Дать обет перед богом в чем смысл

Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви

Обет, данный Богу

I. БИБЛЕЙСКИЕ ПРИМЕРЫ ОБЕТОВ, ДАННЫХ БОГУ

III. РАСПОРЯЖЕНИЯ ВЕТХОЗАВЕТНОГО ЗАКОНА ОБ ОБЕТАХ

4. Что можно было выкупить?
В Ветхом Завете описан закон о выкупе того, что было посвящено Господу по обету: Левит 27:1-25. Многое из посвящаемого могло быть выкуплено за определённую плату, установленную священником (за исключением чистого животного).
– В случае, когда речь шла о земле или домах, сумма выкупа составляла полную цену жертвы плюс 1/5 от цены жертвы. Цена недвижимости также определялась исходя из того, сколько лет оставалось до Юбилейного года (Левит 27:15-18).
– Животное, которое не отвечало стандартам жертвоприношения, могло быть выкуплено за свою цену плюс 1/5 цены: Левит 27:11-13 «Если же то будет какая-нибудь скотина нечистая, которую не приносят в жертву Господу, то должно представить скотину священнику, и священник оценит ее, хороша ли она, или худа, и как оценит священник, так и должно быть; если же кто хочет выкупить ее, то пусть прибавит пятую долю к оценке твоей».

5. Что нельзя было выкупить?
Животное, которое отвечало стандартам жертвоприношения, не могло быть выкуплено ни коим образом. Попытка выкупить такое животное заканчивалась тем, что оба животных посвящались Богу: Левит 27:9-10 «Если же то будет скот, который приносят в жертву Господу, то все, что дано Господу, должно быть свято: не должно выменивать его и заменять хорошее худым, или худое хорошим; если же станет кто заменять скотину скотиною, то и она и замен её будет святынею».

IV. ОБЕТЫ БОГУ И СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ

Как было отмечено выше, Закон не обязывал людей давать обеты Богу. Однако, Слово Божье призывает нас обращаться к Господу в молитве за помощью и давать Ему обеты, а после ответа на молитву воздавать Господу обещанное обетом: Псалтирь 75:12 «Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному».
Вопрос: Почему же Господь призывает нас в Своём Слове давать Ему обеты?
Ответ:

Обет может быть неотъемлемой частью нашего ежедневного поклонения Богу, как это было у царя Давида: Псалтирь 60:9 «И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день».
Обет также может быть ежегодным актом, как это было у Елканы: 1 Царств 1:21 «И пошел муж ее Елкана и все семейство его совершить годичную жертву Господу и обеты свои».

Ещё один пример библейского обета, который в наши дни люди дают Господу Богу, это обет верности Богу, скрепляемый водным крещением. Принимая водное крещение, человек даёт Господу обет жить и служить Богу в доброй совести. Вот как об этом сказано в 1 Петра 3:21 «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа».

Сегодня многие люди, попадая в сложные ситуации, обращаются за помощью к Богу и дают Ему всяческие обеты (обещания): «Господи, если ты мне поможешь и сделаешь то и то, тогда я сделаю для тебя это и это и отдам тебе то-то и то-то». Господь отвечает и благословляет их, но они забывают о своём обете Богу, а после недоумевают, почему Господь больше не слышит их молитв и не отвечает на их просьбы.

Источник

Дать обет перед богом в чем смысл

Обеты – это обещания, которые дают верующие Богу взамен на его помощь или покровительство в каком-либо деле.

Как утверждают священнослужители, чаще всего люди прибегают к таким обещаниям в трудных жизненных ситуациях.

Но можно ли вообще давать обеты?

И, если можно, как правильно это делать?

Обеты в Библии

Упоминания об обетах, адресованных Богу, встречаются даже в религиозной литературе.

Так, согласно Ветхому Завету, один из первых обетов дал Господу Иаков: «И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, … из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт. 28:20-22).

Кроме этого, обещали Богу совершить то или иное деяние в обмен на его благосклонность и другие библейские персонажи. Согласно книге Судей, Иеффай обратился к Богу с просьбой, предать Аммонитян в его руки. Если же это случится, Иеффай обещал сжечь первого, кто выйдет ему навстречу, когда он вернется домой (Суд. 11:30,31).

Примечательно, что некоторые Ветхозаветные источники даже содержат рекомендации по исполнению обетов. Например, во Второзаконии сказано, что если человек дал обет Господу, то должен непременно исполнить его, а если не давал, то и греха на нем никакого не будет (Втор. 23:21-23).

Мнения священников

Тем не менее далеко не все представители православного духовенства относятся к обетам положительно. Так, священник Родион Иванов утверждает, что наиглавнейший обет верующие дают Господу, когда проходят обряд крещения. Поэтому, по мнению Иванова, к каким-либо иным обетам прибегать не стоит.

Отец Андрей Ткачев советует не злоупотреблять обетами и отличать обет от зарока. По словам священника, «зарок – это отрицательная вещь», которая заключается в договорных отношениях с Богом. Например, зарекаюсь делать что-либо до тех пор, пока…

Как давать обеты?

Как же правильно давать обеты? Протоиерей Сергий Николаев рекомендует в обязательном порядке посоветоваться по этому поводу со священником и получить его благословение, а также придерживаться поговорки: «Не давши слова – крепись, а давши – держись».

Об этом же говорит и протоиерей Максим Хижий. Хижий призывает прихожан не давать никогда обетов, в выполнении которых они не уверены.

Если же случилось так, что человек пообещал сделать что-то, а впоследствии не сделал этого, то протоиерей Димитрий Смирнов считает, что первым делом необходимо попросить прощения у Господа.

Дал обещание Богу. а исполнить забыл. Что бывает за неисполение обещанного?

В трудный час, когда порой жизнь висит на волоске, человеку свойственно что-то пообещать Богу: «Сделаю то-то и то-то, только, Господи помоги, исцели, спаси и проч.».

Бог в Своем великом милосердии отвечает на молитву, крик о помощи, как это было с Анной, матерью пророка Самуила, мытарем Закхеем.

Примечательно, что Богу угодно, когда мы даем Ему обеты: Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему (Пс. 75, 12)

Бог дает то, о чем просит человек, прежде исполнения обещания со стороны последнего. Такова природа Бога – Он в любви склоняется к просьбам Своего творения. Но Он ждет исполнения обещанного – обета, который человек положил исполнить в сердце своем.

Если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его. (Чис. 30, 3).

Исполняя просьбу, Бог устанавливает ответственность со стороны обещавшего.

Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех. (Втор. 32, 21)

Неисполнение обещания, обета, приравнено ко греху.

Грешит тот, кто не исполнил обещанного.

А последствия греха очевидны – наказание, отчуждение от жизни в Боге. Грех разрывает отношения с Создателем.

Часто верующие забывают самое главное обещание, которое они дали Господу, да и еще и при свидетелях при крещении: Обещание Богу доброй совести (1 Пет. 3, 21).

Обещание дали, а исполнить забыли, – совесть оскверняется греховными делами, причем не греховными мыслями и чувствами, а именно поступками.

Не поступайте коварно с Тем, Кто в момент отчаяния и безнадежности пришел вам на помощь!

Источник

Дать обет перед богом в чем смысл

Дать обет перед богом в чем смысл. Смотреть фото Дать обет перед богом в чем смысл. Смотреть картинку Дать обет перед богом в чем смысл. Картинка про Дать обет перед богом в чем смысл. Фото Дать обет перед богом в чем смысл

Что такое обет

Обет — это обещание Богу или обещание, данное перед Богом. Человек может давать обет соблюдать строгий пост и молитву, обет совершать дела милосердия во имя Господне, обет освободиться от власти греха или пагубной страсти.

Перед Богом даются и другие обеты. Например, отказ от мирской жизни и посвящение себя служению Господу — монашеский обет или брачный обет — обещание верности мужу или жене.

Обеты в христианстве

В Библии есть слова о том, что человек не должен произносить клятвы.

«Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий, ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя, ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.»
(От Матфея 5:33-37)

Человек не может клясться в чем-то, так как его жизнь и события, которые в ней происходят, зависят не только от него, но от воли Бога. Тем более, мы не можем клясться тем, что нам совершенно не принадлежит — жизнью и здоровьем близких.

Примеры клятв, правда, встречаются в Писании.

«Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям.»
(1Фессалоникийцам 5:27)

Но — это пример того, как Господа можно призвать в свидетели в сложной ситуации, а не уверенность в том, что человек может ручаться за все, что происходит в его жизни или в жизни других людей.

Обет — это обещание, а значит, — твердое намерение. Мы осознаем, что не все зависит от нас, в то же время, обещаем сделать все от нас зависящее.

Обеты давали многие библейские персонажи:

Какие бывают обеты?

Большинство упоминаний об обетах, данных Богу, существуют в Ветхом Завете. Но и в христианстве существуют разные обеты. Иисус не запрещал обеты, которые давались Богу свободно, от полноты сердца:

Священник спрашивает крещаемого: «Отрекаешься ли ты от сатаны, и от всех дел его, и от всех ангелов (или: слуг) его, и от всего поклонения ему, и от всего великолепия его?»

Священник: «Сочетаешься ли ты со Христом?»

Монашеские обеты

Св. Антоний Великий, услышав слова Христа в Евангелии: «Оставь все и следуй за Мною», действительно оставил все и удалился в пустыню. У него нашлось много последователей, которые хотели соблюдать обеты.

Люди были готовы полностью отказаться от всего мирского или того, что представлялось им мирским. Таким образом клир разделился на две половины, одной из которых стали те, кто дал монашеские обеты.

Христианская жизнь вносила свои коррективы в жизнь монастырей, монашеские обеты со временем тоже обретали новые смыслы. Например, в современном последовании монашеского пострига из Большого Требника исчезли обеты относительно запрета на владение личным имуществом, поскольку с практической точки зрение какое-то личное имущество все же требуется. Но суть осталось той же — обет нестяжания означает, что личное обогащение не может быть приоритетом тех, кто ушел от мира.

Источник

Что такое – обет Богу, и в каких случаях его дают?

Что такое – обет Богу? Можно ли брать на себя обет Богу? В каких случаях и как это делают? Какими бывают обеты? Как правильно дать обещание Богу? И что следует сделать прежде, чем дать обет Богу?

Отвечает протоиерей Сергий Николаев:

Дать обет перед богом в чем смысл. Смотреть фото Дать обет перед богом в чем смысл. Смотреть картинку Дать обет перед богом в чем смысл. Картинка про Дать обет перед богом в чем смысл. Фото Дать обет перед богом в чем смысл«Благочестивая практика обетов известна издавна. По большей части обеты дают в тяжелых обстоятельствах или в какой-то нужде. Обеты бывают разные. Мать Ивана Бунина, когда один из ее сыновей, брат знаменитого писателя, был арестован, дала обет не есть мяса, и во всю жизнь не ела его.

Наиболее частые обеты – сходить или, теперь, съездить к мощам какого-либо угодника, посетить монастырь. Дают обеты потрудиться, во славу Божию, в любимой обители или в приходском Храме, в больнице, доме престарелых. Обеты материальной помощи.

Как-то после службы обратились ко мне две женщины. Мужу одной из них предстояла сложная операция. Они уже заказали Молебен целителю Пантелеимону и хотели узнать, не могут ли они чем-то еще помочь больному – им очень хотелось что-то для него сделать. Вспомнили обычай давать обеты. «А какой обет вы нам посоветуете?» – спросили они. Было заметно, что в Церкви подруги – редкие гостьи, и пришли они только потому, что случилась беда. Впрочем, заметно было и то, что в эту минуту они были готовы на многое. Так часто бывает, в несчастии нам кажется – все бы отдал, зато после…

«В тревогу и мы к Богу, а по тревоге – забыли о Боге». Поэтому, обет надо давать по силам, чтобы потом не сокрушаться, что слишком много пообещали. Мое предложение было: поклоны, молитва. Но вопрошавшие желали большего. Что ж: «Хорошо бы каждое воскресенье быть в Храме на богослужении, да боюсь, вам это будет не под силу». Женщины переглянулись, в одну секунду мысленно прикинули свои возможности и уверенно сказали: «Нам подходит, мы будем по воскресеньям приходить в Церковь».

Признаюсь, что с большим недоверием отнесся к их обещанию. И напрасно. На много лет сделались они нашими постоянными прихожанками, а потом и благодетельницами. Специалисты в своей профессии, подруги оказали значительную помощь приходу в строительно-ремонтных работах. Жили они в другом районе Подмосковья, и позже стали ходить в Храм поближе к дому. Что сделаешь, дорожные пробки и вечная нехватка времени…

Обещания дают не только в тяжелых обстоятельствах. Иногда, напротив — как способ выразить благодарность Господу за Его постоянные благодеяния. Трудится у нас на приходе одна женщина, человек она пожилой и здоровья отнюдь не крепкого, но то и дело от нее слышишь: «Батюшка, благословите новые аналойники сшить», или «Благословите ребяткам (алтарникам) стихари постирать». «Да помоложе-то никого не нашлось, что ли, — спросишь, — или у тебя других дел нет?» А она свое: «Вы уж благословите, а то я обреклась», — то есть пообещала Богу. И постоянно она обрекается, то новые занавеси сделать, то старые обновить, то одно, то другое. Только и слышишь: «Благословите, я уж обреклась». Это у нее вроде, как дополнительная линия связи с Господом — добровольно обрекать себя на благочестивые дела.

Вспоминается случай обета из своей биографии. Когда-то давным-давно были у меня две антикварные вещицы. Дорогие и красивые, но слишком крупные для нашей «двушки». И был приятель, который мог их пристроить. Ему-то и отдал я свои раритеты, в надежде получить немалые деньги и освободить некоторую нужную для жизни, площадь.

Шло время, а покупатель все не находился. Звонить и торопить приятеля я стеснялся. Ну, думаю, если продадутся, то четверть суммы отдам в Церковь.

Время шло. Ожидание уже не было таким острым. Отдам половину — решил я. Когда минуло еще несколько месяцев, и место антиквариата уже прочно заняли более необходимые в домашнем хозяйстве, предметы. Я мысленно пообещал, что все, что получу за «антики», — пожертвую в восстанавливающийся монастырь. На следующий день мне позвонили — сделка состоялась.

Быстро попасть в определенный монастырь я не мог, и деньги лежали у меня дома. Однажды, в воскресенье, мне потребовалась некая сумма, но мои средства находились на сберегательной книжке, а касса в выходной не работала.

Не долго думая, я взял часть из обещанных на монастырь денег, решив, что в понедельник получу из кассы и верну то, что позаимствовал. Ночью мне приснился сон. Словно еду я в метро, рядом со мной приятель, тот, что помог мне избавиться от ненужных вещей.

Вдруг входят двое, как тогда говорили, «в штатском». Подходят к моему приятелю и говорят: «Вы арестованы», да еще надевают на него наручники. Ситуация показалась мне настолько кинематографичной и нелепой, что я громко рассмеялся. При этом двое «в штатском» оглянулись на меня и один из них сказал: «А что Вы смеетесь, вы тоже преступник. Вы взяли чужие деньги».

Слова эти, как гром среди ясного неба, поразили меня, и я тут же проснулся. Сразу вспомнил о монастырских деньгах. Ощущение преступления, вины, греха было настолько сильным, что я никак не мог успокоиться, и поехал в Церковь, чтобы поговорить с каким-нибудь священником.

В отношении обетов Господу особенно уместна поговорка: «Не давши слова — крепись, а давши — держись». О том же говорит Премудрый: «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить» (Еккл.5,3-5).

И еще. Прежде чем брать на себя обет, лучше посоветоваться со священником и получить благословение».

Источник

Обеты в Священном Писании

Тол­ко­вый сло­варь даёт сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние слову «обет»: Обет – это обе­ща­ние, доб­ро­воль­ное обя­за­тель­ство что-нибудь сде­лать.

Обет, данный Богу, — это обе­ща­ние, данное Богу, что-то сде­лать для Него в ответ на Его милость, бла­го­склон­ность и бла­го­сло­ве­ния.

Первое упо­ми­на­ние об обете нахо­дится в книге Бытия. Это обет Иакова, данный Богу в Вефиле: «И поло­жил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохра­нит меня в пути сем, в кото­рый я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире воз­вра­щусь в дом отца моего, и будет Гос­подь моим Богом, — то этот камень, кото­рый я поста­вил памят­ни­ком, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, дару­ешь мне, я дам Тебе деся­тую часть» ( Быт.28:20-22 ).

I. Биб­лей­ские при­меры обетов, данных Богу

II. Виды обетов

1. Обет обе­ща­ния («neder» — обе­ща­ние или что-то обе­щан­ное)

Вклю­чает в себя обе­ща­ния что-то сде­лать или пожерт­во­вать Богу в бла­го­дар­ность за Его ответ или бла­го­сло­ве­ния от Него: обеты Иакова, Иеффая, Анны и Авес­са­лома.

2. Обет воз­дер­жа­ния («‘esar» — зарок, отказ или воз­дер­жа­ние от чего-либо). Такой обет вклю­чал в себя обе­ща­ние воз­дер­жаться от чего-либо, напри­мер, от супру­же­ства; также обет это обет назо­рей­ства:

Назо­ре­ями были Самсон ( Суд.13:3-7 ) и Самуил ( 1Цар.1:11 ). К назо­реям отно­сят и Иоанна Кре­сти­теля: «Ангел же сказал ему: не бойся, Заха­рия, ибо услы­шана молитва твоя, и жена твоя Ели­са­вета родит тебе сына, и наре­чешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и весе­лие, и многие о рож­де­нии его воз­ра­ду­ются, ибо он будет велик пред Гос­по­дом; не будет пить вина и сикера, и Духа Свя­того испол­нится еще от чрева матери своей» ( Лк.1:13-15 ).

III. Рас­по­ря­же­ния вет­хо­за­вет­ного Закона об обетах

1. Обя­за­тель­ное испол­не­ние обета

Давать обеты Богу в Вет­хо­за­вет­ные вре­мена не было обя­зан­но­стью чело­века по отно­ше­нию к Гос­поду: «… если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха» ( Втор.23:22 ).

Однако испол­не­ние данных Богу обетов счи­та­лось свя­ты­ней и непре­лож­ной обя­зан­но­стью: «Если дашь обет Гос­поду Богу твоему, немед­ленно исполни его, ибо Гос­подь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха. Что вышло из уст твоих, соблю­дай и испол­няй так, как обещал ты Гос­поду Богу твоему доб­ро­воль­ное при­но­ше­ние, о кото­ром сказал ты устами своими» ( Втор.23:21-23 ).

«Когда он увидел ее, разо­драл одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сра­зила меня; и ты в числе нару­ши­те­лей покоя моего! я отверз о тебе уста мои пред Гос­по­дом и не могу отречься» ( Суд.11:35 ); «Когда даешь обет Богу, то не медли испол­нить его, потому что Он не бла­го­во­лит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обе­щать, нежели обе­щать и не испол­нить» ( Еккл.5:3-4 ).

Обет обла­дал силой клятвы и посему должен был быть обя­за­тельно испол­нен. Гос­подь запре­щает давать необ­ду­ман­ные клятвы или обеты: «Сеть для чело­века — поспешно давать обет, и после обета обду­мы­вать» ( Притч.20:25 ).

2. В каком случае обет мог быть анну­ли­ро­ван?

Обет мог быть анну­ли­ро­ван только в двух слу­чаях: Отец мог нало­жить вето на обет своей дочери, а муж мог нало­жить вето на обет жены. Если муж не отме­нил обета жены, но позже спо­соб­ство­вал тому, чтобы она нару­шила свой обет, то грех за нару­ше­ние обета ложился на него, а не на неё ( Чис.30:4-16 ).

3. Что могло быть обе­щано Богу во время про­из­не­се­ния обета?

Чело­век мог сде­лать частью своего обета людей (вклю­чая самого себя), живот­ных, землю и другое иму­ще­ство. Ничто святое (что по Закону счи­та­лось святым или свя­щен­ным) не имело право объ­яв­ляться частью обета: ничто пер­во­род­ное, деся­тина и так далее: «Только пер­вен­цев из скота, кото­рые по пер­вен­ству при­над­ле­жат Гос­поду, не должен никто посвя­щать: вол ли то, или мелкий скот, — Гос­подни они… И всякая деся­тина на земле из семян земли и из плодов дерева при­над­ле­жит Гос­поду: это свя­тыня Гос­подня» ( Лев.27:26,30 ).

Гос­подь объ­явил, к какому жерт­во­при­но­ше­нию, воз­не­сён­ному по обету, Он будет бла­го­во­лить, а к какой – нет: «И если кто при­но­сит мирную жертву Гос­поду, испол­няя обет, или по усер­дию, из круп­ного скота или из мел­кого, то жертва должна быть без порока, чтоб быть угод­ною Богу: ника­кого порока не должно быть на ней; живот­ного сле­пого, или повре­жден­ного, или урод­ли­вого, или боль­ного, или коро­сто­вого, или пар­ши­вого, таких не при­но­сите Гос­поду и в жертву не давайте их на жерт­вен­ник Гос­по­день; тельца и агнца с чле­нами, несо­раз­мерно длин­ными или корот­кими, в жертву усер­дия при­не­сти можешь; а если по обету, то это не угодно будет Богу; живот­ного, у кото­рого ятра раз­дав­лены, раз­биты, ото­рваны или выре­заны, не при­но­сите Гос­поду и в земле вашей не делайте сего; и из рук ино­зем­цев не при­но­сите всех тако­вых живот­ных в дар Богу вашему, потому что на них повре­жде­ние, порок на них: не при­об­ре­тут они вам бла­го­во­ле­ния» ( Лев.22:21-25 ).

4. Что можно было выку­пить?

IV. Обеты Богу и сего­дняш­ний день

Закон не обя­зы­вал людей давать обеты Богу. Однако, Свя­щен­ное Писа­ние при­зы­вает нас обра­щаться к Гос­поду в молитве за помо­щью и давать Ему обеты, а после ответа на молитву воз­да­вать Гос­поду обе­щан­ное обетом: «Делайте и воз­да­вайте обеты Гос­поду, Богу вашему; все, кото­рые вокруг Него, да при­не­сут дары Страш­ному» ( Пс.75:12 ).

Вопрос: Почему же псал­мо­пе­вец при­зы­вает давать обеты Богу?

Ответ:

Пример обета, кото­рый в наши дни люди дают Гос­поду Богу — это кре­щаль­ные обеты. При­ни­мая кре­ще­ние, чело­век даёт Гос­поду обет жить и слу­жить Богу в доброй сове­сти. Вот как об этом ска­зано в 1Пет.3:21 «Так и нас ныне подоб­ное сему образу кре­ще­ние, не плот­ской нечи­стоты омытие, но обе­ща­ние Богу доброй сове­сти, спа­сает вос­кре­се­нием Иисуса Христа».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *