Для рынка совершенной конкуренции характерно что

Тест по теме Рыночные отношения. Конкуренция.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тест по теме: Рыночные отношения. Конкуренция.

Равновесная цена:
а) возникает в условиях конкуренции
б) устраивает только продавцов
в) устанавливается государством

Найдите черты совершенной конкуренции:
а) рынок делят между собой несколько крупных фирм-производителей, государство оказывает значительное влияние на цены
б) цены устанавливает небольшое число крупных производителей, на рынке присутствует большое количество продавцов и покупателей
в) отсутствует контроль за ценами со стороны государства, на рынке присутствует большое количество продавцов и покупателей

Неценовая конкуренция включает в себя:
а) рекламу
б) увеличение прибыли благодаря повышению цен
в) увеличение прибыли благодаря небольшому спросу

Монополист, реализуя свой продукт по разным ценам различным группам потребителей, осуществляет:
а) ценовое регулирование
б) ценовой демпинг
в) политику выравнивания цен

Монополистическая равновесная цена по сравнению с ценой рынка совершенной конкуренции будет:
а) выше
б) ниже
в) такой же

Предприятие, на рынке монополистической конкуренции, в краткосрочном периоде может:
а) работать при убытках, превышающих постоянные издержки
б) максимизировать прибыль
в) получать нормальную прибыль

Монополистический рынок характеризуется:
а) свободой входа
б) одним предприятием
в) дифференциацией продукта

Рынок чистой конкуренции характеризуется формой конкурентной борьбы:
а) ценовая
б) реклама
в) лидерство в ценах

Предприятие в условиях долгосрочного равновесия при монополистической конкуренции:
а) возмещает общие издержки
б) получает экономическую прибыль
в) не возмещает переменные издержки

Единственная структура на рынке, не способная влиять на цены – это…

а) чистая монополия;

в) монополистическая конкуренция;

г) чистая конкуренция.

Тема : Рыночные отношения: конкуренция.

1.Для рынка совершенной конкуренции характерно, что:

а) фирмы осуществляют неценовую конкуренцию;

б) фирмы не имеют собственной политики в области установления цен;

в) фирмы производят дифференцированную продукцию

2. Олигополистическая взаимозависимость означает, что:

а) каждая фирма производит продукцию, похожую, но не идентичную той, которую производят конкуренты;

б) все фирмы производят одну и ту же продукцию;

в) каждая фирма должна учитывать реакцию конкурентов, когда она проводит определенную ценовую политику;

г) каждая фирма несет убытки из-за неустойчивости рыночных цен.

3. В городе N сотовую связь предоставляет только одна компания. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите буквы, под которыми они указаны (несколько правильных ответов)

а) рынок средств производства

д) олигополистический рынок

4. Совершенная конкуренция:
а) наличие единственного производителя на рынке
б) существование нескольких крупных производителей, делящих рынок определенной продукции
в) присутствие на рынке множества производителей, выпускающих однотипную продукцию

5. Монополия:
а) наличие единственного производителя на рынке
б) существование нескольких крупных производителей, делящих рынок определенной продукции
в) присутствие на рынке множества производителей, выпускающих однотипную продукцию

6. Неценовая конкуренция включает в себя:
а) увеличение прибыли благодаря небольшому спросу
б) совершенствование продукта
в) увеличение продаж от понижения цены

7. Модель рынка совершенной конкуренции характеризуется:
а) дифференциацией продукта
б) разной степенью доступности рыночной информации
в) множеством мелких фирм

8. Тип рынка, если на нем в качестве покупателя выступает лишь одно предприятие:
а) монополия
б) монопсония
в) олигополия

9. Наилучший пример чистой монополии — это:

а) булочная рядом с вашим домом;

б) производитель пива;

в) единственная авиалиния между вашим городом и столицей страны;

г) городское предприятие водоснабжения.

10. Можно утверждать, что с ростом цены на продукцию монополиста его общая прибыль:

Источник

Раздел 2. Теория производства

Цель: определение оптимума фирмы в условиях совершенной конкуренции.

Оглавление

2.1. Определение цены и объема производства в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде

Эта тема посвящена исследованию влияния внешней для фирмы среды на ее поведение. В зависимости от различных рыночных ситуаций по-разному решаются вопросы цен и объемов производства.

В микроэкономике обычно анализируется поведение предприятий в 4 рыночных ситуациях: совершенная конкуренция, как противоположность ей – монополия, и в качестве промежуточных состояний – олигополия и монополистическая конкуренция.

В реальной действительности наиболее типичны монополистическая конкуренция и олигополия. Однако процесс принятия решений фирмой наиболее четко виден при анализе совершенной конкуренции и монополии. Они дают как бы образец или стандарт поведения фирмы.

В условиях совершенной конкуренции предприятие вынуждено продавать продукцию по независящей от него рыночной цене. Другая ситуация – предприятие-монополист, обладая абсолютной рыночной властью, может выбрать в качестве независимой переменной либо выпуск, либо цену, предоставляя рынку возможность определять величину выпуска. На рынке олигополии предприятия чаще всего являются ценоискателями. Хотя олигополист и обладает определенной рыночной властью, но не может так просто влиять на цену, как монополист. Ему приходится учитывать, как на его ценовое решение будут реагировать соперники. В отличие от олигополистов предприятиям, работающим на рынке монополистической конкуренции, нет необходимости учитывать реакцию конкурентов. Предприятия не являются взаимозависимыми. Их поведение ближе к поведению предприятий в условиях совершенной конкуренции. Неоднородность продукции, ее дифференциация дает таким предприятиям определенную степень рыночной власти при назначении цен.

Совершенная конкуренция предполагает: малые размеры и множественность предприятий, производство ими однородной продукции, невозможность изменять цены, свободу входа в отрасль и выхода из нее, совершенную информированность.

Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Смотреть фото Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Смотреть картинку Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Картинка про Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Фото Для рынка совершенной конкуренции характерно что

Рис. 1. Линия спроса на продукцию конкурентной фирмы

Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Смотреть фото Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Смотреть картинку Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Картинка про Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Фото Для рынка совершенной конкуренции характерно что

Рис. 2. Линия, характеризующая выручку конкурентной фирмы

Для определения уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальную прибыль, используются два подхода:

1. Сравнение общей выручки – TR и совокупных (валовых) издержек – ТС:

Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Смотреть фото Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Смотреть картинку Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Картинка про Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Фото Для рынка совершенной конкуренции характерно что

Рис. 3. Максимизация прибыли или минимизация убытков
конкурентной фирмы (сопоставление TR и TC)

Точки А и С – точки критического объема производства: любые объемы за пределами этих точек ( Qc) принесут убытки, т. к. общая выручка меньше общих затрат (TR TVC, т. к. некоторая часть выручки пойдет на оплату TFC.

Если же TR Сравнение предельной выручки (MR) и предельных издержек (MC):

Общее правило для любой фирмы: фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки, производя такой объем продукции, при котором:

Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Смотреть фото Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Смотреть картинку Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Картинка про Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Фото Для рынка совершенной конкуренции характерно что

Рис. 4. Максимизация прибыли конкурентной фирмы (сопоставление MR и MC)

При объеме производства Qa предельные издержки минимальны. Однако фирма, стремящаяся к максимизации прибыли, должна продолжить расширять производство до Qe, где MR=MC. Прибыль на единицу продукции равна разнице между ценой и средними издержками (p–AC) или ес – на графике. Общая величина прибыли будет равна площади pcp * ec.

Предположим, однако, что цена меньше средних издержек (p Минимизация убытков

Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Смотреть фото Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Смотреть картинку Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Картинка про Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Фото Для рынка совершенной конкуренции характерно что

Рис. 5. Минимизация убытков конкурентной фирмы
(сопоставление MR и MC)

В данной ситуации убытки фирмы равны площади p * pcce. Стремясь минимизировать убытки, фирма должна попытаться покрыть выручкой средние постоянные затраты: AFC=AC–AVC. Если цена выше AVC, то фирме это удастся.

Таким образом, если p>AVC, то в краткосрочном периоде фирме стоит продолжить функционирование. Если же p, — закрыться и оплатить убытки из собственного кармана.

2.2. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде

В данной ситуации на передний план выступает такая особенность совершенной конкуренции, как свобода входа в отрасль и выхода из нее, т. е. мобильность ресурсов.

Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Смотреть фото Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Смотреть картинку Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Картинка про Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Фото Для рынка совершенной конкуренции характерно что

Рис. 6. Оптимум конкурентной фирмы в долгосрочном периоде:
a) предприятие, б) отрасль

В итоге в долгосрочном периоде оптимум конкурентной фирмы в точке e, где MR=MC=AC, т. е. устанавливается при нулевой экономической прибыли (что не означает отсутствие бухгалтерской прибыли).

Выводы

Вопросы для самопроверки

Литература

Источник

Раздел 2. Теория производства

Цель: определение оптимума фирмы в условиях монополии, монополистической конкуренции и олигополии.

Оглавление

3.1. Определение цены и объема производства в условиях монополии

Монополия является противоположностью совершенной конкуренции. Она характеризует такой тип рыночной ситуации, при котором существует только один продавец товара. Такая фирма удовлетворяет совокупный спрос всех потенциальных покупателей товара и в этом смысле понятия «фирма» и «отрасль» совпадают, и линия спроса на продукцию монополии имеет отрицательный наклон.

Монополия имеет ряд следующих характерных особенностей: высокие барьеры для вступления в отрасль (патенты, лицензии, отдача от масштаба и др.), производство уникального продукта, один продавец встречается на рынке с большим числом покупателей.

Казалось бы, монополия может производить любое количество товаров и устанавливать любые цены. Но и для монополии существуют следующие ограничения:

Правило MR=MC, как уже отмечалось, характерно для любой фирмы.

Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Смотреть фото Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Смотреть картинку Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Картинка про Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Фото Для рынка совершенной конкуренции характерно что

Рис. 1. Оптимум монополии

Таким образом, объем выпуска в условиях монополии – Qm определяется пересечением MR и MC – точка а. Но для такого объема производства цена спроса – pm. Отсюда – оптимум монополии: Qm и pm.

Сравним с оптимумом конкурентной фирмы: здесь цена постоянна и выполняется равенство p * =MRk=MC. Точка оптимума – точка k. Следовательно, в условиях монополии выпуск продукции меньше (Qm pk). При этом покупатель платит монополисту больше, чем тому нужно для производства дополнительной единицы товара: MC при Qm равны pa.

Исходя из этого, общая прибыль монополиста на весь объем продукции равна площади pcpamc, сверхприбыль – pkpmmb.

В связи с этим возникает необходимость государственного регулирования деятельности монополий. Государство может устанавливать предельные цены, потоварный или паушальный налоги. Кроме того, большую роль в этом плане играет антимонопольное законодательство.

3.2. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция – это такая форма строения рынка, в которой присутствуют черты как совершенной конкуренции, так и чистой монополии. Это – рыночная ситуация, при которой относительно большое число относительно небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.

В то же время следует иметь в виду, что данные продукты являются близкими заменителями друг друга, т. е. производимый продукт дифференцирован. Дифференциация товара означает, что предмет, продаваемый на рынке, не является стандартизированным. В итоге конкурентный монополист обладает возможностью контролировать цену своих товаров.

Такая рыночная ситуация широко представлена в отраслях легкой и пищевой промышленности: платья, костюмы, шоколадные наборы, зубные пасты и т. д. Дифференциация может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя может стать привлекательная упаковка, лучшее обслуживание посетителя, более удобное расположение и время работы магазина и др.

Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы : реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие гарантийного ремонта и т. д. Многие фирмы делают сильный акцент на торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем у конкурентов. Потребители отдают предпочтение продукции определенных продавцов и в известных пределах платят более высокую цену за эту продукцию.

Следует иметь в виду, что неценовые факторы увеличивают издержки фирмы, создают финансовые барьеры для вступления в отрасль и тем самым ограничивают число предприятий и усиливают рыночную власть монополистических конкурентов, приближая их к монополии.

В краткосрочном периоде ситуация напоминает чистую монополию. Фирма будет максимизировать свои прибыли, производя такой объем продукции, который обозначен пересечением кривых предельных издержек и предельной выручки (MR=MC). При этом фирма устанавливает цену, равную цене спроса на такой объем продаж (pm).

При получении прибыли конкурирующая монополия в долгосрочном плане стремится расшириться путем строительства новых или более крупных мощностей. Кроме того, экономические выгоды привлекут в отрасль новых конкурентов.

Когда новые фирмы войдут в отрасль, кривая спроса, с которой сталкивается типичная фирма, опустится (сдвинется влево) и станет более эластичной. Это связано с тем, что фирма станет обладать меньшей долей в совокупности рынка, большее число фирм станет представлять близкие заменители товаров. Это в свою очередь имеет тенденцию вызывать исчезновение экономических прибылей. Когда кривая спроса явится касательной к кривой средних издержек при максимизирующем прибыль объеме производства, фирма просто покрывает свои издержки, т. е. безубыточна. Ситуация становится похожей на условия совершенной конкуренции.

Новые фирмы будут продолжать входить на рынок до тех пор, пока не станет невозможным получать экономическую прибыль. Этот же процесс работает и в обратном направлении: если спрос на рынке с монополистической конкуренцией снизится после достижения равновесия, то фирмы покидают рынок.

Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Смотреть фото Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Смотреть картинку Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Картинка про Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Фото Для рынка совершенной конкуренции характерно что

Рис. 2. Оптимум конкурирующей монополии в долгосрочном периоде

Фирма в условиях монополистической конкуренции, скорее всего, попытается противостоять долговременной тенденции уменьшения прибыли, предпримет шаги для улучшения ситуации. Это возможно следующими способами. Прежде всего в любом продукте имеются свои резервы для его дальнейшего изменения и развития. Дифференциация продукта углубляется. Кроме того, может быть сделан особый упор не только на действительные различия продукта, но и на создание воображаемых различий посредством рекламы и соответствующего стимулирования сбыта. Правда, это будет увеличивать издержки фирмы. Но если при этом спрос увеличивается на большую величину, чем нужно для того, чтобы возместить издержки совершенствования продукта и затраты на стимулирование сбыта, фирма улучшит свое положение с прибылью.

3.3. Определение цены и объема производства в условиях олигополии

Олигополия – это такая рыночная ситуация, при которой доминирует небольшое число продавцов. Покупатели на олигополистическом рынке являются «ценополучателями», а сами олигополисты – «ценоискателями».

Характерные черты олигополии: немногочисленность фирм в отрасли, высокие барьеры для вступления в нее, всеобщая взаимозависимость.

Поведение каждой олигополистической фирмы зависит от поведения других. Каждый производитель при выборе хозяйственной тактики должен учитывать контрдействия своих конкурентов.

Таким образом, поведение предприятия в условиях олигополии – это стратегическая игра, каждый игрок должен предугадать действия и контрдействия соперников.

Для упрощения рассмотрим отрасль, состоящую из 2 продавцов – дуополию. Общая величина производимой ими продукции – 400 тыс. ед. Каждая фирма производит 1 /2 продукции, средние издержки постоянны и равны 25 тыс. руб. (следовательно, и МС = 25 тыс. руб.). Первоначальная цена равна 50 тыс. руб., что соответствует цене спроса.

Однако снижение цены имеет пределы – пока цена не упадет до уровня средних издержек АС. А так как АС постоянны, то цена снижается, пока не достигнет этого уровня, т. е. p=AC=MC.

Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Смотреть фото Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Смотреть картинку Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Картинка про Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Фото Для рынка совершенной конкуренции характерно что

Рис.3. Олигополия: ценовая война

В точке е установится равновесие, т. к. ни одна фирма не сможет снизить цену, не понеся убытков. Цена фактически станет такой же, как в условиях совершенной конкуренции, а экономическая прибыль будет равна нулю.

Повышать цену ни одна фирма тоже не может, т. к. это означает потерять часть рынка в пользу соперника, который может удерживать цену неизменной на уровне p=AC. В точке е – равновесие Бертрана: снижать цену нельзя, но и повышать ее нельзя.

От ценовой войны выигрывают потребители и проигрывают производители. Отсюда понятно, что ценовые войны скоротечны и бывают довольно редко.

Олигополистические фирмы испытывают искушение вступить в сотрудничество, чтобы установить цены и делить рынки таким образом, чтобы избежать ценовых войн и их неблагоприятного воздействия на прибыль.

Для исследования поведения олигополий используются также такие модели, как ломаная кривая спроса, равновесие Курно, теория игр.

Выводы

Вопросы для самопроверки

Литература

Источник

Совершенная конкуренция – что это такое?

Совершенная конкуренция считается идеализированной моделью рыночной экономики. Это такая рыночная структура, где продавцы и покупатели приспосабливаются к имеющимся рыночным условиям и не могут оказывать влияние на цену, но формируют её своим суммарным вкладом в рыночный спрос и предложение.

При данной модели конкурентная борьба между продавцами достигает своего пика. Так как участники рынка практически не оказывают влияние на условия продажи, экономика становится устойчивой к возникновению инфляции, безработицы и других негативных процессов.

Суть понятия и основные признаки

Совершенной (чистой, свободной) конкуренцией называется процветающее состояние рынка, когда на нём полностью отсутствует монополия и большая часть продавцов предлагают одинаковые товары либо услуги. Данный вид конкуренции характеризуется равновесием спроса и предложения, благодаря чему рынок регулируется самостоятельно, ни продавцы, ни покупатели не могут оказывать влияние на ценообразование. Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Смотреть фото Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Смотреть картинку Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Картинка про Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Фото Для рынка совершенной конкуренции характерно что

Для получения более высокой прибыли от реализации товаров или услуг необходимо использование каких-либо передовых технологий, как при изготовлении данных товаров, так и их продаже, отчего понизится себестоимость, а прибыль увеличится.

Для наглядности приведём пример совершенной конкуренции. Представим огромную сельскохозяйственную ярмарку, на которую много фермеров привезли на продажу морковь. Вся морковь одного качества. Каждый фермер одинаково проинформирован о состоянии дел на рынке, а именно о ценах, спросе, конкурентах и издержках. Можно в любой момент начать продажу моркови или же покинуть рынок.

В подобной ситуации невозможно установление желаемой цены на свой товар и её нельзя самостоятельно повысить. Если стоимость товара будет боле высокой в отличие от цен на этот же товар у других продавцов, спроса на морковь не будет и её никто не купит. Договориться со всеми об одинаковой цене тоже нельзя, т.к. слишком много конкурентов. Поэтому в итоге устанавливается равновесная цена.

Совершенную конкуренцию можно отличить от других видов конкуренции по следующим признакам:

По мнению современных экономистов, совершенная конкуренция – идеальная экономическая модель, существующая только в теории. В реальной экономике наиболее походит на рынок совершенной конкуренции фондовая биржа, на которой множество продавцов продают одинаковые ценные бумаги. Именно здесь данная модель позволяет с достаточной точностью предугадать поведение продавцов и покупателей.

Рынки, максимально приближённые к совершенной конкуренции

В действительности конкуренция несовершенна. Число продавцов и покупателей не может быть бесконечным. В большинстве случаев продукция каждого производителя имеет свои отличия. Действуют экономические и бюрократические ограничения, касающиеся вхождения в отрасль. У каждой фирмы разная информация о состоянии дел на рынке и они находятся в неравных условиях. Некоторые компании обладают рыночной властью и диктуют цены.

На сегодняшний день свободную или совершенную конкуренцию можно наблюдать на рынках, торгующих следующими товарами:

Помимо вышеперечисленного, к рынку совершенной конкуренции можно отнести рынки товаров и услуг малого бизнеса. Например, автомастерские, ларьки, ателье, мастерские по ремонту обуви в масштабах рынка слишком малы и их услуги и товары не являются уникальными, и поэтому они вынуждены принимать действующие на рынке цены.

Плюсы и минусы

ПлюсыМинусы
Отсутствует завышение ценРыночная система нестабильна
Все участники рынка обладают равными возможностями
Рынок регулируется самостоятельноИмеется риск перепроизводства
Нет товарного дефицитаРесурсы эффективно распределеныКаждый участник рынка преследует свои интересы и сосредоточен на личной выгоде, и поэтому игнорирует общественные интересыНет вмешательства в рыночные процессы со стороны государства

Как можно заметить из таблицы, практически все недостатки совершенной конкуренции сводятся к тому, что при наличии равных возможностей невозможно достижение равного результата.

Происходит это потому, что каждый участник рынка по-своему занимается организацией производства и распределением ресурсов, использует маркетинговые компании и инновационные технологии. Поэтому успех приходит к тем, кто может грамотно организовать процесс производства и реализации, а также пользуется передовыми технологиями, чтобы обойти конкурентов.

Для достижения экономической эффективности, в первую очередь необходимо добиться эффективности производства и распределения ресурсов, которых с лёгкостью можно достичь в условиях совершенной конкуренции. Именно по этой причине данный вид конкуренции считается идеальной рыночной моделью, хотя в реальности её практическое воплощение почти не встречается.

Соблюдение таких условий, как минимум издержек, эффективность распределения ресурсов, саморегулирование процессов и отсутствие дефицита невозможно в долгосрочной перспективе.

Источник

Для рынка совершенной конкуренции характерно что

Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Смотреть фото Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Смотреть картинку Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Картинка про Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Фото Для рынка совершенной конкуренции характерно что

Что такое рынок совершенной конкуренции?

Совершенная конкуренция (также называемая чистой конкуренцией) — это рыночная структура, характеризующаяся отсутствием барьеров для входа или выхода, большим количеством участников ценового рынка и однородным продуктом.

Совершенно конкурентные рынки редки. Именно на них – и только на них – действует та самая «невидимая рука Адама Смита». Рассматриваемая модель максимизирует размер излишка потребителя и излишка производителя.

Очень похожими на идеальную конкуренцию считаются, например, рынки сельскохозяйственных товаров, финансовых или жилищно-коммунальных услуг.

Чтобы вести речь о совершенной конкуренции, необходимо соблюдение, как минимум, трех значимых условий.

Во-первых, на таком рынке должно вращаться неограниченное количество производителей товаров и услуг.

Во-вторых, все перечисленные предприятия и организации должны выпускать типичную, стандартизированную продукцию.

И, в-третьих, никто ни при каких обстоятельствах не должен иметь влияния на цены внутри рынка. Все цены на товары и услуги в пределах рынка должны формироваться исключительно под влиянием текущего пересечения спроса и предложения.

Понятно, что в государствах с жестким государственным регулированием экономики (при авторитарных и тоталитарных режимах, например) рынок совершенной конкуренции не может существовать в принципе.

Но и в странах, ориентированных на демократические идеалы, далеко не всегда удается создать надлежащие условия для чистой конкуренции. Это особенно заметно на примерах национальных экономик с ярко выраженной социальной направленностью.

Условия рынка совершенной конкуренции

Основные признаки рынка совершенной конкуренции мы перечислили. Это необходимые и достаточные условия их возникновения и функционирования. На что здесь стоит обратить внимание?

[1]. «СТИХИЙНОЕ», хаотичное формирование цен на продукцию. Любая экспансия со стороны более крупных производителей может обернуться неоправданно резким ростом или падением цен, что противоречит условиям, при которых возможно существование чистой конкуренции.

Удельный вес каждого (даже самого крупного) участника рынка совершенной конкуренции должен быть НЕЗНАЧИТЕЛЕН и в идеале сводиться к арифметической погрешности.

Ни один из участников физически не должен влиять на формирование цен на те или иные продукты. Спрос на продукцию должен характеризоваться абсолютной эластичностью. Графически такому спросу соответствует горизонтальная линия (параллельная оси абсцисс).

Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Смотреть фото Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Смотреть картинку Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Картинка про Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Фото Для рынка совершенной конкуренции характерно что

[2]. МОБИЛЬНОСТЬ участников рынка. Каждый из них должен иметь возможность свободно войти и так же свободно выйти за пределы рынка. Причем в любое время и при любых обстоятельствах.

[3]. ОДНОРОДНОСТЬ и стандартность конкретной разновидности товара или услуги: очень много фирм выпускают одни и те же микросхемы, бейсбольные биты или шариковые ручки. При этом стоимость продукции не всегда будет одинакова.

Цена на эти товары в сильной степени будет зависеть от производительности труда на конкретных предприятиях-производителях, уровня заработной платы и прочих издержек, себестоимости продукции (то есть исключительно от экономических, а не административных факторов).

[4]. ИНФОРМИРОВАННОСТЬ участников рынка совершенной конкуренции о ценах на товары и услуги является следующим условием его существования.

Все без исключения покупатели и продавцы должны иметь равный доступ к соответствующим сведениям и принимать решения о приобретении или продаже товара (в том числе инвестиционные решения) в условиях абсолютной ясности и определенности.

[5]. РАВЕНСТВО возможностей и полномочий у каждого из его участников и СПРАВЕДЛИВОСТЬ конкуренции.

Никто не должен пользоваться неоправданными преимуществами или льготами либо вступать в нелегальный сговор с другими участниками рынка с целью «расшатывания» цен на товары и услуги в ту или иную сторону.

Отмеченные выше особенности являются краеугольными условиями возникновения, функционирования и поддержания в работоспособном, так сказать, состоянии любого рынка совершенной конкуренции.

Углубленные характеристики совершенной конкуренции

Модель совершенной конкуренции основана на трех допущениях: (1) ценообразующий характер всех участников рынка, (2) недифференцированные/стандартизированные продукты и (3) отсутствие барьеров для входа или выхода.

#1. Принятие цен как данность

При совершенной конкуренции влияние на образование цены оказывают все участники рынка (как производители, так и потребители). Каждый из них принимает рыночную цену как данность.

Если производитель попытается продать продукт по цене выше рыночной, он ничего не сможет продать. В условиях совершенной конкуренции ни одна фирма не способна самостоятельно формировать рыночную цену.

Это не значит, что рыночная цена не может измениться. Она может измениться только в результате коллективного движения рынка в целом, а не в результате действий какого-то одного производителя или потребителя.

Даже если кривая рыночного спроса имеет нисходящий наклон, кривая спроса, с которой сталкивается каждая отдельная фирма, является горизонтальной.

Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Смотреть фото Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Смотреть картинку Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Картинка про Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Фото Для рынка совершенной конкуренции характерно что

Для каждой фирмы маржинальный доход (дополнительный доход, полученный от продажи одной дополнительной единицы) равен текущей рыночной цене.

#2. Однородность продукта

Вторым по важности фактором, определяющим совершенную конкуренцию, является характер продукта.

Совершенная конкуренция возникает только в том случае, когда продукт, торгуемый на рынке, является однородным, то есть стандартизированным таким образом, что покупатель не может определить разницу между продуктами фирмы А и фирмы В.

Из-за стандартизированной природы продукта единицы, производимые фирмой А и фирмой В, являются совершенными заменителями.

Если есть разница между качеством или даже восприятием разницы, потребители могут быть готовы платить премию фирме, качество которой они считают более высоким.

Если совершенно конкурентный рынок вводит дифференцированные продукты, то это больше похоже на монополистическую конкуренцию.

#3. Отсутствие барьеров для входа и выхода

При совершенной конкуренции действующие компании не могут помешать новым фирмам выйти на рынок или существующим фирмам покинуть рынок.

Нет никаких патентов, авторских прав, других юридических или экономических препятствий, таких как экономия от масштаба, увеличение отдачи от масштаба и так далее, для вхождения на рынок новых участников.

Ни одна фирма не получит положительной экономической прибыли в долгосрочной перспективе. Если рынок будет прибыльным в краткосрочной перспективе, на него выйдут новые фирмы, и это вернет рынок к нулевой экономической прибыли.

Если существующие фирмы понесут убытки, некоторые из них уйдут с рынка, а остальные фирмы начнут получать нулевую экономическую прибыль.

Пример совершенной конкуренции в сельском хозяйстве

Предприятие «Буренка» является одним из 250 точно таких же предприятий в аграрном секторе, которые занимаются выращиванием пшеницы.

Есть около 50 компаний, которые покупают пшеницу на рынке, в том числе пекари, мукомольные заводы, оптовые торговцы, розничные торговцы и так далее.

Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Смотреть фото Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Смотреть картинку Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Картинка про Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Фото Для рынка совершенной конкуренции характерно что

При определении того, является ли рынок совершенно конкурентным, нужно задать следующие три вопроса:

Что произойдет, если «Буренка» попытается продать пшеницу по 200 долларов за тонну, в то время как все остальные фермы будут продавать ее по 180 долларов? Никто не будет покупать у «Буренки», пока они могут покупать по цене 180 долларов.

Таким образом, «Буренка» не может влиять на рыночную цену. Наше первое условие совершенной конкуренции выполнено.

Поскольку в аграрном секторе нет ограничений по типу урожая, фермеры могут перейти с других культур на пшеницу или с пшеницы на другие культуры. Это обстоятельство удовлетворяет второму требованию модели совершенной конкуренции.

Поскольку пшеница — это пшеница, потребитель не может разумно предпочесть пшеницу с фермы А пшенице с фермы В. Это значит, что третье условие также выполняется.

Можно сделать вывод, что описанный выше рынок олицетворяет собой совершенную конкуренцию.

Пример из сферы переработки сахара

Теперь давайте рассмотрим компании, специализирующиеся на производстве сахарного тростника. Пусть на 100 таких компаний в округе есть только один сахарный завод. При этом стоимость транспортировки сахарного тростника в любой другой район слишком велика.

Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Смотреть фото Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Смотреть картинку Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Картинка про Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Фото Для рынка совершенной конкуренции характерно что

Поскольку есть только один покупатель, рынок не удовлетворяет первому условию совершенной конкуренции. Это фактически монопсония, рыночная структура, в которой есть только один покупатель и несколько производителей.

Послесловие

Рынок совершенной конкуренции – это кристально чистый образ идеальных взаимоотношений покупателя и продавца. Такие рынки столь же редки, как успехи сборной России по футболу в открытых первенствах Европы и мира.

Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Смотреть фото Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Смотреть картинку Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Картинка про Для рынка совершенной конкуренции характерно что. Фото Для рынка совершенной конкуренции характерно что

С некоторыми натяжками к их числу можно отнести валютный рынок, рынок зерна, фруктов и овощей, рынок отдельных видов пищевой или текстильной продукции, рынок ценных бумаг.

Совершенная конкуренция является мегаудобной площадкой, этаким научным полигоном для кропотливого анализа сложнейших экономических процессов и явлений.

Благодаря механизмам, запрятанным глубоко внутри классического рынка совершенной конкуренции, на практике удается максимально эффективно удовлетворять потребности потребителей продукции, равно как и защитить интересы ее производителей, стремящихся к бесконечному росту производительности и экономической эффективности производства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *