Декольте это что такое
Значение слова «декольте»
1. Вырез в женском платье, открывающий шею, плечи, верхнюю часть груди, спины. Глубокое декольте. □ Алиса Осиповна явилась однажды на урок в нарядном розовом платье, с маленьким декольте. Чехов, Дорогие уроки.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ДЕКОЛЬТЕ’ [дэ, тэ], [фр. décolleté]. 1. нескл., ср. Глубокий вырез в женском платье, обнажающий шею и грудь. 2. в знач. неизмен. прил. С таким вырезом (устар.). Платье д. Она явилась д.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
декольте́
1. вырез на платье в верхней части груди ◆ ― Ты сошла с ума, ты что, пойдёшь в таком декольте? Сати Спивакова, «Не всё», 2002 г. (цитата из НКРЯ)
2. верхняя часть груди, на которую приходится соответствующий вырез на платье ◆ Они особенно хороши для ухода за чувствительными участками: шея, декольте, кожа вокруг глаз и рта.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: техотдел — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Декольте. История и нравы
Его называют «орудием соблазна», и вполне справедливо – вооружён, значит, опасен.
«Опасно» и само его название, которое происходит от французского «décolleté», то есть «с отсечённой шеей». Но можно не пугаться – речь пойдёт всего лишь о декольте, вырезе, украшающем порой женский костюм.
Впрочем, «почему всего лишь»? У него своя история и свои нравы. Кого-то оно возмущает, кого-то восхищает, кто-то предпочитает закрытую одежду, кто-то готов перешагнуть грань приличий. Словом, вырез, открывающий в той или иной мере грудь и плечи, призванный привлечь к ним внимание – материя столь же деликатная, сколь и области, которые он приоткрывает.
Круглые и квадратные, «лодочкой» и «сердечком», ассиметричные, открывающие одно плечо, скромные и смелые. Вам кажется, что декольте не для вас? Или же, наоборот, с удовольствием носите одежду, украшенную глубоким (или не очень) вырезом? В любом случае мы с вами не первые и не последние.
Не будем заглядывать совсем уж в давние эпохи, в мир древний и дальний, хотя многие, интересующиеся историей, непременно припомнят наряды на особых статуэтках древнего Крита – куда более вызывающие, чем полная нагота.
Длинная юбка, закрытые плечи и спина, и. полностью обнажённая грудь.
Однако «богиня со змеями», как называют это изображение – всё-таки богиня, а не обычная женщина, так что можно не спешить делать вывод, что все критянки три тысячи лет назад щеголяли подобным образом.
Но перенесёмся во времена, когда нагота давно уже считалась неподобающей, зато, собственно, и появилось декольте, позволяющее хоть немного, но полюбоваться тем, что скрывали плотные ткани.
Итак, век XV, когда законодателям мод было богатейшее герцогство Бургундское.
В моду при бургундском дворе входят платья с V-образным вырезом, довольно глубоким, но вполне пристойным, поскольку в нём виднелись нижнее платье и надетая под ним рубашка. И, тем не менее, прекрасные бургундки решились приоткрыть шею и грудь, нежность которых контрастировала с тяжёлыми бархатом, сукном, плотными шелками и мехом.
Не отставали от них и итальянки – правда, их вырезы поначалу были округлыми, и больше приоткрывали спину, нежели грудь. Однако затем и их соблазнила возможность показывать в глубоком заострённом вырезе на груди роскошные ткани нижних платьев.
А знаменитая фаворитка французского короля Карла VII, Аньес Сорель, считавшаяся первой красавицей, любила роскошь и глубокие вырезы не меньше чем мать её возлюбленного, Изабелла Баварская. Аньес послужила моделью для мадонны, написанной придворным живописцем – и точно так же, с одной открытой грудью она изображена на другом своём портрете, написанным уже после её смерти. До сих пор, когда речь заходит о смелых декольте, непременно вспоминают Аньес.
XVI век – это эпоха прямоугольных широких вырезов, которые не выходили из моды на протяжении всего века.
Француженки, англичанки, итальянки гордо выставляли в них напоказ нежную кожу, порой прикрываясь, полностью или частично, тончайшими вставками. Ну а у более скромных декольте мог быть прикрыто соответственно более плотной нижней рубашкой, и контраст между цветным платьем и белоснежной тканью тоже был по-своему очень эффектен.
Шею же мог охватывать воротник, так что декольте как бы было и не было одновременно.
А можно было надеть платье вообще без декольте.
Что ж, не всем же было равняться на, к примеру, роскошных венецианских куртизанок, которым правила просто-напросто предписывали обнажать грудь полностью.
Впрочем, это норовили сделать не только куртизанки.
На «масках» (театрально-танцевальных представлениях) в Англии начала XVII века дамы танцевали в весьма смелых костюмах, не только более коротких, чем обычно, но и с более глубокими декольте.
И королева, и её придворные дамы, принимая участие в подобных увеселениях, открывали в глубоких квадратных вырезах столько, сколько не решаемся открыть в своих вечерних платьях мы сейчас.
А глубокие круглые декольте нарядных вышитых жакетов дополнялись кружевными воротниками, которые ещё больше подчёркивали выставленную почти целиком грудь.
Вот портрет Гериэтты-Марии, французской принцессы, ставшей королевой Англии и потерявшей супруга на эшафоте. Но до Английской революции ещё несколько лет, так что пока королева радуется жизни и носит роскошные платья.
Глубокое квадратное декольте, однако, не просто окаймляет широкий кружевной воротник; оно ещё и прикрыто тончайшей газовой косынкой, застёгнутой у самого горла, даже выше жемчужного ожерелья. Красота сокрытого. Хотя принимая участие в «масках», королева позволяла себе больше.
Были в это же время в моде и другие декольте – довольно широкие овальные вырезы, приоткрывающие не только грудь, но и часть плеч и спины. Наверное, можно сказать, что это одна из самых красивых форм выреза, женственная и изящная, открывающая не слишком много и не слишком мало – достаточно много для того, чтобы полюбоваться красотой линий, и достаточно мало, чтобы одновременно дать волю воображению и соблюсти приличия.
Эту красоту можно были прикрыть косынкой, а можно было сдвинуть её пониже, превращая в своеобразную рамку, которая ещё больше подчёркивала обнажённость. К такому приёму будут прибегать и позже.
К концу XVII века в моду вновь вошли прямоугольные вырезы «каре» – декольте приоткрывало только часть груди, оставляя плечи закрытыми. То глубокие, то небольшие и квадратные, то с прямыми углами, то закруглённые, эти декольте на протяжении почти всего XVIII века льстили дамам, особенно с пышным бюстом, создавая отделанное кружевами обрамление для лица и груди красавиц эпохи рококо. А плотно охватывавшие шею колье или оборки из бархата, атласа и кружев ещё больше подчёркивали роскошь выреза, квадратного или округлого.
Впрочем, те, кто из-за возраста, положения или скромности не желали привлекать к этой области внимание, прикрывали его кружевной или газовой косынкой, получившей название «фишю».
Правда, при желании эти косынки, как уже говорилось, могли не столько прикрывать декольте, сколько привлекать к нему внимание – что скрыто за складками ткани, порой совершенно прозрачными?
Роскошные, но тяжёлые платья этой поры сменят воздушные платья стиля «ампир» – завышенная талия, ниспадающая тонкая ткань, и выступающая из этого, как из пены, красота женского тела.
Декольте варьируется вокруг формы широкого «каре», порой собранного в центре так, чтобы образовать «сердечко», овала, приоткрывающего и плечи, и грудь.
Когда же талия вернётся на своё место, а юбки вновь станут пышными, декольте, полностью открывающее плечи, в сочетании с огромными широкими рукавами, будет зрительно делать талию не просто тонкой, а чрезвычайно тонкой.
Наталья Николаевна (да-да, разумеется, «та самая», Гончарова, затем Пушкина, затем Ланская) изображена в таком платье на знаменитом своём портрете кисти Брюллова – идеальная красавица той эпохи.
Хотя – почему только той? Овалом лица и очертаниями плеч, подчёркнутых глубоким декольте наряда, нельзя не залюбоваться и сейчас.
XIX век постепенно утверждает строгое правило – из всего многообразия дамских нарядов (а их было множество – платья утренние и дневные, для визитов, прогулок, балов, театров и т.д.) только бальные и вечерние должны были быть с большими вырезами.
Остальные же – скромные, желательно закрытые.
Зато уж если с декольте.
Что в 1850 году беспокоило Джен Карлайл, супругу шотландского писателя-эссеиста, которая отправлялась на бал? Что она будет «обнажена – и это в моём возрасте, после стольких лет в закрытых платьях»! Джен в то время было уже сорок девять, весьма зрелая дама и по нынешним меркам, но мода требовательна.
«Итак, я приобрела белое шёлковое платье – поначалу у него был небольшой вырез и длинные рукава – а в день бала его отправили на переделку, чтобы отрезать лишнее и сделать его уже просто нескромным. Когда я надела его, то чуть не расплакалась – но при свете свечей я выглядела пленительно, и, когда вступила в комнаты, которые были полны обнажённых дам, я почувствовала себя в такой безопасности, что почти сразу позабыла о своих руках и шее».
Так пишет взрослая женщина, всю жизнь носившая скромные наряды, и решившаяся на декольте только ради праздника.
Молодые девушки, которые только начинали выходить в свет тоже, должно быть, поначалу чувствовали себя неуютно.
Помните первый бал Наташи Ростовой?
«Её оголенные шея и руки были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Её плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо».
Так же смущается героиня романа о «Маленьких женщинах», которую собирают на бал: «У платья был такой глубокий вырез, что, глянув на себя в зеркало, Мег, которая не привыкла к столь открытым декольте, покраснела от смущения».
Конечно, не все были так стыдливы. У Николая Васильевича Гоголя в поэме «Мёртвые души» были «Дамы города N» на бал с удовольствием декольтировались по последней петербуржской моде.
«Все было у них придумано и предусмотрено с необыкновенною осмотрительностию; шея, плечи были открыты именно настолько, насколько нужно, и никак не дальше; каждая обнажила свои владения до тех пор, пока чувствовала по собственному убеждению, что они способны погубить человека; остальное все было припрятано с необыкновенным вкусом: или какой-нибудь легонький галстучек из ленты, или шарф легче пирожного, известного под именем «поцелуя», эфирно обнимал шею, или выпущены были из-за плеч, из-под платья, маленькие зубчатые стенки из тонкого батиста, известные под именем «скромностей». Эти «скромности» скрывали напереди и сзади то, что уже не могло нанести гибели человеку, а между тем заставляли подозревать, что там-то именно и была самая погибель. «
Но разве можно не любоваться этими и вправду лебедиными шеями, роскошными покатыми плечами, приподнятыми тугими корсетами бюстами в вырезах платьев XIX века.
Давно прошли времена, когда форма выреза диктовалась исключительно модой. Теперь можно выбрать именно тот, что вам к лицу.
Зачем вообще это делать? Можно ведь обходиться без декольте.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
«За вырезом следило целое подразделение полиции нравов» Как женщин веками заставляли сначала скрывать грудь, а затем — показывать ее
Женскую грудь на протяжении многих веков изображали на фресках, высекали из мрамора, отливали в бронзе и воспевали в стихах. «Лента.ру» разобралась, почему одежда, не скрывающая, а напротив — подчеркивающая бюст, не выходит из моды со времен Древнего Египта.
Для удобства и соблазнения
То, что в России с XVIII века называют декольте, на Западе имеет два названия — по двум основным разновидностям. Это, во-первых, собственно декольте, от французского décolleté («без шеи») — особенный вырез на женской одежде, открывающий плечи и верх груди (иногда практически до сосков). Во-вторых, кливидж, от английского cleavage («вырез») — покрой, при котором плечи закрыты, но шея, ключицы, пространство между и иногда ниже груди, порой до пупка — открыты.
Однако если декольте как таковое было придумано исключительно для соблазнения (грудь не только открывалась взглядам, но и специально приподнималась корсетом, чтобы создать иллюзию пышности), то кливидж историки костюма описывают как деталь, необходимую для нормального теплообмена в жаркое время года.
Если верить древним скульпторам и живописцам, изображавшим богинь и танцовщиц в одеяниях, не скрывавших бюст, во что-то похожее одевались и женщины Древнего Крита.
В Средние века V-образный вырез делался не только на нижних рубашках, но и на корсажах: это позволяло женщине легче дышать в облегающем талию платье. Кливидж со шнуровкой спереди носили женщины низших сословий, одевавшиеся без помощи прислуги. Это было удобнее и комфортнее, чем плотно зашнурованное на спине платье аристократки. Однако обнаженную ложбинку на груди христианские церковные деятели считали излишне соблазнительной и толкающей к греху.
Францисканский монах-проповедник Оливье Мельяр, приближенный богомольного французского короля Людовика XI, обещал всем женщинам, чей кливидж не был должным образом стянут шнуровкой и целомудренно прикрыт верхней одеждой (то есть излишне привлекал мужское внимание), что после смерти «их в аду подвесят за вымя».
Богатым все дозволено
Проповеди Мельяра были вызваны не в последнюю очередь вольностями, царившими при дворе отца Людовика XI — «короля-победителя» Карла VII, при котором закончилась Столетняя война. Его мать, королева Изабелла Баварская, первой ввела моду на декольте, открывавшее плечи (например, статуя королевы из Дворца Правосудия в Пуатье изображает средневековую монархиню с довольно явным вырезом на платье).
Еще дальше в области декольте зашла Агнесса Сорель, знаменитая фаворитка Карла VII. На публичное покаяние, предписанное ей церковными иерархами, Агнесса явилась в платье с весьма рискованным вырезом: одна из ее грудей была полностью обнажена и лишь слегка прикрыта тонким батистом. Злоязычные комментаторы весьма остроумно назвали ее демарш moult belle contrition et repentance de ses péchés («глубочайшим покаянием и раскаянием в своих грехах»). Фаворитка буквально раскрыла прелатам душу.
«Портрет женщины» кисти Тициана, ок. 1536 года
Изображение: Tiziano Vecellio
Позже, впрочем, католические священники взяли реванш. Людовик XI отличался набожностью и призывал к тому же придворных — дамам пришлось носить закрытые платья. Позже французская королева Екатерина Медичи, жена Генриха II и мать трех королей (Франциска II, Карла IX и Генриха III), нашла возможность и соблюсти приличия, и не лишать придворных дам возможности носить более открытые одеяния.
При Екатерине Медичи в моду вошли платья с закрытым воротом и вырезом-«окошком». Он открывал взглядам верх груди, приподнятой корсетом. В Испании, где за нравственностью подданных короля следила свирепая инквизиция, придумали другой вариант: дамские декольте скрывались под широкими воротниками.
Своего расцвета мода на декольте достигла при «короле-солнце» Людовике XIV. Любвеобильный монарх делил свое расположение между несколькими фаворитками, и при дворе царила жесткая, а порой жестокая конкуренция. Алчущие королевской любви дамы подсылали друг другу наемных убийц и отравителей.
В протестантских странах, где умеренность и презрение к плотским радостям возводилось в добродетель, декольте практически полностью заменил кливидж, причем самого скромного толка. Голландские и швейцарские горожанки туго шнуровались и прикрывали вырез наброшенными на плечи косынками, чтобы уж наверняка избежать господней кары в загробной жизни.
Декольте по-азиатски
Примечательно, что сходные с христианскими требования скромности в женской одежде имелись и у мусульманских духовных лиц. В исламской традиции кливидж в версии V-образного выреза называется джуюб, и правоверная мусульманка может демонстрировать его только мужу (а также родственницам и служанкам на женской половине дома и малолетним детям, которые не в счет). Коран прямо предписывал женщинам «набрасывать платок на грудь», закрывая вырез на одежде.
В Юго-Восточной Азии и в Японии существовала во всех смыслах противоположная традиция. Глубокий вырез вполне допускался, в определенных кругах даже приветствовался — но не на груди, а на спине. Японки никогда не отличались особенно пышными формами, корсетов в Стране восходящего солнца не носили, поэтому профессиональные куртизанки — гейши — подошли к вопросу соблазнения в буквальном смысле с другой стороны.
Особенно привлекательным и сексуальным считалась безупречная линия шеи и спины. Поэтому кимоно гейш сзади обладали U-образным вырезом, будучи при этом целомудренно запахнутыми на груди (этот запах выполнял у японок функцию кармана для ценных вещей). Чтобы стать совсем неотразимыми, гейши пудрили шею, а волосы, убранные в высокую прическу, не скрывали изящества линий спины.
Впрочем, в большинстве стран Азии декольтирование и кливидж были не приняты. Во Вьетнаме женщины носили наглухо застегнутые платья-аозай и брюки. Китайский традиционный костюм (например, женский парадный халат цюйцзюй) плотно запахивался, так же как японское кимоно. Индианки носили сари поверх закрывающей грудь кофточки-чоли с короткими рукавами.
Жители средневековой Руси тоже не приветствовали излишней соблазнительности в женской одежде. И знатные аристократки, и простолюдинки носили рубашки, полностью закрывавшие грудь и руки. У кормящих матерей рубашки собирались у ворота в складки, в которых скрывался разрез. Для кормления младенца мать выпускала грудь в разрез между складок так, что ее почти не было видно.
Нагота на новый лад
Все изменилось при Петре I. Первый российский император заставил своих придворных одеваться по-европейски. Постепенно европейское платье стало привычным для купечества и мещан. По-прежнему скромно одевались только крестьянки. На пышных балах XVIII столетия российские аристократки блистали бриллиантами в декольте ничуть не хуже, а порой и лучше европейских.
В XIX веке нравы стали скромнее. Оголять плечи, руки и грудь днем уже считалось неприличным: женщины всех сословий носили закрытые платья. Однако официальные приемы при дворах европейских монархов, вечерние рауты и балы по-прежнему предполагали декольтированные наряды. Весьма трогательно это описывается у Толстого в «Войне и мире» в сцене первого бала Наташи Ростовой: «Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы. (…) Ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; (…) Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо».
Поблажку при обязательном декольтировании получали разве что совсем пожилые дамы, чьи «прелести уже увяли». Они могли прикрывать плечи и грудь кружевами или мехами. Однако особенно тщеславные женщины предпочитали заказывать специальные накладки из воска, имитирующие гладкую кожу плеч и груди, нежели признавать неизбежность возрастных изменений.
О моде
История декольте
Где-то далеко-далеко, в Африке, Новой Зелландии или потаенных уголках Америки женщины совершенно не знают ничего ни о панталонах, ни о декольте, ни о каких-либо веяниях современной моды, оставаясь при этом настоящими светскими Дамами со вкусом к украшениям, одежде и приличиям. Зачем я вспомнила об этих диких племенах?
Просто всегда, когда я думаю о декольте, я припоминаю тайные духовные ритмичные их танцы, где все разукрашенные мужчины – в одних повязках, а женщины – топлесс. Такое глубокое декольте принято там, и таким или почти таким оно являлось и в цивилизованной средневековой Европе эпохи, когда женщины, добиваясь каких-то своих целей, зашнуровывали корсет лишь до груди.
В период Столетней войны, примерно в то время, когда Жанна д’Арк появилась при дворе Карла VII, его фаворитка Агнесса Сорель ввела новую весьма смелую моду носить платье, полностью обнажив одну грудь. Так делала и Лукреция Борджиа, которую часто называют Лолитой XV века.
Екатерина Медичи придумала еще более замысловатый способ демонстрировать свои прелести, спрятанные под целомудренно закрытым до горла платьем. Говорят, при дворе дамы делали специальные окошки в соответствующих местах. Но зачем же? Дело в том, что именно в этот период в Европе стала распространяться загадочная болезнь, и испуганные граждане решили откреститься от чрезмерных плотских удовольствий, затянув потуже не только пояса, но и блузы, вплоть до появления смешных «кудрявых» воротников-стоечек.
В тот самый галантный век, когда мужчина превратился из грубого неотесанного воина в настоящего модника и неженку, а фаворитки Людовика XIV старательно меняли королевскую моду, что называется, под себя, появляется целая эпоха различных форм выреза платьев. Тут и благоразумный овал, и прямоугольник, кокетливо открывающий плечи… А прикрывали грудь тончайшими мягкими кружевами ручной работы.
А уж квадратный вырез платья оставался популярным несколько веков, да и сегодня про него не забывают.
В начале XIX века вот такие сатиры появлялись на женщин, увлекшихся греческим стилем в одежде, который сегодня мы называем стилем Ампир. Мы о нем уже говорили здесь.
Начало и середина XX века ознаменовалась закрытостью женской груди от посторонних взглядов. Сначала этому способствовало появление бюстгальтеров, которые скорее уплощали грудь, а не поднимали или как-то еще украшали ее. Но не бойтесь, декольте тогда никуда не исчезло, а просто поменяло место дислокации и перешло на спину. Да-да, вырез на спине тоже называется декольте.
D&G, Alice + Olivia, Burberry Prorsum, Azzaro
Не секрет, что кожа шеи и декольте очень нежная, поэтому, чтобы сохранить ее молодость на долгие и долгие годы и защитить от агрессивного воздействия окружающей среды, нужен уход. Нам помогут средства:
А какой формы декольте предпочитаете вы?