Дека на байдарке что это

Дека на байдарке что это

Избранные видео о водных походах

Зарегистрирован в налоговой Советского района Самары 16 апреля 2014

Дека на байдарке что это. Смотреть фото Дека на байдарке что это. Смотреть картинку Дека на байдарке что это. Картинка про Дека на байдарке что это. Фото Дека на байдарке что это

Как не ошибиться при выборе байдарки и пакрафта

Из каркасных-надувных байдарок могу рекомендовать байдарку «Варзуга-2». Собирается гораздо проще, чем широко известный «Таймень-2»

Дека на байдарке что это. Смотреть фото Дека на байдарке что это. Смотреть картинку Дека на байдарке что это. Картинка про Дека на байдарке что это. Фото Дека на байдарке что это

Из одноместных относительно легко собрать каяк «Легор». Но даже собирая эту предельно простую байдарку можно получить небольшую травму.

Дека на байдарке что это. Смотреть фото Дека на байдарке что это. Смотреть картинку Дека на байдарке что это. Картинка про Дека на байдарке что это. Фото Дека на байдарке что это

Ну и достаточно легко собираются гибридные байдарки, например, байдарки «Варяг-480».

Дека на байдарке что это. Смотреть фото Дека на байдарке что это. Смотреть картинку Дека на байдарке что это. Картинка про Дека на байдарке что это. Фото Дека на байдарке что это
Ну и совсем мало временени и сил уходит на подготовку к старту байдарки Gora63.

2. Некачественные материалы

Китайская байдарка » Экплорер К2″ расползается по шву в носу и корме. Мне известно не менее 4 подобных случаев.

Дека на байдарке что это. Смотреть фото Дека на байдарке что это. Смотреть картинку Дека на байдарке что это. Картинка про Дека на байдарке что это. Фото Дека на байдарке что это
3. Двухслойные надувные байдарки.

Здесь огорчения не столь неприятные, как в 2 предыдущих случаях. Двухслойные байдарки очень долго сохнут. Как правило, они начинают издавать неприятный запах. Внутренний баллон часто смещается внутри оболочки. Байдарка приобретает в этом случае деформированную форму.

Дека на байдарке что это. Смотреть фото Дека на байдарке что это. Смотреть картинку Дека на байдарке что это. Картинка про Дека на байдарке что это. Фото Дека на байдарке что это

(фото с сайта ww.avito.ru)

Баллоны из пленки это не для слабонервных

Дека на байдарке что это. Смотреть фото Дека на байдарке что это. Смотреть картинку Дека на байдарке что это. Картинка про Дека на байдарке что это. Фото Дека на байдарке что этоСначала все было нормально. Наш тандем благополучно достиг одного из островов напротив Солнечной поляны. ( см.фото).

Здесь то и лопнул один из пленочных баллонов. Пришлось сдувать байдарку. Оставшуюся часть маршрута мы прошли на китайской лодке.

«Вольный ветер» повел себя в этой ситуации весьма достойно. За свой счет они заменили пленочные баллоны на надежные баллоны из ТПУ. Вес байдарок с баллонами из ТПУ заметно вырос.Но зато никаких проблем с баллонами из ТПУ не было.

Тот же «Вольный ветер» постепенно переходит на монобаллонные байдарки (например, альтернативой байдаркам «Тайга» стали монобаллные «Ермаки». Многие серьезные фирмы вообще не выпускают двухслойные байдарки (например, производитель «Хатанг» «Стрим»).

Когда я продавал свои б/у байдарки «Тайга-430» и «Тайга-280» покупатели интересовались: «Не пленочные ли у них баллоны?» С пленочными никто брать не хотел. Выводы делаете сами.

4. Слишком тяжелые байдарки.

Некоторых владельцев первоклассных, но не легких байдарок, со временем начинает напрягать их вес. К тому же в транспорте приходится платить за багаж. В основном, это байдарки с весом корпуса от 22 кг и выше. В результате, например, владельцы «Хатанг-3» меняют их на более легкие «Хатанга-2».

5. Слишком легкий вес (не достаточно прочные байдарки).

Некоторые обращают свой взор на сверхлегкие лодочки-пакрафты. Здесь огорчения ждут другого свойства. Самые легкие пакрафты делают из ткани с односторонним покрытием. Подобная ткань, будучи хотя бы слегка поцарапанной, через небольшое время начинает травить воздух. Другие, пытаясь съекономить лишние 200 грамм покупают односекционные пакрафты. Здесь надо быть готовым к серьезным приключениям и всегда ходить в спасжилете.

Так же, самые легкие пакрафты оказываются чрезмерно тесными. Ходовые качества и устойчивость на курсе зачастую хуже, чем у надувной байдарки типа «Gora63-d» и «Калар-2» Мое мнение. Хорошая байдарка должна быть не слишком легкой и не слишком тяжелой. Хороша золотая середина.

Другой пример. Легор. Отличная одноместная байдарка фирмы «Тритон». К сожалению, производитель пошел на поводу желаний туристов по минимизации веса байдарки. В результате, кильсон получился не достаточно прочным. У меня он переломился в полный штиль во время одного из походов по Волге. Чем доставил мне не самые приятные эмоции.

Дека на байдарке что это. Смотреть фото Дека на байдарке что это. Смотреть картинку Дека на байдарке что это. Картинка про Дека на байдарке что это. Фото Дека на байдарке что это

Трехместная байдарка Gora63, которая весит 11 кг, отличный пример золотой середины.

6. Самоотлив

Самоотлив хорошее изобретение для походов 3-5 к.с.

А вот для сплавов 1 к.с, в которые ходят большинство туристов, он скорее минус. Уменьшает максимальную грузоподъемность. Плюс через отверстия происходит небольшое забрызгивание кокпита. Сейчас многие модели байдарок с самоотливом предлагают приобрести без самоотлива. Так что, хорошо подумайте нужен ли вам самоотлив.

7. Неправильный выбор в плане открытости кокпита

При походах на Севере (Карелия и Мурманская область), для походов весной и осенью, а так же по маршрутам выше 4 к с. хорошо подходят байдарки с закрытой декой и юбками. Например, Хатанга-1-спорт.

Дека на байдарке что это. Смотреть фото Дека на байдарке что это. Смотреть картинку Дека на байдарке что это. Картинка про Дека на байдарке что это. Фото Дека на байдарке что это8. Слишком высокая уязвимость байдарки и дорогие запчасти.

В основном этим страдают каркасные байдарки. Согласитесь, неприятно в первый же день похода получить сразу несколько пробоин. Так, на моей «Варзуге-2» было аж 8 заплаток (результаты первого же похода по Чусовой).

Запчасти для каркасных байдарок недешевы. Так, стоимость одного шпангоута для байдарки «Таймень-2» сопоставима с ценой небольшой пвх-лодки. Смотрите показательное видео сплава по равнинной реке Вашана в Тульской области. На нем вы увидете, как байдарка «Таймень-2″ стоимостью порядка 40000 рублей за несколько минут превращается в груду мусора (12-я минута видео). На 5-50 минуте красноречивые разрушения каркасно-надувной байдарки»Легор», переломившегося попалам.

9. Слишком тесные байдарки

Теснота слишком узких байдарок (менее 80 см) усугубляется тем, что на них невозможна высокая посадка. Теснота существенный минус известной байдарки «Ласточка 21». Тем, кто жалуется на тесноту байдарок серии «Хатанга-спорт», полезно было бы походить немного на «Ласточке». После нее практически любая байдарка (включая небольшую «Тайгу-340») кажется просторной. Очень тесными являются небольшие хвостатые пакрафты.

Дека на байдарке что это. Смотреть фото Дека на байдарке что это. Смотреть картинку Дека на байдарке что это. Картинка про Дека на байдарке что это. Фото Дека на байдарке что это

10. Слишком валкие байдарки.

Чрезмерная валкость байдарки вносит ненужное напряжение на маршруте и не позволяет по-настоящему расслабиться.Подобные байдарки мало подходят в ситуации, когда вам надо приобщить вашу девушку или жену к водному туризму (подробнее в статье «Как приобщить жену к водным походам на байдарке». Здесь можно отбить желание ходить на байдарках раз и навсегда. Для такой задачи хорошо подходят остойчивые байдарки Gora63, на которых чувствуешь себя уверенно, как в танке (см.видео «Байдарка Gora63 пересекает Волгу в шторм»).

11. Недостаточная устойчивость на курсе

Этот важный показателель комфортной эксплуатации байдарок особенно значим для новичков. С ростом опыта улучшается и устойчивость на курсе. Традиционно считается, что чисто надувные байдарки серьезно проигрывают каркасникам в этом вопросе. Однако на надувной байдарке Gora63, можно установить киль. И тем самым решить вопрос с устойчивостью на курсе.

12. Недостаточная маневренность

Хорошая маневренность очень важна для получения удовольствия от управления байдаркой. Кроме того, это просто необходимо, чтобы без повреждений обходить препятствия. Здесь каркасники сильно проигрывают надувным байдаркам.

13. Неудобная низкая посадка

Есть ряд байдарок, у которых для увеличения остойчивости при прохождении мощных порогов, применена низкая посадка. Но, то, что является плюсом при экстремальных сплавах, превращается в минус при водных прогулках по озерам и спокойным рекам. Я убедился в этом на собственном опыте. Так, однажды, я установил на свою «Тайгу-430» надувное дно. Высота посадки уменьшилась с 15 до 5-6 см. Разницу я заметил сразу. Резко возросла утомляемость от даже не продолжительной гребли. Это очень важный фактор. Новичок после непродолжительной прогулки на байдарке с низкой посадкой может решать что это «удовольствие не для него».

Показательно следущее видео. Девушка устала после нескольких минут гребли на байдарке с низкой посадкой.

14.Возможность встать в полный рост на байдарке

Встать в полный рост можно только на самых остойчивых байдарках. Иногда приходится грести по несколько часов, не имея возможности пристать к берегу. Это бывает в половодье, и на некоторых реках (например, на реке Сок ниже одноименной деревни). Возможность встать в полный рост значительно снижает утомляемость при прохождении подобных участков. Встать в полный рост можно и на байдарках Gora63, и на пакрафте «Сенсация-3» (смотрите с 25 секунды видео).

15. Несоответвие заявленных характеристик реальным

Например, автор следующее видео выбрал себе байдарку по двум характеристикам: плотность ткани и грузоподъемность. Он выбрал байдарку «Хатанга-expedition». На сайте указывалась грузоподъемность 300 кг и ткань 950. Получив лодку, он обнаружил, что в паспорте стоит грузоподъемность 220 кг.

Здесь следует знать, что в паспортах лодок и байдарках старого образца (спроектрованных до 2012 года) часто стоит именно эта цифра 220 кг. Дело в том, что в те годы надувные лодки с подобной грузоподъемностью не надо было регистрировать в ГИМС. Я сам в 2005 году купил себе лодку «Иволга-2» с такой грузоподъемностью, чтобы не иметь проблем с ГИМС. Иволга-2 имела размеры 220 см*110 см. Баллоны 30 см. У нее была указана реальная грузоподъемность. У современных же лодок грузоподъемность по паспорту резко занижена. Сравните размеры «Хатанги» 460 см*100 см. То есть, это лодка почти в 2 раза больше чем «Иволга-2», а паспортная грузоподъемность такая же.

Далее очень озадаченный покупатель, решил взвесить образцы ткани, чтобы определить ее плотность. Выяснилось ( и производитель признал это!), что на днище «Хатанг» используется ткань не 950, а 700 грамм на метр. Озадаченный этой новостью, я решил взвесить ткань, применяемую на Gora63. У меня получилось 775 грамм на метр. 25 лишних грамм это погрешность вычислений.Так что, за этот параметр вы можете быть спокойны.

16.Удобство посадки в байдарку

Это немаловажный фактор комфорта (см. видео ниже). Возможность сесть в байдарку не замочив ног (. ) является мощным плюсом байдарки Gora63

17. Возможность эксплуатации в морской воде

При эксплуатации каркасных и каркасно-надувных байдарок в морской воде владельцы сталкиваются с неприятным сюрпризом. Из-за коррозии каркаса байдарки в морской воде, сборка и расборка байдарок еще более усложняется. У байдарки Gora63 нет подобных проблем. Она хорошо подходит для эксплуатации в морской воде.

18. Использование вспомогательного парусного вооружения

Большинство туристов-байдарочников не имеют опыта походов под парусом. А зря. Парус качественно улучшает впечатления от похода. Дело в том, что многие варианты парусного вооружения байдарок довольно дороги, много (более 10 кг) весят, имеют большие габариты в сложенном виде. Установленное парусное вооружение мешает грести. На сборку уходит где час, а где и два. Так же не все знают, как управлять парусной байдаркой. А так же считают это рискованным делом. Разработанное мной парусное вооружение легкое (вес 2 кг). Оно устанавливается на байдарку за несколько минут. Мачта укладывается внутрь весел и не занимает места. Управление и установка предельно простые, интуитивно осваиваются за один выход. Основной упор при проектирования паруса я сделал на то, чтобы парус совершенно не мешал грести.Испытания показали, что даже развернувшись лагом к волне в свежий ветер, парусная байдарка Gora63 не переворачивается. Стоит комплект недорого.

19. Моторные байдарки

Глиссирующие моторные байдарки имеют очень широкий фукционал. Особое внимание на эти лодки следует обратить тем, кому за 40. Благодаря очень высокой остойчивости и увеличенной вместимости моторные байдарки интересны семейным экипажам с 2-3 детьми. По этой же причине моторные байдарки хорошо подходят для установки парусов.Подробнее об этой теме в статье «Возможности моторных байдарок Gora63m«

20. Наличие уключин под распашные весла

Использование распашных весел дает примерно 25 процентный прирост скорости. Две пары уключин дают еще более впечатляющий выигрыш. Особенно ярко преимущества распашных весел проявляются при встречном ветре. Подробнее в моей статье «Зачем байдарке 2 пары распашных весел».

Свои комментарии к статье и отзывы о байдарках присылайте по адресу dzlond@yandex.ru

21. Безопасность при проколе байдарки и при перевороте.

Любимые многими туристами карскасные байдарки не предназначены для плавания по волне выше 15 см (так указано в их паспорте). Поэтому они хорошо подходят для малых рек. Для пересечения крупных рек, озер и водохранилищ шириной более 1 км они не подходят. Главный минус каркасников то, что при перевороте они могут в буквальном смысле пойти ко дну, так как не имеют собственных отсеков плавучести. Переворот для надувной байдарки при наличии спасжилетов не проблема. Надувную байдарку можно прямо в воде перевернуть обратно. И спокойно продолжить плавание. Байдарки «Gora63», «Калар» и «Сенсация-3» благодаря своей особой форме с приподнятыми носой и кормой большого объема возращаются в нормальное положение с меньшими усилиями, чем традиционные остроносые байдарки.

Далее важный момент это компановка надувных отсеков. На байдарках Gora63 перегородки вклеены по середине лодки. При проколе одного из отсеков у вас остается пол лодки, на которой спокойно можно дойти до берега. На байдарках «Тайга» и на аналогичных нет перегородок в баллонах. Есть левый и правый баллоны. При проколе одного из баллонов вы оказываете в воде рядом с оставшимся баллоном.

23. Высота надводного борта. Многие специально покупают байдарки с минимальной высотой борта чтобы легче выгребать против встречного ветра. Но плата за этот плюс то, что на волнении в байдарку попадает много воды.

Источник

Классификация надувных байдарок

Сразу хочется сказать, что четко классифицировать все эти лодки нельзя. Им находится очень много применений, и используют их очень по-разному. Поэтому данная классификация довольно формальна, и не всегда отражает реальное положение вещей.

Количество мест

Порой очень странный параметр и очень необъективный. Для туризма часто используют лодки с количеством мест на 1-2 больше. Особенно это верно для лодок европейских и американских производителей, которые часто ориентированы на пляжное/прогулочное использвание.

Любителям агрессивно покататься на порогах скорее всего следует смотреть только на одноместные лодки.

Далее указывается количество мест по официальной версии производителя. Учтите, что производители указывают количество мест очень по-разному.

Тип дна

Надувное дно

Не надувное дно

Однослойные и двухслойные конструкции

Двуслойная

Однослойная

Единственный слой материала выполняет функцию силовой оболочки и газодержащего баллона одновременно.

Форм-фактры по типу деки

Здесь есть много вариантов, различных компромиссов, но в основном можно четко выделить две основные философии: открытая дека и закрытая дека.

Закрытая дека, встроенный фартук-юбка

Фактук и юбка конструктивно выполнены как одно целое. Такая конструкция применяется как правило на бюджетных лодках, предназначенных только для гладкой воды. Вода не заливается в кокпит, но очень неудобно влезать и вылезать.

В сложных походах такая конструкция опасна тем, что при оверкиле могут возникнуть трудности с аварийным покиданием судна.

Закрытая дека, срывная юбка

Лодки этого типа очень похожи на классические слаломные и полиэтиленовые каяки. При этом применяются практически те же юбки.

По сравнению со съемным фартуком обеспечивает лучшую герметичность и надежность, но доступ в кокпит затруднен, особенно это сказывается при погрузке-разгрузке лодки.

Закрытая дека, съемный фартук, срывная юбка

Съемный фартук по сравнению с монолитной декой дает преимущество при погрузке-разгрузке лодки, но не так надежен и герметичен.

Открытая дека

Полностью открытая лодка. Очень много места для груза, удобная посадка-высадка и погрузка-разгрузка. Это очень удобно на малых паводковых реках.

Но лучше всего открытая дека сочетается с самоотливом. Открытые байдарки с самоотливом появились сравнительно недавно, но довольно быстро набирают популярность. При достаточной эффективности самоотлива на них можно довольно комфортно ходить по многоступенчатым порогам.

Полуоткрытая дека

Дека закрывает только нос и корму. Края деки могут поддерживаться жесткими элементами. Снижает попадание воды в кокпит, но ограничивает объем груза по высоте в носу и корме. Не затрудняет посадку-высадку.

Полуоткрытая дека с надувными арками

При пробивании небольших вальчиков и дожде дека заметно снижает количество воды, попадающей в лодку. В то же время не затрудняется посадка и высадка, что очень важно например на малых паводковых реках со множеством завалом и деревьев поперек русла. Но при этом ограничивает объем груза по высоте в носу и корме.

Лодки этой конструкции редко оборудуются самоотливом, или оборудуются упрощенными его вариантами, как например Sevylor Thaiti.

Наличие самоотлива

С самоотливом

Наличие упоров

Источник

Как выбрать байдарку

Автор: Илья Култаев · Опубликовано 09.02.2021 · Обновлено 10.02.2021

Оглавление и разделы

В современном мире, даже бывалому воднику сложно выбрать себе байдарку, на столько велик выбор разнообразных моделей, да и вариантов использования туристских судов не мало. В данной статье попробуем разобраться, на что обратить внимание при выборе, и как выбирать, чтобы лодка радовала и использовалась, а не пылилась на полке.

Дека на байдарке что это. Смотреть фото Дека на байдарке что это. Смотреть картинку Дека на байдарке что это. Картинка про Дека на байдарке что это. Фото Дека на байдарке что это В настоящее время, выбор зачастую делается в пользу надувных каяков и байдарок

Назначение каяка или байдарки

Для выбора оптимального для вас судна, предлагаем вам перейти к карте решений, и отредактировать ее под свои нужды и предпочтения, ну а для начала напомним немного теории, которая позволит совершить меньше ошибок при выборе.

И первое, с чем вам нужно разобраться, это для чего вы хотите купить лодку. Как и в каких условиях собираетесь ее использовать, хранить, возить, … Опыт говорит о том, что приобрести, да и даже сделать универсальную байдарку на все случаи жизни, практически невозможно. Ведь чем более универсальным получается судно, тем хуже оно себя ведет в каждом отдельном случае. Я знаю только один относительно универсальный вариант, и с ним вы познакомитесь в конце статьи, но и он придется по душе далеко не каждому ;-))

Если вам хорошо знакомы ходовые свойства байдарок и катамаранов, как они зависят от формы лодки, материалов и других свойств, смело переходите к карте решений. В противном случае, предлагаем пробежаться по всем теоретическим моментам статьи.

Ходовые качества

Ходовые качества, это возможности лодки двигаться вперед, маневрировать, оставаться на ровном киле в различных условиях. На сколько это для вас важно, решать вам. Лично мне не нравится плестись в хвосте, тратить много сил на рулежку или поддержание прямолинейности движения. Кроме отрицательных эмоций, плохие ходовые качества способствуют более быстрому утомлению и как следствие снижению общего уровня безопасности на берегу и воде.

Остойчивость

Остойчивость — это способность судна сопротивляться перевороту через борт за счет правильного распределения веса и поперечного профиля корпуса. Различают остойчивость веса, и остойчивость формы. Т.к. тяжелый киль на байдарки и каяки мало кто захочет установить, основным видом остойчивости для разбора в данной статье будет остойчивость формы.

За счет чего лодка может сопротивляться силам, пытающимся ее перевернуть? Из средней школы многие помнят словосочетание Архимедова сила. Т.е. сила выталкивания, возникающая при попытке вытеснения объема жидкости. Совокупность распределения данной силы по поперечному сечению корпуса и определяет остойчивость. Из рисунка видно, что при попытке накренить судно на один из бортов, выталкивающая сила под этим бортом становится больше чем под противоположным, и если эта разница достаточна для компенсации внешнего воздействия, то переворота не происходит, а в случае снятия возмущающих усилий, байдарка возвращается на ровный киль. (Занимает горизонтальное положение)

На первый взгляд возникает соблазн, сделать байдарку широкой и с высокими бортами, чтобы не только повысить за счет этого остойчивость на ровной воде, но и противостоять «подкусыванию» на струе. Это когда набегающий на лодку поток воды с другой скоростью давит на борт и деку, пытаясь перевернуть судно. Однако такая лодка будет мало удобной для быстрой и комфортной гребли. Кроме того, для ее изготовления потребуется больше материалов, и она станет тяжелее и более объемной в транспортном виде. Здесь нужна мера.

Ну а если вы готовы потратить некоторое время на изучения кренов и эскимосского переворота, то широкие и пузатые борта вам вообще ни к чему.

Маневренность

Маневренность — это способность байдарки или каяка быстро изменять направление движения. Не стоит путать маневренность со склонностью к рысканью, хотя на первый взгляд понятия довольно близкие. Если лодка склонна к рысканию, то повернуть ее нос в нужную сторону будет проще, однако это еще только пол дела, для того, чтобы изменить направление движения, кроме того, что повернуть нос, нужно еще и придать ей движение в нужную сторону. И здесь оптимум находится где-то между короткой плоскодонкой, которая хорошо крутится на месте, но долго скользит по воде в туже сторону, что шла до поворота. И килеватым судном, которое при смене направления в котором смотрит нос, за счет формы корпуса начинает довольно быстро менять и направление своего движения.

Яркими представителями килеватых судов с довольно плохой маневренностью являются сияки. Лодки с ярко выраженными штевнями, препятствующими рысканью лодки при гребле и боковому сносу волной. Прямая противоположность сиякам лодки типа «Щука» и других подобных надувных конструкций, практически лишенные штевней, и имеющие малую длину и довольно широкое и плоское дно.

Одноместная Щука, почти вдвое шире и короче Вектора, и если первую умелый гребец может развернуть на 360 градусов с одного гребка и практически на месте, то на второй ему придется сделать значительно больше управляющих гребков, возможно помогая себе рулем.

А нужна ли каяку или байдарке хорошая маневренность? Все хорошо в меру, и в соответствии с текущими задачами! Так например меандрировать по узкой речке в верховьях, значительно приятнее на лодке с высокой маневренностью, а когда речка станет шире, а повороты реже и положе, вам может захотеться оказаться в менее маневренной лодке. Ну а пересекать большой водоем с волнением, на слишком маневренной лодке то еще занятие. Бывают случаи, когда поход начинается в одних условиях, а заканчивается в совсем других, и вам придется или искать байдарку с изменяемой «стреловидностью крыла», или на какой-то части маршрута мириться с тем, что лодка в данный момент не идеальна.

В качестве примера, можно привести сплав по весенней Клязьме до Менделеево. Где река в начале маршрута сильно петляет, а ее ширина местами меньше длины Тайменя, а уже к обеду вы доберетесь до довольно широкого и подпруженного русла.

Ходкость

Ходкость — это способность судна минимально сопротивляться движению вперед. Ходкость байдарок и каяков зависит от таких факторов как их соотношение длины к ширине, поперечного профиля в различных сечениях и материала днища. Ходкость, обратно пропорциональна силам трения о воду и волновому сопротивлению. И если первая часть имеет относительно линейные зависимости, то волновое сопротивление растет по кубическому закону. Т.е. чтобы увеличить скорость вдвое, вам нужно грести в восемь раз сильнее!

Какой из этого можно сделать вывод? Если вы собираетесь использовать лодку в одиночку, редко и на короткие расстояния, например для переправ в пешем походе, то вы вполне можете поступиться ходкостью в пользу минимизации веса и транспортного объема. В этом случае наиболее предпочтительной лодкой для вас может стать пакрафт.

Однако, если вы предполагаете сплавляться в группе и на значительные расстояния, то скорее всего вам захочется иметь лодку пошустрее. Т.к. мало кто любит сильно упираться и при этом отставать. Кроме того, накопившаяся за день или поход усталость, снижает общую безопасность похода и качество отдыха. Если конечно главная цель поездки не ломовой фитнес на пределе возможностей ;-))

Крейсерская скорость — это пожалуй главная характеристика ходкости байдарки, но к сожалению, практически ни в одном паспорте или описании вы не найдете этого значения. Что она характеризует? Крейсерская скорость — это скорость, которую может поддерживать экипаж на этой лодки в течение продолжительного времени. Например, в течение дня. Для каждой лодки это будет своя скорость. Как правило, у коротких и широких плоскодонок она ниже, а у длинных и узких килеватых лодок выше. При этом, если на первых вы с трудом будете разгоняться выше пяти километров в час, а на вторых без особого труда сможете поддерживать 7-10 км/ч.

Но! Собираясь на порожистую реку, где кроме ходкости на безопасность значительное влияние оказывает и маневренность, длинный и узки сияк будет не самым лучшим решением.

Всхожесть на волну

Если вы собираетесь проводить большую часть времени на малых и спокойных реках, то это качество лодки вас может не интересовать вовсе. Ведь если нет волн, то какая разница, насколько хорошо лодка на них взбирается. Но всё-таки если вы решили вдумчиво подойти к выбору лодки, то вам стоит оценить и этот параметр. Т.к. для обеспечения хорошей всхожести на волну, носовая часть лодки делается больше в размерах, а это лишние материалы, которые вы будете возить и хранить.

Где еще может пригодиться подобная форма? Широкими и объемными носами снабжаются крикинговые каяки. Такая форма позволяет не застревать носом в камнях, сплавляясь по крутопадающим, маловодным рекам.

Дека, или самоотлив?

Этим вопросом водники начали задаваться относительно недавно, с широким распространением надувных каяков и байдарок. И то и другое предохраняет объем кокпита от заполнения водой, но делает это по разному. Дека — препятствует ее попаданию, и зачастую требует использования юбок. А Самоотлив — способствует естественному удалению уже набранной воды.

Что лучше? И здесь опять решать вам. В лодках с декой и юбками теплее в холодное время года, но как вы уже догадались, материал на их изготовление вам придется носить с собой и хранить. Ну а самоотлив далеко не всегда быстро справляется со своей задачей, и некоторое время после того, как вы зачерпнете воды через борт, вы будете сидеть в луже. А это не только временами холодно и мокро, но и наносит существенный урон управляемости байдарки. Ведь управлять лодкой в пару десятков и пару сотен килограмм далеко не одно и тоже.

Ну а если вы не планируете выходит на воду в межсезонье и сплавляться по порожистым рекам, то возможно для вас будут лишними и дека, и самоотлив.

Загрузка лодки

Если вы собираетесь оттачивать технику водного туризма на слаломной трассе, кататься на лодке возле пляжа, или повышать свое умение в родео на бурной воде, то возможность грузить в лодку вещи будет для вас далеко не на первом месте. Значительно больше внимание вы захотите уделить ее маневренности и другим характеристикам. А вот в случае ПВД, или экспедиций, возможность погрузить нужное снаряжение и продукты становится более насущной задачей.

При загрузке вещей в байдарку или каяк немаловажную роль будут играть их конструкционные особенности. В каркасно-надувные байдарки вещи чаще загружаются в большом количестве мелких гермоупаковок, склеенных по формам и объемам внутренних пространств. В корпусных каяках основной объем груза приходится на кормовую герму, а в надувных судах с открытой палубой могут оказаться предпочтительнее драйбеги.

Данный параметр не является основным, но в зависимости от наличия герм и количества «любимого» снаряжения, вы можете склониться к выбору другого судна.

Удобство посадки и гребли

На этот параметр многие вообще не обращают внимания, до тех пор, пока затекшие ноги в новой лодке не начнут портить жизнь. Однако это банальный временный дискомфорт, и если своевременно выходить на берег и разминать ноги, организм довольно быстро привыкает, и к концу первого похода вы скорее всего не будете части и первыми проситься на берег.

Однако значительно важнее удобство посадки для гребли. Ведь если вы не сможете эффективно грести и рулить, то вы быстрее устанете, и меньше сможете. Кроме того, приобретете «дурные привычки» в виде неправильной гребли. Что этому способствует в первую очередь:

Конструкционные особенности байдарок и каяков

Ну, что, в первом приближении с основными характеристиками судов разобрались, а как они изменяются в зависимости от типа судна, да и вообще, на какие группы можно разделить туристские каяки и байдарки?

Корпусные суда

Байдарки и каяки с жестким корпусом. Как правило, неразборные, но есть отдельные модели, собирающиеся из отдельных секций или по принципу оригами. Но основная масса корпусных судов это полиэтиленовые и композитные неразборные суда.

Прародителем данного класса судов являются долбленки, клинкеры, … Но, прогресс не стоит на месте, и сейчас доступны суда из более современных и легких материалов.

Пластик имеет значительно меньшее трение о воду и меньший вес при схожей продольной жесткости, и из него делаются большинство современных спортивных судов. Как для гладкой гребли, так и для гребного слалома. Однако эти суда довольно дороги и относительно хрупкие. По этому в туризме больше прижились лодки с жестким корпусом из толстого полиэтилена.

Данные материалы позволяют добиться почти любой формы, и ходовые качества лодок из схожих материалов в основном отличаются проработкой формы для тех задач, которые преследовал производитель. При этом есть возможность сделать лодки максимально узкими и удобными для гребли и управления в рамках предполагаемых задач.

Существенным минусом данных судов в наших реалиях, является то, что эти лодки крайне неудобно перевозить общественным транспортом. Однако если вы автомобилист, и ваши интересы не отходят далеко от автомобильных дорог, подобный тип байдарок и каяков является оптимальным, как для решения конкретных задач похода, так и для совершенствования техники гребли и понимания/чтения воды.

Каркасные суда

Каркасные байдарки и каяки это родоначальники вида в нашей стране. Эскимосы и жители нашего крайнего севера, не имеющие дерева в изобилии, веками использовали конструкции из костей и шкур животных для создания лодок.

Так как по этой схеме можно сделать простую и бюджетную лодку, доступную массовому и не очень подготовленному туристу, к второй половине прошлого века в разных странах было налажено производство каркасных судов. Многие из них бороздили речные просторы нашей страны. Старшему поколению водников ласкают слух Нептун, Салют, Таймень, выпускавшиеся заводом Салют в промышенных масштабах, и широко доступные в профкомовских турклубах и спортивных магазинах СССР. Чуть реже попадались Колибри, RZ-ки и прочие представители забугорных производителей.

Как вы догадались, кроме каркаса, в конструкции данной байдарки присутствует и оболочка, в простонародье именуемая «шкурой». Лодки этого класса в свое время считались достаточно компактными и легкими для перевозки в общественном транспорте. Обладали сносными ходовыми качествами и были относительно легкодоступны.

К преимуществам данного класса судов можно отнести их высокую обитаемость, в них можно нагрузить довольно много барахла, при этом не обязательно рассовывать все по узким щелям. Внутренний объем позволяет грузить довольно большие мешки.

К отрицательным чертам класса каркасных байдарок и каяков можно отнести их не самую оптимальную для маневрирования форму поперечного сечения и высокую склонность к пробою оболочек в местах контакта с элементами продольного и поперечного набора. При наезде на камень, камень и элемент набора работают почти как ножницы, и с легкостью пробивают отверстие, даже в усиленной леерами шкуре.

Кроме того, у старых лодок была прорезиненная шкура на ХБ основе. Которая требовала тщательной просушки, иначе быстро сгнивала, и рвалась при незначительном приложении усилий. Современные ткани меньше подвержены этим проблемам, особенно если добротная ПВХ ткань проклеена хорошим леером, однако качество алюминия в современных байдарках становится все хуже и хуже. Он легче мнется и ломается, собирать такие байдарки долго, особенно если их предварительно немного помять и познакомить с песком.

Но! У лодок этого класса есть один неоспоримый плюс. Они способствуют осознанному и аккуратному сплаву почти как слаломные каяки. Ведь если вы плохо ими управляете, вы вынуждены часто их ремонтировать ;-))

Несколько особняком стояли каркасные байдарки Питерского кустарного производства, в которых между набором и внешней оболочкой вставлялась толстая и крепкая пена. По характеристикам это получалась переходная модель между каркасными и каркасно-надувными лодками. Живьем мне подобные экземпляры давно не попадались.

Каркасно-надувные байдарки и каяки

С появления у водников интереса к ТВТ (соревнований по технике водного туризма) и развитием материаловедения в туристской среде появился класс каркасно-надувных каяков и байдарок. Наиболее распространенными стали двух и четырех-баллонные схемы.

Дека на байдарке что это. Смотреть фото Дека на байдарке что это. Смотреть картинку Дека на байдарке что это. Картинка про Дека на байдарке что это. Фото Дека на байдарке что это Условный разрез четырехбаллоной байдарки или каяка слева, и двухбаллонная схема справа.
Из рисунка видно, что в случае двухбаллонной схемы в лодке может быть чуть больше полезного внутреннего объема, не занятого баллонами, а в случае четырехбаллоной конструкции минимизируется набор и достигается более удачная для маневрирования форма.

Что дают лодкам дополнительные надувные элементы?

В результате, обладатель каркасно-надувной лодки приобретал почти идеальную для туризма своего времени лодку, которая при этом была разборной, более ходкой и маневренной чем эталонные на тот момент Таймени.

Однако шли годы, и водный прогресс не стоял на месте. Появлялись новые материалы и технологии.

Надувные лодки

Примерно во второй трети прошлого века, кроме ЛАСов и ПСНов (Лодка авиационная спасательная и плот спасательный надувной) водникам стали доступны и надувные байдарки Ласточка. Они отличались от Тайменей легкостью, однако имели довольно небольшой полезный объем, который почти полностью занимал гребец.

Дека на байдарке что это. Смотреть фото Дека на байдарке что это. Смотреть картинку Дека на байдарке что это. Картинка про Дека на байдарке что это. Фото Дека на байдарке что это Надувная байдарка Ласточка

С началом перестройки, в стране появилось некоторое количество производителей туристического снаряжения следящих за спросом. Выпуск Тайменей хромал, а народ привык к лодкам, в которые можно погрузить много, в которых сложно перевернуться, кроме того, в надувных лодках набор отсутствовал как класс. А какое это удовольствие, собирать алюминиевые трубочки на морозе старое поколение водников еще помнит.

В прочем и в этом классе были исключения. Например Смена, была по внешним обводам даже лучше Тайменя, ее последователи, различные модификации Ё, были еще ближе к обводам слаломника, и доказали, что надувная байдарка вполне может быть спортивной. Но, т.к. по законам рынка предложение определяет спрос, наибольшее распространение среди надувных судов на наших реках получили широкие диваны с высокими подлокотниками.

Дека на байдарке что это. Смотреть фото Дека на байдарке что это. Смотреть картинку Дека на байдарке что это. Картинка про Дека на байдарке что это. Фото Дека на байдарке что этоНадувная байдарка Смена имеет боковые баллоны с перемычками, что делает ее одной из самых узких надувных байдарок Дека на байдарке что это. Смотреть фото Дека на байдарке что это. Смотреть картинку Дека на байдарке что это. Картинка про Дека на байдарке что это. Фото Дека на байдарке что этоНадувной каяк Ё. Эта надувная лодка максимально близка к обводам слаломника, и если вы хотите учиться, а возить с собой слаломник не представляется возможным, то эта лодка может стать удачным выбором Дека на байдарке что это. Смотреть фото Дека на байдарке что это. Смотреть картинку Дека на байдарке что это. Картинка про Дека на байдарке что это. Фото Дека на байдарке что этоТипичный представитель надувных диванов с самоотливом. Большая закаячка и как следствие плохая курсовая устойчивость. Хотите научиться грести прямо? Заведите себе такую лодку, и когда научитесь, любая другая покажется вам слишком неповоротливой ;-))

В общем случае, надувные каяки и байдарки легко собираются, их сложно пробить, но приобретая наиболее распространенную пузатую модель, вы откладываете свой рост в плане техники и тактики в долгий надувной ящик. К сожалению, мало кто из новичков об этом задумывается. А после того, как дорастет на такой лодке до четверки, пересаживаться на слаломный каяк способны немногие. Ведь на нем придется учиться ходить заново, с малых категорий. Вот и получается, что логичным решением для повышения категории становиться не повышение знаний и техники, а приобретение большого катамарана, позволяющего повышать категорию еще выше своих собственных возможностей.

Варианты компоновки надувных элементов судов различаются от конструкции к конструкции, но наиболее распространены следующие:

Дека на байдарке что это. Смотреть фото Дека на байдарке что это. Смотреть картинку Дека на байдарке что это. Картинка про Дека на байдарке что это. Фото Дека на байдарке что это Поперечный разрез надувной лодки с самоотливом. Ватерфляй, Каньон, Одиссей, … Дека на байдарке что это. Смотреть фото Дека на байдарке что это. Смотреть картинку Дека на байдарке что это. Картинка про Дека на байдарке что это. Фото Дека на байдарке что это Условный разрез надувной лодки без надувного дня. Например Щуки, Тайги, … или пакрафта

Несложно заметить, что при появлении у байдарки надувного дна у нее появляется некоторая килеватость, а центр тяжести приподнимается вверх, что отрицательно сказывается на остойчивости формы, но позволяет более комфортно сидеть в пустой лодке (если она не оборудована банкой). Кроме того, наличие надувного дна снижает вероятность повреждений, возникающих при контакте груза с подводными камнями.

Однако пытливый глаз может заметить, что если у лодки с самоотливом, гребцы и грузы находятся выше уровня воды на надувном дне, то стоит ли носить и возить с собой надувные борта? С одной стороны, большие надувные борта создают дополнительную остойчивость и добавляют уверенности, с другой, они добавляют парусности и сопротивления о воду, и несколько мешают правильно грести.

Несколько особняком в классе надувных лодок стоят пакрафты. Эти надувные мини диванчики делаются из наиболее тонких и легких материалов, ввиду чего чрезвычайно компакты и крайне полезны в пеше-водных походах, где они не успеют испортить вашу технику, но и с переноской проблем не составят.

Ну и относительно недавно появился новый класс надувных матрасиков без подлокотников. Пока он представлен на рынке только одной моделькой, под названием Лагуна, однако на ее прародителе, я научился держать баланс лучше, чем на слаломном каяке.

Дека на байдарке что это. Смотреть фото Дека на байдарке что это. Смотреть картинку Дека на байдарке что это. Картинка про Дека на байдарке что это. Фото Дека на байдарке что это

Хотите еще больше ускорить свое обучение в ПВД? Закажите себе нечто подобное

Удобства транспортировки и хранения

Здесь все просто. Чем компактнее и легче лодка, тем проще ее перемещать в пространстве. Но если ваша цель реки высших категорий, то вам вероятно придется поступиться этим параметром в пользу более подходящего для этих рек судна.

Надежность и ремонтопригодность

У современных байдарок и каяков с надежностью и ремонтопригодностью все относительно нормально. Если же вы решили приобрести судно с историей, то наличие резиновых внутренних баллонов и внешней шкуры из ПВХ, приведет к необходимости возить лишний тюбик клея, т.к. не все универсальные клеи хорошо держатся в походных условиях и на резине и и на ПВХ.

При наличии шкуры из хорошей лодочной газодержащей ткани и аналогичных заплаток, латать монобаллон не сложнее ремонта шкуры каркасной байдарки. А зачастую даже легче, т.к. ничего не нужно разбирать, и ни куда подлезать.

Полиэтиленовые суда наиболее устойчивы к пробоинам и потертостям, а надувнушки не сильно уступают им в этом.

А как же собственно выбирать?

Если вы дочитали до этого места, или перешли сразу к нему по ссылке, значит вы понимаете, что однозначно сказать, что вот эта лодка самая лучшая, невозможно. Для каждой комбинации участник-маршрут-погода-… будет своя оптимальная лодка, и вам придется решить, или вы выбираете одну лодку, которая наиболее подходит для тех условий, в которых вы оказываетесь чаще всего, а в остальных случаях вы будете мириться с ее недостатками Или вам нужно иметь целый парк лодок под разные задачи.

Карта решений по выбору каяка или байдарки

Все это удобно сделать в табличном виде, где с одной стороны расположить интересующие параметры, а с другой подходящие на первый взгляд модели.

На пересечениях желательно указывать значимость данного параметра для вас.

В итоге, по каждой модели из выбора у вас сформируется сумма, размеры которой будут характеризовать ее привлекательность для вашего выбора.

Для примера, в табличке выбора каяка для ПВД в межсезонье указаны не конкретные модели, а классы судов. Вы можете выбирать последовательно из классов, а затем уже по моделям, или сразу прикинуть из тех моделей, что понравились в сети или на воде.

ХарактеристикиКаяк надувнойКаяк слаломныйКаяк полиэтиленовыйКатамаран
Маневренность5544
Ходкость4443
Ширина прохода4552
Компактность5334
Скорость сборки4553
Итого:22222116

Пример выбора каяка для ПВД в межсезонье

Ну и не забудьте добавить в карту решений лодки на которых ходят в вашей группе. Ваша лодка не должна оказаться сильно хуже. Не по тому, что засмеют, а по тому, что вы будете слишком много уставать, и вам будет не до отдыха!

Универсальная байдарка

К сожалению, это почти миф. Вы можете найти байдарку, которая будет середнячком во многих условиях, но найти байдарку или каяка, которая будет лидировать по характеристикам в нескольких вариантах эксплуатации невозможно, т.к. ходкость и маневренность практически противоположные качества.

Дека на байдарке что это. Смотреть фото Дека на байдарке что это. Смотреть картинку Дека на байдарке что это. Картинка про Дека на байдарке что это. Фото Дека на байдарке что это Надувная байдарка Лагуна Дека на байдарке что это. Смотреть фото Дека на байдарке что это. Смотреть картинку Дека на байдарке что это. Картинка про Дека на байдарке что это. Фото Дека на байдарке что это Парусный катамаран из двух прототипов Лагун

По моему мнению, наиболее универсальная на текущий момент модель, это Лагуна, от Вольного ветра. Она достаточно ходкая и управляемая, а в случае повышения категории или желания прогуляться под парусами, из пары Лагун можно сделать кат. Однако для вас оптимальной лодкой может оказаться слаломник или сплавной полиэтилен, а возможно даже надувной диванчик с подлокотниками.

В настоящее время, ТаймТриал разрабатывает по нашему заказу следующую версию подобных лодок, и у вас есть возможность присоединиться к заказу.

А когда универсальность не нужна, то лучше выбирать уже внутри классов.

Пакрафт — Средство для переправ и выброски в пеших или пеше-водных походах

Исходя из материалов и концепции, традиционные пакрафты имеют наименее приспособленную форму для оптимизации ходовых качеств, зато они самый легкие и компактные среди туристских средств сплава. Ну а если производители начнут делать их в более традиционных обводах, позволяющих перемещаться по воде быстрее, желающих их приобрести будет значительно больше. Ждем появления подобных решений!

Каяк или байдарка для походов выходного дня (ПВД)

Здесь многое будет зависеть от наличия у вас автомобиля и возможности доехать на нем до нужных вам водоемов. Вам могут подойти и слаломный или сплавной каяк, надувная или каркасно-надувная байдарка, и даже катамаран.

Кроме упомянутой выше Лагуны, разумным выбором для ПВД мне кажутся лодки типа Илексы, хотя на вкус и цвет, …

Байдарка или каяк для походов 2-3 категории сложности

Выбирая байдарку для походов второй-третьей категории сложности, я бы не рекомендовал выбирать слишком пузатую лодку. На шестерку вы на ней все равно не пойдете. В этом случае, вы не только будете носить лишнее, но и будете медленнее учиться. Хотя, распределяя в предложенной выше табличке важность обучения как мало необходимую, можно получить совсем другой вывод ;-))

Лодки для озер и морей (Сияки)

Здесь больше всего на выбор будут влиять ваши логистические возможности и возможности хранения. На воде предпочтительнее будет пластики или полиэтилен, а в перевозке общественным транспортом и хранении каркасные одноклассники.

Каяки и байдарки для походов 4-6 к.с.

Да, каякам и байдаркам доступны и реки высших категорий сложности. Главное чтобы технический и физический уровень туриста соответствовал реке и лодке. Чаще всего на этих категориях встречаются полиэтиленовые сплавные лодки, но при наличии большого опыта и недостатке средств есть удачные случаи прохождения рек высших категорий сложности и на КНБшках. Правда в составе лучших групп страны.

Дека на байдарке что это. Смотреть фото Дека на байдарке что это. Смотреть картинку Дека на байдарке что это. Картинка про Дека на байдарке что это. Фото Дека на байдарке что этоКаркасно-надувная байдарка

Учимся управлять каяком и байдаркой

Ну, что, лодку выбрали? Хотите научиться ей управлять? Записывайтесь в наши туршколы, на лекции и мастерклассы, присоединяйтесь к нашим походам. Если не нашли списка наших ближайших мероприятий, но готовы принять в них участие, постучитесь в форму обратной связи ;-))

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *