Декларация eac что это
Что такое сертификация Таможенного Союза (ЕАС)?
После подписания договора о Евразийском Экономическом союзе, в который вступили 5 государств (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия), в силу начали вступать Технические регламенты Евразийского Экономического Союза. Решением комиссии таможенного союза №620 от 07.11.2011 утвержден перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в виде декларирования или сертификации. Соответственно производителям и импортерам или экспортерам этой продукции необходимо получить документ соответствия (сертификат или декларацию) для реализации и таможенной очистки товаров.
Что же такое сертификация ЕАС?
Аббревиатура ЕАС расшифровывается как Евразийское соответствие качества. Сертификат ЕАС – это документ, подтверждающий соответствие продукции требованиям технического регламента Евразийского Экономического Союза (Таможенного Союза). На бланке сертификата ставится маркировка ЕАС. Другими словами, это и есть Сертификат ТР ЕАЭС. Сертификат, также как и декларация, выдается на основании протокола испытаний. Испытания проводятся в аккредитованной лаборатории. После проведения испытаний выдается заключение на соответствие требованиям нормативно-техническое документации (ГОСТ или ТУ), после чего выдается документ соответствия или отказ в выдаче документа соответствия.
Для получения сертификата или декларации необходимо предоставить в центр сертификации следующие документы:
После получения сертификата, производитель имеет право маркировать свою продукцию знаком ЕАС. Данный знак означает, что продукция прошла все необходимые проверки качества и вызывает доверие потребителей.
Если продукция не попадает в перечни технических регламентов?
В этом случае необходимо проверить попадает ли Ваша продукция в перечень обязательной сертификации и обязательного декларирования в системе ГОСТ-Р. Если нет, то выдается информационное письмо, которое сообщает о том, что продукция не подлежит обязательной сертификации и декларированию. В ноябре 2018 года с органов сертификации сняли полномочия по выдаче информационных писем. Теперь такое письмо таможенные сотрудники примут только от Минпромторга. В данном случае можно оформить добровольный сертификат соответствия.
При отсутствии необходимых документов соответствия КоАП налагает штраф до 300 тысяч рублей и накладывает наказание в виде приостановления деятельности до 90 дней. При нелегитимном оформлении документа (например, при отсутствии протокола испытаний) КоАП аннулирует сертификат и декларацию в одностороннем порядке.
В нашем центре сертификации Вы получите бесплатную консультацию о необходимом лично Вам документе. Менеджеры проконсультируют Вас о том, в какой перечень попадает Ваша продукция. Необходимы ли Вам дополнительные сопроводительные документы. Также в нашем центре Вы можете получить комплексную помощь в оформлении легитимных документов, с которым Вы сможете беспрепятственно реализовывать свою продукцию, не боясь проверки контролирующих органов.
По вопросам получения услуг в рассрочку обращайтесь к консультанту
Что означает знак EAC на упаковке и какие товары маркировать
Упаковка каждого товара содержит большое количество информации: сведения о самом продукте, его состав, данные о производителе. Помимо текстового формата, на изделия часто наносятся специальные символы. Эти информационные знаки стандартизированы и печатаются на упаковке в определенных ситуациях. Это могут быть требования к обращению с товаром и его хранению, экологические знаки, маркировки различных ассоциаций и отметки о сертификации товара.
Наверняка вы не раз наблюдали на упаковке товара три буквы, выведенные черным цветом ЕАС. Потребитель привык к этой маркировке, но далеко не каждый понимает, что конкретно стоит за этим сочетанием букв, для чего они нужны и на какие товары наносятся. Из нашего обзора вы узнаете, что такое EAC маркировка на товаре или упаковке, и в каких случаях она применяется. Эта информация важна для компаний, которые производят и реализуют товары в нескольких странах Таможенного союза.
EAC на товарах, что значит
С 1 января 2015 года объединение соседних с Россией государств функционирует как Евразийский экономический союз или ЕАЭС. Страны-участники Таможенного союза ЕАЭС регулярно внедряют процедуры, облегчающие товарооборот и прохождение таможенных формальностей. На начало 2021 года в организации состоит пять государств: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия.
Одним из решений союза стало внедрение единых требований к безопасности и качеству товаров и принятие общих для стран-участниц техрегламентов. Знак соответствия этим регламентам получил обозначение ЕАС.
Буквы EAC — это сокращение от слов Eurasian Conformity или названия символа Eurasian Conformity mark. Переводится это словосочетание как «Евразийское соответствие».
На пространстве Евразийского союза символ ЕАС обязателен, если на товар утвержден техрегламент и он ввозится для продажи. Знак печатается на упаковке, когда пройдена сертификация. Увидев такую маркировку, покупатель знает, что продукт проверен и безопасен.
Зачем нужна EAC маркировка
Обозначение ЕАС запущено в 2013 году. Цель появления единого знака обращения — создать общий для Евразийского союза символ, обозначающий соответствие товаров требованиям.
Такая маркировка задает определенный уровень качества товаров на пространстве ЕАЭС. Потребитель защищен от некачественных изделий и покупает безопасные товары. Также единый знак снижает количество контрафактной продукции.
Наносят маркировку до ввоза в таможенное пространство союза на месте производства. Занимается этим импортер или сам производитель, если производство располагается на территории ЕАЭС. Но существуют условия, когда маркировка товара выполняется уже на территории таможенного пространства.
Например, на прибывший на таможню товар знак ЕАС не нанесен или нанесен некорректно. В этом случае товары с таможни выпускают условно и перемещают на склад СВХ или на таможенный склад для выполнения маркировки. Как только маркировка или перемаркировка выполнены, таможенная служба оформляет окончательный выпуск продукции в свободное обращение.
Прежде чем нанести маркировку, образец продукции должен получить декларацию соответствия техрегламентам на основе испытаний. Важно правильно квалифицировать выпускаемые товары, так как для каждой товарной категории параметры испытаний отличаются и детально описаны в технических регламентах ЕАЭС.
Как только готова техническая документация, образцы товара доставляют в аккредитованную лабораторию и исследуют по всему перечню параметров. Если анализ лаборатории подтверждает безопасность и качество продукта — товар получает право на присутствие маркера EAC на своей упаковке.
Какой нормативный акт регулирует маркировку ЕАС
Знак качества EAC действует только на территории согласовавших его стран. Ключевой законодательный акт, определяющий маркировку — Постановление Таможенного Союза № 711 «О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения».
В тексте приводятся варианты изображения информационного знака, правила и область применения маркировки. Документ периодически дорабатывается, последние изменения вступили в силу 17 марта 2016 года.
Отсутствие знака обращения или его некорректное нанесение выявляется на таможне. Наличие и правильность маркировки ЕАС контролируют таможенные органы. Нарушение приведет к штрафам и конфискации товара по статье 16.3 КоАП РФ.
Куда наносится знак EAC и его размеры
Маркировка Евразийского союза печатается на каждой упаковке товара. Если маркируется одежда, то символы пропечатывается на ее этикетке. Часто производители дублируют маркировку в сопроводительной документации продукции, в частности, инструкциях, паспортах и описаниях.
Единственный случай, когда EAC допустимо наносить не каждую товарную упаковку — при транспортировке комплектующих. В такой ситуации знак присутствует только на первичной упаковке изделий.
Существуют определенные правила нанесения маркировки ЕАС:
Важно, чтобы маркировки EAC не была перекрыта другими символами и изображениями на упаковке. Куда наносить изображение решает сам производитель и импортер. Технический регламент на товарную группу может предписывать конкретное место нанесения специального изображения.
На какие товары необходимо наносить знак ЕАС
Для широкого перечня продовольственных и непродовольственных товаров на территории Таможенного союза уже разработаны и приняты технические регламенты. И этот список регулярно расширяется. На текущий момент в странах ЕАЭС действует свыше 40 техрегламентов на разные товарные группы. Вот список документов, уже вступивших в силу — ссылка.
Само по себе нанесение стикера EAC является лишь знаком для потребителя, что товар прошел контроль. Так что нанесение знака — не ключевое действие при маркировке. Маркировке знаком EAC подлежат только те товары, которые прошли лабораторные испытания и получили необходимые документы, подтверждающие качество.
Приведем пример групп товаров, на которые нужно наносить стикер. По ссылкам доступны сами технические регламенты.
Детские товары | Продукты | Непродовольственные товары |
---|---|---|
Продукция для детей и подростков Игрушки Оборудование для детских игровых площадок | Пищевая продукция Соки из фруктов и овощей Масложировая продукция Молоко и молочная продукция Мясо и мясная продукция Рыба и рыбная продукция | Парфюмерия и косметика Легпром Пиротехнические изделия Предметы мебели Табачная продукция |
Получает маркировку компания с регистрацией в странах Евразийского экономического союза: производитель либо импортер продукции. Знак обращения наносится до момента поступления продукции в оборот или пересечения границ стран ЕАЭС. Важно следить за датой окончания срока действия сертификата и своевременно проходить повторные проверки качества.
Какие ещё бывают знаки, и что они означают
Про маркировку EAC и что она значит, мы уже рассказали. Но на товарах присутствуют и другие информационные обозначения кроме спецсимвола EAC. Расскажем о наиболее распространенных маркировках товаров на российском рынке.
Система маркировки Честный ЗНАК
Цифровая маркировка сравнительно недавно появилась на товарах российского рынка. Двумерный штрихкод дата матрикс, внешне напоминающий QR-код, служит для отслеживания каждого изделия с момента его производства до продажи конечному потребителю. Маркировка Честный ЗНАК должна стать лекарством для российского рынка от подделок и контрафактной продукции.
Хотим отметить, что для упрощения работы с маркировкой Честный ЗНАК существует система GetMark.
Маркировка Ростест или РСТ
Это информационное обозначение во многом аналогично ЕАС. Отметка РСТ показывает, что товар получил сертификат качества. Но нормативы этого сертификата установлены только для территории РФ. Система сертификации, выдающая сертификат, называется ГОСТ Р.
Маркировка Евротест или CE
Обозначение CE происходит от французского Conformité Européenne. Это обозначение европейского соответствия продукции стандартам безопасности ЕС. Такой стикер часто встречается на телефонах. Устройства сертифицируются для различных рынков (стандарты РФ и ЕС отличаются) и отметки на упаковке продукта будут различаться.
Например, телефон, ввезенный «в белую», имеет на упаковке стикер РСТ или EAC. А «серые» устройства только маркировку Евротест обозначенную буквами EC.
Маркировка ГОСТ
ГОСТ или государственный стандарт содержит требования к производству продукта. После буквенных символов ГОСТ пишется его номер, по которому легко найти сам документ стандарта. Сама система ГОСТов создана еще во времена Советского союза и, кстати, многие стандарты действуют неизменно с советских времен.
Кроме ГОСТ к производству часто применяется понятие ТУ или технические условия. Разница в том, что ГОСТ устанавливается государством, а ТУ разрабатывает и устанавливает сам производитель товара.
Маркировка ISO
Такой знак на упаковке подтверждает, что продукт выпущен на производстве, стандартизованном по стандартам ISO. Маркировка ISO расшифровывается как International Organization for Standardization. Это означает, что предприятие прошло добровольную сертификацию по международным стандартам ISO и на нем функционирует эффективная система управления производством и выпускается качественный продукт.
Сертификация ЕАЭС
Оставить заявку
Обратный звонок
На смену Таможенному союзу постепенно приходит Евразийский экономический союз, поэтому заменяются и образцы сертификатов соответствия для различных товаров. Сертификат ЕАС представляет собой документ, заверяющий уровень качества изготавливаемой продукции и её соответствие не только условиям технического регламента ТС (ТР ТС), но и установленным регламентам ЕАЭС.
Для каждой товарной группы регламентированы определённые свойства и характеристики, которые и должны быть соблюдены. Сертификат соответствия ЕАЭС является объединённым документом для стран-участниц, к которым относятся РФ, Казахстан, Беларусь, Киргизия и Армения. Документ предоставляется на русском языке, однако при необходимости он может быть переведён на язык любой станы, входящей в состав союза.
Отличия ЕАЭС и ТР
Начиная с 25 декабря 2012 года, после принятия решения №293, ЕАС сертификат и ТР Таможенного союза имеются следующие различия:
При этом, согласно решению №154, принятому 15 ноября 2016 года, старые регламенты ТС продолжают считаться действительными до времени окончания прописанного в них срока действия. До первого января 2019 года было возможно использовать сохранившиеся экземпляры бланков с пометкой ТС, однако после этого срока они были окончательно заменены новыми образцами, отмеченными принадлежностью к ЕАЭС.
Как получить сертификат Евразийского экономического союза
Чтобы утвердить сертификат соответствия ЕАС, необходимо пройти декретированную процедуру в любом официальном сертификационном центре. При этом заявитель должен быть либо индивидуальным предпринимателем, либо юридическим лицом, оформленным законно и на постоянных основаниях на территории одной из стран-участниц союза. Если же требуется получить документ для компании, которая была зарегистрирована за границами стран, входящих в союз, необходимо участие ответственного лица, которое является импортёром на территории данных стран.
ЕАС сертификация может быть пройдена иностранной компанией после обращения подходящего представителя и только таким образом. Сертификат соответствия ЕАС выдаётся только при абсолютном соответствии товаров нормам, которые установлены в регламенте. При этом перечень регламентов перманентно увеличивается, и продукции, подверженной обязательной сертификации, становится больше.
Что необходимо для получения документа
Чтобы получить ЕАС сертификат, следует обратиться в специализированный центр сертификации, имеющий соответствующую аккредитацию. Например в наш центр.
Вместе с заявлением, составленном в письменной форме, необходимо предоставить следующие документы:
После подачи обозначенных документов и заявления в центре принимается решение о надобности в проведении сертификации (в случае, если товар входит в Единый перечень продукции, для которой установлена процедура обязательной проверки качества и безопасности), плане её проведения, а также требующихся экспериментах в условиях лаборатории.
Процедура получения сертификации
Если в сертификационном центре было принято положительное решение, то дальнейшая процедура имеет следующий вид:
Важно помнить, что оформление документов производится не в каждом сертификационном центре.
Стоимость услуги изменяется в зависимости от подобранного места обращения, вида товаров и числа необходимых исследований. Сроки выдачи так же варьируют в зависимости от типа изучаемой продукции.
Период действия
Получение сертификата возможно на срок от одного до пяти лет. При этом время действия документов для большей части товаров устанавливается надлежащим техническим регламентом, которых на Единой территории разработано и утверждено боле 20, в зависимости от вида продукции. Если же оно не обозначено в соответствующих документах, то период действия обозначается заявителем, однако срок не должен составлять более пяти лет.
Узнать, является ли документ действительным, можно при помощи единого реестра, поиск в котором осуществляется по номеру сертификата. Когда период действия документа завершён, требуется повторное прохождение процедуры, которое в ряде случаев возможно по упрощённой схеме. Нужно учитывать, что инспекционный контроль проводится ежегодно.
Как подтвердить, что товар соответствует техническим регламентам ЕАЭС
Через декларирование, сертификацию и госрегистрацию
Технические регламенты устанавливают требования, которым должна соответствовать продукция, чтобы считаться безопасной для потребителей.
Прежде чем продавать товары на территории страны, производитель или импортер оформляет документы, которые подтверждают их безопасность. Причем для разных видов продукции процедуры оформления различаются. Все это прописано в системе технических регламентов.
Я расскажу, как предпринимателю разобраться в этой системе и ничего не нарушить.
Что такое технический регламент ЕАЭС
Технический регламент — документ, где описаны требования к продукции, товарам, приборам и оборудованию. Если товар соответствует требованиям регламента, то его можно хранить, перевозить и продавать на территории ЕАЭС, Евразийского экономического союза.
Сейчас в ЕАЭС входят Россия, Армения, Казахстан, Беларусь и Киргизия. Раньше у этих стран были свои правила и стандарты, но когда они объединились в союз, то стали применять общие технические регламенты. За разработку регламентов отвечает Комиссия Таможенного союза.
Например, предприниматель хочет привезти из Китая в Россию партию детских курток. Нельзя просто доставить эти товары в страну и начать продавать: вдруг они опасны, например вызывают аллергию.
Сначала нужно выяснить, под какие регламенты подпадают товары и как подтверждать соответствие требованиям. Технических регламентов довольно много — полный список есть на сайте Росстандарта. Причем одна и та же продукция может одновременно регулироваться несколькими регламентами. Так, требования к детским курткам прописаны в двух документах: ТР ТС 017/201 1 «О безопасности продукции легкой промышленности» и ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». Свои регламенты есть для молочной продукции, мяса, петард, игрушек, аттракционов, автомобилей.
ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности»PDF, 242 КБ
ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»PDF, 242 КБ
Подтвердить соответствие можно тремя способами: декларированием, сертификацией и государственной регистрацией. В технических регламентах прописано, какой способ применять к конкретной продукции. Одни товары нужно сертифицировать, другие — регистрировать, а по третьим достаточно представить декларацию о соответствии.
Расскажу про каждый способ.
Это самый простой способ подтверждения: производитель или импортер письменно заявляет, что продукция соответствует требованиям технических регламентов. Такое заявление называется декларацией соответствия.
Но голословных утверждений недостаточно, требуются доказательства. Чтобы оформить декларацию соответствия, нужно исследовать продукцию в лаборатории и получить протокол испытаний.
Ответственность за достоверность сведений в декларации соответствия несет заявитель — производитель или импортер.
Общий план действий такой:
Схемы декларирования соответствия. Существует шесть схем декларирования: 1д, 2д, 3д, 4д, 5д и 6д.
Схема 1д применяется для декларирования серийно выпускаемой продукции на основании собственных доказательств заявителя. Это самая мягкая схема, когда можно проверить товары по документам — без исследования образцов.
Схема 2д похожа на 1д, но подходит не для серийного выпуска, а для конкретной партии или единичного изделия.
Схема 3д используется для серийной продукции. Но, в отличие от 1д, заявитель не может ограничиться собственными доказательствами — одних документов уже недостаточно. Он должен провести испытания в аккредитованной лаборатории на конкретных образцах продукции.
Схемы 5д и 6д — более редкие и специфические. Я не встречал товаров, которые были бы задекларированы таким образом. Так, схема 5д применяется для оборудования, которое:
Схема 6д актуальна для крупных промышленных предприятий, у которых есть собственная лаборатория и сертифицированная система менеджмента качества по стандартам ISO.
Заявитель сам выбирает схему декларирования, но с учетом ограничений технического регламента. Например, для одежды из кожи и меха, головных уборов, носовых платков, полотенец и шарфов недоступны самые простые схемы — 1д и 2д.
Выбор схемы зависит от товара и контекста. Не стоит гадать или пытаться сделать «как проще» — консультируйтесь у экспертов, чтобы избежать проблем с таможней и другими государственными органами. Например, можно связаться с конкретной лабораторией и узнать, получится ли провести исследования без образцов товаров — просто по документам.
Я ввозил в Россию из Германии тельфер — грузоподъемник. Его выпустил крупный и известный европейский производитель, поэтому лаборатория разрешила провести декларирование по схеме 1д. Дело в том, что система технических регламентов ЕАЭС дружит с европейской — у нас принимают их документы и сертификаты качества. А вот если бы я привез такой же подъемник, но только китайского производителя, скорее всего, потребовалась бы схема с испытаниями образцов — 3д или 4д.
Как выбрать лабораторию. Выбирайте среди лабораторий, которые прошли государственную аккредитацию и работают с вашей группой товаров. Проверить аккредитацию и полномочия по товарной группе можно в специальном реестре.
Но стоит осторожно работать с лабораториями, которые обещают проверить дешевле «по упрощенной и ускоренной процедуре»: экономия в 5—7 тысяч может вылиться в большие финансовые потери.
Например, импортер закупил продукцию за границей и хочет ввезти ее в Россию. Для этого он должен представить в таможню декларацию соответствия на товар. По идее импортер должен действовать так: сначала ввезти образцы продукции, протестировать их, оформить декларацию соответствия — и потом уже ввезти основную партию.
Но, чтобы сэкономить время и деньги, он обратился в сомнительную лабораторию, которая «нарисовала» протокол по схеме 3д или 4д без предоставления образцов продукции.
При импорте основной партии таможня внезапно запрашивает не только декларацию соответствия, но и доказательства ввоза в страну испытательных образцов и передачи их в лабораторию. Ничего такого у импортера нет: испытаний же не было, их сфальсифицировали.
В результате таможня не пропускает груз. Импортеру нужно заново проводить испытания и оформлять новую декларацию соответствия. Все это время груз будет лежать на складе временного хранения, СВХ. А склад работает не бесплатно, за каждый день нужно платить. И эти расходы дополнительно ложатся на импортера, который вообще-то хотел сэкономить.
С лабораториями, которые практикуют сомнительные схемы, есть и другая проблема: их часто исключают из реестра Росаккредитации. Обычно все происходит так: ради привлечения клиентов лаборатория начинает жестко демпинговать. А чтобы уменьшить свои расходы, она фактически имитирует испытания.
Рано или поздно Росаккредитация и Роспотребнадзор приходят с проверкой — узнать, как работает лаборатория. Инспекторы запрашивают случайные материалы исследований, а там написан всякий бред. В итоге лабораторию лишают аккредитации и отзывают декларации, которые выданы на основании ее протоколов.
У специалистов по ВЭД, таможенников и сертификатчиков есть термины «битая лаба» и «левый серт». Это, соответственно, лаборатория, у которой отозвали аккредитацию, и сертификат или декларация соответствия, которые аннулированы или вот-вот будут исключены из государственного реестра документов. Если товар стоит на таможне, а декларация соответствия на него вдруг утратила силу, то растаможить его не получится.
В мае 2019 года я столкнулся с подобными неприятностями. Роспотребнадзор совместно с Росаккредитацией проверил более 100 лабораторий в Центральном федеральном округе и аннулировал десятки аккредитаций. Это привело к массовому отзыву разрешительных документов, которые уже были оформлены.
Нам пришлось выгружать груз на склад временного хранения, ждать две недели, пока из Китая прилетят новые образцы продукции, проводить новые испытания и заново декларировать соответствие. Это обошлось в 240 000 Р :
Пример. Допустим, я хочу приобрести в Германии полуавтоматический подъемник для автомастерской. Сначала нужно определить, под действие каких документов подпадает это оборудование. Если не разбираетесь в регламентах, сделать это самостоятельно будет сложно. Цена ошибки высока: неправильно оформите декларацию — таможня не пропустит груз.
Я действую так: сначала определяю код товарной номенклатуры, ТН ВЭД. Есть специальный справочник, где каждому виду товаров присвоен код. Например, код для подъемника — 84 28 90 900 0. Здесь тоже легко ошибиться: даже небольшие различия дают разный набор цифр. Например, у галстука из шелка код 6215 10 000 0, а из прочих текстильных материалов — 6215 90 000 0.
Потом я вбиваю код ТН ВЭД в программе «Такса», которая определяет, какие регламенты соответствуют продукции. Это удобно, быстро, но есть минус: программа платная. Подъемник подпадает под регулирование трех регламентов:
Далее я открываю каждый регламент и ищу информацию, как подтверждать соответствие. Допустим, изготовитель подъемника предоставил:
Получается, что у меня уже есть все документы, чтобы подтвердить соответствие. Технические регламенты не запрещают использовать схемы 1д и 2д, значит, можно обойтись без ввоза и исследования образцов. Я выбираю 1д — на основании собственных доказательств, на серийно производимое оборудование. Можно использовать и 2д — на конкретную партию или единичный продукт, но я планирую закупать еще такие же подъемники в будущем. Если оформить декларацию сразу на серию, не придется получать ее на каждую последующую партию.
Далее выбираю аккредитованную лабораторию, заключаю с ней договор, передаю документы на подъемник и забираю протокол испытаний. На основании протокола оформляю декларацию и предъявляю ее в таможне при импорте.
Декларирование предусматривает, что соответствие подтверждает сам производитель или импортер. А вот при сертификации за это отвечает специальная организация — она называется органом по сертификации. Как правило, это обычное ООО, которое получило аккредитацию и может выдавать сертификаты.
План такой. Сначала в реестре ЕЭК выберите орган по сертификации, который вправе работать с вашей продукцией и нужными техническими регламентами.
Далее определите, что будете сертифицировать: серийную продукцию или конкретную партию товара. В случае с серийной продукцией приготовьтесь к тому, что орган сертификации может проверить производство. Если вы импортер, а производитель находится в другой стране — это будет проблематично.
Заключите договор с органом сертификации, а все остальное он сделает сам: выберет лабораторию для испытаний и определит схему подтверждения соответствия. Таких схем девять, но я расскажу о первых четырех — именно их в основном применяет малый и средний бизнес:
Если исследования подтвердят, что продукция соответствует требованиям технических регламентов, то вам выдадут сертификат на бланке с индивидуальным номером. Проверить достоверность сертификата можно в реестре Росаккредитации.
Например, мы везем ультрафиолетовые лампы из Китая для косметических и маникюрных салонов. Код ТН ВЭД — 85 16 79 700 0. Этот код подпадает под действие двух технических регламентов:
Напомню, эти же регламенты мы использовали для декларирования соответствия подъемника. Поскольку продукция будет завозиться разными товарными партиями, практичнее сделать сертификат соответствия на серийное производство. Схема сертификации — 1с.
Затем выбираем подходящий орган сертификации из реестра и заключаем с ним договор. Узнаем, сколько ламп нужно для испытаний, эту информацию даст лаборатория. Привозим и декларируем в таможне образцы и передаем их в лабораторию. В результате, если с лампами все нормально, получаем сертификат соответствия.
К некоторым видам продукции выдвигаются повышенные требования по качеству и безопасности. Такие товары нужно не декларировать или сертифицировать, а регистрировать — это более сложная процедура.
Например, требование о госрегистрации установлено:
Есть и еще один перечень товаров, которые нужно регистрировать вне зависимости от того, к какому техническому регламенту они относятся. В этот перечень входят например:
Государственной регистрацией занимается Роспотребнадзор. Схема такая:
Если все оформлено правильно, а протокол испытаний подтверждает соответствие продукции требованиям регламентов, то Роспотребнадзор выдает свидетельство о государственной регистрации, СГР. Проверить достоверность и актуальность этого документа можно в специальном реестре.
Как выбрать агента для получения разрешительных документов
Чтобы правильно подобрать нужные технические регламенты и коды ТН ВЭД, разобраться со схемами декларирования и сертификации, органами и лабораториями, советую воспользоваться помощью агента.
Опытный агент экономит деньги и время: он вращается в этой сфере, знает все нюансы и риски, понимает, в какие лаборатории можно обращаться, а в какие не стоит. Я уже более 10 лет занимаюсь импортом, но оформляю разрешительные документы не самостоятельно, а через агентов.
Если вы ничего не понимаете в технических регламентах, лучше найти того, кто понимает, и заплатить ему. Иначе можно наделать ошибок и нарваться на штрафы — о них я еще расскажу.
Никакой аккредитации для агентов не предусмотрено, так что ориентируйтесь на отзывы и собственные ощущения. В случае с декларированием обязательно уточняйте, с какой лабораторией работает агент. Проверьте ее аккредитацию по реестру. Если это мутная лаборатория, которая готова слепить протокол испытаний без образцов продукции и документов, то лучше отказаться.
Также выясните, как будет проводиться декларирование. Бывает, что агенты предлагают схему 1д, поскольку она позволяет обойтись без ввоза тестовых образцов. Но в некоторых случаях так делать нельзя: в техническом регламенте может быть указано, что для проверки этой продукции необходимо исследовать образцы.
Если работаете с агентом впервые и не уверены в его профессионализме, то обращайтесь к первоисточнику — техническим регламентам. Не стоит слепо верить всему, что говорят, — перепроверяйте информацию.