Даксторы что это такое
Что такое dark store и почему это удобно
Онлайн торговля получила гигантский толчок в развитии. Особенно это касается товаров первой необходимости: продукты, медикаменты и т.п. Но не стоит ошибочно полагать, что до 2020 года в этом направлении никто и не думал. Что же такое dark store’s? Расскажем в этой статье.
Дословно с английского это переводится как «тёмный магазин». Но так понятней не стало. На самом же деле это супермаркет без покупателей. Точнее все покупки делаются дистанционно. Сам по себе darkstore представляет собой огромное помещение, одновременно напоминающее и склад, и обычный магазин. Только вместо покупателей там ходят специально обученные сотрудники, которые самостоятельно комплектуют ваш заказ.
В некотором роде такой формат можно сравнить с обычным онлайн ритейлером, как AliExpress и другие. Разница в том, что dark store’s находятся в черте города и заказ не нужно долго ждать. Кроме того, они специализируются именно на FMCG-ритейле, то есть на товарах повседневного спроса.
Первыми такой формат продуктовых магазинов попытались применить в Лондоне в начале нулевых. Это была компания Sainsbury’s. Но тогда это не увенчалось успехом. А уже в 2009 году всё в том же Лондоне компания Tesco запустила свой первый «тёмный магазин». Сейчас на их онлайн-продажи приходится 47,5% рынка Великобритании.
В России первооткрывателями такого формата стали супермаркеты «О’Кей» в 2015 году. Через 2 года их примеру последовал ведущий российский ритейлер X5 Retail Group. Для своей сети «Перекрёсток» они запустили dark store’s в Москве, Санкт-Петербурге и ещё некоторых региональных центрах.
Процедура заказа максимально проста, вам нужно зайти на сайт Перекрёстка, выбрать всё необходимое и указать куда это доставить. Но учтите, что на момент написания статьи такая возможность есть не во всех регионах нашей страны. Ознакомиться с их актуальным перечнем вы можете на том же сайте. X5 RetailGroup активно развиваются и открывают всё новые «тёмные магазины». В след за ними, наученные горьким опытом корона-кризиса, свои darkstore’s открывают и другие ритейлеры.
В первую очередь такой формат позволяет нам экономить время. Больше не нужно идти в магазин, самому искать нужные продукты, стоять очередь на кассе и тащить тяжёлые пакеты. Теперь мы можем выбрать всё необходимое даже на своём телефоне и заказать доставку прямо домой.
В условиях пандемии это дополнительно позволяет нам защититься от нежелательного контакта с окружающими. Особенно это важно для пожилых людей, которые находятся в группе повышенного риска.
Кроме того, dark store позволяет создавать для продуктов необходимые условия хранения. А тот факт, что находятся они рядом с домом и доставка занимает мало времени, позволяет получить нам товары отличного качества.
Конечно же такие магазины выгодны и самим ритейлерм. Они позволяют:
· Уже существующие магазины использовать под заказы для самовывоза и доставки
· Повышают лояльность клиентов и сотрудников
Д — Дарксторы: как работает доставка еды
Чтобы не отставать от современности и не упустить новые слова, подписывайтесь на подкаст в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке» и на Castbox. Ставьте оценки и делитесь в комментариях словами, без которых, как вам кажется, невозможно представить коммуникацию в XXI веке.
Что такое дарксторы?
Даркстор — это специальный склад с продуктами, в которых собирают онлайн-заказы для доставки еды. Они отличаются особой системой, которая непохожа на обычную систему супермаркетов: товары находятся в специальных отсеках, чтобы сборщикам было удобно собирать заказы. То, как расположены продукты, зависит от того, насколько часто эти продукты заказывают и насколько товары тяжелые.
Зачем они нужны?
Дарксторы происходят от такназываемых «темных кухонь» или dark kitchen, которые появились в Великобритании и работали по принципу «закажи и забери». В таких кухнях не было мест для посадки гостей, но в них готовили еду на вынос.
Дарксторы нужны для того, чтобы сервисы доставки работали быстрее: если в районе есть несколько дарксторов, покупатели будут получать свои заказы намного быстрее.
Почему формат дарксторов так популярен?
К тому же, онлайн-магазины сегодня вполне могут составить конкуренцию офлайн-маркетам, поэтому многие не видят смысла превращать дарксторы в обычные супермаркеты.
Сервис «Яндекс.Лавка» стал первым даркстором, у которого не было офлайн-магазинов: компания создала сеть складов, в которых находилась продукция и курьеры развозили заказы по районам.
Больше о достоинствах и недостатках ассертивности читайте в материалах РБК Тренды:
Тёмное дело. Что такое даркстор и на что обратить внимание при его открытии
Александр Гладкий
Что это за формат и какие у него особенности
Даркстор (от англ. dark store) — это магазин-склад, в который не ходят покупатели. Они заказывают товары в онлайн-витрине того же магазина, а сотрудники ретейлера собирают заказы и доставляют их клиентам. Именно из-за отсутствия посетителей магазин называют «тёмным».
Впервые концепцию опробовал британский ретейлер Sainsbury, открыв в начале нулевых в Лондоне дистрибуционный центр. Тогда подход не зашёл, и из-за малого числа заказов магазин закрыли. Но уже в 2009 году британский Tesco открыл два даркстора, пообещав держать темп открытия по одной точке в год. В 2013 году второй по величине ретейлер Sainsbury вспомнил о своих складах и также запустил собственный «тёмный магазин».
Особенность бизнес-модели
В основе бизнес-модели даркстора лежат:
Расходы на ремонт и оформление магазинов, маркетинг точек продаж, штат кассиров и консультантов теперь идут на аренду помещения и зарплату курьеров. На первый план выходит также автоматизация цепочки доставки товаров и работы магазина. В зависимости от масштабов сети и планов по её развитию автоматизация может достигать впечатляющих результатов.
Ещё одна особенность дарксторов (вытекающая из предыдущих пунктов) — быстрая доставка. Например, британский Sainsbury доставляет заказ за час, а российские «Яндекс.Лавка» и «Самокат» привозят за 15–40 минут.
Что нужно сделать предпринимателю при открытии своего даркстора
Задача владельца даркстора простая — быстро отдать заказ покупателю. Обеспечить упомянутые выше 15 минут доставки можно, расположившись ближе к потребителю.
Определите зону доставки в пешей доступности от места жительства целевых покупателей. Аренда помещения вблизи крупных трасс с плотным потоком и эстакадами будет плохой идеей — пешком курьеры не дойдут, а на автомобиле встанут в пробку.
Если вы владеете несколькими магазинами формата «у дома» — это удачные кандидаты на переоборудование в дарксторы. Вы уже платите за аренду и вы можете прикинуть будущий трафик.
Для начинающего предпринимателя также не будет проблемой арендовать помещение в несколько квадратных метров в любом приглянувшемся районе.
Не забудьте и про курьеров. С пешими сотрудниками проблемы нет, но при доставке на транспорте, например, самокатах и велосипедах, лучше продумать их размещение около магазина заранее.
Эта часть относится больше к маркетингу и вашему позиционированию на рынке, но итоговый ассортимент также сильно отразится на оснащении магазина, температурном режиме и требованию к самому помещению. Например, даркстор «Перекрёстка» ориентируется на сложную температурную доставку, поэтому X5 Retail Group изначально инвестировала в построение непрерывной холодной цепи поставок, куда входит и сам даркстор. Или, к примеру, белорусский Bazar держит в своём магазине около тысячи базовых наименований, оперативно подстраиваясь под потребности жителей обслуживаемого района.
Очевидно, что в дарксторе не нужны такие традиционные для офлайнового ретейла явления, как привлекательный мерчандайзинг или покупательские зоны кросс-продаж. Дорогостоящий ремонт и оформление тоже ни к чему — не для кого стараться.
Вместо этого на первый план выходит продуманность потоков перемещения сотрудников магазина и логика выкладки. Помним про цель — быстро отдать заказ. Чем быстрее сборщики соберут заказ, тем быстрее курьеры его передадут покупателю.
Лучшие практики организации работы внутри магазина можно подсмотреть у продвинутого Tesco. Для небольшого магазина у дома в спальном районе будет достаточно продумать путь перемещения сборщиков и выложить товар на полки в логике покупателя: «поесть, попить, шоколадку и корм для кошки».
Классические офлайновые магазины страдают от частой поломки оборудования, просто потому что его много: кассы, принтеры чеков, сканеры, digital signage. В дарксторах же нет касс и большинства типового торгового оборудования. Зато есть стеллажи, много холодильников и система кондиционирования. Всё это нужно контролировать и обслуживать: проверять электрику и автоматику, чистить ёмкости, менять расходные материалы.
О сервисе стоит позаботиться также, если вы планируете продавать франшизу, в которую нужно включить правила оказания услуг для франчайзи.
Организовать работу техобслуживания даркстора можно двумя путями: своими силами или найти подрядчика. Первый вариант предполагает наличие в штате профильного техника, что всё равно не исключает в случае поломки обращение к производителю за ремонтом или комплектующими. Если у вас один магазин, штатный сотрудник, скорее всего, будет часто сидеть без работы. В таком случае можно подписать договор на обслуживание с сервисной компанией, специализирующейся на продаже и ремонте соответствующего оборудования.
Оба способа работают наиболее эффективно, когда процессы сервиса автоматизированы: вы быстро создаёте заявку, а обслуживающая организация или технический специалист оперативно её выполняет. При этом вы контролируете работу и не теряете информацию в процессе. На первых парах учитывать сервисные заявки можно в Excel — это быстрый способ запуститься и лучше, чем не вести учёт вообще. В дальнейшем можно подумать о переходе на сервисные системы учёта и управления заявками.
Что такое даркстор — магазин без покупателей и желтых ценников
Сфера онлайн-заказов набирает огромную популярность. Сейчас по интернету можно купить почти все. Специальные маркеты доставят к вам домой необходимые товары буквально за 30 минут. Дарксторы – что это и какие особенности? Расскажем в статье.
В наше время сложно представить человека, который ни разу ничего не заказывал онлайн. Почти у каждого офлайн-магазина есть и мобильное приложение, через которое можно заказать понравившуюся вещь, и вам доставят ее домой.
Категории для онлайн-покупок самые разные: от бутылки воды до плазменного телевизора. Необходимо только оплатить товары онлайн и ждать доставку. Это значительно экономит время, особенно тем, кто не любит традиционный шопинг.
Во время пандемии, когда действуют ограничения, стали особенно популярны приложения для быстрой доставки. У вас закончилась соль, когда готовили суп, а в магазин бежать неохота? Воспользуйтесь услугами даркстора, который доставляет товары первой необходимости.
Суть формата
Слово «даркстор» к нам пришло из английского языка. Если переводить дословно: dark – темный и store – склад или магазин, – получается «темный склад». Это отражает саму концепцию понятия.
Проще говоря, это большой магазин, но он закрыт для покупателей. Он выглядит как склад с различными товарами.
Главное отличие дарксторов от офлайн-формата магазина – они ориентированы только на онлайн-продажу и быструю доставку. То есть клиент с помощью специального приложения или сайта выбирает необходимые ему товары и складывает в виртуальную корзину. Затем оплачивает покупку и ждет курьера.
Впервые в истории идею закрытых магазинов решили реализовать в Великобритании в 2000-х годах и опробовать на примере супермаркетов Sainsbury’s. Но мало кто предпочел такой вид шопинга, и поэтому проект потерпел неудачу.
Первой в России, кто начал работать в таком формате, была сеть супермаркетов «О’Кей» в 2015 году. Затем в 2018 году этому примеру последовал «Перекресток». Даркстор показал эффективность работы, принимая более 5 тысяч заказов ежедневно.
Отличия «закрытых маркетов»
Одна из основных особенностей «темного склада» – он закрыт для клиентов и принимает только онлайн-заявки. Но рассмотрим другие нюансы.
Насчет алкоголя и сигарет – его продают не все дарксторы, потому что для онлайн-заказов необходимо подтвердить совершеннолетие.
Например, время ожидания заказав в сети «Самокат» может составлять от 15 до 30 минут.
Такой способ снижает риск ошибок и путаницы в заказах. Компьютеры обрабатывают тысячи заявок, а сотрудники потом собирают корзину.
Как устроен даркстор
Внешне он выглядит как большой супермаркет, но в помещении ходят только сотрудники, а не покупатели. Товары на складе распределены по категориям и секциям. Там нельзя увидеть рекламных плакатов, желтых или красных ценников, объявлений о скидках и распродажах.
Дарксторы оснащены отличной навигацией, чтобы сотрудники хорошо ориентировались в пространстве и знали, что конкретно и где лежит. В таких маркетах не бывает пробок из тележек – все собирается оперативно.
Маршрут работников продумывает специальная компьютерная программа. Это значительно ускоряет и облегчает процесс сборки заказа.
Пространство закрытого магазина поделено на несколько секций, как в обычных супермаркетах. Есть, например, отдел с овощами, зеленью, фруктами, причем все условия хранения соблюдаются; хлебобулочные изделия или отдельная зона с напитками. Охлажденная и замороженная продукция находятся в разных специальных зонах.
Планируете продавать онлайн? Совкомбанк создал удобный сервис для бизнеса. Все условия комфорта для предпринимателя: защита от мошенничества, техническая поддержка 24/7, высокий уровень сервиса.
Как покупать в дарксторе
Вы заходите на сайт нужного магазина или скачиваете приложение на телефон и выбираете необходимые продукты. Выбранные товары «складируются» в виртуальной корзине. Оплата происходит онлайн, только после этого заявка отправляется к специалистам на склад.
Приложение предоставит различные способы оплаты. Вы выбираете, какой более удобный и выгодный для вас. Обычно необходимо ввести данные банковской карточки.
После оплаты ближайший склад получает информацию о заказе. Сотрудники сразу начинают собирать корзину. Они отлично и быстро ориентируются в магазине. Сам склад обустроен таким образом, чтобы облегчить сборку и минимизировать время на нее.
Чаще всего необходимо набрать продукты на определенную сумму, чтобы заказ доставили бесплатно. Некоторые дарксторы устанавливают конкретную цену на доставку.
Онлайн-версия даркстора
Сайт или приложение – это каталог продуктов. Товары разделены по категориям, например: хлеб и выпечка, мясо и рыба, сладкое, снеки, бакалея, вода и напитки и др. Все иллюстрировано фотографиями, чтобы клиент быстро нашел необходимое и понимал, что ему доставят.
Рассмотрим на примере «Самоката», российской сети dark store.
Когда мы открываем мобильное приложение, то видим варианты доставки: быстрая (от 15 до 30 минут) и доставка из супермаркета. Вторая обычно больше часа (все зависит от вашего адреса), зато ассортимент шире.
Товары поделены на несколько категорий, чтобы удобнее было найти нужные. Также в поисковую строку можно ввести название продукта, и «Самокат» скажет, что есть в наличии.
Допустим, вы уже выбрали, что хотите заказать. Надо оплатить: вы переходите в корзину, проверяете количество вещей. Затем указываете адрес доставки и выбираете способ оплаты.
Кому это выгодно
По мнению экспертов, даркстор показывает высокий уровень сервиса. Сейчас таких сетей становится больше, следовательно, растет конкуренция. Сотрудники стремятся обеспечить налаженную логистику, качественную продукцию и быструю доставку.
Большие помещения дают больше возможностей для правильного хранения товаров. Все правила и требования строго соблюдаются. Это значит, что покупатель получит свежую продукцию.
Какие еще преимущества для покупателей:
Такой формат выгоден не только для клиентов, но и для самих организаций. Во-первых, потому что это возможность сэкономить на персонале и маркетинге. Офлайн-супермаркет требует больше персонала: кассиры, охрана, рекламщики.
Во-вторых, не нужно следить за привлекательностью прилавков. Обычно магазины заманивают клиентов красиво разложенным товаром или цветом ценников. У дарксторов такой необходимости нет. Вместо этого они могут обеспечить лучшие условия хранения.
В-третьих, само пространство позволяет в любой момент провести нужные изменения: добавить стеллажи, что-то передвинуть.
Продавать стало еще проще! С новой услугой Совкомбанка используйте смартфон как терминал при безналичных расчетах. Преимущества – покупка в одно касание и безопасность каждой операции.
Проблемы дарксторов
Тенденция показывает, что такой формат магазинов хорошо приживается в современном российском обществе. Особенно популярны услуги дарксторов в мегаполисах, где из-за темпа жизни люди привыкли к покупкам онлайн и быстрой доставке.
Один из минусов таких ритейлеров как раз в том, что в основном они торгуют в крупных городах. Там больше и клиентов, и заказов. В небольших населенных пунктах данная культура пока не распространена, но имеет приличные перспективы развития: ведь конкурентов среди дарксторов там не так много, а желающих покупать достаточно.
Другой недостаток – сейчас не для всех жителей доступен формат закрытого магазина. Например, не все пенсионеры активно пользуются смартфонами и знают, как заказать и оплатить онлайн. Для них привычнее пойти в простой супермаркет.
Мы видим товар только на картинке, поэтому некоторые сомневаются, привезут ли им свежие фрукты и зелень. Они предпочтут сходить в магазин и самим выбрать продукты.
И, пожалуй, всегда будут такие люди, кому важно пощупать и посмотреть вещь вживую. В любом случае дарксторы предоставляют отличную возможность экономить время и силы на покупках ежедневных рутинных товаров.
Что такое даркстор. Объясняем простыми словами
Дарксторы нужны для быстрой доставки продуктов и других товаров до клиента (обычно — от 15 минут до часа в зависимости от района). Для клиента это удобнее, чем простой поход в магазин: заказал через приложение или сайт — и ждёшь курьерскую доставку. Продавцу такой формат тоже выгоден: он экономит на оборудовании и персонале, а также снижает риск краж.
Основной сегмент работы большинства дарксторов — это доставка повседневных продуктов и бытовых мелочей (FMCG-товаров). В этой сфере, например, работают «Яндекс.Лавка» и «Самокат». Также дарксторы имеются у «Пятёрочки», «Перекрёстка» и других крупных ретейлеров.
Пример употребления на «Секрете»
«Даркстор “Перекрёстка” ориентируется на сложную температурную доставку, поэтому X5 Retail Group изначально инвестировала в построение непрерывной холодной цепи поставок, куда входит и сам даркстор. Белорусский Bazar держит в своём магазине около тысячи базовых наименований, оперативно подстраиваясь под потребности жителей обслуживаемого района».
(Руководитель направления «Розничная торговля» Okdesk Александр Гладких — об ассортименте разных дарксторов.)
История
Впервые дарксторы появились в Великобритании в начале 2000-х. Первопроходцем стала сеть магазинов Sainsbury’s, но из-за малого количества заказов первая точка онлайн-продаж была закрыта. Второе рождение произошло в 2009 году, тогда британская компания Tesco открыла свои «тёмные магазины», чтобы разгрузить поток доставок из розничных супермаркетов. Формат оказался успешен.
В России первые дарксторы начали массово открываться в 2017 году. Пионерами в этом сегменте стали «Перекрёсток» и «Леруа мерлен», хотя эксперименты были ещё в 2013 году — тогда формат пробовал использовать «М.Видео».