Де ламотт архитектор что построил в питере
Валлен-Деламот Жан Батист Мишель
В 1758 году Жаку Франсуа Блонделю было поручено составление проекта для здания только что основанной в Санкт-Петербурге Академии художеств. К этой работе он привлёк Жана Батиста Валлен-Деламота. Выполненный проект в Россию повёз именно он. Причиной отъезда из Франции стало также событие личного характера. Возлюбленная молодого зодчего Сюзанна Мария Скаль вышла замуж за близкого друга Валлен-Деламота Луи Платтена. Отъезд из Франции помог архитектору пережить неудачу.
Договор с русским послом во Франции М. П. Бестужевым-Рюминым Ж. Б. Валлен-Деламот подписал 18 июня 1759 года. Согласно этому документу он направлялся в Россию для занятия должности архитектора в Московском университете и Академии Художеств. Контракт заключался сроком на три года. Кроме работы непосредственно по специальности, в его обязанности включалось обучение архитектуре российских студентов.
К моменту переезда в Россию француз уже был членом Флорентийской и Болонской академий. Но богатого строительного опыта у зодчего не было.
Валлен-Деламот приехал в Петербург, когда здесь велось активное строительство общественных зданий. Архитектор сразу же включился в эту работу. Первой заботой Валлен-Деламота стал Большой Гостиный Двор (1761-1785), который уже начал проектировать архитектор Ф. Б. Растрелли. Но тот создал проект фасада в вышедшем из моды стиле барокко. Валлен-Деламот сохранил общий план и композицию предшественника, но упростил фасады.
Деятельность Валлен-Деламота прекращалась в 1762 году, когда император Пётр III отстранил его он работы. Архитектор был обвинён в присвоении чужого замысла при работе над Гостиным Двором. Но весьма скоро Екатериной II француз был реабелитирован. После этого Валлен-Деламот предложил новый проект Гостиного Двора, принятый в итоге императрицей.
Валлен-Деламот работал и на частных заказчиков. В 1762-1766 годах он заканчивал начатое Кокориновым строительство дворца графа Разумовского. В 1762-1768 годах Валлен-Деламотом был построен дворец для графа И. Г. Чернышёва, на месте, где с 1840-х годов располагается Мариинский дворец. Валлен-Деламот перестраивал дом И. И. Шувалова (Юсуповский дворец). Предполагают, что француз является также автором проекта усадьбы Александрино (пр. Стачек, 162).
В 1763-1783 годах зодчий занимался строительством католического костёла Святой Екатерины. Здесь архитектор продолжал работу, начатую Антонио Ринальди. В конце 1763 года Валлен-Деламот совместно с Кокориновым начал строительство здания Академии Художеств. С 1764 года по проекту архитектора возводилось здание Малого Эрмитажа. А до этого для Екатерины II он оформлял интерьеры соседнего Зимнего дворца.
С 1765 года Валлен-Деламот вместе с архитектором С. И. Чевакинским участвовал в строительстве зданий Новой Голландии, он стал автором её знаменитой арки.
Ж. Б. Валлен-Деламот активно занимался преподавательской деятельностью. В его учениках числились В. И. Баженов, И. Е. Старов.
Сюзан Мари Скаль овдовела в 1771 году. Несмотря на то, что Жану Батисту было уже 42 года, он отправился во Францию, где женился на своей возлюбленной. В Санкт-Петербург он прибыл вместе с ней и её взрослой дочерью Луизой Платтен-Деламот.
Летом 1775 года Ж. Б. Валлен-Деламот покинул Санкт-Петербург. Вскоре его разбил паралич, от которого архитектор с трудом оправился. Но он стал терять зрение, ослеп на один глаз. После этого Валлен-Деламот вернулся в родной Ангулем. Там зодчий курировал студентов, отправленных во Францию для учёбы на казённые деньги. После казни Людовика XVI Россия прекратился всяческие отношения с революционной Францией, архитектору перестали присылать пенсию. Жан Батист Мишель Валлен-Деламот умер в Ангулеме 7 мая 1800 года в большой нужде [2, с. 269].
Жан Батист Валлен Деламот и его творчество
Экзаменационная работа по истории и культуре СПб
Исполнитель: ученица 9а класса лицея № 419 Каноник Яна
Жан Батист Мишель Валлен-Деламот.
Проект дворца графа И.Г.Чернышева Набережная левого берега Невы. Проект отделки Большого зала на половине великого князя Павла Петровича в Зимнем дворце. Малый Эрмитаж, Южный павильон, Северный павильон. Верстовой столб у Обуховского моста Триумфальные ворота
Дворцовая наб.36 1764-1775гг,архитектор Жан Батист Валлен-Деламот, Ю.М.Фельтен, В.П.Стасов. Здание входит в комплекс строений, образующих единое целое с Зимним дворцом. Трехэтажные корпуса этого памятника раннего классицизма ориентированы на Неву и Дворцовую площадь. Рисунок фасадов отмечен строгостью и изысканностью. На уровне второго этажа корпуса соединены висячим садом и двумя параллельными галереями. Здание искусно связано с фасадами Зимнего дворца. Из интерьеров особенно известен Белый мраморный зал, в отделке которого сочетаются мотивы арабской архитектуры и эпохи Ренессанса.
Внешний облик Гостиного двора менялся только один раз. В 1886-1887 годах по проекту А.Н. Бенуа фасад со стороны Невского проспекта был переделан в духе эклектики с использованием приемов ренессанса и барокко. Лишь в 1944-1948 годах зданию был возвращен его первоначальный вид.
Легенды и истории, связанные со зданием:
(Университетская наб., 17).
За Новую Голландию взялись по-старому.
До начала лета администрация Петербурга проведет международный инвестиционно-архитектурный конкурс по освоению территории острова Новая Голландия.
Эрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения), один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852. Богатейшие коллекции памятников первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, памятников руссской культуры VIII—XIX вв. Здания Эрмитажа — Зимний дворец (1754—62, архитектор В.В. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764—67, архитектор Ж.Б. Валлен-Деламот), Старый Эрмитаж (1771—87, архитектор Ю.М. Фельтен), Новый Эрмитаж (1839—52, архитектор Л. фон Кленце), Эрмитажный театр (1783—87, архитектор Дж. Кваренги).
1754-1762: строительство Зимнего дворца архитектром Растрелли по заказу императрицы Елизаветы Петровны
В 1754 году императрица Елизавета Петровна утвердила проект новой резиденции, предложенный ведущим архитектором русского барокко Франческа Бартоломео Растрелли. Строительство дворца продолжалось восемь долгих лет, которые пришлись на закат царствования Елизаветы Петровны и краткое правление Петра III. Осенью 1763 года Екатерина II, возвратившись после коронационных торжеств из Москвы в Петербург, становится полновластной хозяйкой Зимнего дворца.
Работы архитектора Ж.Б.М. Валлен-Деламота по заказам Екатерины II
Творчество Жана-Батиста-Мишеля Валлен-Деламота (1729 – 1800) на сегодняшний день изучено далеко не полностью, хотя он являлся ведущим архитектором первого десятилетия правления Екатерины II.
Находящиеся в Париже и Ангулеме и частично опубликованные во Франции чертежи Валлен-Деламота, а так же документальные архивные материалы, находящиеся в Петербурге, позволяют сделать ряд новых атрибуций и уточнений.
В начале правления Екатерины II переживает свое второе рождение Академия художеств. Из рук императрицы она получает не только устав и привилегии, но и новое здание, проект которого разработал Валлен Деламот. В отечественной литературе существует неверное представление о том, что основным автором этого выдающегося архитектурного произведения является А. Ф. Кокоринов. Однако обнаруженные во Франции предварительный проект здания Академии художеств, а также детальные чертежи Валлен-Деламота и отсутствие каких-либо графических материалов Кокоринова противоречат такому представлению.
После отставки Ф.?Б. Растрелли Валлен-Деламот фактически занял его место архитектора в Зимнем дворце. Им было выполнено большое количество проектов интерьеров: в 1762 году в западном корпусе для Екатерины II, в следующем году для нее же в юго-восточной части, в 1770 году в южном корпусе для великого князя Павла Петровича и в 1773 году в западном корпусе для великой княгини Наталии Алексеевны.
В литературе об архитекторе Ю. М. Фельтене категорически утверждается, что он проектировал интерьеры, разрабатывал чертежи каминов и стенных украшений в южном корпусе Зимнего дворца. Но наличие большого количества таких проектов Деламота и полное отсутствие чертежей Фельтена опровергают это утверждение.
Изучение французских источников совместно с отечественными архивными материалами позволило исключить так же авторство Фельтена относительно проекта набережной левого берега Невы, в частности, Дворцовой. Ее сооружение предполагалось еще Растрелли в связи со строительством Зимнего дворца. Воплотить же его замысел в проекте удавалось Валлен-Деламоту.
Предложенный производителем строительных работ Игнацио Росси проект Дворцовой набережной Екатерина II отвергла и утвердила вариант Валлен-Деламота.
Еще одной существенной работой Деламота по заказу Екатерины II явилось здание Малого Эрмитажа с висячим садом и галереей для размещения художественных коллекций, пристроенное к Зимнему дворцу в 1764 – 1775 годах. В литературе утвердилось нелепое представление о том, что это здание с двух сторон одновременно проектировалось разными архитекторами: со стороны Невы — Деламотом, а с Миллионной улицы — Фельтеном. Но проект принадлежал Деламоту, а Фельтен осуществлял строительство от начала и до конца. Такой же вывод подтверждает находящийся во Франции проект фасада здания Вольного экономического общества на углу Невского проспекта и Адмиралтейской площади, выполненный Деламотом в 1768 году (здание не сохранилось). По архитектурно-художественным приемам проект был очень близок к фасаду Малого Эрмитажа со стороны Миллионной. В этой части здания Валлен-Деламот проектировал апартаменты для фаворита Екатерины II графа Григория Орлова. Последний являлся президентом Вольного экономического общества, на строительства здания которого императрица пожертвовала часть своих собственных средств.
Творчество Жана-Батиста-Мишеля Валлен-Деламота (1729 – 1800) на сегодняшний день изучено далеко не полностью, хотя он являлся ведущим архитектором первого десятилетия правления Екатерины II.
Святой костел Екатерины, Невский проспект между 32 и 34
Памятник архитектуры, в стиле, переходном от барокко к раннему классицизму, возведен в 1763-83 (арх. Ж. Б. Валлен-Деламот, с 1775 стр-вом руководил А. Ринальди, изменивший первонач. проект). Расположенное в глубине участка монументальное, крестообразное в плане здание, вмещавшее до 2,5 тыс. чел., увенчано мощным куполом. Гл. фасад оформлен арочным порталом, опирающимся на свободно стоящие колонны. Венчает здание высокий парапет с фигурами евангелистов. Отделка интерьеров осуществлена арх. Д. Минчаки, худ. Д. Валериани, Я. Меттенлейтером и скульп. К. Альбани. В 1801 часть интерьера оформил арх. В. Бренна. В 1890-91 храм, имевший многонац. приход (ок. 25 тыс. чел.), был расширен. До 1892 в костеле служили католич. монахи, затем епархиальное духовенство. Будучи гл. католич. храмом столицы, костел имел мн. святынь, богатых даров и утвари. В его склепах погребены последний король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский (в 1938 его прах возвращен Польше) и франц. ген. Ж. В. Моро. В 1855 здесь отпевали арх. А. А. Монферрана. С 1844 при костеле действовало благотворит. об-во св. Викентия
Паулинского, содержавшее богадельню, две гимназии в соседних с храмом домах, а также нач. уч-ща и убежище для мальчиков. Б-ка костела насчитывала 60 тыс. томов. В 1938 храм закрыт и приспособлен под склад, позднее передан Ленингр. Филармонии; интерьеры пострадали при пожарах 1947 и 1984. В 1990 здание возвращено католич. общине, в 1992 возобновились богослужения.
Дом И.Г. Чернышева. Исаакиевская п., 6
Памятник эклектического стиля. При строительстве дворца Штакеншнейдер использовал фундамент и стены стоявшего здесь дома И. Г. Чернышева. Главный фасад акцентирован тремя ризалитами, центральный завершен высоким аттиком. Подъезд представляет собой аркаду, поддерживающую балкон. Большой интерес в художественном отношении представляют вестибюль и анфилада залов. Центральная ротонда, украшенная тридцатью двумя колоннами, перекрыта куполом и освещается верхним светом.
Академия художеств, Университетская набережная 17.
Архитектор Жан Батист Валлен-Деламот
Жан Батист Мишель Валлен-Деламот родился в 1729 году во Франции в городе Ангулеме. По материнской линии он принадлежал к известному во Франции роду Блонделей. О детстве будущего архитектора сведений нет. Известно только, что двадцатилетним юношей он поступил во Французскую академию в Риме, которую успешно закончил. Известно, что он много путешествовал по Италии, где изучал архитектурное наследие античности. Вернувшись в Париж, юноша начал работать помощником у своего дяди архитектора Франсуа Блонделя. Молодой архитектор принял участие в конкурсе на проект оформления одной из центральных площадей Парижа — площади Людовика XV, ныне площадь Согласия. И хотя его проект не был утвержден, этот факт сыграл важную роль в совершенствовании профессионального мастерства зодчего.
18 июня 1759 году через полномочного и чрезвычайного русского посла при французском дворе графа М. П. Бестужева-Рюмина с тридцатилетним архитектором был подписан контракт на работы в России в качестве архитектора сроком на три года. В задачу архитектора также входило обучение архитектуре российских талантов. Впоследствии контракт был продлен еще на три года. К этому времени Валлен-Деламот уже считался маститым архитектором, проявившим себя как мастер своего дела. Он был членом Флорентийской и Болонской академий, однако опыта практического строительства у него почти не было.
В Петербурге второй половины XVIII века все больше внимания уделялось постройкам общественного назначения. Наряду с дворцовыми и культовыми сооружениями активно возводились здания учебных заведений, административные, коммерческие. Руководила всем этим обширным строительством Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Она же занималась и вопросами планировки. Валлен-Деламот, сочетавший преподавательскую деятельность со строительной практикой, также включился в проектирование и возведение этих сооружений. Одной из первых работ архитектора в Петербурге стал проект каменного Гостиного двора. Проект разрабатывался по распоряжению президента Академии художеств графа И. И. Шувалова. Строительство началось в 1761 году, но двигалось крайне медленно. На первом этапе к строительству был также привлечен А. Кокоринов.
В 1762 году император Петр III отстранил Валлен-Деламота от строительных работ, поставив ему в вину присвоение чужого замысла. Валлен-Деламот действительно сохранил общий прием композиционного решения Гостиного двора, разработанный Растрелли, но значительно упростил и удешевил проект предшественника, отказавшись от пышности и декоративности барочных архитектурных форм. Однако с воцарением Екатерины II положение французского зодчего снова упрочилось. Архитектор предложил новый вариант фасада, и императрица его утвердила. К 1767 году было закончено строительство корпуса, выходящего главным фасадом на Невский проспект, но темпы строительства снова вызвали недовольство столичных властей. Многие сомневались, что архитектор вообще сможет довести дело до конца. И это оказалось правдой. В 1768 году Валлен-Деламот окончательно отошел от строительства, а в 1775-м вообще покинул Россию, не увидев свой замысел воплощенным.
Однако за шестнадцать лет, прожитых архитектором в России, он осуществил много замечательных проектов. В 1762 году по проекту зодчего началось строительство главного католического храма Петербурга — костела святого Екатерины на Невском проспекте. Руководил строительством Антонио Ринальди. Сложность проекта заключалось в том, что здание костела было необходимо уместить между двух существующих домов уже застроенной главной магистрали города. Валлен-Деламот блестяще справился с этой задачей. В костеле были погребены последний король Польши Станислав Август Понятовский, в 1938 году его прах был возвращен Польше, и французский генерал Ж. В. Моро. В 1855 году в этом храме отпевали архитектора Огюста Монферрана.
В конце 1763 году вместе с А. Ф. Кокориновым архитектор приступил к работе над проектом здания Академии художеств. В этой крупнейшей их совместной работе впервые в русской архитектуре четко обозначились принципы классицизма — уравновешенность и симметрия композиции, величавая торжественность внешнего облика, использование колоннады в качестве основы организации фасадов. Замысел зодчих сформировался к 1764 году, и в этом же году начались строительные работы. Но даже после этого Кокоринов и Деламот продолжали совершенствовать проект, уточняя его детали. Строительство предполагалось закончить к 1778 году, но из-за недостатка финансирования оно двигалось очень медленно, а порой вообще приостанавливалось. Строительные работы завершились только к 1789 году, когда архитектора уже не было в России, а отделка здания продолжалась вплоть до 1810 года. Здание Академии художеств было еще одним произведением архитектора, которое он также не смог увидеть.
Еще одной работой Валлен-Деламота явилось строительство здания Малого Эрмитажа с висячим садом и галереей для размещения художественных коллекций, пристроенного к Зимнему дворцу в 1764— 1775 годах. До этого Валлен-Деламот выполнил большое количество проектов интерьеров для Зимнего дворца. По замыслу Екатерины II в Малом Эрмитаже должна была разместиться коллекция картин и других Предметов Искусства, которые императрица приобретала на европейских аукционах. Там же Екатерина II устраивала увеселительные вечера с играми и спектаклями — малые эрмитажи. Архитектор прекрасно справился с поставленной задачей, органично вписав свое творение в комплекс зданий, расположенных в непосредственной близости от Зимнего дворца и образующих с ним единое целое. В 1765 году по приказу Екатерины II зодчего привлекли к работам, проводимым Адмиралтейств-коллегией в «Новой Голландии», которыми до этого занимался С. И. Чевакинский. Валлен-Деламот исполнил проект фасадов, а также эффектной арки над каналом, ведущим в бассейн внутри острова. Величественный портал «Новой Голландии» с аркой над каналом является одним из шедевров петербургской архитектуры и символом нашего города.
Валлен-Деламот, Жан Батист Мишель
Валлен-Деламот, Жан Батист Мишель
Жан Батист Мишель Валлен-Деламот | |
фр. Jean-Baptiste Vallin de la Mothe | |
Арка Новой Голландии | |
Годы жизни | |
---|---|
Гражданство | |
Жан Батист Мишель Валлен-Деламот на Викискладе |
Жан Бати́ст Мише́ль Валле́н-Деламо́т (фр. Jean-Baptiste Vallin de la Mothe ; 1729, Ангулем, Франция — 7 мая 1800, там же) — французский архитектор.
Учился у своего дяди архитектора Ж. Ф. Блонделя и работал в 1750—1752 годах в Италии.
В 1759—1775 годах работал в России, в основном в Санкт-Петербурге.
С 1766 года — придворный архитектор.
С 1768 года — член-кореспондент Парижской Академии архитектуры.
В 1775 году уехал во Францию.
Постройки Валлен-Деламота — характерные образцы раннего русского классицизма, в которых ясность композиций сочетается с барочной пластичностью масс.
Постройки
убранство
Полезное
Смотреть что такое «Валлен-Деламот, Жан Батист Мишель» в других словарях:
Валлен-Деламот Жан Батист Мишель — (Vallin de la Mothe) (1729 1800), архитектор. Француз по происхождению. Учился у Ж. Ф. Блонделя во Франции и в 1750 52 в Италии. В 1759 75 работал в России, главным образом в Петербурге. Профессор петербургской АХ (с 1759). В постройках… … Художественная энциклопедия
Валлен-Деламот Жан Батист Мишель — (1729 1800), архитектор. По происхождению француз. Учился у Ж. Ф. Блонделя во Франции и в 1750 52 в Италии. В 1759 75 работал в Петербурге (с 1759 профессор АХ). В постройках В. Д., характерных для раннего русского классицизма, ясность… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Валлен-Деламот Жан Батист Мишель — (Vallin de la Mothe) (1729 1800), французский архитектор. Работал в России в 1759 1775. Постройки в Санкт Петербурге: Гостиный двор (1761 1785), Малый Эрмитаж (1764 1767) в стиле раннего русского классицизма. Участвовал в проектировании здания АХ … Энциклопедический словарь
Валлен-Деламот, Жан-Батист-Мишель — Жан Батист Мишель Валлен Деламот Jean Baptiste Vallin de la Mothe … Википедия
Валлен-Деламот Жан Батист Мишель — Жан Батист Мишель Валлен Деламот фр. Jean Baptiste Vallin de la Mothe Арка Новой Голландии Годы жизни Гражданство Франция … Википедия
ВАЛЛЕН-ДЕЛАМОТ Жан Батист Мишель — ВАЛЛЕН ДЕЛАМОТ (Vallin de la Mothe) Жан Батист Мишель (1729 1800) французский архитектор. Работал в России в 1759 75. Постройки в Санкт Петербурге: Гостиный двор (1761 85), Малый Эрмитаж (1764 67) в стиле раннего русского классицизма. Участвовал… … Большой Энциклопедический словарь
Валлен-Деламот Жан Батист Мишель — Валлен Деламот (Vallin de la Mothe) Жан Батист Мишель (1729, Ангулем, Франция, ≈ 7.5.1800, там же), архитектор, француз по происхождению. Учился у своего дяди архитектора Ж. Ф. Блонделя и в 1750≈52 в Италии. В 1759≈75 работал в России, в основном … Большая советская энциклопедия
Валлен-Деламот Жан Батист Мишель — Ж.Б. Валлен Деламот. Малый Эрмитаж в Санкт Петербурге. ВАЛЛЕН ДЕЛАМОТ (Vallin de la Mothe) Жан Батист Мишель (1729 1800), французский архитектор. В 1759 75 работал в России. Построил в Санкт Петербурге Гостиный двор (1761 85), участвовал в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Валлен-Деламот, Жан-Батист Мишель — (1729 1800) архитектор, мастер русского классицизма, работал в России в 1759 1775. В Петербурге создал ряд первоклассных сооружений: Малый Эрмитаж, Гостиный двор, католический собор св. Екатерины на Невском пр. 32 34, дворец К.Т. Разумовского… … Архитектурный словарь
Малый Эрмитаж
Малый Эрмитаж ранний классицизм
Эрмитажный театр образуют единый уникальный дворцово-музейный комплекс
Здание Малого Эрмитажа расположено на участке между Дворцовой наб. и Миллионной ул. рядом с Зимним дворцом.
Дворцовая набережная в Петербурге.
Литогр. Ф.-В. Перро. 1841 г.
План. 2 этаж. 1 этаж.
Корпус по Миллионной ул.
В 1764-1766 гг. Юрий Матвеевич Фельтен построил Южный Павильонпо Миллионной ул. и соединил его воздушным переходом с личными покоями Екатерины.
В 1840-1844 гг. арх. Василий Петрович Стасов надстроил дополнительный 4 этаж по Миллионной ул.
Екатерина II перехала в Зимний дворец в 1762 г. Она заняла личные апартаменты в юго-восточном углу дворца. В 1762 г. на месте старых домов адмирала Крюйса по Дворцовой наб. и генерал-адмирала Головина по Дворцовой пл. предполагалось построить дворцовые конюшни по проекту арх. Ю. Фельтена. В 1763 г. по желанию императрицы на территории примыкающей к дворцу с востока был спланирован павильон с Висячим садом. Проект был составлен арх. Жан-Батист Валлен-Деламотом. В 1764 он начал реализовываться. В процессе строительства проект дорабатывал арх. Ю. М. Фельтеном. Сад не доходил ни до Невы, ни до Миллионной ул. В 1765 г. была завершена южная часть сада. Из-за Висячего сада новый дворец поначалу называли Оранжерейным домом.
Ламотов павильон.
Висячий сад.
грав. 1778? г.
к.
Зимний сад.
Гау Э.П., акв. 1865 г.