Дека пианино что это

Дека пианино что это. Смотреть фото Дека пианино что это. Смотреть картинку Дека пианино что это. Картинка про Дека пианино что это. Фото Дека пианино что это

Дека пианино что это. Смотреть фото Дека пианино что это. Смотреть картинку Дека пианино что это. Картинка про Дека пианино что это. Фото Дека пианино что это Дека пианино что это. Смотреть фото Дека пианино что это. Смотреть картинку Дека пианино что это. Картинка про Дека пианино что это. Фото Дека пианино что это Дека пианино что это. Смотреть фото Дека пианино что это. Смотреть картинку Дека пианино что это. Картинка про Дека пианино что это. Фото Дека пианино что это Дека пианино что это. Смотреть фото Дека пианино что это. Смотреть картинку Дека пианино что это. Картинка про Дека пианино что это. Фото Дека пианино что это

Дека пианино что это. Смотреть фото Дека пианино что это. Смотреть картинку Дека пианино что это. Картинка про Дека пианино что это. Фото Дека пианино что это Дека пианино что это. Смотреть фото Дека пианино что это. Смотреть картинку Дека пианино что это. Картинка про Дека пианино что это. Фото Дека пианино что это Дека пианино что это. Смотреть фото Дека пианино что это. Смотреть картинку Дека пианино что это. Картинка про Дека пианино что это. Фото Дека пианино что это Дека пианино что это. Смотреть фото Дека пианино что это. Смотреть картинку Дека пианино что это. Картинка про Дека пианино что это. Фото Дека пианино что это

Пианино и рояли для Вас

дорогие и дешевые
роскошные и строгие
старинные и современные

Поиск

Модернизированное пианино «Sonette»

Дека пианино что это. Смотреть фото Дека пианино что это. Смотреть картинку Дека пианино что это. Картинка про Дека пианино что это. Фото Дека пианино что это

Рубрики

Устройство пианино.

Устройство пианино — из чего оно состоит

Дека пианино что это. Смотреть фото Дека пианино что это. Смотреть картинку Дека пианино что это. Картинка про Дека пианино что это. Фото Дека пианино что это

Особенности устройства пианино

Пианино – это струнно клавишно-молоточковый музыкальный инструмент со звуковым диапазоном до 88 тонов, или 7/2 октав. Струны пианино расположены вертикально, и молоточки ударяют по ним спереди.

Футор пианино

Задняя часть корпуса пианино состоит из прочной деревянной рамы, или футора с распорками (шпрейцами). Футор придает пианино прочность.
К верхней, более широкой поперечной раме футора, спереди, приклеивают вирбельбанк (колковая доска). Вирбельбанк – это толстая многослойная доска из прочного, вязкого дерева (бука или клена), в которую вбиты стальные колки, натягивающие струны.
Две боковые и две передние стенки корпуса пианино изготавливаются из тонких досок, облицованных шпоном.

Дека пианино

Спереди на футор наклеена краями резонансная дека – это щит толщиной около 1 см, склеенный из нескольких досок отборного прямослойного елового дерева. На обратной стороне деки, перпендикулярно к волокнам дерева, наклеены бруски из высококачественной ели, называемые – рипками. Дека и рипки усиливают звук пианино.

Дека пианино что это. Смотреть фото Дека пианино что это. Смотреть картинку Дека пианино что это. Картинка про Дека пианино что это. Фото Дека пианино что это

Чугунная рама

Поверх резонансной деки по ее краям, к футору прочно привинчена большими шурупами литая чугунная рама, на которую натянуты струны.
В пианино применяется перекрестно – струнная система, в которой басовые струны, идут почти по диагонали из верхнего левого угла корпуса в его правый нижний угол, а струны среднего регистра, лежащие ниже басовых, идут под ними по направлению к нижнему левому углу корпуса.

Штеги пианино

В нижней части пианино струны проходят с двукратным изгибом около вбитых в штеги штифтов их устройство заставляет прижиматься струну к штегутем крепче, чем сильнее она натянута. Оканчиваются струны петлями или ушками на задних штифтах, вбитых в нижнюю пластину чугунной рамы.

Клавиатура

Клавиатура выдвинута впереди корпуса на особой доске (штульраме), поддерживаемой боковыми наружными консолями.

Демпферная система

Устройство демпферной системы и связано с молоточковым механизмом и укреплено на одной станине.

Педальный механизм

Устройство педального механизма состоит из самих педалей, педальных цуг, штоков и регулировочных болтов. Встречаются пианино с двумя или тремя педалями.

Правая педаль

При нажатии правой педали все демпфера поднимаются, все струны освобождены для одновременного звучания.

Левая педаль
Средняя педаль

Третья педаль располагается по середине и включает модератор пианино. Во время нажатия этой педали посредством рычагов между молоточками и струнами опускается планка с полоской тонкого мягкого войлока. Молотки ударяют по струнам через тонкую полоску, и сила звука уменьшается во много раз.

Детали корпуса

Спереди корпус пианино закрыт двумя филенками над и под клавиатурой. Клавиатура прикрывается вставленным в пазы боковых стенок бруском фигурного профиля (карнизом) с прикрученными к нему на петлях откидным клавиатурнымклапом. На внутренней стороне клапа прикреплен – пюпитр для нот. Верхняя крышка корпуса прикреплена на откидных петлях. При игре эту крышку можно открывать для небольшого усиления звука. Снизу корпуса прикреплены ролики (4 шт.) для более удобного передвижения пианино внутри помещения.

Источник

Трещина в деке пианино или рояля – это страшно?

Дека пианино что это. Смотреть фото Дека пианино что это. Смотреть картинку Дека пианино что это. Картинка про Дека пианино что это. Фото Дека пианино что это

Нет, трещина в деке пианино или рояля – это не страшно!

И отправьте куда-нибудь подальше тех настройщиков и консультантов, которые пугают вас этими трещинами! Поверьте, сэкономите массу времени, нервов и средств.

Дека пианино что это. Смотреть фото Дека пианино что это. Смотреть картинку Дека пианино что это. Картинка про Дека пианино что это. Фото Дека пианино что это

Во-первых, мы не имеем в виду критическое состояние инструмента, когда множество трещин в деке – всего лишь часть всех случившихся с ним бед. Мы рассматриваем обычную, предельно распространенную ситуацию, когда в деке появилась парочка-тройка трещин, или уж тем более одна.

А во-вторых, самое интересное в том, что если отказаться от фортепиано с трещинами в деке, то играть попросту станет не на чем.

Откроем «страшную» тайну – целых дек практически не существует, разве что у отечественных инструментов и у потоковых китай-заменителей, там дека сделана либо «топором», либо из фанеры, она по определению не дает ни трещин, ни звука.

Резонансную деку нужно восстанавливать, когда делается полная капитальная реставрация фортепиано, но тогда дека является малой частью всего комплекса работ, и уж точно не она причина реставрации. Но целесообразно подобную реставрацию выполнять на фортепиано стоимостью хотя бы четыреста-пятьсот тысяч рублей за не новый инструмент.

Обратите внимание, в таких городах, как Санкт-Петербург, к примеру, климатические перепады велики настолько в течение года, в квартирах паркет разъезжается так, что невозможно не заметить. Что же тогда говорить о резонирующей клееной деке пианино или рояля, сделанной из ели? Она толщиной-то всего несколько миллиметров, да еще и натянута куполом. Чуть позже объясним, что это такое. Тем не менее, в Питере одна из сильнейших мировых фортепианных школ, и инструменты там достаточно хорошо работают.

Поэтому появление трещин в деке более чем обычный и вполне закономерный процесс. И современный производитель доступ к деке пианино делает открытым, чтобы адекватный мастер всегда мог устранить призвук, если таковой вдруг появляется. Очень простая операция. Но, как правило, трещина в деке ни на что не влияет, потому как тот же самый производитель по периметру плоскости деки устанавливает достаточно большое количество так называемых ребер жесткости (рипки).

Дека пианино что это. Смотреть фото Дека пианино что это. Смотреть картинку Дека пианино что это. Картинка про Дека пианино что это. Фото Дека пианино что это

Нас не интересуют ни дискуссии на этот счет, ни мнения не согласных с нами настройщиков. Здесь мы излагаем сугубо личное мнение и опыт. Наша цель – инструменты, продаваемые нами, должны надежно работать. Цель достигнута, а дискуссионные площадки оставим для тех счастливцев, кто располагает временем для бесконечного дискутирования.

Теперь, кому интересно, небольшое лирическое отступление на ту же тему.

Двадцать лет назад мне, А. Ю. Павлову, чуть ли не каждый настройщик важно заявлял, что если обнаруживается трещина в деке, то это полный караул, и единственный вариант решения проблемы – капитальный ремонт инструмента. Сам при этом с довольной физиономией потирал руки, ведь такое решение сулит приличный доход, только толку заказчику, потратившему деньги, будет немного или не будет совсем.

Почему? Очень просто. Если самой деке нужна трещина, значит ей там быть. Вы заплатите примерно полторы тысячи долларов за полный капитальный ремонт фортепиано, а вскоре она, трещина в деке, вам улыбнется вновь. И это будет абсолютно нормальный процесс, а не караул с фальшивых уст настройщика.

Поначалу подобное положение вещей я, разумеется, принимал за истину. Еще бы, сами настройщики так заявляют! Тоже мне, пророки. Но благо недолго я им верил, чего и всем желаю.

Шло время, через мою фирму проходили нескончаемым потоком инструменты – целых дек все меньше и меньше или нет вообще. И вскоре вопрос встал, что называется, ребром – а в чем, собственно, проблема, если в деке появилась трещина? На звуке не сказывается, на износостойкости фортепиано тоже. И вот на данный вопрос мне никто вразумительного ответа дать не может по сей день, кроме извечных: «Да что вы говорите такое?! Здесь же трещина в деке! Как вы не понимаете. » И тому подобные эмоциональные выпады все тех же настройщиков, навечно застрявших где-то там, в начале профпути, но мнящих из себя великих мастеров.

В своем маленьком центре реставрации мы не раз подолгу обдумывали, что делать с декой бюджетного фортепиано? Капремонт – неоправданно дорого, долго, да и какой смысл, если эта трещина с высокой вероятностью появится вновь. Отказаться от инструментов с трещинами в деке – а где брать без трещин? И не только нам, но и всем остальным желающим приобрести пианино или рояль. Для них остается только новый. К тому же, пианино с целой декой не факт, что хорошо звучит. Да-да, как ни странно, но это правда. Более того, бывают случаи, когда дека, выражаясь специальными терминами, просела, то есть пропал так называемый купол, но дека при этом осталась целой. Настройщик посмотрел профессорским оком, остался доволен, но только он. Звука-то нет, инструмент не поет, плоская дека звучать не будет. Зато целая! В этом случае уже однозначно нужен капремонт.

Мы подошли к вопросу с другой стороны. Фортепиано должно хорошо звучать, клавиатура отвечать всем техническим требованиям и параметрам профессионального пианиста, инструмент обязан остаться надежным, если речь идет о хорошем фортепиано. И при чем здесь тогда эти несчастные трещинки в деке, если все вышеперечисленные требования выполняются?

И вышло, что проблем у наших заказчиков нет, равно как почти нет и целых дек, люди играют, многие занимаются в серьезных музыкальных вузах, и ничего, все довольны.

Проблема оказалась не в деке, а в «мастерах»-настройщиках, извечно пугающих владельцев фортепиано и склоняющих их к дорогостоящему ремонту, который и сами-то сделать на должном уровне зачастую не могут.

Когда-то показательным выдался случай: к нам пришел один прекрасный молодой пианист, только что поступивший в консерваторию в класс достаточно известного профессора, и поинтересовался, не можем ли мы сделать капитальный ремонт его инструмента в рассрочку. Мы спросили, в чем проблема. Пианист ответил, что в его стареньком Petrof настройщик обнаружил две трещины в деке, сказал, что… понятно, что мог сказать настройщик, помимо неадекватной цены за ремонт.

Мы осмотрели это фортепиано: строй держит прилично, механика не изношена. Да, в деке есть не две, а четыре трещины, имеется небольшой зазор между декой и одним ребром жесткости – как результат, слабый призвук на паре нот. Зазор был устранен на месте, повторимся, это очень простая процедура, если кому нужно, обращайтесь, покажем.

Пианист настороженно спросил, сколько же у нас будет стоить ремонт? Мы ответили, что не нужен никакой ремонт. Играйте, и давайте вместе ждать тех бед, которых вам наобещали. Если уж и делать полную реставрацию, так пусть уж сначала фортепиано дойдет до кондиции полной невменяемости. Разумно ведь.

Наш знакомый давно закончил консерваторию, бед никаких так и не случилось, проблемы были не с декой, а только с механикой, и те вполне логичные и решаемые. Уж слишком они стараются, эти консерваторские пианисты, выдавая на инструмент запредельные нагрузки. Теперь музыкант с улыбкой вспоминает те времена, когда настройщик продолжал его пугать, говорил, как он не понимает, лучше раз потратиться, зато потом. Зачем слушает всяких там непонятных молодых и дерзких перекупщиков (в наш адрес, разумеется), когда вот он говорит истину, сам мастер (!) с тридцатилетним опытом водить людей вокруг пальца. Его надо слушать!

Тот случай стал последней каплей в чаше нашего терпения, после чего мы подобных мастеров послали на все четыре стороны и обязательно в обратном от наших дверей направлении. А относительно дек успокоились.
Повторимся, мы не говорим о тех криминальных случаях, когда не только дека, а весь инструмент рассохся, имеет массу прочих проблем, в том числе и с резонансной системой.

А когда в вашем пианино или рояле появилась парочка обычных трещин, но само фортепиано продолжает отлично работать, то не стоит этого пугаться, нет в этом ничего страшного. Было бы, мы бы уже вряд ли спокойно и уверенно работали, ведь счет проданных нами фортепиано давно идет на тысячи.

И совсем занятная ситуация, когда вы купили новое очень дорогое фортепиано. Вы даже не задумываетесь о том, что уже в ближайшем времени в деке появится трещина. Фортепиано новое, какие трещины? Загляните, они там, скорее всего, есть. Нет? Не волнуйтесь, скоро появятся. Только не пугайтесь и не зовите настройщика, потому как это обычный закономерный процесс, и только.

Можно сразу же заказать дорогостоящий капитальный ремонт – заметим, что по гарантии производитель ничего делать не станет, – отвезти инструмент в стационарную мастерскую, заплатить приличную сумму и какое-то время еще радоваться, что теперь дека целая. Правда, не слишком греет душу, что для этого на новом фортепиано уже извлекались все колки (вирбели), струны, снималась чугунная рама, дабы добраться до деки, а затем все эти манипуляции производились в обратном порядке с громким заколачиванием колков нового размера. Серьезная экзекуция и далеко не на один день, в которой обычно нуждаются инструменты вековой давности.

Некоторые мастера делают такой ремонт на дому. Не будем утверждать, что это невозможно, но далеко не лучший вариант. Если данный ремонт будет выполняться у вас дома, комната на некоторое время превратится в полномасштабный реставрационный цех, где все равно нет всего самого необходимого оборудования.

Но самое «приятное» впереди. Никто, ни один мастер в мире не сможет утверждать, что после всех работ трещина в деке не появится вновь. Если будет утверждать, значит, либо это дилетант, либо очередной настройщик-лжец. Так желает фортепиано, оно тоже с характером, и его не интересует, что по этому поводу думают настройщики, вечно шумящие: «Ужас! Трещина в деке! Караул-беда-потоп!»

Многие серьезные мастера сталкивались и с другим уникальным случаем, когда до реставрации деки пианино или рояль прекрасно звучали, трещина прошла так, чтобы дека заработала в полном объеме. Сделали капремонт, дека в идеале, простите за жаргон, а инструмент неожиданно потерял красоту или объем звука. Зато дека теперь цела! Постояло фортепиано какое-то время без «голоса», не пожелало мириться с таким кощунством и дало еще одну трещину, прямо на радость настройщику. А инструмент после этого снова запел во всей красе, заработала дека, в глубине души надеясь, что к ней больше не подпустят очередных «хирургов». (Мы не о политике).

Серьезные мастера сами часто заявляют: «Что? Трещина в деке? Призвуки есть? Штеги целые? Строй держит? Механика в порядке? Ну и играйте спокойно дальше!» Но это только очень серьезные фортепианные мастера так могут сказать, стезю настройщиков-консультантов они обошли стороной еще в детстве.

Вот целая дека инструмента, которую каждый может увидеть, если отодвинет пианино от стены либо приподнимет верхнюю крышку у рояля:

Дека пианино что это. Смотреть фото Дека пианино что это. Смотреть картинку Дека пианино что это. Картинка про Дека пианино что это. Фото Дека пианино что это
А вот дека с трещиной:
Дека пианино что это. Смотреть фото Дека пианино что это. Смотреть картинку Дека пианино что это. Картинка про Дека пианино что это. Фото Дека пианино что это Дека пианино что это. Смотреть фото Дека пианино что это. Смотреть картинку Дека пианино что это. Картинка про Дека пианино что это. Фото Дека пианино что это

Но самое интересное, что ни один пианист или настройщик никогда на слух не определит, что дека не целая. Никогда! И по ощущениям клавиатуры тоже. (Легкий призвук же может появиться и при целой деке, когда отошло ребро жесткости, повторимся, устранить совершенно не сложно).

Нет этой проблемы. Не существует. Посмотрите еще раз на фотографию деки. Она сделана из ели, клеёная, составная из нескольких частей. К тому же очень тонкая. По периметру приклеена к футору инструмента. По ее поверхности закреплены специальные ребра жесткости (рипки). Изнутри через специальные мосты (штеги) к деке под давлением прижаты струны.

Вот и получается, что это и есть самый важный момент в процессе рождения звука, которого, кстати, нет ни на одном электропианино или синтезаторе даже с молоточковыми или какими-то там еще механиками. Трещина же может дать посторонний призвук, и то очень редко. Там, где этот призвук возникает, как правило, это в месте самой трещины, можно заметить зазор между ребром жесткости и поверхностью деки. Несложно туда запустить клей и при необходимости установить дополнительный шуруп. Тут есть свои нюансы, но они достаточно просты.

Еще призвук может возникнуть в месте отклеивания края деки от футора, то есть по периметру. Здесь немного сложнее, но тоже не великая проблема, и конечно, без капитальных ремонтов.

Встречается даже ситуация, когда струнами дека выдавлена в противоположную сторону, мастера называют это обратным переломом. В этом случае красота звука может пропасть, а может и нет. Это уже серьезная проблема, хотя в самой деке может и не оказаться трещин. Но даже при этом фортепиано способно продолжать отлично звучать, на добрые десятилетия оттягивая капитальный ремонт, который в этот век, возможно, и не понадобится. Вообще, стоит заметить, что пианино или рояль, если речь идет о качественно изготовленном инструменте, вещь крайне надежная, имея массу внутренних осложнений, может легко продолжать жить и работать.

Трещины в деке могут появляться вне зависимости, эксплуатируется фортепиано или стоит без дела. Дерево чутко реагирует на перепады влажности и прочие климатические изменения. Но чтобы максимально избежать различных проблем, и разработана конструкция так, чтобы на звук и функциональность трещины не оказывали влияния.

Конечно, если дека все-таки целая, то это приятно, но совершенно не гарантирует качества звука либо отсутствие каких-либо прочих проблем с инструментом. Полностью восстанавливая инструменты высокого уровня, ее всегда реставрируют путем зареивания, но там же изначально речь идет о капитальном ремонте. А если ваш ребенок играет на недорогом пианино, и вдруг оказалось, что в деке присутствует трещина?

Вывод

Так что же делать, если к вам пришел настройщик, увидел трещину в деке и сказал, что это караул и беды наступили страшные?

А ничего. Выгнать его к черту и вызвать другого, предварительно оповестив об участи первого. Поверьте, реакция на многострадальную деку сильно изменится в лучшую сторону. А вы спокойно продолжайте заниматься в свое удовольствие, ведь фортепианная музыка не может не подарить его в огромном количестве!

Источник

Вся правда о трещинах в деке

Многие думают, что если есть трещина в деке то пианино покупать не стоит. На самом деле это очень ошибочное мнение, которое мешает многим приобрести понравившийся им инструмент. Так что же покупать, а что нет?

Люди путают деку с рамой

Дека пианино что это. Смотреть фото Дека пианино что это. Смотреть картинку Дека пианино что это. Картинка про Дека пианино что это. Фото Дека пианино что это

Дека пианино что это. Смотреть фото Дека пианино что это. Смотреть картинку Дека пианино что это. Картинка про Дека пианино что это. Фото Дека пианино что это

Не стоит пугаться трещины в деке

Конечно, когда вы покупаете инструмент, вам хочется приобрести его с минимальным количеством изъянов, это касается и деки. В идеале, конечно, желательно приобретать инструмент без трещин в деке, так и звуку будет спокойней, и вам. Но, что же делать если в деке обнаружилась трещина?

Если трещина одна, или, даже несколько и они идут по направлению волокон древесины деки, то такой инструмент тоже можно покупать. Как правило, трещина в деке влияет на звук не столь существенно или вообще даже не влияет, но это надо слушать конкретный инструмент. Более того, рано или поздно дека у пианино все равно треснет ввиду разных обстоятельств: старость, перепады температуры, напряжение от струн.

Как обнаружить трещину в деке?

Прежде всего, нужно отодвинуть пианино и осмотреть его заднюю часть. Есть два простых правила для обнаружения трещин:

Каких трещин стоит избегать?

Дека пианино что это. Смотреть фото Дека пианино что это. Смотреть картинку Дека пианино что это. Картинка про Дека пианино что это. Фото Дека пианино что это

Избегайте инструментов с большим количеством трещин в деке, с большими зазорами трещин. Категорически избегайте инструментов, у которых рипки отклеелись от деки. У таких инструментов будет глухой, невыразительный, а самое главное раздражающе дребезжащий звук. О покупке такого инструмента стоит задуматься, ведь его ремонт может оказаться дороже ваших ожиданий.

Подведем итоги:

Эксперимент

Мы частенько проводим занимательный эксперимент над покупателями, которые остерегаются трещин в деке. Эксперимент состоит в следующем: так как у нас в продаже имеются различные инструменты, в том числе с трещинами деки и без них, мы просим определить, в каком из пианино треснута дека. Практически никто (99%), не угадывал, в каком именно пианино дека с трещиной, лишь за редким исключением, и то, возможно, это чистая случайность.

Источник

МАТЕРИАЛЫ

Дека пианино что это. Смотреть фото Дека пианино что это. Смотреть картинку Дека пианино что это. Картинка про Дека пианино что это. Фото Дека пианино что это

Из многочисленных разновидностей фортепиано, существовавших с момента возникновения этого вида струнного клавишного ударного инструмента (начало XVIII века), до наших дней дошло только две: рояль и пианино. Об устройстве рояля мы говорили в предыдущей заметке, настало время понять устройство пианино.

Рояль и пианино

Рояль можно считать прямым продолжением развития молоточкового фортепиано. В нем сохранились многие отличительные признаки характерные его предшественникам: крыловидный корпус и горизонтальное расположение струн, конструктивные особенности механики и др.

Пианино же было почти изобретено заново – на рубеже XVIII-XIX веков филадельфийским мастером Джоном Айзеком Хокинсом (Hawkins). Правда, пианино имело богатую предысторию в виде различных форм вертикальных клавиров, начиная от так называемого клавицитериума (клавесин с вертикально расположенными струнами и корпусом, XVI в.) и заканчивая разнообразными формами фортепиано конца XVIII века (т.н. «пирамидальные», «жирафовые» фортепиано и т. п.)

Главное конструктивное отличие пианино заключается в вертикальном расположении струн, деки и механики. И, как следствие, – малые габариты и компактность, удобство вписать инструмент в интерьер, относительно дешевое производство и, соответственно, умеренная стоимость. Одним словом, само название инструмента говорит за себя: «пианино» с итальянского pianino – как уменьшительная форма от piano[forte]. Лайт версия фортепиано.

Устройство пианино будем рассматривать по шести главным составляющим: Клавишный механизм, Резонансная дека, Стальные струны, Чугунная рама, Деревянный корпус и Педали.

Клавишный механизм

Клавишный механизм пианино состоит из собственно клавиш (как правило, их 88, хотя может быть и 85), молоточков, демпферов и системы передаточных рычагов – так называемой фортепианной механики. Как и в рояле механика пианино занимает ключевое значение в устройстве инструмента, делая из него форте-пиано, т.е. инструмент способный передавать различные динамические оттенки, плавно переходить от forte к piano и обратно.

При этом конструкция механики по своей сложности (обилию деталей, частей и различных используемых материалов) может лишь немногим уступать рояльной. Так, к примеру, в нажатии клавиши пианино принимает участие коло 70 деталей, при этом в общей сложности в механике пианино можно насчитать до 6000 частей.

Современная механика пианино была разработана лондонским мастером Робертом Уорнумом (Wornum), получившим патент в 1842 году, этот год можно считать моментом рождения современного пианино.

Все особенности механики пианино, как и следовало того ожидать, связаны с вертикальным ее расположением. При этом, так же как и в рояле, в ней присутствуют все основные элементы первого молоточкового фортепиано работы легендарного итальянского мастера Бартоломео Кристофори, создателя знаменитого Gravecembalo col piano e forte.

Особенностью механики пианино помимо всего прочего стало использование специальных оттягивающих ленточек (бентиков), обеспечивающих с одной стороны связь фигуры и шпиллера, с другой – правильную репетицию молотка; а также устройство системы демпферов.

Ниже приводится подробное описание работы механики пианино.

Дека пианино что это. Смотреть фото Дека пианино что это. Смотреть картинку Дека пианино что это. Картинка про Дека пианино что это. Фото Дека пианино что это

При нажатии на клавишу ее задняя часть поднимает фигуру молоточкового механизма (1) вверх вместе с подвижно закрепленным на ней шпиллером (2). Шпиллер передает движение еще выше – на шультер (3), в результате чего молоточек (4) начинает движение в сторону струн.

Непосредственно перед самым моментом удара молоточка по струнам передача силы удара с клавиши через фигуру и шпиллер на шультер прерывается. Это происходит благодаря короткому плечу шпиллера (5), заставляющему шпиллер (2) отклониться и выйти из-под шультера (3), в то время как клавиша, на которую мы нажали, продолжает движение вниз.

Ударив по струнам, молоточек отскакивает назад и где-то после трети обратного пути он подхватывается фенгером (7) за контрфенгер (6) расположенный на шультере. Этому движению назад способствует предварительно натянутая пружина шультера (8). Бентик (9) соединяет шлейф бентика (10) с контрфенгером (6).

Демпфирующий механизм располагается под молоточками перед струнами. Пружина демпфергальтера (11) обеспечивает достаточное давление прижима, чтобы заглушить звучание струн. На верхнем конце демпфергальтера располагается демпферная колодочка (12). Сила удара по клавише передается через фигуру (1) и демпферную ложку (13) на нижний конец демпфергальтера, в результате чего демпферная колодочка отходит назад, позволяя струнам резонировать.

Описанная система демпферов, так называемая нижнедемпферная, была изобретена уже в первой половине XIX века. Сегодня она используется во всех механиках пианино. Ранняя форма системы демпферов, которая правда применялась вплоть до 20-х годов XX века, имела название верхнедемпферная. В этой системе демпферная колодочка располагалась над молоточком в верхней точке струнного хора, и как следствие система отличалась весьма посредственным глушением, что особенно заметно при игре стаккато.

Вот видео, на котором наглядно показано, как работает механика пианино:

Резонансная дека

Резонансная дека обеспечивает силу и богатство звучания пианино. Представляет она собой деревянный щит, который располагается под струнами инструмента, внутри его корпуса, приклеенный к футору. Дека пианино изготавливается из ели (бывают, правда, исключения). Необходимый размер деки получается за счет склеивания дощечек ели в прямоугольный щит, толщина которого около 1 см.

Для того, чтобы обеспечить сопротивляемость натяжению струн (в пианино оно достигает 16 тонн), а также для распределения энергии колебаний по всей площади резонансной деки, последней придают куполообразность с обращением в сторону струн, за счет приклеивания специальных ребер жесткости «рипок», которые застругиваются по приклеиваемым поверхностям дугообразно, чтобы придать деке необходимую форму, и сужаются к концам, чтобы придать ей эластичность.

Еще к деке приклеивается «штег» – подставка для струн, посредством которой колебание от последних передается уже самой деке. Особенность басового штега пианино, как и малых роялей, заключается в наличии так называемого мостика штега, за счет которого удается значительно выше перенести точку соприкосновения штега с декой от края последней (невыгодного в плане резонанса места). Сам штег может быть изготовлен как из массивной древесины, так и из многослойной.

Стальные струны

Источником звука в пианино являются стальные струны. Совокупность струн каждого отдельного тона принято называть «струнным хором», при этом в пианино вверх по диапазону, как правило от нот e-es (в малогабаритных может быть от gis) хор состоит из трех струн, в нижнем регистре – по две, а самые низкие ноты имеют в хоре всего лишь по одной струне. Современная стальная проволока обладает очень высоким качеством по всем параметрам: прочность, чистота поверхности, упругость и однородность.

Чтобы не делать струны для низких звуков чрезмерно длинными, используют так называемые витые струны – на тонкую основную струну (керн) навивают мягкую медную проволоку. В результате чего достигается толщина необходимая для получения низких звуков, при этом сохраняется необходимая эластичность струн.

В общей сложности струнная одежда пианино будет насчитывать около 2.5 кг стальной и 3 кг медной проволоки.

Струны, проходя через штег, одним концом закрепляются на настроечном колке (вирбеле), другим – на рамном штифте. Рабочий участок струны ограничиваются с одной стороны струнным порожком (клангштабиком) с прижимным каподастром или аграфом, с другой – штегом.

С середины XIX века, для более рационального использования пространства внутри инструмента, а также для равномерного распределения натяжения по поверхности рамы, струны стали протягивать крест-накрест друг над другом. В рояле это нововведение стало применяться с середины XIX века, в пианино же перекрестная система стала использоваться только спустя многие десятилетия позже, поскольку ее применение на первых порах серьезно ухудшало акустические свойства инструмента.

Чугунная рама

Чугунная рама – одна из важных составных частей пианино. Ее основная функция заключается в том, чтобы принимать на себя суммарное натяжения струн инструмента, которое в пианино может превышать 16 тонн.

Первоначально эту роль своеобразного остова инструмента выполнял футор, но постепенно рама все больше и больше стала принимать на себя силу натяжения струн. Первое время чугунная рама была упорной, без верхней обвязки, доходила только до вирбельбанка. С 1930 года появились конструкции так называемых «панцирных» рам для пианино, позволяющих вовсе отказаться от футора, за счет чего удалось существенно уменьшить глубину инструмента.

Вес чугунной рамы пианино может достигать 80 кг.

Дека пианино что это. Смотреть фото Дека пианино что это. Смотреть картинку Дека пианино что это. Картинка про Дека пианино что это. Фото Дека пианино что это

Деревянный корпус

Деревянный корпус пианино вмещает в себя все перечисленные до этого компоненты. Состоит он из футора с приклеенными к нему сторонками и цокольным полом, и всех съемных деталей.

Футор представляет собой стабильную деревянную основу инструмента, включает в себя балки и шпрейцы футора (массивные распорки), постель деки (кромка футора для приклеивания деки). Служит местом крепления деки и чугунной рамы. Как правило, футор пианино изготавливается из сосны, постель деки из бука или граба.

Помимо прочих важных компонентов пианино, расположенных в его корпусе, здесь же к футору приклеивается и так называемая колковая доска (вирбельбанк), с просверленными в нем отверстиями и вбитыми в них настроечными колками (вирбелями), поворачиванием которых производят настройку инструмента. Современный вирбельбанк склеен минимум из трех или пяти слоев твердой древесины.

Поскольку фортепиано является в некотором смысле и предметом интерьера, наружная отделка корпуса пианино, его оформление часто несут на себе элементы дизайна и воплощение смелых художественных замыслов. Такой подход существовал всегда, хотя с середины XIX века и особенно в XX веке инструменты стали приобретать более скромную и строгую внешность. На сегодняшний день некоторые фирмы могут изготовить корпус инструмента по эскизам самого покупателя.

Педали

Педали пианино представляют собой устройства рычажного типа, управление которыми осуществляется ногами. Первым, кто был упомянут в связи с изобретением педалей фортепиано, был Адам Бейер из Лондона, который в 1781 году получил патент на педаль «форте» (правая педаль).

Современное пианино в большинстве своем имеет две или три педали.

Правая педаль отодвигает весь комплект демпферов от струн, так что после отпускания нажатых клавиш соответствующие струны продолжают звучать, при этом все остальные неприглушённые струны начинают резонировать, что делает звучание более полным. Поэтому правую педаль не совсем верно еще называют педалью «форте».

Левая педаль сдвигает молоточки к струнам примерно на одну треть или половину их хода, сокращая между ними расстояние. Таким образом уменьшается сила удара молоточков по струнам и облегчается игра пианиссимо. В отличие от рояля, использование левой педали на пианино не влияет на тембр.

Средняя педаль может иметь разные функции. В большинстве случаев она управляет модератором, но также это может быть и педаль «состенуто», хотя подобная функция в пианино встречается достаточно редко.

Модератор представляет собой полоску мягкого войлока, вдвигаемого между молотками и струнами, за счет чего происходит существенное глушение звука, которое может пригодиться, например, во время упражнений. Педаль «состенуто» служит для фиксации в приподнятом состоянии той части демпферов, которая уже была приподнята к моменту нажатия педали.

В некоторых пианино с верхнедемпферной системой можно было с помощью педали сдвигать в сторону всю механику (кроме демпферов), в результате чего молоточки ударяли не по всем струнам хора, как это происходит в современном рояле.

Раньше нередко в пианино использовался так называемый клавесинный эффект, также управляемый педалью. При нажатии педали короткие полоски фильца с укрепленными на их концах латунными скобками помещались между струнами и молоточками.

Схема устройства пианино

Дека пианино что это. Смотреть фото Дека пианино что это. Смотреть картинку Дека пианино что это. Картинка про Дека пианино что это. Фото Дека пианино что это

1. Механика
2. Резонансная дека
3. Стальные струны
4. Чугунная рама
5. Боковая стенка
6. Шпрейцы футора
7. Педали
8. Штег дискантовый
9. Штег басовый с мостиком
10. Рамные штифты
11. Рипки
12. Клангштабик с прижимным каподастром
13. Вирбельбанк (на рисунке находится за панцирной рамой)
14. Ролик или опорная колодка
15. Клавиатурный клап
16. Консоль
17. Крышка
18. Клавиатура
19. Вирбели

Дека пианино что это. Смотреть фото Дека пианино что это. Смотреть картинку Дека пианино что это. Картинка про Дека пианино что это. Фото Дека пианино что это

Польза игры на фортепиано

О пользе музыки для детского развития есть множество исследований. Музыка улучшает социальную адаптацию и развивает интеллектуальные способности, в том числе способности к обучению и к языкам. Пианино — обязательный инструмент для начинающего музыканта, отлично развивающий ко всему прочему мелкую моторику.

Дека пианино что это. Смотреть фото Дека пианино что это. Смотреть картинку Дека пианино что это. Картинка про Дека пианино что это. Фото Дека пианино что это

Чем отличается рояль от пианино

Такие слова как пианино, рояль и фортепиано зачастую перемешаны в сознании людей, хотя на самом деле все очень просто: фортепиано это и есть тот самый клавишный струнный инструмент, в котором звук возникает за счет удара молоточка по струне, что и отличает его от других видов инструментов. А пианино и рояль – это только формы, разновидности этого инструмента. И в этой заметке мы подробно разберём, чем отличается рояль от пианино.

Дека пианино что это. Смотреть фото Дека пианино что это. Смотреть картинку Дека пианино что это. Картинка про Дека пианино что это. Фото Дека пианино что это

Устройство рояля

Мы все привыкли к тому, что устройство рояля хоть и замысловато, но стандартно. Ведь рояль – это большой черный (белый) ящик, который всегда черный (белый), всегда одной и той же формы, и звучит везде одинаково на всем земном шаре. Однако, подобная ситуация сложилась относительно недавно, приблизительно к середине ХХ века. А вся предыдущая история развития этого инструмента была наполнена многочисленными поисками, смелыми экспериментами и творческими новаторскими идеями, которые оставляли свой отпечаток на всех компонентах инструмента, меняя в итоге не только его игровые и акустические характеристики, но и его форму и вид.

Дека пианино что это. Смотреть фото Дека пианино что это. Смотреть картинку Дека пианино что это. Картинка про Дека пианино что это. Фото Дека пианино что это

Фортепиано Российской Империи

Краткий исторический очерк о великих фабриках по производству фортепиано в Российской Империи.

Дека пианино что это. Смотреть фото Дека пианино что это. Смотреть картинку Дека пианино что это. Картинка про Дека пианино что это. Фото Дека пианино что это

Как делают фортепиано

Крайне привлекательный в своей подробности материал о том, как делают фортепиано. Специально для тех, кто хочет узнать кучу новых слов, посмотреть картинки с фабрики и порадоваться тому, что пианино не нужно собирать своими руками, как мебель из IKEA.

Дека пианино что это. Смотреть фото Дека пианино что это. Смотреть картинку Дека пианино что это. Картинка про Дека пианино что это. Фото Дека пианино что это

Как выбрать б/у пианино?

Всё, что вы хотели знать про выбор б/у пианино для того, чтобы выглядеть экспертом в глазах продавца. А так же для того, чтобы не купить то, что уничтожит вашу любовь к музыке.

Дека пианино что это. Смотреть фото Дека пианино что это. Смотреть картинку Дека пианино что это. Картинка про Дека пианино что это. Фото Дека пианино что это

История фортепиано

В современном мире существует огромное количество различных музыкальных инструментов, любой из которых имеет свою неповторимую историю. История фортепиано стоит особняком хотя бы потому, что именно фортепиано является одним из самых популярных музыкальных инструментов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *