Дата что наблюдаете чем можно объяснить наблюдаемое явление биология
Практическая работа №1 по теме: «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе»
Выбранный для просмотра документ Практическая работа 1 по биологии 5 класс.docx
Практическая работа №1
по теме: «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе».
Цель работы: Научиться вести наблюдения за погодой, и сезонными изменениями в природе.
Оборудование: приложение, картинки с изображениями растений и животных, §5 учебника.
Для выполнения заданий под номером 1и 2 воспользуйтесь приложением к практической работе
Ответьте на вопросы!
Какие процессы влияют на климатические условия, происходящие на Земле?
Чем объясняется разнообразие погоды?
Люди, какой профессии занимаются изучением процессов, происходящих в природе?
Кто составляет обзорные карты с погодой?
Какое оборудование используется для прогнозирования погоды?
Что даёт населению прогнозирование погоды?
Внимательно изучите обзорные карты прогноза погоды в станице Егорлыкской на 5 октября 2017 года. Обратите внимание на подробный почасовой прогноз погоды! Отметьте карандашом только тот момент прогноза, который совпадёт со временем урока биологии в вашем классе. Данные занесите в тетрадь в виде таблицы.
Ответьте на вопросы.
Сколько уровней опасности погодных условий существует, перечислите их.
Какие температурные изменения вы наблюдали в течение прошлой недели?
Как вы думаете, какой уровень опасности может возникнуть в Ростовской области осенью этого года.
Перед вами картинки сезонных явлений в природе.
Выберите и запишите в тетрадь обозначения картинок, которые относятся к осенним явлениям природы. Перечислите их.
Задание №4.
Выберите правильные ответы и перепишите их в тетрадь
Какие изменения происходят в жизни животных осенью?
Метаморфозы (образование куколки у бабочки)
Птицы улетают в тёплые края
Сделайте вывод по проделанной работе.
Выбранный для просмотра документ Приложение к практической работе 5 класс биология.docx
Приложение к практической работе №1
Процессы в атмосфере и воздушные потоки влияют на климатические условия. Благодаря тому, что воздушные массы перемещаются, вода участвует в круговороте, а солнце дает свое тепло, мы можем наблюдать разнообразие погоды. Метеорология и метеорологи занимаются изучением этих процессов. К элементам метеорологии относятся такие погодные явления, как:
-колебания температуры воздуха
-высота покрова снега
Воздушные массы без конца перемещаются. Это и влияет на температуру воздуха, что для нас очень важно. Показатели ее меняются от самых высоких до самых низких. Холоднее всего на материке Антарктида, тогда как в Африке, в Ливийской пустыне, температура воздуха всегда высокая.
Обзорные карты с погодой составляют синоптики через 3, 6 и 12 часов.
Погода в Егорлыкской
По действующей классификации, существуют 4 уровня опасности погодных условий
Зелёный — условия безопасны.
§ 2. Методы исследования в биологии — Пасечник. 5 класс. Рабочая тетрадь
6. Найдите в тексте параграфа понятия, указанные ниже, и закончите определения.
Методы — это способы решения какой-либо задачи или поставленной цели, которые могут включать в себя различные действия и приёмы.
Наблюдение — это метод исследования объекта или явления при котором исследователь не вмешивается в процесс, а только изучает его.
Фенология — это один из видов наблюдения, заключающийся в отслеживанием и фиксированием сезонных явлений характерных для растений и животных.
7. Какие приборы и инструменты могут быть использованы при проведении биологических исследований?
При проведении биологических исследований чаще всего используются такие приборы как: линейка, пипетка секундомер, бинокль, бинокулярный микроскоп, скальпель, щипцы,препаровальная игла, весы и пробирки.
8. Объясните, к чему может привести несоблюдение правил техники безопасности в биологическом кабинете.
Несоблюдение техники безопасности и правил поведения в биологическом кабинете моет привести к неприятным последствиям:
9. Используя текст задания на с. 14 учебника, проведите фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в жизни растений, растущих в районе вашей школы. Результаты внесите в дневник наблюдений. Если вы когда-нибудь сами участвовали в озеленении города (сажали растения, ухаживали за ними и т. д.), расскажите об этом в классе.
Дата
Чем можно объяснить наблюдаемое явление
ГДЗ биология 5 класс Пасечник С бабочкой Дрофа 2020 Линейный курс Задание: 18 Сезонные изменения в жизни организмов
Стр. 120. Вопросы в начале параграфа
№ 1. Что такое экологические факторы?
Экологическими факторами называют все свойства среды обитания, которые определяют условия метаболизма как живых организмов, приживающих в ней, так и экосистемы в целом.
№ 2. Какие среды обитания организмов вам известны?
Существует всего четыре среды обитания организмов:
Организменная или паразитизм (обитание одного организма внутри другого).
№ 3. Какие сезонные изменения у организмов вам известны?
У растений с наступлением холодов опадают листья. Зимой они находятся в состоянии покоя, их корни не поглощают воду из почвы, а по их стеблю не движутся питательные вещества.
С приходом осени перелетные птицы улетают в теплые края, потому что в местах их обитания становится меньше пищи, погода стает холодной. Некоторые животные впадают в спячку, а с приходом тепла, когда прогревается земля, они просыпаются.
Стр. 122. Вопросы после параграфа
№ 1. Как реагируют разные растения и животные на сезонные изменения в природе? Приведите примеры.
Сезонность в природе – это смена времен года, которые отличаются температурой воздуха и погодой. И растения, и животные отлично приспосабливаются к сезонным изменениям.
Растения больше растут весной и летом, либо во влажный период года. Ведь им для образования питательных веществ и чтобы расти, необходим солнечный свет. Зиму или сухое время года они переносят по-разному. У одних есть так называемый период отдыха, а другие накапливают питательные вещества в своих утолщенных частях, которые находятся под землей. Наземная часть последних растений умирает, а подземная отдыхает до весны. К таким растениям относят картофель, морковь, лук.
Осенью лиственные деревья, например, бук, дуб или ясень, сбрасывают листву, так как в этот период ощущают недостаток солнечного света. Зимой они отдыхают, а весной на них распускаются молодые листья. Вечнозеленые деревья круглый год покрыты листьями или иголками (сосна, ель). Они могут расти круглый год, сохраняя листву, но только во время холодов рост немного замедляется.
У животных также происходят сезонные изменения в жизнедеятельности. Например, рептилии, чтобы выжить в сухой или холодный сезон, уменьшают свою активность или вовсе засыпают. С потеплением они снова возвращаются к активному образу жизни. Такие животные, как соня, спят всю зиму. Летом они едят, накапливают жиры в теле, чтобы зимой организм не просыпался и питался за счет этих запасов. Птицы и многие животные ежегодно с приходом холодов отправляются в длительные путешествия – миграции – с целью поиска мест с походящим климатом и большим количеством корма.
№ 2. Что такое миграция животных? Приведите примеры.
Миграция животных – это их закономерное перемещение между отличимыми местами расселения, которые могут быть вызваны несколькими причинами. Например, потребностью организмов сохранить привычные для себя условия обитания, поиск пищи, смена периода развития и т.д.
Наиболее распространены миграции у птиц (перелеты) и у рыб (миграция проходных рыб). У животных миграции не настолько изучены, ведь в большинстве своем они ведут скрытный образ жизни. Примером миграции животных может стать миграция северного оленя с наступлением холодов из тундры в лесотундру. Она связана, прежде всего, с тем, что территорию тундры покрывают снега, а значит, для животного остро ощущаются трудности добычи корма и его нехватка.
№ 3. Что такое анабиоз?
Анабиоз – это приостановление жизнедеятельности живого организма (замедление всех жизненных процессов до такой степени, что все видимые проявления жизни отсутствуют) с последующим ее восстановлением при наступлении благоприятных условий.
Стр. 122. Подумайте
Чем объясняются сезонные явления в жизни организмов?
Сезонные явления, которые происходят в жизни организмов в разное время года, можно назвать результатом воздействия солнечной энергии. Как растения, так и животные могут определять времена года, продолжительность дня и ночи исключительно по заходам и восходам солнца. Это поясняет неодинаковую реакцию растений и активность животных летом или весной, зимой или осенью.
В жизни растений особенно выражены такие сезонные явления, как плодоношение, окраска листьев, их сбрасывание. Летом, когда солнце хорошо прогревает землю, а питательные вещества легко поглощаются с водой из почвы, растения активно растут, имеют зеленый цвет. С наступлением холодов они начинают желтеть, так как солнечной энергии уже получают недостаточно, а значит, в листьях не вырабатывается необходимое количество хлорофилла. Всю зиму растения находятся в состоянии покоя, а с приходом тепла, когда почва прогревается, у них начинается активное сокодвижение.
У животных сезонные явления связаны с циклом размножения. Весной и летом происходит рождение потомства. А при похолодании, уменьшении зеленого покрова и сокращении светового дня можно наблюдать их подготовку к зимовке: рытье нор, запасание еды на зиму, впадение в спячку.