Дайте характеристику нового политического строя чем он отличался
Разница между новым политическим строем и парламентской монархией в Англии
В политической истории Англии выделяют период парламентской монархии, а также время нового политического строя. В чем их специфика?
Факты о времени парламентской монархии в Англии
Моментом установления парламентской монархии в Англии считается дворцовый переворот, произошедший в стране в конце 17 века. В результате свержения действующего британского короля Якова II на трон взошел голландский монарх Вильгельм III. В 1689 году парламентом страны был подготовлен, принят и вручен новому королю Билль о правах. В соответствии с его положениями, парламент, в частности, получал право:
В результате в Англии установилась парламентская монархия, при которой власть короля существенно ограничивалась. Можно отметить, что население страны также получило в данный период значительные привилегии — например, на смещение короля с трона, а также на изменение порядка наследования престола.
Наряду с Биллем о правах, другим важнейшим документом, закрепившим институт парламентаризма в Англии, стал Акт об устроении, принятый летом 1701 года. В его положениях было, в частности, установлено, что:
Выбор депутатов в рамках политической системы, установившейся в Англии в конце 17 — начале 18 века, мог осуществляться достаточно узким кругом избирателей, составлявшим порядка 10 % населения страны. Идеологическими оппонентами в парламенте были фракции, крупнейшими из которых являлись тори и виги.
Установление в Англии парламентской монархии способствовало развитию демократии, политической самоорганизации, институтов гражданского права в стране. Постепенно государственное устройство Англии трансформировалось в новый политический строй. Рассмотрим его основные характеристики.
Факты о новом политическом строе в Англии
Переход к концепции государственного управления, именуемой новым политическим строем, в Англии осуществлялся поэтапно.
Одним из ключевых событий, повлиявших на рассматриваемый процесс, стала парламентская реформа, проведенная в 1832 году. Она установила, что парламент должен формироваться исходя из принципа территориального представительства избирателей. Были введены некоторые цензы на участие в выборах (такие как, например, совершеннолетие, осуществление уплаты налогов, наличие имущества, приносящего доход), но в целом результатом реформы 1832 года стало то, что английским государством получили возможность управлять достаточно широкие слои граждан — в частности, землевладельцы.
Кандидатам в парламент Англии, в свою очередь, теперь приходилось прилагать значительные усилия для того, чтобы завоевать доверие избирателей. Начали формироваться полноценные политические партии — так появились либералы и консерваторы. В конце 19 века на политическую арену вышли рабочие движения. В 1900 году был сформирован Комитет рабочего представительства. В 1906-м его переименовали в лейбористскую партию. 1920-х годах лейбористы фактически переняли на себя идеологические функции либералов. Политическая система Англии стала преимущественно двухпартийной и сохраняет данный формат — при лидерстве лейбористской и консервативной партии — до сих пор.
Современная политическая структура Англии продолжает функционировать на основе принципов парламентской монархии. Некоторые исследователи называют ее конституционной — но официально в Великобритании нет государственной конституции, поэтому данное наименование формы правления применяется, скорее, по аналогии со схожими концепциями в других государствах, в которых абсолютная монархия трансформировалась в парламентскую. Но стоит отметить, что комплекс актов, издаваемых Парламентом, судебных решений или конвенций, регулирующих работу политических институтов государства, часто рассматривается как национальная конституция Великобритании. Нельзя обойти вниманием тот факт, что Билль о правах, принятый в Англии в 1689 году, воспринимается как часть современной конституции Великобритании.
В положениях источников права, регулирующих работу политических институтов Великобритании, закреплено, что главой государства, основным субъектом исполнительной, судебной, а также законодательной власти в Великобритании и Северной Ирландии является монарх. Он уполномочен назначать главу партии, которая имеет большинство мест в Палате общин, на должность премьер-министра. Следует, однако, отметить, что монарх вправе назначить премьер-министром в принципе любого гражданина Великобритании — необязательно представителя парламента.
Глава Великобритании также уполномочен одобрять акты парламента или же отказывать в их согласовании — хотя это в современной истории английского государства редкость. Также он имеет право распустить парламент. Что касается назначения министров, ведения внешней политики — данные полномочия, в свою очередь, сосредоточены в руках премьер-министра Великобритании.
Сравнение
Безусловно, с точки зрения основных принципов функционирования британской политической системы есть не одно отличие нового политического строя от парламентской монархии в Англии (если под началом первого периода условиться понимать время от середины 19 века до современности, а под вторым — первые годы после принятия британского Билля о правах в конце 17 века). Но следует отметить, что принципы парламентаризма, на основе которых сейчас функционирует британское государство, были заложены еще во времена призвания на трон Вильгельма III.
Более наглядно отобразить то, в чем разница между новым политическим строем и парламентской монархией в Англии заключается принципиально, нам поможет небольшая таблица.
Виды режимов
9 класс, 10 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Определение политического режима
Политический режим — это комплекс методов и средств, через которые реализуется политическая власть. Понятие включает в себя:
Режим правления — это динамическая (изменяющаяся) сторона политической системы. На основе режима складывается политический климат и возникают суждения по поводу характера организации политического устройства в государстве.
Схожие формы правления способны порождать различные политические режимы.Разберемся, какие факторы их формируют.
Факторы формирования политических режимов
Прежде чем разбираться с понятием и видами режимов власти, нужно понять, какие факторы способствуют их формированию. Например:
Виды политических режимов
Главный критерий выделения типов политических режимов — совокупность прав и свобод, которые предоставляются населению государством.
В учебниках по обществознанию встречаются различные типологии политических режимов. Приведем наиболее общепринятую:
Рассмотрим три основных вида режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический, а также их подвиды.
Тоталитарный режим
Тоталитаризм (от лат. totalis «весь, целый, полный») — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания.
Чаще всего в рамках тоталитарного режима власть реализуется одним человеком либо узкой группой лиц через распространение единой идеологии, пропаганды культа личности вождя или правящей элиты.
Признаки тоталитарного политического режима:
Подвиды тоталитаризма: коммунизм, фашизм, национал-социализм.
Авторитарный режим
Авторитаризм (от лат. auctoritas «власть, влияние») — политический режим, при котором носитель власти провозглашает себя имеющим право на власть.
Это промежуточное звено между тоталитаризмом и демократией. Для авторитаризма характерна неограниченная власть государственного аппарата с элементами принудительных и силовых способов влияния на социальные процессы. В тоже время возможна частная инициатива, рыночная конкуренция, гражданская компонента общества.
Признаки авторитарного политического режима:
Авторитарное правление может проявляться в таких формах, как:
Преимущества авторитарного политического режима: общественный порядок, политическая стабильность, способность мобилизовать общественные ресурсы на выполнение определенных задач.
Недостатки: жесткая централизация власти, аполитичный настрой граждан.
Демократический режим
Демократия (греч. δημοκρατία «народовластие») — политический режим, при котором единственным источником власти является народ. Власть осуществляется по воле и в интересах народа. Проще говоря, под демократией понимают метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса.
Выделяют три вида демократии:
Прямая демократия — система, при которой обладающие правом голоса граждане участвуют в принятии решения общественно-политической жизни общества. Такая система возможна в небольших поселениях.
Представительная демократия — система, при которой решение значимых политических, социальных и других вопросов принимают выбранные представители, у которых есть полномочия. Такой вид демократии распространен в современном мире.
Плебисцитарная демократия — система, в которой проект решения вопроса или закона выставляется на голосование. Сейчас такой вид демократии реализуется через референдумы.
Все три вида демократии могут существовать в рамках одного государства в один момент времени.
Главная особенность демократического политического режима заключается в возможности гражданам принимать непосредственное участие в политической жизни государства.
Признаки демократического политического режима:
Признаки политических режимов
Чтобы вам было легче сравнить и запомнить ключевые признаки политических режимов государства, мы собрали их в таблицу.
Признак
Тоталитаризм
Авторитаризм
Демократия
Участие граждан в выборах органов власти
отсутствует либо имеет формальный характер
ограниченное с допуском отдельных категорий
полное через свободные выборы
Гарантии прав и свобод
Особенности политического лидерства
харизматический правитель с неограниченными полномочиями
сильный лидер с большой властью, если избирается, то набирает подавляющее большинство голосов
глава государства избирается гражданами на демократических выборах
Степень верховенства закона
все зависит от мнения правителя, закон зачастую вторичен
неполная, в ряде сфер (особенно политической) преобладает мнение правителя
полное верховенство закона, правовое государство
Учет интересов меньшинства в процессе принятия управленческих решений
учитываются у отдельных категорий
учитываются и выполняются властью
Политический плюрализм
существует в отношении любых политических сил, не запрещенных законом
Многопартийность
имеет формальный характер
Место СМИ
подчинены и контролируются государством
формально свободны, но реально связаны с государством
независимы от государства, выражают различные мнения, в том числе оппозиционные
Дайте характеристику нового политического строя чем он отличался от?
6 ответов на вопрос “Дайте характеристику нового политического строя чем он отличался от?”
Современная политическая структура Англии продолжает функционировать на основе принципов парламентской монархии. Некоторые исследователи называют ее конституционной — но официально в Великобритании нет государственной конституции, поэтому данное наименование формы правления применяется, скорее, по аналогии со схожими концепциями в других государствах, в которых абсолютная монархия трансформировалась в парламентскую. Но стоит отметить, что комплекс актов, издаваемых Парламентом, судебных решений или конвенций, регулирующих работу политических институтов государства, часто рассматривается как национальная конституция Великобритании. Нельзя обойти вниманием тот факт, что Билль о правах, принятый в Англии в 1689 году, воспринимается как часть современной конституции Великобритании.
В положениях источников права, регулирующих работу политических институтов Великобритании, закреплено, что главой государства, основным субъектом исполнительной, судебной, а также законодательной власти в Великобритании и Северной Ирландии является монарх. Он уполномочен назначать главу партии, которая имеет большинство мест в Палате общин, на должность премьер-министра. Следует, однако, отметить, что монарх вправе назначить премьер-министром в принципе любого гражданина Великобритании — необязательно представителя парламента.
Глава Великобритании также уполномочен одобрять акты парламента или же отказывать в их согласовании — хотя это в современной истории английского государства редкость. Также он имеет право распустить парламент. Что касается назначения министров, ведения внешней политики — данные полномочия, в свою очередь, сосредоточены в руках премьер-министра Великобритании.
к содержанию ^
Сравнение
Безусловно, с точки зрения основных принципов функционирования британской политической системы есть не одно отличие нового политического строя от парламентской монархии в Англии (если под началом первого периода условиться понимать время от середины 19 века до современности, а под вторым — первые годы после принятия британского Билля о правах в конце 17 века). Но следует отметить, что принципы парламентаризма, на основе которых сейчас функционирует британское государство, были заложены еще во времена призвания на трон Вильгельма III.
Более наглядно отобразить то, в чем разница между новым политическим строем и парламентской монархией в Англии заключается принципиально, нам поможет небольшая таблица.
к содержанию ^
Таблица
Новый политический строй АнглииПарламентская монархия в АнглииЧто общего между ними?Установившиеся в конце 17 века принципы парламентаризма, в соответствии с которыми осуществляется разделение властных полномочий между монархом и парламентом, в целом актуальны и для современной АнглииПринятый в 1689 году Билль о правах рассматривается как часть современной конституции ВеликобританииВ чем разница между ними?Соответствует периоду с 30-х годов 19 века до современностиСоответствует периоду с конца 17 до 30-х годов 19 векаПарламент формируется широким кругом избирателей (сейчас — всеми совершеннолетними гражданами Великобритании)Парламент формируется достаточно узким кругом избирателейИдеологическими оппонентами в Парламенте стали либералы (позднее — лейбористы) и консерваторы, интересы которых представлены полноценными партиямиИдеологическими оппонентами в Парламенте являлись фракции, крупнейшие из них — тори и виги
Характеристика политического строя государства.
1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или
республика (парламентская, смешанная, президентская, суперпрезидентская).
2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.
3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью
какоголибо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).
4. Структура органов власти:
а) глава государства, его полномочия;
б) законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия);
в) исполнительные органы (способ формирования, функции, подчиненность);
г) судебные органы;
д) соотношение прав законодательной, исполнительной и судебной власти;
е) местные органы власти.
5. Права граждан (подданных):
а) избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т.п.);
б) политические права и свободы;
в) личные права и свободы;
г) возможность использования провозглашенных законом прав.
6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов
их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической
системе).
7. Краткая обобщенная оценка политического строя и перспектив его развития.
Характеристика политического строя государства.
1. Форма правления (монархия и республика).
2. Какой класс, часть класса, социальная группа, сословие находится у власти.
3. Политическое устройство государства.
1. Глава государства, его полномочия.
2. Законодательные органы (структура, способ формирования, функции, полномочия).
3. Исполнительные органы (способы формирования, функции, подчиненность).
4. Судебные органы.
5. Соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти.
4. Права граждан (поданных)
1). Избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. п.)
2). Политические права и свободы.
3). Личные права и свободы.
4). Возможности использования провозглашенных законом прав.
5. Основание политические партии и движения (краткая характеристика программ,
методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в
политической системе).
6. Краткая обобщающая оценка политического строя и перспектив его развития.
Памятка для оценки общественного строя.
1. Каковы производительные силы общества, т.е.
а) средства производства (орудия труда, предметы труда),
б) кто работает, трудовые навыки людей.
2. Кому принадлежат средства производства (чья собственность).
3. Каковы отношения между людьми при производстве всего необходимого для жизни
(производственные отношения, кто трудится, как распределяются результаты труда).
4. Есть ли классы? Если да, то, какие? Какие из них являются основными?