Дайте характеристику нового политического строя российского государства чем он отличался

Президент нового типа: как изменился государственный строй в Российской Федерации

Что означало в жизни страны голосование по поправкам к Конституции РФ? В период между 15 января и 1 июля 2020 года переменилась система власти в стране, а внутри этого полугодия поместились еще кризисные сто дней пандемии. Карантинные меры спутали карты властям, но открыли для них и новые возможности. Как все это изменило государственный строй Российской Федерации?

Российская система власти

Россию до перелома можно с небольшой натяжкой квалифицировать как авторитарный режим, странным образом сочетающий консерватизм с юркостью и живучестью. Наш авторитаризм был электоральным — он возник из победы Владимира Путина на первых президентских выборах. Триумф 2000 года надолго лег в основу его легитимности. Дальнейшие выборы играли уже второстепенную роль и только подтверждали первенство Путина. «Путинское большинство» избирателей стало электоральным основанием режима, о чем напоминали опросы о высоте путинского рейтинга как символа его первенства.

Формальная власть в этом режиме опирается на электоральную фикцию и внешне отвечает Конституции, определяющей баланс ветвей власти. Но эти ветви сами не шевелятся — пока их не привели в действие неформальные силы, восходящие к Кремлю. Этот механизм именуют «вертикалью власти». Такая двойственная система возникла не на радость конспирологам, а оттого что сами по себе имитативные институты не действовали. Пресловутая «вертикаль» — лишь система закулисной инициации институтов для управления страной.

Еще одна особенность, изначально отличавшая Россию от других посткоммунистических стран, — демонстрационная власть. По существу, это машина имитации чего угодно — она умеет имитировать силу, угрозу, народное ликование и триумфальные выборы. Ее функция — в любой момент сымитировать именно то, чего недостает, чтобы выкрутиться. Эта механика не сводится к пропаганде, хотя включает в себя медиамашину центральных СМИ. Но она включает и остальные политические мощности — Госдуму, МИД, Роскомстат и т. п. В каком-то смысле и власть президента Путина является изделием той же машины — имиджем, генерируемым имитационной властью.

Российская конструкция власти слаба. Ей нужно действовать на опережение, чтоб всегда оказываться первой. Лидерство является не бонусом, а условием гегемонии власти. На постоянное опережение Кремля опирается так называемая стабильность. Как только исчезает ощущение, что Кремль опережает страну, согласие с властью тает. Это стало заметно к концу прошлого года. Тут и грубость пенсионной реформы, и простая изношенность лидерства системы, в которой стало скучно существовать.

Когда реальное лидерство ушло, его также имитируют силами демонстрационной власти.

Реформу 15 января затеяли, чтобы демонстративно вернуть лидерство. И это удалось — лидерство вернулось моментально. Оппозиция на тот момент расслабилась, бесконечно вспоминая летние протесты и поздравляя саму себя с ограниченным успехом на местных выборах. Она выронила повестку, а Кремль ее поднял: народ хочет перемен? Президент предлагает перемены! Кремль опять оказался впереди, и рейтинги Путина подскочили. Впрочем, рейтинги в России не влияют на политическую жизнь, это лишь орнаментальный узор, дизайн власти: хорошо, если узор красив, но живут и с некрасивыми.

Фактор пандемии

Есть ли в России стабильность? Да, есть. Ее основа — многолетняя сделка власти с гражданами, условия которой просты: власть не мешает выживанию людей, люди не мешают ей править. В рамках коллективной сделки люди рассматриваются как «население», нечто зависимое и управляемое. Пока власть выполняет свою часть сделки, население терпит любые ее причуды, даже явно ведущие к понижению жизненного уровня. Уровень жизни вообще не входит в сделку и не контролируется, важно одно: ты жив! Выживание — ось всего. Люди помнят, что недавно они были совсем недалеки от того, чтоб не выжить. Эта память удерживает от любых радикальных перемен.

При данной компетенции местного начальства и медицинских структур система стала выпутываться. Таким образом, все произошло в точном соответствии с неписаной сделкой: президент позволил стране выжить. Кстати, отказ государства компенсировать населению жизнь под локдауном в этом смысле принципиален: выживание — дело самих выживающих. Им просто не надо мешать.

Но как слабая государственность, без развитых связей с гражданами и доверия на низовом уровне, добилась такой дисциплины? Почему люди не возмутились мелочными, часто абсурдными приказами и не взбунтовались? Именно потому, что включилась могучая машина выживания. Таким образом, сделка народа с властью была обновлена. И уже в июне верховная власть решила вернуться на прежнее место.

Новый президент

Но цена этого оказалась довольно дорогой: при голосовании неизбежно выяснилось, сколько людей реально сказало ему «нет». Сознавал ли он это изначально? Полагаю, не сознавал, или думал, что это не имеет значения: ведь на президентских выборах он побеждал и с меньшими цифрами. Однако теперь «группа НЕТ» мешает полновесности карт-бланша: под новым мандатом нет прежнего «путинского большинства» избирателей.

Часть его вышла из сделки. В процентах, сказавших «нет», и тех, кто бойкотировал выборы, оказались многие долго поддерживавшие Путина. И это не либералы. Это люди, которые верили власти, но потеряли веру в нее. Это хорошо видно на фокус-групповых исследованиях (группы Белановского и др.), где излагают отношение к былому кумиру. В опросе об отношении к параду Победы отвергающими идею парада оказались даже ветераны войны — ранее верная гвардия Путина.

Источник

Дайте характеристику нового политического строя чем он отличался от?

6 ответов на вопрос “Дайте характеристику нового политического строя чем он отличался от?”

Дайте характеристику нового политического строя российского государства чем он отличался. Смотреть фото Дайте характеристику нового политического строя российского государства чем он отличался. Смотреть картинку Дайте характеристику нового политического строя российского государства чем он отличался. Картинка про Дайте характеристику нового политического строя российского государства чем он отличался. Фото Дайте характеристику нового политического строя российского государства чем он отличался
Современная политическая структура Англии продолжает функционировать на основе принципов парламентской монархии. Некоторые исследователи называют ее конституционной — но официально в Великобритании нет государственной конституции, поэтому данное наименование формы правления применяется, скорее, по аналогии со схожими концепциями в других государствах, в которых абсолютная монархия трансформировалась в парламентскую. Но стоит отметить, что комплекс актов, издаваемых Парламентом, судебных решений или конвенций, регулирующих работу политических институтов государства, часто рассматривается как национальная конституция Великобритании. Нельзя обойти вниманием тот факт, что Билль о правах, принятый в Англии в 1689 году, воспринимается как часть современной конституции Великобритании.
В положениях источников права, регулирующих работу политических институтов Великобритании, закреплено, что главой государства, основным субъектом исполнительной, судебной, а также законодательной власти в Великобритании и Северной Ирландии является монарх. Он уполномочен назначать главу партии, которая имеет большинство мест в Палате общин, на должность премьер-министра. Следует, однако, отметить, что монарх вправе назначить премьер-министром в принципе любого гражданина Великобритании — необязательно представителя парламента.
Глава Великобритании также уполномочен одобрять акты парламента или же отказывать в их согласовании — хотя это в современной истории английского государства редкость. Также он имеет право распустить парламент. Что касается назначения министров, ведения внешней политики — данные полномочия, в свою очередь, сосредоточены в руках премьер-министра Великобритании.
к содержанию ^

Сравнение

Безусловно, с точки зрения основных принципов функционирования британской политической системы есть не одно отличие нового политического строя от парламентской монархии в Англии (если под началом первого периода условиться понимать время от середины 19 века до современности, а под вторым — первые годы после принятия британского Билля о правах в конце 17 века). Но следует отметить, что принципы парламентаризма, на основе которых сейчас функционирует британское государство, были заложены еще во времена призвания на трон Вильгельма III.
Более наглядно отобразить то, в чем разница между новым политическим строем и парламентской монархией в Англии заключается принципиально, нам поможет небольшая таблица.
к содержанию ^

Таблица

Новый политический строй АнглииПарламентская монархия в АнглииЧто общего между ними?Установившиеся в конце 17 века принципы парламентаризма, в соответствии с которыми осуществляется разделение властных полномочий между монархом и парламентом, в целом актуальны и для современной АнглииПринятый в 1689 году Билль о правах рассматривается как часть современной конституции ВеликобританииВ чем разница между ними?Соответствует периоду с 30-х годов 19 века до современностиСоответствует периоду с конца 17 до 30-х годов 19 векаПарламент формируется широким кругом избирателей (сейчас — всеми совершеннолетними гражданами Великобритании)Парламент формируется достаточно узким кругом избирателейИдеологическими оппонентами в Парламенте стали либералы (позднее — лейбористы) и консерваторы, интересы которых представлены полноценными партиямиИдеологическими оппонентами в Парламенте являлись фракции, крупнейшие из них — тори и виги

Характеристика политического строя государства.
1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или
республика (парламентская, смешанная, президентская, суперпрезидентская).
2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.
3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью
какого­либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).
4. Структура органов власти:
а) глава государства, его полномочия;
б) законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия);
в) исполнительные органы (способ формирования, функции, подчиненность);
г) судебные органы;
д) соотношение прав законодательной, исполнительной и судебной власти;
е) местные органы власти.
5. Права граждан (подданных):
а) избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т.п.);
б) политические права и свободы;
в) личные права и свободы;
г) возможность использования провозглашенных законом прав.
6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов
их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической
системе).
7. Краткая обобщенная оценка политического строя и перспектив его развития.
Характеристика политического строя государства.
1. Форма правления (монархия и республика).
2. Какой класс, часть класса, социальная группа, сословие находится у власти.
3. Политическое устройство государства.
1. Глава государства, его полномочия.
2. Законодательные органы (структура, способ формирования, функции, полномочия).
3. Исполнительные органы (способы формирования, функции, подчиненность).
4. Судебные органы.
5. Соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти.
4. Права граждан (поданных)
1). Избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. п.)
2). Политические права и свободы.
3). Личные права и свободы.
4). Возможности использования провозглашенных законом прав.
5. Основание политические партии и движения (краткая характеристика программ,
методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в
политической системе).
6. Краткая обобщающая оценка политического строя и перспектив его развития.
Памятка для оценки общественного строя.
1. Каковы производительные силы общества, т.е.
а) средства производства (орудия труда, предметы труда),
б) кто работает, трудовые навыки людей.
2. Кому принадлежат средства производства (чья собственность).
3. Каковы отношения между людьми при производстве всего необходимого для жизни
(производственные отношения, кто трудится, как распределяются результаты труда).
4. Есть ли классы? Если да, то, какие? Какие из них являются основными?

Источник

Основные формы правления

Дайте характеристику нового политического строя российского государства чем он отличался. Смотреть фото Дайте характеристику нового политического строя российского государства чем он отличался. Смотреть картинку Дайте характеристику нового политического строя российского государства чем он отличался. Картинка про Дайте характеристику нового политического строя российского государства чем он отличался. Фото Дайте характеристику нового политического строя российского государства чем он отличался

10 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Определение формы правления

Прежде чем мы узнаем, какие бывают формы правления, рассмотрим основные определения из школьной программы по обществознанию.

Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

У государства есть три измерения, которые определяют его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.

Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением и степень участия населения в их формировании.

Формы власти показывают:

В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр.

Из многообразия форм государственного правления на уроках обществознания обсуждают две основные — монархию и республику. Рассмотрим эти виды правления.

Монархия

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру) и обычно передается по наследству.

Монархия — одна из самых древних форм правления. Самой ранней формой монархии была деспотия. При деспотии вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках у абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Классическими деспотиями были государства Древнего Востока: Древний Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон, Персия. Также деспотической была власть в Золотой Орде, государстве Великих Моголов в Индии и Османской империи.

Параллельно шло развитие теократических представлений о природе монархии. В теократической традиции правитель (монарх) мыслился как живой бог или наместник бога. В разное время элементы теократической монархии можно было встретить в Древнем Египте, Китае, античной Греции (Александр Македонский), Римской империи (начиная с династии Августов). Более поздней формой теократии считают власть Папы Римского.

На теократическую традицию опирались и византийская автократия, и московское самодержавие. Самодержавие возникло в России в связи с принятием великим князем Иваном III титула «Государь Всея Руси» после его женитьбы на племяннице последнего византийского императора Константина XI, Софье Палеолог. А с обретением полной независимости от ханов Золотой Орды Иван III в дипломатической переписке с главами других государств начинает именовать себя царем и самодержцем.

На рубеже XVI−XVII вв. в Европе сложилось представление об абсолютной монархии, под которой понимали такую форму правления, при которой юридически и фактически вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти концентрировалась в руках монарха, за которым признавалось право лучше всех разбираться в этих вопросах. Классический образец абсолютной монархии того времени: Франция во времена Людовика XIV («короля-солнца»).

Далее появилась идея просвещенной монархии, или просвещенного абсолютизма. Теория просвещенного абсолютизма заключалась в идее светского государства, то есть в стремлении поставить выше всего центральную власть. Просвещенный абсолютизм внес новое понимание государства, которое наложило обязанности на государственную власть, пользующуюся правами. То есть монарх стал пониматься не просто как единоличный властитель государства, а как наиболее образованный представитель своей страны, который должен всестороннее заботиться о благе своих подданных и процветании своего государства.

Современные монархии разделяют на два вида — абсолютные и конституционные.

Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при правителе (царе, короле и пр.). В редких случаях монарх выполняет и функции духовного главы. Примеры современных абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), отчасти княжество Лихтенштейн, Ватикан.

В конституционных монархиях полномочия главы государства строго лимитированы. Реальная законодательная власть в таком государстве принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. По степени ограничения конституционные монархии бывают дуалистическими и парламентскими.

Дуалистическая монархия — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Он обладает правами назначения и смещения кабинета министров, абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительных и внешнеполитических функций. Примеры: Иордания, Марокко, Свазиленд, отчасти королевство Бутан, где присутствуют также и черты абсолютной монархии.

Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним ответственно. В отдельных случаях (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и др.) у монарха остаются определенные полномочия, как, например, право вето на законодательные акты парламента, но на практике оно давно нигде не применялось. По сути, монарх выполняет чисто представительские функции.

Примеры: все европейские монархии, за исключением Лихтенштейна и Ватикана. Наиболее известные — Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды и др. В Азии — Бахрейн, Камбоджа, Кувейт, Таиланд, Япония и с некоторыми оговорками Малайзия. В Африке — Лесото.

Виды монархийОсновные черты
Абсолютная (неограниченная)Все ветви власти — судебная, законодательная и исполнительная — находятся в руках одного человека: короля, султана, шаха, императора, царя и пр. Власть передается по наследству по праву крови. Чаще всего существует строгий регламент наследования, во избежание распрей между претендентами. Расцвет абсолютных монархий пришелся на период рабовладения и феодализма. В наши дни абсолютная монархия сохранилась в ОАЭ, Кувейте, Омане, Катаре и др.
КонституционнаяВласть одного лица ограничена законом государства, чаще всего Конституцией. Такой вид монархии подразделяется на дуалистическую и парламентскую.
ДуалистическаяМонарх стоит во главе исполнительной власти и может влиять на судебные решения и законотворчество. Параллельно с монархией в государстве часто существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко.
ПарламентскаяМонарх является частично формальным символом государства, данью традициям. Основная власть принадлежит избранным народом органам (парламенту). В государствах с такой формой правления соблюдается принцип разделения властей. Иногда монарх может наложить вето или резолюцию на некоторые законы, но реальной властью он не обладает. Такая форма правления в наши дни представлена в Японии, Дании, Великобритании.

Основные виды монархий и их признаки

Линии сравненияАбсолютная (неограниченная)ДуалистическаяОграниченная (парламентская, конституционная)
Принадлежность законодательной властиМонархРазделена между монархом и парламентомПарламент
Осуществление исполнительной властиМонархФормально — монарх, фактически — правительство
Назначение главы правительстваМонархФормально — монарх, но с учетом парламентских выборов
Ответственность правительстваПеред монархомПеред парламентом
Право роспуска парламента— (парламент отсутствует)У монарха (неограниченное)У монарха (по рекомендации правительства)
Право вето монарха на решения парламентаАбсолютное ветоПредусмотрено, но не используется
Чрезвычайно-указное законодательство монархаНеограниченное (указ монарха имеет силу закона)Только в период между сессиями парламентаПредусмотрено, но не используется
Современные государстваБахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская АравияИордания, Марокко, НепалБельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония

Республика

Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, которые избираются населением (или государственными органами) на определенный срок.

Есть две основные формы республики: президентская и парламентская. Еще существуют смешанные (полупрезидентские) республики.

Президентская республика — президент наделен очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство. Президента избирают все граждане через прямое голосование (пример — США, страны Латинской Америки).

Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент. Именно парламент формирует правительство, которое обязано перед ним отчитываться (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария).

Смешанная республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция).

Источник

Характеристика политического строя государства.

Дайте характеристику нового политического строя российского государства чем он отличался. Смотреть фото Дайте характеристику нового политического строя российского государства чем он отличался. Смотреть картинку Дайте характеристику нового политического строя российского государства чем он отличался. Картинка про Дайте характеристику нового политического строя российского государства чем он отличался. Фото Дайте характеристику нового политического строя российского государства чем он отличалсяХарактеристика политического строя государства:

1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская, суперпрезидентская).

2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.

3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого – либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).

6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).

7.Краткая обобщённая оценка политического строя и перспектив его развития.

Характеристика войн:

1. Причина войн, хронологические рамки.

2. Воюющие страны или группировки стран.

4. Соотношение сил воюющих стран.

8. Условия мирного договора.

9. Военные и политические итоги войны.

Как дать оценку историческому событию:

1. Установите причины события.

2. Определите заинтересованность в событии определённых классов и общественных групп.

3. Характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т.д.)

4. Связь с другими подобными событиями.

Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля:

1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?

2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?

3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).

4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания.

5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества) Выскажите своё отношение к нему.

Рекомендации по написанию реферата на историческую тему:

1. Определить цель написания реферата в соответствии с поставленной темой.

3. При чтении литературы выделить основные идеи, положения, доказательства, чтобы затем сосредоточить на них своё внимание.

4. Классифицировать собранный материал, обобщить, сделать вывод.

Структура реферата:

1. План или оглавление с указанием страниц.

2. Обоснование выбора темы.

3. Теоретические основы выбранной темы.

4. Изложение основного вопроса.

5. Вывод и обобщение.

6. Практическое значение реферата.

7. Список используемой литературы.

Примерные аспекты содержания реферата.

1. Вводная часть: Обоснованность выбора темы (её актуальность, значимость, новые современные подходы к решению проблемы, наличие противоположных точек зрения и желания в них разобраться, противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории, личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме).

Оформление титульного листа:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *