Для чего создан изначально инстаграм
Кто и как придумал Инстаграм: история создания социальной сети
Сегодня Instagram — это одна из самых популярных социальных сетей во всем мире, число пользователей которой перевалило за 1 миллиард. Сложно встретить человека, который не имеет аккаунта в Инстаграм или хотя бы не слышал о существовании этой соцсети.
MUSTHAVE-сервисы для вашего Инстаграм! 100% работающий сервис продвижения — GramTomato. Массовые лайки и подписки, автоматический парсинг и фильтрация. Клиенты и настоящие подписчики от 1 рубля! Работает с расширением из вашего браузера на ПК. А если у вас Android, рекомендуем воспользоваться Instaplus с приложением Jessica. Безопасное продвижение, рост охвата и живых подписчиков! |
Миллионы людей из разных стран выкладывают свои фотографии, общаются друг с другом, приобретают популярность, создают и продвигают свой бизнес в Инстаграм. Но так было не всегда. Давайте вспомним, когда и кем была создана социальная сеть, завоевавшая такое признание по всему миру.
В этой статье мы расскажем всю историю создания и развития Instagram. Вспомним о том, кому и когда пришла в голову идея этого приложения, расскажем о необычном пути и головокружительном успехе его основателей.
Кто придумал Инстаграм?
Идея создания приложения для обработки и публикации фото принадлежит американскому выпускнику Стэнфордского Университета Кевину Систрому. Правда прежде чем стать самой популярной соцсетью, его задумка претерпела множество изменений.
Кевин Систром, работавший маркетологом в Google, буквально бредил созданием собственного успешного стартапа. Парень изучал программирование, ходил на всевозможные семинары и конференции, встречался с венчурными инвесторами и другими молодыми стартаперами.
В итоге ему в голову пришла идея создания новой соцсети с элементами онлайн-игры. Кевин даже придумал для своего приложения название — Burbn. Всерьез загоревшись этой идеей, Систром смог найти инвесторов для своего проекта и ушел с работы, чтобы все свое время посвятить написанию кода.
На одном из этапов Кевин начал активно обсуждать свое детище с приятелем Майком Кригером и нашел в его лице надежного партнера. Дальше парни работали над идеей вместе.
Первые неудачи и победы
Со временем опции приложения Burbn были урезаны до возможности публикации фотографий с геотегом. Но программа, созданная непрофессиональными программистами, выглядела плохо.
Тогда Систром и Кригер решили вернуться к изначальной идее создания онлайн-игры в виде приложения на iPhone. Но когда код был написан, приложение не пропустили, так как посчитали интерфейс слишком сложным, а управление игрой не интуитивным.
Парни приняли решение урезать функции игры и стали отсеивать их одну за другой. В скором времени разработчики увидели, что в их проекте практически не осталось игровых функций. Теперь он позволял только снимать и редактировать фотографии, а также публиковать и комментировать их.
На этом этапе Систром и Кригер задались вопросом — как из самой обычной и неинтересной фотографии сделать что-то яркое и уникальное? Фильтры! Эта гениальная идея и завоевала впоследствии сердца миллионов пользователей Инстаграм.
Обдумав полученный результат, стартаперы решили, что он очень далеко ушел от первоначальной задумки. У них получилось совершенно другое приложение, а значит и название требовалось новое. Так и появился известный сегодня во всем мире Instagram.
Запуск Инстаграм
Instagram увидел мир 6 октября 2010 года, когда приложение стало доступно для скачивания в AppStore. С первых же минут было понятно, что эта соцсеть произведет фурор во всем мире.
За первые сутки Инстаграм скачали 25 тысяч пользователей. С каждый днем эта цифра увеличивалась в геометрической прогрессии. Instagram буквально сразу попал в ТОП самых скачиваемых приложений. Это был несомненный успех.
В первый месяц число пользователей приложения достигло 1 миллиона человека. В первый год количество людей, зарегистрировавшихся в Инстаграм, перевалило за 10 миллионов. Такого результата не ожидал никто. Даже в самых смелых фантазиях Систром и Кригер не предполагали, что их приложение может стать настолько популярным.
Развитие приложения Instagram
Когда стало понятно, что популярность и успех Инстаграм — это всерьез и надолго, создатели приложения активно взялись за его доработку и улучшение. Была сформирована целая команда из опытных программистов и инженеров.
За время существования соцсети в первоначальную версию было добавлено множество новых функций и возможностей: новые фильтры, хэштеги, версия для Android, публикация видео, фотографии разного формата и многое-многое другое.
Facebook покупает Instagram
Интерес Марка Цукерберга, основателя и владельца крупнейшей в мире социальной сети Фейсбук, к Инстаграму определил дальнейшую судьбу этого приложения. Предвидя дальнейший успех и перспективы приложения Цукерберг сделал его создателям небывалое предложение — 1 миллиард долларов.
Это было невероятно! Отдать такие деньги за успешное, но еще довольно «сырое» приложение с совершенно непродуманной системой монетизации. Но сегодня можно с уверенностью сказать, что Цукерберг знал, что делает.
9 апреля 2012 года сделка была подписана. Систром и Кригер согласились продать Instagram, получив за него 300 миллионов долларов деньгами и 700 миллионов акциями компании Facebook. В один день из молодых стартаперов парни превратились в мультимиллионеров. При этом они оба продолжили работать в Фейсбук над дальнейшим развитием своего детища.
Инстаграм сегодня
Спустя семь лет все убедились, что Марк Цукерберг был прав, когда поверил в Instagram и решил приобрести его во что бы то ни стало. За прошедшие после покупки годы приложение было сильно доработано — появились сторис, прямые эфиры, IGTV и множество других интересных функций. Но главное, была разработана система монетизации проекта — таргетированная реклама, которая уже позволила окупить вложения.
Аудитория Инстаграм также очень выросла с 2012 года. Сегодня в соцсети зарегистрировано более 1 миллиарда аккаунтов, а сторис ежедневно просматривают более 500 миллионов уникальных пользователей.
Из приложения для обработки некачественных фото Instagram стал крупнейшей мобильной социальной сетью, местом для общения миллионов людей по всему миру и удобной площадкой для ведения бизнеса.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Когда появился, история создания и развития Instagram
Instagram — это весьма популярное приложение, которое используется для обмена фотографиями. При этом программа также имеет элементы социальной сети. Тот, кто придумал Инстаграм, предусмотрел, чтобы пользователи могли применять фильтры, а также делиться фотографиями на других сервисах. Если ранее загрузка фото была возможна только в квадратном варианте, то сегодня может быть использована ландшафтная и портретная ориентация. Стоит узнать подробнее об истории создания Инстаграм, а также как это приложение стало таким популярным.
Дата создания Instagram
Начало истории зародилось в 2005 году, тогда создатель Фейсбука встретился с Кевином Систромом. Марк Цукерберг предложил молодому человеку заняться разработкой приложения для фотографий. На тот момент владелец Фейсбука хотел заполучить себе новый фотосервис. Но Кевин отказался от предложения, он решил закончить университет.
Когда юноша окончил университет, на создание приложения были внесены первые инвестиции, произошло это в 2010 году, а 6 октября готовая программа постепенно начала распространяться по гаджетам фирмы Apple. Получается, что датой, когда появился Инстаграм в мире, является 6 октября 2010 года. Основатель Инстаграм не ожидал, что у этой программы будет такой большой успех. Когда после выпуска приложения прошел один месяц, в нем было зафиксировано уже больше миллиона пользователей, а спустя год работы, в нем зарегистрировалось 10 миллионов людей.
Сегодня данная программа считается самой популярной, предназначенной для обмена фотографиями на мобильном устройстве.
Но история создания программы не ограничивается только одним именем, в процессе принимали участие разные люди. Все же главным действующим лицом остается Кевин Систром.
Кто и зачем придумал Instagram
Кевин Систром — это тот, кто создал Инстаграм, но свою работу он начал не в одиночку. Над приложением также работал Майк Кригер. В планах было создать такой сервис, который бы смог сделать снимки низкого качества более четкими и профессиональными, для этого были придуманы фильтры. Когда первая работа была завершена, было выпущено приложение для скачивания в App Store. С первого же дня появления программы, у приложения появились новые пользователи.
Уже в первую неделю существования, приложение было скачено больше 25 тысяч раз, и такие показатели стали самыми высокими в истории App Store. Спустя какое-то время, разработчики смогли адаптировать Инстаграм под пользователей Андроида, что значительно увеличило наплыв посетителей.
Сегодня программа продолжает меняться и развиваться, в нее добавляют новые функции и возможности, чтобы привлечь новых пользователей.
История
То, для чего создавался Инстаграм, было полностью оправдано, но многие пользователи хотят узнать, как происходил процесс создания этого приложения. У этой программы были свои неудачи, которые в итоге привели к большим победам.
Этап разочарований
Не многие знают о том, что изначально создатель Инстаграма назвал свое «детище» Burbn. На первых этапах создатели не верили в то, что программа получится успешной. Систом говорил о том, что его задумка находится на грани провала, так как у приложения слишком много конкурентов, создатели могли обанкротиться быстрее, чем Инстаграм вообще выйдет к пользователям.
На какое-то время Burbn вообще был заброшен, так как создатели начинали работу над другими приложениями, имеющими похожую структуру, но результаты не давали положительных моментов. Тогда Кевин бросил все дела, у него началась депрессия, которая в итоге и стала толчком к созданию столь популярной сети.
В один из таких дней Кевин понял, что людям нужно приложение, в котором можно не просто обмениваться фотографиями, но еще и делать изображения лучше с помощью специальных фильтров.
Тогда в голову и пришла мысль, что важно сделать простые в использовании фильтры, которые бы помогли даже из фотографий низкого качества сделать шедевры фотографа. В этот же вечер создателем программы был сделан первый фильтр для Инстаграма.
На старте успеха
Работа шла очень стремительно, напарники смогли создать самую первую версию приложения, которая была выложена в App Store. Случилось это ночью 6 октября 2010 года.
Те, кто интересуется, какого года появился Инстаграм в России, то здесь пользователи также могли скачать программу из App Store, после его появления там.
Дальше создателям оставалось только ждать результата, и пользователи начали скачивать новое приложение на свои устройства уже в первую ночь. Напарники трудились очень много, так как наплыв посетителей был очень большим, что могло привести к сбоям в сервисе.
Уже на следующее утро о появлении Инстаграма написали авторитетные ресурсы в своих блогах. Благодаря такой рекламе, посетителей становится намного больше. В тот момент сервер очень тяжело работал и с трудом выдерживал такую нагрузку, ведь наплыв пользователей был огромным. В приложении зарегистрировалось больше 25 тысяч пользователей.
Пик популярности
Так вышло, что когда Инстаграм только появился, он был несовершенен, возникали некоторые сбои, но постепенно программа совершенствовалась и улучшалась, все это происходило благодаря собранной команде. Постепенно были введены новые функции, которые способствовали наплыву пользователей:
Масштабы
В декабре 2010 года информация о том, кому принадлежит Instagram, стала известна каждому пользователю, а в приложении было зарегистрировано больше миллиона людей. В июне 2011 года количество зарегистрированных увеличилось до пяти миллионов, а в марте 2012 года их стало почти 30 миллионов. В марте 2014 года Марк лично заявил о том, что в его приложении уже зарегистрировано больше 200 миллионов человек, что говорит о его огромном успехе.
Интересно! В июле 2011 года в приложении было загружено больше 100 миллионов фотографий. В ноябре 2013 года были проведены новые подсчеты, которые показали, что в программе присутствует больше 16 миллиардов изображений.
Награды
Владельцы Инстаграма рассказывают, что у программы есть свои награды и их много. В январе 2011 года приложение получило второе место в конкурсе, где рассматривали лучшие мобильные приложения. Этот конкурс проводился в 2010 году от компании TechCrunch Crunchies. Также награда была получена в мае 2011 года, тогда издание Fast Company занесло создателя программы в список людей, отличающихся креативным мышлением в бизнесе. Там он смог занять почетное 66 место.
В 2011 году создатели Инстаграма появились на обложке журнала 7х7, это произошло в сентябре. А в Июне этого же года, напарники смогли получить еще одну награду, так как их вписали в список влиятельных людей под названием «30 тех, кому еще нет 30».
Не только создатели получали награды, сам сервис также выигрывал новые номинации. В сентябре 2011 года Инстаграм стал лучшим приложением, по мнению SF Web Awards. А в декабре 2011 года компания Apple официально заявила, что данное приложение является лучшим для iPhone.
Покупка сервиса Фейсбуком
В 2012 году данная программа пользовалась популярностью, но приложение считалось слишком маленьким. В Инстаграме было зарегистрировано 30 миллионов человек, которые использовали приложение на iPhone, для Андроида в то время версии выпущено не было, поэтому заработок шел исключительно с пользователей iPhone. Но создатель утверждал, что он будет развивать эту площадку дальше, используя все возможности Фейсбука, а также средства этой компании. Когда сервис был продан по столь высокой цене, в программе участвовало 14 человек, которые смогли в кратчайшие сроки стать миллионерами.
Все же Марк Цукерберг смог получить значительно больше, за последующие пять лет существования программы, количество пользователей увеличилось до 600 миллионов. Такое количество в 2 раза больше, чем в Твиттере. При этом последние 100 миллионов подписчиков появились всего за год.
Заключение
Инстаграм считается популярным сервисом, которые дает возможность получить качественные фото. Через некоторое время в него будут внесены новые функции по предоставлению товаров на дом. Каждый год количество подписчиков в приложении только увеличивается.
История становления Instagram на основе книги “No Filter”: от создания до сделки с Facebook и ухода основателей Статьи редакции
Выжимка книги журналистки Bloomber Сары Фрайер «No Filter. История Instagram», которая выйдет в конце апреля в издательстве «Бомбора».
Я прочитал “No filter“ за пару вечеров. В книге масса деталей о том, как Кевин Систром шел к созданию Instagram. Оторваться от этой истории почти невозможно.
Её стоит прочитать тем, кому интересна полная драмы история рождения Instagram, стратегия Цукерберга и причины, стоящие за сегодняшним мировым доминированием Facebook. В книге тщательно описаны поиски точек роста социальной сети, конкуренция с Twitter, Snapchat, внутренние конфликты основателя Instagram до последнего не готового идти на компромиссы.
Если вам не нравится Цукерберг, книга укрепит ваши подозрения о его моральных принципах. Сара Фрайер наглядно показывает, какой властью обладает Facebook и как наивны были власти, одобряя сделку Facebook с Instagram. Было интересно увидеть разницу между культурами Facebook и Instagram и как со временем различия в подходе и культуре привели к уходу Систрома из компании.
Большая часть книги посвящена феномену инфлюенсеров. Тому, как они добились огромных успехов в том, что делали. Instagram стимулировал появление новых личных брендов и бизнесов с ними связанных.
Кевин Систром и Марк Цукерберг познакомились задолго до появления Instagram, в 2005 году. Тогда Марк работал над проектом TheFacebook.com, а Систром уже создал сайт Photobox, позволявший пользователям загружать большие файлы с изображениями.
vc.ru изначально, в 2010 году, размещался на домене facebookru.com — в качестве легкого троллинга Цукерберга от создателя проекта Андрея Загоруйко. Издание тогда носило название «Цукерберг позвонит», намекая в том числе на тот факт, что рано или поздно служба Facebook обратит внимание на пиратский домен.
«Цукерберг позвонил» в 2012 году и домен пришлось сменить сначала на siliconrus.com, а затем, 2 сентября 2015 года, наконец на престижный vc.ru, который достался проекту от инвестора Льва Левиева.
И, возможно (далее следует мнение автора, не подтвержденное фактами), как домен основателя Vkontakte, vc.ru покупался в довесок к домену vk.com.
Цукерберг набирал людей в свой проект. За кружкой пива он пытался убедить Кевина, что Facebook станет успешным бизнесом, и приглашал его помочь разработать функцию загрузки фото в соцсеть. Систром отказался от предложения.
В том же году Кевин захотел устроиться на стажировку в ИТ-компанию. После прочтения статьи The New York Times о тренде на аудио в онлайне и упоминавшемся в материале маркетплейсе подкастов Odeo Систром решил устроиться туда. Наудачу он отправил письмо гендиректору компании Эвану Уильямсу, который тогда был известен тем, что продал Google блог-платформу Blogger.
Систром получил место стажера и работал под руководством молодого инженера Джека Дорси, будущего сооснователя соцсети Twitter и платежного сервиса Square.
На последнем курсе Стэнфорда, после окончания стажировки, Систром подрабатывал в Caffé del Doge на Юниверсити-авеню в Пало-Альто. Однажды в кафе зашел Цукерберг и с удивлением обнаружил студента, которого пытался заманить на работу. Тот отказ был неприятен. Цукерберг неловко сделал заказ и двинулся дальше.
Параллельно с работой Кевин по вечерам создавал мобильные приложения. Он занимался этим так как после выхода iPhone в 2007 году началась технологическая золотая лихорадка. Смартфоны изменили опыт взаимодействия с интернетом и требовали нового подхода — с упором на мобильное использование.
Так Систром создал приложение Burbn, в честь своего любимого виски из Кентукки. Оно позволяло людям сообщать, где они находились или куда планировали пойти, чтобы туда же могли направиться и их друзья.
В январе 2010 года на вечеринке стартапа Hunch Кевин познакомился с соучредителем компании Netscape и венчурного фонда Andreessen Horowitz Марком Андриссеном и управляющим венчурной фирмы Baseline Ventures Стивом Андерсоном.
Андерсон сказал, что готов стать инвестором, если Систром найдёт себе партнера.
Самый большой риск в том, что вы единственный учредитель. Обычно я не вкладываю деньги в одиночек.
Несмотря на инвестиции, Кевин не понимал, несёт ли его продукт какую-то пользу и интересен ли он людям. Вместе с Майком Кригером они решили провести брейншторм.
В одном из конференц-залов Dogpatch Labs, коворкинга, где они работали, основатели раздобыли доску и провели мозговой штурм, заложивший основу всей их философии лидерства: сначала спросить, какую проблему они решают, а затем попытаться решить ее самым простым способом.
Кригер и Систром начали упражнение с того, что составили список из трех главных вещей, что нравились людям в Burbn.
Они решили сделать упор на фотографии, разработав максимально простой и удобный способ их загрузки и обработки. Совместив в одном приложении возможность делать фотографии, накладывать на них фильтры и делиться в популярных на тот момент соцсетях.
Одним из первых инвесторов Instagram стал Крис Сакка. История этой инвестиции заслуживает внимания.
Однажды поздно вечером, в коворкинге Dogpatch Labs, в свете ноутбука Систром писал код, стараясь не отвлекаться на проходившее предпринимательское питчинговое мероприятие. Человек по имени Трэвис Каланик рассказывал о компании UberCab, сделавшей приложение для вызова роскошных автомобилей.
Проект должен был официально стартовать в Сан-Франциско в следующем году. Одним из инвесторов-гостей мероприятия был Крис Сакка (он в итоге инвестировал в Uber). Подробная история Криса Сакки:
Крис пересекался с Кевином Систром в Google (они оба там работали) и подошел к нему узнать, как у него дела и над каким проектом тот работает. Они договорились о встрече в кафе неподалеку, где Систром показал приложение с квадратными фотографиями, носившее тогда название Codename.
Криса питч Систрома убедил, в первую очередь на его решение о входе в проект повлияло предложение Систрома об эксклюзивности (он брал только трех инвесторов).
16 июля 2010 года была сделана первая публикация фотографии приложения, позже получившего название Instagram.
Отказ Уильямса дал Дорси дополнительную причину пользоваться приложением, чтобы доказать партнёру, что тот ошибся. Дорси начал активно пользоваться соцсетью, делясь снимками оттуда со своими 1,6 млн подписчиков в Twitter.
Последний пост Дорси в Instagram датирован 9 апреля 2012 года. После анонса о поглощении Instagram компанией Facebook Дорси удалил приложение и больше никогда им не пользовался.
Если Facebook был о дружбе, Twitter — о мнениях, то Instagram — об опыте и переживаниях, и любой человек мог интересоваться визуальным опытом и переживаниями другого человека в любой точке мира.
В книге успех Instagram объясняется так:
Систром был в ярости. Тот факт, что в вас сомневаются, — мощный мотиватор. Кевин с удвоенной силой стал искать способы масштабирования приложения. Так появилась идея InstaMeet — офлайн-встреч пользователей сервиса.
Наибольший рост Instagram получала за счет знаменитостей, заводивших аккаунт в соцсети. Первой крупной звездой в Instagram стал рэпер Снуп Догг, и он же первый, кто разместил рекламу в сервисе, отметив напиток Blast.
Как писал в то время для TechCrunch Зиглер:
Cнупп Догг переместил сервис на третий шаг.
В команде на тот момент работало четыре человека. Она старалась выпускать обновления приложения так часто, что писать описания для них стало каторгой. Инженер Instagram Суини придумал тогда всеобъемлющее описание, которое сегодня используется в большинстве обновлений: «Исправление ошибок и повышение производительности».
К лету 2011 года у Twitter было 100 млн пользователей, у Facebook более 800 млн, в то время как у Instagram только 6 млн, но достигла она этой отметки вдвое быстрее других соцсетей. Рост ускорился после прихода на платформу Джастина Бибера, количество подписчиков на аккаунт росло на 50 человек в минуту.
К сентябрю 2011 года аудитория Instagram превысила 10 млн пользователей, и к офису компании выстроилась очередь из инвесторов. Джаред Лето, Эштон Катчер и другие знаменитости мечтали стать инвесторами Instagram.
Эштон Катчер в 2009 году выиграл у CNN спор о том, что его аккаунт в Twitter станет первым обладателем 1 млн подписчиков. Он понимал, что создает большую ценность для компании, ничего не получая взамен.
Он сильно отличался от других звезд. Когда Катчер видел новый тренд, стремился не просто его использовать, но и прилично заработать. Так он стал инвестором таких компаний как Uber, Airbnb, Spotify и конкурента Instagram – Path.
Но его денежные ставки и медийность не привлекли Систрома — основатель Instagram не взял денег. А Катчер стал одним из первых в бесконечной череде советчиков, предлагавших внедрить кнопку “re-gram” по аналогии с “retweet” в Twitter или “share” в Facebook. Но Систром оставался непреклонен, не принимая ни денег, не внемля советам.
Всего Twitter сделал три попытки купить Instagram.
Ни Уильямс, ни Костоло не понимали принципиальной важности Instagram и концепции соцсети, ориентированной на фотографии. А ведь история популярности Twitter началась с фотографии. В 2009 году Twitter стал мировой сенсацией благодаря фотографии тонущего в реке Гудзон самолета:
Рейс 1549 стал легендой — по этой истории даже был снят фильм «Чудо на Гудзоне».
Наблюдая за ростом Instagram, Элад Джил, занимающийся стратегией и поглощениями в Twitter, предложил ещё раз попробовать купить Instagram.
«Instagram сделал публикацию фотографий максимально простой. Что, если следующее чудо будет запечатлено в Instagram, а не в Twitter?» — размышлял Джил.
В 2013 году венчурный инвестор Эйлин Ли придумала название для стартапов с миллиардной оценкой — «единороги». В то время их было 37. Когда в 2015 году она писала обновленную статью об этих редких зверях, их было 84. К 2019 году их было уже несколько сотен. Но если это пузырь, то он еще не лопнул.
Структура приобретения Instagram, когда компания покупается не для интеграции, стала прецедентом в технологических слияниях и поглощениях в мире, где гигантские компании росли, а небольшие компании, такие как Instagram, искали альтернативу конкуренции с монстрами или смерти.
Готовность Facebook давать компаниям внутри себя независимость помогла Цукербергу совершить невозможные на иных условиях сделки с упрямыми основателями. Особенно в 2014 году — с мессенджером WhatsApp и компанией виртуальной реальности Oculus VR.
Только три сотрудника пробыли в Instagram достаточно долго и поэтому смогли купить свою четверть акций и конвертировать их в акции Facebook по более низкой цене. Все остальные не извлекали из акций Instagram никаких богатств.
Ключ в доминации Facebook и Instagram заключался в сетевом эффекте, импульсе, приобретаемом по мере роста сети и времени, которое пользователи сетей начинали проводить в приложениях группы. Любая быстрорастущая социальная сеть была угрозой для сетевого эффекта Facebook и времени, которое пользователи оставались в нем.
Задача Facebook состояла в том, чтобы не дать кому-то другому его догнать. Эту ценность Цукерберг прививал сотрудникам, заканчивая встречи с персоналом недвусмысленным объединяющим восклицанием: «Доминирование!».
И действительно существовали признаки того, что Instagram подбирается к положению «победитель забирает всё». Его рост ускорялся. Сегодня Facebook остается доминирующей в мире социальной сетью с более чем 2,8 млрд пользователей в нескольких социальных приложениях и приложениях для обмена сообщениями. Основной драйвер роста его доходов — Instagram.
Позже аналитики скажут, что одобрение этого приобретения стало самым большим провалом регуляторов за десятилетие.
Цукерберг не планировал останавливаться на покупке Instagram и методично подыскивал новые «Инстаграмы». Приветствуя Систрома в компании в 2012 году, он писал основателю Snapchat Эвану Шпигелю.
Как только они встретились, Цукерберг отбросил лесть и перешел к угрозам. Всю встречу он внушал Шпигелю, что Snapchat будет раздавлен Facebook, если они не найдут способа работать вместе.
Цукерберг собирался вот-вот запустить Poke, приложение, которое позволяло людям отправлять исчезающие фотографии, точно так же, как это происходило в Snapchat. Он не боялся полностью скопировать продукт и был готов использовать всю мощь Facebook ради успеха.
В декабре 2012 года, когда Poke запустился, Цукерберг сразу продемонстрировал силу поддержки Facebook. Poke ворвался в топ-3 бесплатных приложений в App Store для iOS. Со следующего дня рейтинг Poke начал падать. Угроза оказалась пустышкой. Шпигель отказался от сделки с Facebook.
В 2013 году Facebook купила сервис мобильной аналитики Onavo. Сделка прошла без шума, так как инструмент не был ярким потребительским продуктом. Для Facebook и её команды приобретение имело важнейшее значение.
Теперь они знали не только названия приложений, в которых развлекались люди, но и то, как долго они их использовали, на каких экранах приложений проводили время, — и поэтому, например, могли знать отрыв Snapchat Stories от других функций Snapchat. Это позволяло им видеть, какие конкуренты были на подъеме, еще прежде, чем об этом узнавала пресса.
Ирония в том, что, возможно, воспользовавшись данными Onavo о экспоненциальном росте Snapchat, решение о переходе туда на должность операционного директора приняла бизнес-ассистент Систрома, Эмили Уайт.
Цукерберг переживал, что Facebook теряет актуальность в противостоянии со Snapchat. Он запустил три инициативы:
Вскоре после сделки Facebook принялся ухудшать работу Instagram в приложениях конкурентов. В декабре 2012 года отключили отображение Instagram-фото в ленте Twitter. Тогда пользователи жаловались в Twitter, решив, что что-то сломалось.
Тем временем Систром вместе с бизнес-ассистентом Эмили Уайт формулировал миссию Instagram и ценности компании. Вот к какой миссии они пришли: «Запечатлеть и разделить мгновения мира». Команда сформулировала три тезиса о ценностях Instagram:
В 2014 году Instagram наконец обошел Twitter по популярности, набрав 300 млн пользователей.
Сила Instagram была в его простоте, ограничениях, отсутствии кнопки «расшаривания» и в видео. Поскольку в Instagram не было возможности делиться чужим контентом, соцсеть не могла быстро реагировать на новости. Instagram была больше о людях, о том, что они хотят представить миру, и о том, считали ли другие их интересными, творческими, красивыми или ценными.
Красивые картинки в Instagram были средством достижения цели — завоевать понимание и одобрение остальной части общества, выраженных через лайки, комментарии и даже деньги, дававшие пользователям небольшой кусочек власти над собственной судьбой.
Развиваясь, Instagram менял реальность под себя. Появились тысячи новых звезд, люди начали стараться показать на фото жизнь красивее, чем она есть. Началась гонка за попадание в рекомендации, появилась масса софта для автоматического продвижения аккаунта.
National Geographic писал о том, как Instagram меняет путешествия: количество посещений Языка Тролля, фотогеничной скалы в Норвегии, увеличилось с 500 в 2009 году до 40 тысяч в 2014-м.
С ростом росло и количество проблем сети. Автоматические раскручиваемые аккаунты, боты, негатив в комментариях. Instagram впервые всерьез взялся за проблему ботов в декабре 2014 года. Как только они решили, что технология готова, они удалили аккаунты, которые не сочли созданными настоящими людьми — все и сразу. Миллионы аккаунтов в Instagram исчезли.
Джастин Бибер потерял 3,5 млн поклонников, а Кендалл и Кайли Дженнер — сотни тысяч. Число подписчиков рэпера из 90-х Мэйза упало с 1,6 млн до 100 тысяч — очевидно смущенный, он вскоре вовсе удалил свой аккаунт.
Первую рекламу Instagram запустил 1 ноября 2013 года. Бренду Michael Kors, с которым работала команда, разрешили опубликовать фото в аккаунте @MichaelKors, а затем заплатить за ее распространение среди людей, которые не были подписчиками бренда.
При подготовке к монетизации соцсеть наконец разрешила загрузку прямоугольных фотографий и всерьез занялся аналитикой того, как пользователи используют приложение. Аналитика открыла глаза на тот факт, что Instagram задал крайне высокую плану для загружаемого контента. Эту планку задавал перфекционист Систром.
Но видение Систрома не разделяли и пользователи Instagram. У многих подростков были отдельные аккаунты — «финста» (finsta — fake Instagram, или «поддельный Instagram»). Они были более настоящими Instagram-аккаунтами, поскольку именно там пользователи могли говорить то, что думали, и публиковать неотредактированные фото.
В результате исследований в Instagram поняли, что функция Snapchat Stories стала новым популярным способом задокументировать будни: как вы проснулись, бродили по школе, скучали, болтались с друзьями — все те действия, которые не дотягивали до уровня поста в Instagram.
«Instagram, — объяснил в один из вечеров подросток, — станет следующим Myspace».
Обычные люди использовали платформу только для того, чтобы посмотреть, что делают профессионалы, и создавали меньше собственных постов, делая публикацию лишь в том случае, если фотография соответствовала некой очень высокой планке важности или качества. Чтобы ответить на новый вызов, в Instagram запустили «Смену парадигмы»:
Но «смена парадигмы» по мнению сотрудников была скорее эволюцией, не предлагая радикальных инноваций. Назревала необходимость в радикальных шагах.
Тень Snapchat на горизонте становилась отчетливее и необходимость в аналоге Stories стала очевидной. Систром оставался непоколебим. «У нас никогда не будет историй, — сказал он. — Мы не должны, мы не можем, это не соответствует тому, что люди думают и что публикуют в Instagram».
Систром не рассматривал идею Stories всерьез, так как видел, как одна за одной провалились попытки Facebook скопировать успешный продукт. Но аналитика и личный опыт посещения «красных дорожек» показали Систрому, что в Stories кроется огромный потенциал для самовыражения.
За пару месяцев до запуска Stories Facebook сделал последнюю попытку купить Snapchat, сделав предложение через Имрана Хана, директора по стратегии компании.
Команда Instagram собиралась запустить Stories сразу для всех 500 млн пользователей. Они назвали это «запуском Йоло», по аббревиатуре YOLO — «you live only once» («Вы живете лишь раз»). В то время как большинство запусков в Facebook тестировалось на 1–2% аудитории. Шпигель ничего об этом не знал. Как не знал и Систром о переговорах Цукерберга по покупке Snapchat.
За пару дней до запуска Цукерберг позвонил Шпигелю и упомянул, что знает о переговорах Snapchat с Google и готов предложить больше. Шпигель ответил, что переговоров не ведет, но если они будут, он позвонит Цукербергу. Шпигель не позвонил.
В день запуска Stories в августе 2016 года вся команда собралась в штаб-квартире Facebook около 5 часов утра. Успех продукта был очевиден уже в первый же день. Быстрый рост использования Stories показал, что продукт попал в точку. У Snapchat больше не было стратегического преимущества.
Из-за роста Instagram у Цукерберга началась паранойя. Он заказал исследование, результаты которого говорили: рост Instagtam в течение ближайших шести месяцев приведет к каннибализации трафика Facebook.
Посмотрев на графики по будущим годам, можно было увидеть: если Instagram продолжит расти и красть время пользователей у Facebook, её рост может сойти к нулю или, что еще хуже, соцсеть может начать терять пользователей.
Указ Цукерберга в конце 2017 года был едва ли замеченным пользователями. Он попросил Систрома встроить в приложение Instagram постоянную ссылку на Facebook. В своей же сети с панели навигации по продуктам, таким как «Группы» и «События», ссылку на Instagram Цукерберг удалил. Так началась эра пессимизации Instagram со стороны Facebook.
Цукерберг планировал, что Instagram должен сосредоточиться на поиске новой аудитории, не входящей в сеть Facebook. Вот что произошло дальше:
Рост Instagram значительно замедлился. Систрому пришлось пойти на уступки по увеличению числа уведомлений от приложения и переключиться на единые метрики Facebook по разработке продуктов. Весной 2018 года Систром взял отпуск по уходу за ребенком, а в сентябре, в день возвращения из отпуска, объявил о своем уходе. Вместе с Майком Кригером.
Так основатели Instagram покинули компанию, и Цукерберг снова всех победил.
Летом 2018 года Instagram пробил планку в 1 млрд пользователей. Место главы Instagram досталось Адаму Моссери (бывшему главе новостной ленты Facebook).
Журнал JAMA Facial Plastic Surgery, издаваемый Американской медицинской ассоциацией, в 2017 году опубликовал статью «Селфи — жизнь в эпоху отфильтрованных фотографий». В ней отмечалось: «Эти фильтры и правки стали нормой, изменив у людей по всему миру восприятие красоты». Instagram на беспрецедентном уровне перемешал личную жизнь с маркетингом бренда.
Аккаунт Instagram моделировал поведение, которое компания хотела видеть в приложении, а реклама и экономика влияния усилили этот эффект. Instagram подстегнула развитие персональных брендов, стимулировала рынок путешествий и повлияла на интерес к местам, которые выглядят красиво на фотографиях.
Появились бизнесы, апеллирующие к визуальному опыту: будь то интерьер, вид блюд или иммерсивный дизайн. В Музее мороженого, который открылся в Нью-Йорке в 2016 году, а потом дошел до Сан-Франциско, Майами и Лос-Анджелеса, посетители стоят в очереди, чтобы сфотографироваться при погружении в яму с разноцветными брызгами-конфетами, несъедобными, сделанными из антимикробного пластика.
На фабрике селфи в Торонто Eye Candy за цену билета люди могут фотографироваться в одной из дюжины комнат, например, в той, где они выглядят, будто отдыхают с шампанским в частном самолете, или в той, где могут представить, будто находятся в Японии в сезон цветения сакуры.
В Meow Wolf в Санта-Фе, штат Нью-Мексико, обстановка более сюрреалистичная. Объявляя себя эмпирическим художественным коллективом, Meow Wolf приглашает посетителей прогуляться по лесу неоновых деревьев или погрузиться в сушилку для белья.
Instagram столкнулся с ворохом бизнесов, заточенных на автоматизацию продвижения в Instagram. Чаты активности, лайк-чаты, гивы — с подобными видами накрутки в соцсети борются до сих пор, внедряя инструменты по автоматической модерации комментариев и отсечении аккаунтов-ботов.