Давно уже было понятно что все кануло в лета я согласился
Тест по русскому языку, помогите кому не трудно, за ранее благодарю
1.Отметьте слово с ударением на первом слоге.
А) ДО-ГО-ВОР В) И-СКРА
Б) ГНА-ЛА Г) ШО-ФЕР
2. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.
А) чёрный рояль В) яблочное повидло
Б) покрыть толью Г) огромный мозоль
3. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.
А) килограмм помидоров В) несколько башкиров
Б) табор цыган Г) герои басней
4. Отметьте неправильное сочетание слов.
А) принять меры В) принять решение
Б) предпринять меры Г) предпринять шаги
5. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных
оборотов.
А) Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро и легко.
Б) Проснувшись от холода, я увидел, что уже семь часов.
В) В комнате был камин, в котором уже давно не разжигали огонь и служивший
жильцам полкой.
Г) Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности
полтора года.
6. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Писатель подробно описывает о жизни.
Б) Эта истина очевидна для всех.
В) Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей?
Г) В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия,
Россия, Италия, Франция и др.
Д) Все десять победителей конкурса были награждены специальными призами.
7.Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Я согласился на это скрипя сердцем.
Б) Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень.
В) Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.
Г) Я знаю родной город как свои пять пальцев.
8.Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Наконец его давнее стремление стать лётчиком осуществилось
Б) Популярность этой певицы растёт с каждым днём.
В) Нам нужно взаимно помогать друг другу, взаимно поддерживать друг друга.
Г) Всем хорошо известны ранние романтичные произведения Горького.
9.Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Незнакомая женщина сказала, что знает о готовящемся спектакле и хотела бы
встретиться с исполнительницей главной роли.
Б) Лес тянется вдоль реки и очень живописный.
В) Определяя творческую задачу, молодой поэт восклицает, что « хочу воспеть
свободу миру. ».
Г) Главным объектом искусства всегда остаётся человек
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку на тему «Сложные предложения»
Описание разработки
ВАРИАНТ 1.
1. Расставьте недостающие знаки препинания.
1) Я не заметил как день медленно перешел в вечер.
2) Когда гости приехали их уже перестали ждать.
3) Он внезапно изменился так что никто не узнавал его.
2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1. Студенты-археологи трудились на раскопках до ночи и нашли старинные захоронения.
2. Ночь наступила быстро, и на небе появились звёзды.
3. Толпа расступилась, и все залюбовались её танцем.
4. С утра шел дождь, и гремел гром.
3. Укажите сложносочиненное предложение с соединительным союзом
1. Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески.
2. То ли гречка цветет, то ли речка течет.
3. Корень учения горек, зато плоды его сладки.
4. Можешь шагу прибавить, или силенок нет?
4. Составьте схемы предложений, союзы выделите.
1) Тамань самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода да еще вдобавок меня хотели утопить. (М. Лермонтов)
2) Месяц светил в окно и луч его играл по земляному полу хаты. (М. Лермонтов)
3) Я притаился у забора и мальчик верной но осторожной поступью прошел мимо меня. (М. Лермонтов)
5. Запишите номера только сложноподчиненные предложения.
1) Восходит солнце, но в лесу еще темно.
2) Я не заметил, как день медленно перешел в вечер.
3) Когда гости, наконец, приехали, их уже перестали ждать.
4) Цветут липы, и по всему саду разносится сладкий запах.
6. Определите вид придаточных предложений.
1. Кто злу потакает, сам зло творит. (Пословица)
2. Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду скажет. (Пословица)
3. Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;
Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней.
4. После чаю молодежь пошла в диванную, в свой любимый угол, в котором всегда начинались их самые задушевные воры. (Л. Толстой)
5. Она увидела его не таким, каким она знала и какого всегда боялась. (Л. Толстой)
7. В каких предложениях есть пунктуационные ошибки?
1. Люблю я бешеную младость и тесноту, и блеск, и радость.
2. Погода, кажется, не такой уж плохой.
4. Пруд, как зеркало.
5. Заря сияла на востоке и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца.
6. К лету была готова рассада ноготков, или календулы.
7. От ветра клонились деревья, и пригибались прохожие.
8. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
10. Наши теннисистки обыграли сильнейших спортсменок Европы победить, которых очень и очень нелегко.
Содержимое разработки
для 9 класса по теме «Сложные предложения»
1.Расставьте недостающие знаки препинания
1)Я не заметил как день медленно перешел в вечер.
2)Когда гости приехали их уже перестали ждать.
3)Он внезапно изменился так что никто не узнавал его.
2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1.Студенты-археологи трудились на раскопках до ночи и нашли старинные захоронения.
2.Ночь наступила быстро, и на небе появились звёзды.
3.Толпа расступилась, и все залюбовались её танцем.
4.С утра шел дождь, и гремел гром.
3. Укажите сложносочиненное предложение с соединительным союзом
1.Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески.
2.То ли гречка цветет, то ли речка течет.
3.Корень учения горек, зато плоды его сладки.
4.Можешь шагу прибавить, или силенок нет?
4. Составьте схемы предложений, союзы выделите.
1)Тамань самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода да еще вдобавок меня хотели утопить. (М. Лермонтов)
2)Месяц светил в окно и луч его играл по земляному полу хаты. (М. Лермонтов)
3)Я притаился у забора и мальчик верной но осторожной поступью прошел мимо меня. (М. Лермонтов)
5.Запишите номера только сложноподчиненные предложения.
Восходит солнце, но в лесу еще темно.
Я не заметил, как день медленно перешел в вечер.
Когда гости, наконец, приехали, их уже перестали ждать.
Цветут липы, и по всему саду разносится сладкий запах.
6.Определите вид придаточных предложений.
1.Кто злу потакает, сам зло творит. (Пословица)
2. Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду скажет. (Пословица)
3. Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;
Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней.
4.После чаю молодежь пошла в диванную, в свой любимый угол, в котором всегда начинались их самые задушевные воры. (Л. Толстой)
5.Она увидела его не таким, каким она знала и какого всегда боялась. (Л. Толстой)
7. В каких предложениях есть пунктуационные ошибки?
8. В каких предложениях есть речевые ошибки?
1.Проходя под железнодорожным мостом, над моей головой промчался поезд.
2.Заглавную роль в фильме «Гамлет» исполняет Иннокентий Смоктуновский.
3.Легкоатлетам оставалось пробежать до финиша ещё более пятьсот метров.
4.Пришлось скрипя сердцем садиться за уроки.
Расставьте недостающие знаки препинания
1)После чаю молодежь пошла в свой любимый угол в котором всегда начинались их самые задушевные разговоры.
2)Она увидела его не таким каким она знала.
3)Он медленно шел по широкой аллее что вела от площадки дома в дебри парка.
2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1.Гости разъехались, и в доме наступила типа
2.Вскоре накрыли на стол, и все сели пить
3.Утро было тихим и ясным, и сразу как-то на душе стало легче
4.В узком коридорчике горела свеча и освещала тусклым светом убогое жилище.
3.Укажите сложносочиненное предложение с разделительным союзом
1.Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело.
2.Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое загрубело!
3.Всходило солнце, и вслед за ними обсыхала роса.
4. Составьте схемы предложений, союзы выделите.
1)Над Москвой было еще светло и небо чистое и прозрачное зеленело к западу.
2)За мною жадно бушевало море а над нами высились и гудели тополи.
3)Дождь перестал но отец ушедший в поле еще утром все не возвращался.
4)Ночью шел тихий дождь но утром погода разгулялась.
5)Отец курил откинувшись в кресло рассеянно глядя на висевшую над столом жаркую лампу а мама в очках старательно зашивала под ее светом маленький шелковый мешочек.
5.Запишите номера только сложноподчиненные предложения.
1)Восходит солнце, но в лесу еще темно.
2)Я не заметил, как день медленно перешел в вечер.
3)Когда гости, наконец, приехали, их уже перестали ждать.
4)Цветут липы, и по всему саду разносится сладкий запах.
6.Определите вид придаточных предложений.
1.Он медленно шел по широкой аллее, что вела от площадки дома в дебри парка. (В. Набоков)
2.Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. (И. Тургенев)
3.Я не хочу знать, зачем вы едете. (И. Тургенев)
4. Он верил, что душа родная соединиться с ним должна. (А. Пушкин)
5.Всего, что знал еще Евгений, пересказать мне недосуг. (А. Пушкин)
7. В каких предложениях есть пунктуационные ошибки?
8. В каких предложениях есть речевые ошибки?
1)Все мои огорчения давно канули в лето.
2)Глядя в небо, меня всегда удивляют звёзды.
3)Вторая серия оказалась интереснее первой.
4)Космонавты пробыли на орбите около двести суток.
Задание 16 ЕГЭ 2022 по русскому языку
Практика по материалам открытого банка ФИПИ.
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений
1.
1) Иногда взгляд Илюши наполнялся выражением безразличия усталости или скуки.
2) Художник был увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм.
3) Пианист виртуозно исполнял свои и чужие сочинения и с легкостью читал с листа незнакомые произведения.
4) Картины и вазы в комнате отражали утонченность вкуса её хозяина.
5) В зеркальных стеклах качались сосны и плыли грузные серые облака.
2.
1) Русский дух ощущается в творчестве Пушкина в юморе и иронии в силе чувств и лиризме отступлений в пафосе всей поэмы и в характерах действующих лиц.
2) Иван Иванович всегда дает каждому из детей или по бублику или по кусочку дыни.
3) Сравнительный метод одинаково полезен и необходим как в анатомии отдельного человека так и в социальной науке.
4) Лодка шла вдоль берега и попадала то в полосы прохладного морского воздуха то в струи теплого сыроватого ветерка.
5) Направо белела низменная песчаная коса и темнела груда дальних гор.
3.1) Санин ощущал во всем своем существе если не удовольствие то некоторую легкость счастья.
2) Среди сибирских рек есть и большие и малые и спокойные и буйные.
3) Снаряды рвались справа слева и впереди.
4) По небу голубому проехал грохот грома и снова лес молчит.
5) От него не было ни слуху ни духу.
4.
1) Солнышко село и зорька погасла.
2) Для Алевтины Васильевны хотя и привычна но тяжела была власть Ерофея Кузьмича.
3) Отрывистый и ломаный звук метался и прыгал и бежал куда-то в сторону от других.
4) И день и ночь не утихала работа в поле.
5) Листья в поле пожелтели и кружатся и летят.
5.
1) Вода быстро поднималась и заливала луга и огороды жителей деревни.
2) Зарево распространилось не только над центром города но и далеко вокруг.
3) Ни свет ни заря отправилась Матрена в город.
4) Часовой дошел до противоположного угла и повернул обратно но вдруг остановился
5) Здесь краски не ярки и звуки не резки.
6.
1) На суше на море молодые и сильные руки творят чудеса.
2) Не то сон не то наваждение не то видение чудное показалось старому монаху.
3) Задолго до рассвета Ильинична затопила печь выпекла хлеб и насушила две сумы сухарей.
4) И день и ночь мой Ленинград стоял и жил сражался и мечтал.
5) Над Невой покачивался слюдяной солнечный блеск и пролетали легкие ветры со взморья.
7.
1) Я имею поручение как от судьи так равно и от всех ваших знакомых примирить вас с приятелем вашим.
2) И радости встреч и горечь разлук мы все испытали товарищ и друг.
3) Слушайте тишину и тогда осень лесная покажет вам все богатства.
4) Здесь барство дикое без чувства без закона присвоило себе насильственной лозой и труд и собственность и время земледельца.
5)Вот уж и стука и крика и бубенцов не слыхать.
8.
1) Клёны и берёзки столпились на пригорках и лощинах.
2) Он слеп упрям нетерпелив и легкомыслен и кичлив.
3) Русский народ смышлён и понятлив усерден и горяч ко всему благому и прекрасному.
4) Ты внемлешь грохоту громов и гласу бури и валов и крику сельских пастухов.
5) Солнышко село и зорька погасла и птицы затихли в лесу
9.
1) Ни побоища ни стана ни надгробного кургана не встречает царь Дадон.
2) Как недостатки так и достоинства «Полтавы» были равно не поняты тогдашними критиками и тогдашнею публикой.
3) И сегодня рифма поэта — ласка и лозунг и штык и кнут.
4) Не железным ключом открывается сердце а добротой.
5) Бесхитростная тишина и воздух прозрачен до боли до слёз
10.
1) Наставник внимательно и придирчиво оглядывал выполненную работу обсуждал все тонкости механизма со своим помощником и его учеником.
2) Ветер приносит холод ясность и некую пустоту всего тела.
3) Буду ли я пеною в море или голубою мглой на горах или вечерней тенью степной — я всегда буду помнить о тебе.
4) Осенней свежестью листвою и плодами благоухает сад.
5) Мой отец любил порядок и порядок любил его.
11.
1) Калитка открылась и мы вошли в узкий дворик подошли к хозяйке.
2) Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья и швырял их в ночь.
3) Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь…
4) Долго ль мне гулять на свете то в коляске то верхом то в кибитке то в карете то в телеге то пешком?
5)Необходимо побывать если не во всех то в большинстве районов.
12.
1) Писательский талант равно проявит себя как в книгах для взрослых так и в детской литературе.
2) Крылов и Даль и Гончаров были чиновниками и не утратили из-за этого своих дарований.
3) Фокусник обманывает зрителей однако никогда не выдает иллюзию за «чистую монету».
4) Небосвод покачивался то приближался то отходил.
5) У нас выпал снег и начался санный путь.
13.
1) Внезапно закружил листопад и постепенно похолодало.
2) Серый коршун с растопыренными шевелящимися кончиками крыльев пролетел над гребнем горы.
3) Вся мебель в комнате состояла из стола кровати да табурета.
4) В праздник кто-нибудь в доме варил варенье или пек торт или готовил еще что-нибудь вкусное и обязательно угощал соседей.
5)Я сижу один над обрывом глажу добрейшую собаку с невероятно забавными в своей ложной свирепости желтыми мужичьими глазами.
14.
1) Брат был умен и ловок легко решал задачи и легко научился делать фокусы.
2) Черная дыра тоннеля то виднелась отчетливо то пропадала в подымавшемся от раскаленных камней мареве.
3) Сама площадь и позлащенные солнцем листья и памятник казались какими-то чужеземными.
4) Мне пришлось читать Ане и стихи и сказки и потешки.
5) Совсем стемнело и в темноте мы очень скоро потеряли наших товарищей.
16.
1) Зоя придерживала двумя пальчиками край широкой шляпы и посматривала то вбок то назад.
2) Все уселись вокруг разостланной скатерти и принялись за паштет и прочие яства.
3) Инсаров прочёл Берсеневу свой перевод двух или трёх болгарских песен и пожелал узнать его мнение.
4) Внезапный порывистый ливень без грому и молний только что промчался над нашей широкой равниной.
5) Лесная путаница тропинок окончилась и открылся великий простор.
17.
1) С самого раннего утра убегал он или на пруд или в рощу или на сенокос.
2) А я не только впредь не трону здешних стад но сам за них с другими грызться рад.
3) Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны.
4) Даша кивнула головой и на шапочке закивали ромашки.
5) Ни конца ни края не было их задушевным беседам.
18.
1) Овсянников разъезжал либо на беговых дрожках либо в небольшой красивой тележке с кожаным верхом
2) Листья распускаются если не в апреле то в мае.
3) Пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху да будет солдат а не шаматон.
4) Добровольцы давно промокли до нитки и продрогли до мозга костей
5) Далеко за воротами кричали лягушки и пел в саду соловей.
19.
1) Иногда взгляд Обломова наполнялся выражением усталости скуки.
2) Я или зарыдаю или закричу или в обморок упаду.
3) То ль от зноя то ль от стона подошла усталость.
4) Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега.
5) Дождями каждодневными кончается лето и начинается осень холодом.
20.
1) Жизнь удивительна и прекрасна.
2) Борьба учила хитрости и осторожности зоркости и смелости.
3) Дорога то проваливалась между горных гребней то поднималась на округлые холмы то исчезала в траве.
4) Все блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.
5) Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
21.
1) Он поминутно останавливался и только при блеске молнии делал шаги.
2) Лунный свет поблескивал не только на стёклах окон но и на глади реки.
3) Всю ночь не сходил месяц с неба и утром готовился настоящий мороз.
4) Дай мне карандаш или ручку.
5) Ночью ветер злится да стучит в окно.
22.
1) Агроном сначала осмотрел посевы пшеницы и гороха потом что-то записал в блокнот.
2) Юбиляра поздравляли не только сотрудники но и совершенно незнакомые люди.
3) Здесь побывала анаконда или какая-нибудь другая крупная змея.
4) Серебро и злато брильянты и жемчуг дарил боярин своей ладушке.
5) Третий выстрел и птица снялась с дерева широкими взмахами своих крыльев.
1) 1 2
2) 2 3 4
3) 13 4
4) 12
5) 24
6) 134
7) 13
8) 4 5
9) 15
10) 12 4 5
11) 13
12) 1 3
13) 135
14) 12 5
15) 2 3 4 5
16 15
17) 2 4
18) 125
19) 13 5
20) 25
21) 2 3
22) 12 45
Давно уже было понятно что все кануло в лета я согласился
Иллюстрация Б. Йогансона ко второму действию пьесы Чехова «Вишневый сад»
Шарлотта (в раздумье). У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет, и мне все кажется, что я молоденькая. Когда я была маленькой девочкой, то мой отец и мамаша ездили по ярмаркам и давали представления, очень хорошие. А я прыгала salto mortale и разные штучки. И когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить. Хорошо. Я выросла, потом пошла в гувернантки. А откуда я и кто я — не знаю. Кто мои родители, может, они не венчались. не знаю. (Достает из кармана огурец и ест.) Ничего не знаю. Пауза. Так хочется поговорить, а не с кем. Никого у меня нет.
Епиходов (играет на гитаре и поет). «Что мне до шумного света, что мне друзья и враги. » Как приятно играть на мандолине!
Дуняша. Это гитара, а не мандолина. (Глядится в зеркальце и пудрится.)
Епиходов. Для безумца, который влюблен, это мандолина. (Напевает.) «Было бы сердце согрето жаром взаимной любви. »
Шарлотта. Ужасно поют эти люди. фуй! Как шакалы.
Дуняша (Яше). Все-таки какое счастье побывать за границей.
Яша. Да, конечно. Не могу с вами не согласиться. (Зевает, потом закуривает сигару.)
Епиходов. Понятное дело. За границей всё давно уж в полной комплекции.
Епиходов. Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять направления, чего мне собственно хочется, жить мне или застрелиться, собственно говоря, но тем не менее я всегда ношу при себе револьвер. Вот он. (Показывает револьвер.)
Епиходов. Собственно говоря, не касаясь других предметов, я должен выразиться о себе, между прочим, что судьба относится ко мне без сожаления, как буря к небольшому кораблю. Если, допустим, я ошибаюсь, тогда зачем же сегодня утром я просыпаюсь, к примеру сказать, гляжу, а у меня на груди страшной величины паук. Вот такой. (Показывает обеими руками.) И тоже квасу возьмешь, чтобы напиться, а там, глядишь, что-нибудь в высшей степени неприличное, вроде таракана. Пауза. Вы читали Бокля? Пауза. Я желаю побеспокоить вас, Авдотья Федоровна, на пару слов.
Епиходов. Мне бы желательно с вами наедине. (Вздыхает.)
Дуняша (смущенно). Хорошо. только сначала принесите мне мою тальмочку. Она около шкафа. тут немножко сыро.
Епиходов. Хорошо-с. принесу-с. Теперь я знаю, что мне делать с моим револьвером. (Берет гитару и уходит, наигрывая.)
Яша. Двадцать два несчастья! Глупый человек, между нами говоря. (Зевает.)
Дуняша. Не дай бог, застрелится. Пауза. Я стала тревожная, все беспокоюсь. Меня еще девочкой взяли к господам, я теперь отвыкла от простой жизни, и вот руки белые-белые, как у барышни. Нежная стала, такая деликатная, благородная, всего боюсь. Страшно так. И если вы, Яша, обманете меня, то я не знаю, что будет с моими нервами.
Яша (целует ее). Огурчик! Конечно, каждая девушка должна себя помнить, и я больше всего не люблю, ежели девушка дурного поведения.
Дуняша. Я страстно полюбила вас, вы образованный, можете обо всем рассуждать.
Яша (зевает). Да-с. По-моему, так: ежели девушка кого любит, то она, значит, безнравственная. Пауза. Приятно выкурить сигару на чистом воздухе. (Прислушивается.) Сюда идут. Это господа. Дуняша порывисто обнимает его. Идите домой, будто ходили на реку купаться, идите этой дорожкой, а то встретятся и подумают про меня, будто я с вами на свидании. Терпеть этого не могу.
Дуняша (тихо кашляет). У меня от сигары голова разболелась. (Уходит.)
Яша остается, сидит возле часовни. Входят Любовь Андреевна, Гаев и Лопахин.
Лопахин. Надо окончательно решить — время не ждет. Вопрос ведь совсем пустой. Согласны вы отдать землю под дачи или нет? Ответьте одно слово: да или нет? Только одно слово!
Любовь Андреевна. Кто это здесь курит отвратительные сигары. (Садится.)
Гаев. Вот железную дорогу построили, и стало удобно. (Садится.) Съездили в город и позавтракали. желтого в середину! Мне бы сначала пойти в дом, сыграть одну партию.
Любовь Андреевна. Успеешь.
Лопахин. Только одно слово! (Умоляюще.) Дайте же мне ответ!
Любовь Андреевна (глядит в свое портмоне). Вчера было много денег, а сегодня совсем мало. Бедная моя Варя из экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один горох, а я трачу как-то бессмысленно. (Уронила портмоне, рассыпала золотые.) Ну, посыпались. (Ей досадно.)
Яша. Позвольте, я сейчас подберу. (Собирает монеты.)
Любовь Андреевна. Будьте добры, Яша. И зачем я поехала завтракать. Дрянной ваш ресторан с музыкой, скатерти пахнут мылом. Зачем так много пить, Леня? Зачем так много есть? Зачем так много говорить? Сегодня в ресторане ты говорил опять много и все некстати. О семидесятых годах, о декадентах. И кому? Половым говорить о декадентах!
Гаев (машет рукой). Я неисправим, это очевидно. (Раздраженно Яше.) Что такое, постоянно вертишься перед глазами.
Яша (смеется). Я не могу без смеха вашего голоса слышать.
Гаев (сестре). Или я, или он.
Любовь Андреевна. Уходите, Яша, ступайте.
Яша (отдает Любови Андреевне кошелек). Сейчас уйду. (Едва удерживается от смеха.) Сию минуту. (Уходит.)
Лопахин. Ваше имение собирается купить богач Дериганов. На торги, говорят, приедет сам лично.
Любовь Андреевна. А вы откуда слышали?
Лопахин. В городе говорят.
Гаев. Ярославская тетушка обещала прислать, а когда и сколько пришлет, неизвестно.
Лопахин. Сколько она пришлет? Тысяч сто? Двести?
Любовь Андреевна. Ну. Тысяч десять-пятнадцать, и на том спасибо.
Лопахин. Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал. Вам говорят русским языком, имение ваше продается, а вы точно не понимаете.
Любовь Андреевна. Что же нам делать? Научите, что?
Лопахин. Я вас каждый день учу. Каждый день я говорю все одно и то же. И вишневый сад, и землю необходимо отдать в аренду под дачи, сделать это теперь же, поскорее — аукцион на носу! Поймите! Раз окончательно решите, чтоб были дачи, так денег вам дадут сколько угодно, и вы тогда спасены.
Любовь Андреевна. Дачи и дачники — это так пошло, простите.
Гаев. Совершенно с тобой согласен.
Лопахин. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. Не могу! Вы меня замучили! (Гаеву.) Баба вы!
Лопахин. Баба! (Хочет уйти.)
Любовь Андреевна (испуганно). Нет, не уходите, останьтесь, голубчик. Прошу вас. Может быть, надумаем что-нибудь!
Лопахин. О чем тут думать!
Любовь Андреевна. Не уходите, прошу вас. С вами все-таки веселее. Пауза. Я все жду чего-то, как будто над нами должен обвалиться дом.
Гаев (в глубоком раздумье). Дуплет в угол. Круазе в середину.
Любовь Андреевна. Уж очень много мы грешили.
Лопахин. Какие у вас грехи.
Гаев (кладет в рот леденец). Говорят, что я все свое состояние проел на леденцах. (Смеется.)
Гаев. Это наш знаменитый еврейский оркестр. Помнишь, четыре скрипки, флейта и контрабас.
Любовь Андреевна. Он еще существует? Его бы к нам зазвать как-нибудь, устроить вечерок.
Лопахин (прислушивается). Не слыхать. (Тихо напевает.) «И за деньги русака немцы офранцузят». (Смеется.) Какую я вчера пьесу смотрел в театре, очень смешно.
Любовь Андреевна. И, наверное, ничего нет смешного. Вам не пьесы смотреть, а смотреть бы почаще на самих себя. Как вы все серо живете, как много говорите ненужного.
Лопахин. Это правда. Надо прямо говорить, жизнь у нас дурацкая. Пауза. Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна, и все палкой. В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья.
Любовь Андреевна. Жениться вам нужно, мой друг.
Лопахин. Да. Это правда.
Любовь Андреевна. На нашей бы Варе. Она хорошая девушка.
Любовь Андреевна. Она у меня из простых, работает целый день, а главное, вас любит. Да и вам-то давно нравится.
Лопахин. Что же? Я не прочь. Она хорошая девушка.
Гаев. Мне предлагают место в банке. Шесть тысяч в год. Слыхала?
Любовь Андреевна. Где тебе! Сиди уж.
Фирс входит; он принес пальто.
Фирс (Гаеву). Извольте, сударь, надеть, а то сыро.
Гаев (надевает пальто). Надоел ты, брат.
Фирс. Нечего там. Утром уехали, не сказавшись. (Оглядывает его.)
Любовь Андреевна. Как ты постарел, Фирс!
Фирс. Чего изволите?
Лопахин. Говорят, ты постарел очень!
Фирс. Живу давно. Меня женить собирались, а вашего папаши еще на свете не было. (Смеется.) А воля вышла, я уже старшим камердинером был. Тогда я не согласился на волю, остался при господах. Пауза. И помню, все рады, а чему рады, и сами не знают.
Лопахин. Прежде очень хорошо было. По крайней мере, драли.
Фирс (не расслышав). А еще бы. Мужики при господах, господа при мужиках, а теперь все враздробь, не поймешь ничего.
Гаев. Помолчи, Фирс. Завтра мне нужно в город. Обещали познакомить с одним генералом, который может дать под вексель.
Лопахин. Ничего у вас не выйдет. И не заплатите вы процентов, будьте покойны.
Любовь Андреевна. Это он бредит. Никаких генералов нет.
Входят Трофимов, Аня и Варя.
Гаев. А вот и наши идут.
Любовь Андреевна (нежно). Иди, иди. Родные мои. (Обнимая Аню и Варю.) Если бы вы обе знали, как я вас люблю. Садитесь рядом, вот так.
Лопахин. Наш вечный студент все с барышнями ходит.
Трофимов. Не ваше дело.
Лопахин. Ему пятьдесят лет скоро, а он все еще студент.
Трофимов. Оставьте ваши дурацкие шутки.
Лопахин. Что же ты, чудак, сердишься?
Трофимов. А ты не приставай.
Лопахин (смеется). Позвольте вас спросить, как вы обо мне понимаете?
Трофимов. Я, Ермолай Алексеич, так понимаю: вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен.
Варя. Вы, Петя, расскажите лучше о планетах.
Любовь Андреевна. Нет, давайте продолжим вчерашний разговор.
Трофимов. О чем это?
Гаев. О гордом человеке.
Трофимов. Мы вчера говорили долго, но ни к чему не пришли. В гордом человеке, в вашем смысле, есть что-то мистическое. Быть может, вы и правы по-своему, но если рассуждать попросту, без затей, то какая там гордость, есть ли в ней смысл, если человек физиологически устроен неважно, если в своем громадном большинстве он груб, неумен, глубоко несчастлив. Надо перестать восхищаться собой. Надо бы только работать.
Гаев. Все равно умрешь.
Трофимов. Кто знает? И что значит — умрешь? Быть может, у человека сто чувств и со смертью погибают только пять, известных нам, а остальные девяносто пять остаются живы.
Любовь Андреевна. Какой вы умный, Петя.
Лопахин (иронически). Страсть!
Трофимов. Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину. У нас, в России, работают пока очень немногие. Громадное большинство той интеллигенции, какую я знаю, ничего не ищет, ничего не делает и к труду пока не способно. Называют себя интеллигенцией, а прислуге говорят «ты», с мужиками обращаются как с животными, учатся плохо, серьезно ничего не читают, ровно ничего не делают, о науках только говорят, в искусстве понимают мало. Все серьезны, у всех строгие лица, все говорят только о важном, философствуют, а между тем у всех на глазах рабочие едят отвратительно, спят без подушек, по тридцати, по сорока в одной комнате, везде клопы, смрад, сырость, нравственная нечистота. И, очевидно, все хорошие разговоры у нас для того только, чтобы отвести глаза себе и другим. Укажите мне, где у нас ясли, о которых говорят так много и часто, где читальни? О них только в романах пишут, на деле же их нет совсем. Есть только грязь, пошлость, азиатчина. Я боюсь и не люблю очень серьезных физиономий, боюсь серьезных разговоров. Лучше помолчим!
Лопахин. Знаете, я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера, ну, у меня постоянно деньги свои и чужие, и я вижу, какие кругом люди. Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей. Иной раз, когда не спится, я думаю: господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами.
Любовь Андреевна. Вам понадобились великаны. Они только в сказках хороши, а так они пугают. В глубине сцены проходит Епиходов и играет на гитаре. (Задумчиво.) Епиходов идет.
Аня (задумчиво). Епиходов идет.
Гаев. Солнце село, господа.
Трофимов. Вы лучше желтого в середину дуплетом.
Гаев. Я молчу, молчу.
Все сидят, задумались. Тишина. Слышно только, как тихо бормочет Фирс. Вдруг раздается отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный.
Любовь Андреевна. Это что?
Лопахин. Не знаю. Где-нибудь далеко в шахтах сорвалась бадья. Но где-нибудь очень далеко.
Гаев. А может быть, птица какая-нибудь. вроде цапли.
Трофимов. Или филин.
Любовь Андреевна (вздрагивает). Неприятно почему-то.
Фирс. Перед несчастьем тоже было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь.
Гаев. Перед каким несчастьем?
Любовь Андреевна. Знаете, друзья, пойдемте, уже вечереет. (Ане.) У тебя на глазах слезы. Что ты, девочка? (Обнимает ее.)
Аня. Это так, мама. Ничего.
Трофимов. Кто-то идет.
Показывается Прохожий в белой потасканной фуражке, в пальто; он слегка пьян.
Прохожий. Позвольте вас спросить, могу ли я пройти здесь прямо на станцию?
Гаев. Можете. Идите по этой дороге.
Прохожий. Чувствительно вам благодарен. (Кашлянув.) Погода превосходная. (Декламирует.) Брат мой, страдающий брат. выдь на Волгу, чей стон. (Варе.) Мадемуазель, позвольте голодному россиянину копеек тридцать.
Варя испугалась, вскрикивает.
Лопахин (сердито). Всякому безобразию есть свое приличие!
Любовь Андреевна (оторопев). Возьмите. вот вам. (Ищет в портмоне.) Серебра нет. Все равно, вот вам золотой.
Прохожий. Чувствительно вам благодарен! (Уходит.)
Варя (испуганная). Я уйду. я уйду. Ах, мамочка, дома людям есть нечего, а вы ему отдали золотой.
Любовь Андреевна. Что ж со мной, глупой, делать! Я тебе дома отдам все, что у меня есть. Ермолай Алексеич, дадите мне еще взаймы.
Любовь Андреевна. Пойдемте, господа, пора. А тут, Варя, мы тебя совсем просватали, поздравляю.
Варя (сквозь слезы). Этим, мама, шутить нельзя.
Лопахин. Охмелия, иди в монастырь.
Гаев. А у меня дрожат руки: давно не играл на биллиарде.
Лопахин. Охмелия, о нимфа, помяни меня в твоих молитвах!
Любовь Андреевна. Идемте, господа. Скоро ужинать.
Варя. Напугал он меня. Сердце так и стучит.
Лопахин. Напоминаю вам, господа: двадцать второго августа будет продаваться вишневый сад. Думайте об этом. Думайте.
Уходят все, кроме Трофимова в Ани.
Аня (смеясь). Спасибо прохожему, напугал Варю, теперь мы одни.
Трофимов. Варя боится, а вдруг мы полюбим Друг друга, и целые дни не отходит от нас. Она своей узкой головой не может понять, что мы выше любви. Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым,— вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!
Аня (всплескивая руками). Как хорошо вы говорите! Пауза. Сегодня здесь дивно!
Трофимов. Да, погода удивительная.
Аня. Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде. Я любила его так нежно, мне казалось, на земле нет лучше места, как наш сад.
Трофимов. Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест. Пауза. Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов. Владеть живыми душами — ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней. Мы отстали по крайней мере лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом. Поймите это, Аня.
Аня. Дом, в котором мы живем, давно уже не наш дом, и я уйду, даю вам слово.
Трофимов. Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и уходите. Будьте свободны, как ветер.
Аня (в восторге). Как хорошо вы сказали!
Трофимов. Верьте мне, Аня, верьте! Мне еще нет тридцати, я молод, я еще студент, но я уже столько вынес! Как зима, так я голоден, болен, встревожен, беден, как нищий, и — куда только судьба не гоняла меня, где я только не был! И все же душа моя всегда, во всякую минуту, и днем и ночью, была полна неизъяснимых предчувствий. Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его.
Аня (задумчиво). Восходит луна.
Слышно, как Епиходов играет на гитаре все ту же грустную песню, Восходит луна. Где-то около тополей Варя ищет Аню и зовет: «Аня! Где ты?»
Трофимов. Да, восходит луна. Пауза. Вот оно счастье, вот оно идет, подходит все ближе и ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие! Голос Вари: «Аня! Где ты?» Опять эта Варя! (Сердито.) Возмутительно!
Аня. Что ж? Пойдемте к реке. Там хорошо.