Декалог что это такое в религии
ДЕКАЛОГ
Полезное
Смотреть что такое «ДЕКАЛОГ» в других словарях:
декалог — декалог … Орфографический словарь-справочник
ДЕКАЛОГ — (от греч. deka десять, и logos слово). Десять заповедей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЕКАЛОГ греч., от deka, десять, и logos, слово. Десять заповедей. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших … Словарь иностранных слов русского языка
декалог — десятисловие Словарь русских синонимов. декалог сущ., кол во синонимов: 3 • десятисловие (3) • … Словарь синонимов
ДЕКАЛОГ — (греческое десятословие), десять заповедей Моисея, написанных на скрижалях; легли в основу религиозно этических норм иудаизма и были восприняты затем христианством … Современная энциклопедия
Декалог — см. Десять заповедей … Исторический словарь
Декалог — Декалог многозначный термин: Десять заповедей религиозно этические нормы в авраамических религиях «Декалог» цикл фильмов Кшиштофа Кеслёвского. См. также Десять заповедей (значения) … Википедия
ДЕКАЛОГ — (греч. DekЈlogoj Десятословие), десять Моисеевых заповедей. Само слово Д. является переводом евр. наименования заповедей асéрет ха–дварúм (Исх 34:28), «десять слов», к–рые были написаны «на скрижалях» как «слова Завета». Еще до кон. 18 в.… … Библиологический словарь
Декалог — или десятисловие см. Заповеди … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
декалог — м. Десять религиозно нравственных ветхозаветных заповедей в Библии. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
декалог — декал ог, а … Русский орфографический словарь
Декалог, или Десять заповедей
протоиерей Александр Мень
Завет между Богом и Израилем не был Заветом равноправных сторон. Инициатива исходила от Бога, он был изъявлением Его воли как Владыки Своего народа. Здесь не было элементов сделки или юридического паритетного партнерства, а осуществлялись цели Провидения.
По мнению большинства библеистов, Декалог есть главный документ Завета, восходящий непосредственно к Моисеевой эпохе. В нем не отражены условия земледельческого образа жизни, как в других частях Закона.
Примечание. Какой алфавит мог быть использован для скрижалей? Ответ на этот вопрос может, вероятно, дать открытие Ф. Петри (1904–1905) так называемой Синайской письменности. Тексты относятся к ХV веку до Р.Х., но возникла эта письменность, скорее всего, раньше. В ее основу положены египетские иероглифы, преобразованные для передачи семитского языка. Некоторые исследователи считают, что синайский алфавит, созданный семитами, работавшими на фараона, был прототипом финикийского алфавита, который впоследствии употребляли хананеи и евреи и который лег в основу греческого письма.
Существует мнение, что наиболее ранней формой Декалога были заповеди ( Исх. 34:14-26 ). Но они тесно связаны с оседлым образом жизни и обнаруживают близкое знакомство с Ханааном. В частности, в Исх. 34:26 запрещается варить козленка в молоке его матери. Открытия в Угарите объяснили этот загадочный текст. Стало известно, что магические ритуалы хананеев включали «варение козленка в молоке» (см. Мифологии древнего мира. Пер. с англ., М., 1977, с. 202).
Само разделение заповедей на десять изречений в Исходе и Второзаконии не единственное. Так в Пс 14 перечислено 10 условий для того, кто достоин молиться в Доме Божием:
Главной особенностью Декалога является его учение о Боге и служении Ему. Ничего подобного языческий мир не знал. Если в Египте мы находим нравственные заповеди, подобные Моисеевым, то они теряются в массе магических правил, заклинаний, в стремлении обмануть богов. В Декалоге единый Бог, творящий историю, требует от верных прежде всего соблюдения основных нравственных принципов:
а) Первая заповедь (20,2–3) возвещает о Боге-Спасителе, о Боге, Который не просто желает сохранить Свой народ, но, освободив его из рабства, вести в будущее. Здесь ядро всей библейской эсхатологии и библейского понимания истории. Он – не далекий и безличный, а Живой и Действующий. Он являет Свое присутствие в мире.
Декалог возвещает о Боге-Ревнителе, Который ждет от человека предельной верности. Он не «один из богов», пусть даже высший, а Бог единственный. Израильтяне, по-видимому, верили в существование языческих богов (напр., Суд. 11:24 ), но эти боги рассматривались лишь как тварь. Только у поздних пророков мы находим ясно выраженную мысль, что боги язычников – «ничто» ( Ис. 41:23-24 ). Примечательно, что и в первохристианской Церкви не отрицалась реальность богов, которых именовали «демонами» (см. Тертуллиан. Апологетик, 23). Моисеев монотеизм был не философским, а «практическим» (прот. А. Князев). Богом – в подлинном смысле слова – для Моисея был только Ягве. Он стал Богом Израиля, но в то же время не есть бог какой-то одной стихии (или народа), а Владыка всей твари («ибо Моя вся земля»; 19,5). Ни боги язычников, ни земные соблазны не должны стоять между человеком и Творцом.
б) Вторая заповедь (20,4) запрещает изображения Сущего. Делая идолов, люди верили, что в них пребывает сила божества. Тем самым они как бы получали богов в собственное владение. Кумир был магическим талисманом города, страны, народа. Он делал зримым и осязаемым Высшее. Не таков Бог, открывшийся Моисею. Превосходя все земное, Он не может и не должен иметь изображения: связывать Его с чувственным образом значило бы посягать на Него, пытаться умалить Его запредельную тайну и мощь. Насколько твердо держалась ветхозаветная Церковь этого принципа, показывают раскопки. Нигде и никогда археологи не находили в Палестине чего-либо подобного идолу Ягве.
в) Третья заповедь (20,7) касается св. Имени Божия. Имя в библейские времена тесно связывалось с существом, его носящим. Поэтому, если Бог свят, то есть велик и непостижим, благоговение должно распространяться и на Его Имя (ср. евангельское «Да святится имя Твое»). Слово «лашав» (синод. пер. напрасно) имеет широкий смысл, включающий в себя и произнесение ложной клятвы и употребление св. Имени в суеверных целях (для ворожбы и т.д.). Позднее, около III века до Р.Х., благоговение к св. Имени вызвало запрет его произносить: его заменили словом Адонай – Господь.
г) Четвертая заповедь (20,8–11) касается субботнего дня. В этот день должны отдыхать все люди – свободные и рабы, и даже скот. Именно этот отдых от трудов имел в виду Господь Иисус, когда сказал: «Суббота для человека, а не человек для субботы» ( Мк. 2:27 ). В Новом Завете таким днем стал день Воскресный. Пояснение Элохиста к заповеди выводит ее из сказания о Шестодневе, а Второзаконие связывает ее с исходом из Египта.
I–IV заповеди говорят об отношении человека к Богу. Их объединяет великое завещание Моисея, оставленное им ветхозаветной Церкви незадолго до смерти: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» ( Втор. 6:4-5 ). Христос Спаситель, отвечая на вопрос: «Какая первая из всех заповедей?» – привел именно эту ( Мк. 12:28-30 ), но добавил: «Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев. 19:18 ); иной, большей сих, заповеди нет» ( Мк. 12:31 ).
д) Апостол Павел поясняет, что эта вторая заповедь обобщает остальную часть Декалога, V–Х заповеди: «Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого» и все другие заключаются в одном слове: «люби ближнего твоего, как самого себя» ( Рим. 13:9 ).
Суть второй половины Декалога не столько в конкретных заповедях, которые нуждались в дополнении и раскрытии, сколько в самой мысли, что милосердие угоднее Богу, чем жертва (ср. Ос. 6:6 ; Мф. 9:13 ).
Декалог был условием Синайского Завета. «Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его» ( Втор. 10:12-13 ). Когда позднее пример язычников увлекал израильтян на путь обрядоверия, пророки напоминали им об основах Моисеева Завета:
Декало́г
Представители школы *Велльхаузена, исходя из своей эволюционистской концепции, пытались доказать, что Декалог мог возникнуть лишь в эпоху пророков. Но, как показал Р.*Киттель, этот вывод покоится лишь на предубеждении, будто этический монотеизм не мог существовать в столь раннее время. Анализируя особенности Декалога, Р. Киттель и другие библеисты (*Брайт, *Менденхол, *Роули) привели многочисленные доказательства, что его происхождение связано с Моисеем. Пророки действительно исходили из учения Декалога, но они никогда не считали, что это учение открыто им впервые («отвергли закон Господень», буквально «Тору Яхве» – Ам.2:4 ; «написал Я ему важные законы Мои, но они сочтены им как бы чужие» – Ос.8:12 ; «О, человек! Сказано тебе, что́ – добро и чего требует от тебя Господь» – Мих.6:8 ).
Декалог не несет следов земледельческого быта. Что же касается субботы, то, как замечает Р. Киттель, «и кочующему пастуху известно немало занятий, которые он может в тот или иной день выполнять или не выполнять». По словам Дж.Брайта, Десять заповедей «представляют собой основной и первоначальный элемент веры Израиля». Такие принципы, как Завет, обетование, историзм Библии и запрет изображать Божество, не были порождением ветхозаветной Церкви, а сами формировали ее.
Согласно гипотезе Г.Роули, заповеди Исх.34 существовали еще до Синайского законодательства, которое дало *этический Декалог. «Переход от первоначального Десятословия к Десятословию этическому, – пишет ученый, – естественно следует связывать с некой выдающейся личностью, и этой личности более, чем любая другая из известных нам фигур, соответствует Моисей».
Если сравнить версии Декалога в Книге Исхода и в Книге Второзакония, то становится очевидным, что они различаются не по существу, а по дополнениям. «Следует предположить, – писал библеист Московской Духовной академии *Жданов, – что в том и другом случае пояснительные слова вставлены». Однако это не может ставить под сомнение каноничность обоих текстов, т. е. и дополнения, сделанные после Моисея, входят в состав книг, признанных Церковью боговдохновенными.
Порядковое разделение заповедей Декалога не одинаково в западной и восточной церковных традициях. На Западе, начиная с блж.*Августина, заповедь ( Исх.20:2–3 ) соединяется с ( Исх 20:4 ), а в ( Исх 20:17 ) слова «не желай жены ближнего твоего» выделены в отдельную (9-ю) заповедь. Восточная же традиция считает ( Исх.20:4 ) (запрет изображений) особой (2-й) заповедью, а ( Исх 20:17 ) рассматривает как единую (10-ю) заповедь. Это деление современные библеисты признают более обоснованным.
Первоначально Декалог был, вероятно, написан на скрижалях буквами синайского *алфавита. Скрижали хранились в Ковчеге Завета, по крайней мере, до 10 в. до н.э. ( Втор.10:5 ; 3Цар.8:9 ). Неизвестно, когда был утрачен Ковчег, но во *Второго Храма период он уже не существовал.
Благоговейное отношение к Ковчегу и другим реликвиям Моисеева времени привело к тому, что из страха прикоснуться к скрижалям заповеди Декалога в основном передавали изустно. Этим объясняется то, что к Декалогу были сделаны дополнения.
Новозаветное толкование Декалога мы находим в Нагорной проповеди Христа Спасителя ( Мф.5:21–30 ). По словам свт.*Иринея Лионского, Господь «учил не в противность Закону, восполняя (выделение наше. – А. М.) Закон и вкореняя в нас (разнообразную) праведность Закона Он повелевал воздерживаться не только от (дел), запрещенных Законом, но и от пожеланий их» (Против ересей, IV, 13, 1). Однако следует подчеркнуть, что евангельская этика качественно превосходит «запретительную», элементарную этику Декалога. Христос не только призывает «любить ближнего, как самого себя», но и любить врагов ( Мф.5:44 ). Он дает новую заповедь – заповедь о самоотверженной любви, подобной той любви, которую Он имеет к людям ( Ин.13:34 ).
• *Жданов А.А., Десятословие, в его книге: Из чтений по Священному Писанию Ветхого Завета, вып.1, Серг. Пос., 1914; Найденов Г., Заповеди Божии и права человека, «Логос», № 15–16; *Фаррар Ф., Голос с Синая, пер. с англ., СПб., 1895; Enc.Kat., t.3, s.1106–1112; Woods Roberts B., Ten Comandments, L., 1966. См. также работы Дж. Брайта, Р.*Киттеля и Дж. Э. Менденхола и статью *Пятикнижие.
Декалог как «спасательный круг» падшему человечеству
Продолжим тему о судьбе ветхозаветных евреев. История ветхозаветных евреев, или народа Израиля, как отмечает святитель Николай Сербский, — история того, как этот народ соблюдал или, наоборот, игнорировал нормы Декалога (десять заповедей). И как Бог, соответственно, благодетельствовал или, наоборот, наказывал евреев
То, что еврейский народ получил от Бога Декалог, — величайшая милость. Это своего рода «спасательный круг» или «помочи» (кои даются родителями младенцу) падшему человечеству. Заповеди были даны изначально евреям, но в конечном счёте предназначались всему человечеству.
Декалог — десять заповедей, которые согласно Пятикнижию, были даны Моисею самим Богом в присутствии сынов Израиля на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта (Исх. 19:10-25). В работе святителя Николая Сербского «Наука Закона» в главе Х «Синайские скрижали Закона» даётся описание этого события:
А когда Господь давал эти заповеди людям, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошёл на неё в огне; и восходил от неё дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась (Исх. 19:16, 18). Значит, громы и молнии, тучи и рев труб, огонь и дым, землетрясение и страх — всё это сопровождало единого Законодателя, когда Он объявлял Свои постановления людям, разумным творениям Своим. И всё то, что при этом происходило якобы по законам природы, было поставлено на службу нравственного закона в тот торжественный миг, когда Всевышний объявлял заповеди народу избранному, чтобы подчеркнуть величие Великого и показать возвышенность Его нравственного закона, закона единственного, господствующего над любыми действиями вселенной и её физическими проявлениями.
Итак, святитель отмечает, что указанный закон Декалога выше всех иных законов, которые люди либо сами создавали (юридические законы), либо открывали (естественные законы или законы природы). В своих предыдущих статьях я уже раскрыл отношение святителя Николая Сербского к юридическим законам и законам научным или законам природы. Свои взгляды по данному вопросу святитель подробно раскрыл в работе «Слово о законе» (другие названия — «Наука закона», «Номология»).
Юридические законы могут развивать и углублять положения Декалога, а могут идти вразрез с ними (в наше, постхристианское, время мы становимся свидетелями второго).
Фото: www.globallookpress.com
Истинность законов природы вообще под большим вопросом. Во-первых, какие-то повторяющиеся взаимосвязи в природе могут действовать до поры до времени. При необходимости Бог как творец природы может вносить коррективы в эти взаимосвязи или даже отменять их. И это понятно, поскольку для Бога природа — инструмент, которым Он пользуется для управления человеком и обществом. Во-вторых, само название «закон природы» применительно к явлениям и процессам окружающего нас мира — неуместно. Природа не создаёт «законов», она также и не исполняет их. Законы создает Бог, и адресует их человеку. Природа — не более чем посредник в отношениях Бога и человека.
Десять заповедей содержатся в Пятикнижии в двух достаточно идентичных версиях (см. Исх. 20:2-17; Втор. 5:6-21). Этот Декалог иногда называют Этическим.
Вот что мы читаем по поводу Культового Декалога в Еврейской электронной энциклопедии: В библейский рассказ о вторичном начертании скрижалей включен текст десяти сугубо культовых предписаний (Исх. 34:10–27), тоже названных заветом.
Дальнейший наш разговор — о первом Декалоге (Этическом). Именно он находится в центре внимания святителя Николая Сербского.
Фото: www.globallookpress.com
Десять заповедей — Закон Божий для ветхозаветных евреев. Выражаясь современным языком, — Конституция Древнего Израиля. Кстати, в современном Израиле до сих пор нет формальной конституции, хотя ещё в момент создания нынешнего государства Израиль было принято решение о её разработке и принятии (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года). Против принятия конституции выступает ортодоксальная часть израильского общества, которая полагает, что у Израиля уже есть такая конституция. Одни ортодоксы называют Тору (Пятикнижие Моисеево), другие (их большинство) — Талмуд. Талмуд (в переводе с иврита — «обучение») — многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма. Среди древних еврейских мудрецов бытовало представление, что, кроме записанной Торы (Пятикнижия Моисеева), ещё были наставления Бога еврейскому народу, которые не были записаны, а передавались в устной форме из поколения в поколение.
Но вернёмся к Декалогу. Заповеди были начертаны на двух каменных скрижалях. Когда Моисей после сорокадневного пребывания на горе спустился со скрижалями в руках и увидел, что народ, забыв о Боге, пляшет вокруг Золотого тельца, то пришёл в такой страшный гнев от этой вакханалии, что разбил о скалу скрижали с заповедями Бога.
После последовавшего раскаяния всего народа Бог велел Моисею сделать две новые каменные скрижали и принести Ему для повторного написания Десяти заповедей:
В то время сказал мне Господь: вытеши себе две скрижали каменные, подобные первым, и взойди ко Мне на гору, и сделай себе деревянный ковчег; и Я напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и положи их в ковчег. И сделал я ковчег из дерева ситтим, и вытесал две каменные скрижали, как прежние, и пошел на гору; и две сии скрижали [были] в руках моих. И написал Он на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне. И обратился я, и сошел с горы, и положил скрижали в ковчег, который я сделал, чтоб они там были, как повелел мне Господь (Втор. 10:1-5)
Фото: jorisvo / Shutterstock.com
Большинство библейских историков полагают, что вариант, содержащийся в 20-й главе книги Исход, был на первых, разбитых скрижалях, а вариант Второзакония — на вторых[4]. Скрижали завета хранились в Ковчеге Завета, который позднее был установлен царём Соломоном в построенном им Иерусалимском храме (I Царств 8:9). Перед началом осады Иерусалима римлянами в 70 году по Р. Х. Ковчег Завета со скрижалями таинственно исчез (по одной из версий, его спрятал царь Иосия в тайнике). До сих пор Ковчег и скрижали не найдены.
Как отмечает святитель Николай Сербский, на первой скрижали были начертаны первые четыре заповеди, определяющие нормы отношений человека к Богу; на второй — остальные шесть заповедей, касающиеся отношений людей между собой[5].
Отдельные заповеди в разных вариантах воспроизводятся в Ветхом Завете. Особенно в книге Исход (Исх. 34:14-26), где часть заповедей воспроизведена в форме комментария, вложенного в уста Бога. Святитель Николай Сербский в «Науке закона» в главе 17 «Нравственный закон и так называемые социальные законы» даёт более широкий перечень заповедей, многие из которых лишь конкретизируют и уточняют основные заповеди Декалога. На основе книг «Исход» и «Левит» святитель составил следующий список заповедей (некоторые формулировки он даёт в изложении, а некоторые цитирует буквально):
«Не кради, не лги и не обманывай ближнего.
Не лжесвидетельствуй и не клянись именем Моим.
Не обсчитывай ближнего и не обирай его.
Плата поденщику да не заночует в твоем доме.
Не брани глухого и не бросай камни под ноги слепому, чтобы тот споткнулся, — бойся Бога.
Не верши неправедный суд, не иди на поводу у богатого во вред бедняку.
Не нападай первым и не восставай против родственников.
Не питай ненависти к брату в сердце своём, будь нетерпим к грехам ближнего своего, обличи его. Не будь мстительным. Почитай седины.
Пусть ваши меры (длины, веса, объёма) будут точны. Убирая урожай с земли своей, не жни начисто, не подбирай остатки плодов, но оставь толику нищему.
Не обманывай пришельца из чужого края.
Не заставляй плакать ни вдов, ни сирот. Если обидишь их, и они станут молить Меня о помощи, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами (Исх. 22:23–24).
Давая взаймы бедняку, не бери с него процента.
Беря в долг, возврати его.
Не поноси судью, не говори плохо о старейшинах народа своего.
Пожертвуй Мне часть от годового урожая и от скотины своей.
Не молись вместе с язычниками идолам их.
Не следуй за большинством на зло, на суде не вторь голосам большинства, чтобы не исказить истины.
Шесть лет засевай землю свою и собирай урожай, а на седьмой год оставь её — пусть питаются нищие.
Если найдёшь заплутавшего вола врага своего, отведи вола к нему.
Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих (Исх. 23:8).
Протяни руку брату своему, невольнику и нищему».
[1] Вот, например, формулировки последних трех заповедей Ритуального Декалога: 8. Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра. 9. Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего. 10. Не вари козлёнка в молоке матери его.
[3] Наброски Талмуда начали появляться ещё до Р. Х. Однако, согласно еврейским источникам, создание Талмуда началось во II-III вв. по Р. Х. и растянулось на восемь веков. Имеются две основные версии Талмуда: Вавилонская и Иерусалимская. В Талмуде разработана система иудейского права, состоящая из 613 правил поведения, из них 248 —позитивные нормы (то, что предписывается делать) и 365 негативные (запреты).
[4] Второзаконие — последняя книга Пятикнижия Моисеева (Торы). Большинство библеистов полагают, что название этой книги обусловлено тем, что в ней повторяются основные положения Декалога, изложенные в Книге Исход. Но, может быть, название этой книги можно объяснить тем, что в ней дается вторая «редакция» Декалога — текст, высеченный на вторых скрижалях?
[5] Некоторые авторы полагают, что на каждой из скрижалей содержался идентичный текст, включающий все десять заповедей. Мол, это соответствовало нормам права. Две стороны заключают договор, и у каждой стороны остаётся свой идентичный экземпляр (Margaliot, Meshulam. «What was Written on the Two Tablets?». // Bar-Ilan University, July 2004). Но эта версия не выдерживает критики, так как «документ» находился полностью лишь у одной стороны — еврейского народа.