Даркиченг что это такое
Что такое dark kitchen и как устроен этот бизнес
Сергей Разумов, директор по маркетингу сервиса Dostaевский, рассказал о формате «темных кухонь» на XII Russian FoodService Forum. В чем секрет успеха российского бизнеса в ресторанной сфере, которая становится конкурентной и успешной на западных рынках?
Ресторанная кухня без вывески – будущее доставки. Экономические преимущества модели.
Специфика формата: организация производства, ассортимент, сложности и преимущества.
Это кухня, которая готовит еду только на доставку. Там нет посадочных мест, нет самовывоза, продукты сами готовятся и «бегут» к клиенту. Но, на этом отличия не заканчиваются. Казалось бы, и рестораны, и dark kitchen, продают еду и там уж кто во что горазд, в плане изобретательности и уровня блюд. Помните эту классическую историю, что нужно продавать не дрель, а дырки в стенах? Для нас это реальность.
В рестораны люди ходят, чтобы расслабиться, провести время и показать свой статус. А доставку выбирают те, кто хочет быстро утолить голод и при этом сэкономить время.
В рестораны люди ходят, чтобы расслабиться, провести время и показать свой статус. А доставку выбирают те, кто хочет быстро утолить голод и при этом сэкономить время. Но у такой бизнес-модели 2 стороны.
Для dark kitchen легче найти помещение, нам не нужны площади первой линии, поэтому мы вполне можем выбирать даже мало проходимые улицы.
Невысокие операционные расходы относительно ресторана, а это экономия за счет аренды и ФОТ обслуживающего персонала.
Пока что услуги доставки активно зашли новаторам и ранним последователям, а вот ранее большинство еще только начинает втягиваться. А вот рестораны понятны и знакомы каждому.
Из-за дистанционных продаж нет прямого контакта с клиентом до покупки, не убедить сомневающихся и не подтолкнуть заинтересовавшихся и сложно помочь с выбором.
Сначала срабатывает триггер клиента, что он голоден и хочет есть. Затем у него есть выбор: готовить самому, выйти из дома в кафе или ресторан, или же заказать доставку еды. Предположим, он выбрал доставку и далее перед ним встает большая задача выбрать где именно заказывать. Критериями выбора чаще всего становятся цена, время доставки и сам ассортимент. Затем происходит оформление заказа, его подтверждение оператором или системой. И, после этого, заказ отправляется на кухню. Повар готовит заказ, упаковывает его и комплектует приборами, после чего ставит на линию раздачи. На заказ назначается курьер, он берет заказ из нужной ячейки в раздаче и едет к клиенту, вручает заказ, получает оплату. А клиент оставляет отзыв.
По цепочке видно, что главное в доставке – скорость и качество сервиса. Чем быстрее заказ пройдет эту цепочку, тем счастливее будет клиент. Курьер является единственным живым представителем компании, поэтому от него зависит имидж бренда. А еда? Еда должна быть качественной по умолчанию.
Курьер является единственным живым представителем компании, поэтому от него зависит имидж бренда. А еда? Еда должна быть качественной по умолчанию.
А вот к приготовлению горячих блюд необходим дополнительный апгрейд:
Первый этап апгрейда – появление горячего цеха. В нем уже можно готовить супы, салаты и стритфуд. Но, большие объемы горячему цеху выдерживать тяжело, когда есть составляющие блюда, отдающиеся из-под ножа.
Следующий этап эволюции станет возможен после появления заготовочного производства. Там уже можно будет разгуляться в меню по полной.
В Москве все дороже, это очевидно. И ФОТ, и аренда, и накладные расходы. К 2017 году мы были узнаваемым брендом в Петербурге, но московские партнеры нас не знали и не доверяли новичкам. Размеры Москвы предъявляют новые требования к логистике. Клиенты в Москве уже давно избалованы всеми возможными кухнями, концепциями и акциями. Ну и сам рынок все-таки значительно опережает другие регионы. Удивить тут правда непросто.
Резюмируя мысль про dark kitchen, уверенно могу сказать, что грядет будущее, в котором будут дома без кухонь, а рестораны без вывески. Это будущее уже наступает в Европе, где появляются микрорайоны с домами без кухонь, а рядом с ними Deliveroo строят свои dark kitchen, чтобы кормить жильцов этих домов.
Но рестораны, конечно, никуда не исчезнут. Атмосферу и статус люди всегда будут покупать, так же, как и время. Но главное, что между двумя форматами приготовления еды должна возникнуть синергия. И под одним брендом вполне могут и будут существовать обе бизнес-модели.
Фудшеринг: что это такое и почему надо спасать нашу еду
Мы уже давно привыкли сохранять еду и делиться ей, если она нам больше не нужна: например, отдаем салат гостям или уносим с собой остатки заказа в кафе. Однако фудшеринг возможен не только на локальном уровне: этой практикой также могут заниматься супермаркеты и рестораны. Может ли фудшеринг стать повсеместной практикой в России и что для этого стоит сделать нам?
Гости выпуска — Александра Легкая, основательница проекта по спасению еды в России и Рудольф Ан, основатель сервиса eatme app.
Ведущая подкаста — Анастасия Чижевская — консультант в области устойчивого развития и блогер.
Таймлайн беседы
2:49 — Что такое фудшеринг?
3:31 — Как ваши проекты помогают спасать еду?
5:18 — Почему люди вовлекаются в фудшеринг?
6:49 — Как вовлечь кафе и рестораны в фудшеринг и легко ли это сделать?
11:26 — Как фудшеринг связан с ретейлом?
14:11 — Законодательные ограничения
15:10 — Как решить проблему перепотребления на законодательном уровне?
21:14 — Как сократить пищевые отходы дома?
24:37 — Что делать, если в моем городе нет фудшеринга?
Кто в России занимается фудшерингом и чем отличаются эти проекты?
Александра: Когда я создавала фудшеринговый проект шесть лет назад, я опиралась на похожие организации, которые существовали в Европе, но в России аналогов я не нашла. Мой проект отличается тем, что ориентируется на обычных людей, а разные заведения, которые участвуют, делают это безвозмездно.
Рудольф: Приложение eatme app помогает заведениям и ресторанам выставлять еду со скидкой, а пользователи приложения покупают эту еду и забирают ее в заведениях. Проект существует почти два года и на данный момент у нас около 470 партнеров.
Каковы преимущества у фудшеринга?
Рудольф: Зарубежные компании, с которыми сотрудничает компания eatme app, соглашались почти сразу, так как для них экологическая осознанность часто является важным фактором. Что касается российских компаний, то их в первую очередь интересует прибыль, именно поэтому в наш проект мы включили коммерческую составляющую: компании не только спасают еду, но и зарабатывают деньги.
Многие заведения не понимают, как много еды они выбрасывают, потому что не ведут учет продуктов. С помощью фудшеринга кафе и рестораны не только учатся вести статистику используемых продуктов, но и возвращают себестоимость продуктов, которые без фудшеринга были бы просто выброшены.
Александра: Мой проект является некоммерческим. Здесь нет никакой выгоды для бизнеса, поэтому большинство людей, которые пользуются фудшерингом, делают это чтобы помочь другим или просто пытаются уменьшить свой экологический след. Для партнеров, с которыми сотрудничает проект, главной мотивацией является эко-социальная повестка.
Как к фудшерингу могут присоединиться сетевые ретейлеры?
Рудольф: В Европе около 15 млн людей пользуются фудшеринг-приложениями, а многие магазины отдают еду, у которой скоро закончится срок годности, совершенно бесплатно, но в России с этим есть несколько сложностей:
Сейчас большинство крупных мировых компаний готовы уменьшать количество отходов: например, делать специальные продукты из «уродливых» фруктов и овощей. В России работа с фудшерингом только развивается, но уже в скором будущем инвесторы будут вкладывать деньги в подобные эко-проекты.
Александра: Несмотря на то, что с ретейлом мы не сотрудничаем, многие люди заключают индивидуальные договоры с сетевыми продуктовыми: например, можно в определенный срок забирать продукты, у которых кончился или скоро кончится срок годности на складе магазина. Система везде разная: где-то нужно платить за количество килограмм, где-то — за количество вывозов. Обычно люди объединяются и делят сумму и количество продуктов поровну. Конечно же, стоит понимать, что качество зависит от бренда и типа магазина: некоторые отдают продукты хорошего качества, а некоторые отдают испорченные товары. Так как по закону магазины не имеют права продавать просроченные продукты, они заключают договор с утилизирующей компанией и эта компания уже продает покупателям.
Как сократить количество продуктов, которые мы выбрасываем?
Александра: многие покупки мы совершаем из-за голода, потому что так или иначе будем покупать больше, чем нам на самом деле нужно. Фудшеринг в идеале должен стать обычной практикой. Чтобы это сделать, можно начать с малого: например, организовать группу в своей районе, где люди могли бы отдавать еду, которая им не нужна.
Чтобы не пропускать новые выпуски, подписывайтесь на подкаст и слушайте нас в Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts, Spotify и «ВК Подкасты», а еще в нашем телеграм-канале.
Dark kitchen: бизнес-идея доставки еды будущего, плюсы и минусы — обзор
1 min
Идея Dark Kitchen или «Темная кухня» — качественно новый формат общепита, который уже начинает теснить традиционные рестораны и кафе. Эксперты бизнеса называют Dark Kitchen «будущим доставки еды». Новизна бизнес-идеи удачно вписалась в кризис связанный с пандемией. Успех бизнеса в этом формате прогнозируют как на отечественном, так и на зарубежном рынке. В обзоре рассмотрим, что такое Dark Kitchen, в чем преимущества и недостатки такого формата доставки еды, каковы его ключевые особенности и перспективы.
Бизнес-идея Dark Kitchen
Если объяснить в двух словах, это ресторан, который работает только на доставку. Там нет зала с посадочными местами, возможности самовывоза. Блюда забирают курьеры и доставляют напрямую заказчикам.
Привычные рестораны призваны закрыть три потребности человека:
• вкусно покушать;
• хорошо провести время, расслабиться в располагающей обстановке;
• продемонстрировать окружающим свой статус.
У формата Dark Kitchen совсем иное предназначение:
• утолить голод быстро;
• не тратить время на поход в ресторан или на готовку.
Главное для ресторанов «темной кухни»:
• Качественная еда.
• Высокое качество сервиса.
• Быстрая доставка.
Что касается меню российских «темных кухонь», в основном, оно представлено вкусными, популярными и простыми в приготовлении блюдами — это суши, пицца, воки или пироги.
После того, как ресторан «раскрутится», меню дополняется и более сложными блюдами:
• Добавление горячего цеха — супы, салаты, уличная еда.
• Заготовочное производство — полное меню.
Здесь важна тщательная выборка кандидатов на должность курьера. Ведь это единственный живой представитель ресторана, с кем будет контактировать клиент. Поэтому предпочтение отдается соискателям, способным достойно представлять лицо всего бренда.
Заказ доставки еды из ресторана формата Dark kitchen
Как это работает
Упрощенно схему работу Dark Kitchen можно представить так:
1. Клиент понимает, что голоден. Ему предстоит выбрать одно из трех: приготовить обед самому, покушать в кафе, ресторане или же выбрать доставку еды.
2. Так как последний вариант — менее энергозатратный, большая вероятность, что человек выберет его.
3. Что нужно, чтобы выбор пал на Dark Kitchen? В своем большинстве заказчикам важны три вещи: цена, скорость доставки, широкий ассортимент.
4. Заказчик оформляет заказ в мобильном приложении, его заявку подтверждает или живой оператор, или система.
5. Заказ отправляется на кухню — повар готовит свежее блюдо, упаковывает, комплектует его по заданному стандарту, отправляет на раздачу.
6. На доставку заказа назначается курьер, который берет заказ из заданной ячейки на линии раздачи, после чего отправляется к заказчику.
7. Курьер отдает клиенту заказ, получает оплату, а заказчик оставляет отзыв ресторану.
Перспективная бизнес-идея кухни Dark kitchen
Плюсы формата
Главные достоинства «темной кухни»:
1. Для такого ресторана гораздо проще найти помещение — не нужно искать место на первой линии улицы.
2. Можно хорошо сэкономить на аренде, ведь Dark Kitchen возможно устроить даже на малолюдной улице.
3. Бизнесмен значительно экономит на официантах, обслуживающем персонале, обустройстве и содержании зала для посетителей.
4. Такой проект легко масштабировать.
5. Измеримый маркетинг, возможность быстрого продвижения через диджитал-рекламу.
6. Дистанционные заказы легко можно отслеживать и анализировать.
Минусы формата
У нового проекта обнаружено и несколько недостатков:
1. Доставка еды пока что популярна лишь среди молодежи и людей среднего возраста. В то время как рестораны знакомы и понятны каждому.
2. Формат предполагает только дистанционные продажи, а значит — отсутствие прямого контакта с клиентом. Если потенциальный заказчик сомневается, не может разобраться в меню, нет возможности подсказать, порекомендовать то, что ему понравится.
3. Бизнес зависим от постоянной грамотно настроенной рекламы, уровня технологичности каналов продаж.
Dark Kitchen в цифрах и фактах
Data Insight провел исследования ресторанов формата «темная кухня». На конец 2019 года довольно интересные цифры и факты:
1. Среди всех российских ресторанов, работающих на доставку, 7 % функционировали в формате dark kitchens. Большая часть таких заведений находится в Московской области, Красноярске и Владивостоке. Что интересно, столицы (Москва и Петербург) заняли лишь 12-е и 17-е места в общем рейтинге. В нашей стране по числу заведений нового формата лидируют города с населением до 1 млн человек.
2. Формат «темная кухня» более всего популярен для японской, итальянской и китайской кухни. Соответственно, самые распространенные блюда — суши, пицца, вок.
3. В среднем, количество заказов в dark kitchens только за 2019 год возросло на 48 %. Что же касается традиционных ресторанов, рост числа онлайн-заказов здесь практически в два раза меньше — 23 %.
Перспективы Dark Kitchen
Грядущее «темных кухонь» в России уже предопределяет зарубежный пример. Так, в Европе строятся целые микрорайоны домов, в которых не предполагается наличие кухни. А в каждом квартале — своя Dark Kitchen, призванная «кормить» жильцов. Можно смело предположить, что и в России также появятся дома без кухонь и рестораны без вывески.
Конечно, традиционные рестораны не канут в Лету. Нет нужды отказываться от времяпровождения в приятной атмосфере и демонстрации своего статуса. Прогнозируется, что между «темными» и обычными ресторанами возникнет синергия. И под одним брендом вполне могут работать эти две модели общепита.
Мнение экспертов о данном бизнесе
1. Подобный формат значительно расширяет и географию, и время доставки. Один из главных плюсов для бизнесмена: для запуска проекта потребуется гораздо меньше инвестиций, чем для открытия ресторана. Меньше трат на аренду, персонал. Хочется надеяться, что формат принесет не только сокращение времени доставки до 60 минут, но и улучшение качества блюд. К примеру, среднее время доставки еды в Москве сегодня — 1,5 часа. Что касается курьеров, то Dark Kitchen могут быть подключены к уже привычным «Деливери» и «Яндекс.Еде».
2. Dark Kitchen работает по тому же формату, что обычная кухня ресторана с посадкой. Однако если «темная кухня» будет создана объединением известных брендов города, у клиента появится уникальная возможность в одном заказе получить их фирменные блюда. К примеру, суши из японского ресторана, пиццу из итальянской пиццерии и шашлык из грузинского кафе. Самые многообещающие перспективы развития — в спальных районах, где жильцы хотят вкусно покушать, но не желают тратить время на поездку в центр.
3. Сегодня для ресторанного бизнеса больше перспектив в онлайн, нежели оффлайн. Открывать полноценный ресторан — это добавлять себе массу ненужных проблем: высокая аренда помещения на главной улице, ремонт и обустройство зала, найм дополнительного персонала. Если вы собираетесь готовить монопродукт, ту же пиццу или шаурму, для «темной кухни» вполне хватит аренды недорогого помещения на 20 «квадратов».
4. Положительных сторон у Dark Kitchen гораздо больше чем, чем отрицательных — и для заказчика, и для владельца. Клиент быстро получает заказ, вкусные блюда и отличное соотношение цены и качества. Владелец бизнеса не тратится на аренду большого помещения, ремонт и дизайн зала, работу официантов.
5. Ожидается, что распространение «темных кухонь» приведет и к улучшению качества блюд, повышению уровня сервиса и в привычных ресторанах. Так работает конкуренция. Люди будущего будут ходить в рестораны за атмосферой, красивой едой, хорошим сервисом и обращаться к Dark Kitchen, чтобы быстро утолить голод вкусной и качественной пищей. В России перспектива развития «темной кухни» пока что существует только в условиях Москвы и крупных мегаполисов, где у людей есть деньги на заказ готовой еды, но нет времени посещать рестораны.
6. Главными конкурентами Dark Kitchen являются не традиционные рестораны, а агрегаты по типу «Яндекс.Еды» и Delivery Club. Если вы будете сотрудничать, то они станут вашими партнерами, но если решите организовать собственную доставку, будут сильными конкурентами. Так как имеют возможность предоставлять заказчикам большие скидки, чем небольшие рестораны. Поэтому, так или иначе, рестораны Dark Kitchen будут вынуждены сотрудничать с агрегаторами.
7. Развитие проектов «темных кухонь» в Европе, в первую очередь, связано с тем, что в европейском обществе достаточно широкая прослойка среднего класса, чего не сказать о России. А те же американцы в 10 раз больше тратят на покупку готовой еды, чем россияне.
Новые комментарии:
Отменить ответ
Система должна быть очень удобной на практике, хотя бы потому что иногда бывает проблематично добраться до центра города, где обычно сосредоточена основная масса заведений, кроме того, адрес может оказаться вне зоны доставки. В данном же случае, у ресторанов нет необходимости располагаться в центре, в следствие чего для них снижается стоимость аренды, а мы получаем возможность доставки в любой район города. К тому же, как указано, на сегодняшний день целевая аудитория доставок — молодёжь, которая часто живёт в отдалённых районах города. Одни плюсы, система отличная.
С формата Dark kitchen может стартануть начинающий предприниматель. Стартовый капитал нужен в разы меньше,чем для создания ресторана стандартного формата. И больше возможностей для позиционирования. Ведь даже при небольшом бюджете необязательно позиционировать себя как «недорогой общепит». А вот в реальности, если бюджет ограничен, предпринимателю не снять зал в престижном месте, не заполнить его дорогимм предметами интерьера. И потребителю услуг может польстить возможность сделать заказ в «статусном месте».
А соперничать с Яндекс- доставкой и Delivery- зачем? Лучше взять в союзники, а приемущества всё те же: низкие постоянные затраты на ведение бизнеса, позволят установить приятную цену.
Хорошая статья, есть над чем подумать точно.
Можно не организовывать ресторан «Темная кухня » в чистом виде, но взять идею по доставке «на вооружение». Например, кафе в моем районе организуют бесплатную доставку в близлежащие жилые комплексы. Довольны все.
Формат Dark Kitchen очень удобен, особенно во время изоляции, когда хочется иногда разнообразия блюд или чего-то новенького. Поэтому и спрос на доставку еды так вырос во время самоизоляции, что и будет развивать этот бизнес еще больше: качество повысится, снизятся цены, доставка станет быстрее ( если, конечно, это возможно в крупных городах). А в городах по-меньше это развитие возможно еще больше. Вот только в маленьких городах спрос не так велик. Люди оплачиваются меньше и соответственно не могут себе позволить пользоваться этой услугой. Надеюсь в нашей стране скоро уровень жизни значительно повысится и люди будут жить достойно по всей России.
Идея по созданию «темных кухонь», бесспорно, звучит многообещающе и, судя по приведенным плюсам и минусам, будет отличным началом для ведения собственного бизнеса. Однако, было бы неплохо дополнить репертуар услуг подобных предприятий такой нехитрой функцией как возможность «самовывоза» готовой еды (точно не знаю, как с этим обстоят дела в центральной России, но вот у нас на Дальнем Востоке это в порядке вещей). Ведь согласитесь, что в каждом из нас сидит маленькая экономка, которая лучше заранее закажет себе еду и заберет её по пути домой, чем будет доплачивать за доставку.
Система «темной кухни» несомненно является чем-то новым в сфере питания. По моему мнению, это очень даже удобно. Ты сам можешь заказать еду на дом к определенному времени и не тратить много времени на дорогу до ресторана и обратно. Тем более иногда хочется провести время наедине с человеком и вкусно покушать у себя дома. Это прекрасная альтернатива обычным ресторанам. Также это хороший старт для начинающих бизнесменов, потому что размер инвестиций, несомненно, меньше, а спрос – примерно такой же.
Очень привлекательное решение – работать в формате dark kitchen. Но с точки зрения человека, который любит движение и здоровое питание, это не полезно часто заказывать на дом суши или пиццу. Можно очень быстро растолстеть. Да и нажать пару кнопок в мобильном приложении – это вам не в ресторан сходить. Там можно подвигаться, погулять. А так получается постоянно дома сидишь и ешь. Опять же люди в тех же спальных районах в России с очень низкими доходами. Им гречу и дешевые макароны подавай, а не воки. В Москве и Питере – согласна. У нас в Нижнем Новгороде, я думаю, такое можно реализовать только в центре города.
Идея интересная и перспективная. Но, по крайней мере, в России она кажется эфемерной. Если ресторан начнет с доставки суши-пиццы-пирогов, то вряд ли получится громко заявить о себе на фоне популярных фаст-фудов. Да и цена на ресторанные пирожки может «кусаться». А вот по-настоящему высокую кухню с доставкой на дом заказать пожелает не только молодежь. Круто и необычно устроить дома романтический ужин, сделав заказ в системе Dark kitchen. Сейчас, когда все поняли, что самоизоляция может нагрянуть внезапно, идея будет пользоваться особенным спросом.
Dark Kitchen, безусловно, ждёт светлое будущее. Весь мир переходит в работу в режиме онлайн и людям просто некогда стоять у плиты, они зарабатывают деньги. Полностью согласна с автором статьи, что не всем принципиально показывать свой статус. Я бы предпочла вкусно покушать за адекватную цену, нежели пошла бы в ресторан и сидела бы там «со стаканом воды».
Для предпринимателей «дарк китчен» — лёгкий старт, а окупаемость придёт в разы быстрее, чем организатору стандартного ресторанного бизнеса.
Что касается постройки домов с микрорайонами, где нет кухни, думаю, что к этому мы придём еще нескоро. Тут привычные стереотипы будут смущать, хотя выделить себе в квартире комнату для рабочего места, например в стандартных квартирах бывает нелегко, а тут – запросто.
Это хороший вариант, если лень готовить, или надо сделать заказ на обед. Но не думаю что они заменят кафе. Т.к стандартный ресторан, это в первую очередь эмоции, прогулки. А доставка еды, это просто обед, просто утолить голод. Вообще не вижу причины сравнивать эти два типа заведений. У каждого своя ниша, и клиенты, любители кафе не будут сидеть дома и ждать курьера. Это вариант на обед.
Если бы у меня были бы деньги, то я бы непременно выступил спонсором данной компании. Считаю, что идея стартапа довольно таки хорошая и отлично вписалась бы в наше с вами общество. «Dark kitchen» — название, которое определённо стоит запомнить. Кто знает, может через несколько лет и я сам закажу еду от них? Этого отрицать нельзя точно так же, как нельзя говорить и то, что на них бы никто не обратил внимание. Коронавирус терпит спад, люди начинают лечиться, но если вдруг опять нагрянет какая нибудь подобная эпидемия, то идея данного стартапа будет пользоваться повышенным спросом.
На самом деле это не компания — а целое направление бизнеса основанное на доставке еды. То есть у кафе и ресторанов нет зала для посетителей, еда в кафе готовиться только для доставки по онлайн-заказам клиентов через приложения или сайты. Для сегодняшнего времени без всякого сомнения идея и направление очень перспективное и нужное. Я полагаю что многие кафе и рестораны перешли или перейдут на эту стратегию..
Позвольте не согласиться с автором статьи. «Быстрой» еды у нас и сегодня много. Добавление еще одного брэнда может пройти незаметно. Если у «Темной кухни» будут только задачи: быстро и недорого, она не развернется масштабно. Человек так устроен, что в теме «питание» после утоления голода, на втором месте стоит «вкусно».
Иначе после 2-3 покупок третьей может и не быть. Старшее поколение потому не входит в число покупателей, что домашняя еда понятнее и вкуснее. Да, и название неудачное: темная – значит скрытная. В общем перспектив не вижу у этой компании.