Декалог что это такое в религии

ДЕКАЛОГ

Полезное

Смотреть что такое «ДЕКАЛОГ» в других словарях:

декалог — декалог … Орфографический словарь-справочник

ДЕКАЛОГ — (от греч. deka десять, и logos слово). Десять заповедей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЕКАЛОГ греч., от deka, десять, и logos, слово. Десять заповедей. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших … Словарь иностранных слов русского языка

декалог — десятисловие Словарь русских синонимов. декалог сущ., кол во синонимов: 3 • десятисловие (3) • … Словарь синонимов

ДЕКАЛОГ — (греческое десятословие), десять заповедей Моисея, написанных на скрижалях; легли в основу религиозно этических норм иудаизма и были восприняты затем христианством … Современная энциклопедия

Декалог — см. Десять заповедей … Исторический словарь

Декалог — Декалог многозначный термин: Десять заповедей религиозно этические нормы в авраамических религиях «Декалог» цикл фильмов Кшиштофа Кеслёвского. См. также Десять заповедей (значения) … Википедия

ДЕКАЛОГ — (греч. DekЈlogoj Десятословие), десять Моисеевых заповедей. Само слово Д. является переводом евр. наименования заповедей асéрет ха–дварúм (Исх 34:28), «десять слов», к–рые были написаны «на скрижалях» как «слова Завета». Еще до кон. 18 в.… … Библиологический словарь

Декалог — или десятисловие см. Заповеди … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

декалог — м. Десять религиозно нравственных ветхозаветных заповедей в Библии. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

декалог — декал ог, а … Русский орфографический словарь

Источник

Декалог, или Десять заповедей

про­то­и­е­рей Алек­сандр Мень

Завет между Богом и Изра­и­лем не был Заве­том рав­но­прав­ных сторон. Ини­ци­а­тива исхо­дила от Бога, он был изъ­яв­ле­нием Его воли как Вла­дыки Своего народа. Здесь не было эле­мен­тов сделки или юри­ди­че­ского пари­тет­ного парт­нер­ства, а осу­ществ­ля­лись цели Про­ви­де­ния.

По мнению боль­шин­ства биб­ле­и­стов, Дека­лог есть глав­ный доку­мент Завета, вос­хо­дя­щий непо­сред­ственно к Мои­се­е­вой эпохе. В нем не отра­жены усло­вия зем­ле­дель­че­ского образа жизни, как в других частях Закона.

При­ме­ча­ние. Какой алфа­вит мог быть исполь­зо­ван для скри­жа­лей? Ответ на этот вопрос может, веро­ятно, дать откры­тие Ф. Петри (1904–1905) так назы­ва­е­мой Синай­ской пись­мен­но­сти. Тексты отно­сятся к ХV веку до Р.Х., но воз­никла эта пись­мен­ность, скорее всего, раньше. В ее основу поло­жены еги­пет­ские иеро­глифы, пре­об­ра­зо­ван­ные для пере­дачи семит­ского языка. Неко­то­рые иссле­до­ва­тели счи­тают, что синай­ский алфа­вит, создан­ный семи­тами, рабо­тав­шими на фара­она, был про­то­ти­пом фини­кий­ского алфа­вита, кото­рый впо­след­ствии упо­треб­ляли хана­неи и евреи и кото­рый лег в основу гре­че­ского письма.

Суще­ствует мнение, что наи­бо­лее ранней формой Дека­лога были запо­веди ( Исх. 34:14-26 ). Но они тесно свя­заны с осед­лым обра­зом жизни и обна­ру­жи­вают близ­кое зна­ком­ство с Хана­а­ном. В част­но­сти, в Исх. 34:26 запре­ща­ется варить коз­ленка в молоке его матери. Откры­тия в Уга­рите объ­яс­нили этот зага­доч­ный текст. Стало известно, что маги­че­ские риту­алы хана­неев вклю­чали «варе­ние коз­ленка в молоке» (см. Мифо­ло­гии древ­него мира. Пер. с англ., М., 1977, с. 202).

Само раз­де­ле­ние запо­ве­дей на десять изре­че­ний в Исходе и Вто­ро­за­ко­нии не един­ствен­ное. Так в Пс 14 пере­чис­лено 10 усло­вий для того, кто достоин молиться в Доме Божием:

Глав­ной осо­бен­но­стью Дека­лога явля­ется его учение о Боге и слу­же­нии Ему. Ничего подоб­ного язы­че­ский мир не знал. Если в Египте мы нахо­дим нрав­ствен­ные запо­веди, подоб­ные Мои­се­е­вым, то они теря­ются в массе маги­че­ских правил, закли­на­ний, в стрем­ле­нии обма­нуть богов. В Дека­логе единый Бог, тво­ря­щий исто­рию, тре­бует от верных прежде всего соблю­де­ния основ­ных нрав­ствен­ных прин­ци­пов:

а) Первая запо­ведь (20,2–3) воз­ве­щает о Боге-Спа­си­теле, о Боге, Кото­рый не просто желает сохра­нить Свой народ, но, осво­бо­див его из раб­ства, вести в буду­щее. Здесь ядро всей биб­лей­ской эсха­то­ло­гии и биб­лей­ского пони­ма­ния исто­рии. Он – не дале­кий и без­лич­ный, а Живой и Дей­ству­ю­щий. Он являет Свое при­сут­ствие в мире.

Дека­лог воз­ве­щает о Боге-Рев­ни­теле, Кото­рый ждет от чело­века пре­дель­ной вер­но­сти. Он не «один из богов», пусть даже высший, а Бог един­ствен­ный. Изра­иль­тяне, по-види­мому, верили в суще­ство­ва­ние язы­че­ских богов (напр., Суд. 11:24 ), но эти боги рас­смат­ри­ва­лись лишь как тварь. Только у позд­них про­ро­ков мы нахо­дим ясно выра­жен­ную мысль, что боги языч­ни­ков – «ничто» ( Ис. 41:23-24 ). При­ме­ча­тельно, что и в пер­во­хри­сти­ан­ской Церкви не отри­ца­лась реаль­ность богов, кото­рых име­но­вали «демо­нами» (см. Тер­тул­лиан. Апо­ло­ге­тик, 23). Мои­сеев моно­те­изм был не фило­соф­ским, а «прак­ти­че­ским» (прот. А. Князев). Богом – в под­лин­ном смысле слова – для Моисея был только Ягве. Он стал Богом Изра­иля, но в то же время не есть бог какой-то одной стихии (или народа), а Вла­дыка всей твари («ибо Моя вся земля»; 19,5). Ни боги языч­ни­ков, ни земные соблазны не должны стоять между чело­ве­ком и Твор­цом.

б) Вторая запо­ведь (20,4) запре­щает изоб­ра­же­ния Сущего. Делая идолов, люди верили, что в них пре­бы­вает сила боже­ства. Тем самым они как бы полу­чали богов в соб­ствен­ное вла­де­ние. Кумир был маги­че­ским талис­ма­ном города, страны, народа. Он делал зримым и ося­за­е­мым Высшее. Не таков Бог, открыв­шийся Моисею. Пре­вос­ходя все земное, Он не может и не должен иметь изоб­ра­же­ния: свя­зы­вать Его с чув­ствен­ным обра­зом зна­чило бы пося­гать на Него, пытаться ума­лить Его запре­дель­ную тайну и мощь. Насколько твердо дер­жа­лась вет­хо­за­вет­ная Цер­ковь этого прин­ципа, пока­зы­вают рас­копки. Нигде и нико­гда архео­логи не нахо­дили в Пале­стине чего-либо подоб­ного идолу Ягве.

в) Третья запо­ведь (20,7) каса­ется св. Имени Божия. Имя в биб­лей­ские вре­мена тесно свя­зы­ва­лось с суще­ством, его нося­щим. Поэтому, если Бог свят, то есть велик и непо­сти­жим, бла­го­го­ве­ние должно рас­про­стра­няться и на Его Имя (ср. еван­гель­ское «Да свя­тится имя Твое»). Слово «лашав» (синод. пер. напрасно) имеет широ­кий смысл, вклю­ча­ю­щий в себя и про­из­не­се­ние ложной клятвы и упо­треб­ле­ние св. Имени в суе­вер­ных целях (для ворожбы и т.д.). Позд­нее, около III века до Р.Х., бла­го­го­ве­ние к св. Имени вызвало запрет его про­из­но­сить: его заме­нили словом Адонай – Гос­подь.

г) Чет­вер­тая запо­ведь (20,8–11) каса­ется суб­бот­него дня. В этот день должны отды­хать все люди – сво­бод­ные и рабы, и даже скот. Именно этот отдых от трудов имел в виду Гос­подь Иисус, когда сказал: «Суб­бота для чело­века, а не чело­век для суб­боты» ( Мк. 2:27 ). В Новом Завете таким днем стал день Вос­крес­ный. Пояс­не­ние Эло­хи­ста к запо­веди выво­дит ее из ска­за­ния о Шестод­неве, а Вто­ро­за­ко­ние свя­зы­вает ее с исхо­дом из Египта.

I–IV запо­веди гово­рят об отно­ше­нии чело­века к Богу. Их объ­еди­няет вели­кое заве­ща­ние Моисея, остав­лен­ное им вет­хо­за­вет­ной Церкви неза­долго до смерти: «Слушай, Изра­иль: Гос­подь, Бог наш, Гос­подь един есть; и люби Гос­пода, Бога твоего, всем серд­цем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» ( Втор. 6:4-5 ). Хри­стос Спа­си­тель, отве­чая на вопрос: «Какая первая из всех запо­ве­дей?» – привел именно эту ( Мк. 12:28-30 ), но доба­вил: «Вторая подоб­ная ей: «воз­люби ближ­него твоего, как самого себя» ( Лев. 19:18 ); иной, боль­шей сих, запо­веди нет» ( Мк. 12:31 ).

д) Апо­стол Павел пояс­няет, что эта вторая запо­ведь обоб­щает осталь­ную часть Дека­лога, V–Х запо­веди: «Ибо запо­веди: «не пре­лю­бо­дей­ствуй», «не убивай», «не кради», «не лже­сви­де­тель­ствуй», «не поже­лай чужого» и все другие заклю­ча­ются в одном слове: «люби ближ­него твоего, как самого себя» ( Рим. 13:9 ).

Суть второй поло­вины Дека­лога не столько в кон­крет­ных запо­ве­дях, кото­рые нуж­да­лись в допол­не­нии и рас­кры­тии, сколько в самой мысли, что мило­сер­дие угод­нее Богу, чем жертва (ср. Ос. 6:6 ; Мф. 9:13 ).

Дека­лог был усло­вием Синай­ского Завета. «Итак, Изра­иль, чего тре­бует от тебя Гос­подь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Гос­пода, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Гос­поду, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблю­дал запо­веди Гос­пода и поста­нов­ле­ния Его» ( Втор. 10:12-13 ). Когда позд­нее пример языч­ни­ков увле­кал изра­иль­тян на путь обря­до­ве­рия, про­роки напо­ми­нали им об осно­вах Мои­се­ева Завета:

Источник

Декало́г

Представители школы *Велльхаузена, исходя из своей эволюционистской концепции, пытались доказать, что Декалог мог возникнуть лишь в эпоху пророков. Но, как показал Р.*Киттель, этот вывод покоится лишь на предубеждении, будто этический монотеизм не мог существовать в столь раннее время. Анализируя особенности Декалога, Р. Киттель и другие библеисты (*Брайт, *Менденхол, *Роули) привели многочисленные доказательства, что его происхождение связано с Моисеем. Пророки действительно исходили из учения Декалога, но они никогда не считали, что это учение открыто им впервые («отвергли закон Господень», буквально «Тору Яхве» – Ам.2:4 ; «написал Я ему важные законы Мои, но они сочтены им как бы чужие» – Ос.8:12 ; «О, человек! Сказано тебе, что́ – добро и чего требует от тебя Господь» – Мих.6:8 ).

Декалог не несет следов земледельческого быта. Что же касается субботы, то, как замечает Р. Киттель, «и кочующему пастуху известно немало занятий, которые он может в тот или иной день выполнять или не выполнять». По словам Дж.Брайта, Десять заповедей «представляют собой основной и первоначальный элемент веры Израиля». Такие принципы, как Завет, обетование, историзм Библии и запрет изображать Божество, не были порождением ветхозаветной Церкви, а сами формировали ее.

Согласно гипотезе Г.Роули, заповеди Исх.34 существовали еще до Синайского законодательства, которое дало *этический Декалог. «Переход от первоначального Десятословия к Десятословию этическому, – пишет ученый, – естественно следует связывать с некой выдающейся личностью, и этой личности более, чем любая другая из известных нам фигур, соответствует Моисей».

Если сравнить версии Декалога в Книге Исхода и в Книге Второзакония, то становится очевидным, что они различаются не по существу, а по дополнениям. «Следует предположить, – писал библеист Московской Духовной академии *Жданов, – что в том и другом случае пояснительные слова вставлены». Однако это не может ставить под сомнение каноничность обоих текстов, т. е. и дополнения, сделанные после Моисея, входят в состав книг, признанных Церковью боговдохновенными.

Порядковое разделение заповедей Декалога не одинаково в западной и восточной церковных традициях. На Западе, начиная с блж.*Августина, заповедь ( Исх.20:2–3 ) соединяется с ( Исх 20:4 ), а в ( Исх 20:17 ) слова «не желай жены ближнего твоего» выделены в отдельную (9-ю) заповедь. Восточная же традиция считает ( Исх.20:4 ) (запрет изображений) особой (2-й) заповедью, а ( Исх 20:17 ) рассматривает как единую (10-ю) заповедь. Это деление современные библеисты признают более обоснованным.

Первоначально Декалог был, вероятно, написан на скрижалях буквами синайского *алфавита. Скрижали хранились в Ковчеге Завета, по крайней мере, до 10 в. до н.э. ( Втор.10:5 ; 3Цар.8:9 ). Неизвестно, когда был утрачен Ковчег, но во *Второго Храма период он уже не существовал.

Благоговейное отношение к Ковчегу и другим реликвиям Моисеева времени привело к тому, что из страха прикоснуться к скрижалям заповеди Декалога в основном передавали изустно. Этим объясняется то, что к Декалогу были сделаны дополнения.

Новозаветное толкование Декалога мы находим в Нагорной проповеди Христа Спасителя ( Мф.5:21–30 ). По словам свт.*Иринея Лионского, Господь «учил не в противность Закону, восполняя (выделение наше. – А. М.) Закон и вкореняя в нас (разнообразную) праведность Закона Он повелевал воздерживаться не только от (дел), запрещенных Законом, но и от пожеланий их» (Против ересей, IV, 13, 1). Однако следует подчеркнуть, что евангельская этика качественно превосходит «запретительную», элементарную этику Декалога. Христос не только призывает «любить ближнего, как самого себя», но и любить врагов ( Мф.5:44 ). Он дает новую заповедь – заповедь о самоотверженной любви, подобной той любви, которую Он имеет к людям ( Ин.13:34 ).

• *Жданов А.А., Десятословие, в его книге: Из чтений по Священному Писанию Ветхого Завета, вып.1, Серг. Пос., 1914; Найденов Г., Заповеди Божии и права человека, «Логос», № 15–16; *Фаррар Ф., Голос с Синая, пер. с англ., СПб., 1895; Enc.Kat., t.3, s.1106–1112; Woods Roberts B., Ten Comandments, L., 1966. См. также работы Дж. Брайта, Р.*Киттеля и Дж. Э. Менденхола и статью *Пятикнижие.

Источник

Декалог как «спасательный круг» падшему человечеству

Продолжим тему о судьбе ветхозаветных евреев. История ветхозаветных евреев, или народа Израиля, как отмечает святитель Николай Сербский, — история того, как этот народ соблюдал или, наоборот, игнорировал нормы Декалога (десять заповедей). И как Бог, соответственно, благодетельствовал или, наоборот, наказывал евреев

То, что еврейский народ получил от Бога Декалог, — величайшая милость. Это своего рода «спасательный круг» или «помочи» (кои даются родителями младенцу) падшему человечеству. Заповеди были даны изначально евреям, но в конечном счёте предназначались всему человечеству.

Декалог — десять заповедей, которые согласно Пятикнижию, были даны Моисею самим Богом в присутствии сынов Израиля на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта (Исх. 19:10-25). В работе святителя Николая Сербского «Наука Закона» в главе Х «Синайские скрижали Закона» даётся описание этого события:

А когда Господь давал эти заповеди людям, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошёл на неё в огне; и восходил от неё дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась (Исх. 19:16, 18). Значит, громы и молнии, тучи и рев труб, огонь и дым, землетрясение и страх — всё это сопровождало единого Законодателя, когда Он объявлял Свои постановления людям, разумным творениям Своим. И всё то, что при этом происходило якобы по законам природы, было поставлено на службу нравственного закона в тот торжественный миг, когда Всевышний объявлял заповеди народу избранному, чтобы подчеркнуть величие Великого и показать возвышенность Его нравственного закона, закона единственного, господствующего над любыми действиями вселенной и её физическими проявлениями.

Итак, святитель отмечает, что указанный закон Декалога выше всех иных законов, которые люди либо сами создавали (юридические законы), либо открывали (естественные законы или законы природы). В своих предыдущих статьях я уже раскрыл отношение святителя Николая Сербского к юридическим законам и законам научным или законам природы. Свои взгляды по данному вопросу святитель подробно раскрыл в работе «Слово о законе» (другие названия — «Наука закона», «Номология»).

Юридические законы могут развивать и углублять положения Декалога, а могут идти вразрез с ними (в наше, постхристианское, время мы становимся свидетелями второго).

Декалог что это такое в религии. Смотреть фото Декалог что это такое в религии. Смотреть картинку Декалог что это такое в религии. Картинка про Декалог что это такое в религии. Фото Декалог что это такое в религииФото: www.globallookpress.com

Истинность законов природы вообще под большим вопросом. Во-первых, какие-то повторяющиеся взаимосвязи в природе могут действовать до поры до времени. При необходимости Бог как творец природы может вносить коррективы в эти взаимосвязи или даже отменять их. И это понятно, поскольку для Бога природа — инструмент, которым Он пользуется для управления человеком и обществом. Во-вторых, само название «закон природы» применительно к явлениям и процессам окружающего нас мира — неуместно. Природа не создаёт «законов», она также и не исполняет их. Законы создает Бог, и адресует их человеку. Природа — не более чем посредник в отношениях Бога и человека.

Десять заповедей содержатся в Пятикнижии в двух достаточно идентичных версиях (см. Исх. 20:2-17; Втор. 5:6-21). Этот Декалог иногда называют Этическим.

Вот что мы читаем по поводу Культового Декалога в Еврейской электронной энциклопедии: В библейский рассказ о вторичном начертании скрижалей включен текст десяти сугубо культовых предписаний (Исх. 34:10–27), тоже названных заветом.

Дальнейший наш разговор — о первом Декалоге (Этическом). Именно он находится в центре внимания святителя Николая Сербского.

Декалог что это такое в религии. Смотреть фото Декалог что это такое в религии. Смотреть картинку Декалог что это такое в религии. Картинка про Декалог что это такое в религии. Фото Декалог что это такое в религииФото: www.globallookpress.com

Десять заповедей — Закон Божий для ветхозаветных евреев. Выражаясь современным языком, — Конституция Древнего Израиля. Кстати, в современном Израиле до сих пор нет формальной конституции, хотя ещё в момент создания нынешнего государства Израиль было принято решение о её разработке и принятии (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года). Против принятия конституции выступает ортодоксальная часть израильского общества, которая полагает, что у Израиля уже есть такая конституция. Одни ортодоксы называют Тору (Пятикнижие Моисеево), другие (их большинство) — Талмуд. Талмуд (в переводе с иврита — «обучение») — многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма. Среди древних еврейских мудрецов бытовало представление, что, кроме записанной Торы (Пятикнижия Моисеева), ещё были наставления Бога еврейскому народу, которые не были записаны, а передавались в устной форме из поколения в поколение.

Но вернёмся к Декалогу. Заповеди были начертаны на двух каменных скрижалях. Когда Моисей после сорокадневного пребывания на горе спустился со скрижалями в руках и увидел, что народ, забыв о Боге, пляшет вокруг Золотого тельца, то пришёл в такой страшный гнев от этой вакханалии, что разбил о скалу скрижали с заповедями Бога.

После последовавшего раскаяния всего народа Бог велел Моисею сделать две новые каменные скрижали и принести Ему для повторного написания Десяти заповедей:

В то время сказал мне Господь: вытеши себе две скрижали каменные, подобные первым, и взойди ко Мне на гору, и сделай себе деревянный ковчег; и Я напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и положи их в ковчег. И сделал я ковчег из дерева ситтим, и вытесал две каменные скрижали, как прежние, и пошел на гору; и две сии скрижали [были] в руках моих. И написал Он на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне. И обратился я, и сошел с горы, и положил скрижали в ковчег, который я сделал, чтоб они там были, как повелел мне Господь (Втор. 10:1-5)

Декалог что это такое в религии. Смотреть фото Декалог что это такое в религии. Смотреть картинку Декалог что это такое в религии. Картинка про Декалог что это такое в религии. Фото Декалог что это такое в религииФото: jorisvo / Shutterstock.com

Большинство библейских историков полагают, что вариант, содержащийся в 20-й главе книги Исход, был на первых, разбитых скрижалях, а вариант Второзакония — на вторых[4]. Скрижали завета хранились в Ковчеге Завета, который позднее был установлен царём Соломоном в построенном им Иерусалимском храме (I Царств 8:9). Перед началом осады Иерусалима римлянами в 70 году по Р. Х. Ковчег Завета со скрижалями таинственно исчез (по одной из версий, его спрятал царь Иосия в тайнике). До сих пор Ковчег и скрижали не найдены.

Как отмечает святитель Николай Сербский, на первой скрижали были начертаны первые четыре заповеди, определяющие нормы отношений человека к Богу; на второй — остальные шесть заповедей, касающиеся отношений людей между собой[5].

Отдельные заповеди в разных вариантах воспроизводятся в Ветхом Завете. Особенно в книге Исход (Исх. 34:14-26), где часть заповедей воспроизведена в форме комментария, вложенного в уста Бога. Святитель Николай Сербский в «Науке закона» в главе 17 «Нравственный закон и так называемые социальные законы» даёт более широкий перечень заповедей, многие из которых лишь конкретизируют и уточняют основные заповеди Декалога. На основе книг «Исход» и «Левит» святитель составил следующий список заповедей (некоторые формулировки он даёт в изложении, а некоторые цитирует буквально):

«Не кради, не лги и не обманывай ближнего.

Не лжесвидетельствуй и не клянись именем Моим.

Не обсчитывай ближнего и не обирай его.

Плата поденщику да не заночует в твоем доме.

Не брани глухого и не бросай камни под ноги слепому, чтобы тот споткнулся, — бойся Бога.

Не верши неправедный суд, не иди на поводу у богатого во вред бедняку.

Не нападай первым и не восставай против родственников.

Не питай ненависти к брату в сердце своём, будь нетерпим к грехам ближнего своего, обличи его. Не будь мстительным. Почитай седины.

Пусть ваши меры (длины, веса, объёма) будут точны. Убирая урожай с земли своей, не жни начисто, не подбирай остатки плодов, но оставь толику нищему.

Не обманывай пришельца из чужого края.

Не заставляй плакать ни вдов, ни сирот. Если обидишь их, и они станут молить Меня о помощи, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами (Исх. 22:23–24).

Давая взаймы бедняку, не бери с него процента.

Беря в долг, возврати его.

Не поноси судью, не говори плохо о старейшинах народа своего.

Пожертвуй Мне часть от годового урожая и от скотины своей.

Не молись вместе с язычниками идолам их.

Не следуй за большинством на зло, на суде не вторь голосам большинства, чтобы не исказить истины.

Шесть лет засевай землю свою и собирай урожай, а на седьмой год оставь её — пусть питаются нищие.

Если найдёшь заплутавшего вола врага своего, отведи вола к нему.

Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих (Исх. 23:8).

Протяни руку брату своему, невольнику и нищему».

[1] Вот, например, формулировки последних трех заповедей Ритуального Декалога: 8. Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра. 9. Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего. 10. Не вари козлёнка в молоке матери его.

[3] Наброски Талмуда начали появляться ещё до Р. Х. Однако, согласно еврейским источникам, создание Талмуда началось во II-III вв. по Р. Х. и растянулось на восемь веков. Имеются две основные версии Талмуда: Вавилонская и Иерусалимская. В Талмуде разработана система иудейского права, состоящая из 613 правил поведения, из них 248 —позитивные нормы (то, что предписывается делать) и 365 негативные (запреты).

[4] Второзаконие — последняя книга Пятикнижия Моисеева (Торы). Большинство библеистов полагают, что название этой книги обусловлено тем, что в ней повторяются основные положения Декалога, изложенные в Книге Исход. Но, может быть, название этой книги можно объяснить тем, что в ней дается вторая «редакция» Декалога — текст, высеченный на вторых скрижалях?

[5] Некоторые авторы полагают, что на каждой из скрижалей содержался идентичный текст, включающий все десять заповедей. Мол, это соответствовало нормам права. Две стороны заключают договор, и у каждой стороны остаётся свой идентичный экземпляр (Margaliot, Meshulam. «What was Written on the Two Tablets?». // Bar-Ilan University, July 2004). Но эта версия не выдерживает критики, так как «документ» находился полностью лишь у одной стороны — еврейского народа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *