Для уменьшения безработицы администрация ф рузвельта что сделала

Опыт политики «нового курса» Ф. Рузвельта в современном государственном регулировании безработицы в России

Экономические науки

Похожие материалы

Безработица является сложным социально-экономическим явлением, которое можно оценивать неоднозначно – как с отрицательных (в большей степени), так и с положительных сторон. К отрицательным сторонам безработицы следует отнести падение ВВП, снижение благосостояния населения, потерю квалификации, повышение уровня преступности и т.д. Положительными сторонами являются усиление конкуренции на рынке труда, возникновение стимулов к постоянному повышению квалификации работников, перераспределение рабочей силы по видам деятельности и т.д. Несмотря на споры экономистов по поводу превалирующих социально-экономических последствий безработицы, большинство из них сходятся во мнении о том, что безработица, безусловно, является крайне негативным явлением для экономики и общества. Возникает задача – ее эффективного регулирования и снижения ее отрицательных социально-экономических последствий. Наглядным примером успешного разрешения проблем массовой безработицы является политика «нового курса» Ф.Рузвельта, применявшаяся в период жесточайшего кризиса – Великой депрессии в США.

Главной причиной безработицы в период Великой депрессии стал разразившийся экономический кризис со всеми вытекающими экономическими последствиями на фоне избыточного количества трудовых ресурсов. Данному периоду предшествовал стремительный прирост населения, сокращение естественной убыли населения, обусловленные, прогрессом медицины и временным повышением уровня жизни.

В этих условиях государство вынуждено было срочно предпринимать меры для выхода из кризиса. В январе 1932 года Конгресс США создал Финансовую корпорацию реконструкции (RFC), которая была призвана оказывать финансовую помощь железным дорогам, финансовым институтам и корпорациям. Затем её роль была расширена для оказания поддержки сельскому хозяйству и финансирования государственных и местных общественных работ. Был принят закон о Федеральном жилищном банке, который должен предоставлять кредиты организациям, занимающимся ипотечным кредитованием, активизировано бюджетное перераспределение доходов от богатых к бедным, чтобы стимулировать потребление. Максимальная ставка подоходного налога была повышена с 25 до 63 %.

Осенью 1932 г. Франклин Рузвельт победил на президентских выборах Герберта Гувера, так и не сумевшего, несмотря на все усилия, вывести страну из экономического кризиса 1929-1933 гг. Для выхода из кризиса в 1933 году начала осуществляться так называемая политика «новый курс» – государственные меры, направленные на регулирование экономики.

В первые сто дней своего президентства (начавшегося в марте 1933 г.) Ф. Рузвельт осуществил ряд важных реформ в экономической и социальной сферах. Этот период был отмечен интенсивной законодательной деятельностью. Были созданы Федеральная корпорация страхования вкладов и Федеральная администрация чрезвычайной помощи голодным и безработным (ФАЧП). В задачи ФАЧП входило: а) строительство, ремонт и улучшение шоссе и магистралей, общественных зданий и любых других государственных предприятий и коммунальных удобств; б) сохранение естественных богатств и развитие их добычи, включая контроль, использование и очищение вод, предотвращение почвенной и береговой эрозии, развитие водной энергетики, передачу электрической энергии, строительство различных речных и портовых сооружений и предотвращение наводнений. Все эти мероприятия требовали активного вовлечения рабочей силы, снижая проблему безработицы на рынке труда.

В 1933 г. принимается Закон о создания гражданской службы по поддержке занятости (Emergency Conservation Work Act). В рамках этого закона была создана служба по охране лесонасаждений (Civilian Conservation Corps Representation – CCCR). Эта служба была уполномочена предоставлять рабочие места с оплатой в размере 30 долл. в месяц 250 тыс. безработным мужчинам из городов в возрасте 18-25 лет для проведения работ по охране лесов, лесонасаждению и развитию национальных парков, по предотвращению эрозии земель, борьбе с наводнениями и проведению дорожного строительства под управлением армейских офицеров. В дальнейшем в этой службе было занято до 500 тыс. чел., а затем в 1941 г. до 2 млн. чел.

Позже в этом же году был принят Закон о создании национальной системы занятости (National Employment System Act), уполномочивший созданную Организацию службы занятости Соединенных Штатов (United States Employment Service – USES) оказывать поддержку по сокращению безработицы региональным и местным агентствам занятости.

В целях уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий принимались экстраординарные меры. Безработных направляли в создаваемые специальные организации («трудовые лагеря»), занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т. д. Особую роль играла организация работ для молодежи. Вначале общественные работы организовали только для мужчин, которых считали кормильцами их семей. В 1935 г. правительственные программы начали помогать и женщинам-одиночкам, самостоятельно ведущим свои хозяйства. Женщин главным образом нанимали на швейные работы для нужд госпиталей и благотворительных организаций. Чтобы обеспечить работой людей искусства, правительство финансировало проекты по декорированию зданий и сооружений. Обычно это были изображения рабочих в героических позах, занятых осуществлением грандиозных правительственных планов (строительством дамб, железных дорог и прочих сооружений).

Кризис 30-х гг. ХХ в. в США характеризовался подъемом рабочего движения, массовыми забастовками трудящихся. Особенно большой размах получила всеобщая забастовка в Сан-Франциско. В 1934 г. вспыхнула всеобщая забастовка текстильщиков, в которой приняло участие почти 500 тыс. чел. в 22 штатах. Всего в период 1934-39 гг. имели место 16 тыс. забастовок, в которых участвовало свыше 7 млн. чел. Наряду с забастовочной борьбой развивалось фермерское и общедемократическое движение. В условиях разрастающегося забастовочного движения и накаляющейся политической обстановки правительство пошло на удовлетворение ряда требований трудящихся, таких как увеличение зарплаты, право на оплачиваемые отпуска, повышение платы за сверхурочные работы и др.

Принятый в 1935 г. Национальный акт о трудовых отношениях (закон Вагнера) стал важной вехой в развитии трудового законодательства США. Впервые в общефедеральном масштабе легализовалась деятельность профсоюзов. При этом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках; предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры и не принимать на работу лиц, не состоящих в профсоюзах, подписавших коллективный договор; признавалось право на забастовки, если нарушались предписания закона. Для контроля за выполнением закона создавалось Национальное управление по трудовым отношениям. Его руководящий состав назначался президентом с одобрения сената. При обнаружении незаконных действий в трудовой практике Управление оформляло дело для передачи его в суд. Лица, препятствовавшие работе Управления, подлежали по суду наказанию штрафом до 5 000 долл., или тюремному заключению до одного года, или одновременно обоим видам наказания.

В 1935 г. конгрессом США был принят закон о социальном страховании граждан, согласно которому вводились пособия по безработице, инвалидности, а также пособия для сирот и вдов, для рабочих, достигших возраста 65 лет, устанавливались гарантированные пенсии. Фонды социального обеспечения формировались из взносов самих рабочих и отчислений капиталистов. В 1938 г. был принят закон, устанавливающий минимальную оплату труда и максимальную продолжительности рабочей недели, запрещающий использование детского труда.

В 1935 г. также создано Национальное управление по делам молодежи (National Youth Administation – NYA). В его задачи входило осуществления программы, направленной на обеспечение работой молодежи в возрасте от 16 до 25 лет, а также лиц, не занятых в полнопрограммных учебных заведениях, чтобы предоставить им работу на неполный рабочий день и обеспечить заработком, часть из которого можно было использовать для оплаты обучения. В 1936 г. этой программой было охвачено свыше 600 тыс. чел. В период войны NYA осуществляла подготовку рабочих кадров для военной промышленности.

Таким образом, в годы проведения политики «Нового курса» Ф. Рузвельта оформились социальные функции государства, улучшились условия труда и жизни рабочих. В результате проводимых реформ занятость в частном секторе США к 1937 г. восстановилась до уровня конца 1920-х гг., но ее дальнейший рост приостановился до начала Второй мировой войны.

В 1937 г. страну охватил очередной виток экономического кризиса, и главной причиной выхода из него фактически стали военные заказы для Второй мировой войны, позволившие повысить занятость населения и развивать промышленное производство. В результате в период правления Ф.Рузвельта не только увеличился монополистический капитал и прибыли корпораций, но и значительно стабилизировалась экономическая ситуация в стране, утвердилась система социальной защиты населения, меры государственной поддержки рабочих и фермерства. Ф. Рузвельт к тому времени стал крупным политическим деятелем, стремившимся укрепить позиции США на мировой арене.

Проведение «нового курса» потребовало мобилизации значительных денежных ресурсов, которые оказались в распоряжении правительства Ф.Рузвельта. Это происходило не без участия капиталистической элиты общества того времени, что было важнейшим фактором успеха. В целом результаты реформ правительства Ф.Рузвельта, в том числе его методы сокращения безработицы, имеют неоднозначные оценки в научных кругах, в том числе и американских [5]. Но их масштабность и историческое значение никто не подвергает сомнению.

Считаем, что опыт экономических реформ «нового курса» Ф.Рузвельта может быть применим и в современной России, при условии его адаптации на отечественную почву.

В условиях современной России проблема безработицы сохраняет свою актуальность. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата) численность экономически активного населения в сентябре 2014г. составила 75,7 млн.человек, или 53% от общей численности населения страны, в их числе 71,9 млн.человек, или 95,1% экономически активного населения были заняты в экономике и 3,7 млн.человек (4,9%) не имели занятия, но активно его искали. То есть по методологии Международной Организации Труда к безработным относятся 4,9% экономически активного населения или 0,8 млн.человек. Для сравнения, в сентябре 2013 г. уровень безработицы составлял 5,3% экономически активного населения страны [8]. Таким образом, официальные данные статистики свидетельствуют о смягчении проблемы безработицы в целом по стране.

Однако безработица в России имеет свои особенности:

Превышение уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В 2013г. это превышение составило 1,9 раза. В городах уровень безработицы составляет 4,3%, а в сельской местности – 8,1%.

Сильное влияние на занятость и безработицу в России оказывают региональные диспропорции [6,7]. Наиболее высокий уровень безработицы в Северокавказском федеральном округе (12,6% в 2013 г.), наименьший – в Центральном федеральном округе (3,1%). Т.е. разрыв этого показателя по федеральным округам России достигает почти 4 раза, а по субъектам Российской Федерации и того больше. К примеру, в г. Москве уровень официальной зарегистрированной безработицы равен 1,7%, в то время как в Ингушетии – 44,5% (выше в 26 раз)!

Высока доля безработицы среди молодежи, особенно в возрасте 15-19 и 20-24 лет (22-23% и 12-16%, соответственно, в зависимости от типа поселения). Средний возраст безработных составляет 34,5 лет. 30,9% в численности безработных составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности.

Высока доля застойной безработицы, когда работники ищут работу 12 месяцев и более. Это 34,2% безработных сельских жителей и 24,7% городских жителей.

В России 2010 год был объявлен годом борьбы с безработицей. Для безработных были организованы общественные работы, увеличилось кредитование малого бизнеса, были организованы курсы по обучению и переобучению (в основном рабочим специальностям). Однако эффективность мер по организации общественных работ оценивается неоднозначно. Эти работы заключались в основном в уборке улиц, благоустройстве территорий, обслуживании общественного транспорта, ремонте памятников культуры. Все эти меры не решают принципиально проблему безработицы. Возможно, организация работ по ремонту и строительству дорог и других объектов инфраструктуры дала бы лучшие результаты. В настоящих условиях:

Кадровые агентства не способствуют росту занятости, а лишь помогают компаниям найти нужного высококвалифицированного работника. Остальными безработными они не занимаются, так как не получают за это больших денег.

Государство, осуществляя поддержку неконкурентноспособных предприятий и не развивая должным образом реальный сектор экономики, не способствует выходу экономики на устойчивую траекторию экономического роста и преодолению кризисных явлений.

Пытаясь решить проблему нехватки рабочей силы за счет дешевого труда мигрантов – выходцев из стран бывшего СССР, чиновники сталкиваются со множеством других проблем, а ситуация с рабочими и инженерными кадрами в стране остается по-прежнему напряженной.

Основными проблемами современного рынка труда в России являются:

Недостаток рабочих мест.

Низкое экономическое развитие некоторых территорий и областей.

Половая и возрастная дискриминация.

В сложившейся ситуации считаем возможным проведение мер по сокращению безработицы в Росси по следующим направлениям:

создание новых высокопроизводительных рабочих мест;

приоритетное использование местного трудового потенциала перед иностранной рабочей силой на региональных рынках труда;

стимулирование фермерства, развитие инфраструктуры сельских территорий;

совершенствование работы бирж труда, создание других видов служб занятости;

развитие системы молодежных бирж труда и иных служб, содействующих занятости среди молодежи;

усовершенствование информационного обеспечения рынка труда;

создание системы переподготовки и переквалификации безработных;

поддержка частных и государственных служб, занимающихся подготовкой и переподготовкой работников;

проведение протекционистских мер по защите национального рынка;

социальная защита и поддержка слабо защищённых слоёв населения.

В этом перечне перечислены меры, которые в том числе применялись и администрацией Ф.Рузвельта в период «Великой депрессии». Но, необходимо заметить, что меры государства в регулировании рынка труда вообще и уровня безработицы в частности, должны быть оптимальными. На практике это означает, что определённый небольшой уровень безработицы является нормой для экономики, поэтому государство не должно стремиться к абсолютному уничтожению безработицы. Оно, скорее всего, должно не допускать увеличения уровня безработицы выше определённого критического значения. Это значение, в зависимости от различных условий (экономических, политических, социальных и иных) может быть разным. Государство должно различными способами стимулировать занятость и оказывать материальную поддержку строго адресно. В противном случае у безработных может сформироваться безответственное и безынициативное поведение. Государство должно позиционировать себя как «помощника» безработному, но ни в коем случае как «опекуна».

Список литературы

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

В чём заключался «Новый курс» Рузвельта

Дословный перевод названия политики, проводимой Франклином Делано Рузвельтом, «Новая сделка» (New Deal). Но в русском языке этот термин имеет несколько иной смысл, чем в английском. Кроме того, Рузвельт действительно повёл страну новым курсом, резко отличавшимся от того, что делали ранее президенты США.

Предыдущий глава государства Герберт Гувер придерживался четырёх основополагающих принципов:

Ставший президентом 4 марта 1933 года Франклин Рузвельт, наоборот, выступал за самое широкое участие государства в делах экономики и увеличение госрасходов во имя её перезапуска. Уже пять дней спустя Конгресс США начал специальную сессию, длившуюся три месяца, во время которой были приняты важнейшие законы, обеспечившие проведение «Нового курса». Начал Рузвельт с банковской сферы, объявив 6 марта 1933 года банковские каникулы. Неделю банки были закрыты, в них шёл анализ состояния кредитных учреждений — разделение на три категории: «закрыть», «сохранить», «сохранить при выделении помощи». Банки из двух последних категорий открылись снова. Разорившимися банками стала управлять государственная Реконструктивная финансовая корпорация (РФК). Итог — оздоровление банковской системы и концентрация ресурсов, хотя самих банков стало меньше на 15%, зато объём активов вырос на 37%.

Для уменьшения безработицы администрация ф рузвельта что сделала. Смотреть фото Для уменьшения безработицы администрация ф рузвельта что сделала. Смотреть картинку Для уменьшения безработицы администрация ф рузвельта что сделала. Картинка про Для уменьшения безработицы администрация ф рузвельта что сделала. Фото Для уменьшения безработицы администрация ф рузвельта что сделала

Промышленность и бизнес получили возможность масштабного кредитования. Рузвельт разделил банки на депозитные и инвестиционные, это деление сохраняется и поныне. Инвестиционным банкам было запрещено работать с депозитами населения и юридических лиц, а депозитным — заниматься рискованными инвестициями.

Государство страховало вклады, полностью компенсируя суммы до 10 тыс. долл. Это устраивало широкие массы и вызвало доверие к банкам, отток денег физических лиц прекратился: люди понесли в банки средства, что дало возможность пустить их в дело.

Для банков стало обязательным резервирование, эта норма до сих пор активно применяется центробанками для регулирования.

Наряду с запретом свободного золотого обращения и вывоза золота за границу, Рузвельт пошёл на девальвацию доллара: с января 1934 года содержание в нём золота уменьшилось на 41%, зато цена тройской унции выросла до 35 долл.

Предпринятые меры создали механизм развития американской экономики через инфляцию. С помощью девальвации доходы перераспределились от финансистов к промышленникам — Рузвельту было важно развитие промышленности.

В июне 1933 года принимается Закон о восстановлении национальной промышленности, его реализацию поручают Администрации национального восстановления, объединившей видных промышленников, предпринимателей и экономистов. Двухлетнее приостановление антитрестовского законодательства концентрирует производственные активы.

Рузвельт считал, что во время кризиса необходимо приостановить конкуренцию внутри каждой отрасли, промышленность разделили на 17 групп, было создано 400 кодексов честной конкуренции, регулировавших все аспекты. При помощи кодексов удалось привести объёмы производства в соответствие с платёжеспособным покупательским спросом.

Ещё одним важным приоритетом «Нового курса» стала борьба с безработицей. В 1933 году только каждый десятый ­— на полной занятости, в стране числилось почти 17 млн безработных, на 60% был сокращён фонд заработной платы. Потерявшие доход граждане лишались жилья из-за невозможности обслуживать займы, переселялись в пригороды, где строили трущобы и где царил натуральный обмен.

Через Администрацию по оказанию чрезвычайной помощи безработным были распределены бюджетные 4 млрд долл. Рузвельт создавал рабочие места при помощи госсредств — важно было дать людям доход для оживления потребления.

Рабочие места старались создавать в отраслях, дающих мультипликативный эффект в смежных секторах. Безработные активно привлекались к общественным оплачиваемым работам, через них прошли порядка 4 млн человек. Молодые люди 18–25 лет добровольно концентрировались в специальных трудовых лагерях, где гарантировались работа и зарплата. Они жили на гособеспечении, поэтому из 30 долл. зарплаты порядка 25 долл. отправлялось семье молодого человека или девушки.

Для уменьшения безработицы администрация ф рузвельта что сделала. Смотреть фото Для уменьшения безработицы администрация ф рузвельта что сделала. Смотреть картинку Для уменьшения безработицы администрация ф рузвельта что сделала. Картинка про Для уменьшения безработицы администрация ф рузвельта что сделала. Фото Для уменьшения безработицы администрация ф рузвельта что сделала

В 1935 году введено страхование по старости и безработице.

В результате всех этих действий стимулировался экономический рост. «Великая депрессия» привела к падению цен на сельхозпродукцию на 58%, что не обеспечивало даже текущие потребности фермеров, не говоря о развитии агропромышленного комплекса. Разорилась примерно пятая часть фермеров. Сельхозтовары выгоднее было уничтожить, чем везти на продажу.

В 1933 году принимается Закон о регулировании сельского хозяйства, реализация которого поручается Администрации регулирования сельского хозяйства. Уровень цен устанавливает государство — они растут.

Фермеры получают госсредства, если сокращают посевы и выпуск продукции. Из оборота выведено 10 млн акров площадей под хлопок, уничтожается четверть иных посевов, поголовье свиней и крупного рогатого скота уменьшено на 30 млн голов. В 1934 году хлопковый урожай сокращается на четверть, кукурузы — на 40%. Сельхозпродукция прекратила дешеветь, фермеры вздохнули чуть свободнее. В мае 1935 года правительство создаёт Администрацию по сельской электрификации (REA).

Национальный акт о трудовых отношениях (закон Вагнера), принятый 5 июля 1935 года, знаменует второй этап реформ. Документ гарантировал подписание коллективного договора и организацию стачек. В июне 1938 года принимается Закон о справедливых условиях труда, вводивший минимальную почасовую оплату в 25 центов и полтора тарифа при превышении продолжительности рабочей недели, ограничен труд детей.

Государство развивает строительство жилья и ипотеку. В 1933 году начала работу Ссудная корпорация владельцев жилья, впервые финансирующая ипотеку через выпуск облигаций. В 1938 году под контролем государства создаётся Федеральная национальная ипотечная ассоциация (FNMA).

Источник

Пример Рузвельта: как помочь миллиону безработных

Для уменьшения безработицы администрация ф рузвельта что сделала. Смотреть фото Для уменьшения безработицы администрация ф рузвельта что сделала. Смотреть картинку Для уменьшения безработицы администрация ф рузвельта что сделала. Картинка про Для уменьшения безработицы администрация ф рузвельта что сделала. Фото Для уменьшения безработицы администрация ф рузвельта что сделала

У многих новых репатриантов (особенно, репатрианток) было тяжелое начало. Мужчины шли в сторожа и охранники, женщины мыли торговые центры и убирали квартиры. За целый век каждая из восьми волн репатриации сталкивалась с одной и той же проблемой: когда нет работы, любая работа хороша.

Сейчас та же проблема встала во весь рост перед сабрами, которым в прошлом и в голову не приходило идти на стройку (для этого всегда были палестинцы, а потом – иностранные рабочие) или мыть лестницы (для этого были новые репатриантки).

Но теперь выбора нет: либо человек не работает и голодает вместе с семьей, либо соглашается на любую работу. Время изобилия и процветания. нет, не кончилось, но приостановилось на неопределенный срок.

Помните сон библейского Иосифа про семь тучных и семь тощих коров? Сегодня не нужны ни провидцы, ни пророки, чтобы узнать, какие сны нам снятся: «корона» съела всех коров.

Что сделал Рузвельт?

«Новый курс» президента США Франклина Рузвельта, давно изучаемый на экономических факультетах всего мира, помог Америке выйти из Великой депрессии и нарастить мускулатуру. В оригинальном названии New Deal есть столь любимое Дональдом Трампом слово «deal» («сделка»), подразумевающее сделку между государством и гражданами: оно обеспечивает работу – они соглашаются ее делать.

Вынесем за скобки приметы Америки 30-х годов, которые не имеют отношения к Израилю: биржевой и банковский крах, золото, борьба профсоюзов и массовые самоубийства. Зато в перечне практических идей «Нового курса» было то, что может нам пригодиться.

Рузвельт сформировал Администрацию общественных работ, которая занялась созданием временных рабочих мест, получив на это многомиллиардный бюджет – при параллельном жестком урезании правительственных расходов. Потом последовало установление минимальных цен на продукты питания. Потом – контроль за выращиванием основных сельскохозяйственных культур и прямая денежная помощь фермерам. Четверть миллиона молодых людей были наняты для лесопосадок. Кроме того, по распоряжению Рузвельта был создан отдельный, «чрезвычайный бюджет» для новых расходов в борьбе с экономическим кризисом.

Можно ли сегодня поверить, что в Америке, почти поставленной на колени Великой депрессией, уровень безработицы не опускался ниже 14 процентов? Для сравнения – в апреле 2020 года, на пике эпидемии, безработица в Израиле достигла почти 25 процентов, а к июлю, по данным Службы трудоустройства, снизилась до 21 процента.

Стоит также напомнить, что президент Рузвельт прославился своими радио-обращениями к народу, известными как «Беседы у камина», которые слушала вся Америка, потому что президент спокойно, терпеливо и детально описывал все принимаемые меры и объяснял новые законы. А главное – он сумел убедить американцев, что в Белом доме сидит ответственный человек, знающий, что делать, и совместными усилиями они справятся со всеми трудностями, и снова сделают Америку великой (вот чьи слова, как попугай, повторяет Дональд Трамп). С 1933 по 1944 год президент Рузвельт беседовал с американцами примерно три раза в год, и каждая из этих бесед была не пустопорожней болтовней, а колоссальной моральной поддержкой для американцев, которые поверили в «Новый курс» своего президента и наглядно увидели результаты его трудов на улице и в своем кармане.

А что делает израильский премьер? В самом начале эпидемии он еженедельно появлялся на телеэкране и учил народ. правильно сморкаться. И все время расхваливал себя и свои мифические достижения. Как только мистификация стала очевидной, а статистика заболеваемости рванулась вверх, он исчез с экрана. Громче всех над ним до сих пор смеется коронавирус. Подобно знаменитому голландскому мальчику, который заткнул пальцем дырку в дамбе, наш премьер хотел проделать тот же номер. Но у него не получилось и он ограничился тем, что непрерывно повторял одно и тоже: он контролирует эпидемию, он управляет кризисом и ему «звонит весь мир» для обмена опытом.

В Израиле это уже было

После создания Государства Израиль было уже несколько периодов жесточайшей массовой безработицы, когда не было возможности дать работу всем новым репатриантам. Именно тогда была создана Служба трудоустройства и начаты широкомасштабное профобучение и переквалификация, чтобы обеспечить людей минимально необходимым заработком.

Тогда у молодого еврейского государства еще не было возможности раздавать налево и направо щедрые социальные пособия, которые с годами позволили жить припеваючи без всякой работы сразу трем секторам – ультраортодоксам и арабам с бедуинами.

К середине 60-х годов правительство сильно сократило инвестиции в народное хозяйство, чтобы уменьшить платежный баланс, который раздулся до опасного уровня из-за обилия репатриантов и массированных инвестиций в промышленность в период между 1954 и 1964 годами. В результате этого с 1965 года началась экономическая депрессия, вызвавшая увеличение безработицы до 10 процентов от всего трудоспособного населения, а также уменьшение репатриации и рост эмиграции.

Но тогда у руля стоял поныне недооцененный глава правительства Леви Эшколь, прирожденный хозяйственник, который мог заикаться в радио-обращении к народу в канун Шестидневной войны, но никогда не заикался и не лебезил перед президентом США. К тому же министром финансов в правительстве Эшколя был «экономический царь» Пинхас Сапир, который, между прочим, внес основную лепту в развитие и укрепление системы здравоохранения. Хотя они с Эшколем были в одной партии, но, в отличие от нынешнего министра финансов Исраэля Каца, Сапир никогда не ставил личную и партийную лояльность выше государственных интересов.

Тандем Эшколь-Сапир сделал для Государства Израиль то, о чем не может и мечтать нынешний глава правительства, не признающий никаких тандемов.

Трудные времена продолжались до Шестидневной войны, ставшей катализатором экономического расцвета Израиля и значительно уменьшившей число безработных, несмотря на то, что работу в стране получили 80 тысяч палестинцев из Иудеи, Самарии и сектора Газа. Экономический рост продолжался до Войны Судного дня в 1973 году.

Никто не забудет экономический кризис 1985 года, когда государственный долг достиг 200 процентов, а инфляция — 400! Тогда у власти тоже было двухголовое правительство чрезвычайного положения, и Шамир с Пересом не терпели друг друга не меньше, чем Нетаниягу и Ганц. На посту главы правительства Перес тоже позволял себе действовать в обход кнессета, однако уже в течение года удалось покончить и с космической инфляцией, и с ростом безработицы. Но главное отличие от нынешнего кризиса состояло в том, что тогда народ понял безвыходность положения и положился на правительство. Сегодня он не верит ни одному его слову и ставит под сомнение любое указание властей.

Как деликатно выражаются официальные источники, «с конца 80-х годов, когда началась большая репатриация из СССР и Эфиопии, безработица снова выросла, и многие новые репатрианты были вынуждены пойти на работу, которая не соответствовала их образованию, опыту и способностям».

В середине 90-х годов положение значительно улучшилось, и безработица снизилась до 6,5 процентов.

В середине 1996 года началась экономическая депрессия, и безработица выросла до 10 процентов. Ее особенность была в том, что на этот раз почти 200 тысяч безработных в большинстве своем были старожилами с низким образованием, ставшими жертвами технологической революции: индустрия хай-тек привела к закрытию старых заводов, где работа не требовала высшего образования.

С начала 2000-х новые безработные отличались тем, что, в отличие от своих предшественников, имели высшее образование, но либо вообще не нашли работы, либо не нашли ее по специальности и в своей области.

Тем не менее, в последующие годы безработица в Израиле продолжала снижаться, дойдя до исторического минимума в 2018 году – 3,6 процента. В 2019 году эта цифра чуть увеличилась – 3,7 процента. А 2020 год начался с «короны», которая отбросила Израиль более, чем на полвека назад.

Что делать сейчас?

С начала 20-х годов прошлого века в Эрец-Исраэль громыхал лозунг «Авода иврит» («Еврейский труд»). Но к XXI веку громыхание кончилось: на стройках воцарились китайцы, румыны, молдаване и украинцы, в сельском хозяйстве – тайцы. А среди персонала домов для престарелых. кого там только нет, кроме израильтян. Так что в Израиле безусловно есть «китайский труд», а «еврейский труд» ушел в подполье.

Но так было не всегда. С начала 60-х годов израильское правительство использовало армию безработных на стройках, для сельхозработ и лесопосадок. Так родилось понятие «инициированных работ». Так появились типовые рабочие кварталы по всей стране. Так зазеленели леса. Так был построен национальный водовод.

При этом правительство учитывало опыт прошлого. Чего стоит одна лишь идея тель-авивского муниципалитета совместно с «Сохнутом», которые в 1938 году призвали 600 мужчин и женщин, работавших в две смены, чтобы разровнять песчаные дюны в северной части тель-авивского взморья, где собирались начать строительство электростанции. Патриотические кинокадры того времени говорят сами за себя: песок так и летел в разные стороны, и за это платили деньги тем, у кого их не было.

Сегодня на строительстве домов и дорог людей с лопатами почти не найти – их заменила техника. Тем не менее, количество людей на разных работах остается ключевым фактором. К примеру, на строительстве четырехполосной городской дороги работают один экскаватор, два трактора, бульдозер и каток. Вряд ли кто-то будет спорить, что увеличение числа машин и, соответственно, людей значительно сократит срок прокладки этой дороги.

То же самое со строительством домов. Помнится, китайцы предлагали нам 100 тысяч строительных рабочих, но сделка не состоялась. В среднем на строительстве пятиэтажного дома у нас работает около десятка рабочих, которые завершают его за два года. Если же их будет двадцать, а то и тридцать, есть все шансы, что дом построят за год. Как и обещали китайцы.

В XXI веке уже нет разделения работы на черную и белую, чистую и грязную. Любая работа достойна. Куда бы мы делись без мусорщиков и ассенизаторов! Есть только одно разделение: работа и безработица.

Если сравнить возможности Государства Израиль с начинаниями президента Рузвельта, мы увидим, что почти все инструменты для успешной борьбы с безработицей у нас есть. Надо только коренным образом изменить отношение граждан к труду. При массовой безработице работой нужно обеспечить израильтян, а не иностранных рабочих.

У нас тоже есть государственная компания дорожно-строительных работ «Нетивей Исраэль» (в прошлом она носила вполне рузвельтовское название – «Совет общественных работ»). Она-то хорошо знает, как использовать рабочую силу и создавать новые рабочие места.

В список «инициированных работ» сразу войдут сельхозработы, стройки и лесопосадки (как в 60-х годах), которые всегда остаются крайне важным национальным делом для страны, где все еще хватает пустыни. Очень пригодятся курсы спасателей и пожарных, чтобы значительно увеличить их расчеты во избежание ежегодных бедствий.

Особый вопрос, привлекший внимание всех СМИ во время эпидемии – многочисленные дома для престарелых, где среди персонала практически нет израильтян, но это нетерпимое положение можно и нужно изменить.

Немалую пользу может принести переквалификация безработных математиков, физиков и химиков – в школьных учителей, безработных филологов – в медсестер и медбратьев, в которых давно и отчаянно нуждается Израиль, экскурсоводов – в лаборантов, а безработных актеров – в руководителей детских кружков самодеятельности.

Стоит вспомнить о многолетней кампании израильского миллиардера Стефа Вертхаймера, который добрых полвека ратовал за возрождение системы среднего профобразования – не пора ли подумать об этом именно сейчас, чтобы у нас не выросло поколение безработных?

До сих пор никто не усвоил еще одного урока «Нового курса» Рузвельта: культура нуждается в активной и щедрой помощи государства, без которой она зачахнет в годину бедствий.

Наконец, план спасения израильской экономики 1985 года тоже может пригодиться: его авторы — четыре профессора экономики понимали в ней толк, поэтому без всяких сантиментов включили в план гигантское сокращение госбюджета, заодно прикончив священную корову и сократив оборонный бюджет; были отменены все субсидии на продукты питания; и, если этого мало — заморожена зарплата всех рабочих и служащих в госсекторе.

Владимир Лазарис, «Детали». На фото: президент Рузвельт, «Беседы у камина», 1941. AP Photo/Henry Griffin, File˜

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *