Джаганнат что это значит
Джаганнат что это значит
Мурти, сделанное из бревна, выловленного в океане, упоминается как «Пурушоттама» в Риг-Веде. Едва ли есть те, кто не признает авторитетность Риг-Веды. В 3-м стихе 155-й сутры 10-й мандалы Риг-Веда говорит:
«Недосягаемое для мирских чувств и рассудка, нерукотворное Древо-Тело Бога плывет по волнам у берега Океана. О бессмертная душа, молящаяся о спасении! Служи Ему и тем самым достигни наивысшего из миров!»
Глаза Джаганнатха — это первое, что видит человек, смотря на него. «Видит Бог!» — говорим мы иногда, когда не находим других свидетелей. И Он действительно видит — и не только дела, но и намерения человека. Своим взглядом Господь мироздания охраняет тех, чьи мотивы искренни, а остальным напоминает, что даже показная религиозность не вызовет Его расположения.
По правую руку от Джаганнатха можно увидеть две подобных Ему фигуры. Это Баладев и Субхадра. «Ничто», «Всё, вместе взятое», «Вселенский Разум» — всё это очень отдаленные и расплывчатые представления о Боге. Веды описывают Высшее Существо как обладателя непостижимых Сил, покорных Его воле. Человеческому уму дано иметь представление только о трёх из этих сил. Посредством одной из них Он творит мир материи. Рядом с Джаганнатхом она присутствует как Субхадра. Второй Своей Силой Он дает начало бесчисленным душам, оживляющим материальный мир. Это делает Баладев, изначальный Гуру — Учитель всех живых существ. Наделенные его вдохновением, являются в разных странах спасители и наставники человечества. Третья Сила проявляет духовное многообразие обители Бога. В Храме она представлена Сударшана-чакрой, по левую руку от Джаганнатха.
Законы, управляющие этими энергиями, — не механические, наподобие законов физики. Эти энергии — Божественные Личности, а их отношения с Верховным Господом строятся на любви. Только через них мы можем знать о Джаганнатхе, поэтому мы видим их на одном уровне с Ним. Баладев, Субхадра, Джаганнатх и Сударшана — образ Любви, не имеющей ничего общего с вожделением. Любовь в облике Джаганнатха.
Многотысячелетняя история Храма Джаганнатха знает немало примеров Его великих преданных. Но помните, Сам Господь пришел как ваятель, чтобы явить Свой образ из Древа. Подобно этому, чтобы явить высочайший пример преданности, самопожертвования и любви, Сам Джаганнатх пришел в этот мир как Шри Кришна Чайтанья, великий преданный Джаганнатха.
Чакахи — Тот, у кого круглые глаза.
Чакадола — Тот, у кого круглые глаза без век (Символизирует то, что Господь очень активен и неусыпен).
Чаканаяна — Тот, у кого круглые глаза.
Дарубрахмам — Деревянное божество, внутри которого покоится высшая душа.
Девадхидева — Бог богов.
Джагадиш — Повелитель вселенной.
Джагатадхиша — Повелитель вселенной.
Джаганнатх — Повелитель вселенной.
Кала Тхакура — Господь черного цвета.
Махаабааху — Тот, у кого крупные ладони (Символизирует то, что Господь всем помогает).
Ниладривихари — Ниламадхава (Джаганнатху служил как Ниламадхаве вождь племени аборигенов).
Нилачалиа — Тот, кто живет в Нилачала.
Падмалочана — Лотосоокий.
Патитапавана — Тот, кто благославляет всю вселенную.
Пурушоттама — Высшая личность.
Раджадхирадж — Царь царей.
Джаганнатх — это символ Бога, облик которого наделен глазами и руками
Джаганнатх — это символ Бога, облик которого наделен глазами и руками. Они означают, что Бог видит, знает и творит. Баларама — это источник джива-шакти Бога, Субхадра — это майя-шакти, а Сударшана — это энергия воли Бога. Мы не можем отделить Бога от всех этих Его энергий, поэтому в поклонении Джаганнатху используются эти четыре Божества на одном алтаре. Здесь мы можем увидеть Бога, представленного вместе со Своими энергиями, что дает нам возможность лучше понять Его. Созерцание Джаганнатха подобно совершенному изучению Веданты. Этот храм, представляется мне, подобен книге для тех, кто может ее читать, тогда как для глупцов он — лишь напоминание о Божестве, сотворившем этот мир.
В этом храме есть также одна вещь, которая объясняет философское превосходство Джаганнатха над всеми другими индийскими святынями. Мы имеем в виду систему раздачи маха-прасада. Предлагаемый Джаганнатху рис продается всем паломникам. Брахманы, кшатрии, вайшнавы и шакты, санньяси и грихастхи — все они без колебаний принимают маха-прасад Господа. Брахманская аристократия не имеет никакого влияния в этом храме. Это показывает, что когда люди становятся мудрыми, им уже нет нужды подчиняться глупому диктату брахманов, который предназначен главным образом для тех, кто не способен сам найти свой путь. Когда человек признает превосходство любви к Богу над всеми другими системами правил и этических норм, он уже не связан деятельностью в соответствии с указаниями шастр, предназначенной для низшего класса людей.
Общепринятые правила и предписания более низших дхарма-шастр Ману и Джагньябалкьи не распространяются на вайшнавов, которые являются воинами Господа в священной битве со злом. Система раздачи маха-прасада не только символизирует высочайшую жизнь вайшнава, но и является частью того поклонения, которое обычные теисты не в силах постичь до конца. Обычные люди гораздо охотнее стремятся поддержать превосходство разума над интуитивными чувствами человека, желающего обрести любовь к Богу. Теперь нам следует на основе здравых аргументов объяснить, что наши интуитивные чувства побуждают нас предлагать все, что мы едим, Господу нашего сердца.
Сначала нам следует разобрать доводы наших оппонентов. Рационалисты придерживаются взглядов, что Бог бесконечен и ни в чем не нуждается, и, следовательно, глупо предлагать пищу Высшему Существу. Святотатство предлагать созданное самому Творцу, тем самым низводя божественное положение Бога до уровня человека. Таковы их рационалистические доводы, и всякий, кто их услышит, непременно объявит другим: «Долой маха-прасад!»
Однако хотя эти аргументы и кажутся разумными, они сухи и крайне пагубны. Они направлены на то, чтобы прекратить все виды поклонения и тем самым разорвать нашу связь с Богом. Когда вы говорите, что бесконечный Господь ни в чем не нуждается, вы выступаете против молитв и размышлений о Боге. «Бесконечный Господь не нуждается в выражениях вашей благодарности, или, иными словами, Ему чужда лесть. Подобные восхваления, направленные на независимого Господа, превращают Его в зависимое существо. Гимны, молитвы и проповеди — прекратите все это! Заколотите двери храмов и церквей, поскольку наш рационалистичный ум советует нам поступить таким образом! Верьте в творческий принцип и исполняйте свой долг! О какой стыд! Какое ужасное падение! Теисты, опасайтесь этих принципов, которые приводят к полной деградации!»
Теперь же появились другие рационалисты. Они признают молитвы, проповеди, псалмы и посещают церковь, но говорят, что все это нужно лишь для исправления и возвышения души, однако Богу все это совершенно не нужно. Мы рады, что рационалисты пришли к нам и с течением времени станут еще ближе. Да, прогрессивный рационализм открывает простор для теологических принципов: имеется в виду то, что «мы идем к Богу ради нашего собственного блага, а не для блага Бога, который не нуждается в подобном». Однако рационалисты как были рационалистами, так и остаются ими, пока они преследуют лишь собственные интересы.
Мы убеждены, что любая религия обещает даровать вечное счастье человеку и невозможно представить какую-либо религию, которая бы ничего не говорила о личном благе. Однако подобное мировоззрение отдает прагматизмом, и его ни в коем случае нельзя назвать теистическим. Мы должны любить Бога ради Него самого, какими бы безрассудными наши поступки ни были. Наша любовь должна быть полностью лишена своекорыстных целей. Эта любовь должна быть естественным чувством к Божеству как к нашему Возлюбленному и не должна зависеть от наших умозаключений и жизненного опыта. Спасение, каким бы заманчивым оно нам ни казалось, не должно быть целью этой любви, — что же тогда говорить о других формах вечного счастья? Любовь к Богу сама по себе будет нашей наградой. Спасение станет сопутствующим следствием этой любви, но ни в коем случае его нельзя ставить перед собой как главную цель.
Статья из журнала «The Harmonist»
Июль 1928 г.
Господь Вселенной — Джаганнатха
Не так давно слушал песню одной интересной джаз-метал группы Diablo Swing Orchestra — Superhero Jagganah. Вспомнил, что есть такой супергерой, решил загуглить… Оказалось, Джаганнатх — индийское божество, дословно, Господь Вселенной. Цитируя Википедию,
Джаггерна́ут, иногда ошибочно — яггернаут (англ. Juggernaut ) — термин, который используется для описания проявления слепой непреклонной силы; для указания на кого-то, кто неудержимо идёт напролом, не обращая внимания на любые препятствия. Происходит от санскритского слова Джаганнатха, которое в переводе означает «владыка Вселенной» и является одним из имён Кришны в индуизме. Придание этому имени такого значения связано с ритуалом Ратха-ятры, в ходе которого около 4000 человек тянут огромную колесницу со статуей божества Джаганнатхи. В прошлом индусы часто бросались под колёса колесниц, так как считается, что тот, кто погибает таким образом, получает освобождение и возвращается в духовный мир.
Имя бога состоит из двух слов на санскрите: «джагат» («Вселенная», «Мир») и «натх» («Владыка»). Соединенные вместе, они значат «Владыка Мира» — Джаганнатх.
Мурти, сделанное из бревна, выловленного в океане, упоминается как «Пурушоттама» в Риг-Веде. Едва ли есть те, кто не признает авторитетность Риг-Веды. В 3-м стихе 155-й сутры 10-й мандалы Риг-Веда говорит:
«Недосягаемое для мирских чувств и рассудка, нерукотворное Древо-Тело Бога плывет по волнам у берега Океана. О бессмертная душа, молящаяся о спасении! Служи Ему и тем самым достигни наивысшего из миров!»
Глаза Джаганнатха — это первое, что видит человек, смотря на него. «Видит Бог!» — говорим мы иногда, когда не находим других свидетелей. И Он действительно видит — и не только дела, но и намерения человека. Своим взглядом Господь мироздания охраняет тех, чьи мотивы искренни, а остальным напоминает, что даже показная религиозность не вызовет Его расположения.
По правую руку от Джаганнатха можно увидеть две подобных Ему фигуры. Это Баладев и Субхадра. «Ничто», «Всё, вместе взятое», «Вселенский Разум» — всё это очень отдаленные и расплывчатые представления о Боге. Веды описывают Высшее Существо как обладателя непостижимых Сил, покорных Его воле. Человеческому уму дано иметь представление только о трёх из этих сил. Посредством одной из них Он творит мир материи. Рядом с Джаганнатхом она присутствует как Субхадра. Второй Своей Силой Он дает начало бесчисленным душам, оживляющим материальный мир. Это делает Баладев, изначальный Гуру — Учитель всех живых существ. Наделенные его вдохновением, являются в разных странах спасители и наставники человечества. Третья Сила проявляет духовное многообразие обители Бога. В Храме она представлена Сударшана-чакрой, по левую руку от Джаганнатха.
Законы, управляющие этими энергиями, — не механические, наподобие законов физики. Эти энергии — Божественные Личности, а их отношения с Верховным Господом строятся на любви. Только через них мы можем знать о Джаганнатхе, поэтому мы видим их на одном уровне с Ним. Баладев, Субхадра, Джаганнатх и Сударшана — образ Любви, не имеющей ничего общего с вожделением. Любовь в облике Джаганнатха.
Многотысячелетняя история Храма Джаганнатха знает немало примеров Его великих преданных. Но помните, Сам Господь пришел как ваятель, чтобы явить Свой образ из Древа. Подобно этому, чтобы явить высочайший пример преданности, самопожертвования и любви, Сам Джаганнатх пришел в этот мир как Шри Кришна Чайтанья, великий преданный Джаганнатха.
Имена Джаганнатха
Чакахи — Тот, у кого круглые глаза.
Чакадола — Тот, у кого круглые глаза без век (Символизирует то, что Господь очень активен и неусыпен).
Чаканаяна — Тот, у кого круглые глаза.
Дарубрахмам — Деревянное божество, внутри которого покоится высшая душа.
Девадхидева — Бог богов.
Джагадиш — Повелитель вселенной.
Джагатадхиша — Повелитель вселенной.
Джаганнатх — Повелитель вселенной.
Кала Тхакура — Господь черного цвета.
Махаабааху — Тот, у кого крупные ладони (Символизирует то, что Господь всем помогает).
Ниладривихари — Ниламадхава (Джаганнатху служил как Ниламадхаве вождь племени аборигенов).
Нилачалиа — Тот, кто живет в Нилачала.
Падмалочана — Лотосоокий.
Патитапавана — Тот, кто благославляет всю вселенную.
Пурушоттама — Высшая личность.
Раджадхирадж — Царь царей.
Гармонизация всех планет. Шри Джаганнатх. Господь Вселенной.
Верховный Господь имеет множество форм. Все религии мира имеют главную цель — возродить в нашем сердце Любовь к Богу, к Абсолютно Истине, к источнику всего живого, к нашему духовному отцу. И хоть и много имен у Бога на разных языках, но стоит за ними одна личность. Как мы не назовем Солнце на разных языках — Солнечное светило им и останется. Так и у Бога — так много имен и форм. Но за ними стоит одна и та же Верховная Личность Бога.
Господь Джаганнатх — это совершенно особая сокровенная форма Верховной Личности Бога. Её не так легко сразу понять и принять. Но она удивительно милостива и могущественна. Если человек ищет Абсолютную истину и готов к Её восприятию, через какое-то время он всем сердцем полюбит этот один из удивительнейших ликов Бога и одно из самых невероятнейших Божеств во Вселенной. Джаганнатха и означает — «Господь Вселенной». Эту фору Бога, это Божество во всем мире почитают представители самых разных религий.
Мантра, обращенную к Нему:
«ДЖАГАННАТХА СВАМИ НАЙАНА ПАТХА ГАМИ БХАВА ТУ МЕ»
В наш «железный век» именно эта форма Божества призвана спасать людей из материального существования. В Ведах говорится,что если в этой жизни вы увидите эту форму Господа — Господа Джаганнатху, то это значит, что начинается ваш путь домой в духовный мир.
Медитация на Господа Джаганнатху способна очистить ваше сердце, душу, сжечь плохую карму и пролить много милости на вас.
Лучшая Упайа (астрологическое лечение) — это медитация на Божественный Лик Джаганнатхи.
«Космос — это то, что покрывает вселенскую форму Господа. Планеты – это его одежда. Джаганнатха – это Господин Вселенной и всех планет в ней (сарва-лока-махешварам БГ5.29)»
Солнце и Луна – два глаза Джаганнатхи
Марс – красный рот Джаганнатхи
Меркурий – зеленый узор внутри тилаки на лбу Джаганнатхи
Юпитер – это Читта – третий глаз Джаганнатхи (желтая точка в межбровье)
Венера – это его руки, обнимающие всех
Сатурн – черный цвет лица Джаганнатхи
Раху – золотистое обрамление вокруг лица Джаганнатхи
Кету – сама обрубленная форма Джаганнатхи
Таким образом, поклоняясь Господу Джаганнатхе (или медитируя на Него), мы автоматически выражаем почтение божествам всех планет, находящихся в теле Господа.
Мантра: Джаганнатха Свами Найана Патагами Бхава Ту Ме
Перевод: «О, Повелитель вселенной, позволь мне всегда созерцать Тебя»
Информация взята из книги «Храм Господа Джаганнатхи» (“The Temple of Lord Jagannath” by Somanath Khuntia)
Джаганнатха-Пури чанне ки дал — Любимая пища Джаганнатха
Джаганатх
Поклонение Кришне как Джаганнатхе распространено по всей Индии, но особой популярностью пользуется в Западной Бенгалии и Ориссе. Последователи традиции вайшнавизма считают Джаганнатху одной из самых милостивых форм Кришны и поклоняются Джаганнатхе вместе с его братом Баладевой и сестрой Субхадрой в абстрактных формах из дерева. Раз в год, их вывозят из храмов на улицу в больших разукрашенных колесницах и множество людей получают возможность получить даршан божеств. Этот фестиваль носит название Ратха-ятры и ежегодно празднуется во многих городах Индии и за её пределами.
Наиболее древнее и знаменитое мурти Джаганнатхи находится в одном из четырёх самых святых мест паломничества индуизма — городе Пури штата Орисса. Там же ежегодно проводится основной фестиваль Ратха-ятры, отличающийся особой пышностью и размахом.
Содержание
История Джаганнатхи
Царь Индрадьюмна и Видьяпати
История появления Джаганнатхи содержится в «Сканда-пуране», где описывается праведный царь Индрадьюмна, который был великим преданным Вишну. Несмотря на всё богатство и славу, которыми он обладал, царь был неудовлетворён — он стремился к высшему совершенству жизни — увидеть Бога лицом к лицу. Однажды у царя при дворе появился странствующий вайшнава и поведал ему о Нила-Мадхаве — мурти Вишну необыкновенной красоты. Рассказ странника произвёл на царя сильное впечатление и захотев во что бы то ни стало получить даршан Нила-Мадхавы, он приказал найти его и разослал с этой целью брахманов по всей Индии. Однако поиски оказались напрасными, и брахманы ни с чем вернулись в столицу — все, кроме одного брахмана по имени Видьяпати. Посетив множество святых мест, Видьяпати вступил на землю племени шабаров, которая располагалась на берегу океана в районе современного города Пури, штата Орисса. Он нашёл себе пристанище в доме предводителя шабаров по имени Вишвавасу, у которого была дочь необыкновенной красоты по имени Лалита. Видьяпати влюбился в Лалиту и вскорости, получив разрешение и благословение её отца, женился на ней.
Видьяпати получает даршан Нилы-Мадхавы
Живя в доме шабара, Видьяпати заметил одну странность в его поведении. Каждую ночь Вишвавасу уходил куда-то и на следующий день около полудня возвращался, благоухая камфарой, мускусом и сандалом. Видьяпати стал расспрашивать жену, и она рассказала, что отец ходит поклоняться мурти Нила-Мадхавы, о существовании которого кроме неё и Вишвавасу никто не знает. Отец запретил Лалите кому бы то ни было раскрывать эту тайну, но по настоянию мужа она была вынуждена нарушить этот запрет. Радость Видьяпати не знала границ, он тут же загорелся желанием увидеть Нила-Мадхаву и попросил Лалиту уговорить отца и позволить ему получить даршан Нила-Мадхавы. После долгих уговоров, Вишвавасу согласился при условии, что его зять пойдёт с завязанными глазами и никогда в будущем не будет предпринимать попыток отыскать месторасположение Нила-Мадхавы. Когда они уже готовы были отправиться в путь, Лалита тайком запрятала мужу в кайму одежды горсть горчичных зёрен. Всю дорогу Видьяпати незаметно бросал зёрна. Когда они, наконец, пришли к Нила-Мадхаве, шабар снял повязку с глаз Видьяпати. Увидев несравненную красоту Нила-Мадхавы, Видьяпати начал танцевать в экстазе и возносить восторженные молитвы. Когда он немного успокоился, шабар оставил его около божества, а сам ушёл собирать съедобные коренья и цветы для того, чтобы потом предложить их Нила-Мадхаве.
Строительство храма Джаганнатха
Пока шабара не было, Видьяпати стал свидетелем удивительного события. Спящая ворона упала с ветки в близлежащее озеро и утонула. В тот же миг она приняла четырёхрукий облик, присущий обитателям Вайкунтхи, и вознеслась в духовный мир. Увидев это, Видьяпати забрался на дерево и уже собирался было вслед за удачливой вороной прыгнуть в озеро, дабы тоже обрести освобождение, как вдруг услышал голос с небес, который повелел ему перед тем как умереть, рассказать о местонахождении Нила-Мадхавы царю Индрадьюмне. Вскоре вернулся шабар, неся в руках лесные цветы и коренья, и приступил к своей ежедневной пудже. Неожиданно Нила-Мадхава заговорил: «Я столько лет принимал от тебя лесные цветы и коренья, мне они уже надоели, теперь я хочу, чтобы мне оказывал самое пышное служение мой великий преданный, — царь Индрадьюмна!» Эти слова огорчили Вишвавасу и он подумал, что теперь он лишиться возможности служить Нила-Мадхаве. В порыве отчаяния, он решил связать Видьяпати и не отпускать его из своего дома, дабы тот не смог вернуться к царю Индрадьюмне и поведать ему о местоположении Нила-Мадхавы. Однако через некоторое время, уступив просьбам Лалиты, он освободил Видьяпати и позволил ему уйти восвояси.
Видьяпати вернулся к царю Индрадьюмне и рассказал о своём открытии. В великой радости царь собрал войско и отправился в страну шабаров, надеясь наконец-то получить даршан Нила-Мадхавы. К тому времени, горчичные зёрна, когда-то разбросанные Видьяпати, проросли и расцвели ярким жёлтым цветом, показав путь царю и его свите. Однако, придя на место, они не обнаружили там Нила-Мадхавы. Огорчённый Индрадьюмна осадил селение шабаров и пленил Вишвавасу. Но тут раздался глас с небес, который повелел царю освободить шабара, построить храм на вершине холма Нилачала и установить там деревянное мурти Дару-Брахмана. Глас также сообщил царю, что никому более было не суждено увидеть Нила-Мадхаву.
Описывается, что святая обитель Пурушоттама-кшетра имеет форму раковины, и у основания раковины царь заложил город Пури и построил там храм. Великолепный храм уходил в землю на шесть локтей и возвышался над землей на сто двадцать локтей. Верхушку храма венчала круглая остроконечная башенка, на которой была установлена чакра. Царь отделал храм золотом и, когда всё было готово, отправился в обитель Брахмы — планету Брахмалоку — с целью пригласить Брахму освятить храм. Но так как каждое мгновение на Брахмалоке равно шести земным месяцам, когда царь Индрадьюмна вернулся на землю, — прошли уже многие годы. Храм, стоявший недалеко от океана, занесло прибрежным песком, а на престоле сменилось несколько царей и один из них, по имени Гала-Мадхава, обнаружил погребённый под песком храм. Гала-Мадхава заявил, что это он построил храм. Спор между двумя царями помог разрешить говорящий ворон Бхусанди, который несколько веков жил неподалёку от храма на старом баньяновом дереве, постоянно занимаясь воспеванием имени Рамы. Из своего гнезда в ветвях баньянового дерева он наблюдал строительство храма и подтвердил, что его построил царь Индрадьюмна.
Индрадьюмна вознёс молитвы Брахме и попросил освятить храм и окружавшие его земли, после чего Брахма поместил флаг на верхушку храма, и провозгласил, что в будущем, всякий, кто издали увидит этот флаг и в почтении падёт ниц, непременно обретёт мокшу.
История изваяния мурти Джаганнатха
Через некоторое время царя Индрадьюмну охватило уныние от разлуки с Нила-Мадхавой. Решив, что жизнь его прожита напрасно, он лёг на ложе из травы куша с твердым намерением умереть. По прошествии нескольких дней, Джаганнатха явился ему во сне и сообщил, что царь может найти его в море около местечка Банкимухан в форме Дару-Брахмана, — бревна калпа-врикши — древа желаний из духовного мира. Царь в сопровождении своих воинов отправился в указанное место и увидел на берегу моря бревно, отмеченное знаками раковины, диска, палицы и лотоса. Однако, несмотря на все попытки, множество людей и слонов не смогли даже сдвинуть его с места. Тут появился старик из племени Шабаров, который с лёгкостью перенёс бревно в нужное место. В ту же ночь во сне Джаганнатха сообщил царю, что этот старик был в прошлой жизни никем иным как Вишвавасой, много лет служившим Нила-Мадхаве.
Чтобы вырезать из Дару-Брахмана мурти Джаганнатхи, царь созвал множество искусных скульпторов, но никто из них не мог даже прикоснуться к Дару-Брахману. При первой же попытке резцы их ломались и рассыпались на мелкие кусочки. Царь был крайне озадачен и не знал что делать, но вскоре к нему, под видом старого умельца, явился архитектор с небесных планет Вишвакарма, который сообщил, что никто из простых смертных не сможет изваять мурти. Тогда Индрадьюмна попросил Вишвакарму выполнить эту работу, на что тот согласился с одним условием — никто не должен видеть мурти до тех пор, пока он полностью его не закончит. Ему должно быть позволено работать при закрытых дверях в течение двадцати одного дня. Царь согласился на поставленные условия и немедленно сделал все необходимые приготовления. По указанию старого скульптора, остальные умельцы занялись строительством трёх колесниц. А Вишвакарма принёс Дару-Брахмана в храм и запер двери, заручившись обещанием, что останется один до истечения положенного срока.
По прошествии четырнадцати дней, жену царя по имени Гундича охватило беспокойство по причине того, что из мастерской Вишвакармы вот уже много часов подряд не раздавалось ни единого звука. Она убедила царя в том, что должно быть что-то случилось со стариком-скульптором. По настоянию жены, царь приоткрыл дверь мастерской Вишвакармы и, к своему ужасу обнаружил, что старый скульптор исчез, как и обещал, а вместо Дару-Брахмана стояли три незаконченные мурти: Джаганнатха, Баладева и Субхадра. Осознав все последствия неисполнения своего обещания, царь решил поститься до смерти. Но по прошествии какого-то времени, к нему во сне явился Джаганнатха и сказал: «Я вечно нахожусь в Нилачале, на берегу океана, в форме Джаганнатхи. У меня нет материальных рук и ног, но своими духовными чувствами я принимаю всё, что предлагают мне мои преданные. Ты нарушил своё обещание, но это было частью моего плана, который состоял в том, чтобы проявиться в облике Джаганнатхи для того, чтобы все люди в Кали-югу поклонялись мне в этой форме».
Услышав слова Джаганнатхи, царь в вознёс молитву, в которой попросил Джаганнатху сделать так, чтобы потомки скульптора могли из века в век принимать участие в постройке трёх колесниц Ратха-ятры, и чтобы потомки Вишвавасу, служившего ему как Нила-Мадхаве, из поколения в поколение готовили для Джаганнатха пищу в храме. После того, как Джаганнатха согласился удовлетворить эти две просьбы царя, Индрадьюмна попросил ещё одно благословение, — чтобы двери храма закрывались только на три часа в день, а в остальное время принимали паломников, дабы все обитатели вселенной могли получить даршан Джаганнатхи.
Считается, что Джаганнатха, Субхадра и Баладева появились в этом материальном мире, чтобы даровать всем живым существам мокшу. В «Нарада-пуране» об этом говорится следующее:
В этой высочайшей обители пребывает мурти Кешава, форму которому придал Сам Господь. Если люди просто увидят это мурти Бога, им откроются врата в обитель Верховного Господа. |
Кришна в Двараке
Однажды перед царем Индрадьюмной появился Нарада Муни. Нарада рассказал Индрадьюмне, как ему посчастливилось увидеть Кришну в этом удивительном облике — без рук и без ног, с огромными круглыми глазами и широкой улыбкой. Он узрел эту форму во время посещения дворца Кришны в Двараке, в котором тот обитал вместе со своими жёнами. Однажды, жёны Кришны начали обсуждать между собой беспричинную любовь, которую гопи Вриндавана испытывали к Кришне. Не желая, чтобы их кто-то подслушал, они поставили на стражу перед дверью своих покоев сестру Кришны Субхадру. По прошествии какого-то времени, слушая беседу цариц, Субхадра настолько увлеклась, что не заметила как брат Кришны Баларама, а потом и сам Кришна, подошли и тоже начали слушать повествования цариц. Чувствуя разлуку со своими любимыми преданными во Вриндаване, Кришна впал в экстаз, его волосы встали дыбом, его руки и ноги вошли в тело, его глаза округлились и увеличились в размерах — он принял форму Джаганнатхи. В духовном обмене эмоциями, Баларама и Субхадра также начали испытывать экстатические чувства, и приняли подобный Джаганнатхе облик Баладевы и Субхадры.
После рассказа Нарады Муни привязанность царя Индрадьюмны к Джаганнатхе стала еще сильнее. Царь понял, что необычный облик Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры не случаен: Бог проявил его, потому что царь переживал сильнейшее чувство разлуки с Ним, а также потому, что Сам чувствовал такую же острую разлуку с царем. До конца своих дней Индрадьюмна с любовью в сердце служил Джаганнатхе.
Мурти, сделанное из бревна, выловленного в океане, упоминается как «Пурушоттама» в «Риг-веде» — самом раннем памятнике ведической литературы.