Доказать что религия социальный институт
Определение понятия
Религия представляет собой один из самых древних социальных институтов. Она появилась значительно раньше государства, института семьи. Первые религиозные верования возникли из-за потребности людей в объяснении различных природных явлений. Затем начала активно развиваться наука и объяснительная функция непонятного перешла к ней. Религия при этом сохранила лишь социальный функционал.
В результате можно дать определение понятию религия — это особый тип мировоззрения человека, основанный на вере в сверхъестественное, а также различные организации, благодаря которым религиозные символы и идеи существуют, например, церковь.
Структура религии
Изучением религии занимаются различные науки: философия, религиоведение, история. Так как этот соц. институт является системой ритуалов и верований, исследователи определили его структуру. В ней стоит выделить несколько основных элементов:
Структура религии состоит из системы ценностей и поведенческих образцов. Первый уровень является совокупностью верований, ценностей и символов, содержащихся в священных книгах. Именно эти тексты длительное время были для людей основным источником познавательной информации об окружающем мире. Любая религиозная идея производит на эмоции верующих мощное воздействие.
В результате у людей формируется особое восприятие окружающей реальности. Знания и верования в религии являются целостными системами. Они основаны в первую очередь на вере, а не на разуме. При этом в их состав входят и общепринятые человеческие ценности. Благодаря этому религия чаще всего стимулирует процессы стабилизации и интеграции общества.
Поведенческий уровень этого института существенно отличается от поведения человека в иных сферах жизнедеятельности. В первую очередь это связано с наличием в религиозном поведении сильных эмоций. Именно поэтому такое действие считается иррациональным и нелогичным.
Главную роль в религии играет отправление культа в соответствии с особыми нормами и ценностями. К культовым действиям можно причислить:
Верующие рассматривают культовые действия в качестве акта непосредственного общения со сверхъестественными силами.
Признаки и функции
Также необходимо четко представлять, что характеризует религия как общественный институт. Исследователи выделяют 3 ключевых признака, отделяющих ее от других. Первый определяет особый регламент отношений. Благодаря этому механизмы регуляции поведения являются обязательными. Именно регламентация позволяет обеспечить регулярность, четкость, а также предсказуемость деятельности религии в качестве социального института.
Вторым признаком является определенность прав, особых функций и обязанностей всех участников религиозного взаимодействия. Вся деятельность в рамках системы регламентирована особыми документами.
Кроме этого, обязанности и права участников обладают двумя характерными чертами:
Говоря проще, существующие нормы являются общеобязательными и распространяют свое действие на каждого члена религиозного сообщества, вне зависимости от особенностей их личности, например, уровня образования и т. д.
Последней отличительной чертой является разделение функций и обязанностей между участниками религиозного взаимодействия в зависимости от их роли и статуса. Для осуществления религиозной деятельности в специальных учебных заведениях проводится подготовка новых кадров.
Чтобы качественно подготовиться к докладу, следует составить план «Религия как социальный институт» и обязательно включить в него пункт с перечислением основных признаков. Кроме этого, необходимо помнить и об основных функциях, выполняемых религией:
Все эти функции являются явными, а не латентными. Благодаря их реализации институт религии синтезирует определенную картину, позволяющую стабилизировать общество. Кроме этого, она способна поддержать людей в тяжелых условиях, например, после смерти родственника. Этот факт говорит о наличии еще одной функции — психотерапевтической.
Этапы институциализации
Формирование института происходило постепенно. Этот процесс оказался довольно продолжительным и вероучению, как и специализированным организациям, пришлось пройти несколько этапов становления. Среди них стоит отметить несколько наиболее важных:
Доклад «Религия — социальный институт» позволит учащимся лучше подготовиться к сдаче экзамена. Школьники должны в рамках презентации кратко привести аргументы в пользу своей точки зрения, перечислить основные функции и характеристики.
Религия как социальный институт (социология религии)
Одна из потребностей людей – это осознанное объяснение первопричин всего происходящего, почему в жизни всё происходит, так или иначе, как возник мир и в чём вообще смысл жизни. Религия как социальный институт способствует частичному ответу на все эти вопросы.
Что такое религия?
Религия – это особая система верования, которую разделяет определённая группа людей. Религия даёт человеку ответы на вопросы относительно смысла жизни на земле, судьбы и природы свободы, даже определяет ему судьбу и побуждает верить во что-то и никогда не сдаваться.
Религия как социальный институт общества
Всё это она осуществляет с помощью своих ритуалов, благодаря которым есть некое представление о священном и сверхъестественном.
Признаки религии как социального института
В каждой религии есть свои составляющие. Структура религии как социального института:
Всё это неотъемлемая часть каждой религии. Все эти составляющие очень важны для верующих.
Религия как социальный институт
Религия является социальным институтом. Более того, она представляет собой мировой социальный институт, в который входит огромное количество отдельных верований. Но в каждой вере есть своя определённая черта, которая делится на два аспекта:
Для каждого верующего то, что свято внушает страх и ужас. Оно неприкосновенно. И, конечно, каждый проявляет глубокое почтение и уважение к святому, потому что оно обладает, по мнению верующих, могущественной силой, неподвластной обычному человеку (и порой даже опасной). Поэтому люди общаются со святым только через определённые ритуалы (молитвы, дары, заклинания, очищения).
Религия как социальный институт
И что самое главное – это святое может быть, чем угодно:
Это такой некий образ, который для людей является отчасти смыслом их жизни, ради которого они порой и живут. Это святое, по мнению верующих, помогает им, когда они в горе, бедности, болезненности. Для этого нужны молитвы и приношение даров.
Виды религий
Социологи разделяют религию на несколько видов.
Таким образом, социальной функцией религии является непосредственное поддержание целостности данной системы.
Религия в современном обществе
Религия в системе общества
Под религией понимается мировоззрение, мироощущение, а также определенное поведение и ряд специфических действий, основанных на вере в сверхъестественные силы, существ, реальность: Бога, богов, ангелов, духов, демонов, дьявола, бессмертную душу, потусторонний мир.
Сквозь призму веры в сверхъестественное в религии формируются представления о мире и предназначении человека в нем, о смерти, смысле жизни, о добре и зле, а также о праведном, должном образе жизни, к которому необходимо стремиться.
У каждой религии есть определенные символы, которые опосредуют связь людей со сверхъестественным, способствуют взаимодействию с ним и с другими верующими. Среди таких символов: крест, четки, икона, священные тексты, соответствующий внешний вид, диета и т.д.
Религия является подсистемой общества и, как любая другая социальная подсистема, имеет свои элементы, которые представлены религиозными институтами, организациями и объединениями.
Религия является важнейшим фактором сплочения людей в группы на основе общих религиозных ценностей.
Религия как социальный институт
Будучи социальным институтом, религия помогает поддерживать стабильность и порядок в обществе, выполняет функции по освящению существующей социальной структуры через сакрализацию норм и ценностей жизни человека, обеспечивает социальный контроль над поведением человека в обществе или отдельных социальных групп.
В рамках социального контроля у любой религии в распоряжении находятся санкции, ориентированные на поддержание и восстановление религиозных норм, запретов, нарушаемых людьми, – это исповедь, покаяние, наложение обетов, предание анафеме, суды инквизиции.
При этом религия может быть и дестабилизирующим фактором: из-за нее рождаются конфликты между разными социальными группами по поводу религиозных различий. Переплетаясь с экономическими, этническими, социальными конфликтами религия играет роль катализатора – то есть способна еще больше разжечь конфликт, придать ему особую остроту. Помимо того, религиозные конфликты иногда разворачиваются внутри религиозных общин, к примеру, между мирянами и священнослужителями, а также между представителями каких-либо конфессий и их организациями.
Религиозные конфликты зачастую становились источником социальных трансформаций в обществе. Борьба за восстановление социальной справедливости, устранение социального неравенства множество раз делала религиозных лидеров популярными среди больших масс людей.
Религиозные организации
Большая роль в рамках религиозного института отводится религиозным организациям и объединениям, которые упорядочивают отношения между верующими. Самой распространенной религиозной организацией является церковь.
Церковь – это организация, осуществляющая взаимодействие между верующими и священнослужителями, между религиозным институтом в целом и другими социальными институтами
Во многих церквях имеется строгая иерархическая структура внутри духовенства. Также в этой организации имеет место централизация управления, преимущественно являющееся авторитарным. Помимо этого церковь является открытой для общества организацией, не контролирующей членство, не ставящей трудных препятствий для вхождения в религиозную общину, не посягающей на анонимность членов общины. Как правило, каждый человек свободно выбирает свою принадлежность к церкви.
В прошлом в истории религиозная идеология доминировала, и церковь не просто выделялась среди других социальных институтов и организаций – она противопоставляла себя им как наивысший тип земной организации, имеющий божественную сущность. Таким образом, церковь обосновывала приоритет своей власти над государственной (светской) властью.
Существует отдельная форма правления, когда государственная власть сосредоточена в руках главы церкви и духовенства – теократия.
Средневековые арабские халифаты и Тибет – древние теократии.
Исламская Республика Иран, Исламское Королевство Саудовская Аравия, Ватикан – современные теократии
Еще одним популярным типом религиозной организации наряду с церковью является секта (от лат. sekta – образ мысли, направление, учение). Секты появляются как оппозиция господствующим религиозным направлениям.
Среди основных причин сектантства можно выделить следующие:
Примерами сектантского движения является само раннее христианство, протестантское движение, в России – старообрядчество. Эти секты складывались в период серьезных социальных перемен и приобрели такую популярность и влияние, что впоследствии многие из них стали самостоятельной церковью.
Среди характерных черт секты выделяются:
Как правило, в секте обычно нет духовенства как организационной структуры, ее возглавляет лидер, претендующий на избранничество за счет мистической способности общаться с Богом. Для членов секты, как правило, установлены более жесткие по сравнению с популярными религиями ритуальные и религиозно-нравственные требования. Тем не менее, по мере своего развития ряд сект, например, молокане и духоборы, приобрели статус религиозных течений в рамках христианства и имеют свои организации.
Отдельно выделяют такие религиозные объединения, которые хоть и находятся в оппозиции церкви, но в отличие от сект более открыты и терпимы по отношению к другим конфессиям. Такие объединения объединены под названием деноминации, в них есть свои руководители, имеющие широкие полномочия.
Сегодня в мире существует большое многообразие религиозных объединений, поэтому понятие деноминации зачастую употребляется в качестве синонима к вероисповеданию. Какое религиозное направление относить к сектам, какое к деноминации, а какое к церкви, зависит от традиций и конкретных исторических обстоятельств.
Религия как социальный институт
Всего получено оценок: 819.
Всего получено оценок: 819.
Религия, а также связанные с ней специфические организации, всегда играли в жизни общества большую роль. Приобретая новые черты, она изменялась, но не теряла своего значения, поэтому можно говорить о том, что религия – это один из институтов общества. Узнаем, какие особенности и функции он в себе заключает.
Понятие
Религия – это особое мировоззрение и поведение людей, основанное на вере в сверхъестественные силы, а также организации, с помощью которых религиозные идеи и символы могут существовать.
Религия как социальный институт
Большинство современных религий к настоящему времени смогли создать свою особую организацию – церковь.
Ее функционирование имеет четкий характер:
Узнаем кратко о функциях религии как социального института.
которые читают вместе с этой
Функции религии
Как и в прежние времена, религия продолжает оказывать большое влияние на людей. Обусловлено это, в первую очередь, тем, что в процессе осуществления религиозных действий, происходит эмоциональное переживание, ведь ими затрагиваются самые важные в человеческой жизни вопросы: жизни и смерти, рождения детей, вступления в брак.
Так, религия:
Большое значение церковь имела во время становления Древнерусского государства, укрепления княжеской власти, а также объединения страны и освобождения от монголо-татарского ига в XIV-XV веках. Так Иван Калита пригласил митрополита Петра перенести митрополию из Владимира в Москву, чтобы сделать Москву не только политическим центром, но и духовным. Дмитрий Донской в 1380 году неслучайно просил благословения у Сергия Радонежского. Это помогло ему собрать силы для борьбы с монголо-татарами в Куликовской битве.
Религия в современном обществе
Российская Федерация, согласно Конституции, является светским государством, и ни одна из религий не может быть объявлена государственной. Россия – многоконфессиональное государство. Каждый человек свободен в его выборе религиозных взглядов. Также каждый гражданин обязан уважать другие религии.
Существует тенденция к увеличению числа религиозных организаций, участники которых исповедуют самые разные религии. Государство разрешает деятельность таких организаций, но ведет борьбу с теми из них, которые имеют экстремистскую направленность, призывают к борьбе с представителями других религий, пропагандируют жестокость и национальную нетерпимость.
Что мы узнали?
Таким образом, мы выяснили, что религия как один из социальных институтов имеет большое значение и обладает набором функций. К ним можно отнести влияние на нравственное развитие человека, установление моральных норм. Религия на протяжении своей истории всегда оставалась важной для людей, так как с ее помощью они пытаются найти ответы на самые значимые для них вопросы: о жизни и смерти, рождении детей, отношениях между мужчиной и женщиной, поиске своего места.
Религия, как социальный институт
Введение
Религия определяется как явление, которое присуще человеческому обществу на протяжении всей истории. Религия распространена на большую часть населения, но в то же время является областью не до конца изученной для многих людей.
Религия, уже долгое время носит статус основного элемента становления общественной жизни, в том числе и развития духовной культуры общества. Как социальный институт религия выполняет несколько важных социокультурных функций. Религия помогает организовать систему духовного осмысления мира, через нормы, ценности и идеалы, которые религия проповедует.
Цель реферата – рассмотрение религии как социального института.
1. Определить религию как социальный институт.
2. Рассмотреть особенности социальных функций религии.
1. Определение религии как социального института
Исходной точкой для определения религии как социального института необходимо провести объективный социологический анализ религии, как социокультурного института. Такой подход к анализу позволит рассмотреть религию, как часть культурной системы, которая включается в себя символичность и фундаментальность ценностей человеческого бытия. Вместе с тем, религия функционирует в обществе в качестве самостоятельного социального института. В то же время религия имеет тесные связи с другими социальными институтами, что позволяет максимально полнотой изучить, данный социальный объект.
С точки зрения происхождении религии как социального института, она появилась гораздо раньше науки, института семьи, институтов социальной защиты. Первые системы, основанные на религиозном аспекте, появились из-за необходимости объяснить явления природы и космоса. Основными рычагами воздействия были страх и потусторонняя жизнь. Впоследствии религия начинает закреплять социальные функции – консолидация общества, укрепление власти и системы управления, в том числе начинает усилятся социальный контроль и обеспечение социальной защиты. Именно в магазинах появляются первые формы социальной поддержки и психологической разгрузки.
Уникальная роль религии наблюдается во всей человеческой истории, в том числе и жизни современного общества. Еще одной методологической особенностью изучения исследований функции, через изучение ценностно-нормативных аспектов религии. И третья особенность изучения религии как социального института – анализ точки зрения позиции личности (верующего) и светского человека, как основной единицы. Изучение этой особенности важно, так как при рассмотрении религии только с религиозной точки зрения, является неполным, так как религия несет и культурологическое значение.
В научной литературе вопросы о социальности религии поднимались еще несколько веков назад. Работы теолога и социолога Роберта Отто, были направлены на то, что социальными могут быть только некоторые стороны религии, которые были направлены не на принятии бога как такового, а те, которые помогали выстраивать связи между институтом церкви и обществом.
Немецким теологом и культурологом Эрнстом Трельчеем, религия изучалась через влияние на нее экономических, политических, семейных и других социальных отношений.
Для определения данных функций необходимо рассмотреть структуру религии, она включает в себя следующие элементы:
— группы верующих разных уровней;
— священные понятия, таинства (те явления, которые имеют влияние сверхъестественной силой);
— вероисповедание, то есть систему верований, объясняющих устройство мира, человеческую натуру, природу;
— ритуалы, система определенных действий, которые являются образцом по отношению к священным и сверхъестественным силам.
— представления о правильном и праведном образе жизни.
Таким образом, религия имеет все признаки социального института: наличие ценностно-нормативной структуры и структура поведенческих образцов[].
Ценностно-нормативная структура включает в себя совокупность всех верований, символов, ценностей, моральных заповедей. Все они содержаться в описании священных текстов. Что характерно для религии, знания, прописанные в текстах, переплетаются с художественно-образным их изображением. Поэтому если неверующий человек видит фантастичные зарисовки земной жизни, а верующие особое восприятие мира.
Поведенческий фактор при определении религии, понимается через отличия в поведении в других сферах человеческой деятельности. Религиозной поведение является результатом эмоционально-аффективных переживаний. Все религиозные действия относятся к нелогичным и иррациональным действиям, со стороны социального действия.
Рассмотрение религии в качестве социального института предполагает ее теоретическое описание в терминах социальной системы, точнее, подсистемы социального целого.
Институциональный подход подразумевает в себе проведение анализа, через эволюционное развитие религии на различных ступенях общества. Для понимания институционного подхода надо определить основные виды религиозных верований:
1. Фетишизм. Объектом данного направления является поклонение конкретному объекту, растению, животному. Все объекты наделялись мистическими и сверхъестественными свойствами. Представители фетишизма верили, что если человек обладает таким объектом, то это приносит ему удачу, охраняет его от опасностей.
2. Тотеизм, в отличие от фетишизма, это коллективное поклонение одному объекту. В первобытном обществе полагали, что тотем обладает мистической силой, которая помогает сохранять строй первобытной общиной.
3. Магия, представляла собой колдовские обряды и заклинания. Обряды стремились воздействовать на различные события окружающего мира.
Данные типы присуще первобытному обществу, по мере развития цивилизация виды религий становились все сложнее, часто переплетались между собой. Развивается не только религия, но и социальный строй, появляются социально стратифицированные общества. Их появление было обусловлено формированием политеистических религий. Одним из ярких примеров можно выделить античную древнегреческую систему.
Отличительной чертой греческой религии и мифологии – многобожие. Согласно источникам, каждый из богов покровительствует и помогает определенным сферам жизнедеятельности человека. Искусство – определял бог искусства Апполон, Гермес – торговли, Марс – Войны. Политеистические религии являлись культурной и мировоззренческой основой национально-государственных образований.
Другим типом религиозных верований стал монотеизм. Монотеизм сформировал три основные мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Для монотеизма характерно стремление объединения в одной вере, различных социальных групп.
Как мы говорили ранее, религия рассматривается через 2 уровня социального института: ценностно-нормативного и поведенческого уровня. Остановимся на них более подробно.
Ценностно-нормативный уровень религии, представляет собой сложную систему верований, моральных заповедей, символов, которые включены в священные писания. В христианстве – это Библия, в мусульманстве – Коран. Священные тексты формируют у религиозного человека, те постулаты, которыми он будет руководствоваться при изучении жизни, общества, наполнять свои знания о природе, космосе. Религиозные понятия, из-за их фантастической составляющей сильно воздействуют, и даже в какой-то мере управляют эмоциями и психикой верующих. Религия прививает определенное отношение к любви, скорби, греховности, смирения, тем самым формируя понятие «религиозное чувство».
Религиозные верования, как система ценностных понятий, занимает определенное место в духовной культуре общества, которые и определяют смысли и значение всех вышеперечисленных состояний человеческого бытия.
Вместе с тем, религия формирует моральные ценности и установки. Установки, выработанные верой имеют свойство аккумулировать нормы и правила человеческого «общежития», поэтому часто они содержат в себе те правила и принципы, которые сильно не меняются под внешними факторами. Однако принципы, направлены и на решение «вечных вопросов», о социальной справедливости, доброте, зле, любви и т.д. Поэтому религиозные идеи и ценности, становятся для общества социальным фундаментом.
Основополагающей, в ценностно-нормативной системе, является религиозная символика. С одной стороны символика (например использование символа креста в христианстве) позволяет нам определить принадлежность к той или иной религии, вызвать определенные чувства и настроения, с другой стороны религиозная символика – художественное выражение религиозности человека, его творческое проявление. На творческое проявление религии, указывает и то, что религиозные действия часто ассоциируются с нелогичностью и нерациональностью. Поэтому при противопоставлении религии и науки, наука объясняет религию, как систему художественно-вымышленных образов, тем самым сохраняя социальность религиозного института.
Центральным местом в религии отдано отправлению культа, в содержание которого входят идеи, верования и использования ценностной системы. Именно культовые действия формируют религиозную группу. Уже культовые действия несут в себе осознание контакта со священными объектами.
К пониманию социологического института религии, необходимо определить структуру религиозной организации. В широком понимании – это социальная система, в узком – внутреннее устройство религиозных общин. В современном понимании, основной формой религиозной организации выступает церковь.
Церковь – форма современной религиозной организации, выступающая как объединение верующих, которые придерживаются одного вероисповедания.
Деятельность церкви регламентирована определенными социально-правовыми отношениями с государственными органами. Церковь является тем, объединением, которое хочет распространить универсальное влияние своего вероучения на общество. В истории известны случаи, когда церковь оспаривала власть, как например, в эпоху средневековья, католическая церковь оспаривала политическую власть у королей и императоров.
В церкви выделяются две основные социальные группы:
— клир, служители церкви, священники;
— миряне, рядовые члены церкви.
Священнослужители, составляют статусную группу, функции которой призваны обеспечить отправление религиозного культа. Управленческая деятельность в церковной организации осуществляется священнослужителями высшей иерархии – епископами, патриархами и др. К вопросу о необходимости церковной иерархии, не все религиозные объединения относятся положительно. К таким верованиям, относятся баптисты, которые считают, что совершать богослужение может совершать любой верующий.
Выделяются 4 основные функции религии в обществе:
Первые две функции, относятся к деятельности религии как института культуры. Интегративная функция, была рассмотрена Э. Дюркеймом, который выделил особенности религиозного символизма, которые способствуют социальной сплоченности, которые обеспечивают устойчивость первобытных обществ. Понятие определенных символов, и системы верований, служат интегративной силой, для создания стабильного и сильного общества.
Регулятивная функция включает в себя, что она поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, в том числе и осуществляет социальный контроль, как формальный, через организацию деятельности социального контроля. Церковные организации долгое время, силами верующих были носителями моральных и социальных норм.
Третья функция религии, направлена на само религиозное общество. Историками и многими учеными замечен психотерапевтический эффект от богослужений, молитв, ритуалов, обрядов. Религиозные действия связанные с отправлением культа, придают верующим уверенность, моральную стойкость.
Коммуникативная функция, направлена так же на самих верующих, в большем ее значении. Общение внутри религиозной группы разделяется на две составляющих: разговор с богом (небожителями) и разговоры друг с другом. «Богообщение» является высшим видом общения, разговоры друг с другом являются второстепенными. Средством общения в первом виде выступают молитвы, богослужения в храме, символика, священные писания, ритуалы. Второй тип общения несет в себе социальные признаки, через общение между верующими передаются знания о религии, основы морали.
Все функции в той или иной мере направлены на выстраивании социальных связей, если еще несколько веков назад религия считалась недоступной для большинства общества, и в какой-то степени была антисоциальной, то в современном мире, религиозные общины являются одними из самых социальных институтов. К примеру, благодаря христианским церквям, в обществе установились основы благотворительности.
Таким образом, мы видим, что религия выполняет социально-значимые функции, которые обеспечивают совместное достижение целей на основе выполнения всеми членами религиозного института определенных социальных ролей, с распределением социальных обязанностей, нормами и образцами поведения.
Заключение
Данная работа была направлена на попытку рассмотреть религию как социальный институт. Проанализировав теоретическую и методическую литературу, мы можем сделать следующие выводы по работе:
1. Религия относится к самым старым формам социальных институтов.
2. Религиозная система имеет все признаки социальных институтов. Она имеет конкретную цель деятельности, обладает социальными функциями, которые направлены на достижение цели, имеет набор специальных позиций и ролей, присущих данному институту.
3. Религия как социальный институт, в значительно степени влияет на общество в целом, не только с культурологической стороны, но и с психологической, коммуникативной.
Список использованных источников
1. Андреев Ю.П. Категория «социальный институт»//Философские науки.- 2008.- № 1.
2. Андреев Ю.П. Роль социальных институтов в жизни общества// Общественно-политический и научный журнал «Россия» – 2010 – №1.
3. Общая социология: Учебное пособие/Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.; ИНФРА-М, 2002. – 654 с.
4. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.: Центр, 2001.
5. Радугин А.А. Социология: курс лекций. – 3-е изд., перераб и дополн./А.А. Радугин и др. – М.: Центр, 2007. – 244 с.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.