потом скопировать их в Excel-таблицу для загрузки кампании в Яндекс.Директ.
Отчеты по UTM-меткам в системах аналитики
Правильно разметить ссылки — полдела. Чтобы проанализировать данные, которые по ним собираются, нужно найти их в системах аналитики. Давайте посмотрим, в каких отчетах Яндекс.Метрики и Google Analytics можно посмотреть эту информацию.
Как посмотреть UTM-метки в Яндекс.Метрике
В Яндекс.Метрике данные по UTM-меткам собираются в специальный отчет. Чтобы открыть его, перейдите «Отчеты» → «Стандартные отчеты» → «Источники» → «Метки UTM».
Открываем отчет по UTM-меткам в Яндекс.Метрике
В таблице метки расположены по древовидной структуре. На первом уровне отображаются значения параметра utm_source. По клику на «+» откроется следующий уровень — utm_medium, затем — utm_campaign и так далее.
Отчет по UTM в Яндекс.Метрике
На скриншоте видно, что в отчет попадают данные не только рекламных кампаний, но и информация о визитах из других источников, ссылки для которых были размечены — например, из телеграм-канала.
Как посмотреть UTM-метки в Google Analytics
В Google Analytics данные по UTM можно посмотреть в отчете по источникам трафика. Чтобы перейти к нему, откройте «Источники трафика» → «Весь трафик» → «Источник/канал».
Данные по UTM-меткам в Google Analytics
По умолчанию в отчете отображаются источник и канал — utm_source и utm_medium соответственно. Чтобы посмотреть данные в других срезах, нужно изменить настройку «Основной параметр» над таблицей. Например, можно вывести данные только по utm-source.
Отчет по источникам трафика в Google Analytics
То же самое с другими параметрами. Если нужного нет среди видимых вариантов, кликаем «Другое» и находим:
Выводим данные по utm_content в Google Analytics
Чтобы посмотреть данные в разрезе конкретного источника или канала — например, контекстной рекламы в Яндекс.Директе — нужно кликнуть на него в таблице и в открывшемся отчете выбрать нужный «Основной параметр». Если выберем «Кампания», получим отчет по кампаниям в Директе.
Трекинг трафика: краткий FAQ
Напоследок — несколько вопросов, которые часто возникают при использовании меток.
Как размечать ссылки, в которых уже есть GET-параметры?
Бывает, что и без UTM-меток в URL есть знак вопроса и параметры после него — например, в интернет-магазинах со множеством страниц, разделов каталога, фильтров. Выглядит это так:
GET-параметры в ссылке
Чтобы добавить к таким ссылкам UTM-метки, ставим в конце знак решетки «#» и добавляем нужные параметры через знак амперсанда.
Почему данные не собираются или собираются некорректно?
Причин может быть несколько:
Почему появляются дубли страниц с UTM-метками в выдаче?
Это может случиться, если поисковики проиндексируют URL с метками. Чтобы этого не произошло, нужно запретить им это делать в robots.txt.
User-agent: Yandex
Clean-param: utm_source&utm_medium&utm_campaign&utm_content&utm_term&sid&gclid&yclid
User-agent: Googlebot
Disallow: /*?utm_source=
Disallow: /*?utm_medium=
Disallow: /*?(указать другие параметры)
По аналогии нужно прописать запрет для остальных UTM-меток, а при необходимости — для glid, yclid и других.
Можно ли использовать разные типы меток одновременно?
Можно. Разделяются как обычно — знаком амперсанда.
Почему в отчетах дублируются источники и/или типы трафика?
Такое может произойти, если напутать с регистром — в части ссылок для utm_source прописать значение «google», в остальных — «Google». Тогда в отчетах появятся оба варианта, а данные разделятся между ними. Чтобы этого не произошло, при разметке следите за регистром.
Настроили отслеживание трафика и запустили рекламу — что дальше?
А дальше необходимо анализировать эффективность кампаний и принимать решения по оптимизации. Упростит эту задачу Рекомендатор Click.ru. Этот бесплатный инструмент анализирует кампании в Google Ads и выдает список рекомендаций: