Деисус что это за икона
Православная Жизнь
Отвечает протоиерей Владимир Долгих.
Если мы внимательно посмотрим на иконостасы различных храмов, то заметим некоторые закономерности. Т. е. иконостасы формируются не просто так, по желанию художника или настоятеля, а по определенным правилам. Когда в иконостасе присутствует несколько рядов, то, скорее всего, будет и ряд деисусный (третий снизу). Также деисусный чин (вместо привычных серафимов) иногда изображают на куколях московских Патриархов.
Термин «Деисус» русскоговорящему человеку, особенно верующему, поначалу будет немного «резать» ухо. Мы ведь привыкли, что приставка де- означает отрицательное действие, а имя Иисус сразу ассоциируем с нашим Спасителем. В итоге получаем вроде как некое антихристианское понятие. Что это? На самом деле не более чем игра слов, не имеющая отношения к истинному положению вещей. «Деисус» – греческое слово (в оригинале звучит как δέησις («Деисис»)) и означает прошение или моление. Чаще всего данный термин употребляется в отношении иконописных образов, где перед Христом в молельном жесте (положении) предстательствуют Богородица, Иоанн Креститель, а также избранные святые, которых захотел изобразить иконописец.
История
Наименование «Деисус» («Деисис») появилось в Византии и изначально применялось по отношению к вотивным иконам. Что такое вотивная икона? Это икона, которая писалась по заказу человека, давшего какой-либо обет, или в благодарность за исполненное прошение. Исходя из данного определения, несложно догадаться, что в таком случае рядом со Христом изображались не только Богоматерь и Иоанн Креститель, но чаще именно те святые, к которым в своих молитвах обращался и обращается заказчик.
В XI веке мы видим, что Деисис уже воспринимается как определенный, отдельный тип иконы. Об этом упоминает византийский историк Михаил Атталиат в своем Диатаксисе – специальном документе, регламентирующем внешнюю (обрядовую) строну совершения Литургии. Он пишет, что икона Деисис устанавливалась в центре темплона, или тябла – специальной поперечины из дерева или камня, к которой крепятся образы иконостаса.
Деисис в самой распространенной, так называемой сокращенной иконографической схеме, представляющей, как уже упоминалось, изображение Христа с предстоящими Богородицей и Предтечей, наибольшее распространение получает в послеиконоборческий период. Многофигурная икона Деисис появляется в Х веке: известен Лимбургский образ, на котором изображены также Архангелы Михаил и Гавриил. В Софийском соборе в Новгороде XII веком датируется 7-фигурный Деисис, где добавлены образы апостолов Петра и Павла. Примерно в этот же период появляется так называемый апостольский Деисис с предстоящими перед Христом двенадцатью учениками. Изначально он изображался на стенах, как, например, в монастыре влкмц. Екатерины на Синае, а затем постепенно, особенно в русской традиции, выделился в отдельный ряд иконостаса.
Идейное содержание
Во многом на формирование идейного содержания образа Деисис повлияла литургическая традиция Церкви. Центральной фигурой всегда является Спаситель как Царь, к Которому возносится благодарственная молитва Евхаристии. Именно поэтому в данном образе никогда не изображается крест. Искупительная жертва уже совершена, впереди нас ждет Страшный суд – и вся Церковь, как Небесная, так и земная, обращена к Христу в просьбе о добром ответе.
Также в основу образа Деисис легла молитва, читаемая во время совершения литии на вечерне, ведь, как мы помним, в ней мы прибегаем к заступничеству и Богородицы, и Иоанна Предтечи, и Небесных Сил, и апостолов, и прочих многих святых, просиявших в различных чинах.
Деисис (Деисус) – один из многих богатых иконографических образов, в котором запечатлена глубина смыслов. Это богословие красок, необходимое не только для внимательной и собранной молитвы, но и для размышления на вечные темы.
Что такое «деисус»?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»
Греческим словом «деисис» (в русском варианте произношения — «деисус») чаще всего называют центральный ряд иконостаса. Главное место в нем занимает икона Христа на троне. По сторонам от него находятся ростовые изображения святых. Все святые развернуты ко Христу, их руки сложены в молитвенных жестах. Они обращаются к Творцу с молитвой о спасении мира в день Страшного суда. Часто тексты их молитв написаны на свитках, которые они держат в руках.
Тем же термином обозначаются и другие изображения. Их можно встретить в настенных росписях, в разных частях храма снаружи и внутри: в алтаре, в нише главной апсиды, на предалтарной арке, на внутренней стене церкви, над входом в храм.
Например, в росписи алтаря Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в деисусе представлены Спас на престоле и предстоящие Богородица с Иоанном Крестителем. А на фреске Мартириевской паперти в Новгородской Софии композицию деисуса составляли семь поясных изображений. Помимо Христа, Девы Марии и Предтечи в нее входили еще два архангела — Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел.
Почему же тогда все эти изображения в иконах и в монументальных росписях называются деисусом? Ответ заключен в самом греческом слове «деисис» (δεησις), которое означает «моление» или «прошение». Все это образы молитвы, которую святые и небесные силы возносят Господу и Небесному Судье за человеческий род. И первые среди молитвенных заступников — Божья Матерь и пророк Иоанн Креститель.
Деисус
Де́исус (греч. δεησις — прошение, моление; деисис) — икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества (трехфигурный деисус). Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, святых отцов, мучеников и прочих (многофигурный деисус). Основной догматический смысл деисусной композиции — посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии. На формирование данной иконографии оказала влияние литургия. В послеиконоборческую эпоху икона Деисус помещалась на архитраве невысокой алтарной преграды византийского храма, а затем, уже на русской почве, превратился в деисусный чин высокого иконостаса.
Одним из ранних сохранившихся примеров деисуса является фреска в римской церкви Санта-Мария-Антиква в Риме (VII век) — на ней Иисус Христос изображен в полный рост, а Иоанн Креститель имеет не молитвенный, а указующий жест.
Самостоятельная иконографическая композиция, построенная по типу деисуса, называется «Предста Царица одесную Тебе» или более коротко «Предста Царица». В ней Христос восседает на троне в образе Царя царей, справа (одесную) от Него (слева по отношению к зрителю) стоящая в рост Богородица в царских одеждах, с другой стороны — Иоанн Предтеча. С XII—XIV вв. на Балканах образ Христа — Царя царей в композиции Предста Царица совмещается с другим иконографическим типом — Архиерей Великий.
«Ангельский деисус» — название иконографической композиции, включающей Христа Эммануила и двух архангелов — Михаила и Гавриила. Существует достаточно спорное мнение, что данная композиция представляет собой символическое изображение Троицы.
В домашнем иконостасе — наборе семейных молельных икон, занимающих красный угол помещения — повторяются принципы храмового иконостаса, однако, образ Иоанна Предтечи часто заменяется иконой Николая Мирликийского (Николы Чудотворца), наиболее почитаемого в России святого.
Галерея
Деисус. Триптих Арбавиля, Византия. X век.
Деисус. София Константинопольская. Вторая половина XIII века.
Церковь Христа Спасителя монастыря Хора. Константинополь
Деисус. XV век. Псков.
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Деисус» в других словарях:
ДЕИСУС — со святыми на плях. Икона. XI в. (мон рь вмц. Екатерины на Синае) Деисус со святыми на плях. Икона. XI в. (мон рь вмц. Екатерины на Синае)Деисус [греч. δέησις моление], образ, в к ром разные святые предстательствуют перед Христом за род… … Православная энциклопедия
ДЕИСУС — (греч., от deesis просьба, молитва). Икона, изображающая посредине Иис. Христа, а по сторонам Деву Марию и Иоанна Крестителя. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЕИСУС греч. Икона, изображающая по… … Словарь иностранных слов русского языка
деисус — икона, композиция, деисис Словарь русских синонимов. деисус сущ., кол во синонимов: 3 • деисис (1) • икона … Словарь синонимов
ДЕИСУС — (от греч. deesis моление) в средневековом, преимущественно восточно европейском искусстве композиция, включающая изображения Христа (посредине) и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматери и Иоанна Крестителя … Большой Энциклопедический словарь
ДЕИСУС — муж. три иконы: Спасителя, Богоматери и Предтечи, ставимые, по обычаю, вместе. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Деисус — Д ами в настоящее время называются старинные иконы, преимущественно же трехличная икона такого состава: Спаситель посередине, а по сторонам его Богородица и Иоанн Предтеча. Эта икона была чрезвычайно распространена у нас в XVII в.; она помещалась … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
деисус — (от греч. déēsis моление), в средневековом, преимущественно восточноевропейском искусстве композиция, включающая изображения Христа (посредине) и обращённых к нему в молитвенных позах Богоматери и Иоанна Крестителя. * * * ДЕИСУС ДЕИСУС (от греч … Энциклопедический словарь
Деисус — деисис (от греч. déеsis моление), древнерусское название композиции, изображающей Христа посредине и обращённых к нему в молитвенных позах богоматерь и Иоанна Предтечу. В иконописи (См. Иконопись) первоначально выполнялся на одной доске.… … Большая советская энциклопедия
Деисус — м. 1. Иконописная композиция с изображением Христа в центре и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматери и Иоанна Предтечи по сторонам. 2. Икона с таким изображением. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
ДЕИСУС
Деисус со святыми на плях. Икона. XI в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)
Деисус со святыми на плях. Икона. XI в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)
Иконография Д. разнообразна. Композиции отличаются по составу святых, количеству фигур, иконографии центрального образа Христа, а также Богоматери и св. Иоанна Предтечи, жестам персонажей, их атрибутам, текстам в кодексах и на свитках, нюансам поворотов фигур, размерам и типам изображений (ростовой, поясной, оглавный). Один из самых ранних примеров Д.- фреска ц. Санта-Мария Антиква в Риме (VII в.): Христос изображен в рост, св. Иоанн Предтеча представлен не с молитвенным, а с указующим жестом.
Трехфигурный Д.
(триморф, греч. τρίμορφος, τριμόρφιον, τριπρόσωπος παράστασις).
Арбавильский триптих. X в. (Лувр, Париж)
Арбавильский триптих. X в. (Лувр, Париж)
Деисус. Икона. Нач. XIII в. (ГТГ)
Деисус. Икона. Нач. XIII в. (ГТГ)
C XI в. Д.-триморф становится центром композиции «Страшный Суд», где Богоматерь и св. Иоанн Предтеча представлены как ходатаи за человеческий род перед Христом-Судией (миниатюра из Евангелия XI в.- Рaris. gr. 74; икона XII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, роспись ц. Панагии Халкеон в Фессалонике, 1028; мозаики ц. Санта-Мария Ассунта в Торчелло, ок. 1130).
Многофигурный Д.
Деисус. Пелена. 2-я пол. XIV в. (НГОМЗ)
Деисус. Пелена. 2-я пол. XIV в. (НГОМЗ)
В 5-фигурном Д. на шитой пелене 2-й пол. XIV в. (НГОМЗ) по сторонам Спасителя на престоле предстоящие изображены в меньшем масштабе, чем центральная фигура. Архангелы в лорах держат лабарумы и зерцала. Деисусная композиция с Нерукотворным образом Спасителя в центре, Богоматерью, св. Иоанном Предтечей, архангелами Михаилом и Гавриилом и 4 рус. святителями представлена на шитом воздухе кнг. Марии Тверской (1389, ГИМ). На псковской иконе кон. XV в. (центральная часть триптиха с Д. и избранными святыми) архангелы находятся на 2-м плане, за престолом Спасителя, их лики склонены к Богоматери и св. Иоанну Предтече.
Апостольский Д.
«Царский» Д., или «Предста Царица одесную Тебе»
«Предста Царица одесную Тебе». Икона. Кон. XIV в. (ГММК)
«Предста Царица одесную Тебе». Икона. Кон. XIV в. (ГММК)
ДЕИСУС
Иконография Д. разнообразна. Композиции отличаются по составу святых, количеству фигур, иконографии центрального образа Христа, а также Богоматери и св. Иоанна Предтечи, жестам персонажей, их атрибутам, текстам в кодексах и на свитках, нюансам поворотов фигур, размерам и типам изображений (ростовой, поясной, оглавный). Один из самых ранних примеров Д.- фреска ц. Санта-Мария Антиква в Риме (VII в.): Христос изображен в рост, св. Иоанн Предтеча представлен не с молитвенным, а с указующим жестом.
Трехфигурный Д.
(триморф, греч. τρίμορφος, τριμόρφιον, τριπρόσωπος παράστασις).
C XI в. Д.-триморф становится центром композиции «Страшный Суд», где Богоматерь и св. Иоанн Предтеча представлены как ходатаи за человеческий род перед Христом-Судией (миниатюра из Евангелия XI в.- Рaris. gr. 74; икона XII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, роспись ц. Панагии Халкеон в Фессалонике, 1028; мозаики ц. Санта-Мария Ассунта в Торчелло, ок. 1130).
Многофигурный Д.
В 5-фигурном Д. на шитой пелене 2-й пол. XIV в. (НГОМЗ) по сторонам Спасителя на престоле предстоящие изображены в меньшем масштабе, чем центральная фигура. Архангелы в лорах держат лабарумы и зерцала. Деисусная композиция с Нерукотворным образом Спасителя в центре, Богоматерью, св. Иоанном Предтечей, архангелами Михаилом и Гавриилом и 4 рус. святителями представлена на шитом воздухе кнг. Марии Тверской (1389, ГИМ). На псковской иконе кон. XV в. (центральная часть триптиха с Д. и избранными святыми) архангелы находятся на 2-м плане, за престолом Спасителя, их лики склонены к Богоматери и св. Иоанну Предтече.