Декаль что это такое
Decal (декаль)
Декали (decal с англ.: бирка, ярлык, клеймо) это особый вид геометрии, который позволяет повышать детализированность игровых окружений без надобности запекать мелкие детали в текстуры, что может быть просто невозможным в ситуациях, когда множество поверхностей используют одинаковый материал. Обычно декали используют для отрисовки дырок от пуль, пятен крови или гари от взрывов, но в некоторых случаях использование уходит за пределы таких вещей. К тому же декали можно создавать не только в динамике, но и во время изготовления уровня.
Можно представить себе игровой уровень с большим количеством зданий. С помощью декалей стены этих зданий можно уникально «украсить» оборванными плакатами, трещинами или пятнами краски, здесь фантазия не ограничена. При наложении можно применять различные методы блендинга для достижения подходящего результата.
Для улучшения восприятия таких деталей можно использовать стандартные техники освещения, такие как bump mapping, parallax mapping и другие. Параллакс особенно хорошо выглядит, так как придаёт намного больше объёма и позволяет таким вещам, как дыркам от пуль «углубляться» в геометрию.
Создавать декали в динамике можно разными способами. Существует упрощённое решение, дающее во многих ситуациях неверные решения, так и более точное, требующее от двух и более треугольников под декаль.
Одно из простых решений, которое можно смело применять для создания «дырок» от выстрелов, заключается в поиске точки пересечения луча с треугольниками игрового уровня (тут нужны различные оптимизации, для того чтобы не проверять каждый треугольник и расчёт места пересечения занимал мало времени). Затем мы берём найденную точку, и используя бинормаль и тангент в этой точке создаём два треугольника, образующих квад. Если информации о бинормали и тангенте нету, можно просто взять два случайных перпендикулярных единичных вектора, расположенных в плоскости поверхности и строить квад по ним. Нормаль поверхности следует использовать как нормали в точках декаля для правильного освещения. Для избежания проблем с z-fighting’ом, который возникает на плоскостях расположенных близко друг к другу следует использовать Polygon Offset/Depth Bias. Текстурные координаты тоже можно находить разными способами, например, для дырок от выстрелов можно использовать координаты углов квада. А вот, например, для пятен крови, которые должны «размазываться» по направлению движения можно рассчитать текстурные координаты методами eye linear\object linear.
Но это простое решение может плохо работать для тех же пятен крови, имеющих большую площадь поверхности. Для таких декалей нужно рассчитывать не центральную точку пересечения, а находить треугольники попадающие в зону покрытия, и создавать множество геометрии на всех этих поверхностях.
Существует также метод при котором детали отрисовываются в текстуру, но это имеет ряд проблем, например требуется уникальность изменяемой текстуры (она должна использоваться только на одном объекте, иначе добавленные детали появятся на всех объектах, использующих изменяемую текстуру), а также страдает скорость из-за постоянных обновлений текстуры (если генерируются мип-уровни, то это будет занимать значительное количество времени).
Текстуры, используемые для декалей лучше хранить в одном текстурном атласе. В таком случае для огромного количества декалей на уровне можно будет использовать один вершинный и индексный буфера, и рисовать всю их геометрию за один вызов функции DrawIndexedPrimitive\glDrawElements.
Декаль для начинающих
Перевод декалей на сборную модель
Декаль (или деколь) — это переводная картинка, расположенная на бумажной подложке. В настоящее время абсолютное большинство выпускаемых декалей составляют «водные декали». В стендовом моделизме применяются для переноса сложных изображений на корпус модели (опознавательные знаки, технические надписи, приборные доски и тд.). Как правило декали в несколько вариантов идут в комплекте со сборной моделью. Существуют в продаже также дополнительные варианты декалей (например, выпускает компания Бегемот, Linden Hill). Кроме того, если вам и этого мало — вы можете сами сделать себе нужную декаль.
Подготовка поверхности
Для того чтобы декаль держалась крепко, поверхность модели должна быть полу глянцевой или глянцевой. Для этого необходимо покрыть модель тонким слоем лака. Обратите внимание, что именно всей модели а не участка на котором будет размещена декаль. Это делается для того, чтобы после нанесения переводных картинок не было неровностей.
Нанесение декалей
Эта статья для начинающих, поэтому расскажем на примере водных декалей.
Перед нанесением, нужное место необходимо смочить (с помощью специальной жидкости или воды). Специальная жидкость для декалей — это например Tamiya Mark Fit, расправляет и приваривает декаль к поверхности, даже к изогнутой. После того как вы намочили поверхность, аккуратно вырежьте с помощью модельного ножа нужное изображение из листа с переводными картинками и положите его в сосуд с теплой водой на 15 секунд. Если картинка получила подвижность, то при помощи пальца или широкой кисти перенесите ее на поверхность. Аккуратно выровняйте согласно инструкции и еще раз смочите декаль с помощью жидкости (если она есть). Далее с помощью ватного тампона уберите лишнюю влагу.
После полного высыхания (24 часа) лучше всего закрепить декаль при помощи матового лака. Лаком стоит покрывать также лучше всего полностью всю модель, тем самым вы выровняете поверхность без декали и с декалью.
Полезные советы
Существует несколько техник работы с декалями — это выходит за рамки нашей статьи. Поэтому если вы считаете что информации мало, то можете ее поискать в сети.
Декаль
Декаль (также «деколь«) — переводная картинка, клеймо, также способ нанесения изображения при помощи переводной картинки. В производстве посуды — способ переноса изображения на керамику, стекло с помощью переводной картинки, как правило с последующим запеканием изображения в муфельной печи. Армии многих стран активно используют декаль для маркировки касок (стальных шлемов)разных родов войск.
Этимология термина
Слово декаль произошло от от французского «décalcomanie» декалькомания — изготовление печатных оттисков (переводных изображений) для последующего сухого переноса на какую-либо поверхность при помощи высокой температуры или давления. По английски decal.
Интересно, что в русском употребляется обе формы слова: декаль и вторая деколь. Так, например, авиамоделисты используют в основном только первую, а люди занимающие производством посуды, полиграфисты — обе формы.
Технология
Технология деколирования является одной из наиболее популярных технологий нанесения изображения на изделия из керамики, стекла, фарфора, а сама печать деколи — это сложный, трудоемкий процесс со сложной системой предпечатной подготовки.
Деколь — это своего рода переводная картинка, отпечатанная методом шелкографии на специальной гуммированной бумаге на желатиновой основе с применением специальных красок и лака. В дальнейшем изображение размачивают в воде и переносят на изделие, следя, чтобы не осталось пузырьков, с последующим высокотемпературным обжигом в печи для закрепления картинки. В результате обжига лак выгорает и происходит впекание краски в поверхностный слой изделия. Таким образом, процесс изготовления деколи складывается из трёх технологических этапов — печать изображения, перенос отпечатанного изображения на изделие и обжиг. С помощью деколирования изготавливают кружки, бокалы, тарелки, бутылки, пепельницы и т. д.
Технология деколирования выгодно отличается от других технологий нанесения особой устойчивостью к истиранию (возможна обработка в посудомоечной машине) и позволяет наносить изображение практически по всей поверхности изделия.
Пропсы и декали в геймдеве
Полнота погружения пользователя в геймплей во многом зависит от детальной проработки игрового окружения. Чтобы создать иллюзию большого, впечатляющего и реалистичного мира, дизайнеры уровней используют самые разные элементы структурной геометрии, проще говоря “пропсы” и “декали”. Создание деталей игрового окружения — не менее важная задача, чем дизайн уровней, написание сценария, звука и кода.
В этой статье преподаватели Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ, профессиональные левел-дизайнеры и авторы образовательных программ “Менеджмент игровых проектов” и “Основы создания игр”, поделятся опытом создания атмосферных уровней и расскажут, как правильно расставлять акценты на локации.
Какие бывают пропсы
Пропсы в геймдеве — это своего рода бутафория, позволяющая игроку ощутить атмосферу и оценить обстановку в окружающем мире. Все пропсы подразделяются на три основных типа:
Как использовать пропсы и декали
На «необработанную» структурную геометрию накладываются пропсы различных габаритов. Чтобы у игрока не возникло ощущения “обмана”, при ближайшем рассмотрении объектов должно четко читаться количество полигонов, текстура, комплексность и качество материалов. Это особенно важно для объектов на первом плане.
Не меньшую роль в создании реалистичной картинки играют декали. Эти специальные изображения накладываются на поверхности, создавая на них различные эффекты. Например, можно поместить на стену декаль с потеками, трещинами и граффити. Добавить к дому изображения окон, вентиляционных люков и рекламных объявлений. И, наконец, просто создать реалистичное дорожное полотно с разметкой, лужами, решетками ливневок и мусором на обочине.
Как создаются детали игрового окружения
Как правило, игровые объекты (особенно крупные) компонуются из нескольких готовых моделей. Если на high-poly моделях должны присутствовать более мелкие детали (узоры, сколы, трещины), используется технология скульптинга, основанная на принципах классической лепки.
Важно учитывать правильность отрисовки света и его взаимодействия с различными материалами. При проработке освещенности и текстуры пропсов используются различные специальные текстурные карты (кривизны и шероховатости, дополнительные эффекты и фото-текстуры). Работа со светом позволяет добиться максимально реалистичного качества графики.
Где научиться создавать реалистичное окружение в играх
Узнать подробнее, как создаются детали игрового окружения можно, пройдя обучение по программам “Основы создания игр” и “Менеджмент игровых проектов” в ВШБИ НИУ ВШЭ. Вы освоите навыки проработки реалистичного игрового мира, который необходим для создания уникальной атмосферы в игре. А помогут вам в этом профессиональные разработчики, за плечами который не один успешный продукт!
Еще больше информации вы найдете на канале МИП ВШБИ на YouTube. Подписывайтесь и не пропускайте свежие записи с открытых мероприятий ВШБИ НИУ ВШЭ.
snorska
snorska
Но тогда откуда деколь?
Если посмотреть в недавно выпущенный “Словарь галлицизмов русского языка”, то мы найдем там вот такое:
ДЕКОЛЬ и, ж. décoller. Деколь. Перевод рисунков по типу детских переводных картинок. Тов. сл. 1956. Сокращенное название декалькомании. Беркман А. С. Декорировка фарфора. М., 1949 с. 42. Многокрасочные переводные изображения, используемые для маркировки и художественного оформления промышленных изделий; способ такой маркировки и декорирования. Кобальтовая деколь. Декорирование посуды деколью. БАС-2. Переводчик деколи. Сл. зан. 1988.
Ответ на все эти вопросы может быть, кажется, только один: деколь родилась в СССР в середине-конце 1940-х от американской декали и независимо от «декалькомании» где-то в недрах полиграфической промышленности. И появление “о” объяснить можно так:
Вариант первый: слово из английского не этимологизировалось, а знаний французского у советских специалистов хватило только на то, чтобы связать decal с французским décoller.
Вариант второй: слово было объяснено нашим специалистам неким не слишком сведущим французом, который считал, что decal, потерявшая с, происходит не от décalcuer, а от décoller и, возможно, даже соответственно его произносил.
Смотрим Ларусс:
décoller
Quitter le sol, la surface, en parlant d’un avion, d’une fusée, de quelqu’un, etc. : Skieur qui décolle d’un tremplin.
S’élever socialement, intellectuellement ou sortir de la stagnation : La production des vidéodisques a décollé.
Ne plus pouvoir suivre : Cet élève paresseux a décollé du reste de la classe.
Populaire. Maigrir beaucoup ; dépérir.
Sortir du sous-développement.
En parlant d’un coureur, se faire distancer par ses rivaux ou ne plus pouvoir suivre son entraîneur.