Доказать что поэма цыганы романтическая поэма
Поэма А.С. Пушкина «Цыганы» как романтическая поэма (по программе Б.Ладыгина). 7-й класс
Разделы: Литература
Класс: 7
Методы и приемы: эвристический, беседа, словесное рисование, комментированное чтение
Ход урока
I. Приветствие, оргмомент
II. Учитель: На прошлом уроке вы познакомились с новым для вас понятием – романтизм.
Что такое романтизм? Когда развивалось данное направление? Кто был наиболее видным представителем романтизма? Какие исторические события послужили причиной для развития романтизма на Западе? Каковы отличительные особенности романтизма? Как развивался романтизм в России? В чем отличие русского романтизма от западноевропейского?
— Сегодня мы будем говорить о поэме А.С. Пушкина “Цыганы”.
Какую направленность имеет это произведение? В чем заключается особенность пушкинского романтизма?
(Учащиеся, исходя из знаний, полученных на прошлом уроке, наверняка отметя, что у А.С.Пушкина был свой взгляд на романтизм как литературное направление.)
III. Вы сказали, что у Пушкина были свои взгляды на романтизм как литературное направление. И это верно. Действительно, для Пушкина главным было создание образа современного героя, который жил интересами современного героя, который жил интересами и волнениями своего века, также для него была важна идея свободы, но больше всего Пушкина, как романтика, волновало необыкновенное, как в человеке, так и в нации, в природе. Романтический период в творчестве Пушкина был коротким, но какую бы южную поэму мы ни взяли, будь “Кавказский пленник” или “Братья – разбойники”, “Бахчисарайский фонтан” или “Цыганы”, мы обязательно увидим черты романтизма.
— Скажите, почему Пушкин поднимает тему человеческой свободы и смысла человеческого существования именно в романтической поэме “Цыганы”? Ведь он мог с успехом написать реалистическую поэму.
Более полно мы сможем ответить на этот вопрос в конце нашего урока. Запишите тему сегодняшнего урока. Поэма А.С. Пушкина “Цыганы” как романтическая поэма”.
— Почему Пушкин выбрал именно эту нацию? (Она для него была “необыкновенной”.)
— Слово учителя. У Пушкина были особенные отношения с цыганами. Дело в том, что находясь в южной ссылке почти три года (с сентября 1820 г. по август 1823 г.), Пушкин среди незнакомого ему народа, изучил его историю, фольклор, литературу и даже язык постиг настолько, что понимал разговорную речь. Он знал много цыганских песен и очень любил их. Содержание одной из песен молдавских цыган он изложил так: “Мы люди смирные, девы наши любят волю – что тебе делать у нас”. Эти слова он хотел предпослать поэме в качестве эпиграфа. Поэма Пушкина достаточна биографична. Действительно, летом 1821 года Пушкин странствовал с цыганским табором в Молдавии, о чем он и написал в эпилоге поэмы. Пушкин был влюблен в цыганку, которая была брошена своей матерью на попечение отца. Цыганка, в которую был влюблен Пушкин, убежала из табора, а позднее была зарезана ревнивым цыганом. Поэтому автобиографичность поэмы отразилась и в именах. Сравните имена: Алеко – Александр – имя Пушкина, Мариулой названа жена старого цыгана, а Земфирой, в которую по преданию влюбился в таборе Пушкин – главная героиня поэмы.
— Какие картины возникли в вашем воображении? Совпадают ли они с описанием Пушкина в первых строках поэмы?
— Прочитайте (Учащиеся читают отрывок “Цыганы шумною толпой – Ночным подернутое паром”.)
— Какие изобразительно – выразительные средства использует Пушкин для того, чтобы показать нам живописность, романтическую приподнятость описания?
— Какие слова являются ключевыми?
— Итак, какова жизнь цыган? В чем ее привлекательность? (Цыгане ведут кочевую, вольную жизнь и в этом ее привлекательность.)
— Как появляется в таборе Алеко? Что заставляет Алеко присоединиться к цыганскому табору? Найдите в тексте эпизод. Прочитайте. (“Но вот она. За нею следом – Его преследует закон”.)
— Какая отличительная черта романтизма здесь проявляется?
— Что Алеко ищет, а что находит в цыганском таборе? От чего бежит? Найдите в тексте.
— Совпадает ли позиция автора и Алеко в осуждении “неволи душных городов”?
— Каково значение песни “Птичка божия не знает…” для понимания характера Алеко, его конфликта с обществом?
— Как намечается конфликт между Алеко и Земфирой?
— Можем ли мы сказать, что здесь представлен конфликт между цыганским табором и европейским обществом? Какие особенности цыганского табора отмечает Пушкин?
— Каковы особенности европейского “городского общества”?
— В чем выражается конфликт цыганского табора и светского общества? (В поведении героев, в их отношениях друг к другу.)
— Слово учителя. Но Пушкина интересует не личная драма Алеко и Земфиры, а драма общественная. С этой точки зрения Алеко и Земфира воплощают обобщенные характеры людей, сложившихся в цыганском таборе и светском обществе. Автор не рассказывает нам истории их жизни до описываемых событий, но об убежден, что разные общественные уклады формируют разные характеры.
— А каков основный конфликт поэмы?
(Внутренний. Алеко волен как племя цыган, но нет радости, нет покоя, наоборот, нарастет чувство печали, тоски, тревоги. Свобода и любовь – главные ценности жизни, к которым стремится Алеко. Но он страдает от внутренних противоречий, которые вызваны невозможностью отбросить все ценности цивилизованного общества, смирить свои страсти).
— Мы сказали, что Алеко свободолюбив, ему присуща способность к глубокой страсти. Очевидно, что он образован.
— Какие еще черты характера присущи Алеко? Приведите примеры из текста.
— Имел ли Алеко право убивать человека? Имеет ли вообще право человек убивать другого?
— С какой исторической личностью сближает Алеко черта славолюбия?
— Давайте сопоставим образы Алеко и старого цыгана. Какими качествами наделен старик цыган?
— Что помогает понять эпизод “Рассказ старика цыгана об изгнаннике Овидии”? Как относятся к изгнаннику, его судьбе старик цыган и Алеко?
— История Овидия похожа на историю Алеко?
— Но существует различие в этих историях. Какое? Прочитайте.
— Как понимает человеческую свободу Алеко и старый цыган? Подтвердите текстом. Одна половина класса охарактеризует человеческую свободу с позиции Алеко, а другая с позиции старого цыгана.
— Итак, в понимании свободы Алеко должен быть нацелен только на себя, Алеко нужна свобода только для него. Т.е. у Алеко индивидуалистическое понимание свободы. Старик же цыган признает естественное право каждого человека на свободу, т.е. у цыгана гуманистическое понимание свободы.
— Каково понятие свободы у Земфиры?
— Прослушайте арию Алеко из оперы С.Рахманинова “Алеко”.
Слово учителя. Эта опера была написана девятнадцатилетним Рахманиновым за 17 дней. Рахманинов был вдохновлен гением Пушкина и потому взялся за работу с увлечением. Произведения Пушкина вдохновили многих композиторов.
Вспомните, какие композиторы положили в основу своих музыкальных произведений сюжеты Пушкина.
— Опера “Алеко” была экзаменационной работой Рахманинова при окончании консерватории. Экзаменационная комиссия во главе с Чайковским поставила Рахманинову высшую оценку. Премьера состоялась 9 мая 1893 г. в московском Большом театре и имела огромный успех. До сих пор все ведущие театры мира ставят оперу “Алеко”.
— При прослушивании обратите внимание на музыкальную интонацию, тип певческого голоса.
БЕСЕДА ПОСЛЕ ПРОСЛУШИВАНИЯ.
— Сопоставимы ли литературный и музыкальный образы?
— Какую развязку получает сюжет?
— Что вы можете сказать об образе Алеко, сравнив начало поэмы и конец?
— Какой приговор выносит старый цыган Алеко? От чьего имени? Прочитайте.
— Чем подчеркнут в языке поэмы коллективный характер этого приговора?
— Как проявляется авторская позиция в поэме?
Показываю иллюстрации К.А. Клементьевой.
— Соответствуют ли данные иллюстрации поэме А.С. Пушкина именно как романтической поэме?
VI. Итог. Пушкин развенчивает идею “байронического героя”. Он сказал новое слово в литературе, показал невозможность для цивилизованного, образованного человека вернуться в мир природы, не тронутой “просвещением”. Появление цивилизованного человека в мире “детей природы” привело к драме.
Домашнее задание. Нарисовать иллюстрацию к одному из эпизодов поэмы. Письменно доказать, что поэма содержит черты романтизма.
Примечание: Предыдущий урок полностью был посвящен теме “Романтизм как литературное направление”
Цыганы как романтическая поэма
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Цыганы как романтическая поэма
Описание слайда:
В 1824 году во время кишиневской ссылки была написана поэма Пушкина «Цыганы». По свидетельству современников, молодой поэт провел несколько дней в цыганском таборе, где повстречался с Земфирой. Поэма вышла отдельным изданием, без имени автора, с пометкой на титульном листе: «Писано в 1824 году». Вместе со второй главой «Евгения Онегина» книга была послана с А. Г. Муравьевой в Сибирь друзьям-декабристам.
Описание слайда:
Герой южной поэмы Алеко, как и все романтические герои, молод, красив и несчастен. Образ его размыт, известно лишь имя. Он приходит в цыганский табор, чтобы обрести желанную для себя свободу. Там он находит любовь. Однако со временем чувство Земфиры проходит, и она уже любит другого. Алеко же, не признающий свободного выбора других людей, убивает любовника. Таков незамысловатый сюжет поэмы.
Стал ли счастлив и свободен наш герой? Он любит цыганку Земфиру, но с этим чувством к нему приходит лишь несчастье и презренье. Алеко, желающий для себя свободы, не желает признавать ее в другом человеке. В поэме появилась одна из характерных для романтического героя черт — эгоизм и несовместимость с окружающим миром. Алеко был одинок в цивилизованном мире, откуда бежал, но это чувство не оставило его и в обществе простых «детей природы», цыган, куда он так стремился.
Описание слайда:
Из «неволи душных городов» принес в цыганский табор свой индивидуализм Алеко. Его встретили «вольные» и «веселые» люди. Он же не умеет принять их нравы, поступает так, как считает нужным, любит для себя.
Личность Алеко получает отпор. Старый цыган объясняет, что свобода — нелегкая вещь. Он говорит юноше:
Но не всегда мила свобода
Тому, кто к неге приучен.
В подтверждении своих слов старик рассказывает о горькой участи Овидия, высланного из Рима в эти свободные, но дикие края. Алеко горестно восклицает, будто обращаясь к тени прославленного поэта:
Так вот судьба твоих сынов,
О Рим, о громкая держава!
Певец любви, певец богов,
Скажи мне, что такое слава.
Слова «свобода» герой не услышал. Он думает о славе, выслушав рассказ старого отца Земфиры, хотя считает, мечты его связаны со свободой. Этим Алеко выявляет в своей душе пока, быть может, неосознанное стремление к славе, эгоистичное начало. Именно себялюбие героя приводит к убийству молодой цыганки Земфиры и ее возлюбленного.
Описание слайда:
Абсолютная свобода в любовных отношениях не предполагает никаких обязательств. Она показана Пушкиным через поведение Земфиры и ее матери Мариулы. Такая независимость вовсе не приводит к счастью. Старый цыган философски принимает такой миропорядок, смиряется со своей участью, считая, что «чередою всем дается радость, что было, то не будет вновь». В среде простых людей человек имеет право делать выбор. Здесь нет законов и условностей, но здесь нет места и гордыне. Алеко же хочет «воли» только для себя, не считаясь с чувствами живущих рядом людей. Поэтому устами старого цыгана выносится приговор Алеко, нарушившего порядок в жизни цыганского табора:
«Оставь нас, гордый человек!
Мы дики; нет у нас законов,
Мы не терзаем, не казним —
Не нужно крови нам и стонов —
Но жить с убийцей не хотим…
Ты не рожден для дикой доли,
Ты для себя лишь хочешь воли…»
Описание слайда:
Теме внутренней несвободы посвящена поэма Пушкина «Цыганы». Критическое разоблачение романтического героя, романтического идеала свободы составляет ее содержание.
В поэме отражается кризис романтического мировоззрения поэта, надеявшегося на близкую победу революции на Западе и в России.
Романтический период в творчестве А. С. Пушкина был коротким, поэтому произведений, относящихся к этому направлению литературы, у него не много. Однако тема любви во всех южных поэмах Пушкина играет немаловажную роль. Поэт создает свой стиль, образ этого чувства, исходя из собственного видения предмета изображения. Многие поэты после А. С. Пушкина брали за идеал его понимание любви.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Анализ поэмы «Цыганы» (А.С. Пушкин)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 26.07.2020 · Обновлено 26.07.2020
Александр Сергеевич Пушкин — один из самых узнаваемых поэтов во всём мире. Его поэма «Цыганы» была написана во время южной ссылки, в Бессарабии. Произведение демонстрирует не только творческий кризис автора, но и изменения в его мировоззрении. Главной задачей автора было развенчать образ романтического героя, который до этого часто присутствовал в его творчестве.
История создания
В 1824 году, Пушкин находился в ссылке в Кишеневе, где много проводил времени за изучением цыганского этноса, пытался разобраться в их традициях, культуре. В процессе своего исследования он не только проникается теплыми чувствами к данному народу, но и хочет перенести наглядные образы на страницы своих книг. Именно поэтому он называет свою новую поэму «Цыганы», выражая свою симпатию и уважение к каждому из представителей этого народа.
Что же так сильно его очаровало? Как принято считать современниками, Пушкина всегда манила и околдовывала свобода, которая как раз таки присуща этому народу. Это касается и жизни в целом, и отношения к ней, и тем более — взаимоотношений.
Поэма «Цыганы» относится к зрелому периоду творчества поэта. Он уже пресытился романтизмом и открыто иронизировал над ним, ведь навеянные европейской модой образы быстро перекочевали в реальную жизнь, где смотрелись карикатурно. Пушкина окружали сплошь таинственные молодые люди, разочаровавшиеся в обществе и ищущие свободы. На поверку оказывалось, что они все те же ценители личного комфорта и внимания дам. Данное негативное явление в обществе тоже настроило поэта на определенный лад.
Жанр и направление
Произведение «Цыганы» «подхватывает» направление романтизма и относится к жанру — поэма. Внутренняя «тюрьма» в противовес свободе раскрывает главного героя, развенчивая его образ и переходя к реализму — только-только зарождавшемуся направлению в культуре.
У Пушкина можно насчитать не так уж много романтических произведений, но, тем не менее, он успевает создать свой собственный, индивидуальный стиль. Многие читатели будущих лет хвалили поэму Александра Сергеевича за понимание истинной любви и свободы.
Главная героиня находит в степи молодого человека Алеко — «его преследует закон». Она решает помочь юноше и приглашает в табор, ведь он захотел разделить ее образ жизни и стать таким же. Однако Алеко гнетет тоска: он всю жизнь предавался лени и праздности, однако мечты о славе и богатстве его тоже посещали. Связав себя с цыганкой, он думает, что отрешится от соблазнов порочного и лицемерного мира. В обществе свободных людей он жаждет начать жизнь заново, но едва ли готов потрудиться для этого.
Перед нами предстает картина нравов цыган — мать Земфиры, которая бросив свою дочь, сбегает с новым возлюбленным. Но девушка, в свою очередь, на мать не обижается, ведь кому как не ей знать, что с людьми делает любовь. Она, завязав страстные и искренние отношения с главным героем Алеко, также искренне поддается порыву и изменяет ему с молодым цыганом. Зная свою эмоциональность, Земфира мирится с мыслью и принимает свою ветреность и непостоянство, ведь виной всему — любовь.
Девушка намекает о своем адюльтере в песне. Алеко — далеко не глупый парень, который все прекрасно понимает, но смириться с ветреностью девушки и принять её не может. Он страдает и тяжело переживает эту ситуацию. Отец девушки советует оставить все как есть, ведь сердцу не прикажешь, а среди цыган принято бережно охранять свободу личности. Когда эмоции берут вверх, Алеко выслеживает и убивает любовников. Он так и не смог проникнуться духом свободы, его принятие цыганских законов оказалось самообманом.
Композиция и конфликт
Произведение «Цыганы» имеет линейную композицию со вставкой «рассказ в рассказе», когда старик повествует об измене своей жены. Также Пушкин разбавил повествование лирическими отступлениями и песней цыганки.
В поэме «Цыганы» присутствует основной конфликт – это столкновение двух миров: цивилизации и естественного племенного мира В первом существуют законы, права и порядок, а во втором ритуалы, обычаи и свободные нравы. Любовная линия между Алеко и Земфирой обличает свободу нравов этого «дикого» общества, которую никогда не сможет принять человек из другого мира.
Главные герои и их характеристика
Главные образы в поэме «Цыганы» представлены Многомудрым Литреконом в таблице, как и характеристика героев:
Алеко | Главный герой поэмы, скрывается с цыганкой Земфирой в таборе, пытается понять ее и быть частью «первобытного мира», но внутренне очень не свободен, хоть и стремится к свободолюбивому и праздному образу жизни цыган. Алеко принадлежит к цивилизованному обществу, где понятия о морали совсем иные. Он бунтует против своего происхождения, нарушает законы своего мира, но при этом не может интегрироваться в племени, где правил нет, но нет и соответствующих им прав. Его сознание уже определили условности и понятия того мира, где он сформировался. Романтический герой не проходит испытание свободой и демонстрирует свою искусственность. Он становится лишним в обоих мирах и вечным изгнанником. |
Земфира | возлюбленная Алеко. Ветреная, страстная и очень эмоциональная особа. Девушка сперва посвятила Алеко всю себя и развевала его тоску своим темпераментным поведением. Однако пылкое сердце красавицы остывает так же быстро, как и нагревается. Она нашла другого человека, уже из своей среды, и по законам своего племени ушла от опостылевшего друга. Но он не смог принять ее выбор, а она не смогла принадлежать кому-то одному, стать птицей в импровизированной клетке. Ее манила свобода и дикая удаль любви, ведь она так воспитана. |
Старый цыган | отец Земфиры. Мудрый старик пережил предательство жены и вынес урок: насильно мил не будешь. С тех пор он больше не искал близости с женщиной, смирившись с тем, что они непостоянны и свободны. Старик не собирается мстить им за это и принимает свою судьбу. Он дает дочери такую же свободу, ведь понимает, что независимость и вспышки страсти — это и есть единственные сокровища его бедного племени. |
Тематика поэмы «Цыганы» может быть дополнена по Вашему желанию, если Вы расскажете о нем Многомудрому Литрекону в комментариях:
Проблемы
Проблематика поэмы «Цыганы» тоже может быть дополнена, если на то будет Ваше желание, изложенное в комментариях:
Основная идея
В чем смысл поэмы «Цыганы»? В результате сравнения двух культур, двух мировоззрений, автор определил сущность европейского идеала того времени — романтического героя с глубокой и странной душой. Оказывается, этот лишний человек пострадал не столько от влияния порочного общества, сколько от собственной природы — эгоистической, мстительной, скорой на суд и расправу. Алеко ленив, но честолюбив, горд, но слаб и уязвим, поэтому он искал отечество в таборе, а в любви — силу и опору. Но Земфира недолго развлекала его, она уже пресытилась его скучной любовью, где было больше эгоизма, чем чувства к ней. В своих описаниях Алеко говорит, что делала она для него, но не упоминает о своем вкладе в их отношениях. Возможно, неспособность героя посвятить страсти всего себя и стала подлинной причиной разрыва. Таким образом, главная мысль поэмы «Цыганы» заключается в том, что источником беды главного героя была не цивилизация, от которой он бежал, а он сам. Алеко на самом деле нуждался не в свободе и любви, а в тех правилах и канонах, которые управляли жизнью в его мире. Просто среди них нужно было что-то делать, вкладывать труд и ум, а герой делать этого не хотел. В погоне за праздностью и весельем он влился в табор, где не мог прижиться, ведь цыганский образ жизни был ему чужд, как и те идеалы, которые его так манили.
Главный герой — лишнее доказательство того, что невозможно изменить в один день то, что создавалось веками. Для нашего героя свобода жизни в городе от его законов не стала счастьем. Как мы видим из произведения, цыгане — это приверженцы так называемой незыблемой вольной жизни, к которой Алеко был не готов. Он остался во внутренней тюрьме, куда человека неизменно загоняют эгоизм, жестокость и мстительность.
Чему учит?
Поэма «Цыганы» учит уважать и принимать обычаи и традиции других людей. А также принимать и чтить чужие взгляды и чувства, даже если они отличаются от твоих собственных. Это произведение наглядно показывает: чтобы обрести внутреннюю свободу, нужно научиться прощению, любви, умению забывать о себе во имя объекта своей любви.
Пушкин в поэме «Цыганы» заставляет задуматься о том, что есть любовь и свобода? У каждого народа сформировались свои ответы на эти вопросы, и не так то просто отречься от них, поменяв стиль жизни. Для цыган любовь — мгновение, свобода — все. Они любят страстно, но вспышкой, а потом уходят, ведь лучшее уже миновало. А вот для европейской цивилизации любовь означает собственность, брак, общие цели и интересы. Алеко думал, что любовь дает ему право управлять Земфирой и ее чувствами. Он рассчитывал на нее, как будто на свою собственность. От нее он хотел вечной поддержки и вечного блаженства, не давая ничего взамен. В его мире он обеспечил бы жене содержание и праздность, которых хотел сам. А в мире цыган он видел возможность получить жену без обязательств и ответственности. Та же ситуация со свободой: Алеко видел лишь свою свободу, а Земфира была уверена, что независимость — это естественное право каждого человека, и один не вправе украсть ее у другого.
Художественные особенности
В обычной романтической поэме все выстроено по очереди и довольно точно следует одно за другим, в то время как в данном произведении всё обстоит немного по-другому. Пушкин не делает обычную последовательность событий, а сразу переносит читателя в середину произведения.
Кроме этого, автор разрывает равномерность произведения, то усиливая, то уменьшая драматичность сцен, центром которой становится убийство девушки и ее любовника. В конце же поэмы тоже отличия от классической формы, там нет ощущения законченности произведения, сразу обрыв и полная недосказанность. Что дальше стало с главным героем, он жив или мертв, где живет и что делает?
Также особенностью произведения является то, что цыгане и Алеко говорят на одном языке: Пушкин почти не вводит цыганских слов и выражений, просторечий и разговорных слов. Напротив, его цыгане говорят возвышенно и поэтично, как того требует художественная условность. Все произведение получается единообразным и более напоминающим притчу, где главное — смысл, а не достоверность формы.
Критика
Об основных нравственных уроках, преподнесенных нам Пушкиным в данной поэме, писал критик В. Г. Белинский:
«Идею поэмы «Цыганы» должно искать не в одном лице, а тем менее только в лице Алеко, но в общности поэмы. Алеко является в поэме Пушкина как бы для того только, чтоб представить нам страшный, поразительный урок нравственности. Его противоречие с самим собою было причиною его гибели, — и он так жестоко наказан оскорбленным им законом нравственности, что чувство наше, несмотря на великость преступления, примиряется с преступником. Алеко не убивает себя; он остается жить, — и это решение действует на душу читателя сильнее всякой кровавой катастрофы».
А также о развенчивании образа романтического героя делится писатель Ф. М. Достоевский:
«В типе Алеко, герое поэмы «Цыгане», сказывается уже сильная и глубокая, совершенно русская мысль, выраженная потом в такой гармонической полноте в «Онегине», где почти тот же Алеко является уже не в фантастическом свете, а в осязаемо реальном и понятном виде. В Алеко Пушкин уже отыскал и гениально отметил того несчастного скитальца в родной земле, того исторического русского страдальца, столь исторически необходимо явившегося в оторванном от народа обществе».