Данте божественная комедия чему учит

Круговерть дел греховных: в чем истинная суть «Божественной комедии» Данте? (4 фото)

О тонком фантасмагоричном произведении Данте слышали даже те, кто его не читал. «Божественная комедия» – комедия, которая не потеряла актуальности в и наше время – почему она относится именно к этому жанру?

Данте божественная комедия чему учит. Смотреть фото Данте божественная комедия чему учит. Смотреть картинку Данте божественная комедия чему учит. Картинка про Данте божественная комедия чему учит. Фото Данте божественная комедия чему учит

Чего же в этом произведении больше – религиозной составляющей, злободневной политической сатиры или чего-то еще? В действительности у автора было как минимум две причины отнести его к жанру комедии. Прежде всего, это развитие сюжета: жутковатое повествование к концу становится радостным и позитивным, что, в общем-то, характерно именно для комедий. Плюс к этому, по тогдашним канонам (а создавалось оно приблизительно с 1308 по 1321 год) произведения высокого штиля – трагедии писались на латинском, тогда как «Божественная» написана на итальянском, который в те времена считался вульгарным. Кстати, считается, что сам эпитет впервые использовал поэт и писатель эпохи раннего Возрождения Джованни Боккаччо, придя в совершенное восхищение от прочитанного.

Смысл и суть «Божественной комедии»

Данте божественная комедия чему учит. Смотреть фото Данте божественная комедия чему учит. Смотреть картинку Данте божественная комедия чему учит. Картинка про Данте божественная комедия чему учит. Фото Данте божественная комедия чему учит

Совершенно неожиданно герой оказывается в темном лесу. И путь ему преграждают три сущности – Похоть, Алчность и Гордыня – самые распространенные грехи человечества. А сам лес выступает олицетворением сомнений, в которые погружаются люди по достижении взрослого возраста.

И тут появляется поэт Вергилий и приглашает главного героя отправиться на прогулку и своими глазами взглянуть на суть и смысл потустороннего. В качестве решающего аргумента, заставившего Данте сделать выбор, покойный поэт обещает тому встречу с Беатриче.

Герои попадают в Ад со всеми его кругами и наблюдают за мучениями грешных душ во всех его 9 кругах, а затем посещают Чистилище и Рай, где и происходит долгожданная встреча.

Данте божественная комедия чему учит. Смотреть фото Данте божественная комедия чему учит. Смотреть картинку Данте божественная комедия чему учит. Картинка про Данте божественная комедия чему учит. Фото Данте божественная комедия чему учит

Самой яркой составляющей произведения является описание Ада. Который впоследствии практически стал именем нарицательным. В наше время имя Данте автоматически на подсознательном уровне соотносится с Адом. На его фоне описания Чистилища и Рая смотрятся как-то бледновато и скромно. Пекло же прописано так ярко, живо и реалистично, что невольно возникает подозрение, что автор побывал там лично и видел все своими глазами.

Современнику может показаться, что для создания такой безумной и реалистичной картины явно нужны были какие-то специфические вещества. Однако если вдуматься повнимательнее, то ничего кроме таланта и умения подмечать детали не понадобилось. Алигьери всего лишь скомпоновал распространенные домыслы, заблуждения и фантазии. Объединив мифы различных стран, он создал такой себе мудреный, но аппетитный салатик, который, как говорится, вполне себе удобоварим и по прошествии 700 лет.

Данте божественная комедия чему учит. Смотреть фото Данте божественная комедия чему учит. Смотреть картинку Данте божественная комедия чему учит. Картинка про Данте божественная комедия чему учит. Фото Данте божественная комедия чему учит

Отразив элементы традиционного католического учения вперемежку с характерными для Средневековья представлениями типа структуры Рая, Ада и Чистилища, он получил единое упорядоченное полотно, узоры в котором дополняли, а не противоречили друг другу.

Особое внимание автор уделил и обитателям Ада. Здесь можно встретить самых разных персонажей, от известных персон до совершенно темных и непонятных личностей. И здесь как раз четко прослеживается политическая подоплека, поскольку многие души, на которые есть отсылка в произведении, значимые для современников фигуры.

В общем и целом «Комедия» возымела в тогдашнем обществе эффект разорвавшейся бомбы, поскольку реалистичные описания заставили людей поверить в существование загробного мира и прочую мистику. Что касается современников, то для общества более злободневны аллегории. Они демонстрируют человеческие пороки, которые, в общем-то, не изменились и за столетия.

А к какому жанру вы бы отнести «Божественную комедию» великого Данте Алигьери?

Источник

Анализ «Божественной комедии» (Данте)

Автор: Guru · 29.11.2017

Нередко из-за любви совершаются поступки, выходящие за рамки понимания. У поэтов же принято, испытав любовь, посвящать объекту чувств свои сочинения. Но если этот поэт — еще человек со сложной судьбой и при том не лишен гения, есть вероятность, что он способен написать одно из величайших произведений на свете. Таким был Данте Алигьери. Его «Божественная комедия» — шедевр мировой литературы — продолжает быть интересной миру спустя 700 лет с момента ее создания.

История создания

«Божественная комедия» создавалась во второй период жизни великого поэта — период изгнания (1302 — 1321). К моменту начала работы над «Комедией» он уже искал пристанища для души и тела среди городов и государств Италии, а любовь всей его жизни Беатриче уже несколько лет как почила в покое (1290), став жертвой чумной эпидемии. Сочинительство было для Данте своего рода утешением в его непростой жизни. Вряд ли тогда он рассчитывал на всемирную славу или память в веках. Но гениальность автора и ценность его поэмы не позволили ему оказаться забытым.

Жанр и направление

«Комедия» — особое произведение в истории мировой литературы. Если смотреть в широком плане — это поэма. В более узком смысле определить ее принадлежность к одной из разновидностей этого жанра нельзя. Проблема здесь в том, что содержательно таких произведений больше нет. Ему и название придумать, которое бы отражало смысл текста, нельзя. «Комедией» сочинение Данте решил назвать Джованни Боккаччо, следуя логике аристотелевского учения о драме, где комедия была произведением, что начиналось плохо, а заканчивалось хорошо. Эпитет «божественная» придумали в XVI веке.

По направлению — это классическое сочинение итальянского Возрождения. Поэме Данте присуща особенная национальная изящность, богатейшая образность и точность. При всем этом поэт также не пренебрегает возвышенностью и свободой мысли. Все эти черты были свойственны именно возрожденческой поэзии Италии. Именно они образуют тот неповторимый стиль итальянской поэзии XIII — XVII веков.

Композиция

Если смотреть в целом, то основой поэмы является путешествие героя. Произведение представляет собой три части, состоящие из ста песен. Первая часть — «Ад». Она содержит 34 песни, в то время как «Чистилище» и «Рай» по 33 песни каждая. Выбор автора не случаен. «Ад» выделился как место, в котором не может быть гармонии, ну, и обитателей там больше.

Описание ада

«Ад» представляет собой девять кругов. Грешники там располагаются по степени тяжести их падения. За основу этой системы Данте взял «Этику» Аристотеля. Так, со второго по пятый круги наказывают за результаты человеческой невоздержанности:

В шестом и седьмом за последствия зверства:

В «Аду» все политические и личные враги Данте. Также там он разместил всех тех, кто был другой веры, казался поэту аморальным и попросту жил не по-христиански.

Описание чистилища

«Чистилище» содержит семь кругов, которые соответствуют семи грехам. Их Католическая Церковь позже назвала грехами смертными (теми, что можно «замолить»). У Данте они расположены от тяжелейшего к наиболее терпимому. Сделал он так, потому что его путь должен представлять собой путь восхождения к Раю.

Описание рая

«Рай» исполнен в девяти кругах, названных в честь основных планет солнечной системы. Здесь христианские мученики, святые и ученые, участники крестовых походов, монахи, отцы Церкви, и, конечно же, Беатриче, которая находится не где-нибудь, а в Эмпирее — девятом кругу, который представлен в виде светящейся розы, что может трактоваться как место, где находится Бог. При всей христианской правоверности поэмы, Данте дает кругам Рая названия планет, что по смыслу соответствуют именам богов римской мифологии. Например, третий круг (Венера) — обитель влюбленных, а шестой (Марс) — место для воителей за веру.

О чем?

Джованни Боккаччо, когда писал сонет от имени Данте, посвященный цели поэмы, сказал следующее: «Развлечь потомков и наставить в вере». Это и правда так: «Божественная комедия» может служить наставлением в вере, ведь она основана на христианском учении и наглядно показывает, что и кого ждет за непослушание. И развлечь, что называется, она может. Учитывая, например, то, что «Рай» — самая нечитаемая часть поэмы, так как вся зрелищность, что любит человек, описана в двух предыдущих главах, ну, или тот факт, что произведение посвящено любви Данте. Более того, та функция, что, как сказал Боккаччо, развлекает, может даже поспорить в своей значимости с функцией назидания. Ведь поэт, безусловно, был больше романтиком, нежели сатириком. Он писал о себе и для себя: все, кто ему мешал жить, — в аду, поэма — для его возлюбленной, а спутник и наставник Данте — Вергилий — любимый поэт великого флорентийца (известно, он знал его «Энеиду» наизусть).

Образ Данте

Данте является главным героем поэмы. Примечательно, что во всей книге его имя не указано нигде, кроме, разве что, обложки. Повествование идет от его лица, а все остальные персонажи называют его «ты». Рассказчик и автор имеют много общего. «Сумрачный лес», в котором оказался первый в самом начале, — это изгнание реального Данте из Флоренции, момент, когда он действительно был в смятении. А Вергилий из поэмы — это сочинения римского поэта, что существовали для изгнанника в действительности. Как его поэзия вела Данте сквозь трудности здесь, так и в загробном мире Вергилий является его «учителем и примером любимым». В системе персонажей древнеримский поэт также олицетворяет мудрость. Наиболее хорошо показывает себя герой в отношении к грешникам, которые обидели его при жизни лично. Некоторым из них он даже говорит в поэме, что они того заслужили.

Проблематика

Смысл

«Божественная комедия» выполняет все те функции, которые заложил автор в это произведение. Она является нравственным и гуманистическим идеалом для каждого. Чтение «Комедии» вызывает множество эмоций, через которые человек узнает, что есть хорошо, а что плохо, и испытывает очищение, так называемый «катарсис», как окрестил это состояние духа Аристотель. Через страдание, испытанное в процессе чтения бытоописания ада, человек постигает божественную мудрость. В результате он относится к своим поступкам и мыслям более ответственно, ведь справедливость, заложенная свыше, покарает его грехи. В яркой и талантливой манере художник слова, будто иконописец, изобразил сцены расправы с пороками, которые просвещают простонародье, популяризируя и разжевывая содержание Священного писания. Аудитория Данте, конечно, более взыскательна, ведь грамотна, обеспечена и прозорлива, но, тем не менее, не чужда греховности. Таким людям было свойственно не доверять прямому морализаторству проповедников и теологических трудов, и тут на помощь добродетели приходит изысканно написанная «Божественная комедия», которая несла тот же просветительский и нравственный заряд, однако делала это по-светски утонченно. В этом оздоровительном влиянии на тех, кто обременен власть ю и деньгами, и выражается главная идея произведения.

Идеалы любви, справедливости и силы человеческого духа во все времена являются основой нашего бытия, и в сочинении Данте они воспеты и показаны во всей своей значимостью. «Божественная комедия» учит человека стремиться к высокому предназначению, которым его удостоил Бог.

Особенности

«Божественная комедия» имеет важнейшее эстетическое значение из-за затронутой в ней темы человеческой любви, превратившейся в трагедию, и богатейшего художественного мира поэмы. Все вышесказанное, в сумме с особым поэтическим складом и небывалой функциональной разноплановостью, делают это произведение одним из наиболее выдающихся в мировой литературе.

Источник

Проблематика Божественной комедии Данте

Полный текст читайте по ссылке www.facebook.com/Literaturovedenie

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИНСТИТУТ
Им. А.М. ГОРЬКОГО
Контрольная работа по дисциплине
«ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ»

Когда шальные расстоянья
Умом устал воспринимать,
Когда надеешься ты в тайне,
Есть у тебя отец и мать,

Когда, мечтая о престиже,
Не смог ударить в грязь лицом,
Когда ты счастлив, а поди же,
Так не хватает встреч с отцом,

Когда пример долготерпенья
Тебе скрипучая кровать,
Когда разврата испаренья
Не замечает даже мать,

Когда рукой нетерпеливой
Ты ищешь нежности в ином,
Когда ты стал плакучей ивой,
И боль залить спешишь вином,

Когда приходит час спасенья,
И ты ему безумно рад,
Когда ты слышишь песнопенья,
Но ты зашёл не в райский сад,

А в сумрак. В лес, где нет возврата,
И жизнь земная пополам,
И за беспамятство – вот плата,
Живой – ты стал как мёртвый хлам.

И мертвецы тебя призвали.
И звери окружили нерв
Порока ли, и ты средь зла ли?
Средь сумрачных дремучих древ

Бредёшь, шатаясь, без усилий,
Ты рад увидеть Рай и Ад.
Тебя ведёт твой друг Вергилий,
О! Вот награда из наград,

Когда, приняв души обличье,
Она шептала за меня,
Возлюбленная Беатриче,
Вслед за собой любовь маня.

Веди же, мудрый мой наставник,
Мой вдохновенный проводник,
С тобой и так я вечный странник,
Смотри, я не забыл дневник.

Всё запишу в своей тетради,
Она не сможет помешать.
И лишь прошу я, Бога ради,
Дай сил простить отца и мать.

И нет того желанья слаще,
Готов к нему сквозь Ад пройти,
«Оставь надежду, всяк входящий»
Но нет другого мне пути.

Вошли. И только боль и стоны
Амёбных душ тут слизняки,
Не люди, а людские клоны
Прижизненные сорняки.

И без добра и зла влачили,
Не совершали ничего.
О, жалкие созданья, в иле
Но нет ли среди них его?

Того, кто дал мне жизни семя,
И кинул в реку Ахерон,
Но он не тут. Ещё не время,
И в лодке лишь орёт Харон.

Где скорбь заполнена по кругу,
Поэты, вот вы где, друзья!
Пожал бы каждому вам руку,
Но прокляты вы – вам нельзя.

И на крылах такие гири,
А без полёта мир так сер,
И опечален тем Вергилий,
И Адом холоден Гомер.

Степенной поступью ступая,
До спуска, где круг лёг второй,
Кромешной адовой дырой
Оборвана тропа. Я

Там вновь подвергся испытанью,
Где демон Минос встал пред мной,
Душа звенящею струной
Его разящей стала тайной.

Определяет он века
Кого куда, в какие круги,
Его печальные услуги
Страшны. К нему издалека

Из времени и расстоянья
Все сладострастники летят,
Не жаждущие покаянья,
Забыв, что перед ними ад.

«Тебе что нужно, сердце в плоти?
К чему побеспокоил нас?
Века на этой я работе.
Как видишь, жив и не угас.»

«Ответь мне, Демон, дух разящий,
Ты стольких душ познал сердца,
Не был ли среди них пропащий?
Надеюсь я найти отца.»

«В круг третий ты иди. А я же
Тебя могу лишь пропустить.
Родителя твоя пропажа
Мне не понятна. Рвётся нить

С рождением и пуповину
Дано не каждому хранить.
Отец всегда стремится к сыну,
Но чтобы так меня молить?

Мой мальчик! все мы одиноки.
И сластолюбцы, и попы.
Родителей мерзки пороки,
Но не сбивайся ты с тропы.

Иди с Вергилием. Там Цербер
Свирепствует, ужасный пёс.
Задай ему ты свой вопрос.
Ему плевать, был в жизни сер,бел,

Любителей пожрать он стражник.»
И вот тяжёлый ливень пал.
Зверь в исступленьи входит в раж. Сник,
Когда увидел мой накал.

В грязи валялись там обжоры,
Свиные рыла без лица,
Покинули то место скоро.
Средь них я не нашёл отца.

И вот четвёртый круг, где Демон
Тюремщик мотов и скупцов.
О, сколько чьих-то там отцов.
Так мой отец средь них? Нет? Где он?

Его там нет. И Плутос прочь,
Найти отца как в образине?
Кто сможет сыну в том помочь?
К Стигийской подошли низине,

Спустились в пятый круг. Там в муках
Ленивые и в гневе кто.
Всех перебрали, всё не то,
Так у кого он на поруках?

Как тяжко сердцу – в клетке птице.
Вперёд, Вергилий, верный гид,
И вот вошли мы в город Дит,
Везде там в пламени гробницы.

Седьмой круг сжался меж горами,
Хранит в него вход Минотавр,
После разгула и литавр
Кипят в крови между ворами

Отец поймёт всё то едва ли,
Кому же в этом мире верь?
Пред нами круг восьмой в провале
Туда нас спустит адский зверь

Все десять рвов восьмого круга
Прошёл, оплакивая боль,
Хотел в отце я видеть друга,
Я без отца казался ноль.

Но нет и тут его. О Боже,
Куда ты спрятал от меня
Того, чьим цвета вышел кожей,
Кто пожалел мне дать огня.

Как иудейский тот священник,
Что настоял казнить Христа.
Теперь и он у Ада пленник,
С ним лицемеры неспроста.

Но ты, отец, не лёг под ноги,
И давит не тебя свинец.
Первосвященник лгал о Боге,
А мне за что ты лгал, отец?!

Пройдя такие расстоянья,
Я понял, нет тебя в Аду.
Там где расплата и стенанья,
Там, где к тебе всю жизнь иду,

«Проблематика Божественной комедии Данте».
(Объем 24 компьютерных листа, что соответствует 15 страницам машинописного текста)
Выполнил студент 2 курса
Карелин Алексей Анатольевич.
Принял преподаватель
_________________________________

I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ…………..…….2
2. ВСТУПЛЕНИЕ………………………………………………. …..3
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………..….9
3.1. ИСТОРИЯ НАПИСАНИЯ
3.2. ПОСТРОЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ……. 12
3.3 ИСТОРИОГРАФИЯ……………………………………………15
3.3.1 БИОГРАФИЯ ДАНТЕ……………………………………….17
3.4. ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ, ОТРАЗИВШИЙСЯ НА СПЕЦИФИКУ ЖАНРА КОМЕДИИ…………..…………………19
3.4.1. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДАНТЕ………………………………………………………………21
3.4.2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ДАНТЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИФИКУ ЖАНРА В «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ»……………………………….22
3.4.3 ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ДАНТЕ………………………25
3.4.4. СОЦИАЛЬНАЯ СТОРОНА СПЕЦИФИКИ ЖАНРА В «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ»………………………………28
3.5. КОНКРЕТНЫЕ ОБРАЗЫ, РОЖДЁННЫЕ СПЕЦИФИКОЙ ЖАНРА «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ»……………………33
3.6. СПАСИТЕЛЬНЫЙ СУБЪЕКТИВИЗМ И ЕГО РОЛЬ НА ОТРАЖЕНИИ СПЕЦИФИКИ ЖАНРА В «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ»……………………………………………………….37
З.7. ЖАНРОВАЯ ОСОБЕННОСТЬ «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ» В ОСВЕЩЕНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ……….38
З.7. ЖАНРОВАЯ ОСОБЕННОСТЬ «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ» В ОСВЕЩЕНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ……….43
5. ВЫВОДЫ ………………………………………………………45
6. БИБЛИОГРАФИЯ
6.1 ИСТОЧНИКИ………………………………………………. 46
6.2 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………..47

I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

«Божественная Комедия» вызвала бурю споров, досконально вникающих в каждый ее аспект, но у всех и всегда складывалось свое, в большинстве случаев, неповторимое мнение. Вопрос жанровой особенности произведения не нов, но при всем обилии литературы до сих пор не раскрыт. Таким образом, актуальность работы состоит в том, чтобы обобщить многочисленные мнения и попытаться дать определение жанру «Божественной Комедии».
Целью моей контрольной работы является раскрытие проблематики жанровой принадлежности «Комедии» в научной литературе. В задачи входит: 1) поиск литературных истоков произведения;
2) и разнообразных мнений по этому вопросу.

Ласкающее веянье, нимало
Не изменяясь, мне мое чело
Как будто нежным ветром обдавало

И трепетную сень вершин гнело
В ту сторону, куда гора святая
Бросает тень, как только рассвело …

Любовь, пронизывающая миросозерцание зрелого поэта, родилась из юношеской «болезненной» любви к Беатриче, чистота и одухотворенность достигла полного раскрытия в любви к Богу в третьей части «священной поэмы». Беатриче из дамы сердца трансформируется в святую женщину и, по мнению Гревса Н. М., «в символ Софии Премудрости Божией, соединяющей творение с Творцом»1. Отношение поэта и возлюбленной, писал, например,
А. М. Эфрос « принимает вид религиозного культа: у Данте как бы существует собственная «святая троица» – Христос, Богоматерь и Беатриче, причем последняя является его связью с первыми, все идет через нее и от нее.»2
Данте полагал, что его «Комедия» – изволение самого апостола Петра:

И ты, мой сын, сойдя к земной судьбе
Под смертным грузом, смелыми устами
Скажи о том, что я сказал тебе!3

Но возможно это истина будет принята за ложь:

Мы истину, похожую на ложь,
Должны хранить сомкнутыми устами,
Иначе срам безвинно наживешь.4

3.1. ИСТОРИЯ НАПИСАНИЯ

3.2. ПОСТРОЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

3.3.1 БИОГРАФИЯ ДАНТЕ

Говорить о специфики жанра «Божественной комедии» невозможно, не рассмотрев личность автора, его биографию.

Чрез столько устий радость овладела
Моим умом, что он едва несет
Ее в себе, счастливый до предела.

Данте получил первооснову своих знаний в частной флорентийской школе, где учился по традиционной средневековой программе: тривиум (грамматика и риторика, что давало возможность читать средневековые латинские тексты и немного классические, диалектика) и квадривиум (арифметика, музыка, геометрия, астрономия). Так же он получил знания по истории, богословию, обрывки логики, географии и естествознания. Школьное образование, по сути, серьезным не являлось, а университета во Флоренции не было. Однако известно, что позже он посещал правоведческий факультет старейшего европейского университета в Болонье, а в зрелом возрасте Данте побывал в университете в Париже. Этим образование будущего поэта не ограничивалось. У него был друг, Брунетто Латини, которого Данте считал своим учителем и наставником. Брунетто, нотариус, ученый и поэт, который во многом повлиял своими книгами и энциклопедией на своего младшего товарища, упоминается в «Божественной комедии» с большим уважением автором: Во мне живет, и горек мне сейчас, Ваш отчий образ, милый и сердечный, Того, кто наставлял меня не раз …
Большое внимание Данте уделял самообразованию, много читая по-провансальски и по-французски, узнавая по этим книгам античные образы. Боккаччо в биографии Данте указывает на знакомство его с Вергилием, Горацием, Овидием, Стацием и другими знаменитыми поэтами. По мнению Боккаччо, из них Данте вынес то, что «совершенно невозможно быть поэтом без знакомства с историей и с нравственной и натуральной философии».
Поэтому неудивительно, что в «Божественной комедии» Данте демонстрирует свои знания по богословию, истории, философии, астрономии и астрологии, и многим другим естественным и гуманитарным наукам.

3.4. ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОТРАЗИВШИЙСЯ НА СПЕЦИФИКУ ЖАНРА КОМЕДИИ.

3.4.1. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДАНТЕ

По политическим убеждениям Данте был сторонником Белых гвельфов, в частности по причине того, что к партии гвельфов принадлежала его семья. Его общественно-политическая деятельность началась очень рано. Едва достигнув совершеннолетия, он принимает участие в военных предприятиях флорентийской коммуны. В 90-х годах Данте заседает в городских советах и выполняет дипломатические поручения, а в июне 1300 г. избирается членом, правившей Флоренцией, коллегии шести приоров. После вооруженного переворота во Флоренции и прихода к власти Черных, в 1302 году Данте был изгнан из родного города. В первые годы изгнания он принимал участие в вооруженной и дипломатической борьбе с победившей партией среди вождей Белых. В эти годы Данте создает свой трактат «Монархия». Впоследствии Данте пересматривает свои убеждения и окончательно отходит от политической деятельности. Более подробно об этом и о сложившейся в XII-XIII веках политической обстановке будет рассказано в основной части данной работы.
Данте скончался в Равенне, не увидев больше родину, 13 сентября 1321 года от малярии.

3.4.2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ДАНТЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИФИКУ ЖАНРА В «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ».

3.4.3 ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ДАНТЕ

Твой первый дом в скитальческой судьбе
Тебе создаст Ломбардец знаменитый,
С орлом святым над лестницей в гербе.

С ним будет тот, кто принял в первый час
Такую мощь от этого светила,
Что блеском дел прославится не раз.

Также в пользу Кана Гранде говорят такие строки из «Комедии»:
Не прах земной и не металл двусплавный,
А честь, любовь и мудрость он [Пес] вкусит,
Меж войлоком и войлоком державный. Эта последняя строка звучит по-итальянски tra feltro e feltro, что созвучно с местом расположения Вероны, то есть между городом Фельтро в Тревизанской марке и замком Монтефельтро в Романье. А один из исследователей, как пишет М.А. Горбов, Дж. Пиччи, заменив буквы латинского алфавита в имени Кана Гранде (Kan Grande de Scala Signore de Verona) на их числовые значения, и получил символичное «пятьсот пятнадцать». Однако, как бы то ни было, Данте не мог не видеть, как рушатся его надежды, и с политической сцены сходят все, в кого он верил. Может быть поэтому, чтобы не отказываться от своих идеалов, Данте так и не дал точного ответа, пришествия кого именно он ждет и кто такой Dux или Veltro. Мечта о всемирной монархии не осуществилась.

3.4.4. СОЦИАЛЬНАЯ СТОРОНА СПЕЦИФИКИ ЖАНРА В «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ»

. взяв обузу
Мирских забот, под бременем двух дел
Упала в грязь, на срам себе и грузу…

Таким образом, Данте приводит к мысли о том, что из-за того, что церковь не занимается своим делом, в мире происходит упадок нравственности, и он катится в пропасть. Поэтому цель «Комедии» заключается в том, чтобы остановить этот процесс, чтобы напомнить папам истинное предназначение церкви, а людям напомнить о морально-этических категориях, о которых они забыли.

3.5. КОНКРЕТНЫЕ ОБРАЗЫ, РОЖДЁННЫЕ СПЕЦИФИКОЙ ЖАНРА «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ»

Любовь сжигает нежные сердца,
И он пленился телом несравнимым,
Погубленным так страшно в час конца.

Любовь, любить велящая любимым,
Меня к нему так властно привлекла,
Что этот плен ты видишь нерушимым.

Любовь вдвоем на гибель нас вела…

Ты был, как тот, кто за собой лампаду
Несет в ночи и не себе дает,

3.6. СПАСИТЕЛЬНЫЙ СУБЪЕКТИВИЗМ И ЕГО РОЛЬ НА ОТРАЖЕНИИ СПЕЦИФИКИ ЖАНРА В «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ»

З.7. ЖАНРОВАЯ ОСОБЕННОСТЬ «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ» В ОСВЕЩЕНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ.

Здесь даже можно подставить под вопрос поговорку, что горбатого могила исправит, Фуччи как был богохульником, так и остался, а, на мой взгляд, еще более озлобился, но ему нельзя отказать в смелости и силе.
Вопрос о справедливости названия «Комедии» комедией уже решен в научной литературе (Елина Н. Г.), она правомерно названа так, ее конец радостен, а во времена средневековья комедией считалось произведение, которое имеет радостный конец, а трагедией – грустный. С современной точки зрения я бы вряд ли назвала ее даже трагикомедией, в комедии подразумевается смех, веселье, а шедевр Данте должен вызывать другие эмоции.
По мнению группы ученых, с точки зрения жанра «Божественная комедия» – это « видение» и вряд ли стоит придумывать другое обозначение.
Но «видение» – жанр, развивающийся на протяжении всего средневековья, отличается большой емкостью, кроме религиозных видений, были видения – памфлеты, видения – аллегории, видения сказочного, приключенческого типа и видения описательные.1
Для великого русского поэта Майкова жанр видений ассоциировался с «Комедией», она во многом освобождала сознание от логики. Данте впитал самое лучшее из средневековья, а жанр видений был обширен и ограничен одновременно, не предусматривал внутреннего движения. Для этого был эпос. Гений Данте никогда не мог уместиться в жесткие рамки того или иного жанра.
Западные и русские романтики рассматривали Алигьери как своего предтечу, поэма Данте – огромная метафора: ад – не только место, но и состояние душевных мук. Надеждин Н. П. писал в
1Елина Н. Г. О художественном своеобразии «Божественной комедии» // Данте и всемирная литература. – М.: Наука. – 1967.-С.87.

своей диссертации, что в поэме « представляется полный и цельный отпечаток всего романтического мира.

В ней творческий гений разоблачил человеческую природу от телесного покрова. Это действительная биография человеческого духа…».1 Кто, заключал диссертант, посвящен в таинство «Божественной комедии», тот может сказать о себе, что он открыл вход во внутренние святилище романтической поэзии.2

Жанр «Комедии» С. П. Шевырев определял как лиро-символическую поэму и подчеркивал, что это свой собственный тип поэмы, сочетании поэзии и религии (Данте называли великим философом и богословом). Языческая мифология утратила свой первоначальный смысл, Вергилий уже не тот, который был во времена Древнего Рима: «Нет, это Вергилий средневековый, облаченный в новое звание мистика, это Вергилий – маг о котором сохранилось и теперь устное предание в простом народе Италии… это Вергилий заклинатель, который знается с подземным миром,
.сходил в Ад еще до пришествия Спасителя»
Сочетание религии и поэзии очень важно для романтиков, для них великий художник – великий мифотворец. «Данте один из творцов «вечных мифов», ибо его поэма, «взятая всесторонние, не есть отдельное произведение одной своеобразной эпохи, одной особой ступени культуры, но есть нечто значительное, что обуславливает ее общенациональностью, которую обуславливается ее универсальным характером… обуславливается, в конце концов, формой, которая представляет собой не специальный, но общий

Вопрос о жаровой принадлежности «Комедии» чрезвычайно сложен, каждое новое мнение еще одна ступень в той лестнице, которая, надеюсь, в будущем приведет нас к пониманию этой проблемы. Надеждин Н. П. более цельно охарактеризовал «Божественную Комедию»: «Дантовское творение было и осталось единственным: ему принадлежит собственная форма, которой не может дать никакого названия эстетическая технология».
Произведение предстает перед нами величественным готическим собором, оно вобрало в себя все лучшее эпохи, предшествующей жизни автора, новшества его времени, оно же опередило развитие литературного процесса на много веков вперед. Дом Бога никогда не ограничен рамками человеческой фантазии. Немало важную роль здесь играет откровение ниспосланное свыше.
1Асоян А. А. Там же. – С. 35-36.
2Данте А. Указ. соч. – С. 358

Поэтому «Божественная Комедия» не сковано канонами, средневековый тип превращается в личность, а попутно Данте открывает поэзию человеческих страстей и характеров.
Прототипом главного героя имеют честь быть и гомеровский Одиссей, и вергилиевский Эней, одновременно с этим центральный персонаж, основа для огромного количества более поздних образов, даже шекспировский Гамлет за свою короткую жизнь проходит все круги Ада, встречая на своем пути и ложь, и гордость, и братоубийство, и жалкую человеческую сущность.
Последняя часть «Комедии» оставляет нам надежду на приобретение райских благ, если не в земной сущности, то в Раю. Не хотелось бы утверждать, что произведение Данте нужно приравнивать к универсальному путеводителю для желающих быть причисленных к лику святых, но возможно одной из задач автор и имел стремление показать человечеству, насколько глубоко оно погрязло в болоте греха и насколько еще долог путь к спасению.

3.Через призму специфики восприятия жанра «Божественной комедии», мы видим аллегоричный загробный мир, в котором отражаются социальные и политические тенденции эпохи Данте. Это и борьба папы и императора за светскую власть, и итоги этой борьбы, и представления о несбывшихся надеждах автора. Это, осуждаемый поэтом, мир порока, который следует изменить. А также это практически полная энциклопедия средневековой жизни и общества, в которой в каждой строке мы встречаем моменты из реальной жизни современников автора, включая их наиболее ярких представителей и детали их миросозерцания и быта.

7. В целом специфика жанра «Божественной комедии» представляет собой общепризнанный шедевр, дающий обширную информацию для историков, литературоведов и культурологов о жизни людей в средние века.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *