Дедал бог чего в греческой мифологии
Дедал бог чего в греческой мифологии
Поиск по сайту:
Новые статьи
Статистика
Дедал, величайший греческий изобретатель, скульптор и художник
Дедал — величайший греческий скульптор, художник, строитель и изобретатель, сын афинского художника Эвпалма.
Дедал первым из людей взлетел в небо на крыльях, изготовленных человеческой рукой, и сумел благополучно приземлиться. Изобретение крыльев заслонило в глазах людей все прочие его изобретения, в числе которых были такие полезные инструменты, как лом и бурав.
Но боги охраняют художников и порой прощают им нарушение даже самых справедливых человеческих законов. Они помогли Дедалу спастись, и он вместе со своим сыном Икаром добрался до Крита. Царь Минос, только что вернувшийся из военного похода против афинян, принял Дедала с распростертыми объятиями и тут же дал ему поручение, связанное с некоторыми щекотливыми обстоятельствами его семейной жизни.
Здесь мы не станем лишний раз сыпать соль на душевные раны Миноса, тем более что об этом говорится в соответствующих статьях. Короче, Дедал построил для Минотавра знаменитый лабиринт — одно из чудес света, сокрывшее грех жены Миноса Пасифаи.
Минос щедро вознаградил Дедала и засыпал его новыми заказами, а затем предложил ему нечто вроде пожизненной пенсии. Дедал справедливо усмотрел в этом золотую клетку, предназначенную для ограничения его свободы, и отказался. В ответ царь запретил ему покидать Крит.
Береговая охрана на Крите была поставлена отлично, флот Миноса господствовал на всем Средиземном море. Но воздушного флота у него, естественно, не было, и Дедал решил сбежать вместе с Икаром по воздуху. По тем временам это было необычайное решение, ведь до Дедала никто из смертных еще не летал; были, правда, такие попытки в Месопотамии, но Дедал этого знать никак не мог. (Да и мы сами узнали об этом только в начале нашего века, когда было прочтено сказание об Этане, правителе Киша. И то этот аккадский царь поднимался в воздух не самостоятельно, а на орле.) Техническое решение Дедала было гениально простым. Он изготовил из птичьих перьев, скрепленных воском, две пары крыльев и бесстрашно взлетел вместе с Икаром. Они держали курс прямо на Афины.
Мифы сообщают нам точную трассу их полета. Из Кносса, столицы Крита, они летели строго на север, к острову Парос, а потом вдруг свернули на северо-восток. Очевидно, только здесь Дедал, которого гнала вперед тоска по родине, вспомнил, что в Афинах его ждет смертная казнь, и изменил курс. Но вскоре его ждало нечто горшее, чем собственная смерть: гибель единственного сына. Хотя отец предупреждал Икара, он, наслаждаясь ощущением полета, взлетел слишком высоко, солнечные лучи растопили воск, и перья рассыпались. Икар рухнул в море и утонул. Несчастный Дедал повернул на запад и полетел на свет заходящего солнца, как мотылек на свечу. Пролетев тысячу километров, он благополучно приземлился на Сицилии и попросил убежища у царя Кокала.
Кокал принял Дедала на свою службу, и тот построил ему великолепный дворец, украсив его статуями и картинами. Между тем Минос узнал о местопребывании Дедала и потребовал выдать беглеца. Отказать Миносу Кокал не посмел, так как флот критян в те времена не знал себе соперников, но и расставаться с Дедалом ему не хотелось. Поэтому он предложил Миносу сесть за стол дипломатических переговоров (точнее говоря, возлечь — как известно, древние греки не сидели, а полулежали за своими низкими столами). Минос согласился и прибыл для переговоров на Сицилию, но, чтобы придать больше веса своим аргументам, прихватил с собой весь свой военный флот. Кокал перепугался, но Дедал предложил предоставить дело ему. Он искусно провел в царскую купальню тайный водопровод, и когда царственный гость решил принять, по своему обыкновению, вечернюю ванну, Дедал растопил котел и залил Миноса кипятком. Кокал утаил убийство критского царя, но афиняне тем не менее узнали обо всем и в благодарность за избавление от злейшего врага даровали Дедалу амнистию. Дедал вернулся в родной город и умер там после многолетних трудов на благо Афин.
Афиняне почитали Дедала как героя и бога. Еще в 432 г. до н. э. афинская судебная палата осудила скульптора, который на щите Афины Парфенос (Афины Девы) якобы изобразил самого себя под видом Дедала. Судьи усмотрели в этом оскорбление героя и нарушение святости темы. Но это не миф, а скульптором был величайший художник времен величайшего расцвета Афин — Фидий.
Сам миф о Дедале уходит в незапамятные времена: Гомер говорит о пребывании Дедала на Крите (но не упоминая лабиринт), а об Икарийском море — как о древнем географическом названии, которое нет необходимости разъяснять. Но в том виде, в каком мы его знаем, этот миф взят из мифологического пособия 1 в. н. э., приписываемого Аполлодору, и из «Метаморфоз» Овидия.
Античных изображений Дедала до нас дошло сравнительно мало. Тем более драгоценна римская рельефная пластина «Дедал с Икаром» 1 или 2 в. н. э., копирующая греческий оригинал, которая была найдена в словацкой деревне Русовце (римская Герулата) и теперь находится в Братиславском городском музее.
Всемирно известен мраморный рельеф «Дедал и Икар» работы Донателло (1430). Из остальных европейских скульптур лучшая, пожалуй, скульптурная группа «Дедал и Икар» Кановы (1777—1779). Из художников к сюжету «Дедал и Икар» трижды обращался Ван Дейк (1630—1640), одноименную картину написал Соколов. В дворцах эпохи позднего феодализма «Полет Дедала и Икара» был излюбленным сюжетом плафонной живописи, например, в Праге: в Вальдштейнском дворце (Бьянко, 1625—1630) и в малостранском Лобковицком дворце (работа неизвестного мастера, ок. 1720).
Минос и Дедал. Миф об афинской культурной экспанси
Давно замечено – история это то, о чём написано в книгах. Древняя история Крита служит печальным подтверждением этого тезиса. Могучая цивилизация, существовавшая 1600 лет (приблизительно с 3000 по 1400 гг. до н.э.), не оставила после себя ни письменных литературных памятников ни устного предания, и практически стёрлась из людской памяти. Это, в самом деле, удивительно, поскольку в период своего высшего расцвета в 1600-1400 годы Крит наряду с Египтом был важнейшим торговым и политическим центром всего Средиземноморья. О силе критян свидетельствует тот факт, что богатые критские города даже не имели крепостных стен. Очевидно, что военная мощь Крита и его варварских соседей были несопоставимы. Скудные упоминания о богатых дворцах и могучих правителях этой страны дошли до нас в виде легенд и преданий другого народа, который принял от древних критян эстафету цивилизации – от древних греков. Греческие племена появились на исторической арене значительно позже критян. Они волнами накатывали на территорию Балкан в течение 2500-2000 годов до н.э., пока не заняли большую часть полуострова. В отличие от критян, греки донесли до нас свою историю и мифологию, и тем самым надолго обрели славу самой ранней цивилизации бронзового века в Европе.
Извержение вулкана, сопровождавшееся землетрясениями и огромными волнами, было катастрофой планетарного масштаба, повлиявшей даже на глобальный климат. Туча пепла была отнесена на юг и была столь огромной, что накрыла почти весь Египет. Последствия этого извержения описано в Библии как «казни египетские». В частности фраза « и воды рек стали красными» полностью соответствует действительности – по всей территории Нижнего Египта в слоях, относящихся к этому периоду, сохранилась тонкая красноватая прослойка вулканического пепла, содержащего много оксида железа.
Нельзя не обратить внимания и на тот факт, что падение критской цивилизации хронологически совпало с расцветом Микен, которые хотя и отличались культурным своеобразием, испытали на себе явное влияние критского стиля. Очевидно, что не в последнюю очередь расцвет Микен был вызван притоком огромного количества награбленных богатств и искусных рабов-ремесленников, захваченных на Крите. Власть на острове перешла в руки греков и других народов, которые и основали там свои династии. Грубые и воинственные завоеватели унаследовали лишь материальную культуру критян, но утончённый дух минойской цивилизации исчез навсегда.
Итак, согласно греческой мифологии самым могучим критским правителем был царь Минос, правивший в Кноссе. Некоторые историки утверждают, что Минос правил в XV веке до н.э. и его гибель совпала по времени с крушением минойского мира. Однако для подобных заявлений нет никаких оснований. Из мифов мы знаем, что Минос был современником Тезея, Геракла и Эдипа, а, значит жил за два поколения до Троянской войны, то есть в начале-середине XIII века. К этому времени исконная критская цивилизация уже давно ушла в небытие.
По легенде Минос был одним из сыновей Зевса и похищенной им Европы. Создатели мифа описывают Крит того времени, когда на него прибыли Европа и Зевс, как дикий остров, жители которого ютились в пещерах и дебрях кипарисовых лесов и не знали ни закона ни справедливой власти. И это в то время, когда в Элладе, дескать, процветали города, а права их жителей были защищены законами! Неужели греки, сочинявшие миф не знали о древней критской цивилизации, которая была намного старше их собственной? Очень трудно в это поверить, особенно зная о том, что вазы, кинжалы и статуэтки критской работы очень ценились в Элладе именно благодаря их невероятной древности. Скорее сочинители решили поднять собственный статус за счёт забвения древних критян, которые уже ничего не могли возразить. Впрочем, эта печальная картина критского запустения вполне соответствовала тому хаосу, который воцарился на острове после крушения минойской цивилизации.
Мифы явно указывают на греческое происхождение новых правителей Крита и почти ничего не говорят о древнем населении острова. После того, как Зевс, бросив Европу с детьми, удалился по своим божественным делам, её взял в жёны критский царь Астерий, внук легендарного Дора, который привёл на Крит армию эолийцев и пеласгов (о том, с кем воевала эта армия, миф скромно умалчивает). За одно, Астерий усыновил Миноса и двух его братьев. Как бы то ни было, правителем, принесшим на Крит закон и порядок, стал именно Минос. Согласно одному из вариантов этой истории, он на девять лет удалился в пещеру, где ему неоднократно являлся его божественный отец Зевс, и вышел оттуда с девятью скрижалями, на которых были высечены первые в Элладе письменные законы.
По другой версии Минос захватил власть на Крите после смерти Астерия в борьбе со своими братьями. Основным аргументом его притязаний стало утверждение, что любая его просьба немедленно исполняется. При большом скоплении народа он возвёл на берегу алтарь для Посейдона и попросил, чтобы из моря вышло жертвенное животное. К всеобщему изумлению, из моря вышел ослепительно белый бык, которого Минос, поражённый его красотой, не решился принести в жертву, а отправил пастись со своими стадами, чем, говорят, очень обидел бога морей. Право Миноса на трон было признано, и он воцарился, женился на дочери титана Гелиоса Пасифае и жил долго и счастливо, пока на остров не прибыл замечательный афинский мастер Дедал.
Если личность Миноса окутана туманом легенд и преданий, то Дедал особых сомнений в своём существовании не вызывает. Даже через полтора тысячелетия после его смерти в некоторых храмах Эллады, Крита и Сицилии сохранялись выполненные им в едином узнаваемом стиле деревянные и мраморные скульптуры. Само имя Дедал, очевидно, было прозвищем, поскольку «дедалами» в давние времена назывались грубо вытесанные из дерева статуи богов. Очевидно, что это прозвище дали мастеру афиняне за его искусство в ваянии. Сам Дедал происходил из царского афинского рода Метеонидов и по легенде был изобретателем плотницких инструментов (это утверждение очень позабавило бы древних шумеров и египтян). Его изгнали из Афин за убийство своего племянника Калоса (называют так же имя Талос и Пердикс). История эта тёмная. Некоторые источники утверждают, что Дедал завидовал Калосу, поскольку тот был более искусен в ремёслах, а другие скупо намекают, что Калос был убит Дедалом за кровосмесительную смесь с его сестрой.
Согласно мифу Дедала охотно приютили в Кноссе при дворе Миноса, где он создал множество деревянных скульптур и даже основал нечто вроде академии художеств. По крайней мере, высокое искусство критских резчиков по дереву традиция объясняет именно его влиянием.
В какой-то мере миф о Дедале переворачивает историю с ног на голову. По этому мифу получается, что не греческое искусство стало наследницей критского, а наоборот – цивилизованный афинянин принёс светоч культуры на дикий Крит. Это кажется особенно забавным, если вспомнить, что Афины до правления Тезея, по сути, были лишь посёлком паломников вокруг жертвенника Афине, установленном на Акрополе ещё пеласгами (коренным населением Аттики), а Крит был могучей и развитой цивилизацией задолго до появления греков в Средиземноморье. Но историю писали греки, а не критяне, а миф о Дедале не просто греческий, но явно афинский, записанный лет через 700 после описываемых событий. А уж афиняне никогда не страдали избытком скромности.
Итак, Дедал обосновался на Крите, женился и у него родился сын Икар. И всё было бы прекрасно, если бы обиженный на царя Кносса Посейдон не внушил царице Пасифае страсть к тому самому белому быку, с появления которого и началось царствование Миноса. Согласно мифу Дедал по просьбе Пасифаи создал искусственную корову, поместившись в которую царица смогла удовлетворить свою страсть. Результатом этого события стало рождение человека с бычьей головой, Минотавра, которого поселили в Лабиринте, выстроенном Дедалом, и кормили человечиной, в частности юношами и девушками из Афин, которых раз в десять лет присылали на Крит в виде дани.
Что касается человеческих жертвоприношений, то они возродились на Крите после ужасной природной катастрофы, погубившей минойскую цивилизацию, и были призваны задобрить богов. У критян не было касты жрецов, а важные государственные обряды совершал сам царь или его сын. Вполне возможно, что человеческое жертвоприношение осуществлял сын царя, надевший на себя маску быка, что и породило легенду о Минотавре. Интересно, что Лабиринт в кносском дворце, в самом деле, существовал. Это была целая система комнат, коридоров и переходов, в которых было очень легко заблудиться, но он, как и весь дворец, был построен задолго до Миноса и Дедала.
Дальнейшая история хорошо известна. Разъярённый Минос заточил Дедала и его сына Икара в темницу (по другой версии в Лабиринт), откуда им удалось бежать. Историю со знаменитыми крыльями, которые якобы придумал Дедал, серьёзные античные историки даже не упоминали. По их общему мнению, Дедал с Икаром покинули Крит на двух маленьких лодках. Неопытный Икар не справился с управлением парусом, его лодка перевернулась, а сам он погиб. Впрочем, вполне возможно, что пытливый ум Дедала мог прийти к идее крыльев и даже испытать их, что и отложилось в народной памяти. Другое дело, полёт никак не мог быть удачным, поскольку в те времена ещё не было лёгких и прочных синтетических материалов, используемых в современных дельтапланах. Однако сама идея полёта, высказанная на заре человеческой цивилизации не может не вызывать восхищения.
Сам Дедал благополучно добрался до Сицилии и получил убежище в городке Камик у тамошнего царя Кокала. За короткое время он расположил к себе и самого царя, изваяв для него несколько статуй, и его дочерей, создав для них искусные механические игрушки. Тем временем царь Минос отправился с флотом на поиски беглеца. До него дошли слухи, о том, что Дедал укрылся на Сицилии. Когда он прибыл в Камик, царь Кокал решил не выдавать Дедала. Он предложил Миносу, как дорогому гостю, принять ванну с дороги и приказал заменить в кувшине холодную воду, которой было принято обливаться после горячей ванны на кипяток. Минос вылил его на себя и умер на месте, а его свите сообщили, что он оступился и упал в чан с горячей водой.
На этом собственно и заканчивается эта история. Дедал прожил ещё много лет и изваял немало статуй. Крит после гибели Миноса снова на долгие века пришёл в упадок и запустение, а после нескольких столетий войн, переселений народов и экономического хаоса над Элладой взошла звезда Афин, ставших не только важнейшим политическим и экономическим центром, но и культурной столицей всего Античного мира. Тогда и эта давняя история о Дедале и Миносе обрела важное политическое значение. Ведь с её помощью афиняне могли претендовать на культурное превосходство в эллинском мире с самых давних легендарных времён. А что же древняя критская цивилизация, давшая толчок всей греческой культуре? Ей не нашлось места в официальной афинской историографии. По этой причине в античном мире Афины без труда обрели славу родины всех искусств и ремёсел, а как оно там было на самом деле, уже никого не интересовало.
Дедал
Происхождение Дедала
О Дедале сохранились несколько мифов, их записали в первый раз афиняне-летописцы в 6м веке до н.э. при Писистратосе. Большинство мифов о его жизни относятся к жизни Дедала на Крите, следовательно, Дедал критского происхождения.
Легенда о Дедале гласит, что он родился в Афинах и был потомком Эрехтеа (мифический герой и царь Афин, основатель Панатинайских игр). Высокого происхождения была и его мать Алкипия (Фрасимиди или Ифинои), происходившая от Кекропа, мифического основателя Афин.
По другой версии Дедал происходит от бога Гефеста, и от него унаследовал способность создавать практически все.
Архитектор и скульптор Дедал
Как Дедал прибыл на Крит
Лучшие отели Крита Посмотреть все
Stella Island Luxury Resort & Spa
Этот отель призван стать идеальным направлением для влюбленных пар и тех, кто проводит свой медовый месяц
5% Доп. Скидка от Грекомании
Официальные цены отеля, Web Hotelier
Royal Marmin Bay Boutique & Art Hotel
Первый в Греции 5-и звёздочный энергоэффективный, экологически чистый отель с видом на знаменитую бухту Мирабелло
10% Доп. Скидка от Грекомании
Официальные цены отеля, Web Hotelier
Stella Palace Resort & Spa
Stella Palace Resort & Spa это 5-звездочный курорт, предлагающий гостеприимство нового уровня в уютной атмосфере на о. Крит
5% Доп. Скидка от Грекомании
Официальные цены отеля, Web Hotelier
Работы Дедала на Крите
Дедал создал первый танцевальный зал в истории принцессе Ариадне, красотой которой даже боги восхищались. Кроме того, новым изобретением Дедала стала статуя на носу корабля. В связи с этим статуи на носу кораблей в Древней Греции назывались «дэдалиями».
Деревянная корова Пацифеи
Минос попросил у своего дяди Посейдона (бога моря) подтверждение того, что он достоин занять место царя Кносса.
Пацифея, сходя с ума от страсти к быку, попросила Дедала, чтобы он помош ей утолить ее страсть к быку, не подвергая опасности свою жизнь. Дедал выполнил ее просьбу, соорудив деревянную корову полую внутри, облаченную в кожу настоящей коровы и оставил ее на лугу с королевой внутри.
Лабиринт Дедала
Дедал был вызван после рождения Минотавра, чтобы найти способ скрыть позор Миноса, т.е. построить тюрьму для Минотавра.
До сих пор остается неизвестным местонахождение лабиринта, хотя многие связывают его с Кносским дворцом. Это возможно, поскольку Кносский дворец состоит из большого количества комнат, соединенных узкими коридорами. Кроме того, согласно легенде, Кносс был построен по проекту архитектора Дедала.
Нить Ариадны
Лучшие отели Греции Посмотреть все
Stella Island Luxury Resort & Spa
Этот отель призван стать идеальным направлением для влюбленных пар и тех, кто проводит свой медовый месяц
5% Доп. Скидка от Грекомании
Официальные цены отеля, Web Hotelier
Saint John Hotel Villas & Spa
Главная особенность отеля Saint John — восхитительный вид на закат, Эгейское море и остров Делос
5% Доп. Скидка от Грекомании
Официальные цены отеля, Web Hotelier
Pomegranate Wellness Spa Hotel
Новый суперсовременный пятизвездочный отель Pomegranate Spa Hotel, расположенный на узком перешейке, между двумя заливами.
5% Доп. Скидка от Грекомании
Официальные цены отеля, Web Hotelier
Минос заключает Дедала в тюрьму
У Дедала не было плохих намерений, когда он помогал Пацифее и Ариадне, но в результате он своими действиями вступил в конфликт с Миносом. Естественно, царь не желал позорной связи его жены и быка, ни освобождении Тесея из лабиринта. Гнев его был настолько сильным, что он посадил Дедала и его сына Икара в пустующий Лабиринт.
Дедал и Икар: древнегреческий миф о Дедале и Икаре в кратком изложении
Мифы Древней Греции: читать миф о Дедале и Икаре кратко. Полет и гибель Икара. Иллюстрации, картинки.
Кто такие Дедал и Икар? Кратко
Дедал и Икар — персонажи древнегреческих мифов, отец и сын. Строитель и изобретатель Дедал, томясь в плену на острове Крит, сделал для себя и сына крылья, чтобы с их помощью улететь на свободу.
Беспечный Икар вопреки наставлениям отца поднялся слишком высоко — солнечные лучи растопили воск, на котором держались перья, юноша рухнул в море и разбился.
В искусстве Икар служит символом высоких устремлений, обреченных на гибель.
Джейкоб Питер Гоуи. Полет Икара
Миф о Дедале и Икаре в кратком изложении
Именно Дедал выстроил Лабиринт — дворец с запутанными ходами, где поселился ужасный человек-бык Минотавр. Когда афинский герой Тесей одолел чудовище и сбежал из Лабиринта с помощью нити Ариадны, критский царь заточил там Дедала с Икаром, гласит одна из версий мифа.
Но обычно рассказывают иначе: Дедал просто жил на острове, словно почетный пленник. Царь Минос никуда его не отпускал, чтобы не лишиться гениального мастера. Бежать ни по суше, ни по морю было невозможно, и тогда Дедал придумал улететь по воздуху, смастерив крылья.
Мастер скрепил птичьи перья льняными нитками и воском, сделав по два крыла для себя и для Икара. Дедал объяснил: нельзя спускаться слишком низко, чтобы морские волны не намочили крылья; нельзя подниматься слишком высоко к солнцу, иначе оно растопит воск. После этого отец и сын взлетели и пустились в путь.
Петр Соколов. Дедал привязывает крылья Икару
Быстро неслись они по небу, и радостный Икар забыл наставления отца. Он взлетел высоко, солнце растопило воск, и перья рассыпались. Икар рухнул в море близ острова Самос и сгинул в волнах.
В горе отец — уже не отец! — повторяет: «Икар мой!
Где ты, Икар? — говорит, — в каком я найду тебя крае?»
Все повторял он: «Икар!» — но перья увидел на водах;
Проклял искусство свое, погребенью сыновнее тело
Предал, и оный предел сохранил погребенного имя.
Овидий. «Метаморфозы»
Море с тех пор стали называть Икарийским, а остров, где похоронили тело юноши, — Икарией.
Герберт Джеймс Дрейпер. Оплакивание Икара
В более поздние века греки пытались разумно объяснить миф о полете Икара — например, тем, что Дедал в действительности изобрел не крылья, а косой парус, с помощью которого можно улавливать боковой ветер. На лодке с таким парусом он и сбежал с Крита, а Икар просто свалился за борт и утонул, полагали сторонники этой версии.
Марк Шагал. Падение Икара
Что было с Дедалом после
Потеряв сына, Дедал продолжил полет и добрался до Сицилии, где поселился при дворе царя Кокала.
Но Минос не смирился с бегством своего лучшего мастера и пошел на хитрость, чтобы его найти. Он объявил, что даст щедрую награду человеку, который сможет продеть нить через морскую раковину, чтобы та прошла все извилины. Критский царь знал, что с такой задачей может справиться лишь один человек — Дедал.
Дедал действительно подсказал Кокалу способ, как это сделать: привязать нитку к муравью, чтобы тот в поисках выхода из раковины обежал все извилины и нашел выход. Когда же правитель обратился к Миносу за наградой, тот потребовал вернуть беглеца.
Отдавать художника не захотели дочери Кокала. Когда критский правитель приехал забрать своего пленника, его пригласили в баню, где царевны вылили на Миноса котел кипятка. В страшных муках он умер.
Дедал же остался жить на Сицилии, где совершил еще много славных дел, а под конец жизни вернулся в Афины. Там от него вел свое происхождение род знаменитых художников Дедалидов.