Декарт считал что атрибутом материальной субстанции является
Вопрос 27. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции
Заслуга Декарта перед философией в том, что он:
• обосновал ведущую роль разума в познании;
• выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;
• стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии;
• выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях».
2. То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом:
• в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.);
• зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.);
• следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;
• мыслить может реально существующий человек;
• следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;
• поскольку мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.
В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Я мыслю, следовательно, я существую».
3. Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.
Субстанция — это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.
Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции — не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).
Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:
При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:
• протяжение — для материальных;
Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности.
Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.
Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления — чувства, желания, ощущения.)
Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).
Человек — единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.
В целом учение Декарта о субстанции можно выразить следующей схемой:
4. Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека.
С точки зрения дуализма Декартом решается и «основной вопрос философии»: спор о том, что первично — материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни? сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.
5. При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе.
Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет применения в процессе познания. Следовательно, активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: «превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство»). В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле — от общего к частному, а в философском).
Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.
Также Декарт при использовании рационалистическо-дедуктивного метода предлагает применить следующие приемы исследования:
• допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание;
• сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи;
• последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным;
• строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.
6. Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.
Данные идеи могут быть двух видов:
Примером могут служить следующие:
• врожденных суждений — «целое больше своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть». Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания.
Целями познания, по Декарту, являются:
• расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;
• использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека;
• изобретение новых технических средств;
• усовершенствование природы человека.
В качестве конечной цели познания философ видел господство человека над природой.
Декарт считал что атрибутом материальной субстанции является
Философия: Учебник для вузов
Под общ. ред. В. В. Миронова
250-летию основания Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова
В. В. Миронов – введение; раздел IV, главы 1, 2;
В. В. Васильев – раздел I, главы 4, 5;
П. П. Гайденко – раздел I, главы 1—3; раздел II, глава 2;
A. Ф. Зотов – раздел II, главы 3—5;
B. И. Кураев – введение; раздел VIII, глава 3; вместо заключения;
В. А. Лекторский – раздел V, глава 1;
М. А. Маслин – раздел III, главы 1—4;
К. X. Момджян – раздел VII, глава 1;
A. Г. Мысливченко – раздел III, глава 5; раздел VI;
B. С. Нерсесянц – раздел VIII, глава 2;
Е. Л. Петренко – раздел I, глава 6;
A. А. Попов – раздел III, глава 3;
Д. А. Силичев – раздел II, главы 1, 6, 7; раздел VII, главы 3, 4;
Ю. Н. Солодухин – раздел VIII, глава 1;
B. С. Стёпин – раздел V, глава 2;
В. С. Швырев – раздел IV, глава 3;
В. Н. Шевченко – раздел VII, глава 2.
Нашему издательству скоро исполняется десять лет. Все эти годы мы считаем одной из главных своих задач, имеющих большое общественное значение, выпуск учебников и учебных пособий для высших учебных заведений по различным отраслям гуманитарного знания: праву, политологии, экономике, социологии, истории. В общей сложности вышло в свет около 200 учебников и учебных пособий. И тем не менее, данная книга для нас особенная: это первый учебник по философии, выпущенный нашим издательством.
Предлагаемая книга отличается по ряду моментов от других аналогичных изданий. Авторы учебника исходят из того, что в отличие от большинства других гуманитарных наук философия возникла, живет, развивается как совокупность взглядов, концепций, систем, учений, подчас существенно отличающихся друг от друга. Философии как жесткой системы идей и принципов, единственно верной на все времена, не было и никогда не будет. Единство философии как науки и как учебной дисциплины – в единстве вопросов, проблем, которыми она занимается, которые решает на протяжении более чем двух тысячелетий. Но сама трактовка этих вопросов многообразна, меняется с каждой исторической эпохой, с появлением выдающихся мыслителей. В этом смысле философия по самой своей сути имеет плюралистический характер. Вот почему большое внимание в учебнике уделено подробному изложению истории философской мысли, в том числе истории философии в России, включая советский период.
Главный упор сделан на показ современных интерпретаций фундаментальных вопросов философии: сущностных свойств бытия и сознания, человека и его места в мире, форм жизнедеятельности людей, знания и познания и т. д. Важно, что авторы, с одной стороны, стремятся опереться на новейшие достижения естественных и общественных наук, а с другой – показать роль философии как мировоззренческого и методологического ориентира. Это выражается, в частности, в том, что учебник содержит специальный раздел, посвященный генезису и структуре научного познания.
Несомненное достоинство учебника – анализ философских проблем, выдвигаемых современным этапом технологического, экономического, социального, духовного прогресса. Эти проблемы отражены в разделах, посвященных вопросам культуры, цивилизации, постиндустриальному обществу, взаимодействию философии с идеологией, религией, правом.
Приятно отметить, что на приглашение принять участие в написании учебника откликнулись ведущие российские ученые, преподаватели крупнейших российских вузов. Кратко представим их.
Васильев Вадим Валерьевич – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории зарубежной философии философского факультета МГУ.
Гайденко Пиама Павловна – доктор философских наук, профессор, заведующая сектором Института философии РАН; член-корреспондент РАН.
Зотов Анатолий Федорович – доктор философских наук, профессор кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ.
Кураев Вячеслав Иванович – кандидат философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института философии РАН.
Лекторский Владислав Александрович – доктор философских наук, профессор, заведующий отделом Института философии РАН; главный редактор журнала «Вопросы философии»; член-корреспондент РАН.
Маслин Михаил Александрович – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории русской философии философского факультета МГУ.
Миронов Владимир Васильевич – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой онтологии и гносеологии философского факультета МГУ, декан философского факультета МГУ; проректор МГУ.
Момджян Карен Хачикович – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социальной философии философского факультета МГУ.
Мысливченко Александр Григорьевич – доктор философских наук, профессор, консультант Института философии РАН.
Нерсесянц Владик Сумбатович – доктор юридических наук, профессор, руководитель Центра теории и истории права и государства Института государства и права РАН; академик РАН.
Петренко Елена Леонидовна – доктор философских наук, профессор кафедры философии Российской академии государственной службы при Президенте РФ.
Попов Андрей Алексеевич – кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры истории русской философии философского факультета МГУ.
Силичев Дмитрий Александрович – доктор философских наук, профессор кафедры социально-политических наук Финансовой академии при Правительстве РФ.
Солодухин Юрий Николаевич – кандидат философских наук, действительный государственный советник Российской Федерации I класса.
Стёпин Вячеслав Семенович – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философской антропологии философского факультета МГУ; директор Института философии РАН; академик РАН.
Швырев Владимир Сергеевич – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН.
Шевченко Владимир Николаевич – доктор философских наук, профессор кафедры философии Российской академии государственной службы при Президенте РФ; заведующий сектором Института философии РАН.
Уверен, что этот учебник поможет читателю составить достаточно целостное представление о предмете науки, возникновение которой ознаменовало возникновение самой цивилизации, и о том, что философия дает современному человеку и обществу.
Генеральный директор издательства «Норма» Э. И. Мачульский
Введение: что такое философия?
1. Эволюция представлений о предмете философии.
2. Основное содержание и функции философии.
3. Структура философии.
Часть первая. История философии.
Раздел I. История западной философии.
Глава 1. Античная философия.
1. Генезис философии в Древней Греции.
2. Космологизм и онтологизм ранней греческой философии.
3. Своеобразие античной диалектики. Апории Зенона.
4. Материалистическая и идеалистическая трактовка бытия.
6. Сократ: поиски достоверного знания.
7. Человек, общество и государство у Платона.
8. Аристотель: развитие учения о человеке, душе и разуме.
9. Этические учения стоиков и Эпикура.
Глава 2. Средневековая философия.
1. Средневековая философия как синтез христианского учения и античной философии.
2. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики. Номиналистическая критика томизма.
3. Специфика средневековой схоластики.
4. Философия в Византии (IV—XV века).
Глава 3. Развитие западноевропейской философии в XV-XVIII веках.
Метафизика Декарта: субстанции и их атрибуты
Центральным понятием рационалистической метафизики является понятие субстанции, корни которого лежат в античной онтологии.
Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций — духовные и материальные. Главное определение духовной субстанции — ее неделимость, важнейший признак материальной — делимость до бесконечности. Здесь Декарт, как нетрудно увидеть, воспроизводит античное понимание духовного и материального начал, понимание, которое в основном унаследовало и средневековье. Таким образом, основные атрибуты субстанций — это мышление и протяжение, остальные их атрибуты производны от этих первых: воображение, чувство, желание — модусы мышления; фигура, положение, движение — модусы протяжения.
Нематериальная субстанция имеет в себе, согласно Декарту, идеи, которые присущи ей изначально, а не приобретены в опыте, а потому в XVII веке их называли врожденными. В учении о врожденных идеях по-новому было развито платоновское положение об истинном знании как припоминании того, что запечатлелось в душе, когда она пребывала в мире идей. К врожденным Декарт относил идею бога как существа всесовершенного, затем — идеи чисел и фигур, а также некоторые общие понятия, как, например, известную аксиому: «если к равным величинам прибавить равные, то получаемые при этом итоги будут равны между собой», или положение «из ничего ничего не происходит». Эти идеи и истины рассматриваются Декартом как воплощение естественного света разума.
С XVII века начинается длительная полемика вокруг вопроса о способе существования, о характере и источниках этих самых врожденных идей. Врожденные идеи рассматривались рационалистами XVII века в качестве условия возможности всеобщего и необходимого знания, то есть науки и научной философии.
Что же касается материальной субстанции, главным атрибутом которой является протяжение, то ее Декарт отождествляет с природой, а потому с полным основанием заявляет, что все в природе подчиняется чисто механическим законам, которые могут быть открыты с помощью математической науки — механики. Из природы Декарт, так же как и Галилей, полностью изгоняет понятие цели, на котором основывалась аристотелевская физика, а также космология и соответственно понятия души и жизни, центральные в натурфилософии эпохи Возрождения. Именно в XVII веке формируется та механистическая картина мира, которая составляла основу естествознания и философии вплоть до начала XIX века.
Дуализм субстанций позволяет, таким образом, Декарту создать материалистическую физику как учение о протяженной субстанции и идеалистическую психологию как учение о субстанции мыслящей. Связующим звеном между ними оказывается у Декарта бог, который вносит в природу движение и обеспечивает инвариантность всех ее законов.
Декарт оказался одним из творцов классической механики. Отождествив природу с протяжением, он создал теоретический фундамент для тех идеализации, которыми пользовался Галилей, не сумевший еще объяснить, на каком основании мы можем применять математику для изучения природных явлений. До Декарта никто не отважился отождествить природу с протяжением, то есть с чистым количеством. Не случайно именно Декартом в наиболее чистом виде было создано представление о природе как о гигантской механической системе, приводимой в движение божественным «толчком». Таким образом, метод Декарта оказался органически связанным с его метафизикой.
Рационализм в философии Нового времени
Цель лекции: познакомить студента с особенностью рационалистической философии Нового Времени.
Рене Декарт (1596-1650)
Рене Декарт был основателем философии рационализма Нового Времени. Большое влияние на философию Декарта оказало развитие естествознания. Он был не только философ, но прекрасный и талантливый, математик и физик. Декарт направил философию в совершенно новое направление. С философии Декарта открывается Новый период в истории философии.
Основные произведения Рене Декарта: » Правила для руководства ума «, » Рассуждения о методе «, » Метафизические рассуждения «, » Начала философии «.
Декарт вводит понятие Бога в философию, чтобы обосновать существование окружающего мира. Бог является причиной других телесных и духовных субстанций. Бог является гарантом всякого существования. Декарт выводит следующие тезисы существования Бога
Такие аргументы Декарта называют в истории философии онтологическим доказательством бытия Бога. Наличием Бога Декарт хотел обосновать весь окружающий материальный мир.
Физика Декарта носит механистический характер. Это связано с тем, что Декарт обосновывал все изменения, которые происходят в окружающем нас мире с движением, протяженностью и геометрической формой тел. Декарт считает, что главный атрибут материи это распространенность, следовательно, Декарт практически приравнял понятие материи и понятие протяженности.
Одной из заслуг Декарта является формирование трех законов механики:
Также Декарт постулирует принцип детерминизма, в соответствии с которым все явления в природе причинно обусловлены.
Космогония.Как уже отмечалось выше, несмотря на дуалистический характер, философия Декарта ближе к идеализму, так как исходит из божественного принципа как первоосновы бытия. Понятие Бога присутствует не только в онтологии, но и космогонии Декарта. Декарт признавал материю пассивным началом бытия. Следовательно, для того, чтобы объяснить движение материи Декарт обращается к понятию Бога. Декарт считал, что божественная сущность придала импульс материи. Бог сообщил материи движение, которое стало неотъемлемым качеством материи. Движение материи в космосе в итоге привело к созданию солнечной системы.
Учение о живых организмах.Декарт соотносил живые организмы с определенными механизмами. Законы механики и физики он целиком и полностью переносил на живые организмы. Такие основные физиологические характеристики живого организма, как системы дыхания, кровообращения, пищеварения, Декарт сравнивал с процессами, которые происходят в механических устройствах. Декарт также открыл механизм ответных реакций организма на воздействие внешней среды, и русский ученый-физиолог Павлов считал его главным своим предшественником. Декарт связывал ответные импульсы с движением крови, а не с движением нервных импульсов, которые были на тот момент еще не известны науке. Декарт делал различие между животным и человеком, он не считал человека простым животным организмом. Это он связывал с тем, что человек может действовать целесообразно и обладает речевым аппаратом. Эти способности (говорить и действовать рационально) Декарт считал, что присуще только человеку. Наличие этих качеств Декарт связывал с наличием разумной души у человека.
Декарт выделял следующие правила для достижения достоверного знания
Учение об идеях.Декарт выделял следующие виды идей:
Барух Спиноза (1632-1677).
Метафизика Спинозы исходит из принципа пантеизма.
Спиноза выделяет три ступени познания.
Человеческая способность рассудка к познанию связана со способностью мыслить абстрактно, оперировать понятиями и вырабатывать суждения.
В этическом учении Спиноза обращается к принципу детерминизма. Спиноза как рационалист считает, что все явления и события причинно обусловлены. Спиноза отрицал свободу воли у человека в глобальном плане. Свобода есть сознанная необходимость. Спиноза не считал, что эти понятия взаимоисключающие.
Спиноза, однако, не отнимал свободу у человека полностью. Он считал, что свобода человека должна воплощаться в познании природы. Однако Спиноза отрицал возможность того, что человек сможет силой познания одолеть природу.
Декарт считал что атрибутом материальной субстанции является
Учение Декарта о субстанции.
Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.
Субстанция – это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.
При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:
протяжение – для материальных;
мышление – для духовных.
Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком – протяжение (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности.
Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.
Остальные свойства как материальных, так и духовных производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т.д.; модусами мышления – чувства, желания, ощущения.).
Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций – материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).
Человек – единственное существо в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.
Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека.
Философы, мыслящие метафизически, если они понимали движение как только механическое, видели причину движения во внешних обстоятельствах. На этой основе возникла идея первотолчка (Ньютон), которая вполне могла совмещаться с признанием какой-то загадочной силы и даже с существованием бога.
Вместе с тем важно отметить, что сама возможность покоя, относительной устойчивости вещей определяется движением материи. Не было бы движения, не было бы и качественно различных предметов, не было бы и равновесия, стабильности и т.д., т.е. не было бы и покоя.
Впервые четкую классификацию основных форм движения, а через нее и классификацию наук дал Ф.Энгельс. Он выделил пять основных форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную.
С попытками оторвать движение от материи выступали естественники и философы, начиная с середины XIX в.
Так, Освальд, пытаясь создать новое философское направление, сделал вывод, что первичной субстанцией, первоначалом всех веществ является энергия. Это направление в философии получило название «энергетизма». Против него выступили виднейшие физики и философы того времени, в частности, Планк, Лебедев и др.