Дайте определение понятию что такое эпидемический очаг

Эпидемический очаг

Полезное

Смотреть что такое «Эпидемический очаг» в других словарях:

Эпидемический очаг — см. Очаг эпидемический EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ОЧАГ — место пребывания источника возбудителя инфекции и прилегающая территория в пределах способности передачи возбудителя окружающим людям … Большой Энциклопедический словарь

Эпидемический очаг — место заражения и пребывания заболевших инфекционной болезнью людей либо территория, в пределах которой в определенных границах времени возможно заражение людей и сельскохозяйственных животных возбудителями инфекционной болезни. Источник:… … Официальная терминология

эпидемический очаг — Место заражения и пребывания заболевших инфекционной болезнью людей, либо территория, в пределах которой в определенных границах времени возможно заражение людей и сельскохозяйственных животных возбудителями инфекционной болезни. [ГОСТ Р 22.0.04… … Справочник технического переводчика

эпидемический очаг — место пребывания источника возбудителя инфекции и прилегающая территория в пределах способности передачи возбудителя окружающим людям. * * * ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ОЧАГ ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ОЧАГ, место пребывания источника возбудителя инфекции и прилегающая… … Энциклопедический словарь

эпидемический очаг — 3.2.4 эпидемический очаг: Место заражения и пребывания заболевших инфекционной болезнью людей, либо территория, в пределах которой в определенных границах времени возможно заражение людей и сельскохозяйственных животных возбудителями инфекционной … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

эпидемический очаг — (син. очаг инфекционной болезни) место пребывания источника инфекции (больного) и окружающая его территория, в пределах которой возможно распространение возбудителей болезни, обусловленное соответствующими механизмами передачи … Большой медицинский словарь

Эпидемический очаг — применяемое в эпидемиологии (См. Эпидемиология) понятие, охватывающее место пребывания источника возбудителя инфекции (больного или бактерионосителя) с прилегающей территорией в пределах существующей опасности передачи заразного начала… … Большая советская энциклопедия

ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ОЧАГ — место пребывания источника возбудителя инфекции и прилегающая терр. в пределах способности передачи возбудителя окружающим людям … Естествознание. Энциклопедический словарь

Эпидемический очаг — место заражения и пребывания заболевших инфекционной болезнью людей, либо территория, в пределах которой в определенных границах времени возможно заражение людей и сельскохозяйственных животных возбудителями инфекционной болезни … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

Источник

ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ОЧАГ

эпидемический очаг (син. очаг инфекционной болезни) — место пребывания источника инфекции (больного) и окружающая его территория, в пределах которой возможно распространение возбудителей болезни, обусловленное соответствующими механизмами передачи.

Смотреть что такое ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ОЧАГ в других словарях:

ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ОЧАГ

применяемое в эпидемиологии (См. Эпидемиология) понятие, охватывающее место пребывания источника возбудителя инфекции (больного или бактерионос. смотреть

ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ОЧАГ

IЭпидеми́ческий оча́гместо пребывания источника возбудителя инфекции (инвазии) с окружающей его территорией в тех пределах, в которых возбудитель спосо. смотреть

ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ОЧАГ

3.2.4 эпидемический очаг: Место заражения и пребывания заболевших инфекционной болезнью людей, либо территория, в пределах которой в определенных гра. смотреть

ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ОЧАГ

ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ОЧАГ

место заражения и пребывания заболевших инфекционной болезнью людей, либо территория, в пределах которой в определенных границах времени возможно за. смотреть

ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ОЧАГ

(син. очаг инфекционной болезни) место пребывания источника инфекции (больного) и окружающая его территория, в пределах которой возможно распространение возбудителей болезни, обусловленное соответствующими механизмами передачи. смотреть

ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ОЧАГ

см. Очаг эпидемический EdwART.Словарь терминов МЧС,2010

ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ОЧАГ

ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ОЧАГ, место пребывания источника возбудителя инфекции и прилегающая территория в пределах способности передачи возбудителя окружающим людям.

ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ОЧАГ

ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ОЧАГ

ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ОЧАГ

ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ОЧАГ, место пребывания источника возбудителя инфекции и прилегающая территория в пределах способности передачи возбудителя окружающим людям. смотреть

ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ОЧАГ

место пребывания источника возбудителя инфекции и прилегающая терр. в пределах способности передачи возбудителя окружающим людям.

ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ОЧАГ

— место пребывания источника возбудителя инфекции иприлегающая территория в пределах способности передачи возбудителяокружающим людям.

Источник

Работа в инфекционном (эпидемическом) очаге

Понятие об инфекционном очаге


Общие принципы работы в инфекционном (эпидемическом) очаге

Эпидемиология — медицинская наука, изучающая закономерности возникновения и распространения заразных болезней в человеческом обществе, разрабатывающая методы их профилактики и ликвидации. Еще медицина древнего мира применяла такие меры борьбы с эпидемиями, как удаление заболевшего из города, сжигание вещей больных и умерших, привлечение переболевших к уходу за больными. В современной эпидемиологии об эпидемическом процессе известно много, в частности, об источнике инфекции, механизме передачи возбудителей, восприимчивости различных контингентов населения, зависимости распространения инфекционных болезней от природных, социальных и других факторов окружающей среды.

Работа в инфекционном (эпидемическом) очаге на ФАП начинается с изучения эпидемического очага.

При этом осуществляется выявление источника инфекции, факторов и путей передачи возбудителя инфекции, а также установление границ эпидемического очага и условий, способствовавших его возникновению.

Каждый инфекционный очаг имеет свои особенности, поэтому особое внимание уделяется выяснению условий его возникновения, проводится эпидемиологическое обследование.

Эпидемиологическое обследование включает:

• опрос больного, родственников, сотрудников по работе, который включает следующие сведения: пребывание в командировке в районе, неблагополучном по тем или иным инфекциям, за рубежом, особенно в жарких странах; пребывание в отпуске (нахождение в лесу, санатории, на турбазе); для детей учитывается в оздоровительном лагере; период, предшествовавший заболеванию с учетом максимального инкубационного срока при данной болезни; наличие подобной болезни в семье, в рабочем коллективе, в семье друзей или знакомых, у детей — в детском коллективе, который они посещают; описание условий труда и быта, которые могли способствовать заражению; уход за больными животными и работа в полевых условиях; употребление продуктов с рынков (особенно молочных), из мест с неустановленными правилами торговли; общение с людьми, прибывшими из городов и районов, где имеются эпидемические очаги;

• ознакомление с медицинской документацией. Изучаются записи в медицинской карте амбулаторного больного, истории болезни, журналы учета прививок, санаторные журналы детских учреждений. Это позволяет узнать о заболеваниях подобного рода в прошлом, выявить контактных по данному заболеванию, анализировать состояние иммунной прослойки населения (т. е. число прививок против этой болезни);

• получение зооветеринарных сведений, которые позволяют в ряде случаев установить связь возникновения эпидемического очага с наличием больных животных (при ящуре, бруцеллезе, сибирской язве);

• проведение лабораторных исследований (бактериологических, вирусологических, паразитарных) в ограниченных коллективах и при отсутствии госпитализации больного. В случае дифтерии, менингококковой инфекции проводится обследование всего коллектива детских учреждений или общежития на определение носительства, возможного источника инфекции.

При кишечной инфекции лабораторные исследования обязательны у детей, посещающих детские учреждения (ясли, сады), и у работников категорированных профессий (работники пищеблока, торговли, водозабора и водоснабжения). Иногда может возникнуть необходимость лабораторного исследования воды, пищи, смывов с рук работников пищеблоков, с инвентаря и др. Проводится посев у отловленных либо умерших грызунов и др. животных (при чуме, туляремии, лептоспирозе);

• энтомологическое и эпизоотологическое обследования, предполагающие выявление мест (территорий) выплода и обитания комаров — переносчиков малярии, комариного энцефалита, москитов — переносчиков флеботомной лихорадки, аргасовых клещей — переносчиков клещевого возвратного тифа и др. На основании полученных данных разрабатываются конкретные меры борьбы с возбудителями и переносчиками инфекций. При эпизоотологическом обследовании учитываются сведения о падеже среди грызунов, о природной очаговости на той или иной территории (в случае, если больной выезжал на эти территории перед заболеванием);

• ознакомление с условиями труда и быта заболевшего. При этом учитывается характер рабочего места, санитарное состояние помещения, характер питания и метод осуществления медицинского надзора за столовой на предприятии, содержанием туалетов, соблюдением правил личной гигиены, а также санитарно-гигиеническим содержанием жилища больного;

• обследование и состояние источников водоснабжения, водозабора, объектов общественного питания, периодичность и состояние очистки территории в случаях массовых инфекционных очагов. Большое значение имеет учет миграции населения в данном населенном пункте и изучение предыдущей инфекционной заболеваемости.

Эпидемический очаг — это место пребывания источника (возбудителя инфекции — больного человека или носителя возбудителя) и прилегающая территория в пределах его способности передавать возбудителя окружающим. Протяженность очага, его границы определяются характером инфекционной болезни, условиями социально-бытовой обстановки и природными условиями. Так, для сыпного тифа эпидемический очаг—это место, где находится больной (единственный источник инфекции), лица, с ним соприкасающиеся, вещи, на которых могут оказаться заразившиеся от него вши. Границы такого очага могут ограничиться одной квартирой или целым общежитием либо выходить за пределы населенного пункта. При чуме эпидемическим очагом считается не только место нахождения больного, соприкасавшиеся с ним люди, инфицированные вещи, но и территория, на которой обитают животные — хранители чумной инфекции и блохи — переносчики этой инфекции.

При эпидемиях и пандемиях эпидемический очаг может захватывать не только определенные районы и области, но и целые государства.

Особое значение при обследовании эпидемического очага имеют сведения, характеризующие время появления первых больных, динамика возникновения заболевания или сезонность при некоторых инфекциях (например малярии).

После посещения и обследования эпидемического очага фельдшер проводит выявление лиц, общавшихся с больным (больными), проводит медицинское наблюдение за контактными в течение всего срока инкубационного периода, при необходимости — ежедневное измерение температуры, лабораторные исследования для выявления возможности носительства инфекции. Проводится анализ полученных данных, оценивается сложившаяся ситуация и составляется план дальнейших мероприятий в очаге по профилактике последующих заболеваний.

В план противоэпидемических мероприятий должны включаться меры по обезвреживанию источника инфекции, пресечению путей передачи и повышению специфической невосприимчивости населения. Меры в отношении источника инфекции в зависимости от эпидемиологии болезни имеют свои особенности. Так, при антропонозных инфекциях (брюшной тиф, паратифы, дизентерия и др.) необходимо в максимально короткий срок выявить в очаге всех больных и носителей с целью их изоляции и лечения. При особо опасных (карантинных) инфекциях наряду с больным обязательно изолируют и всех лиц, общавшихся с ним, в провизорные отделения.

Одной из мер в отношении больных в инфекционном очаге является изоляция инфекционного больного.

Изоляция инфекционных больных — противоэпидемическое мероприятие, состоящее в разобщении больного заразной болезнью с окружающими людьми с целью предупреждения распространения инфекции.

Наиболее совершенная форма изоляции инфекционных больных—госпитализация в инфекционные больницы или инфекционное отделение при ЦРБ. В случае невозможности срочной госпитализации в инфекционные отделения больных помещают в изолятор.

Обязательной госпитализации подлежат больные с особо опасными инфекциями, а также больные вирусным гепатитом, брюшным тифом, сыпным тифом, сибирской язвой, дифтерией, менингитами, геморрагическими лихорадками, бешенством, полиомиелитом. При других инфекциях больных госпитализируют в случаях тяжелого течения болезни, осложнений и плохих бытовых условий. Больных с воздушно-капельными инфекциями, тяжелыми формами желудочно-кишечных инфекций можно изолировать на дому при соблюдении условий, препятствующих распространению инфекции (отдельная комната, проведение текущей дезинфекции, соответствующее лечение).

Для пресечения путей передачи при зоонозных заразных болезнях добиваются либо уничтожения дератизации, либо содержания больных (заразившихся) животных в условиях строгого санитарно-ветеринарного режима. В природных очагах это делают периодически с целью ослабить эпидемическую напряженность. Пресечение путей передачи при кишечных инфекциях достигается при осуществлении дезинфекции или соблюдении элементарных правил личной гигиены. В некоторых случаях приходится исключать возможность заражения через воду, продукты питания и инфицированные вещи. В очаге важно обеспечить обеззараживание выделений больного; при отсутствии канализации проводить дезинфекцию выгребных ям, помоек.

При повторных заболеваниях в очаге целесообразно провести дополнительное внеочередное обследование работников пищеблоков, объектов водозабора и др. Меры профилактики при передаче инфекций, передающихся воздушно-капельным путем: кварцевание, проветривание и обработка дезинфицирующими средствами помещений, где находится больной.

При трансмиссивных (кровяных) путях передачи инфекции мерами может быть истребление комаров или клещей, дезинфекция различными средствами, а также ношение защитной одежды, сеток и др.

Меры, направленные на повышение невосприимчивости населения к той или иной инфекции, заключаются как в предварительной, так и в экстренной вакцинации. При ряде инфекций возможно проведение химиопрофилактики лицам с высоким риском заражения. С целью раннего выявления первых симптомов болезни за контактными устанавливается медицинское наблюдение в течение максимального срока инкубационного периода данной болезни с момента выявления последнего больного или его госпитализации. В эпидемическом очаге мероприятия проводятся в течение всего периода наблюдения, включая медицинские осмотры контактных, лабораторные исследования, в некоторых случаях — термометрию, проведение экстренной вакцинации, текущей дезинфекции, фагирование, прием иммуноглобулинов, химиопрофилактику.

Эпидемический очаг считается ликвидированным, когда обезврежен источник инфекции (изоляция, госпитализация, лечение), окружающие проверены на отсутствие или носительство возбудителей инфекции; в очаге осуществлены меры заключительной дезинфекции или дератизация; проведена экстренная иммунизация для профилактики этой инфекции у контактных и по истечении срока максимального наблюдения во время инкубационного периода этой инфекции лица, контактировавшие с больным, не заболевают. Все противоэпидемические и профилактические мероприятия в инфекционном очаге на фельдшерско-акушерском пункте осуществляет фельдшер под контролем районного отдела государственного санитарно-эпидемического надзора. Мероприятия в инфекционном (эпидемическом) очаге проводятся на основании приказа № 3 Российской Федерации, приказов и постановлений администрации, областных, районных отделов здравоохранения и государственной службы санитарно-эпидемиологического надзора.

Источник

ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ОЧАГ

Эпидемический очаг (греческий epidemos распространенный среди народа; синоним очаг заразной болезни) — местонахождение источника инфекции и окружающая его территория, в пределах которой возможно распространение возбудителя болезни, что обусловлено соответствующим механизмом передачи.

Эпидемический очаг является основным элементом эпидемического процесса (см.). Размеры (границы) очага с известной долей условности определяются специфическими особенностями механизма передачи, а также степенью активности путей и факторов передачи возбудителя данной заразной болезни в конкретных социально-бытовых и природных условиях. Как правило, при болезнях с природной очаговостью (см.) границы эпидемического очага значительно шире, чем при антропонозах (см.).

Эпидемический очаг обычно обнаруживают в связи с выявлением больного с манифестно протекающим заразным заболеванием, реже — в результате лабораторного обследования клинически здоровых людей. При этом наиболее опасными в эпидемическом отношении являются больные с атипично протекающими формами заразных болезней, а также общавшиеся с ними лица, находящиеся в инкубационном периоде болезни, или здоровые носители возбудителя инфекции.

Основные мероприятия, проводимые в эпидемическом очаге с целью его ликвидации (см. Противоэпидемические мероприятия), состоят в выявлении, изоляции и санации всех больных независимо от клинической формы заболевания. Однако эпидемический очаг может сохранять активность и после обезвреживания источника (источников) инфекции, если возбудитель остался жизнеспособным в окружающей среде (например, эпидемический очаг острых кишечных инфекций) или в организме членистоногих переносчиков (например, эпидемический очаг кровяных инфекций). Поэтому вторым по значимости мероприятием по ликвидации эпидемического очага является проведение дезинфекции (см.), дезинсекции (см.) и дератизации (см.).

П. Н. Бургасов, А. А. Сумароков.

Источник

Рефераты по медицине
Методика работы эпидемиолога в эпидемическом очаге с единичным и множественными случаями заболеваний

ВОЕННО-МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра общей и военной эпидемиологии

НАЧАЛЬНИК КАФЕДРЫ О и ВЭ

полковник медицинской службы

полковник медицинской службы Перевозчиков Б.Г.

Лекция на тему: «МЕТОДИКА РАБОТЫ ЭПИДЕМИОЛОГА В ЭПИДЕМИЧЕСКОМ ОЧАГЕ С ЕДИНИЧНЫМ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ СЛУЧАЯМИ ЗАБОЛЕВАНИЙ»

по учебной дисциплине: общая и военная эпидемиология

для слушателей интернатуры

по специальности: медико-профилактическое дело

Обсуждена на заседании

“____”______ 200__ г.

“____”______ 200__ г.

1. Эпидемический очаг и его характеристики. Эпидемиологическое обследование как метод эпидемиологической диагностики, цель и задачи.

2. Методика обследования очага с единичным случаем заболевания.

3. Методика обследования очага с множественными случаями заболеваний.

4. Особенности эпидемиологического обследования при вирусных гепатитах.

1. Дизентерия и другие острые кишечные диарейные инфекции. Указание по диагностике, лечению и профилактике в ВС РФ. ГВМУ., М. 2000.

2. Вирусные гепатиты. Указание по диагностике, лечению и профилактике в ВС РФ. ГВМУ., М. 1999.

3. Качество и эффективность противоэпидемических мероприятий. В.Д.Беляков, А.А.Дегтярев, Ю.Г.Иванников., Л: Медицина, 1981.

4. Руководство по эпидемиологии инфекционных болезней. Под редакцией В.И.Покровского- М.1993., Т-1.

5. Руководство по медицинскому обеспечению ВС РФ на мирное время., М: Военное издательство, 2002.

6. Эпидемиологический диагноз. Б.Л.Черкасский, Л: Медицина, 1990.

1. Период заразительности источника инфекции и длительность инкубационного периода инфекционных заболеваний.

2. Лист опроса заболевших

3. Таблица симптомов проявлений заболеваний

4. Динамика заболеваемости по датам регистрации и датам заболевания

5. Анализ динамики заболеваемости. Группировка заболеваемости по дням и пятидневкам.

в) технические средства обучения:

Инфекционные заболевания являются самыми распространенными в патологии человека. Например, в период эпидемических подъемов в течение 2-3 месяцев гриппом заболевают до 20% населения страны. В среднем, каждый второй случай и каждый третий день нетрудоспособности связаны с инфекционной заболеваемостью.

Затраты на профилактику инфекционных болезней, лечение больных и возвращение их к активной деятельности даже в экономически развитых странах превышают средства, выделяемые на обслуживание неинфекционных больных.

В результате систематически проводимой профилактической и противоэпидемической работы, созданных эффективных средств лечения и профилактики инфекционных болезней ушли в прошлое грозные эпидемии, уносившие сотни тысяч человеческих жизней. Однако, до сих пор инфекционные болезни занимают одно из ведущих мест по причине смерти, уступая «лидерство» лишь сердечно-сосудистой патологии и злокачественным новообразованиям.

От умения войскового врача и специалиста санитарно-эпидемиологического учреждения грамотно и своевременно организовать эпидемиологическое обследование и провести комплекс противоэпидемических мероприятий при выявлении инфекционного больного или больных, во многом зависит эпидемиологическое благополучие войск.

1. Эпидемический очаг иегохарактеристики.Эпидемиологическоеобследование как метод эпидемиологической диагностики, цель и задачи.

Эпидемический процесс проявляется инфекционной заболеваемостью. При этом формируются эпидемические очаги. Что же такое эпидемический очаг? Существуют несколько определений. По В.Д.Белякову (1976г) эпидемический очаг – это территория на которой возможно в определенных границах времени и пространства заражение людей возбудителями инфекционных болезней. В современном определении эпидемический очаг – это проявление эпидемического процесса манифестными и бессимптомными формами заболеваний, включающий в себя такие элементы как:

1. больной (больные), оцениваемый (оцениваемые) с точки зрения распространения возбудителя;

2. здоровые люди, оцениваемые с точки зрения риска заражения;

3. внешняя среда, оцениваемая с точки зрения опасности заражения людей.

Эпидемический очаг имеет две границы:

1. Территориальную – характеризующую степень распространения возбудителя с факторами передачи вокруг источника инфекции.

2. Временную – срок максимального инкубационного периода после изоляции источника инфекции от момента проведения заключительной дезинфекции, преполагающей уничтожение всех возбудителей данного инфекционного заболевания во внешней среде в пределах территориальных границ очага.

До недавнего времени, когда эпидемиологи занимались преимущественно острыми манифестными инфекциями, очаг считался действующим в течение максимального инкубационного периода болезни после изоляции больного и проведения заключительной дезинфекции. Предполагалось, что за это время все зараженные от больного лица должны заболеть. Если заболеваний не возникло, очаг считался ликвидированным. При современном понимании разнообразной инфекционной патологии этих данных для определения сроков активности эпидемического очага оказывается недостаточно. При антропонозных инфекциях с низкой манифестностью второе заболевание после первого может возникнуть через 2—3 инкубационных периода за счет передачи возбудителя лицами, у которых инфекция протекала в бессимптомной форме. Поэтому при определении временных границ очага необходимо учитывать и наличие носителей.

Пространственные границы очага, если исходить из представлений о контактной передаче возбудителя, как правило, ограничиваются непосредственным окружением больного. Между тем при их определении необходимо учитывать как разные механизмы передачи, так и возможность различной реализации одного и того же механизма передачи в тех или иных условиях. Если возбудитель передается только капельным путем, границы очага определяются комнатой, в которой находился заболевший, с учетом всех лиц, которые с ним общались, по крайней мере в закрытом помещении. При возможности передачи возбудителя через капельно-ядерную фазу аэрозоля в понятие очага должны быть включены смежные комнаты и даже этажи. При трансмиссивной передаче принимается во внимание дальность лета (радиус действия) членистоногих. При фекально-оральной передаче возбудителя учитываются все лица, посещавшие ту же столовую или употреблявшие ту же воду, что и заболевший, а также дальность лета мух, если они имеются.

Окончательное определение границ очага – функция врачей-эпидемиологов, выполняемая ими при эпидемиологическом обследовании. Однако, войсковой врач, впервые заподозривший у военнослужащего заболевание инфекционного характера, уже в первые минуты пребывания в очаге должен ориентировочно очертить его границы. Правильно представить границы очага при первом знакомстве с ним – это большое искусство, вырабатываемое врачом в процессе работы в войсках. Это умение базируется, в первую очередь, на знании инкубационных периодов инфекционных болезней и их эпидемиологии, то есть вероятных источников инфекции и периодов их заразительности, механизмов и путей передачи и восприимчивости.

Сужение истинных границ очага может явиться причиной распространения инфекции и возникновения новых случаев заболеваний в данном очаге или новых очагов. Напротив, необоснованное расширение границ очага приводит к неэкономному и нерациональному использованию медицинских сил и средств.

Войсковые врачи, а тем более эпидемиологи, должны знать продолжительность максимального инкубационного периода наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний и периоды заразительности источников возбудителя инфекции. Эти данные представлены в слайде №1.

Эпидемиологическое обследование — это выявление причин и условии развития эпидемического процесса в конкретных условиях эпидемического очага в целях выбора мероприятий по его локализации и ликвидации.

Основной целью эпидемиологического обследования является выбор главного направления работы и обоснования плана противоэпидемических мероприятий для оперативной ликвидации возникшего очага инфекционной заболеваемости. Этого можно достичь с помощью выполнения следующих задач:

· Необходимо ответить на вопрос кто? Следовательно попытаться установить источник возбудителя инфекции.

· Необходимо ответить на вопрос как? Следовательно установить пути (факторы) передачи возбудителя инфекции.

· Необходимо ответить на вопрос где и когда? Следовательно попытаться установить место и время заражения.

· Необходимо оценить риск заражений и заболеваний в очаге

В зависимости от того, включает эпидемический очаг одного или нескольких больных, различают два типа очагов:

1) эпидемический очаг с единичным случаем заболевания

2) эпидемический очаг с множественными случаями заболеваний.

Эпидемический очаг, в границах времени и пространства которого возникло одно заболевание, называется очагом с единичным случаем заболевания.

Эпидемический очаг, в границах времени и пространства которого возникли повторные заболевания этиологически связанные друг с другом, называется очагом с единичным случаем заболевания.

Методика обследования эпидемического очага с единичным заболеванием отличается от методики обследования очага с множественными заболеваниями.

В соответствии с таким подразделением очагов, эпидемиологическое обследование проводят по двум схемам, каждая из которых имеет свои задачи и способы решения.

2. Методика обследования очага с единичным случаем заболевания.

Эпидемиологическое обследование эпидемического очага с единичным заболеванием врач части проводит самостоятельно.

При выявлении инфекционного больного врач части, помимо его изоляции и госпитализации, немедленно приступает к обследованию эпидемического очага и проведению других мероприятий, вытекающих из результатов этого обследования. В ответственных случаях (например, при возникновении заболевания особо опасной инфекцией) в этом обследовании принимают участие специалисты санитарно-эпидемио-логических учреждений.

Эпидемиологическое обследование очага с единичным заболеванием преследует задачи установить источник инфекции, пути (факторы) передачи возбудителя, выявление группы военнослужащих, которые подверглись риску заражения вместе с больными или от больного в очаге, а также установление факта, в части или вне части произошло заражение. На основании результатов обследования уточняются мероприятия по локализации и ликвидации эпидемического очага.

При эпидемиологическом обследовании очага далеко не всегда удается ответить на все вопросы. При одних заболеваниях можно выяснить одни факторы, при других — другие. Конкретное лицо, явившееся источником инфекции, можно обнаружить при контактных антропонозах (венерические болезни), нередко при заболеваниях с выраженной манифестностью и с механизмом передачи, требующим непосредственного общения (воздушно-капельная передача, передача с помощью вшей). Поэтому задача обнаружения источника инфекции ставится в очагах оспы, сыпного тифа и ряда других болезней. При заболеваниях с низкой манифестностью обнаружить источник инфекции часто невозможно и в тех случаях, когда передача возбудителя происходит при непосредственном общении (например, заражение менингококковой инфекцией от носителя). Еще труднее, а часто и невозможно выявить источник инфекции, например, в очагах с единичным заболеванием дизентерией, когда фактором передачи является вода или пища, инфицированная мухами.

Поиски источника инфекции при зоонозах обычно ограничиваются обнаружением вида животных, от которых произошло заражение- При значительной устойчивости возбудителя во внешней среде и перемещении фактора передачи от места заражения на большое расстояние это не всегда удается. Так, заболевания псевдотуберкулезом в отдельных случаях возникают при полном отсутствии грызунов в части за счет заражения продуктов возбудителем в других местах.

Нельзя дать стандартные рекомендации относительно порядка проведения эпидемиологического обследования для всех случаев, встречающихся в практике. Однако, можно указать на определенную схему (алгоритм), включающий несколько этапов:

1) опрос и обследование больного;

2) уточнение санитарно-эпидемиологической обстановки;

3) опрос и обследование здоровых лиц, подвергшихся риску заражения;

4) осмотр и санитарно-эпидемиологическое обследование объектов внешней среды.;

5) анализ и обобщение полученных данных, обоснование мероприятий по локализации и ликвидации эпидемического очага.

1 этап. Опрос и обследование больного.

Опрос представляет собой сбор эпидемиологического анамнеза. Эпидемиологический анамнез составляется, прежде всего, со слов больного, после чего дополняется сведениями, полученными от окружающих больного лиц(друзья-сослуживцы, соседи по казарме, столовой и т.д.), которые могут сообщить дополнительные сведения неизвестные больному или умышленно им скрытые

Методические приемы опроса:

1) первоночально разъяснить причину опроса и значение точности и полноты ответов;

2) вести опрос в форме непринужденной беседы, располагающей опрашиваемого к откровенности;

3) вопросы ставить в понятной опрашиваемому форме;

4) не рекомендуется заполнять карточку эпидемиологического обследования инфекционного больного (ф-23) в ходе опроса, так как это придает опросу формальный характер и вызывает опасения у опрашиваемого;

5) дублировать вопросы в различной форме

При опросе больного собирают эпидемиологический анамнез. Выясняют условия жизни, работы и быта заболевшего, их особенности и значение с точки зрения эпидемиологии конкретной болезни.

Во время опроса и обследования больного уточняют или выясняют следующие вопросы, которые способствуют решению основных задач:

а). Когда заболел и где находился во время максимального инкубационного периода?

б). С кем был во время вероятного заражения (группа риска заражения вместе с больным)?

в). Что делал во время максимального инкубационного периода, мог ли заразить окружающих (группа риска заражения от больного)?

г). С чем связывает свое заболевание?

С помощью вышеперечисленных вопросов уточняют места пребывания больного во время максимального по продолжительности инкубационного периода болезни, наличие аналогичных больных в этих местах и условий для заражения. Так можно установить вероятность инфицирования вне или внутри части, сформулировать гипотезу о возможных источниках инфекции и факторах передачи.

д). Дополнительно выясняют применительно к различным нозологическим формам:

— вероятность эндогенной природы заболевания (болел ли раньше);

— вероятная резистентность организма (подверженность такого рода заболеваниям, проведенные прививки, срок и место призыва);

На основании опроса больного, врач строит первоначальные (предварительные) гипотезы о дате заболевания, месте заражения, об источнике возбудителя инфекции, о возможных путях и факторах его передачи, о круге лиц, подвергшихся риску заражения в очаге, и т. п.

После сбора эпидемиологического анамнеза и уяснения приблизительных пространственных и временных границ очага врач должен организовать следующие противоэпидемические мероприятия:

1. Изолировать больного;

2. Организовать текущую и заключительную дезинфекцию;

3. Доложить о выявлении инфекционного больного, имеющихся результатах эпидемиологического обследования и проводимых мероприятиях командиру воинской части и старшему медицинскому начальнику;

4. Заполнить карточку эпидемиологического обследования инфекционного больного (ф-23);

5. Выявить лиц, контактировавших с больным, и:

А) организовать за ними наблюдение в течение максимального инкубационного периода;

Б) если необходимо, то организовать их лабораторное обследование;

В) если необходимо, то провести им курс экстренной профилактики.

Эти противоэпидемические мероприятия проводятся одновременно и параллельно с эпидемиологическим обследованием очага.

2 этап. Уточнение санитарно-эпидемиологической обстановки.

Уточнение санитарно-эпидемиологической обстановки позволяет убедиться, что это действительно очаг с единичным заболеванием. Для того, чтобы выяснить, регистрировались или не регистрировались больные с подобными заболеваниями раньше, изучают медицинскую документацию, знакомятся с диагнозами больных, которые обращались за медицинской помощью ранее. Осуществляется активное выявление больных путем опроса и осмотра личного состава. В зависимости от нозологической формы болезни и конкретных условий очага медицинскую документацию просматривают за неделю, месяц или несколько месяцев до выявления инфекционного больного. При этом следует обратить внимание па поступление больных с таким же, сходным или неуточненным диагнозом. Если подобные больные встречались и ранее, выясняется возможность эпидемиологических связей (например, наличие хронической водной эпидемии дизентерии с редкими заражениями личного состава, передача менингококка или стрептококка через носителей или больных атипичными формами болезни) и в таком случае применяются методы эпидемиологического обследования очага с множественными заболеваниями.

Уточняется санитарно-эпидемиологическая обстановка не только внутри части, но и в районе ее размещения. Для этого используются статистические материалы гражданского здравоохранения. Целесообразно также получить дополнительные сведения об эпидемической обстановке при посещении местных лечебных учреждений и центров санитарно-эпидемиологического надзора. При наличии аналогичных больных в районе размещения части выясняются возможные условия заражения личного состава.

При отсутствии больных с близкими по симптоматике заболеваниями переходят к третьему этапу обследования.

3 этап. Опрос и обследование здоровых лиц, подвергшихся риску заражения.

Опрос и обследование здоровых лиц проводится:

— для уточнения данных, полученных при опросе больного;

— для выделения группы лиц, подлежащих усиленному медицинскому наблюдению;

— для определения уровня иммунитета и бактерионосительства.

Сведения, полученные от больного, дополняются сведениями от здоровых людей в очаге. Опрос личного состава в очаге может помочь уточнить те данные, которые не удалось выяснить при опросе больного (тяжелое состояние, нежелание отвечать и пр.). Помимо того, в процессе опроса устанавливаются лица, которые могли заразиться вместе с заболевшим (пили ту же воду, ели ту же пищу, находились в одном спальном помещении и пр.). В зависимости от механизма передачи возбудителя при данной болезни уточняется возможность заражения личного состава от больного в период его нахождения в подразделении до изоляции.

Лица, подозреваемые в качестве источника инфекции, подлежат лабораторному обследованию с обязательным типированием возбудителя с целью подтверждения или опровержения гипотезы. Для уточнения риска заболевания в случае заражения личного состава уточняются сроки и характер ранее проведенных прививок. На основании всех собранных данных делается вывод о необходимости проведения дополнительных лабораторных исследований, целесообразности экстренной профилактики, вакцинации или специального режима поведения личного состава. Выявляются возможности выноса инфекции из очага в связи с выездом в другие пункты личного состава, подвергавшегося риску заражения. Решается вопрос о необходимости информации медицинской службы по месту прибытия выбывшего личного состава.

При выявлении большого количества носителей, превышающего средний показатель для здоровых лиц, необходимо дальнейшую работу проводить в соответствии со схемой обследования очага с множественными случаями заболеваний.

4 этап. Осмотр и санитарно-эпидемиологическое обследование объектов внешней среды.

Важным этапом обследования эпидемического очага является обследование внешней среды. Осмотр и обследование внешней среды проводят в отношении только эпидемически значимых объектов, которые в соответствии с разработанной гипотезой могли быть факторами передачи возбудителя. Обследование внешней среды до формулировки гипотезы может привести к ложным выводам о причинах возникновения инфекционного заболевания.

Цель 4-го этапа – оценить санитарно-гигиеническое состояние объектов с точки зрения выяснения условий, которые могли способствовать заражению и дальнейшему распространению инфекции. Еще раз необходимо подчеркнуть, что внимание фиксируется на объектах, имеющих значение в эпидемиологии данной конкретной болезни. Так, при эпидемиологическом обследовании по поводу малярии санитарное состояние кухни и столовой не будет иметь значения, в то время как при обследовании очага дизентерии этот объект будет одним из основных. Обследование внешней среды должно включать проведение лабораторных исследований с целью уточнения возможных путей передачи возбудителя. Лабораторные исследования применяются для подтверждения диагноза, выявления источника, путей и факторов передачи инфекции. Используются бактериологические, санитарно-бактериологические и серологические исследования. Лабораторному исследованию подвергаются лица, общавшиеся с больным; лица, заподозренные как источники инфекции.

Материал для бактериологического исследования должен забираться в первые два дня после выявления больного. Для установления путей и факторов передачи инфекции проводятся санитарно-бактериологические исследования смывов с объектов внешней среды, исследование воды на коли-титр и т.д.

Объем и методы лабораторного исследования (число лиц и объекты внешней среды) определяются врачом или эпидемиологом в ходе опроса и обследования очага.

На основании результатов визуального и лабораторного обследования объектов внешней среды формулируются рекомендации по устранению недочетов в санитарно-гигиеническом обеспечении.

С помощью визуального или (и) лабораторного изучения вероятных факторов передачи возбудителя подтверждают или опровергают сформулированную гипотезу. Если результаты обследования противоречат рабочей гипотезе, то проводят уточнение, изучение и анализ данных, полученных при опросе и обследовании военнослужащих. После этого формулируют новую гипотезу. Если гипотеза подтверждается и объясняет все имеющиеся сведения, приступают к следующему этапу работы.

5 этап. Анализ и обобщение полученных данных, обоснование мероприятий по локализации и ликвидации эпидемического очага.

Все собранные материалы подвергаются тщательному анализу. На основании обобщения и анализа всех имеющихся данных делают выводы о причинах и условиях возникновения инфекционного заболевания, о риске заражения личного состава и определяют границы эпидемического очага. В соответствии с этими выводами проводят выбор наиболее эффективных мероприятий для его ликвидации.

Для последующих обобщений важно уточнить все периоды и интервалы, характеризующие развитие эпидемического очага: срок изоляции больного от начала заболевания, период содержания в изоляторе, период госпитального обследования и лечения, длительность клинических явлений, период ликвидации очага и наблюдения за очагом, период потенциальной активности очага. В тех случаях, когда удается точно установить момент заражения, определяется длительность инкубационного периода. По результатам микробиологических исследований фиксируется длительность заразного периода.

На основании результатов обследования составляется план ликвидации эпидемического очага, куда включаются, в первую очередь, наиболее эффективные при данной инфекции мероприятия. Их проведение в конкретной эпидемической ситуации должно дать наибольший эффект – максимально снизить риск заражения и заболевания здоровых людей в очаге и предупредить распространение инфекции за его пределы.

3. Методика обследования очага с множественными случаями заболеваний.

При эпидемиологическом обследовании очага с множественными случаями заболеваний основными задачами являются:

— выявление причин и условий возникновения инфекционных болезней (источник возбудителя инфекции, механизм и пути передачи);

— выявление особенностей распределения заболеваемости среди различных групп военнослужащих;

— определение границ эпидемического очага и групп военнослужащих, подвергшихся риску заражения.

Эпидемиологическое обследование очага с множественными заболеваниями проводит эпидемиолог с участием войсковых врачей, а до его прибытия в очаг — врач части начинает обследование самостоятельно.

На основании клинического диагноза болезни и знания механизма развития эпидемического процесса при этом заболевании предположительно определяется принадлежность вспышки к той или иной группе в соответствии с классификацией принятой в эпидемиологии.

В зависимости от характера очага, а также от квалификации, опыта и навыков врача, который проводит эпидемиологическое обследование, порядок работы может иметь те или иные особенности. Однако во всех случаях для решения задач эпидемиологического обследования необходимо выполнить следующие разделы работы:

1) сбор и подготовку исходных данных о заболевших;

2) анализ динамики заболеваемости личного состава в очаге;

3) анализ структуры заболеваемости по эпидемиологическим признакам (по факторам риска);

4) опрос и обследование больных и лиц, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями;

5) обследование объектов внешней среды;

6) обобщение полученных данных, установление причин и условий возникновения очага и обоснование мероприятий по локализации и ликвидации эпидемического очага.

1 этап. Сбор и подготовку исходных данных о заболевших;

Врач до прибытия специалистов санитарно-эпидемиологических учреждений налаживает оперативный учет заболевших согласно разработанных схем. Такими унифицированными документами могут быть «Лист опроса заболевших» (слайд № 2) и «Таблица симптомов проявлений заболеваний» (слайд № 3), необходимые для клинико-эпидемиологической характеристики вспышки.

В процессе эпидемиологического обследования эти данные постоянно пополняются и уточняются в соответствии с возникающими потребностями.

2 этап. Анализ динамики заболеваемости личного состава в очаге.

Анализ динамики инфекционной заболеваемости проводят путем изучения кривой распределения заболеваний по срокам их возникновения, а также при сопоставлении этой кривой со сведениями о возможном действии (повышенной активности) вероятных факторов эпидемического процесса.

Кривую распределения заболеваемости рассчитывают путем группировки больных по датам заболевания. Интервалы времени выбирают опытным путем так, чтобы можно было наиболее четко выявить периодичность или сделать вывод о ее присутствии. Для анализа динамики заболеваемости в зависимости от характера эпидемии и других обстоятельств производится распределение заболевших по дням, пятидневкам, декадам и т. д. Динамика заболеваемости сопоставляется с динамикой действия предполагаемых причинных факторов, какими могут быть, например, посещение природного очага, использование личным составом воды из непроверенного водоисточника или другие, в зависимости от характера инфекции. Причинно-следственные связи в данном случае выявляются с использованием метода сопутствующих изменений.

Кроме того, по характеру кривой делаются следующие выводы:

— острая или хроническая вспышка;

— в какие сроки с учетом инкубационного периода произошло (происходит) заражение;

— наличие периодических цикличных подъемов на протяжении этой вспышки;

— каков предположительный дальнейший прогноз заболеваемости.

Обычно выделяют три группы вспышек:

· Острые, где вся заболеваемость должна уложиться в нормальную кривую. Прогноз заболеваемости, как правило благоприятный, если правильно поставлен диагноз и проводится весь комплекс противоэпидемических мероприятий.

· Хронические с наличием периодических подъемов, когда новый пик заболеваемости отмечается через строго определенное время. Прогноз может быть благоприятный при выяснении где происходит периодическое заражение, и неясный, когда причину выяснить не удается.

· Хронические без выраженной периодичности, когда заражение происходит многократно в разное время. Прогноз обычно неясный или неблагоприятный.

Таким образом, анализ динамики позволяет наметить несколько гипотез о причинах инфекционной заболеваемости, а также сделать прогноз о дальнейшем развитии эпидемического процесса.

3 этап. Анализ структуры заболеваемости по эпидемиологическим признакам (по факторам риска).

Распределение личного состава в очаге по эпидемиологическим признакам производится разными путями. Это прежде всего разделение людей на группы, которые отличаются возможными условиями заражения. Можно группировать заболевших в очаге и по другим признакам, например, по степени риска заболевания при относительно равных условиях заражения (например, привитые и непривитые). В каждой выделенной по тому или иному признаку группе определяются показатель заболеваемости и различия в уровнях заболеваемости. Методами различия и сходства устанавливается возможная связь этих различий с вероятными условиями заражения или риском заболевания.

Группы заболевших в период вспышки выделяются и по таким признакам, как сроки изоляции больных, по признаку питания и характеру водопользования, по видам и типам возбудителя и некоторым другим. Построенные по этим данным ряды распределения могут помочь характеризовать эпидемию, выяснить механизм ее развития, а также оценить качество и эффективность отдельных мероприятий.

При инфекциях с выраженной манифестностью и передачей возбудителя непосредственно при общении с заболевшим эпидемиологическим признаком является контакт с больным в очаге. Тогда в каждом случае возникшего в ходе эпидемии заболевания применяется метод обследования очага с единичным заболеванием для установления источника инфекции и всей цепочки заражений. Однако при сложном (например, фекально-оральном) механизме передачи возбудителя такой подход может привести к ложному выводу относительно источников инфекции в связи с указаниями на различного рода «контакты», не имеющие в этом случае значения в акте заражения (дизентерией, например, заражаются при проглатывании инфицированной пищи или воды. а не при «контакте» с больным).

Анализ структуры заболеваемости проводят последовательно по двум направлениям:

1) Сначала определяют характер распределения заболеваемости при группировке личного состава по формальным признакам путем сравнения заболеваемости в различных частях (подразделениях). Это необходимо для решения вопроса о равномерности или неравномерности воздействия факторов эпидемического процесса в обследуемом коллективе.

2) Если получены данные о том, что отдельные части (подразделения) в неодинаковой степени подвергались риску заражения (заболевания), необходимо изучить характер распределения заболеваемости при группировке личного состава по эпидемиологическим признакам. Таким же образом, как и в разделе «Ретроспективный эпидемиологический анализ», анализ заболеваемости по этому направлению позволяет выявить причины, которые обусловливают неравномерность ее распределения.

По результатам предварительного опроса больных можно получить только экстенсивные показатели заболеваемости. Эти показатели не пригодны для эпидемиологического вывода, о чем говорилось ранее. Однако, в ряде случаев, когда изучают инфекционную заболеваемость неясной этиологии и выбор факторов риска становится затруднительным, опрос больных целесообразно проводить до разработки гипотезы. Такая перестановка этапов обследования может помочь в поиске признаков для дальнейшей группировки личного состава по факторам риска.

Предварительный осмотр внешней среды во время вспышек инфекционных болезней в большинстве случаев приводит к выявлению многих недостатков в санитарном состоянии части. В результате этой грубой методической ошибки эпидемиолог делает вывод о равноценной значимости всех факторов передачи или о ведущей роли в эпидемическом процессе самого «грязного» объекта в части.

Рабочие (первоначальные, предварительные) гипотезы направляют мысль эпидемиолога по определенному пути, способствуя наиболее полному обнаружению эпидемиологически значимых данных. При этом следует учитывать предположительный (вероятный) характер рабочей гипотезы и обязательную необходимость опытной проверки ее.

Рабочая гипотеза возникает у эпидемиолога уже на первых этапах обследования эпидемического очага, даже на основании небольшого числа имеющихся в его распоряжении данных. В сущности, эпидемиолог начинает строить рабочие гипотезы уже с момента получении сведений о возникновении инфекционного заболевания: зная дату заболевания и исходя из инкубационного периода, он строит предположение о возможной дате заражения; указание на место жительства больного в сопоставлении с известной ему эпидемиологической ситуацией в данной местности позволяет достроить гипотезу о возможной связи данного случая с другими, имевшимися здесь ранее, и т. д.

4 этап. Опрос и обследование больных и лиц, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями.

Для каждой инфекции (группы инфекций) применяют различный подход при эпидемиологическом обследовании на этом этапе. Однако необходимо во всех случаях учитывать, что данные опроса больных не являются основанием для постановки эпидемиологического диагноза. Любая возможность влияния дополнительных, несогласующихся с рабочей гипотезой данных, должна проверяться при опросе как больных, так и здоровых лиц, т.е. при дополнительном анализе по факторам риска.

Опрос больных и здоровых преследуют цель подтвердить или отвергнуть гипотезу, сформулированную при анализе структуры и динамики заболеваемости в период вспышки. Так, если предполагается водный характер эпидемии, опрос больных и здоровых позволяет установить, кто и как часто пил воду из подозрительного водоисточника. Предположение о пищевом заражении дизентерией требует опроса больных и здоровых о порядке питания. При этом следует искать условия, способствующие попаданию возбудителя в пищу, то есть наличие мух или источника инфекции среди обслуживающего персонала. Методом согласования выявленных нарушений с результатами анализа динамики и структуры заболеваемости устанавливаются причинно-следственные связи.

5 этап. Обследование объектов внешней среды

После того как сформулирована рабочая гипотеза также приступают к осмотру и обследованию эпидемически значимых объектов внешней среды.

Визуальное наблюдение и лабораторное исследование объектов внешней среды преследуют цель подтвердить или отвергнуть гипотезу, сформулированную при анализе структуры и динамики заболеваемости в период вспышки.

Например, если предполагается водный характер эпидемии, то лабораторно проверяется качество воды, выявляются условия попадания возбудителя в воду. При пищевом заражении дизентерией и другими острыми кишечными диарейными инфекциями необходимо внеочередное обследования кухни, столовой с проведением лабораторных исследований. Если же предполагается трансмиссивный путь передачи, то, естественно, исследованию подвергнется определенный вид (виды) кровососущих членистоногих и т. д.

Однако, следует учитывать, что наличие в части объектов, которые потенциально могут быть факторами передачи возбудителей, не является доказательством их участия в возникновении вспышки. Осмотр и обследование внешней среды, даже если получены данные об их интенсивном загрязнении, только подтверждают или опровергают рабочую гипотезу. Человек болеет не от заражения грязью, а от заражения возбудителями инфекционных заболеваний.

В ходе дальнейшего изучения очага первоначальная гипотеза может претерпевать значительные изменения или даже может быть совершенно отвергнута и заменена другой. Отвергая одни рабочие гипотезы и создавая новые, эпидемиолог все более приближается к наиболее достоверному эпидемиологическому диагнозу, поскольку из общей суммы эпидемиологических ситуаций, наличие которых можно было предположить в исследуемом очаге, исключаются наименее вероятные.

6 этап. Обобщение полученных данных, установление причин и условий возникновения очага и обоснование мероприятий по локализации и ликвидации эпидемического очага.

На этом этапе определяют правомерность рабочей гипотезы о механизме развития эпидемического процесса, сопоставляют полученные данные с характеристикой типа вспышки, если при анализируемой инфекции разработана классификация вспышек.

В соответствии с механизмом развития эпидемического процесса в конкретных условиях определяют границы очага (т.е. выясняют, что и кто могли быть заражены в ходе эпидемического процесса) и группы лиц с повышенном риском заражения от больного или вместе с больным, а также с повышенным риском заболевания (молодое пополнение, непривитые и т.д.).

В завершении этапа формулируется эпидемиологический диагноз, который включает:

· Определение типа эпидемии (острая, хроническая, водная, пищевая);

· Определение места, времени, кратности заражения личного состава;

· Механизм попадания возбудителей на конечные факторы передачи;

После диагноза составляется целенаправленный план противоэпидемических мероприятий, где определяется их перечень и объем. Комплексное проведение мероприятий без выбора главного направления распылит силы и средства, внимание командования и, в конечном итоге, затруднит устранение активизации эпидемического процесса.

Акт обследования эпидемического очага с приложением цифровых и графических материалов представляется начальнику военно-медицинского управления (медицинской службы) вида ВС РФ, рода войск, военного округа.

Анализируя собранную информацию, эпидемиолог «фильтрует» ее через призму современных представлений об эпидемиологии той или иной инфекции, исключая сведения, которые не могут иметь отношения к происхождению изучаемого очага, и тщательно систематизируя те данные, которые могут быть полезны в этом отношении. Например, проводя обследование по поводу гриппа, эпидемиолог опускает сведения, которые характеризуют качество воды и пищи, санитарное состояние объекта и др., и, наоборот, именно эти данные анализирует и систематизирует в первую очередь при изучении очага кишечной инфекции.

Вместе с тем, анализируя собранные материалы под углом зрения существующих в частной эпидемиологии концепций, эпидемиолог обязан самым тщательным образом изучить все возможные варианты распространения возбудителя инфекций, не отвергая «с порога» и те, которые, на первый взгляд, кажутся маловероятными с точки зрения господствующих в данный момент взглядов. Достаточно напомнить историю клещевого энцефалита, в отношении которого ранее господствовало единодушное мнение, что заражение им возможно только в результате присасывания клещей, однако в середине 50-х годов была доказана возможность распространения возбудителя этой инфекции также н алиментарным путем, через молоко инфицированных коз.

Так, при изучении вспышки гриппа, кори, ветряной оспы и др. выявление источника возбудителя инфекции не будет иметь практического значения. Установление путей передачи также лишено какого-либо смысла, так как известна невозможность передачи заразного начала при этих инфекциях через третьих лиц или объекты внешней среды. Поэтому эпидемиолог должен выяснить, рассеяны ли заболевания по всей территории или сконцентрированы на каком-то определенном участке? Преобладают ли очаги с единичными случаями заболеваний или, наоборот, заболеваемость носит групповой характер? Объединяются ли заболевания по профессиональному признаку?

Различия в эпидемиологической характеристике каждой воздушно-капельной инфекции, неуправляемой средствами иммунопрофилактики, определяются:

— длительностью инкубационного периода;

— длительностью заразного периода;

— особенностями клинического течения (наличие носительства и стертых, трудно выявляемых форм).

При инфекциях, возбудители которых передаются трансмиссивным путем, характер передачи инфекционного агента различается в зависимости от того, осуществляется ли он летающими (комары, слепни» мухи-жигалки и др.) или нелетающими (клещи, вши, клопы и др.) членистоногими переносчиками. Существенные различия обнаруживаются и в пределах этих типов (например, при передаче возбудителя клещами или вшами).

Особенности эпидемического процесса или реализации трансмиссивного пути передачи во многом зависят от следующих факторов:

— количества видов членистоногих, участвующих в переносе возбудителя в данной местности в данное время;

— численности популяций переносчиков в данной местности в данное время;

— трофической активности переносчика, являющейся видовым свойством, но регулируемой условиями обитания;

— способности переносчика к восприятию возбудителя я к последующей передаче его человеку;

— доступности людей для переносчика (что определяется как местом обитания переносчика, так и условиями труда и быта людей);

— иммунологической структурой населения, определяемой естественной и приобретенной резистентностью к данной инфекции.

Характерными эпидемиологическими признаками при реализации трансмиссивного пути передачи возбудителя являются следующие:

— заболевания людей территориально ограничены и возникают, как правило, в ареале переносчика возбудителя (исключением являются случаи, связанные с завозом отдельных особей переносчика на новые территории современными скоростными транспортными средствами), хотя область распространения болезни обычно уже ареала переносчика;

— сезонность заболеваний связана с периодом активности переносчика в природе (исключением являются вши, способные постоянно обитать на человеке, почему активизация передачи возбудителей сыпного и возвратного тифов через вшей в зимнее время связана не с активизацией переносчика, ас характером поведения и образам жизни людей в этот период года);

— синантропизация ряда переносчиков(комар Анофелес макулипеннис, москит Флеботомус папатачи, клещ Орнитодорос паппиллипес) может обусловливать массовую заболеваемость малярией, москитной лихорадкой, кожным лейшманиозом, клещевым возвратным тифом и некоторыми другими инфекциями в условиях современной урбанизированной среды.

При реализации того или иного пути передачи возбудителей антропонозов в бытовых условиях обычно наблюдается последовательность возникновения заболеваний. При этом каждый вновь заразившийся может становиться источником возбудителя инфекции. В подобных случаях характерны следующие эпидемиологические признаки;

— возникновение заболеваний обычно носит цепочечный характер, обусловленный эстафетным поступлением части популяции паразита из зараженных организмов на объекты окружающей среды;

— одно заболевание от другого часто отделено сроком, равным длительности инкубационного периода;

— число заболевших определяется уровнем санитарно-коммунального благоустройства населенных мест, санитарного состояния и содержания помещений, условиями общения между людьми в быту и уровнем их санитарной культуры;

— вспышки обычно бывают ограниченными по своим масштабам; заболевания распространяются гнездно, захватывая сравнительно узкий круг людей, объединенных общими бытовыми, помещениями (туалет, жилые комнаты и др.) и пользующихся общими предметами обихода (посуда, полотенца, постельное белье и др.);

— вспышки характеризуются медленным развитием и длительным течением с постепенным охватом новых групп населения.

Опрос больного и окружающих его лиц, являясь одним из важнейших приемов эпидемиологического обследования, может, однако, служить источником диагностических ошибок в случаях, если он проводится формально, нецеленаправленио, поспешно. Недостоверность собранных в очаге данных может быть обусловлена непониманием опрашиваемым существа предлагаемых ему вопросов, а иногда и сознательным желанием опрашиваемого ввести эпидемиолога в заблуждение. Недостоверность данных об эпидемиологической ситуации на определенной территории за какой-либо период времени может быть связана с неполнотой регистрации заболеваний, обусловленной как состоянием их выявления, диагностики и учета, так и особенностями самой нозологической формы болезни (манифестность, исходы и др.) либо сочетанием этих обстоятельств.

Сведения, полученные при изучении документов, как и все другие, нуждаются в критической оценке. Это, например, относится к диагнозам заболеваний, предшествовавших тому, по поводу которого проводится обследование (так, нередки случаи, когда заболевания, диагностировавшиеся как грипп, пневмония, ОРВИ, при тщательном ретроспективном исследовании оказывались брюшным тифом). Иногда приходится сталкиваться с фиктивными данными, например, когда документы свидетельствуют о том, что военнослужащий привит против данной инфекции, тогда как в действительности он привит, не был. Подобные же «приписки» могут касаться привитости животных против сибирской язвы и т. п. Вопрос о полноте и достоверности решается и в отношении данных, характеризующих динамику природных и социальных факторов, без которых не может осуществляться эпидемиологическая диагностика.

Ошибки в группировке и анализе собранных данных часто возникают при обработке их по срокам заболеваний, когда материал группируется не по датам начала заболеваний, а по датам их регистрации. Между тем, от момента начала заболевания до момента его регистрации иногда приходит значительный промежуток времени, подчас исчисляющийся не только днями, но и неделями. Это может быть связано с несвоевременным обращением заболевших за медицинской помощью или с диагностическими ошибками при первичном обращении. В подобном случае кривая, изображенная на основании группировки случаев заболеваний по срокам регистрации, будет искажать истинную динамику заболеваемости, что приводит к ошибочным выводам.

Это положение иллюстрирует слайд № 4, на котором изображены две кривые, характеризующие одну и ту же вспышку: непрерывная линия отражает заболеваемость по датам регистрации, пунктирная вычерчена в соответствии с датами заболевании. Здесь наглядно видны расхождения между сроками начала вспышки, периода ее наивысшего развития и угасания и хода эпидемического процесса в целом.

Другая ошибка в оценке динамики заболеваемости во времени может быть основана на недооценке вариабельности инкубационного периода и неточности в определении больными времени начала заболевания либо недоучете возможной недостоверности выводов, связанных с небольшим объемом наблюдений. Такая ошибка может быть вызвана анализом динамики заболеваемости по дням, тогда как группировка ее по пятидневкам дает гораздо более показательную картину. На слайде № 5., две кривые характеризуют динамику одной и той же вспышки. На кривой 1 в отличие от 2 отчетливо видны начало вспышки, период ее наивысшего развития и угасания.

Иногда эпидемиолог может быть введен в заблуждение в результате использования в анализе абсолютных или экстенсивных показателей вместо интенсивных. Такая ошибка чаще всего возникает при анализе заболеваемости в различных группах населения, когда упускается из виду возможность влияния на показатели различий в численности этих групп.

Важнейшей субъективной причиной диагностических ошибок в эпидемиологии являются логические ошибки. Причиной таких ошибок служит неправильный ход рассуждений, а также неумение делать правильные выводы из собранных объективных данных. Логическая ошибка может быть результатом поспешного обобщения, сделанного либо на основе недостаточной информации, либо по случайным и поверхностным признакам. Например, расследуя семейную вспышку пищевой токсикоинфекции, эпидемиолог констатирует совместное потребление всеми членами семьи салата, хранившегося при комнатной температуре в течение 2 сут. На этом основании он делает заключение, что именно данный продукт и послужил причиной пищевой токсикоинфекции, не обратив внимание на то обстоятельство, что из 6 членов семьи заболело лишь 3, причем именно те, которые только что вернулись с загородной прогулки, где они, в частности, питались в местном кафе. Между тем выяснение всех обстоятельств эпидемиологического анамнеза в данном случае могло бы привести к заключению о возможной связи заболевания с питанием в данном кафе.

Из этого примера вытекает очевидное требование: эпидемиолог может переходить к диагностическим обобщениям только после тщательного, детального и полного сбора и изучения всего комплекса эпидемиологических данных.

Логическая ошибка может также возникнуть, если эпидемиолог делает заключение о причинной связи явлений лишь на основании наличия хронологической последовательности событий («после этого, значит, по причине этого»), тогда как в действительности эти события могут и не находиться между собой в причинно-следственной связи. Например, день предшествует ночи, но не является ее причиной; лето предшествует осени, но не является ее причиной и т. д. Аналогичные примеры можно привести и из области эпидемиологии. Так, ни рост численности грызунов, ни возникновение эпизоотии туляремии среди них не являются причиной эпидемии, поскольку эпизоотия остается в пределах природного очага до того момента, пока не произойдет взаимодействие населения с протекающей в природе эпизоотией среди грызунов. Только такое взаимодействие и явится истинной причиной возникновения заболеваний туляремией среди людей.

Причиной логической ошибки может быть также неправильное применение аналогии, когда заключение, сделанное на основании сходства некоторых признаков в исследуемой и сравниваемой типичной ситуациях, принимают за достоверное и останавливаются на нем, как на окончательном выводе, забывая, что выводы по аналогии всегда имеют значение только как вероятные и требующие проверки. Например, обнаружив взрывообразный ход возникновения заболеваний дизентерией, эпидемиолог трактует вспышку как пищевую. Однако сходное проявление эпидемического процесса в виде взрывообразного возникновения заболеваний может наблюдаться как при пищевом, так и при водном пути передачи. Поэтому только выявление путей и факторов передачи возбудителя может способствовать идентификации истинного типа вспышки в исследуемом случае.

Таким образом, залогом правильности эпидемиологического диагноза являются целенаправленный и исчерпывающий сбор информации, правильный анализ ее и строгое соблюдение законов эпидемиологического мышления при интерпретации данных.

При обследовании очага происходят как анализ, так и синтез, поскольку эпидемиолог не только собирает и анализирует данные, но уже в ходе этого процесса пытается делать какие-то выводы. Нередко на практике от группировки случаев заболеваний, от эпидемиологических признаков сразу переходят к эпидемиологическому диагнозу благодаря логическому скачку, основанному на догадке, памяти, эпидемиологическом опыте. Этот процесс нередко совершается путем установления в мышлении эпидемиолога ассоциативных связей между каким-либо ведущим эпидемиологическим признаком и общим представлением о ситуации. Однако такой диагноз не обладает необходимой доказательностью, не говоря уже о том, что догадка сама по себе может быть неверной. Поэтому даже личный опыт не освобождает эпидемиолога от обязательной необходимости методически обоснованного подхода к постановке эпидемиологического диагноза. Постановка истинного, обоснованного диагноза относится к сфере эпидемиологического мышления.

4. Особенности эпидемиологического обследования при вирусных гепатита

Эпидемиологическое обследование проводят в целях выявления причин, условий возникновения и развития очагов заболевания вирусным гепатитом и обоснования мероприятий по их ликвидации.

При выявлении в части больного, подозрительного на заболевание вирусным гепатитом А, эпидемиологическим обследованием устанавливают предполагаемый источник инфекции, место, сроки, условия и возможные пути заражения, а также определяют круг лиц, подвергшихся риску заражения. При опросе больного и здоровых лиц в очаге важно установить возможность его заражения вне части путем выяснения особенностей питания и водопользования в течение последних 45 сут.

Обобщив результаты эпидемиологического обследования, выдвигают гипотезу о причинах и условиях заражения заболевшего, оценивают вероятность появления новых случаев заболевания в части и определяют мероприятия по ликвидации эпидемического очага.

В очагах групповых заболеваний вирусным гепатитом А эпидемиологическое обследование предусматривает:

— изучение динамики заболеваемости в отдельных частях и в гарнизоне в целом, определение начала эпидемии и возможных сроков заражения личного состава;

— изучение распределения заболеваемости по частям, подразделениям и отдельным группам военнослужащих, определение контингентов, подвергшихся риску заражения: отдельные подразделения (группы военнослужащих) или весь личный состав;

— изучение возможных условий заражения заболевших и выдвижение на этой основе гипотезы о вероятных путях передачи инфекции;

— обследование предполагаемых факторов передачи инфекции, в том числе с помощью лабораторных методов;

— определение типа эпидемии по срокам (острая, хроническая) и путям заражения личного состава (пищевая, водная) с выявлением ведущего фактора его передачи;

— установление круга лиц, подвергшихся риску заражения;

— оценка вероятности появления новых больных с учетом установленного типа эпидемии и возможных путей передачи инфекции в сложившейся эпидемической обстановке;

— проведение при необходимости при необходимости выборочных исследований крови как у заболевших, так и у лиц, подвергшихся риску заражения, на наличие специфических маркеров гепатитов А, В, С, D, Е (см. выше);

— обобщение данных о причинах и условиях возникновения эпидемического очага и обоснование мероприятий по его ликвидации.

Гипотезы о роли водного фактора в очагах групповых заболеваний вирусным гепатитом А считаются обоснованными, если коллективы с разным уровнем заболеваемости находятся в сходных в санитарно-гигиенических условиях, но отличаются друг от друга особенностями водоснабжения, а также при выявлении дефектов водоснабжения, способствующих фекальному загрязнению используемой личным составом воды.

Гипотеза о роли мушиного фактора в очагах групповых заболеваний вирусным гепатитом А является обоснованной при медленном подъеме заболеваемости через 1-2 мес. после начала выплода мух с постепенным ростом количества пораженных частей и подразделений, имеющих на своей территории условия для выплода мух.

При вирусном гепатите В, вследствие длительного сохранения вируса в организме источников инфекции и продолжительного инкубационного периода, эпидемиологическая диагностика носит преимущественно ретроспективный характер. При проведении ретроспективного эпидемиологического анализа заболеваемости основное внимание обращают на следующие факторы:

— связь заболеваний с предшествовавшими медицинскими манипуляциями, сопровождающимися нарушением целостности кожи и слизистых оболочек (операции, гемотрансфузии, обработка ран, лабораторные и зубоврачебные вмешательства), а также с качеством выполнения установленных правил отбора доноров, взятия у них крови, режима стерилизации медицинских инструментов в лечебно-профилактических учреждениях гарнизона и медицинских пунктах частей;

— распределение больных вирусным гепатитом В по видам парентеральных вмешательств, месту их проведения и выделение ос­новных причин и условий заражения военнослужащих возбудите­лем гепатита В.

Важное значение для постановки этиологического диагноза вирусного гепатита В имеет обнаружение в крови больных специфических маркеров гепатита В (НВşАġ, анти-НВс IġМ, НВеАġ)иоценка их динамики в ходе заболевания. При наличии эпидемиологических данных отрицательные результаты исследований на антигены гепатита В и антитела к ним, особенно в очагах с единичными заболеваниями, не являются основанием для исключения вирусного гепатита В. При установлении диагноза вирусного гепатита В уточняют возможные условия и причины заражения заболевшего (заболевших) и определяют мероприятия по предупреждению новых случаев заражения и заболеваний военнослужащих.

Эпидемиологический опыт выступает как синтез теоретических и практических знаний как итог овладение методами профилактической и противоэпидемической работы и навыками эпидемиологического мышления. Иными словами, эпидемиолог должен быть мыслящим профессионалом.

Овладение методикой обследования эпидемического очага, умение собирать и анализировать эпидемиологическую информацию (включая и результаты лабораторных и других исследований и даже знакомство с диагностическим значением получаемых при обследовании очага данных, безусловно, необходимо, однако недостаточно для правильной оценки эпидемиологической ситуации. Требуется еще умение синтезировать полученные данные, группировать их по общности вызывающих их причин, определять их взаимосвязи и взаимозависимости, строить и доказывать диагностические гипотезы и на этой основе делать заключение, которое и называется диагностическим диагнозом.

В связи с этим эпидемиологу необходима наблюдательность, обеспечивающая включение в анализ всех, даже, казалось бы, малозначащих фактов, интуиция и аналитико-синтетический тип мышления, то есть способность как бы внутренним взглядом охватить всю эпидемиологическую ситуацию в целом и связать ее с теоретическими знаниями и прежними аналогичными наблюдениями, увидеть за внешними проявлениями эпидемического процесса глубинные причины и условия, определившие наблюдаемую ситуацию.

«Для успешного проведения обследования необходимы достаточная эпидемиологическая квалификация и специальная практическая тренировка…- писал Л.В.Громашевский. –Как всякая творческая работа, выполнение эпидемиологического обследования требует и известной степени искусства».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *