Дальномерный фотоаппарат что это
БЛОГ ДМИТРИЯ ЕВТИФЕЕВА
Мои эксперименты в области фотосъемки, статьи по фототехнике и оптике
Дальномерные фотокамеры — что такое?
Понятие дальномерной фотокамеры
дальномерная фотокамера Киев-4
Дальномерный фотоаппарат — класс фотоаппаратов, использующий для наводки на резкость оптический дальномер.
Для наводки на резкость дальномерного фотоаппарата следует вращать кольцо расстояний объектива до совмещения раздвоенного изображения в окне видоискателя. Ранние модели дальномерных фотоаппаратов имели раздельные окуляры видоискателя и дальномера; затем дальномер совместили с видоискателем. Затем дальномеры соединили с фокусирующим механизмом камеры, так что наводка на резкость осуществлялась одновременно с совмещением изображений в дальномере.
Достоинства и недостатки
Преимущества дальномерных фотоаппаратов перед зеркальными
Недостатки дальномерных фотоаппаратов
Дальномерные камеры это одно из интересных ответвлений фотоиндустрии, но пользоваться ими стоит «as is». Объективы дальномеров вы не поставите на современные цифровые зеркальные камеры из-за того, что на дальномерах объектив итак уже погружен глубоко внутрь корпуса камеры ввиду его более короткого рабочего отрезка. Теретически возможно использовать его на некоторых беззеркальных камерах, но нет смысла.
Хотите бесплатно получать свежие
статьи по фото?
Читайте также:
Добавить комментарий Отменить ответ
9 thoughts on “ Дальномерные фотокамеры — что такое? ”
Что ты ещё накопал интересного про установку стёкол от среднего формата на беззеркалку ФФ?
У меня имеется старый фотоаппарат Киев-4, из которого сняли геликоид. Остальное — на запчасти. У этих остатков дальномер функционирует, если крутить пальцем шестерёнку в отверстии где раньше был геликоид. Вопрос: можно ли из эти остатки как-то облегчить, часть отпилить, что-то добавить и получить лёгкий оптический дальномер с отсчётом дистанций по лимбу? В интернете я такого не нашёл.
Как это нет смысла использовать на беззеркальных камерах?
Тот же Юпитер-8 на Sony NEX дает хорошие снимки
Как правило, родные объективы от беззеркалки будут давать более качественную оптически картинку, если не говорить про бюджетный зум беззеркалки и топовый фикс дальномера.
Юпитер-8, например, с однослойным просветлением и резкостью не блещет. Использовать можно разве что ради экзотики. Не помню уже, есть ли на нем кольцо фокусировки. На многих дальномерных объективах его нет т.к. управление фокусом идёт с камеры.
За счёт близости задней линзы к матрице камеры наблюдается такой эффект, как колоршифт. Это изменение цвета по краям кадра. Некоторых пользователей, поставивших дальномерный объектив на дорогую беззеркалку этот момент сильно расстраивает. Причем ставят бывает не копеечный Юпитер-8, а дорогой, специально купленный Zeiss Biogon
Если вы говорите про боке, то это вещь субъективная.
В сравнении с использованием Юпитер-8 на дальномерных камерах игра с беззеркалкой «не стоит свеч».
«Теоретически возможно использовать его на некоторых беззеркальных камерах, но нет смысла»
Не могу согласиться. Поставить что-то вроде Sonnar 50мм f1.5 вместо китового объектива для многих беззеркалок имеет смысл.
Что-то совсем дешевое, типа дальномерных индустаров и юпитеров тоже может оказаться лучше китового объектива.
Технически сложно поставить только оптику с сильно заглубленными линзами, такую как Юпитер 12.
Sonnar 50мм f1.5 какого года выпуска? Если старый, так на нём однослойное просветление со всеми вытекающими. Даже китовый будет много контрастнее и скорее всего резче.
Проблема с советскими дальномерными объективами идёт корнями в советское же мультипросветление. Оно тоже не соответствует современным стандартам. Засветы, «зайцы», падение контраста. Можно это записать в художественные эффекты, но смысл?
Можно было бы использовать дальномерные Contax G1, G2. там всё хорошо в плане оптики и просветления. Но они дорогие относительно самой беззеркальной камеры. Проще брать более дешевые Contax от зеркалок. Есть еще дальномерные объективы других производителей, например, Cosina, но там я только начал «копать» и пока не могу сказать есть смысл или нет. Они могут быть подешевле, чем Contax и по качеству не хуже. Использовались на камерах Bessa.
Юпитер-12 да, не поставить. У меня был Ю-12. Также, скорее всего, не поставить и Hologon.
Довоенный, без просветления («белое стекло»).
Контраст у него низкий, это не проблема, в raw конвертере исправляется за секунду.
Разрешение часто понимается как функция от контраста. В таком понимании разрешение низкое. По визуальному восприятия — детализация до f4 лучше, чем у Ю-3.
Попробую пояснить позицию лирическим отступлением.
Если использовать современную оптику хорошего качества, то все фотографии получаются как братья близнецы. Расчет камеры и объектива выполнен на суперкомпьютере. Основные искажения устранены оптикой. Оставшиеся искажения корректируются электроникой камеры. Что и где исправлять определяется оптимизацией — снижение издержек на производство.
Если измерять производительность труда фотографа в количестве резких снимков в единицу времени, то объективы без электроники и ультразвуковых это шлак, который снижает производительность труда и его нужно срочно выкинуть. Но в этой схеме работы фотограф не нужен. Можно спокойно заменить человека компьютером и несколькими сервоприводами.
Можно разделить фотографию на документальную и художественную. Это разные направления, для них нужна разная техника. Художественная техника обеспечивает развитие, документальная материальный доход (легко поставить на поток).
Потребитель обычно смотрит не на разрешение снимка, а оценивает свои ощущения от просмотра.
Если у человека есть желание делать интересные снимки, то упражнения со старыми объективами полезны, поскольку эти тренировки учат извлекать выгоду из дефектов объективов. Современные камеры со сменной оптикой очень удобны для подобных тренировок. Чем короче рабочий отрезок камеры — тем больше оптики можно накрутить.
Развитие идет по спирали, сейчас начинается мода на объективы 19 века. Даже красногорский завод по этому поводу начал делать аналоги древних объективов ;-).
Выбор объектива определяется не резкостью и контрастом, а целевым назначением.
Со всем полностью согласен.
Но вы правильно заметили: «упражнения со старыми объективами полезны, поскольку эти тренировки учат извлекать выгоду из дефектов объективов».
«Крутящие» и «софтящие» объективы — узкий спектр применения. Это объективы «для души», на которую времени сейчас остается очень мало.
В руках увлеченного фотографа такими объективами можно сделать много красивых фото, но кто их оценит в наше время?
И вот не соглашусь, что контраст, потерянный объективом, легко вернуть в RAW-конвертере. Без потери качества снимка — не вернуть.
Конечно, да и сами объективы для ценителей (немецкие, латунные, без просветления, с красивыми пузырьками в стекле и кучей тончайших лепестков в диафрагме; или советские, довоенные, тоже латунные, с нечерненой — желтенькой диафрагмой). Их просто в руках держать приятно.
И за 100 лет этим объективам ничего не сделалось. Это показатель мастерства разработчиков и производителей.
ДАЛЬНОМЕРКИ: РАБОЧИЕ ЛОШАДКИ СТРИТ-ФОТОГРАФА
Этот текст вырос из небольшого примечания к статье «Кому нужна эта пленка». Он, как и все предыдущие, адресован преимущественно «уличным» фотографам – любителям стрит- и жанровой фотографии. Мне, однако, не хотелось бы сводить свою задачу к обзору дальномерных камер и объективов; таких обзоров и без меня написано достаточно. В основном мне хотелось бы рассказать о тех особенностях дальномерной техники, благодаря которым она в течение уже восьмидесяти лет остается инструментом номер один стрит-фотографии, и о том, как стрит-фотограф может применять эти ее особенности.
Достоинства дальномерок. Итак, в чем заключается привлекательность дальномерных камер??
Здесь кто-то может сказать – а так ли нужна компактность, велика ли беда потаскать на себе два килограмма вместо пятисот грамм? Но на самом деле это тот самый случай, когда размер имеет значение. И если свадебному фотографу или студийщику здоровенная зеркалка с объективом L-серии просто необходима для того, чтобы произвести впечатление на заказчика (иначе кто же поверит, что перед ним крутой фотограф?), то уличному фотографу, как правило, нужно привлекать к себе как можно меньше внимания, а главное – ни в коем случае не быть похожим на профессионала.
Принцип здесь прост: чем больше объектив, тем сильнее его пугаются люди – а испугавшись, закрываются от него. Конечно, съемка компактной камерой тоже не дает гарантий, что вы не получите по носу за вашу наглость; и более того, это не единственный способ маскировки. На разных фоторесурсах можно найти советы по съемке камерой, спрятанной в специальной сумке, камерой, висящей на животе, и управляемой специальным тросиком, и даже камерой, стреляющей из-за угла – с зеркалом, встроенным в фальшивую бленду объектива. Но ясное дело, настоящему джедаю все эти способы не подходят. Съемка с бедра – еще куда ни шло, но никак уж не скрытая камера. Тем более, что попавшись со скрытой камерой, вы рискуете влипнуть в очень серьезные неприятности.
Существуют и более изящные способы остаться незамеченным. Так, фотограф и преподаватель М.Геллер на одном из форумов говорил, что его любимый способ – это фотографировать большой зеркалкой так, чтобы все тебя принимали за безобидного туриста. Совет действительно хорош, и не годится только в тех районах и ситуациях, где туристу делать нечего – а именно они обычно интересуют уличного фотографа.
• И если уж мы заговорили о незаметности – то вспомним про щелчок камеры при съемке. У дальномерок он может быть на порядок тише просто потому, что в них нет прыгающего и хлопающего зеркала, и громкость звука зависит от конструкции затвора – центральные затворы работают практически бесшумно, затворы с матерчатыми шторками – чуть громче.
Затворы с металлическими шторками (такие, например, стоят в современных дальномерках Bessa-R) могут быть изрядно громкими; но фотоаппараты Bessa и не относятся к особо компактным камерам, и громкость их затворов окупается их быстротой и точностью.
• Следующий параметр, по которому дальномерки при прочих равных хоть немного, но превосходят зеркальные камеры – это скорость реакции при съемке. Им не нужно время ни на то, чтобы поднять (а после съемки – опустить) зеркало, ни на то, чтобы прикрыть «прыгающую» диафрагму. И наводка на резкость по пятну дальномера занимает меньше времени и осуществляется точнее, чем по матовому стеклу зеркалки, и порождает во много раз меньше ошибок, чем наводка с помощью систем автофокуса.
• И очень важный момент, особенно при съемке в сумерках – у дальномерок полностью отсутствует «отдача» из-за прыжка зеркала, в зеркалках приводящая к смазыванию изображения на средних и длинных выдержках.
• А при съемке с рук на длинных выдержках обнаруживается еще одно существенное различие: изображение в видоискателях дальномерок не перекрывается зеркалом в момент съемки. Это позволяет уверенно снимать даже ночью, в том числе – и с «проводкой», что с зеркалкой возможно только вслепую, на чистой интуиции.
• И, наконец, еще одно, уже принципиальное отличие дальномерок – принципиальное потому, что оно в буквальном смысле слова определяет взгляд фотографа на мир: в видоискателе дальномерки фотограф видит больше, чем ловит в кадр.
Дело в том, что в хорошей дальномерке поле зрения видоискателя оказывается несколько шире рамки кадра, что позволяет видеть не только то, что в кадре, но и то, что может появиться в нем в следующую секунду. А вот у зеркалок все наоборот: поле зрения видоискателя всегда несколько уже реальной рамки, так что самые края кадра фотограф не видит, что впоследствии зачастую побуждает его к обрезке фотографии при печати.
• Добавим к этому, что благодаря отсутствию фокусировочного стекла видоискатели дальномерок всегда ярче, чем видоискатели зеркальных фотоаппаратов – и в списке достоинств дальномерных фотоаппаратов можно будет поставить точку (.), и перейти к обсуждению их недостатков.
Недостатки дальномерок. В сущности, по сравнению с зеркалками дальномерные аппараты имеют ровно один недостаток: фотограф видит в видоискателе не то изображение, которое формируется объективом, а то, которое создает линза видоискателя. Этот грустный факт, весьма существенный для натюрморта, портретной, и вообще крупноплановой съемки, и не столь критичный в остальных жанрах, проявляется следующим образом:
В описаниях многих моделей дальномерок можно найти слова «видоискатель с автоматической компенсацией параллакса»; если поверить им, то можно решить, что проблема параллакса решена, ура-ура, у дальномерок одни преимущества и ни одного серьезного недочета…
На самом деле имеется в виду следующее: рамка видоискателя в этих камерах механически соединена с дальномером, который устанавливает ее в положение, соответствующее расстоянию до объекта съемки. Таким образом может быть решена только одна часть проблемы, а именно – при наводке на резкость на близкий объект скомпенсирован сдвиг рамки, которую фотограф видит в видоискателе, относительно реальной рамки кадра (Рис.4b). И то скомпенсирован он в предположении, что все объекты в кадре находятся на том же расстоянии, что и объект, на котором сфокусировался дальномер!
Сложно, да? И годится этот метод только для статичных сцен. На самом деле ничего страшного: сюжетов, требующих такого точного построения кадра, при уличной съемке возникает не так уж и много. Ну разве что «Невесту на ладошке» и «Васю, подпирающего руками Пизанскую башню» снимать дальномеркой неудобно, но это, я уверен, только к лучшему.
Варианты выбора. Итак – у дальномерок есть достоинства, и есть недостатки; возможно, в ваших глазах достоинства могут перевесить, и вы решите обзавестись дальномерным фотоаппаратом. Какие у вас есть варианты выбора?
Главными конкурентами Лейки в течение всего времени ее существования были фотоаппараты Zeiss Ikon, в настоящее время выпускающиеся совмеcтно с Cosina. По своим характеристикам и по цене они сопоставимы с аппаратами Leica; спор о том, что лучше, не прекращается много лет. Они совместимы с объективами Leica M; а кроме них, камеры с байонетом М выпускают та же Cosina, но уже под маркой Voigtlander (аппараты Bessa), и Konica (Konica Hexar RF).
Оптика Leica и совместимая. Что касается оптики – по красоте рисунка вряд ли что-то может сравниться с объективами Leica… и по цене, к сожалению, тоже. Кстати, зум-объективы, позволяющие дискретно переключать фокусное расстояние, есть и у Лейки, но цена их такова, что информация эта представляет чисто теоретический интерес. Стоимость фикс-объективов «недорогой» серии Summicron в зависимости от модели и состояния может варьироваться от пятисот до полутора-двух тысяч у.е.; объективы Summilux стоят еще дороже.
Неким компромиссом могут быть объективы третьих фирм с байонетом M; так, по мнению Стива Хаффа, объективы Nokton, выпускаемые фирмой Cosina под товарным знаком Voigtlander, практически не уступают по качеству легендарным Суммилюксам, при том, что цена их может быть меньше на порядок (пятьсот у.е. вместо четырех-пяти тысяч).
На Рис.10 показан интересный фотоаппарат Rollei XF35, сочетающий вполне неплохое качество объектива Sonnar 40/2.3 и благородную простоту форм со всеми перечисленными выше недостатками; очень похожие модели выпускали фирмы Voigtlander, Canon, и другие. От этих фотоаппаратов оставался всего один шаг до печально знаменитых «мыльниц», заполонивших прилавки магазинов в 90-е годы.
Шкальные аппараты. Очень неплохи бывают шкальные фотоаппараты, похожие на дальномерки всем, кроме отсутствия собственно дальномера; необходимость оценивать расстояние «на глаз» в них компенсируется непревзойденной компактностью. Их применение в стрит-фотографии оправдано тем, что в ней крайне редко используется съемка на открытых диафрагмах с размытием фона, а потому обходиться без измерителя расстояния, как выясняется, не так сложно. Например, камеру можно заранее фокусировать на так называемое гиперфокальное расстояние, при котором зона резкости начинается от нескольких метров и заканчивается бесконечностью. Этот прием, обеспечивающий максимальную оперативность, часто применяется и при съемке дальномерными камерами.
Ломографические камеры. В последнее время на рынке фотокамер появилось много так называемых ломографических 35 мм камер – дешевых пластмассовых коробочек с пластмассовыми же линзами, одной выдержкой, и в лучшем случае двумя значениями диафрагмы (обычно F/8 и F/11). Взвод затвора в них не связан с перемоткой пленки, что дает массу возможностей для творчества (особенно нечаянного) в жанре мультиэкспозиции, т. е. съемки нескольких сюжетов на один кадр пленки. Некоторые из этих аппаратов, например – уже довольно известная «Диана-мини», характеризуются по-своему (в духе современного пикториализма) очень симпатичной картинкой – только не надо пытаться снимать на них репортаж или гламур!
На этом, кажется, все. Спасибо за внимание.
Да, перечисляя достоинства дальномерных камер, я забыл еще одно: они очень красивы. Они – пример того, как доведенная до совершенства технология неизбежно находит совершенную, а значит – прекрасную форму.
© Антон Вершовский,
08.04.2011
Дальномерные камеры
Возможно, вы совсем недавно обратились в веру фотографизм или вы общались с разными людьми и что-то слышали о другом виде камер.
Думаю, стоит начать с рассказа о данном виде камер. Они называются дальномерными из-за устройства фокусировки, которое называется дальномером.
Одна из отличительных черт – видоискатель.
У зеркальных фотокамер видоискатель находится посередине, т.к. в него свет проходит через объектив и зеркало. Камера сохраняет ту картинку, которую вы видите.
В дальномерной же камере видоискатель смещен, поэтому сохраненный кадр будет отличаться от того, что вы видите. Это так называемая ошибка параллакса. На большом расстоянии это не бросается в глаза, но чем ближе объекты в кадре, тем погрешность очевиднее. Вы должны учитывать, что на вашей фотографии все будет немного дальше, чем вам кажется, но к этому, на самом деле, быстро привыкаешь.
Короче говоря, такая камера не подойдет для любителей макро съемки, т.к. она не будет фокусироваться на предметы, расположенные очень близко. А теперь вы, наверное, думаете, и что же тогда такого классного в этой камере? Во-первых, вы можете фокусироваться, составлять сцену и снимать оставляя оба глаза открытыми. Для меня это очень важно. Если я снимаю на улице, или в многолюдном месте, я хочу видеть все.
Еще одно преимущество, на мой взгляд, затвор. В камере нет подвижного зеркала, поэтому затвор быстрый и точный, но шумный. Благодаря этому кадр ловится быстрее.
Как я уже отмечал, дальномерные камеры отлично подходят для съемки на улице, потому что они намного меньше зеркальных фотоаппаратов, т.е. вы останетесь незамеченным. Именно поэтому обычно их выбирают журналисты, чтобы слиться с толпой. При том, что сейчас цифровые зеркальные камеры становятся все крупнее, люди без проблем увидят вас с любой из них, и будут вести себя неестественно.
С появлением цифровых технологий дальномерные камеры возродились – была выпущена Leica M9. Сразу большое количество людей заинтересовалось ими. Не у всех есть 9000 долларов, зато на рынке есть много разных качественных и сравнительно дешевых моделей дальномеров.
Какая модель подойдет мне?
Это достаточно сложный вопрос. Однако, я считаю, что камера должна подходить вам по стилю, хорошо лежать в руке, и вы должны получать удовольствие, когда снимаете, например, последняя модель Leica Monochrom.
Конечно, кроме этого, вы должны определиться, сколько денег вы готовы потратить и какой жанр фотографии вам ближе, чем вы хотите заниматься.
Принцип работы дальномерных камер
Первыми оптическими дальномерами были оборудованы фотоаппараты Leica. В самых первых моделях он был всего лишь удобным и эффектным дополнительным устройством. С усовершенствованием камеры возросла и роль данного элемента, через десять лет оптический дальномер уже стал неотъемлемой частью камеры. Но еще определенное время наводка резкости выполнялась в несколько этапов.
В 1932 году производители фотооборудования марки Leica выпускают совершенно новую модель – Leica II. Данная камера уже обладала ценным преимуществом – в ее конструкцию был включен дальномер. Такое же устройство устанавливалось и в фотоаппарат Contax I, который был только первой моделью компании Contax. Опыт производства фототехники специалистов Leica был более богатым, их продукция обладала, значительными преимуществами. Но и фотоаппарат Contax I позволял делать качественные снимки, использовался для профессиональной съемки, был оборудован такими элементами, как байонет для крепления оптики, эффективная база дальномера. Последующая модель уже демонстрировала объединение дальномера и видоискателя в единое целое. Интересным был и дизайн фотооборудования данной компании – его отличала стильность и респектабельность. Такой дальномерный фотоаппарат выглядит настоящей профессиональной фототехникой.
Обе линейки фотокамер, Contax и Leica, постоянно совершенствовались. К сороковым годам дальномерные камеры составляют большую часть такого оборудования. Несмотря на выпуск дальномерных камер американскими производителями, именно германская фототехника с оптическими дальномерами длительное время являлась самой известной и востребованной даже в 60-х годах.
Внешние признаки и механизм работы дальномера
Конструкция дальномера состоит из пары объективов, которые расположены на определенном расстоянии, а также окуляра и отклоняющей системы. Расстояние между объективами называется базой дальномера. Один из объективов, основной, находится на прямой линии с окуляром. Для направления светового потока между линзой объектива и линзой окуляра устанавливается полупрозрачное зеркало. Световой поток направляется с дополнительного объектива на окуляр видоискателя. В конструкции дальномера используется и подвижное отклоняющее зеркало, оно служит для передачи светового потока от дополнительного объектива на полупрозрачное зеркало. Подвижное зеркало соединено с основным объективом, вернее, с его фокусировочной оправой. При вращении фокусировочной оправы смещается подвижное зеркало, поэтому смещается и изображение на полупрозрачном зеркале оптического дальномера. Правильная фокусировка объектива происходит в тот момент, когда изображения от обоих объективов сливаются на объекте, который выбран для съемки.
Бинакулярное зрение человека, то есть двух глазное, и лежит в основе построения дальномера. Этот простой прибор позволяет определить расстояние до объекта фотографирования. В большей части фотоаппаратов, снабженных дальномером, объектив автоматически фокусируется. Также данный прибор позволяет наводить резкость при помощи шкалы расстояний.
Отличия от зеркальных фотоаппаратов
По сравнению с зеркальными, дальномерные камеры позволяют делать более качественные снимки. Исключается столкновение объективов с двигающимся зеркалом. И объектив дальномерных камер, и они сами имеют небольшой размер и вес. Из-за отсутствия подвижного зеркала фотоаппарат не вибрирует в руках фотографа, поэтому для съемки таким оборудованием можно не использовать штатив. Работают камеры с оптическими дальномерами намного тише.
Существует большой выбор различных объективов, в том числе широкоугольных, ультра-широких, которые эффективно влияют на качество фотографирования. В отличие от зеркальной камеры, фототехника с дальномером позволяет всегда видеть сцену съемки, видоискатель не становится периодически черным.
Но существуют и некоторые недостатки дальномерных камер. Например, на зеркальной можно сразу увидеть изображение, которое попадет на снимок. А в оборудовании другого типа видоискатель отделен от объектива. Есть некоторые ограничения в плане выбора объективов – например, сложно подобрать модель со спецэффектами. Зеркальные фотоаппараты можно использовать при съемках на любом расстоянии, а вот те, которые оборудованы оптическим дальномером, не подойдут для фотографирования ближе, чем 60-100 см.
Процесс съёмки дальномерным фотоаппаратом
При фотографировании дальномерной камерой нужно учитывать, что объект съемки будет на фото немного дальше, чем кажется. Данную технику очень удобно использовать для фоторепортажа на улице – маленькое оборудование не привлечет внимание. Такие фотоаппараты выбирают для профессиональных сессий журналисты, особенно в погоне за сенсациями. Оборудование достаточно простое в работе, некоторые процессы, которые включает техника съемки, например, установка выдержки, фокусировка, установка диафрагмы – выполняются вручную. Для многих профессионалов такой принцип (контроль над камерой) более удобен. Дальномерные фотоаппараты подходят тем, кто не рассчитывает на дополнительные эффекты, а любит уделять внимание именно объекту съемки, созданию выразительного образа и композиции в кадре. О сайте fotomtv.