Декламация это в литературе что такое
ДЕКЛАМАЦИЯ
ДЕКЛАМА́ЦИЯ (от лат. declamatio), произнесение художественных произведений вслух. В античности так называлось произнесение главным образом парадных речей (особенно учебных), в новое время стихов. Д. стихов существенно отличается от Д. прозы: она
(а) подчеркивает выделенность упорядоченной, выровненной стихотворной речи на фоне неупорядоченной внестиховой (см. Поэзия и проза) и
(б) стушевывает частную выделенность отдельных мест на фоне общей выделенности стиха.
Так, в русском языке при переходе от прозы к стиху происходит общее повышение тона, как в эмфазе; изменяются тембровые оттенки, смягчаются звуковысотные контрасты; разница в силе между ударными и безударными гласными увеличивается, а между сильноударными и слабоударными сглаживается; концы стиховых периодов (полустиший, стихов, полустроф, строф) отмечаются регулярными паузами пропорциональной длительности; середины этих периодов отмечаются повышением голоса (антикаденцией), концы понижением (каденцией); усиливается общий тип «перечислительной» интонации, как бы объединяющей строки (см. Интонация поэтическая).
Подчеркивание этих особенностей (в различных сочетаниях) в русской традиции характерно для чтения поэтов (подающих стихи, «как песню»), стушевывание для чтения актеров (подающих стихи, «как прозу»); преобладание той или иной тенденции определяется материалом (см. Напевный стих, Говорной стих) и поддерживается школой. Отклонения от этих особенностей обычно семантизированы, т. е. служат для выделения мест текста, представляющихся декламатору важными по смыслу. Поэтому Д. является интерпретацией текста, т. е. выделением одного из многих потенциальных его осмыслений; поэтому Д. искусных чтецов, а тем более самих поэтов может быть для литературоведения важным материалом. В частности, установлено, что одни поэты, сочиняя стихи, ощущают их произносимыми (А. Белый), другие нет (А. А. Блок), и Д. первых включает многие элементы, важные для авторского замысла, но не поддавшиеся выражению в письменном тексте. Некоторые поэты пытаются выразить желаемые декламационные особенности расположением строк и другими графическими приемами (А. Белый, В. Хлебников, И. Сельвинский); но толкование таких приемов требует осторожности например, «отрывистая» разбивка строк «Необычайного приключения » В. В. Маяковского нимало не соответствует «плавной» авторской Д. этого стихотворения. Предметом филологического внимания Д. стала в начале XX в., когда в ней искали ключ к таким проблемам стиховедения, как метр и ритм (Э. Зиверс, Ф. Заран, П. Верье и др.); к Д. восходят основные понятия такой области, как мелодика стиха.
Литература:
Бернштейн С. И., Стих и декламация, в сб.: Рус. речь, в. 1, Л., 1927;
его же, Голос Блока, в кн.: Блоковский сборник, [т.] 2, Тарту, 1972;
Эйхенбаум Б. М., О камерной декламация, в его сб.: О поэзии. Л., 1969;
Шервинский С. В., Худож. чтение, М., 1935;
его же, Ритм и смысл, М., 1961;
Яхонтов В. Н., Театр одного актера, М., 1958.
Полезное
Смотреть что такое «ДЕКЛАМАЦИЯ» в других словарях:
ДЕКЛАМАЦИЯ — (лат., от declamare громко говорить). У древних означало искусство изложения возвышенных мыслей и чувств в красноречивой Форме. У нас умение читать выразительно произведения поэзии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка
декламация — прочтение, мелодекламация, прочитывание, чтение Словарь русских синонимов. декламация сущ. • чтение Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 … Словарь синонимов
ДЕКЛАМАЦИЯ — (от латинского declamatio упражнение в красноречии), искусство выразительного чтения стихов или прозы (ритмизация текста, подчеркивание интонацией ключевых слов и т.п.). В эпоху классицизма в западноевропейском и русском театре владение… … Современная энциклопедия
Декламация — (от латинского declamatio упражнение в красноречии), искусство выразительного чтения стихов или прозы (ритмизация текста, подчеркивание интонацией ключевых слов и т.п.). В эпоху классицизма в западноевропейском и русском театре владение… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ДЕКЛАМАЦИЯ — ДЕКЛАМАЦИЯ, декламации, мн. нет, жен. (лат. declamatio). Действие по гл. декламировать. В концертном отделении будет пение и декламация. || Искусство выразительного чтения. Курс хоровой декламации. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ДЕКЛАМАЦИЯ — (от лат. declamatio упражнение в красноречии) искусство художественного чтения стихов или прозы … Большой Энциклопедический словарь
декламация — ДЕКЛАМИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; несов., что. Выразительно читать, произносить (художественный текст). Д. стихотворение. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
декламация — декламация. Произношение [дэкламация] устарело … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
ДЕКЛАМАЦИЯ
Смотреть что такое ДЕКЛАМАЦИЯ в других словарях:
ДЕКЛАМАЦИЯ
или выразительное чтение. — С давних пор были известны практические приемы Д., передававшиеся выучкой «с голоса» при совершенно субъективных и бессисте. смотреть
ДЕКЛАМАЦИЯ
(от лат. declamatio — упражнение в красноречии) искусство произнесения стихов или прозы. В Древнем Риме Д. — упражнение в красноречии, составляв. смотреть
ДЕКЛАМАЦИЯ
декламация ж. 1) Действие по знач. глаг.: декламировать (1). 2) перен. Неестественная приподнятость, патетичность речи, ложный пафос, фразерство.
ДЕКЛАМАЦИЯ
декламация ж.recitation; declamation (об. ирон.)
ДЕКЛАМАЦИЯ
ДЕКЛАМАЦИЯ
ДЕКЛАМАЦИЯ
Декламация или выразительное чтение. — С давних пор были известны практические приемы Д., передававшиеся выучкой «с голоса» при совершенно субъективных. смотреть
ДЕКЛАМАЦИЯ
В т-ре эпохи Классицизма, драматургия к-рого была преимуществ. стихотворной, сформировалось понятие Д. как поведения актера. Понимание Д. классицизмом обусловлено абсолютным приматом слова в театр.-драматич. иск-ве, ориентацией его на логич. структуру высказывания. В Классицизме слово было звуковым жестом, действием, синтаксис определялся логикой мысли, соответственно представлениям о разумности бытия, торжестве разума над страстью, поэтому классицистский т-р построен на соединении иск-ва Д. как красноречия и зрелищного иск-ва декораций и сценич. эффектов. Отвечавшая классицизму манера Д. как сценич. речи воспринималась описателями следующих поколений как «завывающая», распевная, условная, следующая интонацией не синтаксич. структуре и смыслу слов, а ритму стихов (прежде всего александрийского стиха, принципиально довольно монотонного и уравнивающего ритмич. вариации). Соответственно ритму стиха и логике высказываний строились также статичные мимика, жесты, позы актеров.
Становление Романтизма изменило принципы Д., основой к-рой стал принцип свободы актерского вдохновения и чувства, эмоциональная, а не логич. орг-ция речи. Многочисл. мемуары о Д. эпохи Романтизма указывают на высокую эмоциональность Д., с трудом поддающуюся пересказу. В эпоху Романтизма в основе Д. остается стихотв. ритм, чрезвычайно умноживший число своих форм. Важнейшей чертой Д. эпохи Романтизма было сосуществование собственно театральной Д. с салонной, исполнявшейся не столько актерами, сколько самими поэтами. Активное участие столичных поэтов в театральных постановках обеспечивало единство принципов Д.
История Д. с сер. 18 до нач. 20 вв. отражает эволюцию лит-ры и мировоззрения в целом от Классицизма к Романтизму, затем к Реализму, и далее к Символизму. Каждое новое поколение воспринимало Д. предыдущей эпохи как фальшивую, напыщенную и искало новые ее формы, отражающие, по его мнению, истинную жизнь. Слово «театральность» часто становилось ругательством у самих деятелей т-ра, и более всего было дискредитировано слово «Д.».
