Дви в вузах что это
Что такое ДВИ? или Как поступают в МГУ?
Многие знают, что для поступления в МГУ обычных баллов ЕГЭ недостаточно. Здесь мы поговорим о том, что такое «ДВИ» или «дополнительные вступительные испытания». Такие испытания проходят по различным предметам. Нас интересует, конечно, математика.
В качестве ДВИ её сдают при поступлении на 17 из 64 направлений МГУ. Это механико-математический факультет, факультет вычислительной математики и кибернетики, геологический факультет, факультет наук о материалах, экономический факультет, факультет биоинженерии и биоинформатики, направление «Прикладная математика и физика» на факультете фундаментальной физико-химической инженерии, направление «Экономика» Высшей школы государственного аудита, «Менеджмент» Высшей школы современных социальных наук, все направления, кроме «Политологии» факультета государственного управления, а также Высшая школа бизнеса и Московская школа экономики.
За 4 часа абитуриенты должны решить несколько заданий. В последние годы это обычно восемь задач, первые четыре из которых являются более лёгкими, а последние четыре – весьма сложными, представляющими значительную трудность даже для выпускников спецшкол, по этим задачам идёт конкурс на математические направления. Результаты экзамена оцениваются в 100-балльной шкале. Причём 100 баллов может ставиться не только за все 8, но и за 7 (а в некоторые годы ставилось и за 6) правильно решенных задач. Это связано с тем, что все 8 задач решают исключительно редко, на это обычно способны лишь единицы среди тысяч абитуриентов, этих единиц можно смело назвать уникумами.
Чтобы при достаточно высоких результатах ЕГЭ гарантированно поступить на бюджетные места большинства из названных факультетов, надо написать ДВИ на 75-80 баллов.
Рассмотрим результаты недавнего ДВИ МГУ (данные взяты с сайта Московского государственного университета, страницы http://pk.cmc.msu.ru/node/1063 и http://pk.cmc.msu.ru/sites/pk.cmc.msu.ru/files/dvi_sayt_0.pdf).
Т.е. мы видим, что только 10-15% абитуриентов, имеющих высокие баллы за ЕГЭ, написав ДВИ по математике, без сомнения, имели реальные шансы поступить на бюджетные места, причём на 80 и более баллов написали математику лишь 7% абитуриентов (на максимальный балл – 0,3%).
Результаты ДВИ МГУ по математике
Теперь рассмотрим результаты ДВИ среди абитуриентов факультета вычислительной математики и кибернетики (ВМК). На этот престижный факультет идут люди исключительно после специальной математической подготовки (учёбы в спецшколах, занятий на курсах и с репетиторами).
Среди поступающих на ВМК МГУ было 128 человек, получивших высший балл по результатам олимпиад, а среди тех 751, кто писал ДВИ при поступлении, результаты следующие:
Таким образом, среди особо подготовленных абитуриентов процент реально претендующих на бюджет оказывается лишь немногим выше: 15-20% (причём 70-75 баллов могут позволить себе только ребята с великолепно сданным ЕГЭ, ведь проходной балл на ВМК очень высокий). И даже среди такой элиты – лишь 1% сдавших ДВИ на максимальный балл.
Результаты ДВИ факультета ВМК МГУ по математике
Итак, мы видим, что сдать ДВИ по математике в МГУ оказывается не так уж просто, и к нему требуется особая подготовка.
Многие из выпускников «Математушки» поступили на выбранные факультеты МГУ по результатам олимпиад (победы на «Ломоносове», олимпиаде «Покори Воробьевы горы» и других математических соревнованиях среди обучавшихся в «Математушке» не редкость).
Однако некоторые из выпускников все-таки сдавали дополнительные вступительные испытания и выглядели на них более чем достойно. Возьмём результаты последних лет, когда уже было введено ЕГЭ и ДВИ стали проходить по одному предмету по существующей сейчас схеме.
Итак, во-первых, среди выпускников «Математушки» есть те, кто смог получить на ДВИ все 100 баллов! Если брать последние годы, то это Александр Курашов и Александр Шепелев. Оба они поступили на престижный факультет вычислительной математики и кибернетики. Туда же поступила и учившаяся в «Математушке» Анастасия Горохова-Алексеева, получившая за ДВИ 95 баллов. А стать «лучшими из лучших» на ДВИ им помогли ум, трудолюбие и методика обучения в «Математушке», ведущая учеников к успешному результату.
Не так давно среди выпускников «Математушки» самый высокий результат был 90 баллов (попадание в те 2% абитуриентов МГУ, которые сдали ДВИ по математике на 90 баллов и выше). Сдавшая так успешно экзамен Мария Медведева теперь учится на факультете биоинженерии и биоинформатики МГУ. Были результаты в 70, 80 и 85 баллов. Сочетание этих результатов с высокими баллами за ЕГЭ дало возможность ребятам поступить на механико-математический, экономический и геологический факультеты Московского государственного университета.
В этом году новые старшеклассники готовятся покорять «математические горизонты».
Дви в вузах что это
|
Краткая предыстория ДВИ в России тесно связана с историей внедрения ЕГЭ (единого государственного экзамена). Основная идея ЕГЭ, как известно, состоит в том, чтобы результаты выпускных экзаменов в средней школе засчитывались как приёмные при поступлении в вуз. И это сразу стало камнем преткновения в спорах между представителями общеобразовательной и высшей школ.
Университетское сообщество, и прежде всего ректоры ведущих вузов РФ, утверждало, что одних результатов ЕГЭ недостаточно для объективной оценки уровня подготовленности абитуриентов, что есть ряд специальностей и направлений подготовки, где помимо школьных дисциплин необходимо учитывать творческий потенциал личности, одарённость в определённой сфере деятельности и т.д. Наконец, среди вузов и факультетов есть такие, куда при поступлении требуется более тщательный отбор в силу повышенных требований к их выпускникам, и специфику этих условий ЕГЭ учесть не может.
В конце концов, вузам было разрешено дополнительно к результатам ЕГЭ проводить собственные испытания абитуриентов в различных формах: устный или письменный экзамен, собеседование, портфолио и др. Так в российском образовании появилась ещё одна трёхбуквенная аббревиатура: ДВИ.
Сначала перечень университетов, имеющих право вводить собственные ДВИ, был ограниченным (к 2010 году – всего 24 вуза), но год от года он расширялся, и сегодня ДВИ могут быть практически у любого российского вуза.
В отличие от стандартного ЕГЭ, ДВИ в разных вузах по различным направлениям подготовки и даже для разных категорий абитуриентов могут существенно отличаться по сложности и охватываемым предметным областям. Самые сложные дополнительные вступительные испытания ждут абитуриентов в наиболее престижных российских вузах. Так, сегодня востребованы услуги репетитора ДВИ по математике МГУ им. М.В. Ломоносова, поскольку математические направления подготовки в этом вузе относятся к числу наиболее рейтинговых.
Советы эксперта: Как сдать внутренний вступительный экзамен в МГУ
Российские вузы принимают абитуриентов по результатам ЕГЭ, однако МГУ им. М.В. Ломоносова имеет особый статус. Университет получил право ежегодно проводить дополнительное вступительное испытание (ДВИ) на все специальности. ДВИ по каждому предмету проходит одновременно для всех факультетов, где этот экзамен присутствует в списке вступительных испытаний, по единым заданиям. Работы проверяются в зашифрованном виде и оцениваются по единым критериям. Результаты экзамена автоматически засчитываются везде, где абитуриент участвует в конкурсе.
Структура экзамена (темы, количество заданий по ним) до начала экзамена неизвестна, так же как и критерии оценки работ, их объявляют после публикации результатов. Экзамен оценивается по 100-балльной шкале.
Какие дополнительные экзамены сдают абитуриенты МГУ им. Ломоносова
ДВИ | Факультеты |
---|---|
Математика | Механико-математический, вычислительной математики и кибернетики, геологический, наук о материалах, экономический, биоинженерии и биоинформатики, фундаментальной физико-химической инженерии, государственного управления и др. |
Физика | Физический |
Химия | Химический, фундаментальной медицины, фундаментальной физико-химической инженерии |
Биология | Биологический, биотехнологический, почвоведения, психологии |
География | Географический |
Литература | Филологический |
История | Исторический, Институт стран Азии и Африки, политологии, мировой политики, глобальных процессов |
Обществознание | Философский, юридический, социологический |
Иностранный язык | Иностранных языков и регионоведения, глобальных процессов, Высшая школа перевода |
Математика
Самый популярный ДВИ в МГУ, его сдают абитуриенты более 10 факультетов, в том числе топовых: ВмиК, экономического, механико-математического. В последние годы поступающим предлагалось за четыре часа решить восемь задач.
«Что касается сложности экзамена, то первые две задачи из восьми, на мой взгляд, должен решать любой не троечник. Следующие четыре задания можно назвать средними. А вот последние две задачи обычно настолько сложны, что берутся за них единицы, а до ответа доходят еще меньше. Но были абитуриенты, которые решали и седьмую, и восьмую задачу. Конечно, это единичные случаи. Полной статистики у меня нет, но, по опыту моей работы в приемной комиссии, около 2% абитуриентов пытались решать эти задачи, и преуспели четверть из них, то есть 0,5% всех сдающих экзамен. Например, по условию прошлогодней задачи по стереометрии, в основании правильной пирамиды лежит шестиугольник. Даже начертить это условие, да еще со сложным сечением, уже очень непросто. А потому в этой задаче только за корректно нарисованный чертеж уже могли ставить какие-то баллы.
Могу дать две рекомендации относительно плана действий на те четыре месяца, которые остались до экзамена. Первое: нужно сконцентрировать внимание на тех предметах, которые вы будете сдавать. На эти месяцы нужно отложить непрофильные предметы, все хобби и развлечения. Лучше это время провести, работая как монах, чем потом всю жизнь жалеть. Второе: необходимо повторить и держать в голове все формулы, определения и формулировки. Абитуриент, который поступает в МГУ и рассчитывает на положительную оценку по математике, должен уметь с ходу выписать любую необходимую формулу, относящуюся к любой из тем курса математики за все годы.
Что касается повторения тем и разделов, тут может быть две стратегии. Каждый абитуриент знает свои слабые места и может сосредоточиться на их «подтягивании». Или же, наоборот, если школьник видит, что в некоторых областях у него вопиющий провал, можно пожать плечами и сконцентрировать внимание на том, что он умеет хорошо, отточить задачи по этим темам до идеала.
Учитывайте, что ДВИ — это экзамен состязательный. Ваша задача — решить больше, чем конкуренты. Соответственно, можно выбрать несколько разделов и сконцентрироваться только на них. В любом случае я бы посоветовал повторить геометрию, поскольку в современной школе совсем плохо с этим предметом, особенно с доказательством теорем. Задача по планиметрии и задача по стереометрии в ДВИ обязательно будут».
Физика
Дополнительный экзамен по самому сложному школьному предмету пишут только абитуриенты физического факультета. Им предлагается решить четыре задачи.
«На экзамене традиционно дают четыре задачи примерно одинакового уровня сложности. Отличаются они по темам. Обычно первая задача — по механике, вторая — по молекулярной физике и термодинамике, третья — по электричеству и магнитным явлениям и четвертая — по оптике. Для хорошо подготовленного абитуриента все задачи решаемые.
Среди самых сложных тем для школьников прежде всего следует назвать физическую оптику. Правда, вероятность появления такой задачи на ДВИ невелика, пока она там не встречалась ни разу. Нередко вызывают затруднения задачи на движение тела по окружности, в частности, на применение законов Ньютона в этом случае. Также часто у абитуриентов есть проблемы с такой темой, как влажность. Это небольшая тема, которая находится внутри молекулярно-кинетической теории, при подготовке ей обычно уделяется мало внимания. Задача на влажность встречается редко, но тем не менее в 2014 году на ДВИ она была. Еще один непростой вопрос — это момент силы, а точнее, как определятся плечо силы. А вот среди самых беспроблемных тем, задачи по которым хорошо решаются, можно назвать законы сохранения в механике, геометрическую оптику и тепловой баланс.
ЕГЭ и ДВИ по физике — это два совершенно разных экзамена. Программа МГУ значительно шире. Есть темы и понятия, которые фигурируют в ДВИ, но их нет в ЕГЭ: например, поверхностное натяжение в жидкостях, тепловое расширение твердых тел и жидкостей, центр тяжести. В ЕГЭ большинство заданий соответствует определенной теме. В ДВИ все устроено несколько по-другому. Типичный случай — когда задача сочетает в себе несколько тем. Например, в 2013 году в третьей задаче совмещались электромагнитная индукция и динамика. Часто бывает сочетание геометрической оптики и кинематики. Плюс к этому, в ЕГЭ много типовых задач. Чтобы подготовиться, их нужно много решать, и тогда происходит узнавание. А в ДВИ задачи чаще формулируются нетипичным образом, абитуриенту нужно догадаться, каким путем идти к решению. Например, задачу по механике можно решать двумя разными путями. Это так называемые энергетический и динамический подходы. Понять, какой именно приведет к правильному результату, — вопрос не очевидный. Для ДВИ нужно не столько знать формулы, сколько понимать, какую формулу применить и в какой ситуации.
Что касается подготовки к ДВИ, в программе экзамена на сайте МГУ есть список рекомендованной литературы, в нем около 15 книг. Это основа для подготовки. Я бы посоветовал абитуриентам придерживаться следующей схемы. Сначала нужно прорешать любой из вариантов ДВИ прошлых лет, чтобы оценить свои силы. Если совсем не получается, то надо решать материал задачников из списка литературы. Если в целом получается, но есть задачи, которые вызывают сложности, нужно почитать теорию по этой теме в учебнике, освежить ее в памяти и потом еще раз вернуться к задаче.
За оставшееся до экзамена время я бы порекомендовал абитуриентам повторить геометрическую оптику, все разделы механики и электричества. В молекулярно-кинетической теории и термодинамике необходимо обратить внимание на задачи, где требуется определить изменение внутренней энергии идеального газа или совершенную им в результате некоего процесса или цикла работу».
Обществознание
Абитуриенты социологического, философского и юридического факультетов сдают экзамен по обществознанию. За четыре часа они должны в письменном виде раскрыть четыре предложенные темы. Например, в вариантах 2016 года были такие вопросы: «Предмет и метод экономической науки», «Политические институты», «Географический детерминизм в философии истории».
«Требования ДВИ обязывают членов методических комиссий, разрабатывающих задания, не выходить за рамки школьной программы. Задания составляются на основе школьных учебников, которые имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ». Четыре темы экзамена относятся к разным разделам предмета. Формулировки заданий носят предметный характер и практически не отличаются от названий разделов (глав, тем) учебников. Все темы имеют одинаковый объективный уровень сложности. Это обязательная установка, которой придерживаются разработчики заданий.
Есть темы, которые, по моему опыту, вызывают наибольшие затруднения у школьников. Они связаны с изложением различных концепций и теорий из истории обществоведческой мысли. Хотя формулировки таких вопросов также берутся из учебников, их рассмотрение обычно разбросано по разным разделам, и дети не акцентируют на них внимание. К тому же, при подготовке к ЕГЭ учителя уделяют этим вопросам меньше времени, так как их практически нет в заданиях ЕГЭ. А писать эссе по философским темам вообще не рекомендуют.
В 2016 году в ДВИ было две подобные темы — «Материалистическое понимание истории» и «Теория географического детерминизма». Думающий абитуриент, немного владеющий обществоведческой терминологией, мог бы аналитически домыслить ответы на эти вопросы. Вспомнив, что такое материализм, и учитывая его специфику, отличие от идеализма, его проявление в социальном развитии, он смог бы изложить основы этой концепции. А по второму вопросу школьник мог бы вспомнить, что такое детерминизм, что он связан с поиском единого фактора-причины развития, и догадаться, что надо обратить внимание на географию (природу, ландшафт) в качестве главной причины общественного развития. Вспомнив, что древние цивилизации возникали в долинах рек и на морском побережье, он смог бы развить свою мысль. Возможно, он и не назвал бы имен хотя бы Маркса (по первой теме) и Монтескье (по второй), но какое-то количество баллов получил бы.
На экзамене может быть всякое. Никто не исключает психологический фактор. Волнение нередко приводит к неправильному пониманию проблемы. Бывает, что абитуриент пишет не по теме. Однажды на ДВИ была тема «Отличие деятельности человека от активности животных». Некоторые поступающие написали, чем отличается человек от животного. Написали хорошо, но получили «неуд» за эссе не по теме. Вообще, школьники нередко не дочитывают задание и в результате пишут ответ на другой вопрос.
Дорогие абитуриенты, если вы утвердились в своем выборе и решили, что вам надо сдавать обществознание, берите школьные учебники (прежде всего, Боголюбова) и работайте. Открывайте раздел, читайте его и пишите по нему сочинение (эссе). Не игнорируйте сноски, задания, которые приводятся после каждого раздела. В них тоже много информации, которая может вам пригодиться. Многие теории, концепции излагаются именно там».
Биология
Дополнительный экзамен по биологии предусмотрен для поступающих на биологический и биотехнологический факультеты. Также его сдают будущие психологи и почвоведы. За четыре часа абитуриентам предстоит в письменной форме раскрыть четыре темы из разных разделов биологии.
«Два или три года назад из ДВИ по биологии убрали тестовый блок и задачу по генетике. Однако это не значит, что их не будет в этом году. В последнее время экзамен состоял из четырех вопросов с развернутым ответом. Обычно в задании требуется полностью описать определенную систематическую группу, например, паукообразных: внутреннее и внешнее строение, размножение и развитие, видовое разнообразие. Есть вопросы, где нужно описать строение цветка и соцветий. Это примеры заданий из вариантов прошлого года. К подводным камням здесь стоит отнести поверхностность ответа некоторых ребят, которые дают краткую характеристику и сразу переходят к следующему вопросу.
При подготовке к таким заданиям я бы посоветовал обратить внимание на отличительные особенности строения, поведения и размножения, запомнить несколько представителей класса, отряда или семейства. Добавит баллы правильно нарисованный рисунок или схема: иллюстрация всегда засчитывается. Плюсом к ответу также будет, если вы покажете, где находится предлагаемая систематическая группа относительно представителей другого типа. Например, если вы даете характеристику класса паукообразных, нужно отметить, что они относятся к типу членистоногих, так же, как ракообразные и насекомые. А в состав класса паукообразных входят отряды скорпионов, клещей, пауков и другие.
Часто ребята при подготовке делают упор на общую биологию и генетику, забывая курс ботаники, анатомии и зоологии. А ведь эти темы чаще всего вызывают затруднения, и по ним составлена основная часть вопросов ДВИ прошлых лет. Что касается самых простых разделов биологии, то сюда относятся основы экологии, учение о биосфере и селекция.
Есть ребята, которые заблаговременно готовятся к поступлению на биологический факультет МГУ. Они учатся в профильных биологических классах, участвуют в летних школах, проходят через «сито» олимпиад. Благодаря такой подготовке многие уже в 10-11 классе становятся настоящими маститыми биологами и могут дать фору даже студентам биофака. Сейчас, за несколько месяцев до экзамена, такие абитуриенты занимаются по своему плану, который составили либо сами, либо с репетитором или школьным учителем. А вот те школьники, которые только начали готовиться к ДВИ, должны приложить огромные усилия, чтобы подойти к экзамену в лучшей форме. Я думаю, они и сами это понимают. В первую очередь, я советую им обратить внимание на ботанику высших растений, зоологию, клеточное деление (митоз, мейоз) и анатомию человека, подробно разобрать механизм работы каждой системы органов.
При хорошей подготовке ДВИ по биологии вполне реально написать на 90 и более баллов — это удается 10% поступающих. Примерно пятая часть сдающих экзамен получают крайне низкие оценки — менее 50 баллов (при том, что на тройку надо набрать 40 баллов). На 100 баллов экзамен сдать возможно. Правда, это бывает достаточно редко: менее 1% абитуриентов добиваются такого результата. 98-99 баллов встречается намного чаще».
На сайте центральной приемной комиссии МГУ можно найти подробную программу экзаменов на все факультеты, а также варианты заданий прошлых лет.
Как подготовиться к ДВИ по обществознанию
Рассказываем, что нужно знать и уметь, чтобы сдать ДВИ по обществознанию на высокий балл.
Материал подготовлен при участии Владимира Рожнова, выпускника МГУ, преподавателя «Фоксфорда» по обществознанию.
На какие факультеты сдавать
Дополнительное вступительное испытание по обществознанию — единый экзамен для всех факультетов, его организует философский факультет. Программа экзамена и примеры ДВИ прошлых лет выложены на сайте МГУ.
ДВИ по обществознанию сдают на семи факультетах:
Как устроен экзамен
ДВИ по обществознанию сдаётся письменно. Экзамен состоит из четырёх вопросов по истории и теории обществознания. Программа ДВИ по обществознанию выложена на сайте МГУ. Она состоит из четырёх блоков:
В экзаменационный билет включается по одному вопросу из каждого блока. За каждый вопрос можно получить максимум 25 баллов, то есть всего за ДВИ можно получить максимум 100 баллов, как и на ЕГЭ.
Как отвечать на вопросы
Критерии, по которым оценивается ответ, указаны в бланке перед текстом задания.
У каждого критерия есть свои нюансы, поэтому мы подробно разобрали каждый из них с экспертом.
Глубина понимания темы, умение выделить ее содержательные аспекты и смысловые блоки
Содержательные аспекты — это тот объём теоретической информации, которую нужно осветить, отвечая на вопрос. Чтобы верно отразить содержательные аспекты, нужно ориентироваться на формулировку задания, знать материал и иметь представление, в каком направлении и до какой степени нужно раскрыть тему на экзамене. Важный содержательный аспект — определения понятий и формулировка теорий и законов, которые относятся к данной теме.
Владимир Рожнов: «Содержание ДВИ по обществознанию выходит за рамки школьной программы, особенно в части истории философии и общественной мысли. В школе история становления обществознания как науки подробно не изучается, поэтому для сдачи ДВИ обязательно изучить эти темы самостоятельно или с преподавателем».
Например, вопрос звучит так: «Источники права, их формы и разновидности». Чтобы раскрыть все содержательные аспекты, нужно привести определение источников права, написать, какую роль они играют в правовой системе, упомянуть о главенстве тех или иных источников права в разных правовых семьях. Дополнительные баллы может принести определение, что такое правовая семья, и перечисление нескольких правовых семей в качестве примера. Обязательно написать о формах и видах источников права, опираясь на какую-либо из принятых классификаций. Например, форма — нормативно-правовой акт, а его виды — закон и подзаконные акты, которые, в свою очередь, подразделяются на федеральные и региональные, уголовно-, гражданско- и административно-правовые и так далее.
Смысловые блоки отражают структуру ответа. Обычно они тесно связаны с содержанием. Например, в случае источников права смысловыми блоками будут: определение понятий, классификация, формы и виды источников права, примеры. Не нужно стремиться показать все свои знания, давайте ответ по существу на поставленный вопрос.
Приводя определения и раскрывая понятия, начинайте с того понятия, которое приведено в задании. Например, если вас просят рассказать о целях и средствах политической деятельности, начните с определения политической деятельности, а потом переходите к связанным с ним понятиям «политическое участие», «политическое лидерство».
Владимир Рожнов: «В отдельные смысловые блоки можно выделить теории и мнения разных мыслителей по данному вопросу. Хорошо, если в ответе прозвучит несколько мнений, в том числе противоположных. В этом случае основными смысловыми блоками ответа будут определение, мнение одного философа, мнение другого философа, вывод. Можно написать, чья точка зрения вам более близка, но ваше личное мнение должно лишь дополнять ответ, а не заменять его полностью».
Корректность использования понятийного аппарата из курса обществознания
Понятия необходимо воспроизводить максимально точно, ничего не упуская. Для этого важно пользоваться правильными источниками. В некоторых популярных учебниках понятия приведены не полностью или с ошибками.
Владимир Рожнов: «При подготовке к ДВИ я рекомендую использовать учебники Л.Н. Боголюбова профильного уровня, а также его словарь по обществознанию для учащихся 10-11 классов. Существуют и другие полезные пособия и справочники. В одних материал представлен наглядно и схематично, что может оказаться полезным при повторении тем, в других в сжатой форме даётся информация по истории общественной мысли, творческим биографиям мыслителей».
Опора на известные из курса обществознания теории, идеи крупных философов, социологов, экономистов, а также их грамотное изложение
На ЕГЭ достаточно знать суть теорий, но не обязательно указывать их авторов. На ДВИ по обществознанию от вас требуется знать имена и фамилии учёных, философов и мыслителей, чьи идеи лежат в основе общественных наук.
Сложность заключается в том, что эти имена в программе не приведены, поэтому при подготовке нужно уделить этому отдельное внимание: к теоретическим вопросам составить список относящихся к нему имен и теорий. При этом важно не переборщить: во-первых, слишком большой объём информации трудно запомнить, а во-вторых, он просто не нужен. Помочь сформировать такой список может репетитор или преподаватель в школе или на курсах.
Умение приводить правильные примеры и верно интерпретировать факты из жизни общества
В отличие от ЕГЭ, где требуются примеры из источников разного типа (из истории, из литературы, СМИ, из личного опыта), на ДВИ таких ограничений не ставится. Все примеры могут быть из истории или из СМИ, или даже из личного социального опыта. Главное, чтобы пример был уместен и отражал именно ту мысль, которую вы хотите проиллюстрировать.
Владимир Рожнов: «За хороший, качественный пример на ДВИ можно получить несколько дополнительных баллов, и наоборот, не добрать баллов, если пример будет неудачным. Поэтому я рекомендую придумывать яркие и нетривиальные примеры к каждому вопросу заранее».
Верно интерпретировать факты из жизни общества — значит объяснять, почему данная иллюстрация подходит к данной теме, как она к ней относится.
Грамотность, аргументированность и логическая связность текста
В отличие от ЕГЭ, где большую часть баллов можно получить за выполнение тестовых заданий, на ДВИ все четыре задания требуют написания связного, логичного текста. При этом, если для эссе на ЕГЭ школьник может выбрать из пяти тем одну, с которой он лучше всего знаком, то на ДВИ такого выбора нет: подробно отвечать нужно все четыре вопроса, которые вам попались.
Написание логичного, аргументированного и связного текста на заданную тему — отдельный навык, тренировать который нужно задолго до ДВИ. Этот навык невозможно приобрести за один-два месяца, он нарабатывается исключительно практикой, то есть написанием подобных текстов.
Владимир Рожнов: «Тренировка заключается также в поиске шаблонов, облегчающих написание эссе, в подборе фраз и выражений, соединяющих текст в единое целое. При этом очень важно, чтобы эти тренировочные тексты кто-то проверял и давал обратную связь, какие ошибки допущены, что надо исправить и улучшить. Таким помощником при подготовке может стать школьный преподаватель по обществознанию или по литературе, репетитор по обществознанию или даже родитель, владеющий навыком написания текстов».
За орфографические ошибки напрямую баллы не снижают, но грамотность влияет на общее впечатление о работе. Кроме того, нельзя допускать орфографических ошибок в сложных понятиях и именах мыслителей.
Советы по подготовке
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter