Дефектология и коррекционная педагогика в чем разница
КОРРЕКЦИОННАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
КАК ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ:
предмет, задачи, основные понятия.
Коррекционная и специальная педагогика – неотъемлемая часть системы педагогических знаний.
Специальная педагогика– это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях при помощи общепедагогических методов и средств затруднительно или невозможно.
Название «специальная педагогика» используется как международный педагогический термин, т.к. согласуется с современными гуманистическими ориентирами мировой системы образования. В советский период эта наука в нашей стране называлась «дефектология». В настоящее время становится понятным, что в педагогической и социальной сфере медицинские термины неприемлемы как диагнозные, некорректные, ущемляющие достоинство детей и взрослых. Применительно к человеку, речь может идти не о коррекции дефектов, а только о педагогической помощи, специальных образовательных услугах, которые общество обязано предложить нуждающимся в них гражданам.
Объектом специальной педагогики являются дети с серьезными дефектами развития. Предметом специальной педагогики является теория и практика специального образования, что включает в себя изучение особенностей развития и образования человека, имеющего ограниченные возможности здоровья и жизнедеятельности, а также использование этого знания для нахождения наилучших путей, средств, условий, которые обеспечат коррекцию физических и психических недостатков, компенсацию деятельности нарушенных органов и систем организма.
Цель специальной педагогики – достижение максимально возможной самостоятельности и независимости жизни человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Для достижения указанной цели специальная педагогика решает систему задач:
— изучает педагогические закономерности развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;
— изучает закономерности специального образования, существующие педагогические системы образования лиц с ограниченными возможностями;
— разрабатывает научные основы содержания образования, принципы, методы, технологии специального образования;
— разрабатывает и реализует программы профориентации, профконсультирования, профессиональной подготовки лиц с ограниченной трудоспособностью и др.
Согласно существующей статистике 40% всех нарушений развития у детей в мире составляют образовательные затруднения. В этом случае дефект неярко выражен, а аномалии в развитии имеют негрубые формы, т.е. недостаток находится в пограничной зоне между нормой и патологией. Такому ребенку нужно не специальное медицинское лечение, не активное вмешательство дефектолога, а коррекция его познавательных возможностей, изменение условий общего и семейного воспитания, частичное исправление его поведения и т.д. Коррекционная педагогика выделилась из дефектологии относительно недавно и взяла на себя ответственность за дезадаптационные проблемы развивающегося человека.
Коррекционная педагогика – это теория и практика педагогической помощи детям, имеющим трудности в обучении и освоении соответствующих возрасту социальных ролей в общеобразовательной школе.
Объектом коррекционной педагогики являются дети с незначительными отклонениями в психофизиологическом (сенсорно-двигательном, соматическом, интеллектуальном) развитии, имеющие четыре «Д», т.е. дети, имеющие неярко выраженный дефект, перенесшие в раннем возрасте депривацию, в силу этого испытывающие школьную дезадаптацию и проявляющие девиацию в поведении.
Предметом коррекционной педагогики является определение наиболее эффективных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у детей и подростков.
Целью коррекционной педагогики является преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и интеграции в социум.
Понятие «коррекция» относится, по современным педагогическим представлениям, не к личности ребенка, а к той социальной и образовательной среде, которая является для него дискомфортной.
Под педагогической коррекцией понимают комплексную деятельность по исправлению таких особенностей ребенка, которые не соответствуют идеальной модели развития на данной возрастной ступени.
Ведущие направления коррекции:
— корректирующее воздействие на ребенка средовыми факторами;
— коррекционная направленность учебного процесса;
— коррекция средствами воспитательной работы;
— психогигиена семейного воспитания.
Задачи коррекционной педагогики:
1. изучить педагогические закономерности обучения, воспитания и развития детей в условиях дезадаптации;
2. обеспечить педагогов и родителей знаниями о характере и возможных причинах возникновения ситуаций и состояний риска дезадаптации у детей;
3. разрабатывать средства профилактики и диагностики отклонений развития;
4. разрабатывать научные основы содержания коррекционно-развивающего образования, принципы, методы, технологии педагогической помощи детям группы риска;
5. создать необходимую научно-методическую базу для подготовки учителей к коррекционно-педагогической работе с детьми группы риска.
Так как и коррекционная и специальная педагогика являются составной частью педагогики, то они пользуются большинством общепедагогических терминов. В то же время эти науки имеют свой понятийный аппарат, который складывался под влиянием медицины и психологии. В настоящее время произошло переосмысление понятийного аппарата этих наук с гуманистических позиций. Так в правовом поле России общепринятым является термин «инвалид», в дефектологии использовались слова «аномальный ребенок, ребенок с дефектом развития», сейчас чаще говорят «ребенок с ограниченными возможностями, с особыми образовательными потребностями».
Абилитация – первоначальное формирование каких-либо способностей.
Реабилитация – комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных мер по восстановлению утраченных человеком способностей.
Коррекция – система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении детей и подростков.
Дезадаптация – психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социального или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации.
Знание основ коррекционной и специальной педагогики необходимо учителю для дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей, испытывающих трудности в общеобразовательной школе.
? 1.Что изучает специальная педагогика, коррекционная педагогика?
2. Сравните цели и задачи коррекционной и специальной педагогики.
3. Перечислите основные направления коррекционной работы с детьми.
Дефектология и коррекционная педагогика в чем разница
о снованием для пересмотра терминологического аппарата дефектологии стала революционная и неконвенциональная (без обсуждения и принятия этой замены в научном сообществе) замена термина «дефектология» на термин «коррекционная педагогика». Это произошло в начале 90-х годов в связи с переименованием Института дефектологии РАО в Институт коррекционной педагогики РАО.
РЕБЕНОК ОДИН — ДИАГНОЗЫ РАЗНЫЕ
Каждая из сфер знания, соприкасающаяся со специальной педагогикой, имеет свой стабильный понятийно-терминологический аппарат. Один и тот же объект или явление там обозначается своим, отражающим специфику данной научной области, термином. Однако нередко внесение термина одной научной сферы в терминологический аппарат другой обедняет его, он теряет свой информационный, сущностный смысл.
Например, об одном и том же ребенке специалисты из разных предметных областей отзовутся по-разному. Клиницист скажет, что это ребенок с минимальной мозговой дисфункцией; психолог обозначит его состояние как задержку психического развития; педагог охарактеризует такого ребенка как имеющего трудности в обучении; школьный администратор назовет его отстающим. Кто прав? Правы все.
А теперь наоборот. Представим, что клиницист пользуется терминами «ребенок с трудностями в обучении», «отстающий». Коллеги по клинике не поймут его. В названии исчезла предметная область. Почему же учитель пользуется термином «ребенок с ЗПР» или «дефективный» и никто не просит у него профессиональных уточнений?
КОРРЕКЦИЯ КАК ПАНАЦЕЯ?
Дефектология долгое время не вырабатывала собственного, педагогического по смыслу, понятийного аппарата, заимствуя терминологию из медицины и психологии (и на это были свои причины). Тем самым дефектология автоматически перенимала и методологические подходы этих наук, не формируя при этом собственных, педагогических. Поэтому дефектологи называют своих подопечных то больными, то детьми с патологией, то аномальными и считают, что коррекция — панацея от всех проблем.
Дефектологи сегодня не чувствуют нелепости таких выражений, как «аномальное детство», «коррекционное развитие», «коррекционная диагностика». Дальнейшее развитие терминологии в этом направлении, возможно, приведет к тому, что у наших подопечных детей все будет коррекционное — коррекционная жизнь, коррекционная судьба, коррекционные учителя (или просто коррекционщики).
В сложившейся ситуации требуется спокойный и вдумчивый научный анализ того понятийно-терминологического наследия, которым мы обладаем. Следует, видимо, определить, к какой отрасли знания относится дефектология: к медицине, к педагогике, к психологии? Необходимо преодолеть существующий ныне барьер между отечественным понятийным языком и понятийным языком мирового педагогического сообщества. Трудно иногда бывает объяснить зарубежным коллегам, почему, например, у нас педагогика коррекционная, а дети у нас — с ЗПР или олигофрены.
Представляется чрезвычайно важным найти верное, адекватное современным гуманистическим тенденциям в педагогике и образовании титульное название нашей отрасли. По ее названию будут судить (и судят) о ее сущностном смысле и назначении.
ДЕФЕКТОЛОГИЯ И ПЕДОЛОГИЯ
Мы все — практики, профессионалы, ученые — выросли в сфере дефектологии. Еще десять лет назад трудно было представить, что эта сфера может носить какое-то другое название. Тем не менее уход от термина «дефектология» был абсолютно закономерен.
Становление отечественной дефектологии пришлось на тот период, когда в общей педагогике происходило бурное развитие педологии. Советская дефектология не могла не оказаться под влиянием этого процесса. Сегодня заслуга педологии видится в том, что она обогатила педагогику системным видением развивающейся личности ребенка, предусматривавшим необходимость всестороннего изучения растущего человека в физиологическом, психологическом и социальном аспектах и учета этих особенностей в педагогическом процессе.
Педология и дефектология были связаны не только общей концепцией, но и образовательной практикой, общим к ним вниманием выдающихся ученых той поры, которые сделали значительный вклад в развитие и психологии, и педологии, и дефектологии (например, Л.С. Выготский). Интересно, что и современный дефектологический факультет МПГУ (бывший Ленинский пединститут) до 1937 года носил название «факультет педологии и дефектологии», где готовили педагогические кадры по двум специальностям: «педология» и «дефектология».
К середине XX века зарубежная педагогика благополучно «переболела» педологией, от которой в ее активе все же остался системный подход к ребенку. В СССР после 1936 года педология и все связанное с ней было уничтожено.
Дефектология была отделена от педологии, и в отличие от последней, проблемное поле дефектологии осталось почти нетронутым репрессиями. На протяжении более полувека в структуре дефектологии, практически закрытой по идеологическим причинам отрасли педагогического знания, продолжали свое развитие те самостоятельные сферы психологического, социально-педагогического, клинического знания (специальная психология, психодиагностика, социальная педагогика, профориентация и др.), которые были вычеркнуты из соответствующих научных отраслей. Дефектология, как своеобразный зонтик, защитила и сохранила от уничтожения эти и другие направления, начавшие развиваться в общей педагогике в 20—30-е годы.
Следует также сказать, что одновременно в реестре научных областей, существующих в СССР, признавались две науки: специальная психология (19.00.10) и специальная педагогика (13.00.03). До 1995 года они благополучно сосуществовали в Классификаторе научных специальностей СССР и России.
На рубеже 80-х и 90-х годов сущностный смысл термина «дефектология» был утрачен, так как отпала необходимость защиты и сохранения указанных научных направлений в структуре одной науки. Возможность свободного развития в соответствующих отраслях науки (общая психология, общая педагогика, детская физиология и др.) привела к необходимости четкого определения места дефектологии в структуре педагогики.
Взаимодействие с мировым научным сообществом и зарубежной педагогической практикой со всей очевидностью показали «диагнозную» сущность термина «дефектология». Поэтому уход от дефектологии к педагогике, пусть даже коррекционной, был закономерен и своевременен. Дефектология с успехом выполнила свою функцию сохранения и развития репрессированных научных областей.
В то же время переименование Научно-исследовательского института дефектологии в Институт коррекционной педагогики поспешно заставило отдельных специалистов и отдельные учреждения ввести в профессиональный и речевой оборот термин «коррекционная педагогика».
Ошибочным был перенос термина «коррекция» на всю педагогическую сферу помощи детям с ограниченными возможностями. В результате этого вся глубина и многообразие педагогической деятельности в сфере специального образования, направленной на личностное развитие ребенка с особыми образовательными потребностями, были сведены к коррекции. Коррекция стала символом и примитивной сущностью нашей отрасли педагогики.
Педагогическая наука никогда не отказывалась от термина «специальная педагогика». Более того, общая педагогика в общепризнанном перечне педагогических наук приводит «специальные педагогические науки» (заметим — не коррекционные!): сурдопедагогика, тифлопедагогика и т. д. За рубежом, в английском, французском, испанском и немецком языках используются термины «специальная педагогика», «специальное образование» (см. четырехъязычный глоссарий ЮНЕСКО). Термин «коррекционная педагогика» не является общепринятым среди зарубежных специалистов.
Термин «коррекционная педагогика», так же как и термин «дефектология», заставляет оставаться в «диагнозном» терминологическом поле, ибо объект (дефект) заменили на действие (коррекция).
Сегодня же приходит понимание того, что наша сфера педагогики занимается не только коррекцией, но в большей мере разнообразными видами педагогической помощи, такими, как коррекционная работа; адаптирование к условиям социальной жизни; абилитация в раннем возрасте; реабилитация (возвращение утраченных способностей) педагогическими средствами; компенсация отсутствующих функций; педагогическая помощь родителям и многое другое.
Становится очевидным, что объектом рассматриваемой отрасли педагогики является специальное образование как феномен педагогической действительности, а предметом — теория и практика специального образования. Таким образом, ключевым понятием здесь является образование, а не коррекция.
Полагаем, что в современных условиях гуманизации образования термин «коррекция» неприменим к личности человека. Он может относиться либо к отдельным технологическим составляющим специальной педагогической помощи, либо к среде, окружающей человека.
Исходя из сказанного выше представляется наиболее целесообразным использовать вместо термина «дефектология» термин «специальная педагогика».
Специальная педагогика — не неологизм, а реально существующее и признаваемое в научном и практическом профессиональном сообществе понятие, вполне способное заменить «дефектологию» и являющееся более емким, чем коррекционная педагогика.
Латинский корень названия (specialis — особый, своеобразный) подчеркивает личностную ориентированность этой области педагогики на решение необычных, сугубо индивидуальных проблем образования конкретного человека.
Название «специальная педагогика» соотносится с международной терминологией, с современными гуманистическими ориентирами системы образования, в нем отсутствует смысл «ярлыка», «диагноза», «силового действия» по отношению к ребенку, оно не унижает человеческое достоинство. Этот термин адекватно отражает теорию и практику системной педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и испытывающими особые потребности в сфере образования.
Итак, на примере всего лишь одного, титульного, термина можно увидеть, что существует необходимость семантического, этимологического и педагогического анализа терминов, вызывающих сегодня дискуссии, беспорядочно используемых якобы для новизны, гуманизации профессионального понятийного аппарата той отрасли педагогики, которую мы называем специальной. Этой отрасли необходимо определиться в своей принадлежности к педагогике, выразить общее и специфическое в объекте и предмете. Наша профессиональная терминология должна быть педагогической.
Наталья НАЗАРОВА,
доктор педагогических наук,
декан факультета
коррекционной педагогики МГПУ
Чем логопед отличается от дефектолога?
Многих родителей, столкнувшихся с задержкой развития речи у ребенка, алалией и другими проблемами, касающимися развития ребенка, волнует вопрос, с каким специалистом в первую очередь нужно заниматься.
Каждый невролог (а обычно в первую очередь обращаются к нему) по-своему обозначает и называет такого коррекционного педагога: логопед, дефектолог, логопед-дефектолог, педагог-дефектолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, олигофренопедагог. Поэтому у родителей возникает недопонимание, кого же искать? Например, некоторые мамы уверены, что ребенку с алалией нужен именно дефектолог, а логопед не нужен. Другие же наоборот, обращаются к логопеду и теряют время, так как логопед конкретно в их ситуации мало что может сделать.
Давайте прольем свет на то, чем же занимается каждый из специалистов, чем отличается логопед от дефектолога и кто тогда такой логопед-дефектолог? Какие у них «зоны ответственности» и как выбрать подходящего педагога для занятий?
Дефектология (коррекционная или специальная педагогика) — это наука, изучающая процесс обучения и адаптации детей, имеющих особенности развития. В прикладном смысле дефектология разрабатывает методики, помогающие максимально скорректировать имеющиеся нарушения.
Дефектология делится на несколько отраслей:
Как мы видим, в данном списке нет «просто дефектолога», как часто пытаются найти мамы для своего ребенка. И получается, что логопед — это тоже дефектолог.
На практике это выглядит так: в педагогическом вузе есть факультет дефектологии (он может называться по-разному, например, «факультет коррекционной педагогики и психологии», это синоним), который выпускает разных специалистов: дефектолога со специализацией по олигофренопедагогике, по тифлопедагогике, по сурдопедагогике, по логопедии. То есть выпускник такого факультета может называться и «логопед-дефектолог», и «педагог-дефектолог» с пометкой об имеющейся специализации. Важно помнить, что общая теоретическая база у всех специализаций одна. Олигофренопедагог и логопед-дефектолог в своей подготовке имеют много общего. Оба знают классификацию нарушений развития, способы их диагностики, методологию работы с детьми, имеющими особенности развития. Поэтому на практике часто оказывается, что дефектолог-олигофренопедагог в речевом детском саду дополнительно ведет логопедические занятия, а логопед-дефектолог выполняет роль олигофренопедагога в работе с «неречевым» ребенком (поскольку речи как таковой еще нет, методика работы одного и другого специалиста мало отличается на этом этапе).
Существуют еще учителя-логопеды. Их, как правило, выпускают факультеты педагогики и даже филологические факультеты. Они обучаются для работы с «условно здоровыми» детьми. Это логопеды, работающие в обычных детских садах, развивающих центрах и других учреждениях. То есть это те педагоги, которые «ставят звуки», помогают научиться читать и писать детям с минимальными речевыми проблемами (дислалия, стертая дизартрия).
Но различные курсы повышения квалификации и практический опыт работы тоже могут позволять такому специалисту успешно работать с детьми, имеющими сложные диагнозы. То есть даже если у специалиста в дипломе об основном образовании написано «учитель-логопед», это не говорит о том, что он не способен помочь ребенку с более тяжелыми диагнозами («РАС», «алалия», «заикание»).
Чаще всего, когда говорят «просто дефектолог» имеют в виду дефектолога-олигофренопедагога. Можно предположить, что само название специализации «олигофренопедагог» (от лат. «олиго» — мало, «френос» — ум) несколько устарело, ведь сегодня этот коррекционный педагог работает не только с умственной отсталостью. Вероятно, поэтому в повседневном обороте название сократилось до «педагог-дефектолог»/«дефектолог». Данный специалист занимается обучением детей, имеющих отставание в интеллектуальной сфере. Пугаться такого определения не стоит. Для многих детей своевременные занятия с дефектологом-олигофренопедагогом помогают компенсировать особенности развития, возникшие, например, после родовых травм, гипоксии или вследствие недоношенности. Конечно, сферу речи олигофренопедагог тоже затрагивает, но в более общем смысле. То есть «просто дефектолог» может проводить артикуляционную гимнастику, стимулировать речевую активность на занятиях, обучать навыкам коммуникации, а также использованию речи в различных ситуациях (например, упражнения на обобщение: «машина, автобус, трамвай и троллейбус — это транспорт»). В отличие от логопеда, дефектолог-олигофренопедагог может начать заниматься с ребенком в довольно раннем возрасте, то есть примерно с года-полутора. Для сравнения, большинство логопедов берут на занятия детей с 4 лет (в нашем Центре консультативно логопеды принимают с 2 лет, а на занятия берут с 2,6 лет).
Трудность с выбором специалиста в том, что у огромного числа детей в наши дни так называемые «сочетанные нарушения». То есть очень часто (по последним данным, диагноз «расстройство аутистического спектра» имеет 1 ребенок из 68!) искажен весь процесс развития. Имеется и снижение интеллекта, и расстройства речи (а часто попросту ее отсутствие), и проблемы в поведении, двигательная расторможенность. После трех лет интеллект и мышление у ребенка развивается через речь, опосредован речью. То есть даже в том случае, когда до трех лет интеллект сохранен, но нет речи, начинается задержка психического развития. Самые распространенные диагнозы, при которых можно запутаться с выбором специалиста — это алалия, расстройство аутистического спектра. Конкретные названия диагнозов могут быть различными в зависимости от врача, который их ставил, и проявлений нарушения (при этом диагнозы неврологические и педагогические/логопедические могут звучать по-разному). Дефектолога со специализацией на алалии и аутизме не существует. Поэтому так сложно понять, какой же специалист и какого рода занятия необходимы.
В наши дни ВУЗы предпринимают попытку создать «собирательную» специальность в коррекционной педагогике, которая бы решала проблему занятий с детьми, имеющими сложную структуру дефекта. Например, можно встретить дипломы, где написано: «Педагог-дефектолог. Учитель-логопед. Специализация «Специальная психология». Это внушает надежду, что в ближайшем будущем система помощи детям с особенностями развития станет более простой и понятной.
Какие выводы можно сделать?
В нашем Центре все специалисты проходят тщательный отбор, который предусматривает наличие дефектологической подготовки и опыт работы с сочетанными нарушениями. Поэтому этапы коррекционной работы выстраиваются в той последовательности, которая отвечает естественному развитию ребенка для достижения максимальной компенсации.
Если у вас остались вопросы по работе таких специалистов, как логопед или дефектолог, или вы хотите записаться к нам на прием, звоните по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.
1 Комментарий
К большому сожалению, в последнее время происходит существенное увеличение числа ребятишек с разнообразными психофизиологическими отклонениями. За помощью всё чаще обращаются матери и отцы, у чьих малышей диагностированы распад познавательной деятельности, ДЦП, расстройства слуха либо зрения и, конечно, разнообразные языковые недостатки. Возникает проблема: к какому педагогу идти – логопеду либо дефектологу? Прежде, чем делать выбор, стоит разобраться, чем отличается их работа.