Доказать что формула этикет воспитание работает
Значение этикета в процессе формирования личности ребёнка
Наталия Андронова
Значение этикета в процессе формирования личности ребёнка
«Значение этикета в процессе формирования личности ребёнка»
На протяжении долгого времени в России, а еще раньше – в Европе, хорошие манеры были отличительной чертой представителей привилегированного класса. Обучить ребенка этикету означало для многих семей – обеспечить своему чаду будущее, дать ему тот багаж, который пригодится ему в обществе. На протяжении истории приоритеты в этикете несколько менялись, но основы остаются нерушимыми уже более 300 лет. Например, в начале XIX века среди аристократов состояние скуки, меланхолии было частью этикета. Но и такие качества, как скромность, доброжелательность, учтивость ценились тогда и приветствуются до сих пор. Так что же такое – этикет? Нужен ли он сегодня? Как ему обучать и в каком возрасте стоит начинать?
С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в детском саду и т. п.) и постепенно приобретает опыт общественного поведения. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения.
Работая с детьми, воспитатель уделяет большое внимание формированию этикета. Каждый день дети здороваются, общаются, собирают игрушки, умываются, одеваются на прогулку. Во всех этих случаях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников, в соответствии с ситуацией.
Воспитатель приучает детей здороваться со своими товарищами, со взрослыми. Это формирует у детей положительную привычку. Имеет значение и интонация,с которой было произнесено приветствие: «Здравствуйте!» или «Доброе утро!». Ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающим.
Любой из моментов режима дня в детском саду содержит огромные воспитательные возможности. Поэтому воспитателю необходимо учить детей уступать друг другу, прийти на помощь, вежливо обратиться к товарищу, быть доброжелательными. Воспитатель на конкретных примерах объясняет детям необходимость и целесообразность каждого правила поведения. Осознав их ценность, малыши начинают активно ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам становится для ребят нормой поведения.
Прежде всего, ребенку с малых лет нужно дать элементарные знания этикета. Этикет – слово французского происхождения. К нему относят правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. В основе этикета лежат правила поведения, которые являются всеобщими, поскольку они соблюдаются не только представителями какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире.
Среди наиболее важных нравственных качеств, которые мы хотели бы видеть в наших детях,можно выделить:
• Вежливость. Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии.
• Деликатность. Это качество по праву называют «сестрой вежливости». Деликатный человек никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями.
• Предупредительность. Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялась у них из добрых побуждений.
• Скромность. Эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям, высокая требовательность к самому себе.
• Общительность. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявлять доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. Общительный ребенок быстрее находит себе место в детском саду.
Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского коллектива, в котором формируются такие человеческие качества, как коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходится соизмерять с желаниями других, тогда унего возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.
Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность – одним словом, вызывающих эмоции. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например, утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами. Утро началось жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило или взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости.
У воспитанников детского сада возникает много поводов для общения. Театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет – побуждения к обмену впечатлениями, которые заставляют тянуться к сверстникам. Задача взрослых – направлять отношения детей так, чтобы они содействовали формированию навыков коллективизма. Важно привить ребенку элементарную культуру общения,помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушая игру шумным вторжением.
Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения в совместной деятельности.
Любая теория не имеет смысла без практики. Основная задача как педагогов, так и родителей заключается в том, чтобы социализировать жизнь ребенка самым оптимальным образом. Это поспособствует и его культурному развитию, и сделает жизненно необходимым понятие «этикет». Дети смогут наблюдать за поведением других людей в разных ситуациях, видеть, что в приоритете для них, и проецировать эти модели поведения на себя. Они будут учиться не самим правилам, а способам взаимодействия с окружающими по этим правилам.
И самое главное! Взрослым важно помнить, что ребенок строит свои взаимоотношения с другими детьми по тем моделям поведения, которые наблюдает в обществе. Поэтому нам самим просто необходимо соблюдать правила этикета. Даже самые нескучные игры не смогут привить ребёнку хорошие манеры, если у него перед глазами не будет достойного примера для подражания в нашем лице.
Этикет за столом для детей
В понятие «хорошие манеры» входит не только умение общаться в коллективе, но и как правильно вести себя за столом. Поэтому детям начиная с самого раннего возраста необходимо знать, что можно делать во время еды, а что – нет. Причем, правила и нормы поведения за столом следует прививать не только тогда, когда вы посещаете или принимаете гостей, но и в повседневной жизни.
Этикет поведения за столом мало чем отличается от этикета для взрослых. Ключевой вопрос – как правильно объяснить малышу понятие этикета и донести до него все его аспекты и нюансы. На самом деле, все очень просто, и начать можно с личного примера. Причем делать это лучше в форме игры (ведь основной вид деятельности ребенка – это игра; именно через нее ребенок черпает для себя знания обо всем, что его окружает). В этой игре должны быть строгие правила и требования. Например, обучая ребенка пользоваться ножом и вилкой, можно рассказать историю о том, как выдуманный герой сказки, не зная правил этикета, вел себя за столом. Далее, можно рассказать о том, как другие герои помогли ему справиться с проблемой. Такое обучение не просто понравится малышу, но и вызовет в нем желание научиться справляться самому, чтобы не оказаться в подобной ситуации.
На что следует обратить внимание при обучении этикету за столом?
В первую очередь, необходимо как можно чаще сервировать стол согласно этикету. Таким образом, ребенок в кратчайшие сроки запомнит название каждого прибора и научится правильно ими пользоваться. Кроме того, эти знания останутся в памяти на всю жизнь, и в будущем, в более старшем возрасте, у ребенка не возникнет чувство неуверенности за столом.
Очень важно объяснить ребенку,что за столом:
• Надо сидеть с ровной и красивой осанкой;
• Нельзя наклонять тарелку к себе во время еды;
• Кушать надо тихо, без лишнего шума;
• Нельзя баловаться или играть с едой;
• Всегда проявлять заботу о соседях по столу.
Необходимо помнить следующее:
• Ребенка надо кормить в строго определенное время;
• Давать только то, что полагается по возрасту;
• Кормить детей надо спокойно, терпеливо, давая возможность хорошо пережевывать пищу;
• Ни в коем случае нельзя кормить ребенка «через силу»;
• Не применять поощрение за съеденное, угроз и наказаний за несъеденное;
•Надо поощрять: желание ребенка есть самостоятельно; стремление ребенка участвовать в сервировке и уборке стола;
• Надо приучать ребенка тщательно мыть руки перед едой; жевать пищу с закрытым ртом; есть только за столом; правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом; вставая из-за стола, проверить свое место – достаточно ли оно чистое, при необходимости самостоятельно убрать его; окончив еду, поблагодарить тех, кто ее приготовил, сервировал стол.
В заключении хочу добавить, что и «Москва не сразу строилась». Возможно,у малыша не сразу все будет получаться: например, одновременно орудовать вилкой и ножом маленькими ручками дело не из легких. Проявите к нему терпение, ласку и внимание, и все обязательно получится!
Обогащение развивающей среды — одно из условий формирования личности ребёнка Что такое развивающая среда? Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая.
Русский танец как средство формирования и воспитания личности дошкольника В наше время, когда происходят глубокие изменения в жизни общества, когда страна нуждается в здоровом духовно и физически поколении, необходимо.
Направленность личности педагога в учебном процессе Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее.
План формирования нравственности личности обучаемого 3–4 года Область Название мероприятия Форма проведения Месяц Познавательное развитие Речевое развитие Социально – коммуникативное развитие Художественно.
Значение культуры и образования в дошкольном возрасте при становлении личности человека ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПРИ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Чуева В. И., воспитатель МАДОУ «Центр развития.
Эссе «Полноценное физическое и психическое развитие и здоровье ребёнка — основа формирования личности» Я работаю в детском саду инструктором по физической культуре. Закончив Ессентукский Педагогический колледж, и получив профессию учителя.
Занятие образовательного клуба для молодых педагогов «Значение лепки для развития личности дошкольника» Цель: уточнить и расширить представления воспитателей с небольшим стажем работы в дошкольной образовательной организации о значении лепки.
Значение общения в развитии ребёнка Роль общения в развитии ребенка Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только.
Педагогические подходы к обучению детей правилам современного этикета
Ирина Шурховецкая
Педагогические подходы к обучению детей правилам современного этикета
Педагогические подходы
к обучению детей правилам
современного этикета.
Составила ст.воспитатель: Шурховецкая И. А.
Одни из самых первых представлений о нормах поведения ребёнок получает в семье и детском саду.Вот один из примеров: мама говорит трёхлетнему малышу: «Что надо сказать девочке за угощение? Молодец, ты вежливый мальчик». Бабушка, умывая лицо внучке,приговаривает: «Будешь чистой, заинька, будет у тебя много друзей».
В детском саду ребёнок попадает в мир, в котором соблюдение правил поведения необходимо для нормального существования детского коллектива, и воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими взрослыми людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни и формируя навыки позитивного общения.
Одни дети входят в сложный мир общения легко и свободно, другие пугаются, испытывают дискомфорт. Родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в познании норм человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно.
Обучение детей правилам поведения требует фантазии, увлекательности и такта.
В этикете особую значимость имеют нравственные аспекты, поэтому необходимо обращать внимание детей на то, что и почему хорошо или плохо. «Почему надо здороваться при встрече? Хорошо ли в гостях обижаться и капризничать? Можно ли сесть за обеденный стол с грязными руками? Почему нельзя? Приятно ли другим участникам застолья смотреть на грязные руки?»
Следует выбрать правильный тон общения воспитателя и воспитанника. Уважение к ребёнку, понимание его индивидуальности, дружелюбное отношение к нему создают наилучшие условия для формирования норм поведения, базирующихся на этикете. Обращаться к детям желательно по имени, их же приучать к обращению ко взрослым по имени отчеству.
Испытывая радость от общения с воспитателем, дети верят в правоту его слов. Необходимый настрой создаёт и выработанный совместными усилиями порядок поведения в группе и на занятии, в котором приняты основные правила: умение сопереживать, проявлять дружеское участие и терпение; доброжелательно воспринимать других; не отказываться от участия в играх и упражнениях; не стесняться своего незнания и неумения (мы собрались для того, чтобы узнать и научиться, не бояться ошибаться, не смеяться над ошибками других.
Обучение дошкольников правилам этикетаосуществляется в два этапа: на первом формируются первоначальные представления о правилах поведения, на втором, в старшей и подготовительной к школе группах,даются понятия: «правила поведения», «их нравственная и эстетическая основа».Формирование основ поведенческой культуры происходит следующим образом: мы должны дать ребёнку
1. Знание правил этикета
2. Понимание его разумности и необходимости
3. Умение применять его практически
4. Эмоциональное переживание от его выполнения.
Важно, чтобы ребёнок, познакомившись с тем или иным правилом поведения, чувствовал, что хорошо и что плохо. Пройдя этот цикл, мы возвращаемся к изучаемому правилу снова, но на более глубокой основе.
Для формирования этикетного поведения необходимы следующие условия.
1 Позитивный настрой. Нельзя обижать своих воспитанников, для чего используются обращения по именам, внимание, похвалы и т. д.
2 Пример взрослых, прежде всего воспитателя. Ребёнок оценивает взрослых, прощает или не прощает ошибки, допущенные ими. Желательно, чтобы воспитатель оценивал своё поведение с позицией разумности и необходимости соблюдения этикета и соответствия его собственным словам. Воспитатель должен продумывать всё что помогает достижению главной цели – созданию творческой, доброжелательной, дружеской обстановки.
3 Связь с семьёй. Это условие позволяет выработать единство требований к ребёнку. Воспитание детей осуществляется в процессе их деятельности при сочетании педагогического руководства с развитием детской инициативы и самостоятельности, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, при единстве требований воспитателя и родителей.
Дошкольники в результате проводимой работы должны понимать разумность и необходимость поведенческих правил, их нравственную основу (уважение и доброжелательность к другим людям, должны стремиться к выработке хороших манер, к уважению национальных традиций.
Способы педагогического воздействия на детей при обучении правилам этикета:
Упражнения. То или иное действие многократно повторяется. При этом следует добиваться осознания ребёнком необходимости и разумности такого действия.
Организация воспитывающих ситуаций. Приближает детей к реальным жизненным условиям, ибо они оказываются перед выбором, например, есть вилкой и ножом или одной вилкой.
Поощрение. Широко используемый метод, реализуемый различными способами. Он побуждает детей к выбору правильного поведенческого шага в результате его нравственного потенциала.
Наказание. Должно применяться только при условии невозможности использования других мер воздействия. Цель наказания – пробудить желание поступать хорошо, на основе норм этикета.
Пример для подражания. Является своеобразным наглядным образцом. Примером могут быть воспитатели, родители, дети, литературные и сказочные герои.
Словесные методы помогают более осознанному пониманию поведенческих правил, но применяя их, следует избегать скучных и долгих нотаций. Жизненная или сказочная история создаёт необходимый эмоциональный фон для восприятия правил поведения. Ведь детский опыт ещё невелик, поэтому надо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступать в той или иной ситуации. Кроме того, беседа помогает выяснить, знают и понимают ли дети нормы и правила поведения. Её разумнее проводить с небольшой группой в 5-8 человек, при этом каждый ребёнок может высказать своё мнение.
Несколько слов о размещении детей на занятиях по изучению этикета. Наиболее разумно предложить им места на стульях, поставленных кругом или полукругом. Воспитатель сидит среди детей на таком же невысоком стуле, чтобы его глаза были примерно на том же уровне, что и у воспитанников. Если в занятии участвуют и родители,можно поставить стулья в 2 полукруга: детские, за ними взрослые. Это даёт возможность ребёнку легко и свободно выйти в круг, чтобы выполнить то или иное упражнение, проиграть сценку. На занятиях по столовому этикету, на которых особенно важно присутствие родителей, желательно каждому ребёнку и его гостю предоставить отдельный стол.
Итак, знать и уметь соблюдать правила этикета надо, а чтобы они вошли в привычку, обучать этому детей необходимо с самого раннего возраста.
Психолого-педагогические аспекты индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста «Психолого-педагогические аспекты индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста» Воспитание и обучение входят.
Буклет для родителей по правилам этикета школа вежливости :: как себя вести :: этикет Здравствуй, дружок! Не знаю, как ты, а я что-то проголодалась. Не пора ли нам подкрепиться?.
Конспект непосредственной деятельности по обучению детей правилам дорожного движения Конспект непосредственной деятельности по обучению детей правилам дорожного движения. В старшей группе Воспитатель высшей категории:.
Конспект занятия по обучению детей младшего дошкольного возраста правилам дорожного движения «Красный, жёлтый, зелёный» Цель: Формирование устойчивых навыков безопасного поведения детей на улицах города Задачи: Закрепить понятия «тротуар», «проезжая часть»,.
Памятка для родителей: «Рекомендации родителям по обучению детей правилам дорожного движения». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 34 Памятка «Рекомендации родителям по.
Педагогический проект по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения РЕСПУБЛИКА САХА ЯКУТИЯ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Цветик-семицветик» Поселка Беркакит Нерюнгринского района.
Перспективный план работы по обучению детей подготовительной группы правилам дорожного движения сентябрь 1. Целевая прогулка «Здравствуй, улица». 2. Беседа «История создания правил дорожного движения». 3. Аппликация (коллективная) «На.
Подходы к обучению пению дошкольников в классических методиках. Один из основоположников общественного дошкольного воспитания в нашей стране является Николай Афанасьевич Метлов (1885-1971) – видный советский.
Подходы к обучению пению дошкольников в классических методиках. Научные исследования в области физиологии, психологии, педагогические эксперименты, которые проходили в детских садах под руководством АПН.
Опыт работы «Воспитание этики поведения у воспитанников старшего дошкольного возраста»
Елена Пронягина
Опыт работы «Воспитание этики поведения у воспитанников старшего дошкольного возраста»
Опыт работы на тему:
«Воспитание этики поведения у воспитанников старшего возраста»
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования.
Огромное внимание этой проблеме уделяли К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, О. А. Соколова, А. М. Виноградова, Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец, А. И. Леонтьев, В. И. Логинова, Саморукова, М. Э. Вайнер, В. А. Петровский и др. А я попыталась составить перспективный план, серию занятий по воспитанию этики поведения.
Дошкольное детство – это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Ему нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают.
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века, в ФГОСТ ДО представлены целевые ориентиры, одни из которых
Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Поэтому проблема нравственного воспитания и этики поведения в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образование. Анализируя психолого– педагогическую литературу по вопросам воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста, мы выделили цель, задачи, принципы и методы нравственного воспитания.
Формирование основ культуры у детей происходит в процессе усвоения ими основных правил этикета. По мнению И. Н. Курочкиной обучение каждому правилу проводится по своеобразному циклу,включающему четыре стадии:
— знание этикетного правила;
— осознание его разумности и необходимости;
— умение применять его практически;
— эмоциональное переживание от его выполнения.
Также изучили классификации воспитательных методов. За основу взяли классификацию Саморуковой и Логиновой, которые разделили задачи и методы воспитания на три группы:
В педагогическом процессе необходимо использовать комплекс методов нравственного воспитания, которые определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей.
Ведущая идея: создание системы работы по воспитанию этики поведения детей старшего дошкольного возраста.
Начали мы работу с обследования особенностей поведения, сознания и чувств детей в соответствии с задачами воспитания.
Было проведено изучение представлений дошкольников о правилах этикетного поведения. Для диагностики были использованы этикетные задачи И. Н. Курочкиной.
Цель: Изучение представлений дошкольникам о правилах этикетного поведения и осознании ими необходимости их выполнения.
Каждому ребёнку предлагаются этические задачки, которые он должен решить высказывания детей фиксируются и отражаются в показателях.
Вывод: исследование на данном этапе показало, что из группы детей высокий показатель представлений дошкольников о правилах этикетного поведения и осознания ими необходимости их выполнять составил 20%, дети обладающие средним уровнем составили 70% детей, низким уровнем – 10%.
На основании результатов обследования особенностей поведения детей мы поставили перед собой следующую
цель работы: Содействовать воспитанию этики поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Работа проходила в три этапа.
2 этап – повторение представлений, закрепление их при восприятии нового материала. Дети не только осознают, но и делают попытки объяснить своё поведение; стремятся к согласованным действиям, проявляю сочувствие.
3 этап – использование представлений в новой ситуации, опираясь на сделанные ранее выводы. Дети начинают оценивать друг друга по поступкам, пытаясь разобраться в их мотивах. Правильно понимают эмоциональное состояние окружающих, выражают готовность помочь.
Для более оптимального достижения нашей цели на каждом этапе воспитания этики поведения мы поставили задачи по формированию нравственного сознания, поведения и чувств
Способствовать осознанию себя как человека.
Познакомить детей с правилами культурного поведения в группе среди детей.
Упражнять в умение самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить.
Воспитывать у детей доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям, желание взаимодействовать с ними.
Уметь с помощью взрослого или самостоятельно выбрать правильную линию поведения по отношению к окружающим.
Обогащать способы познания. Стимулировать активность, самостоятельность детей.
Закреплять правила культуры поведения в действительности, проявлять к ним интерес.
Воспитывать внимание к эмоциональному состоянию других, проявлять сочувствие.
Овладение разными способами и формами культурного поведения.
Развивать умение выражать своё отношение к поступкам сверстников, оценить их.
Формировать умение сопоставлять свои действия с образцом, находить ошибки, самостоятельно следовать правилам культуры поведения.
Воспитание чувства самоуважения, готовности помочь.
Решая задачи по воспитанию культуры поведения у детей нашей группы, мы добиваемся единства формирования нравственного сознания, поведения, чувств и отношений, в соответствии с классификацией Саморуковой и Логиновой.
На первом этапе мы знакомили детей с правилами этики поведения и общения. В организованной деятельности читали специальные рассказы, стихотворения, организовывали беседы, рассматривали иллюстрации. Чтение и обсуждение произведения Цветик – Семицветик вызвало большую активность. Дети правильно решили, что Женя поступила неправильно, истратив все шесть первых лепестков на свои цели.
Обычно после занятия, рассматривания и обсуждения ситуации, чтения сказки, рассказа мы даем детям бумагу и изобразительные средства, и просим нарисовать наиболее запомнившиеся моменты из рассказа.
Широко используется чтение и анализ художественного произведений. «Азбука вежливости» Л. Васильева-Гангус. Сухомлинского В. А. «Почему Олечка не сорвала цветок?», А. Барто «Помощница», и др. Литературный материал незаменим в воспитании культуры поведения ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.
Впоследствии, когда дети поняли, что такое хорошо и что такое плохо, начали рассуждать, доказывать свою точку зрения, мы перешли ко второму этапу работы.
На данном этапе мы стали широко использовать упражнения и проблемные ситуации и игры, где дети закрепляют усвоенные правила этики поведения, дети совместно с нами разработали разнообразные правила поведения: в группе, на прогулке, в игре. Эти правила озвучены детьми и в последствии, наблюдали контролирование выполнения правил самими детьми. Например, один раз Дима обидел, толкнул Алину С., потом Коля Л., Андрей С. и Данил К. подошли к Диме и объясняли ему,что он неправильно поступил: «Ты поступил, как невоспитанный мальчик, девочек обижать нельзя». Причем радует, что дети часто на агрессию реагируют словами, а не ответными грубыми действиями.
Как говорилось ранее, мы широко на этом этапе используем упражнения в организованной деятельности и в повседневной жизни детей.
Приведем примеры упражнений:
Встают мальчики, когда заходят девочки;
Ребенка посылаем с поручением в другую группу – упражнение в вежливых словах.
В работе с детьми мы используем игры и игровые приемы.
Предпочтение также дети отдают сюжетно-ролевым играм, в которых изображают всё, что,видят в окружающей жизни: быт и труд людей, их взаимоотношения и события. В игре дети удовлетворяют своёстремление стать участниками жизни взрослых: с увлечением воспитывают дочек (как это делает мама, лечат их (как врач, учат их в школе (как учительница, строят дома (как строители)
Ценность сюжетно-ролевой игры в том, что в ней ребенок проявляет способность к самовоспитанию; он намеренно ведет себя так, как этого требует роль.
Играя в дидактические игры, типа лото, домино,дети должны соблюдать правила: выигрывает тот, кто, действует по законам игр (первым заполнит свою карту или первым придет к финишу). Такие игры учат участников умению действовать по правилу. Коллективные дидактические игры помогают детям преодолевать развитие упрямства, нетерпеливости, создают условия для приобретения детьми навыков выдержки и самообладания, приучают детей к сотрудничеству, взаимопомощи,взаимоответственности: «Цепочка слов», «Мяч по кругу», «Составь рассказ», «Вежливый ручеек» и другие.
Например: когда начали вводить игру «Цепочка слов» у детей получался лишь набор слов, а со временем из цепочки слов стал составляться рассказ.
Подвижные игры также требуют выполнения правил: бежать только по сигналу, не наступать на черту, тот, кого водящий «запятнает», становится сам водящим и т. п. Во время таких игр у детей воспитываются: внимание, выдержка, дисциплинированность умение взаимодействовать друг с другом.
В играх парами лучше, если в паре с активным ребенком будет ребенок застенчивый. Участвуя в подобных играх, дети вырабатывают такие качества, как выдержка, сосредоточенность, самоконтроль, необходимые для становления произвольного поведения: «Собери картинку», «Латаем ковер» и другие.
Наблюдая за поведением детей в играх, отмечаем, что они стали проявлять больше умения, сдержанности и самостоятельности в определении замысла, в выборе сюжета и распределении ролей.
В повседневной жизни мы используем те же методы и игры по воспитанию этики поведения у детей, опираясь главным образом, на игровые технологии и упражнения для закрепления представлений, умений и навыков, полученных на занятия.
В утренние часы создаются благоприятные условия для общения с детьми. В нашей группе стало традицией перед завтраком собираться всем вместе в круг, и дети называют месяц, день недели и число. Мы интересуемся здоровьем и настроением детей,предлагаем всем посмотреть друг на друга и пожелать всем: «Доброе утро!» и рассказать о добрых поступках вчерашнего дня.
Ежедневно мы предусматриваем труд для всех детей группы и для каждого в отдельности. В самообслуживании мы используем умения детей для организации взаимопомощи и воспитания моральных норм (помочь завязать шарф, научить завязывать шнурки, навести порядок).
Таким образом, организуя различную деятельность детей, мы имеем возможность обогатить их практический опыт культуры поведения, углубить знания и моральные представления, чувства и отношения.
Развивающая предметно – пространственная среда является необходимым условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности.
При еёсоздании мы опирались на:
особенности развития детей 5-6 ого года жизни;
требования ООП и ФГОС ДО;
рекомендации Т. Н. Дороновой и Н. А. Коротковой.
Мы подобрали и расширили игровое оборудование и материалы по воспитанию культуры поведения детей.
Расстановка столов, секционных шкафов, стеллажей, полочек, витрин, а также размещение игрушек, учебных пособий производилось таким образом, чтобы дети могли самостоятельно брать и укладывать на место учебный и игровой материал; играть, не мешая, друг другу. Можно сделать вывод, что в группе предметно – развивающая среда мобильна, многофункциональна, насыщенная, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей. Она становится основой для разностороннего развития и нравственного воспитания каждого ребёнка.
Родители являются участниками образовательного процесса.
Ежедневная работа направлена на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в д/с и поддержание контакта с семьёй. Прежде всего, этой цели служит родительский уголок, в котором отражена информация деятельности работы с детьми.
При помощи консультаций, бесед, родительских собраний, показательных мероприятий мы приобщаем родителей к совместной педагогической деятельности, направленной на воспитание культуры поведения детей.
Исходя из наших наблюдений в настоящее время, активность родителей возросла. Также результаты нашей работы показали, что включение родителей в процесс воспитания ребёнка, их взаимодействие с воспитателем и заинтересованность в этой работе необходимы для развития и воспитания их собственного ребёнка. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга.
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования, степень его новизны, адресность, возрастосообразность, новизна и значимость работы.
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты. В мае 2016 года нами была проведено обследование представлений дошкольников о правилах этикетного поведения по методике И. Н. Курочкиной.
Результатами проделанной работы стали:
Повышение формирования нравственных представлений, суждений, оценок.
• Повышение уровня овладения детьми нормами и правилами поведения.
Развитие культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности.
Итак, главным результатом нашей работы стало повышение уровня развития и воспитания этики поведения детей нашей группы.
Перспективы работы следующие:
Продолжать работу по воспитанию культуры поведения.
Продолжать работу по взаимодействию с родителями и специалистами по данному вопросу.
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника.
Опыт работы на тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской.
Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки» «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным.
Опыт работы «Особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста» Литературный обзор состояния вопроса. 1.1 История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении. Проблема.
Опыт работы по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Опыт работы «ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Актуальность. В настоящее время происходит.
Опыт работы. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования» Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения.
Педагогический опыт работы «Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста» Мною разработан и обобщён опыт работы по теме «Воспитание культуры поведения» в 2014-2015г. с детьми старшей группы. Актуальность: Культура.
Педагогический опыт воспитателя «Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! Сегодня мне бы хотелось поделиться своим педагогическим опытом по воспитанию навыков безопасного поведения у детей старшего.
Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Взаимодействие педагога и родителей Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая.