Декоративный натюрморт что это
Декоративный натюрморт. 1 этап. Трансформация силуэтов
Тема декоративного натюрморта весьма популярна в школах искусств и художественных училищах. На основе этого задания учащиеся постигают азы декоративной композиции и дизайна. Поэтому я решил подробно изложить в нескольких статьях методику выполнения декоративного натюрморта. Эти наглядные пособия могут пригодиться как в педагогической практике преподавателя, так и в учебной работе обучающегося.
Декоративный натюрморт — это плоскостное изображение натюрморта в котором нет объёма, нет реалистичности. Предметы имеют стилизованную форму, а вместо света и тени можно видеть орнамент, текстуру и другие декоративные элементы.
В художественном училище декоративный натюрморт принято начинать с трансформации и стилизации формы предметов. Затем следует подумать о декоративном решении силуэтов. И только потом работать над орнаментами и текстурами их «наполняющими».
Я сейчас не буду обсуждать компоновку и композиционное построение, а сосредоточусь на первом этапе из этих трёх: 1) трансформация, 2) декоративное решение, 3) текстура и орнаменты.
Трансформация и стилизация форм
К сожалению, бывает так, что некоторые преподаватели в детских художественных школах упускают из вида первый этап. Как результат — мы видим красивые декоративные работы в которых форма предметов натюрморта просто срисовывается с натуры и не приводится к единому стилю. Так тоже можно работать. Однако, если подумать над формообразованием и стилизацией формы, декоративный натюрморт будет выглядеть намного гармоничнее и интереснее. Да и автор станет выполнять такую работу намного более увлечённо, ведь, при трансформации форм активно тренируется фантазия художника. Для творческих людей это очень интересный и увлекательный процесс.
Итак, что же такое трансформация в дизайнерской и декоративной композиции? Трансформация — это изменение, преобразование формы с сохранением характера и образа предмета. Его форма меняется, но основной мотив образа сохраняется. То есть после такой «рихтовки» художника-дизайнера, предмет всё же узнаётся. Это похоже на то, как выглядят персонажи в мультфильмах — они теряют реалистичность, их силуэты стилизуются и видоизменяются, но характер остаётся (и, более того, подчёркивается). Что касается дизайнерской композиции, то здесь предметы обретают черты геометрических фигур, их форма упрощается, теряет ненужные подробности и приводится к силуэтам, производным от круга, треугольника и прямоугольника (в зависимости от характера предмета).
Рассмотрим трансформацию в декоративном и дизайнерском искусстве на примере заварочного чайника.
Первый вариант представляет собой обычную реалистичную зарисовку предмета таким, какой он есть.
Второй и последующие варианты — это и есть примеры трансформации в декоративном натюрморте. Второй вариант демонстрирует то, как выглядит чайник при трансформации на основе образующей линии. Образующая линия — это, по-сути, линия контура, то есть линия, образующая контур предмета. В основе формы нашего чайника лежит окружность. Поэтому эскиз построен на основе круга и различных производных от него форм.
В третьем эскизе трансформация формы включает в себя смещение двух половин относительно оси симметрии.
Четвёртый вариант более сложный. Здесь присутствует и мотив круга и прямые линии. То есть тут сочетаются два мотива, но один из них (окружности) доминирует.
Пятый эскиз основан главным образом на образующей линии. Горловина чайника здесь представлена в виде «изогнутой воронки».
В основе шестого варианта тоже лежит форма круга. Силуэт поделён на две части, которые разделены между собой не прямой осью, а изогнутой линией. Она тоже основана на форме круга.
Эскиз под номером семь мне понравился больше всего, поэтому я выбрал его в качестве главного. На его основе я буду выполнять итоговый вариант декоративного натюрморта, который Вы видели в начале статьи (сейчас это предварительный чёрно-белый эскиз, но в следующих статьях он будет доводиться до завершённого состояния).
Подводя итог первому этапу работы над декоративным натюрмортом, хочу отметить, что вышеразмещённые эскизы я разрабатывал, основываясь не только на логике. В первую очередь мною двигало внутреннее чувство, или, как говорят, ассоциативное мышление. Однако, такой полёт фантазии тесно переплетён с вышеизложенной методикой: приведение формы предмета к геометрическим фигурам, трансформирование на основе образующей линии и оси симметрии, сохранение характера предмета, его узнаваемости.
Трансформация формы — это очень увлекательный и творческий процесс, где потенциал художника раскрывается максимально широко. Здесь требуется немалая фантазия и, как я уже говорил, ассоциативное мышление. Такое мышление позволяет связать один образ с другим, в результате чего рождается что-то новое. Это один из основополагающих принципов творчества.
Приведённые выше шесть эскизов, специально выполнены в чёрно-белом виде и лишены подробностей, потому что это первый этап работы над декоративным натюрмортом. На этом этапе художником разрабатывается форма, поэтому ничего не должно отвлекать от силуэта. Но следующий этап уже восполнит этот «недостаток», и наш заварочный чайник станет намного привлекательнее (хотя и останется на некоторое время чёрно-белым). На втором этапе создаётся декоративное решение силуэта. То есть создаётся рисунок, которым будет «заполнен» силуэт предмета. Более подробно о втором этапе работы над декоративным натюрмортом будет рассказано в следующей статье из этой серии.
Декоративный натюрморт
Под декоративным натюрмортом часто понимают весьма произвольное обращение с природой, приводящее к ее неоправданному искажению, поскольку незнание законов работы над этим жанром влечет за собой массу ошибок. Декоративная живопись, как и академическая, основана на строгих законах и принципах. А умение переводить изображенную природу из видимого трехмерного в двумерное пространство и при этом успешно решать творческие, композиционные и живописные задачи необходимо всем художникам высокого уровня, ведь их работы призваны украсить многие интерьеры.
Если мы обратимся к истории изобразительного искусства, то заметим, что все виды изобразительной деятельности, которые можно отнести к живописи, от античности до эпохи Возрождения, носят декоративный характер. От пещерной наскальной живописи, древнеегипетской, древнегреческой, всего искусства народов Востока и Азии до фресок Джотто художник не «разрушал» графическую поверхность, создавая иллюзию пространства, но органично соединял поверхность изображения, независимо от того, была ли она плоской или объемной, с изображением.
В прошлом веке известный исследователь народного и декоративно-прикладного искусства, живший и работавший в свое время в Гжели, А. Б. Салтыков говорил, что плоская, поверхностная и силуэтная живопись, безусловно, наиболее способна подчеркнуть и выразить форму.
Начиная с эпохи Возрождения, художники стали ставить перед собой несколько иные задачи, связанные с передачей глубины, пространства и воздуха в создаваемых ими произведениях.
Конец XIX — начало XX веков — время интересных творческих поисков и находок. При работе над натюрмортом следует ориентироваться именно на этот период в истории живописи. Искусство лучших мастеров того времени сочетает в себе удивительную силуэтную выразительность, изысканность, композиционную лаконичность и завершенность, сочетается с богатым опытом художников прошлых веков в создании гармоничных, разнообразных и сложных колористических построений. Поэтому при работе над декоративным натюрмортом рекомендуется обращать внимание на работы известных русских художников того времени — Александра Головина, Валентина Серова, Александра Бенуа, Льва Бакста, Михаила Врубеля, Александра Лансере, Константина Сомова, Александра Куприна, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, а также европейских живописцев — Анри Тулуз-Лотрека, Поля Сезанна, Камиля Писсарро, Густава Климта и других.
Качество, являющееся главным условием живописного изображения, — это выразительность композиции, которая напрямую зависит от правильно найденного контраста, придающего ей декоративную силу. Но есть структурные контрасты, которые лежат глубже и определяют характер художественного образа. В связи с этим мы должны постараться нивелировать возникающие ненужные ассоциации, которые мешают целостному восприятию плана.
Декоративный натюрморт
Презентация к уроку
Вид занятия: Рисование по воображению, фантазии.
Девиз: Это оригинально, стильно и красиво!
Цели урока:
Задачи урока:
Оборудование для педагога:
Оборудование для обучающихся:
План урока.
Ход урока
1. Организационная часть.
Приветствие. Отметить отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку: наличие материалов и необходимых инструментов, а также правильность посадки учеников. Сообщить цели и задачи нового задания.
2. Объяснение задач урока.
Основные сведения о декоративном натюрморте:
Из уроков истории искусства мы с вами знаем, что натюрморт – один из наиболее широко известных жанров изобразительного искусства. Работы фламандских голландских художников XVI–XVII вв. открыли дорогу жанру натюрморта в искусстве многих стран.
Декоративный натюрморт – не менее известный жанр создавался в конце 19 – начале 20 веков. Этот жанр подразумевает повышенное внимание к структуре объемов, фактуре поверхности предметов и характеру их пространственных соотношений. Он наиболее показателен и многообразен в плане изучения предметов декоративной композиции. В нем работали большие мастера (А.Матисс, П.Пикассо, И.Машков, Н.Гончаров, А.Куприн и т.д.) Несмотря на то, что многие художники этой эпохи писали в разной манере, все их произведения можно в одинаковой степени считать декоративными. Взять хотя бы произведения известного художника-экспрессиониста Матисса, в которых автор сделал главное ударение на фактуру и цвет. Декоративность его великолепных натюрмортов не вызывает никакого сомнения. Повышенное внимание к цвету и его акцентирование характерно и для произведений Фалька, Кончаловского, Грабаря, Антиповой. Декоративный натюрморт, полностью соответствуют термину в изображениях простых геометрических форм на картинах яркого представителя кубизма Пабло Пикассо.
Представители кубизма (П.Пикассо, Ж.Брак) стремились утвердить новые методы передачи пространства и формы, используя аналитический способ изображения предметов разложением их на простейшие геометрические объемы, «вскрывая» их внутреннюю структуру. Цвет в натюрмортах кубистов, выделяя отдельные грани предмета, одновременно и усиливает, и дробит объем, придавая холстам декоративное начало и превращая их в красочные плоскостные панно. Пикассо создал серию натюрмортов, в которых стремился к чистоте простейших форм, максимально упрощая предметы. Он изобрел строго организованную систему плоских цветовых пятен, взаимосвязанных и тщательным образом распределяемых на плоскости холста. Использование модификаций в виде фактурных пятен приводили к дополнительным цветовым эффектам. Не вызывает сомнения и декоративность работ Петрова-Водкина, который посредством натюрморта стремился передать зрителю сложные образы.
Известные мастера живописи XIX–XX вв. широко использовали в своем творчестве декоративную стилизацию натюрморта. В современном изобразительном искусстве жанр стилизованного натюрморта характеризуется исключительно большим разнообразием стилей и художественных направлений. Для создания декоративных стилизованных натюрмортов с различными предметами, составляющими определенную группу, применяются общие методы и приемы декоративной стилизации.
Специфичным требованием, для стилизованных натюрмортов (так же, как и для реалистических натюрмортов) является необходимость добиваться прежде всего полного единства группы изображаемых объектов, используя для этого группирующие законы и принципы визуального восприятия. Жанр декоративный натюрморт наиболее показателен и многообразен в плане изучения признаков декоративной стилизации.
На сегодняшнем уроке мы будем с вами рисовать свой натюрморт – натюрморт по своему воображению, в этом нам помогут зарисовки разных натюрмортов, навыки стилизации, и знания цветоведения.
3. Практическая часть.
Прежде чем приступить к рисунку эскиза декоративного натюрморта, я предлагаю найти более выразительные зарисовки натюрмортов и определится с выбором их декоративного решения, выполнить несколько вариантов коротких упражнений стилизации натюрморта (форэскизов) Надо помнить, что декоративное изображение на плоскости не имеет третьего измерения. Пространство мнимо, условно. Важно добиться равновесия в листе, при необходимости можно «двигать» предметы в поисках наиболее удачной композиции.
Главное – организовать плоскость листа, следить за тем, чтобы правая и левая части были равномерно заполнены. Изучаем характерную форму предмета – чем он отличается от других. В построении каждого предмета необходимо увидеть силуэт. Эти основные характерные черты выделяем. Пытайтесь преобразовывать (стилизовать) предметы реальной действительности самостоятельно, так, как позволяет вам фантазия и воображение. Поощряются несколько вариантов декоративного решения форэскизов. Лучший отбирается для дальнейшей работы.
Этапы работы над декоративним натюрмортом.
При рисовании натюрморта придерживаемся общих правил поэтапного ведения практической работы:
1-й этап.
Отобранный форэскиз переводим в эскиз, увеличив размер.
Работая над эскизом, вы осваиваете ряд приемов, использование которых, усиливает впечатление декоративности композиции натюрморта:
Создавая декоративность в рисунке, изучаем:
Выделяют доминанту: несколько предметов или один предмет по разным признакам:
Далее продолжаем работу непосредственно над стилизацией эскиза.
2-й этап.
Переводится эскиз на больший формат, детально прорабатываются предметы натюрморта и их силуэт.
Главное – сохранить впечатление цельности, свежести и не увлечься излишней детализацией. Основным на этом этапе является законченность, когда не хочется ничего убавить, ни прибавить и не возникает желания «подвинуть» тот или иной предмет, когда все максимально гармонирует друг с другом.
3-й этап.
Цвет в декоративном натюрморте.
В процессе работы над колористическим решением натюрморта, подбираем цветовую палитру.
Определяемся с главенствующим цветовым акцентом в натюрморте, выбирая один – два насыщенных цвета. Для этого нужно решить, какой один цвет или два контрастных преобладают в постановке, являются наиболее выразительными и привлекают к себе наибольшее внимание. Например: используя синий и фиолетовый цвет, в контраст им берём противоположные цвета желтый и оранжевый, для насыщенности добавляем черный, для светлости белый. При работе в теплой или холодной гамме используем темные и светлые цвета (тоновая растяжка), важно знать, что в соседстве с темным цветом максимально усиливается интенсивность ярких и светлых цветов, находящихся рядом. На этом этапе используем знания и упражнения по цветоведению.
Декоративный натюрморт должен иметь четкую цветовую схему, которая в большей степени поможет выразить ваш авторский замысел и наиболее ярко создаст необходимое впечатление. Основной задачей цвета в композиции натюрморта является передача эмоциональных состояний и настроений.
Подобранные вами цветовые сочетания в натюрморте должны составлять выразительный аккорд, вызывающий отклик в вашей душе.
В соответствии с творческим замыслом цвет стилизованного объекта композиции может быть объективным (натуральным, реальным) или субъективным (нереальным, выдуманным).
4-й этап.
Просмотр работ учащихся.
В конце урока организовать просмотр работ (проводится краткий анализ).
Просмотр и оценивание выполненных работ ведется по следующим критериям:
Уборка кабинета: Учащиеся убирают свои рабочие места. Преподаватель благодарит всех за работу на уроке и завершает урок.
Декоративный натюрморт гуашью. Декоративный натюрморт в графике
Ценители искусства, безусловно, хорошо знакомы с этим направлением живописи. Картины известных мастеров прошлых столетий позволяют испытать массу эмоций: восторг, умиление или глубокое уныние. Как им это удается? Попытаемся разобраться во всех нюансах, связанных с написанием картин в таком жанре, как декоративный натюрморт.
У истоков возникновения термина
Слово «натюрморт» имеет французские корни и означает «мертвая природа» – nature morte. На картинах этого направления искусства принято изображать неодушевленные предметы (в отличие от пейзажной или портретной живописи). Правда, жители Англии и Германии зачастую используют термины stilleben или still-life, что означает «тихая жизнь». Имеется в виду, что на картинах этого жанра изображаются неподвижные предметы, окружающие нас в повседневной жизни.
Понятие «декоративный натюрморт» включает в себя характеристики латинского термина décor – «красивый, миловидный, прелестный». Это направление искусства может существовать самостоятельно или входить в состав композиции другой картины.
Немного любопытной информации
Натюрморт в декоративном стиле сформировался еще в XV-XVI веках как компонент исторического или жанрового произведения. Самые первые работы художников этого направления выполняли функцию украшения, например декорировали стенные проемы или мебель. Достаточно долго натюрморт имел религиозную основу: цветочные мотивы присутствуют на изображениях Христа и Богоматери. А вот XVI век славится использованием черепов при написании портретов.
Декоративный натюрморт как жанр живописи получил самостоятельность лишь в XVII веке в работах голландских и фламандских мастеров-живописцев. В изображениях этого периода содержится скрытая аллегория – неизбежность смерти и увядания, а также быстротечность всего, что происходит на земле.
В XX веке рассматриваемое направление стали осваивать многие художники. Жанр живописи, изображающей неживую природу, заинтересовал многочисленных мастеров того времени. В результате их экспериментов появляется декоративный натюрморт. Не потерял он своего значения и в наши дни.
Российская декоративная живопись
Натюрморт с изображением неживой природы в России выделился в самостоятельный жанр в XVIII веке. В то время о нем сформировалось своеобразное представление: на картинах было принято изображать дары моря и земли. На протяжении целого века подобный натюрморт считался низшим среди прочих жанров живописи.
Расцвет отечественной натюрмортной живописи пришелся на XX век. Именно в это время жанр обрел равноправие среди прочих направлений изобразительного искусства. Тридцатые-сороковые годы XX века характеризуются замедлением темпов развития живописи в стиле decor. Однако уже в середине пятидесятых годов декоративный натюрморт гуашью и в графике окончательно завоевывает равноправные позиции в советском искусстве.
Наиболее известные мастера жанра
Прежде всего, следует отметить нидерландских художников, среди которых наибольшую известность обрели работы Амброзиуса Босхарта-старшего и Бальтазара ван дер Аста, выполненные в жанре цветочного натюрморта. Преемником и продолжателем традиций этих мастеров считается Ян Давидс де Хем, получивший признание благодаря своим восхитительным картинам, изображавшим фрукты и цветы.
Декоративное решение натюрморта, известное современникам под названием «ученый натюрморт», зародилось в городе Лейдене. Влияние этого интеллектуального жанра легко прослеживается в работах Давида Байли и Питера Стенвейка.
Флорис ван Дейк, проживающий в Голландии, считается основателем декоративного натюрморта в жанре «банкет». Похожие работы есть у таких мастеров, как Ханс ван Эссен и Клара Петерс.
Хорошо известны работы европейских художников-импрессионистов Анри Матисса, Поля Сезанна и Винсента Ван Гога.
Среди российских мастеров впервые писать изображения цветущих растений и фруктов начал Иван Хруцкий, работы которого имели большой успех в XIX веке. Именно в это время особую популярность на полотнах художников приобретают цветы. Декоративный натюрморт с ярким букетом на сером фоне – излюбленный прием мастеров российской салонной живописи, распространенной во второй половине XIX века.
Расцвет русского натюрморта пришелся на двадцатый век. Неживую природу можно видеть на полотнах Федора Толстого, Исаака Левитана, Ильи Машкова, Игоря Грабаря и Константина Коровина. Среди мастеров советского декоративного натюрморта выделяются работы Кузьмы Петрова-Водкина, Петра Кончаловского и Павла Кузнецова.
Особенности этого жанра ИЗО
Декоративный натюрморт предполагает творческий переход от натуры к композиции, воплощенный при помощи различных материалов. Благодаря правильным цветовым решениям и ритму можно объединить различные предметы, почувствовать и передать их взаимосвязь. Картины в этом жанре предполагают смелый подход – создание ощущения нарядности.
Самое главное в декоративном натюрморте – это гармония цвета. Художниками обычно применяется не более трех цветов, которые позволяют получить множество производных оттенков. Этот вид изобразительного искусства позволяет использовать различные орнаменты и узоры.
Еще один важный момент, который следует учитывать при написании декоративного натюрморта, – фактура. Картина может быть создана как на ткани (холодный батик), так и на бумаге. Часто в работе используются природные материалы и пластилин (пластилиновая живопись). То есть в декоративном натюрморте предметы меняют свои характеристики – цвет, форму и перспективу, что неосуществимо при создании реального натюрморта.
Любопытно, что натюрморту можно придать любое настроение. С помощью нехитрых приемов передаются такие чувства, как ненависть, жадность, обожание, ярость и восхищение. Например, легко сделать изображение печальным, если добавить образ поникшего цветка.
Разновидности описываемого направления изобразительного искусства
Декоративный натюрморт различают:
– нюансный (близкий, родственный).
– теплый (цвета солнца, огня);
– холодный (оттенки льда, голубого неба, воды и снега).
По месту расположения:
– в пейзажной зарисовке.
По способу освещения:
– прямое попадание света;
– лучи, падающие сбоку;
Способы выполнения декоративного натюрморта
Какие навыки требуются от художника при написании декоративного натюрморта?
Что нужно приготовить для создания подобной картины?
Декоративная композиция (натюрморт) не может быть создана без определенного набора инструментов и материалов. Итак, следует заранее приобрести следующие аксессуары:
Создание простого натюрморта: основные этапы
Для написания такой картины следует заранее отобрать и расставить несколько предметов, отличающихся по форме: кухонную утварь, колоритные овощи или фрукты, живые цветы.
Рекомендуется представить каждый из выбранных предметов в виде какой-либо простой фигуры (куб, параллелограмм или цилиндр). Следует расположить все экспонаты на бумаге таким образом, чтобы они стояли на поверхности, а не скатывались с нее.
Для получения нужной формы предметов сглаживаем все линии. Намечаем все мелкие предметы, однако на этом этапе не следует прорисовывать все слишком тщательно. Мы решили выполнить этот декоративный натюрморт в графике. Следующим пунктом работы является выделение и уточнение отдельных частей рисунка – детализация и прорисовывание мелких предметов.
На последнем этапе необходимо придать изображению определенную текстуру. Для этого рекомендуется воспользоваться штрихованием. Округлым предметам придается эффект выпуклости, намечаются тени и блики.
Помните: если передачей светотеней пренебречь, то изображение получится плоским и невыразительным.
Использование гуашевых красок
Декоративный натюрморт, гуашью написанный, позволяет зрителю насладиться многообразием и яркостью природных оттенков. Такое изображение создает ощущение праздника. Попробуем выяснить, каковы особенности написания многоцветной картины в технике гуаши.
Остановимся на простом натюрморте, изображающем вазу и груши различных оттенков. Чтобы дальний план картины не казался слишком пустым, мы разместили там ткань.
Прежде всего, следует на листе бумаги произвести разметку очертаний стола. После этого намечаем «скелет» вазы. От качества построения натюрморта будет зависеть результат работы.
Соединив между собой точки «скелета», мы получаем первоначальное изображение вазы. Скругляем острые углы и прорисовываем все эллипсы. Намечаем очертания других предметов. Удаляем ненужные линии, например, невидимые контуры дальних эллипсов.
Закончив построение, начинаем выполнять декоративный натюрморт гуашью. Картинки могут быть выдержаны как в теплых, так и в холодных тонах. Мы решили отобрать для работы только теплые оттенки. Заполнение картины цветом начинаем с заднего плана – рисуем драпировку.
Для вазы используем различные оттенки коричневого цвета. Наносим на поверхность предмета тени и блики. Подбираем подходящие тона для груш (оттенки желтого и лимонного). Завершающим этапом является прорисовывание невыразительных участков и уточнение светотеней. Чтобы сделать картину более яркой, можно добавить в натюрморт еще один штрих – контурную обводку всех предметов. Для этого используются краски черного цвета.
Чем вызван интерес к декоративным натюрмортам?
Подобные работы привлекают зрителя прежде всего своей красочностью и необычностью. Приобретая декоративную живопись, ценители искусства всегда остаются в выигрыше по многим причинам:
Освоить технику написания декоративных натюрмортов может любой желающий – достаточно немного потренироваться. Результатом ваших усилий станут уникальные работы, позволяющие ощутить всю прелесть жизни, – яркие, красочные и очень позитивные. Попробуйте один раз, и вы навсегда влюбитесь в этот жанр изобразительного искусства!