Дальний скит что такое
Скит в христианстве
Что такое скит?
Скит — это уединенное жилище для монахов-отшельников, которое часто располагается неподалеку от больших монастырей. Туда уходят те, кто готов к особому духовному подвигу и отрешению от всего мирского.
Слово «скит» происходит от одного из пустынных мест в Египте (Скитская пустыня), в котором в IV — V вв. были уединенные поселения монахов. Скиты были первыми формами монашеской жизни.
Как устроен скит?
При этом скит даже при монастыре обычно имеет:
Скит нередко становится жилищем одного монаха-отшельника, но иногда и группы монахов. Жизнь в уединенном скиту — отдельная и очень трудная форма подвижничества.
Как правило в скиту есть отдельные кельи для каждого, но все имущество остается общим. Справедливо распределяются труд и его плоды.
Где можно встретить скиты?
На Святой Горе Афон, где расположено много больших монастырей, скитом, как правило, называют небольшой монашеский поселок, состоящий из отдельных калив и подчиненный какому-либо из 20 правящих монастырей.
Скитами там также называют достаточно большие селения монахов, подчиненные другим монастырям, то есть не имеющих официально статуса монастыря.
На Валааме скитами называли отдельные постройки, в которых располагались как кельи монахов, так и домовые церкви. Сейчас там действует Скит Всех Святых (Белый скит, Большой скит). Он был основан еще игуменом Назарием в конце XVIII века. Там крайне строгий устав. Женщинам посещение скита разрешено только раз в году — в первое воскресенье после дня Святой Троицы. С недавнего времени были введены некоторые послабления: женщины-паломницы могут попасть по особому благословению на некоторые службы в течение всего года.
Также на Валааме действуют Скит Николая Чудотворца, Скит Иоанна Предтечи и многие другие. Есть скиты и на удаленных островах Ладожского озера^
Как живут монахи в скиту?
Скит предполагает более строгие обеты. Монахи, живущие там, часто берут на себя дополнительные подвиги послушания:
При этом жизни в скиту сама по себе сложнее жизни в большом монастыре. Поэтому подвиг такой жизни принимает на себя не каждый. Нужна особая духовная зрелость, чтобы пойти на это.
Читайте также:
Что такое скит? Православные скиты России. Фото
Первые монахи появились задолго до строительства больших монастырей. Они жили в уединении, вдали от людей. Одни поселялись в пещерах, другие строили себе жилье – скит и в нем проводили время в молитвах.
Что такое скит
Значение слова скит появилось после 5 века, когда гонимые языческой властью христиане уединялись в Скитской пустыне.
Люди, отказавшиеся от земных благ и полностью посвятившие себя служению Богу, часто уходили в глухие места и жили там. Что такое скиты в настоящее время. Это поселения монахов, ведущих аскетический образ жизни. Они подчиняются монастырям, сами такого статуса не имеют или располагаются вдали от храмов, в уединении.
Обычно в скиту живет 1-5 человек. У каждого своя келья, общее имущество и совместное хозяйство. Они, даже если находятся рядом с монастырем, имеют свой отдельный храм, чаще небольшую часовню. Жизнь их подчиняется собственному уставу, более жесткому и строгому, чем в монастыре.
Первые скиты
В период становления христианства как новой религии, проповедники и активные служители Бога подвергались гонениям. Часть из них уходили в глухие леса и пустыни. Там они жили аскетами, строго соблюдали все правила христианства и большую часть времени проводили в молитвах.
Количество скитов резко выросло, когда начались гонения на староверцев. Они покидали свой дом и, будучи в жизни хозяйственниками, строили добротные кельи и храмы при них.
Афонские скиты
На горе Афон за пределами монастыря появлялись каливы – хижины, в которых живут монахи. В каждом строении проживает 3-6 иноков, по собственному распорядку, с единым хозяйством. Несколько калив объединялись в скит. Они строили свой храм или использовали стоящие на территории монастыря.
Скит св. Анны на горе Афон
Существует а Афоне и практика общежительных скитов. По размеру и количеству насельников они такие же, но не имеют никакого статуса и подчиняются ближайшему монастырю.
Православные скиты России
Количество скитов резко начало расти после принятия царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном церковной реформы. Часть духовенства не приняла ее, и противники новых правил преследовались властью и церковью. В результате, чтобы избежать наказаний, они отправились в глухие леса и основали монастыри, поселившись вдали от городов и деревень.
Челябинская область, Старообрядческий скит
Старообрядцы именовали скитом любое строение, где жили верующие. Это были и избушки, похожие на охотничьи домики, и большие поселения с капитальными строениями.
От обычных мирских поселков они отличались замкнутостью, ведением своего хозяйства. В глухих местах кельи и храмы, расположенные на большом расстоянии друг от друга, были соединены между собой замаскированными подземными ходами. В случае опасности монахи исчезали, перебираясь к своим братьям.
Мужские православные скиты
В России мужские православные скиты строились в лесах и на островах. Монахи выбирали нелюдимое место и ставили кельи, объединив их в скит. В них поселялись как один монах, так и несколько. Каждый проживал в отдельной комнате – келье. Они имели свой уклад жизни и правила жестче, чем в монастырях, часто соблюдали обет молчания, ели только добытую самими пищу, кузнечиков плоды деревьев. Еду на огне не готовили.
Андреевский скит
Первые постройки были возведены в 14 веке. По своей архитектуре они являлись образцом древнерусского классического зодчества, характерного для северных регионов России. Постепенно в удаленном монастыре расширялось подворье, увеличивалось количество строений.
В истории скита был период, когда монахи функции таможенников, служили Государю. В советское там располагался женский штрафной изолятор. В начале 90 годов прошлого века была возобновлена обитель и монашеская жизнь в ней.
Никольский скит
Монастырь на острове Конд был построен всего за 4 года по приказу императора Николая Второго. На подворье с монастырскими постройками и храмом были проложены хорошие дороги, поставлены подсобные строения и созданы все условия к ведению хозяйства.
С приходом советской власти и периода Богоборчества, скит был разрушен.
Свято-Вознесенский скит
Строительство монастыря началось с возведения храма на Секирной горе. Он одновременно служил и маяком, затем построили кельи. В советское время одноглавый храм использовали в качестве штрафного изолятора.
Службы и монашество возобновились, начиная с 1992 года. Через 11 лет скит зажил своей полноценной привычной жизнью.
Свято-Троицкий скит
На остров Анзер отшельники уезжали за опытом пустынножительства. Храм и кельи представляют собой единый архитектурный комплекс, в который входят и хозяйственные постройки. В месте массового паломничества верующих некоторое время размещалось рыбное хозяйство и солеварни.
Сергиевский скит
На острове Большая Муксалма поселение основали в 16 веке. Проживающие там монахи занимались в основном сельским хозяйством. После революции скит пришел в запустении. Несколько лет назад в нем начались реставрационные работы.
Скит Всех Святых
На Валааме много поселений отшельников. Самое большое подворье – скит Всех Святых: храм, шесть келейных зданий и трапезная. Он поставлен на месте, где жил в уединении Александр Свирский.
Женские православные скиты
В мужской монастырь женщин пускали только в составе крестного хода в праздники. Среди верующих христианок было достаточно желающих посвятить себя службе Господу.
Серафимо-Знаменский скит
На юге Подмосковья, в Домодедово, расположена женская обитель. Она славится в миру тем, что в ней любой может встретить истинную Веру, получить Надежду и познать Любовь. Тяжкие времена переживали ее насельники, но все позади, жизнь монашек налаживается.
Покровский скит
В глухом лесу под Санкт-Петербургом стоит красивый храм. В нем живут сестры, совмещающие служение Богу с помощью людям, страдающим от наркозависимости.
Свято-Троицкий скит
На территории Тихвинской епархии расположен Свято-Троицкий скит. Ежегодно он принимает сотни паломников. В обители регулярно проходят богослужения.
Чем живут и к чему готовятся последователи схиигумена Сергия в тайных таежных убежищах. Экспедиция 66.RU
Всеобщее внимание сейчас приковано к женскому монастырю в 30 километрах от Екатеринбурга. Там продолжает жить, проповедовать и собирать союзников отстраненный епархией от служения отец Сергий (Романов).
Но это только первая линия обороны вступившего в конфликт с официальной Церковью схиигумена. За его плечами — собственное православное государство, дома, храмы и скиты которого спрятаны от цивилизации в глухой уральской тайге.
Мы отправились в опасное путешествие, чтобы разыскать их. И нашли.
В первой части отчета о нашей экспедиции вы найдете:
Если сейчас нет времени читать, сохраните страницу в «Избранное», а пока посмотрите наш небольшой документальный фильм-путешествие:
«Спорительница хлебов»
Поиски тайных скитов и храмов схиигумена Сергия мы начинаем со Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».
Это место неизменно ассоциируют с Сергием. Сюда монастырским духовником его назначил бывший екатеринбургский митрополит Викентий после скандала на Ганиной Яме. Рассказывают, что тогда Сергий приказал монахам разрушить звонницу с колоколами, подаренными якобы Александром Розенбаумом. Ему показалось, что в звоннице содержатся символы трех шестерок — библейского числа зверя — Сатаны.
Под руководством Сергия Среднеуральский монастырь стал быстро развиваться. Необычная харизма священника оказалась востребованной у многих меценатов — благодетелей, как говорят в монастыре. Общения с монахом стали искать в том числе чиновники, силовики, бизнесмены. Многим настолько пришлись по душе проповеди Романова, что они становились его духовными чадами.
Одним из них, к примеру, был основатель энергетической компании «ЭнТерра» Евгений Торопов. Советами своего духовного отца предприниматель пользовался и в бизнесе. Торопов основал «Фонд имени святого великомученика Димитрия Солунского» и передавал священникам десятки миллионов рублей даже тогда, когда его компания стояла на грани финансового краха. Теперь «ЭнТерра» признана банкротом, а кредиторы компании гоняются за последним имуществом Торопова.
У Сергия же дела до последнего времени шли в гору. В монастырь стекались паломники со всей России, а СМИ называли его духовником депутата Госдумы Натальи Поклонской, хоккеиста Павла Дацюка, вице-губернатора Сергея Бидонько и других. Вместе со славой схиигумена разрастался и монастырь. Сейчас здесь действует четыре храма, а на территории проживает более 500 человек: послушниц и монахинь.
«Тебя благословили выпороть». Духовные чада отца Сергия — о жизни в Среднеуральском монастыре
И именно здесь, в Среднеуральском монастыре, Сергий готовится возвести крупнейший в мире православный храм вместимостью 37 тысяч человек. «Я буду в нем крестить по 30 тысяч китайцев», — пересказывали речь схиигумена очевидцы проповедей.
По заветам отца Сергия, отрицающего коронавирус, в монастыре все ходят без масок. К нам обращается мужчина с широкой бородой:
— Если вы в масках, боитесь, то зачем вообще пришли сюда?
Уже без масок заговариваем с одной из монастырских послушниц:
— Правда, что на стенах келий вы развешиваете фотографии отца Сергия?
— Да. Его же нечисть боится. Когда плохо или кошмары какие-то, то его фотографию берешь, и сразу легче становится.
— А икона не эффективнее будет?
— Вам не кажется, что это идолопоклонничество?
— Нет. Идолопоклонничество — это когда ты поклоняешься солнцу, например. А батюшке мы не поклоняемся, а обращаемся!
— Как стать монахом?
— В первую очередь, монах должен стяжать Иисусову молитву. Молиться постоянно, непрестанно. Если монах не стяжает эту молитву, то он не монах. А через батюшку проходит воля Божия. Если он увидит, что уже воля Божия этой послушнице инокиней постричься, то он ей предлагает. Не настаивает. Можно отказаться. Но самовольно ты не можешь стать монахом. И ты должен понимать, что с этими людьми в монастыре ты хочешь встретить остаток жизни. Если ты это понимаешь, то ты более-менее готов. Еще при царе так было, что из рода выбирался один человек и он оставался в монастыре. Благодаря этому человеку спасаются четыре поколения вперед и четыре назад. Они вымаливаются из ада. Это же подвиг!
Начиная со Среднеуральского монастыря, в остальных обителях схиигумена Сергия нам рассказывают одну и ту же историю обретения им божественного дара. Якобы еще в 80-е годы, управляя автомобилем, он попал в серьезное ДТП.
Из материалов приговора от 26 ноября 1986 года, оглашенного Московским областным судом, следует иная версия: «Втроем (Романов действовал с двумя подельниками, — прим. ред.) они вытащили из багажника автомашины пришедшего в сознание потерпевшего Хафизова и с целью убийства после завладения имуществом потерпевшего нанесли ему более десяти ударов монтировкой по голове, каждый поочередно. Затем антенным кабелем привязали подобранную в дороге бетонную плиту на шею Хафизова. Романов держал плиту, а Ефимов и Гнедько приподняли тело Хафизова, чтобы перебросить его через перила моста в воду. В это время бетонная плита выскользнула и упала с моста раньше, чем Ефимов и Гнедько выбросили тело с моста».
13-летний срок Николай Романов отбывал в нижнетагильской ИК-13. А после освобождения с подачи екатеринбургского митрополита Викентия был положен в духовный сан и развил активную церковную деятельность.
По рассказам последователей Сергия, вместе с прозорливостью Богородица наделила его даром изгнания бесов. После того как в интернете появились видеоролики с таких сеансов экзорцизма, Романов стал известен всей России.
Интересуемся у монастырских послушниц, кто для них схиигумен Сергий.
— Что это значит?
— Это тот, кто молится за твою душу.
— Видимо, не только… У вас в монастыре много объявлений типа: «Без благословления отца Сергия не входить», «Без благословления отца Сергия на подоконник ничего не класть». Насколько ваша жизнь в монастыре регламентирована его волей?
— Например, в вопросе здоровья я всегда к нему хожу. Он всегда крест прикладывает к месту, где болит. Это он волю Божью смотрит. Посмотрит и говорит, чтобы шла, делала то-то и то-то. Вообще, по всем вопросам лучше к нему идти.
— Но вас же так много…
— Мы стоим к нему в очереди.
— А если его нет? Он же постоянно в разъездах.
— Сами куда-то выезжаете?
— Редко. Например, ездили в Екатеринбург, освящать место постройки храма Великомученицы Екатерины. Молебен там был. Там так было благодатно! Это просто не передать словами! Может быть, сама великомученица присутствовала там. Так хорошо было и такая любовь к Святой Руси! Мир там был просто каким-то другим.
— А в скиты Сергий берет с собой?
— Он берет только монахинь. На это должна быть Божья воля. Я ни разу не была.
— А что там такого в этих скитах?
— Там такая сильная Божья благодать, что словами не описать.
Получить необходимую информацию о таежной империи отца Сергия в Среднеуральском монастыре не удается. Ранее 66.RU уже выяснил, что перевалочной базой, которая поддерживает скиты и скрытый тайгой от глаз Кыртомский монастырь, является деревня Новоселова в Махневском районе Свердловской области.
Отправляемся в Махнево. Местные энтузиасты давно занимаются историей Кыртомского монастыря, который в наши дни вдали от дорог и цивилизации зачем-то восстановил Сергий.
Главный экзорцист Екатеринбургской епархии тайно строит в тайге собственное православное государство
Поиски Кыртомского монастыря
«Кыртомский Крестовоздвиженский общежительный мужской монастырь находится в юго-восточном углу Верхотурского уезда, вблизи границы, отделяющей Пермскую губернию от Тобольской, в местности, окруженной со всех сторон дремучими лесами, и расположен на равнине по берегу речки Кыртомки», — сообщает брошюра 1907 года.
Прошло еще около десяти лет, и здесь вырос монастырь. В его стенах бывал Распутин, а в предреволюционные годы через него проходил старый, сейчас уже забытый паломнический маршрут из Тобольска в Верхотурье.
Монастырь разграбили большевики в 1919 году. А в 1972 году остатки строений сгорели при невыясненных обстоятельствах.
Краевед из Махнево Владимир Кислых указывает нам точное местоположение монастыря — берег реки Кыртомки, в 11 километрах от почти полностью вымершего поселка Березовского. Кислых в 80-е бывал на месте сгоревшего в монастыря. С тех пор он собирает историю обители.
Владимир Кислых, краевед:
— Монастырь был очень богатый. Через него проходило по 20 тысяч паломников. В 60–70-е годы в Березовский ежегодно приезжал мужчина из Крыма. Он уходил на Кыртомку и что-то искал. Люди считают, что искал сокровище, которое монахи якобы закопали перед разорением монастыря.
Согласно картам, добраться до монастыря можно, только преодолев десятки километров болот на внедорожной технике. Либо доехать до ближайшей точки по знаменитой Алапаевской узкоколейной железной дороге (АУЖД), чтобы проделать последний десяток километров — пешком. Местные жители нам подсказывают, что самый ближний путь — 8 километров — от станции Октябрь.
Мы выдвигаемся в село Санкино. Здесь находится конечная станция пассажирского поезда АУЖД, курсирующего через тайгу между Санкино и Алапаевском. А за Санкино стоит деревня Новоселова — одна из обителей отца Сергия. В 2011 году в Новеселова по благословению Сергия пришли монахи, чтобы вымирающую деревню возродить в православную.
Наш путь от Махнево до Санкино лежит по отрезку одной из древнейших уральских дорог — знаменитому Бабиновскому тракту, известному также как Государева или Царская дорога. В тот факт, что обитель Новоселова стоит именно на Государевой дороге, схиигумен Сергий и его духовные чада закладывают особый, сакральный смысл, который мы раскроем позднее.
Сейчас бывший Бабиновский тракт производит удручающее впечатление. Асфальт полностью разбит, а в некоторых местах с высокой влажностью приходится ехать с риском забуксовать или «сесть на брюхо». Местные жители, которые в целом неплохо относятся к отцу Сергию, в подобном состоянии дороги винят именно его: «Он ведет большое строительство в Новоселова. Туда постоянно едут перегруженные тонары, которые и разбивают дорогу».
Новоселова — это своего рода база приверженцев схиигумена, куда они собираются по большим церковным праздникам, где производят сельхозпродукцию и откуда добираются в скиты на реке Туре и в Кыртомский монастырь.
Тем временем один из жителей Санкино, Николай, соглашается нам помочь, довезти до станции Октябрь. Мы пересаживаемся на «пионерку» — так местные называют мотодрезины, на которых передвигаются по АУЖД.
По сути, это каркас с двигателем внутри, установленный на железнодорожные оси. Раньше такие «пионерки» выпускал Алапаевский завод, а теперь их самостоятельно клепают деревенские умельцы. Для жителей некоторых поселков такие дрезины — единственная возможность выбраться на «большую землю».
На дрезине Николая стоит двигатель от ИЖа с отметкой «1983 год». «Не боись, доедем. Я ни разу с рельсов не сходил. Только врезался. Пьяным просто был. Но ни разу не падал», — со смехом успокаивает Николай.
Параллельные пути на АУЖД появляются только на станциях. Поэтому если по пути следования «пионерки» встречаются поезда, дрезину приходится вручную снимать с рельсов и ждать проезда состава.
«Пионерки» не оборудованы рессорами. И после поездки на ней еще несколько минут тело не отпускает тремор из-за дикой тряски.
Высадив нас на болоте, которое раньше было поселком Октябрь, Николай прощается:
— На кой вам сдался этот монастырь? Я бы ни за что туда не пошел!
— А если бы это был женский монастырь?
— У меня жена и четверо детей! Мне больше не надо!
Наш дальнейший путь — по старой ветке узкоколейки, проложенной к лесозаготовительному участку, действовавшему на территории Кыртомского монастыря в советский период. Рельсы давно уже разобрали, а о былом напоминает только лесная просека. Сейчас она разбита тяжелыми машинами и полузатоплена разлившимся болотом.
Чтобы не завязнуть, идти приходится медленно, по проложенной гати. Эта дорога — звериная тропа. В большом количестве встречаются следы лосей, косуль и медведей. Для них это единственная возможность добраться из леса до окрестностей Октября, где разрослись малина и смородина.
Чтобы отпугнуть зверей, периодически стреляем из ракетницы. В определенный момент, приблизительно в 150 метрах впереди, из-за поворота в нашу сторону выходит медведь. Делаем залп из ракетницы. После некоторого замешательства медведь скрывается в кустах.
Мы дружно выдыхаем. Но спустя несколько секунд медведь выскакивает на дорогу и стремительно несется в нашу сторону. Делаем второй залп. Косолапый только ускоряется. Теперь уже мы сигаем в кусты, сбрасываем рюкзаки и забираемся на деревья. Конечно, мы знаем, что медведи хорошо лазают по деревьям. Но это единственное, что можно предпринять, чтобы не стоять на пути зверя.
Полчаса на дереве, а медведь так и не появился. Мы выходим на дорогу и продолжаем свой путь. Но впереди новое препятствие: в месте, где, судя по советским картам, дорога должна была повернуть в сторону монастыря, разлилось большое болото. Прохода нет. Нам приходится возвращаться в Октябрь, где нас любезно подбирает проходящий железнодорожный состав. Возвращаемся в Санкино в кабине тепловоза.
Согласно новому плану, Николай на своей «пионерке» привез нас в поселок Березовский, местные называют его Березовкой. Населенный пункт связан с цивилизацией только веткой узкоколейки. В поселке проживают восемь человек.
Отсюда — 11 километров пути. Это расстояние мы преодолеваем за несколько часов и выходим на большую поляну, на которой стоит Кыртомский монастырь.
Кыртомская пустынь
Встречаем колодец, оборудованный в ручье. На дереве висит икона с ликом Симеона Верхотурского и полочка со свечой. Дальше, в сторону монастыря, свалены кучи с отсевом щебня. Тут же неподалеку — мешки с цементом и арматурой.
Все постройки монастыря сделаны из дерева. И подготовленные стройматериалы заставляют задуматься. Давно ходят слухи о строительстве схиигуменом Сергием подземного храма. Жители ближайших поселений, которые регулярно общаются с живущими здесь монахами, заявляют, что те готовятся сооружать именно здесь храм-бункер: «Ждут только экскаватор».
Проживающие в монастыре монахи игнорируют все вопросы о бункере.
Крестовоздвиженский храм монастыря стоит на месте старого храма и точно копирует утраченное здание XIX века. Он построен без единого гвоздя. Сгоревший храм был из кедра, об этом напоминает нынешний розовый цвет, объясняют монахи.
Нашему появлению монахи удивляются. И полусерьезно интересуются: «Если вы из Екатеринбурга, то где ваши маски?» Съемку без благословения отца Сергия они запрещают. Мы покоряемся и убираем аппаратуру.
За храмом протянулись жилые дома, трапезная с гостиницей и хозяйственные постройки с небольшими огородами. Рядом с храмом стоит восстановленная могила основателя монастыря — старца Андрияна. А в самом храме хранится частица мощей Симеона Верхотурского.
Сейчас в Кыртомском монастыре живут шестеро монахов. Инок Андриян — один из главных долгожителей. В тайге он провел около пяти лет. Другой послушник монастыря, Андрей, здесь всего полгода. Он принимает нас в трапезной и угощает морсом.
Расспрашиваем о строительстве храма. Монахи рассказывают:
— Приезжали наемные рабочие из Азии. Технику по зимникам загоняли.
Служители обители объясняют, что освящать этот монастырь приезжал бывший екатеринбургский митрополит Викентий. В трапезной висит его фото вместе с изображениями нынешнего митрополита Кирилла, экс-патриарха Алексия и схиигумена Сергия.
Сам Сергий бывает здесь нечасто. В основном чтобы отметить крупные церковные праздники.
— Отец приезжает с благодетелями. Зимой мы делаем полынь — большой ледяной крест, — рассказывают монахи.
— Зачем в таком месте, посреди глухой тайги, нужно было восстанавливать монастырь?
— Формы же бывают разные. Бывают социальные монастыри — это как в Среднеуральске — для всех страждущих, бывают скиты — где-то в отдалении. А у нас здесь — пустынь, где нет ничего.
Служители монастыря расспрашивают, что происходит в мире, закончилась ли самоизоляция и открыты ли храмы. Выслушав наши ответы, заявляют: «Мы здесь и не переживаем о коронавирусе».
— Тяжело здесь?
— В миру тоже тяжело — в страстях-похотях.
— А тут о душе подумать…
— Ну да, многие же люди думают: «Не пришло еще время, вот доживу до пенсии»… А ведь чем раньше о душе задумаешься, тем лучше. Чем позже — тем тяжелее. Закон такой.
— Вы здесь счастливы?
— Наверное, это самое главное.
— Нет. Самое главное — это спастись, спасти душу. Это очень сложно!
Мы долго разговариваем с монахами о вере, пророчествах православных старцев и схиигумене Сергии. На прощание они нам предлагают: «Оставайтесь, поработаете у нас, послужите».
Конец первой части. Продолжение читайте здесь: