Дефкон что это такое
Defcon
У игр от Introversion есть одна потрясающая черта — они умеют «включать» воображение. Ветераны Uplink, наверное, поймут нас лучше всех: на экране — примитивные иконки и надписи, выполненные в одном цвете и стилизованные под «хакерский» стиль, в колонках — простенькая, написанная чуть ли не в трекере музыка, а в воображении проносятся потрясающей красоты картины. Серый андерграунд, где, несомненно, находится штаб-квартира нашего героя, опасная, но манящая Сеть, взлом серверов могущественных суперкорпораций и прочая гибсоновская романтика.
Поэтому не удивляйтесь тому, что у авторов этой статьи чуточку «поехала крыша» и что мы написали эту рецензию в не совсем стандартном стиле. Последствия многочасового пребывания в зоне ядерного поражения, понимаете ли.
Красная кнопка
Докладывает Олег Ставицкий, уполномоченный советник СССР по американскому вопросу:
Вовремя всплывшая у вражеских берегов эскадра подводных лодок — залог счастливого будущего.
Товарищи! Только что разведка доложила, что засечены три внушительных формации: крейсеры, авианосцы и, кажется, подводные лодки. Гнусные любители кантри перемещались в своих водах, а соответствующий уровень опасности не установлен, так что залпа по ним дать не удалось. Самозабвенно расставляю пусковые шахты по периметру Москвы. Почему-то на местной карте не обозначен Калининград — надо срочно написать в Introversion гневное донесение. Через пять минут можно будет наконец ввести войска в американские воды. На этот раз планирую отвлечь внимание истребителями и сразу жать на все красные кнопки разом. Вчерашний позор надлежит смыть кровью. Конец связи. Служу Советскому Союзу, ура!
Ну а пока тикают эти самые пять минут, даю первое резюме. Не буду долго водить вас за нос, а скажу сразу и честно — у Introversion опять получилось. В Defcon чувствуется опыт двух законченных проектов и даже какая-то коммерческая хватка. Здесь, по большому счету, не наблюдается подрыва устоев и молодецкого желания сделать «не так, как все». Defcon — это умный, породистый продукт возмужавших борцов с индустриальным занудством. Вместо хамоватого «everybody dies» для Defcon лучше всего подошел бы англоязычный слоган нерожденной кранковской «Мехосомы»: «You know this game but you never played it before» («Вы знаете эту игру, но вы никогда в нее не играли»). Действительно, Introversion практически отказались от каких-то инноваций в пользу лаконичного и выверенного геймплея. Defcon выстроен на знакомых каждому современному игроку понятиях: юниты, территория, очки. Все здесь вроде бы понятно и привычно. Удивительно другое — стандартные полуфабрикаты работают у Introversion совершенно по-другому. Ощущения и стиль игры, который пропагандирует Defcon, абсолютно уникальны.
Цветные пятна символизируют плотность выжившего населения.
Сами англичане позиционируют свой проект как первую игру без содержания (content-free). То есть здесь нет сюжета, внушительных заставок и главных героев. Уровней и миссий тоже нет. Поле битвы — Земля. Перед началом каждой партии вы определяетесь с державой, чьи интересы планируете представлять, расставляете по своей территории здания (которых всего три типа) и спускаете на воду флот (представленный, опять же, тремя типами кораблей). А затем начинается натуральная RTS в антураже знаменитой голливудской фантасмагории на тему холодной войны (подробнее о фильме WarGames см. в сентябрьском номере «Игромании»).
И вот что удивительно — имея в качестве исходных данных один-единственный уровень и пять (!) типов управляемых юнитов, Defcon с легкостью демонстрирует удивительную стратегическую глубину. Конечно, Introversion снабдили игру рядом ограничивающих нюансов (о которых ниже), но каждый раз, когда вы начинаете новую партию, предсказать ее исход категорически невозможно. За десять минут реального игрового времени игра инсценирует на ваших удивленных глазах пять карибских кризисов и несколько хиросим. Паранойя достигает какого-то колоссального размаха еще на первых, подготовительных стадиях. Как верно рассуждал в нашем многостраничном превью мой сослуживец Андрей Александров, Introversion очень грамотно накаляют обстановку перед атомным ударом. То есть вам тут, конечно, дадут нажать на красную кнопку, притом не раз. Но для автора этих строк вся прелесть Defcon заключена как раз в первом, открывающем акте.
Вражеский флот осторожно пасется около ваших берегов. На территорию изредка залетает американский истребитель. В нейтральных водах обмениваются джентльменскими залпами армады крейсеров. Но пока на экране гигантскими буквами не пробежит надпись «LAUNCH DETECTED», атмосфера в воздухе натуральным образом искрит. Как только в небе появляется первая ракета, старательно накручиваемое напряжение срывается с цепи: кто-то, не выдержав, дает ответный залп, кто-то уходит в оборону, кто-то перегруппировывает флот. Но в этом вот томительном, почти хичкоковском доядерном саспенсе содержится какое-то несусветное количество эмоций. Двигая на экране символические фигурки и глядя на совершенно плоскую карту, игроки блефуют, ошибаются, путают следы и идут ва-банк. В местном чате редакторы ведущих игровых изданий мира удовлетворенно цокают языками и обмениваются положительными мнениями о выданной пресс-версии. Defcon, очевидно, не станет новым многопользовательским снарядом масштаба какого-нибудь Dawn of War, но это определенно самое умное, самое тонко выстроенное развлечение отчетного месяца и.
«Игромания» представляет ностальгическую подборку лучших игр, в которых можно познакомить соседнюю державу с воистину бескрайними возможностями атомной бомбы.
Nuclear War (1989, New World Computing)
Это такой расширенный вариант Defcon, где поле битвы, опять же, весь земной шар. Представляя интересы одной из четырех враждующих фракций, вам предстоит регулярно обмениваться ядерными ударами, претендуя при этом на мировое господство. Сюрприз можно преподнести при помощи самолета или, скажем, пусковой шахты.
Кроме обмена атомными любезностями, в вашем распоряжении также имеется дипломатия, саботаж и пропаганда. Периодически в этом сугубо рациональном процессе завоевания мира проглядывает натуральный «Монти Пайтон»: на вражескую территорию могут высадиться инопланетяне, отчего у них вдвое увеличится население. Или, скажем, какое-нибудь государство начинает бросаться в конкурентов живыми коровами, отчего в давке гибнут реальные миллионы.
Авторы Nuclear War впоследствии подарили миру BioForge, Master of Orion II: Battle at Antares и Pacific Strike. Бесплатный ремейк можно взять на наших DVD в разделе «По журналу».
Civilization (1991, MicroProse Software)
Начиная с оригинала, вышедшего 15 (!) лет назад, и заканчивая четвертой частью, Сид Мейер предлагал всем желающим выстроить свою собственную цивилизацию путем дипломатии, войн и науки. В зависимости от того, чьи интересы вы намерены представлять, вам будут доступны к изучению различные открытия. Нетрудно догадаться, что некоторым народностям была дарована возможность познать возможности мирного атома, построить атомную ракету и послать заскучавшим соседям всепроникающий привет.
Command & Conquer: Red Alert (1996, Westwood Studios)
SuperPower (2002, DreamCatcher Interactive/GolemLabs)
Кстати, изначально SuperPower называлась Defcon и распространять ее собирались через интернет.
Ответный удар
Докладывает генерал-полковник Андрей Александров, командующий ракетными войсками стратегического назначения СССР:
Прознав, что их соперник родом из России, западные журналисты радостно восклицают: «Ну, я тогда буду за США!».
Вы абсолютно правильно поняли, почему в конце предыдущей главы стоит многоточие. Снимем шляпы, товарищи: моего коллеги Олега Ставицкого с нами больше нет. Нет-нет, он и его кожаный кабинет в самом центре Москвы вовсе не погибли в устроенной американцами ядерной духовке. Я ведь всегда говорил, что нельзя допускать к ядерной войне всяких там интеллигентных демагогов. Вот и не допустили: секретный кабель прямо в кабинет, простенькая программка на другом конце провода — и все, война готова. ГРУ еще никто не проводил! «У Introversion опять получилось!», «пять Карибских кризисов!» — а то, что крейсера идут совершенно не защищенные от подводных лодок, он и не заметил. Тьфу! Пускай, в общем, долбит по всем красным кнопкам сразу. У нас же два ключа, поворачиваемых одновременно. Настоящих ключа.
Defcon — наиболее достоверный на сегодня способ выпустить своего внутреннего Никиту Хрущева на волю.
Ну ладно, перейдем собственно к войне. Геймплей Defcon. он. какой-то странный, почти не поддающийся описанию с помощью обычных слов. То есть здесь все, конечно, очень просто — настолько просто, что обучающую кампанию ты бросаешь на середине, AI (который, без дураков, очень сильный) побеждаешь в первом же бою, а выйдя на просторы интернета, мигом сжигаешь во всемирной хиросиме сонных английских журналистов (других противников на момент написания этого текста еще не было — создается впечатление, что пресс-версию Defcon добряки из Introversion направили в каждую британскую стенгазету). Но проходят недели, и.
В Defcon нередки ситуации, когда одна-единственная подводная лодка способна решить исход боя.
Выглядит просто, не так ли? Вот только при всей этой простоте можно неделю играть в Defcon, но так и не понять, в чем же здесь заключается победная тактика. Она неуловима, и на победу влияет, кажется, все — вплоть до провокационного вопроса «where are you from, guys?», написанного в чат прямо перед нанесением решающего удара. Первые две стадии defcon, строго ограниченные по времени, самые, пожалуй, сложные и важные — на них следует не просто раскидать объекты по своей территории, а сначала продумать стратегию действий и только потом подобрать под нее определенное расположение войск. Сложность здесь не только в тикающем таймере, но и в том, что каждая страна уникальна. Европа компактна, в ней очень просто создать плотную, практически непробиваемую ПРО. СССР, наоборот, столь громаден, что защитить всю страну практически невозможно. Зато на его обширных территориях можно расставить объекты так, что противник не сможет не то что уничтожить, но и просто засечь их.
Пример грамотного прорыва ПВО: истребители ведут разведку, а во втором эшелоне следуют тяжелые бомбардировщики. Еще есть подводные лодки с ядерными ракетами — но мы их не видим.
Более того, не меньше тактика зависит и от того, против кого придется воевать. Сражение СССР и Европы — жестокое и быстрое «мясо», в котором уже через минуту госграница потонет во вспышках ядерных взрывов. Столкновение Северной Америки и Африки — долгий поединок флотов, многочисленные попытки разведать с помощью самолетов территорию врага (наземные радары просто не достают). В результате реальностью становятся даже «позорные проигрыши», когда игрок, впав в стратегический ступор, просто не успевает разместить свои войска до начала третьей стадии defcon’а. Или в панике размещает их так, что вести сколько-нибудь осмысленные боевые действия становится просто невозможно.
Битва за Европу началась, и по берлинским улицам уже разнесся терпкий запах радиации. На очереди — Лондон, Париж, Прага и другие европейские столицы.
А еще не забывайте — по Сети в Defcon принято сражаться вчетвером, а то и вшестером, что заметно усложняет ситуацию. Компанейские поединки — жутко увлекательное занятие. Здесь есть место и коллективным свалкам, и союзам, и, разумеется, предательствам. Иногда доходит и до курьезов: вот массированными ударами со всех направлений дотла выжжена Европа — и только одна-единственная установка ПРО продолжает защищать СССР от американских ударов.