Одновременно методы обучения Д. становятся и методами обучения пониманию лит. произв. через его выразит. чтение. Среди выдающихся исследователей и педагогов Д. можно назвать В. В. Сладкопевцева, В. П. Шереметевского, В. П. Острогорского, С. М. Волконского, крупнейшими исполнителями 2-й пол. 19 и нач. 20 вв. были М. С. Щепкин (инициатор публичных лит. чтений, 1843), М. Н. Ермолова, П. А. Никитин (1836-80), устраивавший лит. концерты в 1850-х гг., И. Ф. Горбунов, создавший свой репертуар из сочинявшихся им сценок быта, чтец-любитель педагог А. Ф. Бардовский (1857-1918), чтец-любитель психиатр В. В. Чехов, актеры В. И. Качалов, О. Э. Озаровская, В. Н. Андреев-Бурлак, В. В. Максимов (1880-1937), А. А. Закушняк.
В начале 20 в. поиски новых поэтич. ритмов и активность поэтов как исполнителей собств. стихов возродили отчасти понимание поэзии как принципиально устной формы словесного иск-ва, вступив в конфликт со сложившейся актерской реалистич. интерпретацией стихотворных текстов. Этот конфликт существует с тех пор 100 лет и проявляется в ритмич. чтении поэтов и демонстративно антиритмич. чтении актеров, стремящихся исполнять стихи, полностью игнорируя специфику стихотворного текста. К началу 20 в. относятся также первые экспериментально-фонетич. исследования особенностей стиховой речи, стиховой интонации (С. И. Бернштейн, «Голос Блока» и др.).
ДЕКЛАМАЦИЯ
ДЕКЛАМАЦИЯ
ДЕКЛАМАЦИЯ (лат. declamatio – упражнение в красноречии), искусство выразительного чтения стихов или прозы. Значение термина исторически менялось.
Термин зародился в Древнем Риме, где ораторское искусство считалось одним из самых почетных и уважаемых. К театральному искусству термин стал применяться во времена развития классицизма (17–18 вв.), когда в понятие декламации входила вся совокупность средств актерского мастерства: речь, жестикуляция, мимика (См. также ЖЕСТОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ). Эстетика классицистского исполнения требовала от исполнителей мерного, четкого произнесения текста, подчиненного ударениям и цезурам патетической стихотворной трагедии. Соблюдался строгий канон торжественно-приподнятой, акцентировано ритмизированной, напевной манеры произнесения текста, сопровождаемой широким статичным жестом, подчеркивающим условность сценической речи.
В конце 18 – начале 19 вв., с развитием романтического театра, каноны классицистской декламации начали меняться. Условность, напевность, подчеркнутая ритмичность в произнесении текста оставались, но актерская манера произнесения обогащалась перепадами чувств, чередованием форте и пиано, неожиданными смысловыми ударениями.
Однако полное разрушение декламационного канона принесло с собой развитие и становление реалистического театра в конце 19 – начале 20 вв. Его основные требования – передача сложных оттенков характеров, приближенность к жизни, передача индивидуальных и социально-типических черт персонажей – привели к коренному изменению принципов сценической речи. Слово «декламация» по отношению к театральному искусству приобрело устойчивый негативный оттенок и стало синонимом ложной ходульной манеры речи. В этом существенную роль сыграл К.С.Станиславский, рассматривавший декламационность в своей теории и методике актерского искусства как один из главных показателей пустоты и фальши.
К концу 19 – началу 20 в. термин «декламация» сохранился только по отношению к концертному исполнению стихов (позднее был вытеснен понятием «художественное чтение»). На рубеже 19–20 вв. в эстрадном искусстве получила широкое распространение разновидность декламации – мелодекламация (чтение стихов или прозы под музыкальный аккомпанемент). В 1920-е, с развитием массового самодеятельного эстрадного и театрального движения, термин «декламация» широко употреблялся по отношению к коллективному произнесению стихов, речевок и пр.
В настоящее время принципы декламации в определенном смысле просматриваются в авторском чтении стихов, когда основной акцент делается поэтом не на смысловом содержании, а на метрической и ритмической структуре поэтического произведения. Однако сам термин сохранился преимущественно в качестве обозначения малосодержательной или напыщенной речи.
Словари
1. процесс действия по гл. декламировать I
2. Результат такого действия; декламирование 2..
1. процесс действия по гл. декламировать II
2. Результат такого действия; неестественная приподнятость, патетичность речи; ложный пафос.
ДЕКЛАМА́ЦИЯ, декламации, мн. нет, жен. (лат. declamatio). Действие по гл. декламировать. В концертном отделении будет пение и декламация.
|| Искусство выразительного чтения. Курс хоровой декламации.
1) Искусство выразительного чтения; само такое чтение.
Актер блестяще владел декламацией.
. При декламации [Демосфен] клал в рот гальку, чтобы добиться предельной подвижности артикулирующих органов и этим обеспечить хорошую дикцию. (Козаржевский).
2) перен. Напыщенная, неестественная манера речи, изложения, ложный пафос.
Никакого содержания, одна декламация! Не деловое предложение, а сплошная декламация.
В его словах слышались напыщенность и декламация.
деклами́ровать, декламацио́нный, деклама́тор, деклама́торский
От немецкого Deklamation (← фр. déclamation ← лат. declamatio ‘упражнение в произнесении речей, в красноречии’).
Декламация и деклами́рование совпадают в значении ‘выразительное чтение стихотворных и прозаических текстов’, но различаются употребительностью: декламирование употребляется реже. Декламация (декламирование) стихов. Только декламация употребляется в значении ‘искусство выразительного чтения’. Обучать пению и декламации.
Выразительное чтение художественных произведений; искусство выразительного произнесения стихов и прозы.
Пятистопные стихи без рифм требуют совершенно новой декламации. Пушкин, Письмо Л. С. Пушкину, 4 сент. 1822.
[Артист Давыдов] заставил нас задуматься о том секрете декламации, произношения и выразительности, который был ему известен. Станиславский, Моя жизнь в искусстве.
Напыщенная, искусственно приподнятая манера говорить; напыщенные слова, речи.
Вообще в словах Кокошкина слышна была напыщенность, декламация, и это отнимало искренность у его речи, касающейся даже предмета, страстно им любимого. С. Аксаков, Литературные и театральные воспоминания.
Зина с удивлением слушала всю эту длинную декламацию, отлично зная, что маменька никогда не впадет в такой тон без причины. Достоевский, Дядюшкин сон.
В т-ре эпохи Классицизма, драматургия к-рого была преимуществ. стихотворной, сформировалось понятие Д. как поведения актера. Понимание Д. классицизмом обусловлено абсолютным приматом слова в театр.-драматич. иск-ве, ориентацией его на логич. структуру высказывания. В Классицизме слово было звуковым жестом, действием, синтаксис определялся логикой мысли, соответственно представлениям о разумности бытия, торжестве разума над страстью, поэтому классицистский т-р построен на соединении иск-ва Д. как красноречия и зрелищного иск-ва декораций и сценич. эффектов. Отвечавшая классицизму манера Д. как сценич. речи воспринималась описателями следующих поколений как «завывающая», распевная, условная, следующая интонацией не синтаксич. структуре и смыслу слов, а ритму стихов (прежде всего александрийского стиха, принципиально довольно монотонного и уравнивающего ритмич. вариации). Соответственно ритму стиха и логике высказываний строились также статичные мимика, жесты, позы актеров.
Становление Романтизма изменило принципы Д., основой к-рой стал принцип свободы актерского вдохновения и чувства, эмоциональная, а не логич. орг-ция речи. Многочисл. мемуары о Д. эпохи Романтизма указывают на высокую эмоциональность Д., с трудом поддающуюся пересказу. В эпоху Романтизма в основе Д. остается стихотв. ритм, чрезвычайно умноживший число своих форм. Важнейшей чертой Д. эпохи Романтизма было сосуществование собственно театральной Д. с салонной, исполнявшейся не столько актерами, сколько самими поэтами. Активное участие столичных поэтов в театральных постановках обеспечивало единство принципов Д.
История Д. с сер. 18 до нач. 20 вв. отражает эволюцию лит-ры и мировоззрения в целом от Классицизма к Романтизму, затем к Реализму, и далее к Символизму. Каждое новое поколение воспринимало Д. предыдущей эпохи как фальшивую, напыщенную и искало новые ее формы, отражающие, по его мнению, истинную жизнь. Слово «театральность» часто становилось ругательством у самих деятелей т-ра, и более всего было дискредитировано слово «Д.».
Одновременно методы обучения Д. становятся и методами обучения пониманию лит. произв. через его выразит. чтение. Среди выдающихся исследователей и педагогов Д. можно назвать В. В. Сладкопевцева, В. П. Шереметевского, В. П. Острогорского, С. М. Волконского, крупнейшими исполнителями 2-й пол. 19 и нач. 20 вв. были М. С. Щепкин (инициатор публичных лит. чтений, 1843), М. Н. Ермолова, П. А. Никитин (1836-80), устраивавший лит. концерты в 1850-х гг., И. Ф. Горбунов, создавший свой репертуар из сочинявшихся им сценок быта, чтец-любитель педагог А. Ф. Бардовский (1857-1918), чтец-любитель психиатр В. В. Чехов, актеры В. И. Качалов, О. Э. Озаровская, В. Н. Андреев-Бурлак, В. В. Максимов (1880-1937), А. А. Закушняк.
В начале 20 в. поиски новых поэтич. ритмов и активность поэтов как исполнителей собств. стихов возродили отчасти понимание поэзии как принципиально устной формы словесного иск-ва, вступив в конфликт со сложившейся актерской реалистич. интерпретацией стихотворных текстов. Этот конфликт существует с тех пор 100 лет и проявляется в ритмич. чтении поэтов и демонстративно антиритмич. чтении актеров, стремящихся исполнять стихи, полностью игнорируя специфику стихотворного текста. К началу 20 в. относятся также первые экспериментально-фонетич. исследования особенностей стиховой речи, стиховой интонации (С. И. Бернштейн, «Голос Блока» и др.).
ДЕКЛАМАЦИЯ
Смотреть что такое «ДЕКЛАМАЦИЯ» в других словарях:
ДЕКЛАМАЦИЯ — (лат., от declamare громко говорить). У древних означало искусство изложения возвышенных мыслей и чувств в красноречивой Форме. У нас умение читать выразительно произведения поэзии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка
декламация — прочтение, мелодекламация, прочитывание, чтение Словарь русских синонимов. декламация сущ. • чтение Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 … Словарь синонимов
Декламация — (от латинского declamatio упражнение в красноречии), искусство выразительного чтения стихов или прозы (ритмизация текста, подчеркивание интонацией ключевых слов и т.п.). В эпоху классицизма в западноевропейском и русском театре владение… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ДЕКЛАМАЦИЯ — ДЕКЛАМАЦИЯ, декламации, мн. нет, жен. (лат. declamatio). Действие по гл. декламировать. В концертном отделении будет пение и декламация. || Искусство выразительного чтения. Курс хоровой декламации. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ДЕКЛАМАЦИЯ — (от лат. declamatio упражнение в красноречии) искусство художественного чтения стихов или прозы … Большой Энциклопедический словарь
декламация — ДЕКЛАМИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; несов., что. Выразительно читать, произносить (художественный текст). Д. стихотворение. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
декламация — декламация. Произношение [дэкламация] устарело … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке