Дегенеративное искусство что это такое

Что такое «дегенеративное искусство»?

В 1938 году Геббельс в своем дневнике записал: «Произведения дегенеративного искусства будут проданы на международном художественном рынке. Мы надеемся с помощью этого говна заработать немного денег». Но сначала дегенератов показали народу.

19 июля 1937 года в Мюнхене по инициативе Гитлера была открыта выставка «Дегенеративное искусство». В 32 музеях Германии специальная комиссия отобрала 730 работ 112 художников. Задача выставки: показать превосходство здорового и крепкого национал-социалистического искусства над больным и чахлым искусством различных большевистско-еврейских особей.

Чтобы предупредить особо впечатлительных граждан о живописных ужасах, которые могли поджидать их в полутемных залах этой позорной выставки, перед входом на нее вывесили плакат: «Несовершеннолетним и беременным женщинам вход воспрещен!»

Задумка удалась на славу. Если открывшуюся на день раньше помпезную официальную «Большую выставку немецкого искусства» посетило 500 тысяч зрителей, то на дегенератов за три с половиной месяца пришли посмотреть 2 миллиона человек, что до сих пор является непревзойденным результатом по посещаемости выставок современного искусства.

Ажиотаж зрителей, тем не менее, не уберег опальных художников от институциональной мясорубки. «Борцы с модернизмом» свое дело знали хорошо. В начале 1937 года журнал «Немецкий художественный вестник» (орган официального искусства) обнародовал распоряжение Геббельса и его Министерства пропаганды, в исполнение которого и проводилась эта выставка:

«1. Все произведения, выполненные в духе космополитизма и большевизма, должны быть изъяты из немецких музеев и общественных собраний. Перед этим они должны быть показаны широкой публике с разъяснением деталей их приобретения немецкими музеями. Затем подобные работы должны быть сожжены.

Все музейные директора, растранжирившие общественные деньги на «не немецкое» искусство, должны быть безжалостно уволены.

Ни один художник с марксистскими или большевистскими связями не должен упоминаться в СМИ в позитивном контексте.

Ни одно здание в стиле Баухауса не должно быть больше построено…»

Три международных аукциона провели, естественно, в нейтральной Швейцарии, в Люцерне (два в 1939 году и один 28 июня 1941 года), заработали негусто, всего 681 000 рейхсмарок. Например, «Автопортрет» Ван Гога (1888) ушёл за 175 000 швейцарских франков, «Семья Солер» Пикассо (1903) – за 36 000, «Синий дом» Марка Шагала (1920) – за 3 300, «Ресторан в парке» Августа Макке (1912) – за 900. Для сравнения: в 1942 году Гитлер приобрел в личную коллекцию «Венеру и купидона» Тициана за 700 000 рейхсмарок.

То, что не ушло с аукционов, свезли на склад в Берлине (согласно уцелевшим архивам – 12 890 картин, скульптур, акварелей и печатной графики), затем частично распродали иностранцам по 20 долларов за штуку, а частично сожгли.

А куда им всем было деваться? 18 июля на открытии «Большой выставки немецкого искусства» Адольф Гитлер дал ясные указания: «С этого момента мы поведем беспощадную очистительную войну против последних элементов культурного разложения… Я заверяю вас, стоя на этом самом месте, что клика болтунов, дилетантов и обманщиков от искусства будет выкорчевана и обезврежена. Эти представители доисторического каменного века в искусстве, эти художественные заики могут отправляться назад в пещеры своих предков и там заниматься своими примитивными космополитическими каракулями.»

Пришлось выставочной комиссии сесть, крепко призадуматься и выработать вот такой свод формальных признаков дегенеративности, который, кстати говоря, может почти без купюр использоваться нынешними великорусскими воителями за здоровье нашей пышнотелой и благолепной нации, блюдущей чистоту национального искусства:

«Нарочитое искажение натуры (Э.Л. Кирхнер, О. Дикс, В. Моргнер),

Издевательское отношение к религии (Э. Нольде, П. Клее),

Наличие большевистского и анархического подтекста (Г. Гросс),

Политическая тенденциозность, в том числе пропаганда марксизма и антивоенного саботажа (Дж. Хартфилд, О. Дикс),

Моральное разложение и увлечение темой проституции под видом социальной критики (О. Дикс, Э.Л. Кирхнер),

Утрата национального (расового) сознания и увлечение экзотикой примитивных народов (художники «Моста»),

Утверждение человеческого идеала в виде идиотов, кретинов и паралитиков (О. Кокошка, художники «Моста»),

Стремление изображать только иудейскую натуру (Л. Майднер, О. Фройндлих),

Утрата здравого смысла ввиду болезненности воображения (И. Мольцан, В. Баумайстер, К. Швиттерс).»

Однако различного рода борцам с ересью и бесстыдством в искусстве не помешает еще раз полистать учебники истории. Если вдруг подзабыли, что там потом произошло со всеми этими блюстителями художественной нравственности и национального благолепия.

Источник

Дегенеративное искусство

Идеологическая дискредитация, запрет и уничтожение образцов «дегенеративного искусства», прямые репрессии против его создателей составляли значимую часть более широкой культурной политики гитлеровского режима. В целом за нее отвечал министр народного просвещения и пропаганды Йозеф Геббельс, а по данному конкретному направлению — президент Государственной палаты изобразительных искусств Адольф Циглер.

Содержание

Выставка образцов

Дегенеративное искусство что это такое. Смотреть фото Дегенеративное искусство что это такое. Смотреть картинку Дегенеративное искусство что это такое. Картинка про Дегенеративное искусство что это такое. Фото Дегенеративное искусство что это такое

Дегенеративное искусство что это такое. Смотреть фото Дегенеративное искусство что это такое. Смотреть картинку Дегенеративное искусство что это такое. Картинка про Дегенеративное искусство что это такое. Фото Дегенеративное искусство что это такое

Выставка под названием «Дегенеративное искусство», на которой было представлено около 650 произведений, конфискованных в 32 музеях Германии, открылась 19 июля 1937 в здании галереи в парке Хофгартен через день после открытия «Большой немецкой художественной выставки» в мюнхенском «Доме немецкого искусства». Выставка вызвала огромный интерес, до апреля 1941 года она объехала ещё 12 городов, её посетили 3 миллиона зрителей (такой рекорд был побит лишь в 2000-х годах).

К дегенеративным причислялись целые художественные сообщества и направления: импрессионизм, дадаизм, кубизм, фовизм, сюрреализм, экспрессионизм, Баухаус.

Галерея образцов «дегенеративного искусства»

Дегенеративное искусство что это такое. Смотреть фото Дегенеративное искусство что это такое. Смотреть картинку Дегенеративное искусство что это такое. Картинка про Дегенеративное искусство что это такое. Фото Дегенеративное искусство что это такое

Картина Жоржа Гроса (1920) на марке Западного Берлина

Дегенеративное искусство что это такое. Смотреть фото Дегенеративное искусство что это такое. Смотреть картинку Дегенеративное искусство что это такое. Картинка про Дегенеративное искусство что это такое. Фото Дегенеративное искусство что это такое

Дегенеративное искусство что это такое. Смотреть фото Дегенеративное искусство что это такое. Смотреть картинку Дегенеративное искусство что это такое. Картинка про Дегенеративное искусство что это такое. Фото Дегенеративное искусство что это такое

Эрнст Людвиг Кирхнер Групповой портрет участников группы «Мост». 1926—1927

Дегенеративное искусство что это такое. Смотреть фото Дегенеративное искусство что это такое. Смотреть картинку Дегенеративное искусство что это такое. Картинка про Дегенеративное искусство что это такое. Фото Дегенеративное искусство что это такое

Паула Модерзон-Беккер Портрет Райнера Мария Рильке (1906).

