Для чего создают зоопарки
Занятие-исследование ООД «Зачем нужны зоопарки»
Наталья Зворыкина
Занятие-исследование ООД «Зачем нужны зоопарки»
Цель занятия: выяснить для чего нужны зоопарки? (сохранение редких видов животных, знакомство с разнообразием животного мира)
Дать представление о роли зоопарков в современном мире;
Дать понятие «зоопарк», «Красная книга», «вымирающее животное», «вольер»;
Обобщить знания детей животных об их домах;
Сформулировать причины, из – за которых животные попадают в зоопарк;
Развивать связную речь детей;
Развивать у детей любознательность, фантазию, логическое мышление, желание творить;
Продолжать прививать детям любовь к природе, желание заботиться, охранять и сохранять все, что нас окружает;
Материалы для занятия:
1. Иллюстрации по теме занятия,
3. Дидактическая игра «Кто где живет?»,
4. 20 альбомных листов 15*15,
5. Кисти, краски акварельные и гуашевые,
6. Мелки, фломастеры,
7. Лист ватмана для создания коллективной работы «Детский зоопарк»,
Ход занятия:
Дети проходят в группу и присаживаются на стульчики. На столе заранее приготовлены и разложены иллюстрации животных и их «домики».
В: Скажите, пожалуйста, ребята, где вы живете?
В: Давайте поиграем в игру «Найди домик для животного»?
В:Проходите к столу и попробуйте отыскать домик для каждого животного:
— лисица, барсук, бурундук в норе живут;
-медведь, волк, снежный барс, тигр живут в пещере, логове, берлоге;
— белка, сова живут в дупле;
— орел, журавль и аист живут в гнезде;
— корова живет в сарае, коровнике;
— собака живет в конуре;
— орангутан, обезьяны, коалы живут на деревьях.
В: Молодцы, вы правильно отыскали для всех животных их домики, а какие вы еще домики знаете?
Д: бобр – в хатке, запруда,
Человек – в доме, в квартире,
Муравей – в муравейнике,
Улитка – в раковине,
Скворец – в скворечнике,
Ласточки и стрижи в норках у рек живут.
В: А где живут животные, если с их домом произошла какая – то беда?
В: А вы были когда – нибудь в зоопарке?
В: Что или кто вам там понравился?
В: За какими животными вы наблюдали в зоопарке?
В: Знаете ли вы, что такое зоопарк?
В: Правильно, зоопарк – это дом для животных, где о них заботиться человек. Зоопарки имеются во многих городах мира. И взрослые, и дети любят их посещать. Ведь только в зоопарках можно вблизи увидеть животных со всего света. На воле животных видят лесники, ученые и очень осторожные люди. Очень редко мы можем встретить в лесу лису, ежа, зайца, так как дикие звери избегают встреч с человеком, стараются спрятаться, затаиться или убежать.
В: Ребята, а вы знаете, как животные попадают в зоопарк?
В: Есть люди, которые специально занимаются отловом животных для зоопарков. Они хорошо знают не только места, где живут животные,но и их повадки: где они кормятся, куда ходят на водопой, где прячутся, подстерегают добычу, или просто отдыхают или спят. Мелких животных охотники ловят в силки, на приманку; в крупных животных ловцы – охотники стреляют из специальных ружей, но не пулями, а специальными шприцами с лекарством, снотворным, и через небольшой промежуток времени животное засыпает на несколько часов. К нему подгоняют грузовик, грузят в клетку и отправляют на поезде, в самолете, на поезде или на корабле в зоопарк, которому он нужен. Очень часто бывает, что работники зоопарков обмениваются животными, так как при соблюдении всех условий и хорошем уходе у животных рождаются детеныши. В зоопаркахработает много людей: это – зоологи и ветеринары, которые кормят животных и ухаживают за ними, сторожа и повара, и многие другие; они стараются сделать так, чтобы диким животным в неволе жилось хорошо, чтобы у них было много корма, чистые и просторные вольеры для прогулок, уголки для сна и отдыха, где они могли бы укрыться от посетителей, побыть в одиночестве. Для животных из жарких стран сооружаются теплые клетки. Работники зоопарков знают, какой корм и сколько его нужно каждому из животных. В зоопарках вывешиваются таблички,на которых написано : «Посетителям запрещается кормить животных».
В: Как вы думаете, почему нельзя кормить животных?
В: Верно, мы не можем знать, какая пища полезна животному, а какую ему нельзя давать, от нее он может заболеть. Кроме того, в зоопарке животным дают столько еды, сколько им нужно, чтобы быть здоровыми, хорошо себя чувствовать. К сожалению, среди посетителей зоопарков встречаются неразумные, невоспитанные люди. Они дразнят животных, бросают им в клетки опасные предметы, которыми они могут пораниться или отравиться. Несмотря на предупредительные таблички, они подходят к клеткам очень близко и даже перелезают через заградительные барьеры, и могут стать добычей и даже пострадать.
В: Ребята, а вы знаете, как нужно себя вести в зоопарке?
В: Давайте сформулируем правила поведения в зоопарке: (правила вывешиваются постепенно на доску)
Не бросать в клетки посторонние предметы,
Не кормить животных ничем,
Не совать в клетки никакие части тела,
Не трогать запоры на клетках,
Итог: быть вежливым и воспитанным человеком!
В: Молодцы, вы правильно все сказали. Вы узнали, как живут животные в зоопарке, а знаете ли вы, что такое «Красная книга»?
В: Ребята, а как вы думаете, почему животных становится все меньше на нашей планете?
В: Правильно, есть несколько причин, из –за которых животные вымирают: (причины также постепенно вывешиваются на доску)
Браконьерство (незаконный отстрел, отлов)
Загрязнение воды, воздуха, почвы;
Вырубка лесов, джунглей;
Строительство объектов в прибрежных зонах, в природных зонах;
В: Все работники зоопарков считают своим самым важным делом – сохранение редких и исчезающих животных, возрождение их в зоопарках.
Ребята,давайте подведем итог: зачем же нужны зоопарки?
В: Вы все правильно сказали. А давайте сделаем свой маленький зоопарк, у нас в группе?
В: У меня уже приготовлены вольеры для животных, вам нужно только нарисовать животных, которые будут жить в нем. Согласны?
В: Приступайте к работе
Дети начинают работу, по окончании животные помещаются в клетки и подводится итог занятия.
После окончания занятия в группе оформляется «Детский зоопарк».
Конспект непосредственной образовательной деятельности. «Зачем нужны растения?» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида «Сардана» Конспект непосредственной образовательной деятельности.
Конспект НОД по формированию культуры поведения «Зачем нужны правила» Конспект занятия по теме: «Зачем нужны правила!» (воспитание навыков общения и взаимодействия) Интеграция образовательных областей: «Социализация»,.
Конспект ООД по познавательному развитию «Зачем нужны дорожные знаки?» в подготовительной к школе группе Тема ООД: «Зачем нужны дорожные знаки?» Цель ООД: систематизация знаний о правилах дорожного движения. Возраст воспитанников: Старший дошкольный.
Конспект занятия по экологии для детей второй младшей группы «Зачем нужны растения?» Конспект занятия по экологии для детей 2 младшей группы «Зачем нужны растения?» Составил воспитатель Михайлова Людмила Анатольевна Возраст:.
Конспект занятия по экологии для детей младшей группы «Зачем нужны растения?» Конспект занятия по экологии для детей младшей группы «Зачем нужны растения?» Составил воспитатель Ниязова Фидалия Франсовна Возраст: младшая.
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Зачем нужны правила?» Программное содержание: 1. Научить умению правильно вести себя в незнакомом и людном месте. 2. Воспитывать осознанное отношение к нормам.
Педагогический проект в средней группе «Зачем нужны деревья?» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Ромашка» села Шедок Муниципального образования Мостовский.
Родительское собрание «Что такое правила дорожного движения и зачем они нужны?» Сценарий родительского собрания Подготовка к родительскому собранию: Вместе с детьми делаем приглашения для родителей;.
Консультация для родителей «Шнуровки: зачем они нужны?» Шнуровки: зачем они нужны? Сегодня ассортимент игрушек, которые продаются в магазинах, настолько широк, что на выбор игрушки можно потратить.
Обучение в школе. Зачем нужны физкультминутки МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. о. Саранск Зачем нужны физкультминутки? Подготовила: Кривова Надежда Евгеньевна,.
Что такое современный зоопарк
Кто устроил революцию в зоопарках? Чем там занимаются на самом деле? Почему нам показывают не всех животных? Все, что вы не знали о современном зоопарке, а также видео, где старейшие сотрудники Московского зоопарка рассказывают о своей работе
В 2018 году открывается новый просветительский проект для взрослых — Академия Московского зоопарка. В ней будут курсы для киперов, руководителей зоопарков, школьных учителей биологии и владельцев домашних животных. Мы попросили старейших сотрудников Московского зоопарка и будущих преподавателей Академии рассказать о том, зачем городу зоопарк, что в нем самое главное и почему работа в нем — призвание.
Когда появились современные зоопарки
Собирать и демонстрировать публике диковинных зверей люди полюбили еще в древности, но началом именно зоопарковского дела можно назвать появление Обществ акклиматизации, которые занимались изучением и введением в сельскохозяйственную культуру новых видов и пород животных, привезенных из дальних стран. Благодаря Обществам появилась идея зоологического сада. Первый открылся в 1765 году в Вене, а второй в — в Париже. В XIX веке зоологические сады появляются в Европе один за другим. Животных там нему держат в тесных клетках, но идея развлечения публики уже не основная: главным становится изучение животных.
О своих любимых животных и о том, почему Москве мало одного зоопарка, рассказывает Наталья Рубинштейн, преподаватель Академии Московского зоопарка, сотрудник зоопарка с 1972 года © ArzamasКроме того, в годах люди поняли, что природные ресурсы исчерпаемы и что животных нужно сохранять. Появилась новая наука — зоопарковская биология, которая изучает и разрабатывает методы оптимального содержания диких животных в неволе.
Заведующий научно-методическим сектором Московского зоопарка Владимир Фролов рассказывает, как он попал в профессию, что самое интересное в зоопарке и почему туда надо ходить зимой. В зоопарк он пришел еще школьником — в 1961 году © ArzamasНа сегодня в мире насчитывается несколько тысяч зоопарков. Больше всего (почти половина) — в Европе, 20 % в Северной Америке, 17 % в Азии, 7 % в Австралии, 6 % в Южной Америке, 3 % в Африке. В России сейчас около 70 зоопарков.
Почему современный зоопарк — это музей и зачем он нужен
Чем занимаются музеи? Они собирают коллекцию, сохраняют ее, изучают и экспонируют. Зоопарки делают то же самое, только экспонаты здесь живые. Посетители видят часть коллекции: как и в любом музее, в зоопарке есть фонды, где и происходит основная научная работа. В первую очередь в запасниках содержатся малоизученные или плохо размножающиеся в неволе виды. Они могут быть совершенно непривлекательными для публики, но представлять огромный интерес для специалиста. В Московском зоопарке экспонируется примерно половина из более чем 1000 видов.
О том, как себя чувствуют животные в вольере, совы в «Гарри Поттере» и белые медведицы после родов, рассказывает Владимир Остапенко, преподаватель Академии Московского зоопарка, сотрудник зоопарка с 1978 года © ArzamasСовременные зоопарки решают множество задач одновременно. Одна из основных (помимо, разумеется, просвещения) — сохранение биоразнообразия Земли: в некоторых случаях сохранившиеся в зоопарках популяции уже стали единственным резервом для спасения вида. Так произошло, например, с лошадью Пржевальского, которая к 1950-м годам полностью вымерла в природе, а теперь ее снова возвращают в монгольские степи. Благодаря зоопаркам удалось спасти от полного исчезновения оленя Давида, белого носорога, аравийского орикса, зубра, гавайскую казарку, лайсанского чирка и многие другие виды.
Кто придумал Московский зоопарк
Московский зоопарк — один из старейших в Европе. Он был основан в начале 1864 года Русским Императорским обществом акклиматизации животных и растений и назывался тогда зоосадом. Идея принадлежала трем профессорам Московского университета — Анатолию Богданову, Сергею Усову и Карлу Рулье. Рулье был первым директором Общества акклиматизации и главным инициатором создания зоопарка, хотя и не дожил до открытия своего детища. По замыслу создателей, зоосад должен был быть общедоступным научным и образовательным учреждением.
О посетителях, киперах и обезьянах рассказывает Елена Мигунова, преподаватель Академии Московского зоопарка, сотрудник зоопарка с 1997 года © ArzamasНа момент открытия зоосада в нем обитало около 300 диких и домашних животных, в основном представители российской фауны и несколько экзотических видов: два льва, два тигра, ягуар, леопард, носорог, аллигатор. Среди покровителей зоосада были члены царской семьи: например, царь Александр II подарил ему индийского слона, а великий князь Константин Николаевич — носорога.
Кроме диких животных, в зоосаде было много и домашних, его сотрудники занимались акклиматизацией иностранных породистых зверей и птиц, использовали их для улучшения российских пород, которых здесь же и выводили.
О нелюбви к шимпанзе, отданных моржах и реконструкции рассказывает Владимир Спицин, президент Московского зоопарка, проработавший его директором 37 лет © ArzamasПосле революции, в 1919 году, зоосад был национализирован и вскоре стал называться зоопарком. В 1927 году открылась Новая территория. Там зверей держали не в клетках, а — в больших просторных вольерах, отделенных от зрителей рвом с водой. Во время войны, хотя многих животных и пришлось эвакуировать, зоопарк продолжал работать: с 1941 по 1945 год его посетили более 6 миллионов человек.
В 1970–80-х годах зоопарк стал ветшать и разрушаться. Перекрытия были настолько плохи, что из террариума, расположенного на втором этаже «Острова зверей», на головы живущих на первом этаже амурских тигров падали лягушки. В 1991 году в зоопарке началась большая реконструкция, которая длилась шесть с половиной лет. Одновременно с этим в Подмосковье строился зоопитомник, на огромной территории которого теперь живут и размножаются особенно редкие и ценные виды.
Как формируется коллекция
Сейчас большинство животных, которых можно увидеть в зоопарках, живут в неволе уже во втором, третьем и четвертом поколении. Зоопарки постоянно обмениваются животными, но разведение находящихся под угрозой исчезновения видов координируется международными и региональными программами размножения. Сейчас небольшие зоопарковские популяции очень редко пополняются новыми животными из природы, поэтому велик риск их вырождения. Чтобы этого не происходило, в специальных племенных книгах фиксируются все родственные связи животных того или иного вида в зоопарках мира. Когда животных, которые появляются на свет в одном зоопарке, передают в другие, координаторы этих программ подбирают пары так, чтобы не происходило близкородственных скрещиваний.
О том, кто должен работать в зоопарке и как нужно показывать животных посетителям, рассказывает Татьяна Вершинина, преподаватель Академии Московского зоопарка, сотрудник зоопарка с 1960 года © ArzamasИз природы в зоопарки попадают в основном те животные, кто не может там выжить самостоятельно: осиротевшие детеныши или травмированные особи, которые на воле погибнут. Такие животные, приносящие в зоопарковские популяции новые гены, — большая ценность.
В современном мире статус зоопарка определяется не количеством содержащихся или экспонирующихся в нем зверей: коллекция не обязательно должна быть большой, она должна быть грамотно составленной, а главное — животные должны чувствовать себя там комфортно.
Съемки Антон Моисеенко и Николай Световидов
Для чего нужны зоопарки: что они значат для животных, а что — для людей
Это место — не тюрьма, а вынужденная мера по сохранению вида
В хороший теплый день родители любят водить детей в зоопарк, чтобы показать им необычных и экзотических животных. Сейчас наступило время перемен, появилось много борцов за права животных, они подписывают петиции против зоопарков, утверждая, что их питомцы мучаются. WomanHit.ru решил выяснить, так ли все страшно на самом деле.
Безопасность
Зоопарк отвечает за сохранение биоразнообразия в животном мире. Вымирающий вид нельзя оставлять в дикой природе, так как человечество может лишиться последнего представителя из-за браконьеров или опасных хищников. Многие считают, что с этой функцией отлично справятся заповедники — это так. Но, например, амурский леопард не уживается с еще одним самцом на одной территории; чтобы не было смертельных драк, заповедная зона должна быть площадью более 100 кв.м., чаще всего это невозможно. Поэтому именно в зоопарке такой вид сможет нормально проживать, получая уход от квалифицированных сотрудников зоопарка.
Развлечение и просвещение
Эти две функции приносят доход зоопарку. В отличие от цирков, здесь животные не подвергаются стрессу из-за дрессуры. Посетители же могут получить полезную и интересную информацию: среду обитания того или иного животного, чем оно питается, распорядок его дня. Здесь проводят научные исследования, результаты которых публикуют в научных и научно-популярных изданиях. Это помогает больше узнать о конкретном животном, скорректировать уход за ним и назначить более подходящее лечение, если оно заболеет, и в целом расширяет представление о том или ином виде.
Развлечение для животных
Дикие животные не должны скучать в своих вольерах, так как это может плохо сказаться на их здоровье. Работники зоопарка обеспечивают всех особей игрушками, а с некоторыми играют сами, например, с приматами. Обустраивают жилище специальными приспособлениями, чтобы животные себя чувствовали максимально комфортно. Кормление в таких местах тоже происходит необычно: не просто отдают корм и уходят, а, к примеру, мясо порежут на кусочки и закопают в разных углах вольера, чтобы хищники были более активными и сами нашли себе еду.
Идеальный зоопарк
По большей части животных, которые попадают в зоопарк, не отлавливают из дикой природы, а получают от уже имеющихся родителей. Также специалисты пытаются не скрещивать близких родственников, чтобы детеныш рождался более здоровым. Если в зоопарке нет такой особи, то они обращаются к координатору вида, который подыскивает подходящее животное, далее его направляют в зоопарк и чаще всего оставляют там навсегда, так как многим малышам нужны оба родителя. Для этого ведутся специальные записи, что-то наподобие генеалогического древа, чтобы понимать, кто является родственником, а кто нет. В связи с этим можно сказать, что большая часть животных воспринимают зоопарк как свой дом, а не как тюрьму, так как они там родились и в дикой природе не жили.
Для чего нужны зоопарки?
Сохранит ли содержание в неволе животных на воле?
«Главной функцией всех зоопарков является сохранение видов. Зоопарк может содержать и изучать редкие и исчезающие виды животных, чтобы создавать искусственные популяции в неволе. То есть зоопарки — это генетические банки по сохранению редких и исчезающих видов животных путем содержания конкретных особей с целью получения от них потомства и дальнейшего развития их популяций в неволе», — считает заведующая секцией спецпроектов московского зоопарка Анастасия Честина.
Эксперт отмечает, сообщает РИА Новости, что некоторые редкие виды животных сохранились только в зоосадах. Например, гости столичного зоопарка могут увидеть лошадь Пржевальского или оленя Давида, которые не встречаются в дикой природе.
В то же время директор Зоологического музея МГУ им. Ломоносова Михаил Калякин считает, что основная функция зоопарков — просветительская: демонстрация животных людям.
«Зоопарк, на мой взгляд, — место публичное, в котором люди знакомятся с животными. Размножение животных ради их выпуска в дикую природу и показ публике — это две разные задачи, требующие несколько разных условий. Надо отделять зоопарки от питомников, где животные не подвержены стрессу из-за посетителей», — считает ученый.
Более радикальной позиции придерживается руководитель программ российского представительства Международного фонда защиты животных (IFAW) Анна Филиппова, которая считает, что зоопарки до сих пор выполняют лишь образовательную функцию.
«Зоопарки сделаны специально для просветительских и образовательных целей. На мой взгляд, до сих пор уместно говорить только об этой функции. Говорить о сохранении вида, мне кажется, некорректно. Они созданы, чтобы городские жители, у которых нет доступа к дикой природе, могли увидеть животных», — сказала Филиппова.
«Тихая гавань» или тюрьма?
Несмотря на то, что эксперты разошлись во мнении в отношении основной функции зоопарков, они едины в оценке условий содержания животных — они должны быть максимально приближены к естественной среде.
«Если зоопарк содержит животных в комфортных условиях, как, например, зоопарк Сан-Диего, где животные живут почти что в дикой природе, а люди ходят по выделенным им тропинкам, то это одно дело. А если животные сидят в клетках полтора на полтора метра с плохой кормежкой, — другое. Если зоопарк нормальный, то никаких особенных страданий животные не испытывают, а плюс гигантский, потому что живущие в городах люди после посещения зоосадов почувствуют причастность к сохранению дикой природы», — заявляет Калякин.
Честина отмечает, что в нормально обустроенных зоопарках животные получают сбалансированное питание, чего часто лишены в диких условиях, и находятся под ветеринарным контролем. Помимо этого подавляющее большинство обитающих в зоопарках животных — это обычно отнюдь не первое поколение рожденных в неволе зверей, птиц, пресмыкающихся.
Сохранением здоровья популяции животных в зоопарках занимаются международные кураторы, которые не только проверяют генетические связи отдельных особей, но и планируют дальнейшее развитие популяций в целом.
«Если все до сих пор переживают за Мариуса, то это гротескный, но частный случай, а не обычная для зоопарков практика. В метро один-два человека в год попадают на рельсы, но никто не предлагает закрыть метро. О случае с Мариусом следует говорить с психологами, специалистами по детской психологии, а еще стоит учесть, что традиции отношения к животным в Дании, кажется, не во всем соответствуют нашим», — считает директор Зоологического музея.
Из клетки на волю
Вернуть животных из зоопарков в естественную среду обитания практически невозможно, считают эксперты. Однако помочь решить проблему сохранения видов могут центры реабилитации и реинтродукции в дикую природу.
«Нет ни одного вида, который сохранился бы только благодаря содержанию в зоопарке. Животные должны иметь возможность спокойно размножаться без публики, а это работа центров по реинтродукции и разведению», — считает Калякин.
Такие центры действуют в России, однако их немного, и большинство из них сталкиваются с серьезной нехваткой финансирования, отмечает Филиппова. Например, в Тверской области существует медвежий питомник, работники которого выхаживают медвежат-сирот, после чего выпускают подросших и окрепших зверей на волю. Под Владивостоком действует центр спасения тюленей, который создала художница Лора Белоиван, и который держится на волонтерской помощи и частных пожертвованиях. Единственный реабилитационный центр, который получил государственную поддержку, сообщает эксперт IFAW, — это центр амурских тигров на Дальнем Востоке.
В то же время Честина уверена, что животные из зоопарков могут помочь восстановить популяцию, однако такая работа потребует не менее десяти лет и глубоких исследований.
«Сейчас идет программа по реинтродукции переднеазиатского леопарда, используя особи из разных зоопарков. Проблема реинтродукции решается очень долго — нужны десятки лет. Необходимо, чтобы была сохранена природная среда существования этого вида, чтобы она была малонарушенной. Необходимо проводить работу с местным населением», — отмечает специалист московского зоопарка.