Далай лама 14 нобелевская премия за что
29 лет назад Его Святейшеству Далай-ламе была вручена Нобелевская премия мира
10 декабря отмечается 29-я годовщина вручения Его Святейшеству Далай-ламе XIV Нобелевской премии мира. Награда была присуждена Далай-ламе за то, что он сделал своим приоритетом стремление к гармоничному сосуществованию в мире, опираясь исключительно на подход взаимного доверия, толерантности и ненасилия. Этому предшествовали его инициативы, направленные на достижение мира на своей родине, которую он был вынужден покинуть 30 лет назад в результате китайской оккупации.
21 сентября 1987 года в обращении к членам Конгресса Соединенных Штатов Америки в Вашингтоне, округ Колумбия, Его Святейшество предложил мирный план из пяти пунктов для Тибета в качестве первого шага к мирному урегулированию ухудшающейся ситуации в Тибете. 15 июня 1988 года в обращении к членам Европейского парламента в Страсбурге Далай-лама предложил переговоры между китайцами и тибетцами, ведущие к самоуправлению демократического политического образования для всех трех провинций Тибета.
Вручение Нобелевской премии Его Святейшеству Далай-ламе привлекло к тибетской проблеме внимание мирового сообщества. Авторитет и уважение, которыми пользуется Его Святейшество Далай-лама во всем мире, положительно сказались на восприятии тибетского народа мировой общественностью и основательно укрепили позиции тибетцев в борьбе за решение тибетского вопроса. Слово «Тибет» стало синонимом ненасилия и справедливости.
Глава буддистов мира побывал в более чем 67 странах на 6 континентах. Он является автором или соавтором более 110 книг. Его Святейшество получил более 150 наград, почетных докторских степеней, премий и т. д. в знак признания его послания о мире, ненасилии, межрелигиозном взаимопонимании, всеобщей ответственности и сострадании. Далай-лама неоднократно встречался с главами различных религий и участвовал во многих мероприятиях, направленных на содействие межрелигиозной гармонии и взаимопониманию.
Буддисты во всем мире молятся о том, чтобы Его Святейшество Далай-лама жил долгие годы, чтобы все его благородные пожелания исполнялись и всем чувствующим существам этого мира были дарованы мир и благоденствие.
Фото с официального сайта Далай-ламы
Секреты счастья и Нобелевская премия мира: Далай-ламе ХIV – 85
Далай-лама – это высший духовный сан в Тибете. Считается, что все Далай-ламы, жившие на Земле, это воплощение одного существа. В момент физической смерти душа Далай-ламы переселяется в тело одного из новорожденных (он должен быть обязательно старше 49 дней со дня смерти предшественника). Его поиск ведут ламы – по различным знакам.
Последним на данный момент Далай-ламой ХIV стал Тэнзин Гьяцо. Сегодня, 6 июля, ему исполняется 85 лет. Этот день является единственным буддийским праздником, который отмечают по европейскому, а не по лунному календарю. В этот день верующие дают обет в течение суток не совершать никаких проступков, которые могут привести к распространению в мире зла. «МИР 24» вспоминает жизнь и заслуги Далай-ламы ХIV.
Лхамо Дхондруб – мальчик из китайской провинции
Маленький Лхамо Дхондруб, которому суждено было стать четырнадцатым Далай-ламой, родился 6 июля 1935 года в бедной крестьянской семье в деревушке Такцер. Сейчас эти земли считаются китайской провинцией. Родители работали фермерами – выращивали рис, пшеницу, картофель. Интересно, что имя мальчика было на самом деле женским, ведь в Тибете при выборе имен не учитывают пол младенца. Лхамо Дхондруб был девятым ребенком из шестнадцати детей в семье. Сам Далай-лама вспоминает своих родителей как добрых и сострадательных людей.
«Помню, мне рассказывали, что однажды в соседнем Китае случился ужасный голод. Множество китайских бедняков двинулось через границу в поисках пищи. Как-то раз к нашим дверям подошла пара с мертвым ребенком на руках. Они попросили мою мать дать им еды, что она с готовностью сделала. Затем она указала на ребенка и спросила, не хотят ли они, чтобы им помогли его похоронить. Когда они поняли, о чем она спрашивает, то замотали головами и дали понять, что собираются его съесть. Мать пришла в ужас, пригласила их в дом и опустошила всю кладовую, прежде чем горестно проводила их в путь», – вспоминает в своей автобиографичной книге Далай-лама XIV.
Когда мальчику было почти три года, в один из монастырей, расположенных рядом с домом, пришел поисковый отряд. Их миссией было найти новое воплощение Далай-ламы. Отряд ориентировался по знакам: тело предыдущего Далай-ламы было помещено на трон в сидячем положении, позже обнаружилось, что его голова повернулась лицом с юга на северо-восток. Кроме того, поисковики шли по знакам, которые им указывали воды священного озера Лхамой Лхацо. Однако перед семьей будущего Далай-ламы они раскрыли себя не сразу – сначала попросились на ночлег и наблюдали за поведением мальчика. Вскоре ребенка отвезли в монастырь, где и начался «довольно безрадостный период его жизни» вдали от родителей и в окружении незнакомцев.
Заслуги и политика Далай-ламы
Далай-лама был возведен на трон в пятилетнем возрасте в Лхасе – столице Тибетского государства. В 15 лет ему передали и светскую власть, после чего он в течение девяти лет предпринимал попытки мирного сосуществования с центральной властью КНР. Однако после подавления антикитайского восстания он был вынужден искать убежище в Индии. С того времени его резиденцией стал город Дхарамсала. В Индии он сформировал и возглавил правительство Тибета в изгнании, создал систему для обучения детей беженцев тибетскому языку и традициям, открыл Тибетский институт драматических искусств и Центральный институт высшей тибетологии, воссоздал более 200 монастырей.
С шести до двадцати пяти лет духовный лидер занимался обучением, чтобы получить высшую ученую степень «доктора буддийской философии». Итоговые экзамены были далеко непростыми: в один день утром он тестировался по логике с тридцатью учеными, во второй половине дня участвовал в философском диспуте с пятнадцатью учеными, а вечером тридцать пять ученых экзаменовали его по вопросам монашеской дисциплины и метафизики. Все испытания Далай-лама прошел идеально и получил высшую ученую степень.
В 2001 году в Тибете впервые в истории были проведены демократические выбора на пост премьер-министра. А в 2007 году в одном из своих интервью Далай-лама сказал, что после выборов политического руководства он находится «наполовину в отставке». В этом же году он был награжден высшей наградой США – Золотой медалью Конгресса. Кроме того, он выразил мнение, что в следующих перевоплощениях Далай-лама не будет являться политическим лидером, а само сохранение института Далай-лам остается на усмотрение тибетского народа. В марте 2011 года Далай-лама заявил о своем уходе из политического руководства Тибета.
Несмотря на свою религиозность, Далай-лама относится к научному прогрессу скорее положительно: он не выступает против клонирования или искусственного интеллекта, а аборты (хотя буддизм считает их убийством) имеют место быть, если ребенок будет иметь серьезную умственную отсталость или его рождение создаст серьезную проблему для родителей.
«Хотя я считаю свою буддийскую религию полезной для зарождения любви и сострадания, я убежден, что эти качества могут быть развиты любым человеком, и религиозным, и нерелигиозным, кроме того, мне думается, что все религии преследуют одну и ту же цель: развить доброту и принести счастье всем людям. Хотя методы могут быть различными, результат один и тот же», – отмечает в своей автобиографичной книге Далай-лама XIV.
Далай-лама сейчас
Несмотря на то, что Далай-лама сложил свои политические полномочия, он активно путешествует и проводит лекции. Кроме того, он записывает собственные песни и уже выпустил целый альбом, послушать который можно на его YouTube-канале. Доходы, полученные от продажи альбома, будут направлены на нужды образовательной программы университета Эмори.
А в 2019 году духовный лидер раскрыл секрет счастья. По его мнению, это состояние связано с «шестым сознанием» и «покоем ума», а не с пятью органами чувств и материальными приобретениями.
Незадолго до своего 85-летия Далай-лама заявил, что собирается прожить до 113 лет.
Далай лама 14 нобелевская премия за что
В четырехлетнем возрасте новый Далай-лама был возведен на «Львиный трон» в Лхасе, в возрасте шести лет начал получать монашеское образование, которое с отличием завершил в 1959 году со степенью доктора буддийской философии.
В 1949 году началось вторжение на территорию Тибета войск коммунистического Китая. В 1950 году Далай-ламу призвали принять на себя полноту политической власти, и он стал главой государства и правительства. Годом позже было подписано тибетско-китайское соглашение, по которому Тибет стал частью КНР, а китайцы гарантировали неприкосновенность политических, религиозных и культурных институтов страны.
Тем не менее, тибетцы продолжали активно сопротивляться новым китайским властям, и в 1959 году в Лхасе развернулись массовые антикитайские протесты. В разгар беспорядков Далай-лама с небольшой группой приближенных бежал в Индию, а восстание было жестоко подавлено китайскими войсками.
Власти Индии предложили ему убежище, и Далай-лама обосновался в городе Дхарамсала на севере этой страны. В последующие несколько месяцев в Индию перебрались примерно 80 тысяч тибетцев, большинство из которых поселились в той же области, что и их лидер. Дхарамсала стала известна как «маленькая Лхаса», и именно там начало работу правительство Тибета в изгнании.
Далай-лама руководил мерами по сохранению тибетской культуры: на территории Индии была создана система для обучения детей беженцев родному языку и культуре. Были открыты Тибетский институт исполнительских видов искусства и Центральный институт высших тибетских исследований. Лидер тибетцев пытался донести требования соотечественников до международного сообщества в лице Организации Объединенных наций. В 1959, 1961 и 1965 годах Генеральная ассамблея ООН приняла три резолюции, предписывавших защиту тибетского народа.
В 1963 году Далай-лама представил проект демократической конституции Тибета, которая затем была принята под названием «Хартия тибетцев в изгнании». Она провозглашала свободу слова, вероисповедания, собраний и передвижения. В 1990 году правительство в изгнании было демократизовано. Кабинет министров, ранее назначавшийся Далай-ламой, и Ассамблея тибетских народных депутатов (парламент в изгнании) были распущены. После этого в разных странах мира тибетские эмигранты приняли участие в выборах парламента нового состава, а парламент выбрал новый кабинет министров. Следующий шаг на пути демократизации был сделан в 2001 году, когда эмигранты на прямых выборах избрали старшего министра кабинета. Тот назначил правительство, которое утверждалось парламентом.
На Западе, особенно в США, деятельность Далай-ламы находила поддержку. В 1987 году со своим планом мирного урегулирования в Тибете он выступал в Конгрессе США. План лидера изгнанников предусматривал превращение Тибета в заповедник и «зону мира». Массовое переселение китайцев хань в Тибет Далай-лама требовал прекратить. В 1988 году он выступил пред членами Европейского парламента в Страсбурге с новыми предложениями. Речь шла о создании самоуправляемой политической системы на пространстве провинций Тибета, а КНР предлагалось взять на себя внешнеполитическую и оборонную функцию.
Китайская сторона не давала положительного ответа на инициативы Далай-ламы и видела в них сепаратистскую угрозу, но на Западе они получили широкое признание. В 1989 году за ненасильственную борьбу ради освобождения Тибета Далай-лама был награжден Нобелевской премией мира. В последующие годы мировая популярность Далай-ламы росла, он пользовался пристальным вниманием журналистов. Всего с 1959 года Далай-лама XIV получил более восьмидесяти наград, почетных докторских степеней и премий, опубликовал более семидесяти книг.
До Тэнцзина Гьямцхо ни один Далай-лама не выезжал за территорию Азии, а ко времени его вступления на престол в Тибете побывали не более двух тысяч жителей западных стран. Теперь же лидер тибетских буддистов превратился в фигуру международного значения. С начала 1970-х годов он активно путешествовал, посетил более шестидесяти стран на шести континентах, встречался с политическими лидерами, монархами, известными учеными, главами религиозных конфессий, участвовал в межконфессиональных богослужениях, выступал с публичными речами.
Между тем, диалог с властями КНР не складывался. В 1993 году все переговоры были приостановлены почти на десять лет. Разрядка наметилась лишь в 2002 году, когда представители Далай-ламы побывали в Пекине и возобновили переговоры, хотя и без значительного прогресса. Далай-лама декларировал неизменную приверженность политике ненасилия и в 2006 году подчеркнул, что добивается не полной независимости, а автономии Тибета. Однако власти КНР по-прежнему считали курс Далай-ламы сепаратистским, а тот, в свою очередь, винил китайцев в бескомпромиссности и нежелании вести сотрудничество.
В 2007 году, на фоне приближающихся Олимпийских игр в КНР, проблема Тибета вновь попала в центр внимания мирового сообщества, а в отношениях правительства в изгнании с китайскими властями наметился кризис. Точкой столкновения послужил вопрос об избрании Далай-лам и других иерархов тибетского буддизма: китайское руководство хотело получить право на утверждение очередных реинкарнаций лам. Далай-лама в пику этим планам заявлял, что планирует провести народный референдум по поводу необходимости своей следующей реинкарнации, а также не исключил, что может сам выбрать преемника еще при жизни. Также Тэнцзин Гьямцхо не исключил, что следующим его воплощением могла бы стать женщина.
В марте 2008 года в Тибете и китайских областях со значительным тибетским населением вспыхнули новые массовые антикитайские протесты, которые привели к столкновениям с властями и человеческим жертвам. Комментируя ситуацию, Далай-лама в очередной раз призвал мировое сообщество оказать давление на власти Китая, а действия КНР охарактеризовал как «культурный геноцид» тибетского народа.
29 марта 2012 года Фонд Джона Темплтона (The John Templeton Foundation) объявил, что очередным лауреатом премии, вручаемой за «исключительный вклад в укрепление духовности», станет тибетский лидер Далай-лама. Вручение премии и чека на 1,7 миллиона долларов состоится в соборе Святого Павла в Лондоне 14 мая 2012 года.
Далай-Лама XIV как духовный лидер всего человечества
80-летняя жизнь Далай-Ламы была чрезвычайно богата на события. Как сообщает Википедия, он родился 6 июля 1935 в бедной крестьянской семье в маленькой и бедной деревушке Такцер, расположенной на холме над широкой долиной на северо-востоке Тибета в провинции Амдо. Девять его братьев и сестёр умерли в раннем детстве. При рождении он получил имя Лхамо Тхондуп («богиня, исполняющая желания». В Тибете при выборе имён не учитывают пол младенца, поэтому будущий Далай-лама получил женское имя. Об этом он сам вспоминал с юмором). Лхамо был девятым из шестнадцати детей в семье (выжили — семь). В своей автобиографии «Моя земля и мой народ» Далай-лама XIV пишет: «Если бы я родился в богатой аристократической семье, я бы не смог проникнуться чувствами и чаяниями беднейших тибетцев. Но благодаря своему простому происхождению я могу понять их, предвидеть их мысли, и именно поэтому я так сильно сострадаю им и всегда пытался сделать всё, чтобы облегчить их долю».
В 1937 году после кончины Далай-ламы XIII (умер 17 декабря 1933 года), в деревню Такцер прибыла особая группа лам, искавшая его новое воплощение. После соответствующих испытаний (в частности, когда ему показали различные реликвии и игрушки предыдущего Далай-ламы, он сказал: «Это моё, это моё!») двухлетний Лхамо Тхондруб был признан реинкарнацией своего предшественника. Сам Далай-лама XIV считает, что далеко не все инкарнации далай-лам были подлинными. Он уверен, что является воплощением Далай-ламы V (которого в Тибете называют за заслуги «Великий Пятый»), так как в детстве у него было очень много ярких снов, связанных с этой прошлой жизнью. Восточный район Тибета, где находилась деревня Такцер, был под контролем Китая. После длительных переговоров между тибетским правительством и местной администрацией, 10 июля 1939 года 4-летний Лхамо в составе большого каравана отбыл из родительского дома в направлении столицы Тибета. Через 3 месяца, в октябре 1939 г., караван прибыл в Лхасу.
Далай-лама XIV Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо во младенчестве
Далай-лама был возведён на трон 22 февраля 1940 в Лхасе, столице Тибетского государства. После вторжения в Тибет китайских коммунистов в 1949 и в 50-х годах и одобрения им Соглашения по мирному освобождению Тибета в 1951 году, он в течение девяти лет предпринимал попытки мирного сосуществования с центральной властью КНР. После подавления антикитайского восстания он был вынужден оставить Лхасу в ночь на 17 марта 1959 года, чтобы найти убежище в Индии. С этого времени он живёт в Дхарамсале (штат Химачал-Прадеш), где находится и Тибетское правительство в изгнании.
Визит Далай-Ламы в Калмыкию, сентябрь 1992 года.
В 1989 году Далай-Лама XIV получил Нобелевскую премию мира «за неустанную проповедь добросердечия, любви и терпимости в отношениях между отдельными людьми, сообществами и народами». На следующий год после его награждения эту премию получил Михаил Горбачев. В своей нобелевской речи, произнесенной 10 декабря 1989 года в Осло, Далай-Лама, в частности, сказал следующее: «Независимо от того, уроженцами какой части мира мы являемся, мы все в основе своей одинаковые человеческие существа. Мы все стремимся к счастью и пытаемся избежать страданий. У нас одни и те же основные человеческие потребности и заботы. Все мы, люди, хотим быть свободными и иметь право определять свою судьбу как индивидуально, так и в качестве народов. Это человеческая природа. Огромные перемены, происходящие по всему миру, от Восточной Европы до Африки, служат ясным подтверждением этому».
Далай-Лама в 1989 году
Коснувшись вопроса о преследованиях тибетцев в коммунистическом Китае, Далай-Лама также заявил: «Как буддийский монах, я забочусь обо всех членах человеческой семьи, и вообще обо всех чувствующих существах, испытывающих страдания. Я считаю, что все страдания происходят от неведения. Люди причиняют боль другим в эгоистической погоне за счастьем, или удовлетворением. Но настоящее счастье происходит от чувства братства. Нам нужно развивать чувство универсальной ответственности друг за друга и за нашу общую планету. И хотя я нахожу свою собственную буддистскую религию полезной для развития любви и сострадания, даже по отношению к тем, кого мы считаем своими врагами, я убежден, что каждый может воспитывать в себе доброе сердце с помощью, или без помощи, религии.
С постоянно растущим влиянием науки на нашу жизнь, религии и духовности должна принадлежать большая роль в том, чтобы напоминать нам о нашей человечности. Между тем и другим нет противоречий. Наука и религия помогают нам лучше понять одна другую. Как наука, так и учения Будды говорят нам о фундаментальном единстве всех вещей. Понимание этого чрезвычайно важно, если мы собираемся предпринять действенные и решительные меры по такой назревшей глобальной проблеме, как экология».
В начале 2000-х годов Далай-Лама сформировал 18 правил жизни. Они звучат следующим образом:
1. Примите во внимание, что большая любовь и большие успехи связаны с большим риском.
2. Когда вы проигрываете, вы не теряете накопленный опыт.
3. Следуйте вечным трем правилам:
— уважай себя,
— уважай других,
— не уходи от ответственности за свои действия.
4. Помните, что не всегда то, что вы хотите – действительно вам нужно.
5. Учите правила, чтобы вы знали как их правильно нарушать.
6. Не позволяйте маленькому спору разрушить большую дружбу.
7. Если вы ошиблись – немедленно сделайте всё, чтобы исправить ошибку.
8. Иногда нужно прислушиваться к себе, наедине.
9. Чувствуйте себя свободными, но не нарушайте границ.
10. Помните, что иногда молчание является лучшим ответом.
11. Проживите достойную жизнь, чтобы потом, в старости, вам было что вспомнить.
12. Любящая атмосфера является основой для вашей жизни.
13. В спорах говорите только о настоящем, не припоминайте прошлое.
14. Делитесь своими знаниями. Это способ достичь бессмертия.
15. Будьте нежны с Землей. Любите её.
16. Раз в год отправляйтесь туда, где вы никогда не были раньше.
17. Помните, что лучшие отношения, это те, в которых каждая половинка, с кем бы она не была, помнит о друг друге.
18. Иногда нужно отказаться от того, что вы хотите, чтобы получить это.
Далай-лама XIV Тэнзин Гьяцо (Тибет-Китай-Индия)
Лауреат Нобелевской Премии Мира 1989 года, премия присуждена за неустанную проповедь добросердечия, любви и терпимости в отношениях между отдельными людьми, сообществами и народами.
Его Святейшество Далай-лама XIV
«Потребность простых взаимоотношений между людьми становится все более и более необходимой… Сегодня мир стал теснее и еще больше зависит от каждого. Национальные проблемы не могут быть решены полностью одной страной. Таким образом, если нет чувства личной ответственности за всех, существует угроза нашему выживанию. По существу, ответственность за всех — это умение чувствовать страдания других людей также, как вы чувствуете свои страдания. Следует понять, что нашими врагами тоже движет идея поисков счастья. Все живые существа хотят того же, чего хотим и мы».
(Далай-лама XIV )
Лауреат Нобелевской Премии Мира Далай-лама XIV
Будущий четырнадцатый далай-лама 1 Тэнзин Гьяцо (Tenzin Gyatso) родился 6 июля 1935 года в крестьянской семье в деревушке Такцер, в провинции Амдо на северо-востоке Тибета и при рождении получил имя Лхамо Дхондруб (Lhamo Dhondup). В двухлетнем возрасте он был обнаружен поисковой партией монахов и признан реинкарнацией Тхуптена Гьямцхо (Thubten Gyatso) — покойного тринадцатого далай-ламы. Тибетские буддисты считают далай-лам воплощениями Авалокитешвары — бодхисатвы сострадания и покровителя Тибета.
Далай-лама XIV и Иоанн Павел II
( 1 Далай-лама — это уникальное звание и почетный статус. В современном мире, далай-лама это титул правителя Тибета. В прошлом, далай-лама считался перевоплощением Бодхисаттвы. Бодхисаттва — «существо с пробужденным сознанием», термин состоит из двух слов, «бодхи» и «саттва», в буддизме существо (или человек), обладающее бодхичиттой, которое приняло решение стать буддой для блага всех существ. В переводе с монгольского «далай» означает «океан», «лама» (bla ma) в тибетском эквивалентно санскритскому «гуру» и имеет значение «учитель». Титул далай-ламы переходящий. После смерти далай-ламы монахи организуют поиски его следующей инкарнации. Обычно это маленький ребенок, который должен обладать определенными признаками и пройти тесты. Поиск занимает обычно несколько лет. Затем ребенок отправляется в Лхасу, где проходит обучение под руководством опытных лам).
Далай-лама XIV и М. С. Горбачев
В четырехлетнем возрасте новый далай-лама был возведен на «Львиный трон» в Лхасе, в возрасте шести лет начал получать монашеское образование, которое с отличием завершил в 1959 году со степенью доктора буддийской философии.
В 1949 году началось вторжение на территорию Тибета войск коммунистического Китая. В 1950 году далай-ламу призвали принять на себя полноту политической власти, и он стал главой государства и правительства. Годом позже было подписано тибетско-китайское соглашение, по которому Тибет стал частью КНР, а китайцы гарантировали неприкосновенность политических, религиозных и культурных институтов страны.
Далай-лама XIV на встрече с Лехом Валенсой
Тем не менее, тибетцы продолжали активно сопротивляться новым китайским властям, и в 1959 году в Лхасе развернулись массовые антикитайские протесты. В разгар беспорядков далай-лама с небольшой группой приближенных бежал в Индию, а восстание было жестоко подавлено китайскими войсками.
Власти Индии предложили ему убежище, и далай-лама обосновался в городе Дхарамсала на севере этой страны. В последующие несколько месяцев в Индию перебрались примерно 80 тысяч тибетцев, большинство из которых поселились в той же области, что и их лидер. Дхарамсала стала известна как «маленькая Лхаса», и именно там начало работу правительство Тибета в изгнании.
Далай-лама XIV в гостях у Нельсона Манделы
Далай-лама руководил мерами по сохранению тибетской культуры: на территории Индии была создана система для обучения детей беженцев родному языку и культуре. Были открыты Тибетский институт исполнительских видов искусства и Центральный институт высших тибетских исследований. Лидер тибетцев пытался донести требования соотечественников до международного сообщества в лице Организации Объединенных наций. В 1959, 1961 и 1965 годах Генеральная ассамблея ООН приняла три резолюции, предписывавших защиту тибетского народа.
В 1963 году далай-лама представил проект демократической конституции Тибета, которая затем была принята под названием «Хартия тибетцев в изгнании». Она провозглашала свободу слова, вероисповедания, собраний и передвижения. В 1990 году правительство в изгнании было демократизовано. Кабинет министров, ранее назначавшийся далай-ламой, и Ассамблея тибетских народных депутатов (парламент в изгнании) были распущены. После этого в разных странах мира тибетские эмигранты приняли участие в выборах парламента нового состава, а парламент выбрал новый кабинет министров. Следующий шаг на пути демократизации был сделан в 2001 году, когда эмигранты на прямых выборах избрали старшего министра кабинета. Тот назначил правительство, которое утверждалось парламентом.
Десмонт Туту с супругой в гостях у Далай-ламы XIV
На Западе, особенно в США, деятельность далай-ламы находила поддержку. В 1987 году со своим планом мирного урегулирования в Тибете он выступал в Конгрессе США. План лидера изгнанников предусматривал превращение Тибета в заповедник и «зону мира». Массовое переселение китайцев хань в Тибет далай-лама требовал прекратить. В 1988 году он выступил пред членами Европейского парламента в Страсбурге с новыми предложениями. Речь шла о создании самоуправляемой политической системы на пространстве провинций Тибета, а КНР предлагалось взять на себя внешнеполитическую и оборонную функцию.
Автограф Лауреата Нобелевской Премии Мира Далай-Ламы XIV, любезно предоставленный Его Святейшеством.Из личной коллекции
Китайская сторона не давала положительного ответа на инициативы далай-ламы и видела в них сепаратистскую угрозу, но на Западе они получили широкое признание. В 1989 году за ненасильственную борьбу ради освобождения Тибета далай-лама был награжден Нобелевской премией мира. В последующие годы мировая популярность далай-ламы росла, он пользовался пристальным вниманием журналистов. Всего с 1959 года далай-лама XIV получил более восьмидесяти наград, почетных докторских степеней и премий, опубликовал более семидесяти книг.
До Тэнцзина Гьямцхо ни один далай-лама не выезжал за территорию Азии, а ко времени его вступления на престол в Тибете побывали не более двух тысяч жителей западных стран. Теперь же лидер тибетских буддистов превратился в фигуру международного значения. С начала 1970-х годов он активно путешествовал, посетил более шестидесяти стран на шести континентах, встречался с политическими лидерами, монархами, известными учеными, главами религиозных конфессий, участвовал в межконфессиональных богослужениях, выступал с публичными речами.
Между тем, диалог с властями КНР не складывался. В 1993 году все переговоры были приостановлены почти на десять лет. Разрядка наметилась лишь в 2002 году, когда представители далай-ламы побывали в Пекине и возобновили переговоры, хотя и без значительного прогресса. Далай-лама декларировал неизменную приверженность политике ненасилия и в 2006 году подчеркнул, что добивается не полной независимости, а автономии Тибета. Однако власти КНР по-прежнему считали курс Далай-ламы сепаратистским, а тот, в свою очередь, винил китайцев в бескомпромиссности и нежелании вести сотрудничество.
В 2006 году далай-лама XIV получил почетное гражданство Канады. Прежде только двое иностранцев удостоились такой привилегии — шведский дипломат Рауль Валленберг и южноафриканец Нельсон Мандела, а годом позже почетной канадской гражданкой стала правозащитница из Мьянмы Аун Сан Су Чжи.
В 2007 году, на фоне приближающихся Олимпийских игр в КНР, проблема Тибета вновь попала в центр внимания мирового сообщества, а в отношениях правительства в изгнании с китайскими властями наметился кризис. Точкой столкновения послужил вопрос об избрании далай-лам и других иерархов тибетского буддизма: китайское руководство хотело получить право на утверждение очередных реинкарнаций лам. Далай-лама в пику этим планам заявлял, что планирует провести народный референдум по поводу необходимости своей следующей реинкарнации, а также не исключил, что может сам выбрать преемника еще при жизни. Также Тэнзин Гьяцо не исключил, что следующим его воплощением могла бы стать женщина.
На фоне растущей напряженности между Пекином и Дхарамсалой США вновь засвидетельствовали, что поддерживают деятельность далай-ламы: в октябре 2007 года, к неудовольствию Китая, лидер тибетских буддистов получил высшую гражданскую награду США — Золотую медаль Конгресса, которая присуждается за успехи в области защиты национальных интересов США. Еще в конце 1990-х годов администрация Далай-ламы официально признала, что пользовалась финансовой поддержкой американского Центрального разведывательного управления.
В марте 2008 года в Тибете и китайских областях со значительным тибетским населением вспыхнули новые массовые антикитайские протесты, которые привели к столкновениям с властями и человеческим жертвам. Комментируя ситуацию, далай-лама в очередной раз призвал мировое сообщество оказать давление на власти Китая, а действия КНР охарактеризовал как «культурный геноцид» тибетского народа.
29 марта 2012 года Фонд Джона Темплтона (The John Templeton Foundation) объявил, что очередным лауреатом премии, вручаемой за «исключительный вклад в укрепление духовности», станет тибетский лидер далай-лама. Вручение премии и чека на 1,7 миллиона долларов состоялось в соборе Святого Павла в Лондоне 14 мая 2012 года.
Материал из Интернет-ресурса: http://www.nobeliat.ru
Оставить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.