Дегенеративное искусство что это такое. Смотреть фото Дегенеративное искусство что это такое. Смотреть картинку Дегенеративное искусство что это такое. Картинка про Дегенеративное искусство что это такое. Фото Дегенеративное искусство что это такое

Примечания

Литература

См. также

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Дегенеративное искусство» в других словарях:

ДЕГЕНЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО — «ДЕГЕНЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО» (от нем. Entartete Kunst), уничижительный термин, которым власти фашистской Германии обозначили авангардистские направления и вообще весь художественный нонконформизм, отграничив их таким образом от официального… … Энциклопедический словарь

ДЕГЕНЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО — (от нем. Entartete Kunst) уничижительный термин, которым власти фашистской Германии обозначили авангардистские направления и вообще весь художественный нонконформизм, отграничив их таким образом от официального Третьего Рейха искусства и закрепив … Большой Энциклопедический словарь

Дегенеративное искусство — (Entartete Kunst), используемое нацистской пропагандой определение, отражавшее личную точку зрения фюрера, в адрес различных видов современного изобразительного искусства. Будучи несостоявшимся художником, Гитлер, имевший симпатии к… … Энциклопедия Третьего рейха

ТРЕТЬЕГО РЕЙХА ИСКУССТВО — «ТРЕТЬЕГО РЕЙХА ИСКУССТВО», официальное изобразительное творчество и архитектура фашистской Германии. Эклектически соединило в себе черты классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ), романтизма (см. РОМАНТИЗМ), реализма (см. РЕАЛИЗМ (в искусстве)) 19 в., а… … Энциклопедический словарь

Национальная галерея Берлина — Старая национальная галерея. 1955 год Национальная галерея Берлина (нем. Nationalgalerie Berlin) собрание произведений искусства XIX, XX и XXI веков в составе Государственных музеев Берлина Фонда прусского культурного наследия. С ноябр … Википедия

Преступления в сфере искусства — Картина Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» в 1913 году пострадала от трёх ударов ножом, после чего лица изображённых пришлось воссоздавать фактически заново … Википедия

Третий рейх — Германская империя Deutsches Reich (1933 1943) Großdeutsches Reich (1943 1945) Диктатура … Википедия

Нацистская Германия — Германская империя Deutsches Reich (1933 1943) Großdeutsches Reich (1943 1945) Диктатура ← … Википедия

Тысячелетний рейх — Германская империя Deutsches Reich (1933 1943) Großdeutsches Reich (1943 1945) Диктатура ← … Википедия

Тысячелетний Рейх — Германская империя Deutsches Reich (1933 1943) Großdeutsches Reich (1943 1945) Диктатура ← … Википедия

Источник

Дегенеративное искусство: понятие. Выставка дегенеративного искусства

Изобразительное искусство способно воодушевлять и зачаровывать, окрылять и восхищать. Творения талантливых мастеров обращают внимание на разные социальные вопросы, побуждая задуматься над своей жизнью, переосмыслить её и что-то изменить.

В изобразительном искусстве бытуют разносторонние направления и веяния, такие многообразные по форме и стилю, что они не всегда могут быть приемлемы для того или иного человека. И всё же, несмотря на различия во вкусах и убеждениях, все художественные течения и приёмы имеют право на существование (если они не побуждают к античеловеческим поступкам).

На протяжении истории осуществлялись попытки борьбы с разными стилями и направлениями в искусстве. Не всегда подобные старания были обоснованы и правильно скорректированы. Зачастую они исходили от одного предубеждённо настроенного человека или группы людей, необъективных в своих взглядах и предпочтениях.

Одним из примеров такой борьбы является программа Гитлера-Геббельса по уничтожению авангардного искусства. Вследствие нацистского плана многие незаурядные талантливые картины были уничтожены, а способные утончённые живописцы репрессированы.

Дегенеративное искусство что это такое. Смотреть фото Дегенеративное искусство что это такое. Смотреть картинку Дегенеративное искусство что это такое. Картинка про Дегенеративное искусство что это такое. Фото Дегенеративное искусство что это такое

А вначале обсудим само значение нацистского термина и историю его происхождения.

Определение

Дегенеративное искусство – именно так именовали фашистские диктаторы все течения авангардизма. Пропагандируя своё мнение в массах, они называли направления данного вида опасным орудием в руках евреев и большевиков, направленным на всех истинных арийцев.

Откуда пошло такое название? Еще в 1892 году была издана социально-психологическая книга врача и журналиста Макса Нордау “Вырождение”. В своём труде европейский учёный еврейского происхождения раскритиковал декадентство, впервые применив к нему термин “дегенеративное искусство”.

Автор, обеспокоенный повсеместным моральным разложением и низвержением духовных ценностей, используя медицинские и социальные аспекты, старался доказать, что представители авангардизма имеют предрасположенность к психическим заболеваниям, что и отражается в их творческих произведениях и работах.

Адольф Гитлер, подхватив эту идею, реализовал её во всей своей жестокости и беспощадности.

Малоизвестная черта жестокого фюрера

Ни для кого не секрет, что лидер немецких национал-социалистов с юности был предрасположен к психическим отклонениям. Однако мало кто знает, что этот жестокий и неуравновешенный человек любил рисовать и за свою жизнь создал несколько сотен полотен.

Еще на заре своей юности Гитлер влюбился в живопись. Он несколько раз поступал в знаменитую Академию художеств в Вене, но так и не был принят по причине отсутствия настоящего таланта. Но всё же не забросил своё хобби. Он обожал рисовать и делал это довольно удачно. Несколько лет занимался собственным бизнесом – продавал картины, изображающие виды старой Вены.

Дегенеративное искусство что это такое. Смотреть фото Дегенеративное искусство что это такое. Смотреть картинку Дегенеративное искусство что это такое. Картинка про Дегенеративное искусство что это такое. Фото Дегенеративное искусство что это такое

Примечательно, что большинство покупателей будущего фюрера являлись евреями.

Даже во время Первой мировой войны, находясь на фронте, Адольф Гитлер продолжал писать, передавая на бумаге зарисовки военно-полевой жизни: домишки крестьян, полевые госпитали, взрывы снарядов и так далее.

Как видим, председатель национал-социалистов недаром считал себя компетентным в вопросах живописи, возлагая на свои плечи беспощадную миссию судить инакомыслящих.

Борьбу с так называемым дегенеративным искусством Гитлер доверил Йозефу Геббельсу – одному из своих ближайших сподвижников и верных последователей, занимающему пост министра пропаганды и президента имперской палаты культуры.

Что представляла собой борьба с авангардизмом?

Суть гонимого искусства

Модернизм – это направление в искусстве, возникшее на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий, которое характеризовалось разрывом с привычным тогда классическим искусством. Авангардистские течения отличались своим нетрадиционным видением художественной мысли, а также условностью (или отвлечённостью) стиля. С помощью резких штрихов и контрастов они изображали не образ человека, а его эмоции и чувственные вспышки.

Дегенеративное искусство что это такое. Смотреть фото Дегенеративное искусство что это такое. Смотреть картинку Дегенеративное искусство что это такое. Картинка про Дегенеративное искусство что это такое. Фото Дегенеративное искусство что это такое

Какие именно направления модернизма считались в нацистской Германии дегенеративными?

Прежде всего, это был зародившийся во Франции импрессионизм – одно из крупнейших течений в искусстве, отличительной чертой которого являлось открытие различных методов и приёмов для передачи своих мимолётных впечатлений, а также естественного и живого изображения реального мира, учитывая его подвижность и изменчивость.

Другой гонимой ветвью авангардной живописи 20 века был дадаизм, возникший под влиянием бессмысленной жестокости Первой мировой войны. Основными принципами этого течения были отрицание признанных стандартов в живописи, бессистемность, разочарование и нигилистический цинизм.

Не признавал Гитлер и кубизм, характерными признаками которого являлась подчёркнутая геометризация условных форм и раздробление художественных образов на геометральные примитивы.

К другим преследуемым в Германии авангардным направлениям в искусстве относились:

В каких конкретно действиях проявилась фашистская пропаганда против дегенеративного искусства?

Две противоречивые выставки

Для того чтобы очернить модернистские течения перед народом, были созданы две художественные выставки, контрастность которых должна была пробудить в истинных немцах ненависть к авангарду.

18 июля 1937 года в Мюнхене были представлены художественные экспозиции официального изобразительного искусства. Выставка была торжественно открыта самим Гитлером.

Здание для показа было построено специально для этих целей. Оно представляло собой красивый Дом культуры, с просторными залами из мрамора и большими светлыми окнами.

Через день в помещении напротив была открыта другая выставка – полная противоположность первой. На ней были представлены “неправильные” работы, неугодные властям по своему стилю и изложению.

Дегенеративное искусство что это такое. Смотреть фото Дегенеративное искусство что это такое. Смотреть картинку Дегенеративное искусство что это такое. Картинка про Дегенеративное искусство что это такое. Фото Дегенеративное искусство что это такое

Чем была примечательна та экспозиция?

Подготовка к выставке

Перед показом неугодных картин были отобраны тысячи работ, которые бы представляли «вырожденное искусство» во всём безобразии. Специально основанная комиссия должна была ознакомиться с экспозициями немецких музеев и отобрать из их фонда нежелательные образчики. К слову, такой придирчивый осмотр привёл к тому, что многие заведующие музеев и галерей были сняты с должности и репрессированы.

Кто входил в число германских эстетов и судей? Это были:

По каким критериям проходил отбор полотен?

Прежде всего, искали картины, в которых присутствовало специальное искажение образа, саркастическое отношение к религии, пропаганда марксизма, большевизма и антивоенных настроений, увлечение эротикой и порнографией, изображение других, более «низких» народностей (темнокожих, иудеев и других).

Как проходила данная выставка?

Экспозиция дегенеративного искусства

Представьте себе неказистое и неуютное здание, душное и затемнённое, с низко опущенными потолками. На его парадных дверях – надпись, запрещающая входить внутрь беременным и несовершеннолетним. Что это за здание и почему на нём помещена такая вывеска?

Это – институт археологии, в котором проходила выставка дегенеративного искусства. Данное помещение было выбрано специально, чтобы настроить посетителей на брезгливое отношение к представленным картинам.

Сами полотна свисали со стен на одних шнурах, без соблюдения каких-либо пропорций и симметричности. Вперемешку с картинами были выставлены изображения реальных уродов и калек, отвратительных в своих заболеваниях. Всё это вызывало у аккуратных и чистоплотных немцев ощущение гадливости и отвращения.

Ситуацию усугубляли глумливые, карикатурные надписи и оскорбительные обращения, целью которых было дискредитировать авангардное искусство в глазах германских посетителей.

Сама выставка была размещена в нескольких экспозиционных залах. В одной аудитории были поданы картины с антирелигиозным содержанием, в другой – полотна, изображающие женщину как безнравственный плод утех, в третьей – работы художников-евреев. Всё это возбуждало в немцах чувство ярости и ненависти к “неправильным” мастерам-авангардистам.

Дегенеративное искусство что это такое. Смотреть фото Дегенеративное искусство что это такое. Смотреть картинку Дегенеративное искусство что это такое. Картинка про Дегенеративное искусство что это такое. Фото Дегенеративное искусство что это такое

Какие же авторы были представлены на дегенеративном показе?

Гонимые художники

Ниже приводятся имена мастеров, чьи работы отражали современные веяния живописи 20 века, и которые рассматривались Гитлером как вырожденческие.

Дегенеративное искусство что это такое. Смотреть фото Дегенеративное искусство что это такое. Смотреть картинку Дегенеративное искусство что это такое. Картинка про Дегенеративное искусство что это такое. Фото Дегенеративное искусство что это такое

Дегенеративное искусство что это такое. Смотреть фото Дегенеративное искусство что это такое. Смотреть картинку Дегенеративное искусство что это такое. Картинка про Дегенеративное искусство что это такое. Фото Дегенеративное искусство что это такое

Высказывание фюрера

Чем был недоволен Гитлер и что он хотел показать, организовывая почти одновременно столь разные по стилю и содержанию художественные выставки?

Также нацистский вождь считал, что своими безобразными картинами живописцы намеренно стараются оскорбить и унизить не только образ человека, но и всю арийскую расу. Под конец оратор призвал сограждан провести беспощадную чистку всех художников-модернистов, намекая на их политический сговор с евреями и большевиками.

Что же ожидало дегенеративные картины?

Судьба полотен

Многие непонравившиеся нацистской власти холсты были уничтожены, некоторые – представлены на выставке, кое-какие – проданы.

Да, спустя несколько лет Геринг предложил сбыть полотна иностранным галереям, дабы тем самым пополнить казну Великого рейха. Гитлер обменял некоторые талантливые авангардные работы на классические картины старинных мастеров.

Дегенеративное искусство сегодня

К счастью, в современном мире нет понятия вырожденного искусства, а тем более сейчас не осуществляются программы по его искоренению. Если кто-то не согласен с тем или иным стилем живописи, то всё решается на уровне различия вкусов и предпочтений.

Каждый человек имеет право на самовыражение и самореализацию, какой бы непонятной и непостижимой она ни казалась. Поэтому очень важно быть толерантным и либеральным по отношению к инакомыслящим. Ведь нетерпимость и излишняя суровость могут повлечь за собой серьёзные непоправимые последствия. Пример тому – фанатичная борьба Гитлера с дегенеративным искусством.

Источник

Дегенеративное искусство

Полезное

Смотреть что такое «Дегенеративное искусство» в других словарях:

ДЕГЕНЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО — «ДЕГЕНЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО» (от нем. Entartete Kunst), уничижительный термин, которым власти фашистской Германии обозначили авангардистские направления и вообще весь художественный нонконформизм, отграничив их таким образом от официального… … Энциклопедический словарь

ДЕГЕНЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО — (от нем. Entartete Kunst) уничижительный термин, которым власти фашистской Германии обозначили авангардистские направления и вообще весь художественный нонконформизм, отграничив их таким образом от официального Третьего Рейха искусства и закрепив … Большой Энциклопедический словарь

Дегенеративное искусство — «Дегенеративное искусство» (нем. Entartete Kunst) термин нацистской пропаганды для обозначения авангардного искусства, которое представлялось не только модернистским, антиклассическим, но и еврейско большевистским, антигерманским, а потому… … Википедия

ТРЕТЬЕГО РЕЙХА ИСКУССТВО — «ТРЕТЬЕГО РЕЙХА ИСКУССТВО», официальное изобразительное творчество и архитектура фашистской Германии. Эклектически соединило в себе черты классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ), романтизма (см. РОМАНТИЗМ), реализма (см. РЕАЛИЗМ (в искусстве)) 19 в., а… … Энциклопедический словарь

Национальная галерея Берлина — Старая национальная галерея. 1955 год Национальная галерея Берлина (нем. Nationalgalerie Berlin) собрание произведений искусства XIX, XX и XXI веков в составе Государственных музеев Берлина Фонда прусского культурного наследия. С ноябр … Википедия

Преступления в сфере искусства — Картина Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» в 1913 году пострадала от трёх ударов ножом, после чего лица изображённых пришлось воссоздавать фактически заново … Википедия

Третий рейх — Германская империя Deutsches Reich (1933 1943) Großdeutsches Reich (1943 1945) Диктатура … Википедия

Нацистская Германия — Германская империя Deutsches Reich (1933 1943) Großdeutsches Reich (1943 1945) Диктатура ← … Википедия

Тысячелетний рейх — Германская империя Deutsches Reich (1933 1943) Großdeutsches Reich (1943 1945) Диктатура ← … Википедия

Тысячелетний Рейх — Германская империя Deutsches Reich (1933 1943) Großdeutsches Reich (1943 1945) Диктатура ← … Википедия

Источник

Дегенеративное искусство

Как Гитлер избавлялся от «опасных» картин, «безумных» художников и неблагонадежных художественных движений

История одной выставки, которая стала самой посещаемой в ХХ веке, резко изменила жизни нескольких десятков художников,лишила немецкие музеи бесценных коллекций, добавила слово«дегенеративный» в искусствоведческий словарь и стала символом беспощадной цензуры в нацистской Германии.

Дегенеративное искусство что это такое. Смотреть фото Дегенеративное искусство что это такое. Смотреть картинку Дегенеративное искусство что это такое. Картинка про Дегенеративное искусство что это такое. Фото Дегенеративное искусство что это такое

19 июля 1937 года на втором этаже здания Мюнхенского института археологии открылась выставка «Дегенеративное искусство». Для нее были отобраны 650 произведений, изъятых из 32 музеев Германии. Главной целью выставки было продемонстрировать и высмеять искусство, которое не вписывается в идеалы нового немецкого общества, оскрорбляет религию и немецкую нацию и, наконец,демонстрирует деградацию личности и сплошь создано коммунистами и евреями. Среди приговоренных работ были не только картины молодых немецких экспрессионистов, дадаистов, сюрреалистов, но и картины художников, которые к этому времени уже стали признанными классиками: Ловиса Коринта, Винсента Ван Гога, Огюста Ренуара и Поля Гогена.

Адольф Гитлер с 13 лет мечтал стать художником, в школьные годы всегда получал отличные оценки по рисованию и предпринял несколько попыток поступить в художественную школу, а потом в Художественную академию в Вене. Провалив экзамены, от своей мечты он не отказался — и работал художником несколько лет: писал небольшие картины с видами исторических зданий Вены, обзавелся дилером,судился с ним, выиграл и начал продавать картины сам.

«Еще молодым человеком в Вене я однажды увидел картину Грюцнера в окне картинной галереи — очень похожую на эту, — сказал Гитлер, показывая на картину с изображением старого монаха. — Я робко вошел и спросил, сколько она стоит. Оказалось, что намного больше, чем я мог себе позволить. Господи, подумал я,удастся ли мне добиться такого успеха в жизни, чтобы я смог купить себе Грюцнера!
Через двадцать пять лет Гитлер владел коллекцией примерно из тридцати шедевров Грюцнера», — эту историю со слов Гитлера записал его личный фотограф Генрих Гофман.

Да, прошло несколько десятков лет — и Гитлер мог себе позволить не только Грюцнера. Его личная коллекция насчитывала несколько тысяч работ, которые приобретались на деньги от продажи книги «Моя борьба». А это были миллионные суммы. Эдуард фон Грютцнер, автор жанровых картин из жизни неумеренно пьющих монахов, и мюнхенский самоучка Карл Шпицвег, написавший больше тысячи идиллических зарисовок о трогательных городских жителях, были центральными фигурами личной коллекции Гитлера. Он, конечно, боготворил Дюрера, античных скульпторов и голландских классиков, считал прекрасными реалистические и романтические сцены из жизни немецкого города и деревни. Обожал дарить картины из собственных запасов помощникам, министрам, главам различных ведомств, остроумно подбирая изображенный сюжет к роду деятельности адресата. Картина только тогда считалась картиной, естественно,когда обладала понятным сюжетом.

Дегенеративное искусство что это такое. Смотреть фото Дегенеративное искусство что это такое. Смотреть картинку Дегенеративное искусство что это такое. Картинка про Дегенеративное искусство что это такое. Фото Дегенеративное искусство что это такое

Адольф Циглер — любимый современный художник Гитлера. В коллекции фюрера — три его картины. И аллегория«Четыре элемента» располагалась в библиотеке над камином. Крепкие обнаженные женщины символизировали четыре стихии — огонь, землю, воду и воздух — а заодно воплощали все каноничные идеологические достоинства: силу духа, здоровье, спокойствие и безличную, холодную красоту. Тот же Генрих Гофман в книге воспоминаний о фюрере пишет о раздражении,которое Гитлер испытывал по отношению к любому непонятному искусству:

«Терпеть не могу, когда картины пишут кое-как, — довольно часто говорил он, — такие картины, по которым никак не скажешь, то ли они вверх ногами,то ли шиворот-навыворот, и несчастный багетчик должен приделывать к ним крючки со всех четырех сторон, потому что не может угадать, где верх, где низ!»

В 1930-е годы Германия стала страной, в которой Адольф Гитлер решал, какое искусство полезно немецкому народу, а какое — губительно. Но оставалась все же страной, в которой Кандинский написал «Первую абстрактную акварель», а Пауль Клее — «Чирикающую машину», в которой Ласло Мохой-Надь построил«Светопространственный модулятор», четыре студента из Дрездена придумали экспрессионизм, а архитектор Вальтер Гроппиус — самую влиятельную школу искусства и дизайна Баухауз. И Гитлер взялся основательно подправить в истории немецкого искусства эти досадные моменты с той же одержимой уверенностью,с какой правил этнические и расовые недоразумения в истории человечества. Небо на картине должно быть синим, трава — зеленой, мужчины и женщины должны демонстрировать спокойствие, силу духа и гармонию. Все остальное — порождение больного разума. Ради здоровья нации уничтожить следует все эти пасквили на прекрасный немецкий мир, а лучше и самих авторов как душевнобольных и недостойных передать свои отравленные гены потомству.

Место в истории

В июне 1937 года специальная комиссия под управлением Адольфа Циглера получает от фюрера задание конфисковать из музеев Германии все картины,написанные за последние полсотни лет кубистами, сюрреалистами, дадаистами,экспрессионистами и даже импрессионистами. Если директор музея выказывает недовольство, его тут же сменяют другим — более покладистым. Картины свозят в помещение бывшего зернохранилища в Берлине — их оказывается больше 20 тысяч. Горячечные планы сразу все сжечь, уничтожить, избавиться постепенно сменяются здравым рассуждением, что на этом красочном топливе можно подзаработать.

4500 картин отбирают для продажи на аукционах в Швейцарии — и свозят пока в замок неподалеку от Берлина. Среди этих работ оказываются картины Модильяни, Пикассо, Дерена, Ван Гога, Клее, Кокошки. «Мне доставит огромное удовольствие,если вам удастся сменять Пикассо или Пехштейна на Дюрера и Рембрандта!» — сообщает Гитлер членам комиссии. На швейцарские аукционы съезжаются представители лучших музеев из Европы и Америки: бесценные для многих из них произведения немецкие власти часто продают за гроши. Сын Матисса, арт-дилер Пьер Матисс, приезжает в швейцарский Люцерн, чтобы выкупить только работы отца. За некоторые лоты назначались цены в 10 долларов или в 1 швецарский франк! Впрочем, некоторые музеи принципиально игнорируют эту беспрецедентную возможность разжиться десятком-другим шедевров, потому что не желают иметь никаких отношений с обезумевшим диктатором.

Но прежде чем избавиться от конфискованных картин и скульптур, немецкие власти решают наглядно продемонстрировать народу, какого дна достигло искусство за годы упадка. Всего 3 недели понадобилось специальной комиссии, чтобы отобрать 650 работ авангардных художников для показательной выставки, которую назвали «Дегенеративное искусство».

Перед тем, как избавиться

Помещение археологического музея было разделено на 10 тесных залов наскоро сбитыми перегородками, картины развешивались на простых шнурах плотно и бессистемно, от пола до потолка. Под каждой значилось имя автора, название и сумма, за которую музей эту картину в свое время приобрел. Учитывая гиперинфляцию поствоенного времени и прошедшую после денежную реформу,старые цены выглядели просто фантастическими.

Вход на выставку был бесплатным — чтобы каждый имел возможность поближе познакомиться с издыхающим злом, от которого скоро будет избавлен немецкий народ. Зрители должны были подняться на второй этаж по узкой лестнице, поэтому у входа постоянно собирались очереди. Первые три зала были тематическими: искусство, которое унижает религию, искусство, созданное евреями, и, наконец,искусство, оскорбляющее немецких солдат, женщин и фермеров. Остальные картины развешивали уже как придется, снабжая уничижительными лозунгами, чтоб зритель даже не сомневался, как именно следует воспринимать экспозицию. «Идеал — кретин и шлюха» — размашисто написано на одной из выставочных стен. «Безумие как метод» — на другой. «Природа, как ее видит больной разум» — на третьей. Наконец: «Откровения еврейской души». Таких издевательских надписей было много.

Несмотря на то, что евреев среди сотни опальных художников было всего шестеро,именно еврейскому влиянию, проникшему во все сферы искусства (дилеры,директора музеев, художники), приписывалось вырожденчество и упадничество. Картины Марка Шагала «Понюшка табака» и «Пурим» были чуть ли не чистосердечным признанием собственной расовой преступности, а сатирические работы Георга Гросса — прямым доказательством, уличающим в большевизме. Но даже искреннее сочувствие политическому режиму Гитлера не спасало художника от ярлыка «дегенеративного», если он только на словах поддерживал власть, а потом приходил в мастерскую и писал черт знает что: зеленые и синие лица, зловещие маски и пляшущих африканцев. Так на выставку в Мюнхене угодили,к примеру, картины Эмиля Нольде, который вообще-то с большим воодушевлением принял национал-социалистов и искренне ждал, что как раз теперь пришел его час,как истинно немецкого художника.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *