Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен

Датчик абсолютного давления или ДАД: что это такое

Электронный блок управления стал неотъемлемой частью современного двигателя и без его помощи обеспечить нормальную работу всех систем и уследить за их исправностью невозможно. Датчик абсолютного давления, также известный как ДАД, лишь одно из многих регулирующих устройств, влияющих на стабильность работы двигателя и передающее информацию на ЭБУ.

Во многих автомобилях он расположен на впускном коллекторе двигателя и регистрирует колебания уровня давления в тракте впуска. В дальнейшем на основании данных ДАД электронный блок оптимизирует состав горючей смеси, поступающей в камеру сгорания.

Теперь рассмотрим детальнее, что такое датчик абсолютного давления, как он работает и почему без него не обойтись?

Для чего нужен датчик абсолютного давления

Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть картинку Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Картинка про Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен

Как может выглядеть датчик абсолютного давления.

Это небольшое устройство отвечает за замеры абсолютного давления. Понятие «абсолютное давление» используется не случайно, ведь исходным ориентиром для проведения измерений является состояние вакуума, который принимается за абсолют.

После поступления данных в ЭБУ электроника, учитывая давление и температуру во впускном коллекторе, определяет наиболее подходящую плотность воздуха и предполагаемый его расход, что необходимо для подготовки топливно-воздушной смеси соответствующего качества. Блок управления согласно рассчитанной массе потребляемого воздуха отдает управляющие команды необходимой продолжительности, благодаря чему и выполняется регулировка форсунок впрыска. Хотя датчик давления – очень достойная замена расходомеру, иногда они устанавливаются на агрегат совместно.

Как работает датчик абсолютного давления

Благодаря ДАД удается проконтролировать, какой объем воздуха поступает сквозь дроссельную заслонку. Опираясь на этот показатель, формируется команда-импульс, определяющая количество топлива, необходимого для образования сбалансированной по составу топливо-воздушной смеси. Внутри датчика есть вакуумная камера, воздух из которой удален изначально. Она соотносит показатель давления во входном штуцере с давлением в вакуумной камере и согласно полученной разнице создает исходящий сигнал. Чтобы датчик определил давление, необходима целая цепочка действий:

Читайте также: Что такое датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) и для чего он нужен.

Где находится ДАД

Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть картинку Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Картинка про Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен

Крепление ДАД на кузове.

Уже упоминалось, что датчик нужно искать на коллекторе. Подчеркнем только то, что применяется он только на инжекторных двигателях. В особенности это верно, когда автомобиль оснащен силовым агрегатом с турбонаддувом и компрессором.

Однако во многих моделях место его расположения несколько иное – в кузовной части моторного отсека и крепится он прямо к кузову. В этом случае входной штуцер и входной коллектор соединяются посредством гибкого шланга. Следует учесть, что ДАД устанавливается и тогда, когда на автомобиле отсутствует датчик массового расхода воздуха (ДМРВ).

Признаки неисправности датчика абсолютного давления воздуха

О поломке ДАД может говорить целая группа «симптомов»:

Как проверить датчик абсолютного давления

Методика диагностики ДАД зависит от спецификации сенсорного устройства, которое бывает аналоговым либо цифровым. Для подтверждения работоспособности аналогового датчика абсолютного давления необходим следующий алгоритм действий:

Когда имеем дело с цифровым датчиком, можно поступать так:

Источник

Датчик абсолютного давления (ДАД): как работает, неисправности, симптомы, как проверить

Датчик абсолютного давления (ДАД или manifold absolute pressure — MAP) используется блоком управления двигателем (ЭБУ) для расчёта нагрузки двигателя. Датчик генерирует сигнал, который пропорционален вакууму во впускном коллекторе. ЭБУ использует этот входной сигнал, вместе с несколькими другими, для расчета правильного количества топлива для впрыска в цилиндры.

Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть картинку Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Картинка про Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен

Общая информация

Когда двигатель работает под нагрузкой, вакуум на впуске падает, т. к. дроссель открывается широко. Двигатель всасывает больше воздуха, что требует бОльшего количества топлива для поддержания соотношения топливо-воздушной смеси.

Фактически, когда ЭБУ считывает сигнал большой нагрузки от ДАД, это обычно приводит к тому, что топливная смесь становится немного богаче, чем обычно, поэтому двигатель может производить больше энергии. В то же время блок управления слегка изменяет угол опережения зажигания (УОЗ), чтобы предотвратить детонацию, которая может повредить двигатель и снизить производительность.

Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть картинку Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Картинка про Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен

Когда условия меняются и автомобиль движется под небольшой нагрузкой, накатом или замедляясь, от двигателя требуется меньше мощности. Дроссельная заслонка открыта немного или может быть закрыта, что приводит к увеличению вакуума на впуске.

Датчик MAP обнаруживает это. ЭБУ обедняет топливную смесь и изменяет момент зажигания, чтобы уменьшить расход топлива.

Где находится датчик абсолютного давления

ДАД может располагаться в нескольких местах в зависимости от марки и модели автомобиля. MAP сенсор может быть установлен на моторном щите, внутреннем крыле или впускном коллекторе.

Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть картинку Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Картинка про Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен

Соединение датчика производится непосредственно через отверстие в коллекторе или с помощью штуцера и шланга.

Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть картинку Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Картинка про Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен

На двигателях с турбонаддувом датчик абсолютного давления чаще всего устанавливается непосредственно на впускной коллектор.

Как работает ДАД

Датчики MAP называются датчиками абсолютного давления в коллекторе, а не датчиками вакуума на впуске, поскольку они измеряют давление (или его отсутствие) внутри впускного коллектора. Когда двигатель не работает, давление внутри впускного коллектора такое же, как и внешнее атмосферное давление.

Когда двигатель запускается, внутри коллектора создается вакуум за счет движения поршней и ограничением, создаваемым дроссельной заслонкой. При полностью открытом дросселе при работающем двигателе вакуум на впуске падает почти до нуля, а давление внутри впускного коллектора снова почти равно внешнему атмосферному давлению.

Атмосферное давление обычно варьируется от 700 до 800 мм ртутного столба (93 – 105 кПа) в зависимости от вашего местоположения и климатических условий. Переводя в фунты на квадратный дюйм значение атмосферного давления будет равно 14,7 psi (pound-force per square inch).

Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть картинку Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Картинка про Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нуженАтмосферное давление, скриншот с яндекса

Вакуум внутри впускного коллектора двигателя, для сравнения, может варьироваться от нуля до 70 кПа или более в зависимости от условий эксплуатации.

Вакуум на холостом ходу всегда высокий и обычно составляет 50 – 65 кПа (от 400 до 500 мм рт. ст.) в большинстве транспортных средств. Самый высокий уровень вакуума возникает при торможении с закрытым дросселем. Поршни пытаются всасывать воздух, но закрытый дроссель перекрывает подачу воздуха, создавая высокий вакуум во впускном коллекторе (обычно на 13-17 кПа выше, чем на холостом ходу).

Когда дроссель внезапно открывается, как при ускорении, двигатель всасывает большое количество воздуха, и вакуум падает до нуля. Затем вакуум медленно поднимается, когда дроссель закрывается.

Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть картинку Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Картинка про Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен

Когда ключ зажигания включается первый раз, прежде чем запустить двигатель, блок управления проверяет показания ДАД, чтобы определить атмосферное (барометрическое) давление.

Таким образом, датчик MAP может выполнять функцию датчика атмосферного давления (BARO). Затем ЭБУ использует эту информацию для регулировки воздушно-топливной смеси, чтобы компенсировать изменения давления воздуха из-за высоты и / или погоды.

Некоторые автомобили используют отдельный барометрический датчик для этой цели, а другие используют комбинированный, который измеряет оба давления и называется BMAP.

На двигателях с турбонаддувом ситуация немного сложнее, потому что при наддуве на самом деле может быть положительное давление во впускном коллекторе. Но датчику MAP это неважно, потому что он просто контролирует абсолютное давление внутри впускного коллектора.

На двигателях с электронной системой впрыска «скорость-плотность» воздушного потока оценивается, а не измеряется непосредственно датчиком воздушного потока. Контроллер анализирует сигнал ДАД, а также обороты двигателя, положение дроссельной заслонки, температуру охлаждающей жидкости и температуру окружающего воздуха, чтобы оценить, сколько воздуха поступает в двигатель.

Блок управления также может принимать во внимание сигнал обогащения / обеднения от датчика кислорода и положение клапана EGR, прежде чем вносить необходимые поправки в воздушно-топливную смесь. Этот подход к управлению топливом не так точен, как в системах, использующих датчик массового расхода воздуха (ДМРВ), но в тоже время он не так сложен и не слишком дорог.

Смотрите видео о том, как работает датчик абсолютного давления в коллекторе:

Другое преимущество систем с ДАД состоит в том, что они менее чувствительны к утечкам вакуума. Любой воздух, который попадает в двигатель после ДМРВ, является «неизмеренным» и нарушает баланс, необходимый для поддержания соотношения воздушно-топливной смеси.

В системе с MAP датчиком, он обнаружит небольшое падение вакуума, вызванное утечкой воздуха, и контроллер компенсирует это, добавляя больше топлива.

На многих двигателях GM, которые имеют датчик массового расхода воздуха (MAF), датчик MAP также используется в качестве резервного в случае потери сигнала воздушного потока и для контроля работы клапана EGR. Отсутствие изменений в сигнале датчика MAP, когда включен клапан рециркуляции EGR, указывает на неисправность системы.

Как устроен ДАД

По выходному сигналу датчики абсолютного давления бывают:

Датчик MAP состоит из двух камер, разделенных гибкой диафрагмой. Одна камера является «эталонным воздухом» (она может быть герметична или соединена с атмосферой), а другая — соединена с впускным коллектором прямым соединением или с помощью резинового шланга.

Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть картинку Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Картинка про Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен

Чувствительная к давлению электронная схема внутри датчика MAP контролирует движение диафрагмы и генерирует сигнал напряжения, который изменяется пропорционально давлению. Это производит аналоговый сигнал напряжения, который обычно колеблется от 1 до 5 вольт.

Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть картинку Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Картинка про Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен

Аналоговые датчики MAP имеют трехпроводной разъём: заземление, опорное напряжение 5 В от ЭБУ и сигнальное напряжение. Выходное напряжение обычно увеличивается, когда дроссель открывается и вакуум падает.

ДАД, который выдаёт 1 или 2 вольта на холостом ходу, может показывать от 4,5 вольт до 5 вольт при полностью открытой дроссельной заслонке. Выход обычно изменяется от 0,7 до 1,0 вольт на каждые 15 кПа изменения вакуума.

Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть картинку Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Картинка про Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен

Признаки неисправности ДАД

Неисправный датчик MAP имеет серьезные последствия для контроля топлива, выбросов выхлопных газов автомобиля и экономии топлива. Симптомы плохого или неисправного ДАД включают в себя:

Увеличение расхода топлива

Датчик MAP, который измеряет высокое давление во впускном коллекторе, указывает ЭБУ на высокую нагрузку двигателя. Это приводит к увеличению впрыска топлива в двигатель.

Это, в свою очередь, увеличивает расход топлива. Это также увеличивает количество выбросов углеводородов и окиси углерода из автомобиля в окружающую атмосферу. Углеводороды и окись углерода являются одними из химических компонентов смога.

Недостаток мощности

Датчик MAP, который измеряет низкое давление во впускном коллекторе, указывает ЭБУ на низкую нагрузку двигателя. Блок управления реагирует уменьшением количества топлива, впрыскиваемого в двигатель.

Хотя вы можете заметить увеличение расхода топлива, вы также заметите, что ваш двигатель не такой мощный, как прежде. При уменьшении подачи топлива в двигатель температура в камере сгорания увеличивается. Это увеличивает количество NOx (оксидов азота) в двигателе. NOx также является химическим компонентом смога.

Увеличение токсичности выхлопных газов

Неисправный датчик MAP приведет к тому, что ваш автомобиль не пройдет проверку выхлопных газов на техосмотре. Выбросы из выхлопной трубы могут показывать высокий уровень углеводородов, высокий уровень NOx, низкий уровень CO2 или высокий уровень окиси углерода.

Проверка датчика абсолютного давления

Во-первых, убедитесь, что разрежение в коллекторе двигателя на холостом ходу соответствует техническим характеристикам. Вакуум может быть необычно низким из-за подсоса воздуха, задержки зажигания, ограничения выхлопа (засоренный катализатор) или утечки EGR (клапан EGR не закрывается на холостом ходу).

Слабое разрежение на впуске или избыточное противодавление в выхлопной системе могут обмануть датчик MAP, указывая на наличие нагрузки на двигатель. Это может привести к обогащению топливной смеси.

С другой стороны, ограничение на впуске воздуха (например, загрязнённый воздушный фильтр) может привести к превышению нормальных показаний вакуума. Это приведет к тому, что MAP сенсор будет передавать сигнал о низком уровне нагрузки и, возможно, к состоянию обедненной смеси.

Исправный ДАД должен показывать атмосферное давление при повороте ключа зажигания до запуска двигателя. Это значение можно посмотреть с помощью диагностического сканера или адаптера ELM327 с программой Torque и сравнить с фактическим показанием атмосферного давления, чтобы увидеть, совпадают ли они. Текущее атмосферное давление можно посмотреть на сервисе Яндекса.

Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть картинку Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Картинка про Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен

Проверьте вакуумный шланг датчика на наличие изломов или утечек. Затем используйте ручной вакуумный насос, чтобы проверить сам ДАД на герметичность. Датчик должен держать вакуум. Любая утечка говорит о необходимости замены MAP сенсора.

Неполадка датчика давления, потеря сигнала из-за проблем с проводкой или сигнал датчика, выходящий за пределы нормального напряжения или диапазона частот, обычно устанавливают диагностический код неисправности (DTC) и включают индикатор Check Engine.

Проверка сканером OBD2

Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть картинку Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Картинка про Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен

На автомобилях после 1996 года могут диагностироваться коды ошибок OBD II с P0105 по P0109. Это будет указывать на неисправность в цепи датчика MAP.

Выходное напряжение MAP датчика можно считывать в реальном времени и сравнивать со спецификациями. По сути, вы должны увидеть быстрое и резкое изменение сигнала датчика давления, когда дроссель на холостом ходу открывается и закрывается. Отсутствие изменений будет указывать на неисправность датчика или проводки.

Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть картинку Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Картинка про Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен

Если показания датчика низкие или отсутствуют совсем, нужно проверить опорное напряжение, приходящее на датчик. Оно должно быть очень близко к 5 вольтам. Также проверьте заземление. Если опорное напряжение низкое — проверьте жгут проводов и разъём, возможен плохой контакт, повреждение или коррозия.

Диагностические сканеры также отображают «рассчитанное значение нагрузки», которое можно использовать для определения, работает ли датчик MAP или нет.

Значение нагрузки рассчитывается с использованием входных данных от ДАД, датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ / TPS), ДМРВ и частоты вращения двигателя. Значение должно быть низким на холостом ходу и высоким — когда двигатель находится под нагрузкой. Отсутствие изменения значения или превышение нормальных показаний на холостом ходу может указывать на проблему с датчиком абсолютного давления, ДПДЗ или ДМРВ.

Проверка мультиметром

Датчик давления также может быть испытан на стенде путем подачи вакуума с помощью ручного вакуумного насоса. Выходной сигнал должен падать, начиная с 5 вольт опорного напряжения. Вместо насоса можно использовать пустой медицинский шприц через шланг.

Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть картинку Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Картинка про Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен

Таблица для проверки датчика давления аналогового типа:

Приложенный вакуум, мБарНапряжение, вольтПоказания ДАД, Бар
04.3 – 4.91.0 ± 0.1
2003.20.8
4003.20.6
5001.2 – 2.00.5
6001.00.4

Таблица показаний ДАД атмосферного двигателя:

СостояниеНапряжение, вольтПоказания ДАД, БарВакуум, Бар
Полностью открытый дроссель4.351.0 ± 0.10
Зажигание включено4.351.0 ± 0.10
Холостой ход1.50.28 – 0.550.72 – 0.45
Двигатель остановлен1.00.20 – 0.250.80 – 0.75

Таблица показаний ДАД турбированного двигателя:

СостояниеНапряжение, вольтПоказания ДАД, БарВакуум, Бар
Полностью открытый дроссель2.21.0 ± 0.10
Зажигание включено2.21.0 ± 0.10
Холостой ход0.2 – 0.60.28 – 0.550.72 – 0.45

Выходное напряжение аналогового датчика MAP может быть измерено непосредственно с помощью мультиметра или осциллографа. Частотный сигнал цифрового ДАД также может быть считан с помощью цифрового мультиметра, если он имеет функцию измерения частоты, или осциллографа. Измерительные провода приборов должны быть подключены к сигнальному выводу и заземлению.

НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ обычный вольтметр для проверки цифрового датчика Ford BP / MAP, так как это может повредить электронику внутри датчика. Этот тип ДАД может быть диагностирован только с помощью цифрового мультиметра в режиме измерения частоты, осциллографом или диагностическим прибором.

Источник

Что такое ДМРВ, почему он важен и как диагностировать его неисправность

Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть картинку Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Картинка про Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен

За прошедшие три десятилетия моторы с распределённым и непосредственным впрыском топлива окончательно вытеснили все прочие типы конструкций. Казалось бы, срок немалый, но инженеры так и не смогли побороть “детские болезни” важных электронных компонентов, среди которых — датчик массового расхода воздуха (ДРМВ), отвечающий за состав топливовоздушной смеси. Давайте вспомним, как устроен ДМРВ, почему он так важен и как диагностировать его неисправность.

Что такое ДМРВ

В современных моторах применяются два вида системы питания: при распределённом впрыске форсунка подаёт топливо во впускной патрубок, при непосредственном — в камеру сгорания. Для обеих систем важна корректная работа датчика массового расхода воздуха, который когда-то был механическим (флюгерного типа), а сейчас лишен подвижных механических частей и выполнен термоанемометрическим (от «анемо» — ветер).

Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть картинку Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Картинка про Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен

Заводской ДМРВ немецкого производства для двигателя ВАЗ

Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть картинку Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Картинка про Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен

Датчик массового расхода воздуха может стоять не только на бензиновом, но и на дизельном моторе, где на него «завязана» работа клапана EGR (система рециркуляции выхлопных газов)

Как говорили шоферы старой школы, ДВС не работает в двух случаях: нечему гореть или нечем поджечь. ДМРВ как раз и сообщает электронному блоку управления о количестве поступающего воздуха, кислород которого и становится “топливом” для рабочей смеси. Получив такой сигнал, ЭБУ может обеспечить максимально полное сгорание. Устройство, расположенное во впускном тракте, состоит из двух резисторов, которые конструктивно могут быть выполнены в различных вариантах. В первом случае резистор подвергают воздействию проходящего воздуха: при изменении интенсивности потока он охлаждается, его внутреннее сопротивление меняется. Во втором случае он не обдувается — по разности показаний с двух резисторов и вычисляют объём воздуха, который нужно подать в цилиндры.

Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть картинку Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Картинка про Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен

На вторичный рынок датчик поставляется с защитными крышками-заглушками, чтобы исключить его загрязнение при транспортировке

Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть картинку Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Картинка про Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен

Так выглядит датчик на обычном вазовском двигателе. Демонтировать его из корпуса без спецключа не получится

Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть картинку Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Картинка про Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен

Снятый датчик в «голом виде». Хорошо виден чувствительный элемент

Исходя из данных по массе и температуре поступившего воздуха, ЭБУ определяет его плотность, а также просчитывает длительность открытия форсунок и количество топлива, которое подаётся в камеру сгорания. В общем, ДМРВ важен и для достижения максимальной мощности мотора, и для более полного сгорания (экологичности), и для экономичной езды. Выход из строя этого датчика, как и большинства остальных, приводит к срабатыванию сигнализатора Check Engine.

Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть картинку Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Картинка про Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен

Check Engine может загореться по любому поводу. Если нет бортового компьютера с функцией диагностики, придется ехать на СТО, где есть сканер

Однако далеко не всегда владелец связывает сработавший «чек» с ДМРВ — особенно если двигатель работает без особых перебоев, а динамические характеристики автомобиля ничуть не ухудшились. Поэтому важно не оставлять загоревшийся индикатор неисправности двигателя без внимания, а считать ошибки диагностическим компьютером.

ДМРВ или ДАД?

Датчик абсолютного давления (ДАД) совместно с датчиком температуры (ДТВ) также контролирует, какое количество воздуха поступает во впускной коллектор. На основании этих показаний контроллер формирует команду-импульс на форсунки. Важное отличие ДАД от ДМРВ — отсутствие воздуха в корпусе, поскольку этот датчик работает на основе измерения показаний разницы давлений на входе и давления в вакуумной камере. Конструктивной особенностью ДАД является высокочувствительная диафрагма, которая растягивается под воздействием давления во впускном коллекторе. Этот процесс влияет на сопротивление тензорезисторов, вследствие чего изменяется напряжение.

Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть картинку Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Картинка про Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен

Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть картинку Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Картинка про Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен

Датчик абсолютного давления (на фото) и ДМРВ работают по разным принципам ​

ДАД намного дешевле датчика массового расхода воздуха, однако алгоритм его работы менее совершенен. Да и вообще далеко не все блоки управления могут корректно работать с ДАД. Более того, при переходе на датчик абсолютного давления мотор может реагировать на открытие дросселя с гораздо большей задержкой, чем с родным ДМРВ. И, конечно же, просто заменить ДМРВ на ДАД без серьезных доработок не получится в силу разности их конструкции и даже расположения.

Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть картинку Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Картинка про Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен

Есть двигатели, где выбормежду ДАД и ДМРВ не стоит, потому что на моторе присутствуют оба эти датчика сразу!

Обычно мысли об установке ДАД вместо штатного датчика массового расхода воздуха появляются при отказе последнего, а также во время тюнинга мотора — особенно если происходит перевод атмосферника на турбонаддув. Однако некоторые владельцы сознательно отказываются от ДМРВ из-за его высокой стоимости и не самого большого ресурса. Ведь при неудачном стечении обстоятельств датчик может выйти из строя уже через 60-70 тысяч километров пробега, а к цифре 120-130 тысяч на одометре многих бюджетных автомобилей он практически гарантированно «умирает».

Но те, кто не заморачивается доработками двигателя, обычно ездят со штатным датчиком массового расхода воздуха, а не заменяют его связкой ДАД+ДТВ (датчик температуры воздуха). Тем более, что далеко не все блоки управления двигателем работают с датчиком абсолютного давления лучше, чем с родным ДМРВ. Какой из датчиков более совершенен по конструкции, однозначно ответить сложно – тем более, если речь идёт о попытке замены одного (и часто уже неисправного) расходомера другим. Ведь история знает множество примеров, когда счастливые владельцы наматывали по несколько сотен тысяч километров как на двигателе с родным расходомером, так и на моторе с датчиком абсолютного давления, особенно если последний штатно ставили на заводе.

Можно ли обойтись без него?

Отказ ДМРВ приводит к срабатыванию «чека», но двигатель при этом будет работать и дальше. Правда, в зависимости от новизны прошивки ЭБУ, «аварийная» программа, не увидев сигнала, может поднять обороты холостого хода примерно до 1 500 об/мин. На относительно новых версиях программного обеспечения неисправность датчика приводит лишь к повышению расхода топлива или падению динамики. В любом случае, ошибка датчика массового расхода воздуха является важной причиной для того, чтобы проверить его, хотя бы измерив напряжение.

Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть картинку Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Картинка про Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен

При некорректной работе ДМРВ электроника может начать переобогащать рабочую смесь

Игнорировать неисправность не стоит, поскольку даже на относительно простых автомобилях (переднеприводная линейка Lada первых поколений) отказ ДМРВ грозит заметным перерасходом бензина либо ослаблением выходных характеристик мотора. Именно поэтому ответ на популярный вопрос «Можно ли вообще обойтись без ДМРВ, если он заложен в конструкцию машины?» однозначен и звучит так: нет, нельзя.

Как диагностировать неисправность?

Кроме косвенных признаков, о которых мы упоминали выше, существует вполне объективный параметр, указывающий на состояние датчика и его ресурс — это рабочее напряжение при включенном зажигании. Изучимего на примере «вазовского» датчика как одного из самых распространённых.

Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть картинку Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Картинка про Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен

Схема подключения ДМРВ на двигателе ВАЗ

Подключив мультиметр в режиме измерения постоянного напряжения и включив зажигание, можно снять показания по выходному напряжению ДМРВ. Для новой или «эталонной» детали он составляет 0,996 В.

Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть картинку Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Картинка про Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен

Такое напряжение указывает на то, что датчик работает как новый

Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть картинку Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Картинка про Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен

Один из вариантов измерения напряжения – прямо через разъем подключения датчика

Дальше параметры оцениваются так:

1,010-1,019 В — хорошее состояние, о замене пока не нужно думать
1,020-1,029 В – датчик работоспособен, это примерно половина остаточного ресурса
1,030-1,039 В — еще исправен, но ресурс подходит к концу
1,040-1,049 В – ДМРВ на грани выхода из строя, скоро потребует замены
1,050 В и выше — расходомер требует немедленной замены

Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть картинку Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Картинка про Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен

Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть картинку Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Картинка про Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен

При параметре 1,016 В (первое фото) датчик в хорошем состоянии, а вот 1,035 В – уже повод задуматься о покупке нового​

Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть картинку Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Картинка про Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен

Такой параметр датчик выдает на грани исправности, но нужно точно убедиться в том, что данные соответствуют действительности, а не связаны с погрешностью мультиметра

Нужно учитывать, что многие тестеры завышают показания, поэтому существует риск «приговорить» вполне исправный датчик. К тому же его параметры во многом зависят от чистоты «масс» в цепи.

Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть картинку Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Картинка про Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен

Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть картинку Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Картинка про Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен

Плохой обжим проводов или сгнившая «коса» могут повлиять на корректность работы как ДРМВ, так и ДАД, что особенно характерно для моторов старых автомобилей​

Лучше всего до покупки не самого дешевого датчика установить сначала заведомо исправный «бэушный», одолжив его для проверки на время у коллеги по работе, соседа по стоянке, знакомого по форуму с такой же машиной и т.д. Также стоит больше верить показаниям диагностического сканера, подключенного к разъему OBD-2, чем дешевому мультиметру.

Промывать или нет?

Многие механики с многолетним стажем и рядовые владельцы автомобилей уверены в том, что «уставший» ДМРВ можно оживить элементарной промывкой – то есть вынуть его из корпуса и хорошенько «пролить» каким-нибудь «карбклинером» или спиртом примерно так же, как 20-30 лет назад это делали с жиклёрами карбюратора. В действительности же существуют специализированные составы для очистки датчиков, которые не имеют ничего общего с растворителями отложений, использующимися для промывки карбюраторов. Поэтому и цена у таких «узкозаточенных» очистителей ДМРВ совсем другая — и, как нетрудно предположить, более высокая. К тому же производители подобных жидкостей прямо указывают, что они не сделают чудес и не превратят «полудохлый» датчик в совершенно новый, а предназначены для профилактической промывки исправных ДМРВ — снять загрязнения, связанные с пылью и масляным туманом, попавшим во впускной тракт из системы вентиляции картера.

Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть картинку Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Картинка про Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен

Обратите внимание: для промывки используется специализированный состав именно для чистки ДМРВ, а не универсальный очиститель карбюратора или топливной системы

Практический опыт применения подобных «чудо-средств» показывает, что они действительно могут немного снизить показания еще исправного датчика, а вот вышедшему за 1,05 В подобные манипуляции уже будут что мёртвому припарки.

Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть картинку Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Картинка про Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен

Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Смотреть картинку Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Картинка про Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен. Фото Датчик абсолютного давления воздуха для чего нужен

Главное – не повредить снятый датчик, который боится даже пыли, не говоря уже о механическом воздействии ​

Многие водители по неопытности сами губят ещё живые датчики при промывке. Чувствительные элементы нельзя трогать руками или протирать ветошью, да и сильный напор жидкости кроме вреда ничего не принесёт. Поэтому к чистке ДМРВ в гаражных условиях нужно относиться с большой осторожностью и помнить:если датчик уже «умер», то это неопасно иему уже не поможет, но, даже если он еще вполне исправен, эта процедура может и не принести заметного результата.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *