Декорация что это такое
ДЕКОРАЦИЯ
Полезное
Смотреть что такое «ДЕКОРАЦИЯ» в других словарях:
декорация — и, ж. décoration f. 1. архит. Архитектурное, скульптурное, живописное и пр. украшение здания. Сл. 18. <мастеру> наблюдат же и рисунка, или профиля, данного от архитектора, чтоб не утратить ни малой пропорции, ибо в том есть лутчайшая зданию … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Декорация — (от фр. decoratio украшение) в широком значении слова всякое художественное украшение предмета или помещения. Отсюда глагол: декорировать производить художественное украшение, и прилагательное декоративный,… … Википедия
декорация — См … Словарь синонимов
ДЕКОРАЦИЯ — (от позднелатинского decoratio украшение), оформление сцены, киносъемочной площадки или павильона, создающее зрительный образ спектакля, фильма, с помощью живописи, графики, архитектуры, освещения, сценической техники, проекции, кино и др.… … Современная энциклопедия
ДЕКОРАЦИЯ — (от позднелат. decoratio украшение) оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма … Большой Энциклопедический словарь
ДЕКОРАЦИЯ — ДЕКОРАЦИЯ, декорации, жен. (франц. decoration, букв. украшение). 1. Живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия, устанавливаемое на сцене (театр.). 2. перен., только ед. Что нибудь показное, внешне… … Толковый словарь Ушакова
ДЕКОРАЦИЯ — ДЕКОРАЦИЯ, и, жен. Устанавливаемое на сцене, съёмочной площадке живописное, объёмное или архитектурное изображение места и обстановки сценического действия. | прил. декорационный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова
ДЕКОРАЦИЯ — жен., лат. украшения, украсы, обстановка; на театре: вид, местность представления Декорационный, к декорациям относящийся. Декоратор муж. художник, пишущий декорации, виды издали, украшения, убранства, обстановку. Толковый словарь Даля. В.И. Даль … Толковый словарь Даля
Декорация — в широком значении слова, всякое художественное украшениепредмета или помещения. Отсюда глагол: декорировать производитьхудожественное украшение, и прилагательное декоративный, применяемое, наязыке архитектуры, в противоположность к термину… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ДЕКОРАЦИЯ — витрин. Жарг. бизн. Умышленное увеличение размера прибылей в балансе, чтобы скрыть плохое финансовое состояние предприятия. БС, 44 … Большой словарь русских поговорок
Значение слова «декорация»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Различают два рода декорации: «активную», чисто архитектурную, состоящую в изящном расчислении необходимых частей сооружения и к которой относятся, напр., карнизы, консоли, тяги, лопатки и т. п., и «пассивную», чисто орнаментальную, прибегающую для оживления и разнообразия стен, потолков и пр. к пособию пластики и живописи.
С древних времён важное значение получила декоративная живопись, составляющая особую отрасль искусства, в истории которого её развитие следовало за движением станковой живописи, живописи картин. К ней относят иногда такие же произведения, какие доставляет эта последняя, если только они исполнены на стенах и плафонах здания преимущественно с орнаментальной целью (стенная и плафонная живопись, фрески); но главным образом элемент её составляют орнаменты в строгом смысле слова, то есть красивые комбинации геометрических линий и фигур, а также форм растительного и животного царства, офантазированных или неизмененных (напр. роспись стен в домах Помпеи, мавританские арабески Альгамбры, гротески Рафаэлевых лож в Ватикане и т. п.). Мотивы декоративной живописи изменялись в зависимости от исторического хода культуры и искусства у разных народов, от вкуса и архитектурного стиля, господствовавших в данное время. У французов вошло в XIX веке в употребление название декоративное искусство (фр. l’art décoratif) для разных отраслей ремесленных производств, нуждающихся в помощи искусства, каковы изготовление изящной мебели, ковров, кружев, стеклянных и гончарных изделий, ювелирных вещей, бронзы, обоев и других предметов роскоши и комфорта, — словом, для всего того, что у немцев принято называть Kleinkünste или Kunstgewerbe, а в России — прикладным искусством или художественной промышленностью.
ДЕКОРА’ЦИЯ, и, ж. [фр. décoration, букв. украшение]. 1. Живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия, устанавливаемое на сцене (театр.). 2. перен., только ед. Что-н. показное, внешне-привлекательное, служащее для прикрытия недостатков, непривлекательной сущности чего-н. (разг. ирон.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
декора́ция
1. оформление, украшение чего-либо ◆ Эти завитушки служат для декорации.
2. спец. часто <<мн>> изображения и предметы обстановки, используемые на театральной сцене и киносъёмочной площадке для имитации места действия ◆ Декорации к спектаклю «Гамлет».
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: загудеть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Декорация
Декорация (от фр. decoratio — украшение) — в широком значении слова — всякое художественное украшение предмета или помещения. Отсюда глагол: декорировать — производить художественное украшение, и прилагательное декоративный, применяемое на языке архитектуры в противоположность к термину «конструктивный» ко всему тому, что не составляет необходимого элемента в сооружении, не обусловливается требованиями механики и практическими целями, но служит единственно к приданию постройке изящнейшего вида. Декорация здания должна соответствовать его характеру и стилю, не нарушать его основных форм, а, напротив того, выказывать их с возможно большею ясностью и красотой.
Различают два рода декорации: «активную», чисто архитектурную, состоящую в изящном расчислении необходимых частей сооружения и к которой относятся, напр., карнизы, консоли, тяги, лопатки и т. п., и «пассивную», чисто орнаментальную, прибегающую для оживления и разнообразия стен, потолков и пр. к пособию пластики и живописи.
С древних времён важное значение получила декоративная живопись, составляющая особую отрасль искусства, в истории которого её развитие следовало за движением станковой живописи, живописи картин. К ней относят иногда такие же произведения, какие доставляет эта последняя, если только они исполнены на стенах и плафонах здания преимущественно с орнаментальной целью (стенная и плафонная живопись, фрески); но главным образом элемент её составляют орнаменты в строгом смысле слова, то есть красивые комбинации геометрических линий и фигур, а также форм растительного и животного царства, офантазированных или неизмененных (напр. роспись стен в домах Помпеи, мавританские арабески Альгамбры, гротески Рафаэлевых лож в Ватикане и т. п.). Мотивы декоративной живописи изменялись в зависимости от исторического хода культуры и искусства у разных народов, от вкуса и архитектурного стиля, господствовавших в данное время. У французов вошло в XIX веке в употребление название декоративное искусство (фр. l’art décoratif ) для разных отраслей ремесленных производств, нуждающихся в помощи искусства, каковы изготовление изящной мебели, ковров, кружев, стеклянных и гончарных изделий, ювелирных вещей, бронзы, обоев и других предметов роскоши и комфорта, — словом, для всего того, что у немцев принято называть Kleinkünste или Kunstgewerbe, а в России — прикладным искусством или художественной промышленностью.
Театральная декорация
Слово «декорация» всего чаще употребляется для обозначения принадлежностей театра, имеющих своим назначением производить иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене. Поэтому театральные декорации представляют по большей части либо пейзажи, либо перспективные виды улиц, площадей и внутренности зданий. Они пишутся красками на холсте. Главные составные части каждой театральной декорации — завеса и кулисы. Первая вешается в глубине сцены, простираясь во всю ее ширину, и изображает все то, что в воспроизводимом пейзаже или перспективе находится на дальнем плане; кулисы же суть куски полотна, более узкие в сравнении с завесой, натянутые на деревянный переплет и вырезанные с одного края надлежащим образом; они помещаются по бокам сцены в два, три и несколько рядов, одна за другой, и представляют более близкие предметы, напр. деревья, скалы, дома, пилястры и другие части сцены. Дополнением декорации служат поддуги — куски полотна, протянутые вверху через всю сцену и изображающие куски неба, верхние ветви деревьев, потолочные своды и т. п., а также пратикабли — различные замаскированные расписанным полотном деревянные подмостки и примостки, помещаемые на сцене и представляющие, напр., камни, мосты, отроги скал, висячие галереи, лестницы и т. д.
Художник, занимающийся исполнением театральных декораций и называемый декоратором, должен обладать сверх подготовки, необходимой для живописца вообще, некоторыми специальными познаниями: ему необходимо в совершенстве знать правила линейной и воздушной перспективы, усвоить себе весьма широкий приём письма, уметь приспособлять свой колорит к огненному освещению, при котором обыкновенно происходят сценические представления, и вообще рассчитывать на то, чтобы в результате его труда получалась живописная обстановка разыгрываемой пьесы, не только не вредящая ей своей излишней простотою или вычурностью, но способствующая силе и дельности впечатления, производимого ею на зрителя. Сочинив эскизный рисунок декорций, декоратор изготавливает для неё макет, то есть миниатюрное подобие сцены с картоновыми завесой, кулисами и прочими принадлежностями, дабы по этой модели можно было заранее судить об эффекте будущего произведения. Приступая после того к исполнению самой декорации, он натягивает холст завесы в горизонтальном положении на полу своей мастерской, переводит на него (углём или особого рода чернилами) рисунок эскиза в увеличенном виде с помощью разбития его на квадраты и, наконец, принимается за письмо красками. Точно так же поступает он и при исполнении кулис и прочих частей декораций. Палитру заменяет ему ящик с банками различных разведенных на клею красок; для письма служат более или менее крупные, сделанные из щетины кисти с длинными рукоятками. Во время работы он то и дело прерывает её, чтобы подняться на галерею, устроенную в мастерской на некоторой высоте от пола, и взглянуть оттуда на написанное. Трудится он обыкновенно не один, а вместе со своими учениками и помощниками, которым поручает подготовку и второстепенные части работы.
Сценические представления обставлялись декорациями ещё у древних греков (сценография). Как на одного из старейших декораторов, известных в истории, можно указать на Агафарха, жившего приблизительно в 460—420 гг. до Р. Х. В новейшие времена декорационная живопись развилась прежде всего в Италии, которая доставляла лучших мастеров по этой части и другим странам. Из итальянских декораторов в XVIII столетии особенно прославился Джованни Сервандони, работавший для Королевской оперы в Париже. Потом первенство в рассматриваемой области перешло к французам. Среди них в выказал замечательное дарование театральный живописец Боке; знаменитые Ватто и Буше не гнушались отрываться от исполнения своих картин для того, чтобы писать для сцены. Затем между французскими декораторами пользовались громкой известностью Деготти, Сисери, ученики последнего Сешан, Деплешен, Фешер и Камбон, Шаперон, Тьерри, Рюбе и Шере. Выдающимися декораторами в Германии были Шинкель, Карл Гропиус, итальянцы Квальо (Доменико, его брат Симон и сын Анджело) и И. Гофман. В России потребностям императорских театров удовлетворяли в начале приезжие декораторы-итальянцы — Перезинотти, Кваренги, Канопи, Гонзага, а потом, в царствование Николая I, немецкие художники Андреас Роллер, К. Вагнер и др.; только во второй половине XIX века декорационная живопись вступила в России на путь самостоятельности благодаря таким даровитым мастерам, как М. И. Бочаров и М. А. Шишков, и учреждению при Академии художеств особого класса для изучения этой отрасли искусства.
Значение слова декорация
Словарь Ушакова
декор а ция, декорации, жен. (франц. decoration, букв. украшение).
1. Живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия, устанавливаемое на сцене (театр.).
2. перен., только ед. Что-нибудь показное, внешне-привлекательное, служащее для прикрытия недостатков, непривлекательной сущности чего-нибудь (разг. ирон.).
Этимологический Словарь Русского Языка
Латинское – decoratio (красота).
Слово «декорация» имеет французское происхождение. Оно было заимствовано русским языком в конце XVIII – начале XIX в. Синонимом слова «декорация» является исконное существительное «украшение».
Фразеологический словарь русского языка
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
Устанавливаемое на сцене живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия.
Дизайн. Словарь терминов
ДЕКОРАЦИЯ (франц. decoration от лат. decorar – украшать) – художественное оформление спектаклей средствами живописи, архитектуры, графики, освещения, постановочной техники, кино и др. Когда мы читаем афишу любого спектакля, то в ней, кроме фамилий режиссёра и актёров, занятых в спектакле, всегда есть имя и фамилия художника-декоратора. Часто, как только открывается занавес театра и перед зрителями предстаёт красиво оформленная сцена, весь зрительный зал начинает аплодировать. Так зрители выражают своё восхищение художнику-декоратору – автору замечательных декораций. Художник пишет декорации к каждому спектаклю. Он продумывает всё: дома и мосты, леса и реки, мебель, светильники и посуду и всё то, что нужно для спектакля. Работая над оформлением сцены, художник изучает время, в которое происходит действие пьесы. Ему нужно знать, какая мебель тогда была и какую одежду носили люди в те времена. Ведь всё это художник потом рисует. От художника-декоратора во многом зависит успех спектакля. Хорошо оформленная сцена влияет и на игру актёров, и на настроение зрителей.
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
ДЕКОРАЦИЯ, и, ж. Устанавливаемое на сцене, съёмочной площадке живописное, объёмное или архитектурное изображение места и обстановки сценического действия.
| прил. декорационный, ая, ое.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— в широком значении слова всякое художественное украшение предмета или помещения. Отсюда глагол: декорировать — производить художественное украшение, и прилагательное декоративный, применяемое на языке архитектуры в противоположность к термину «конструктивный» ко всему тому, что не составляет необходимого элемента в сооружении, не обусловливается требованиями механики и практическими целями, но служит единственно к приданию постройке изящнейшего вида. Д. здания должна соответствовать его характеру и стилю, не нарушать его основных форм, а, напротив того, выказывать их с возможно большею ясностью и красотой. Различают два рода Д.: «активную, чисто архитектурную, состоящую в изящном расчислении необходимых частей сооружения и к которой относятся, напр., карнизы, консоли, тяги, лопатки и т. п., и пассивную, чисто орнаментальную, прибегающую для оживления и разнообразия стен, потолков и пр. к пособию пластики и живописи. С древних времен важное значение получила декоративная живопись, составляющая особую отрасль искусства, в истории которого ее развитие следовало за движением станковой живописи, живописи картин. К ней относят иногда такие же произведения, какие доставляет эта последняя, если только они исполнены на стенах и плафонах здания преимущественно с орнаментальной целью (стенная и плафонная живопись, фрески); но главным образом элемент ее составляют орнаменты в строгом смысле слова, т. е. красивые комбинации геометрических линий и фигур, а также форм растительного и животного царства, офантазированных или неизмененных (напр. роспись стен в домах Помпеи, мавританские арабески Альгамбры, гротески Рафаэлевых лож в Ватикане и т. п.). Мотивы декорат. живописи изменялись в зависимости от исторического хода культуры и искусства у разных народов, от вкуса и архитектурного стиля, господствовавших в данное время. У французов вошло недавно в употребление название: декоративное искусство (l’art décoratif) для разных отраслей ремесленных производств, нуждающихся в помощи искусства, каковы изготовление изящной мебели, ковров, кружев, стеклянных и гончарных изделий, ювелирных вещей, бронзы, обоев и других предметов роскоши и комфорта, — словом, для всего того, что у немцев принято называть Kleinkünste или Kunstgewerbe, а у нас — прикладным искусством или художественной промышленностью.
Слово Д. всего чаще употребляется для обозначения принадлежностей театра, имеющих своим назначением производить иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене. Поэтому театральные Д. представляют по большей части либо пейзажи, либо перспективные виды улиц, площадей и внутренности зданий. Они пишутся клеевыми красками на холсте, сшитом из полотнищ и затем загрунтованном клеем с белилами. Главные составные части каждой театральной Д. — завеса и кулисы. Первая вешается в глубине сцены, простираясь во всю ее ширину, и изображает все то, что в воспроизводимом пейзаже или перспективе находится на дальнем плане; кулисы же суть куски полотна, более узкие в сравнении с завесой, натянутые на деревянный переплет и вырезанные с одного края надлежащим образом; они помещаются по бокам сцены в два, три и несколько рядов, одна за другой, и представляют более близкие предметы, напр. деревья, скалы, дома, пилястры и другие части сцены. Дополнением Д. служат поддуги — куски полотна, протянутые вверху через всю сцену и изображающие куски неба, верхние ветви деревьев, потолочные своды и т. п., а также пратикабли — различные замаскированные расписанным полотном деревянные подмостки и примостки, помещаемые на сцене и представляющие, напр., камни, мосты, отроги скал, висячие галереи, лестницы и т. д. Художник, занимающийся исполнением театральных декораций и называемый декоратором, должен обладать сверх подготовки, необходимой для живописца вообще, некоторыми специальными познаниями: ему необходимо в совершенстве знать правила линейной и воздушной перспективы, усвоить себе весьма широкий прием письма, уметь приспособлять свой колорит к огненному освещению, при котором обыкновенно происходят сценические представления, и вообще рассчитывать на то, чтобы в результате его труда получалась живописная обстановка разыгрываемой пьесы, не только не вредящая ей своей излишней простотою или вычурностью, но способствующая силе и дельности впечатления, производимого ею на зрителя. Сочинив эскизный рисунок Д., декоратор изготавливает для нее так назыв. макет, т. е. миниатюрное подобие сцены с картоновыми завесой, кулисами и прочими принадлежностями, дабы по этой модели можно было заранее судить об эффекте будущего произведения. Приступая после того к исполнению самой декорации, он натягивает холст завесы в горизонтальном положении на полу своей мастерской, переводит на него (углем или особого рода чернилами) рисунок эскиза в увеличенном виде с помощью разбития его на квадраты и, наконец, принимается за письмо красками. Точно так же поступает он и при исполнении кулис и прочих частей Д. Палитру заменяет ему ящик с банками различных разведенных на клею красок; для письма служат более или менее крупные, сделанные из щетины кисти с длинными рукоятками. Во время работы он то и дело прерывает ее, чтобы подняться на галерею, устроенную в мастерской на некоторой высоте от пола, и взглянуть оттуда на написанное. Трудится он обыкновенно не один, а вместе со своими учениками и помощниками, которым поручает подготовку и второстепенные части работы.
Сценические представления обставлялись Д-ми еще у древних греков (сценография). Как на одного из старейших декораторов, известных в истории, можно указать на Агафарха, жившего приблизительно в 460-420 гг. до Р. Х. В новейшие времена декорационная живопись развилась прежде всего в Италии, которая доставляла лучших мастеров по этой части и другим странам. Из итальянск. декораторов в XVIII ст. особенно прославился Дж. Сервандони, работавший для Королевской оперы в Париже. Потом первенство в рассматриваемой области перешло к французам. Среди них в конце прошедшего столетия выказал замечательное дарование театральный живописец Боке; знаменитые Ватто и Буше не гнушались отрываться от исполнения своих картин для того, чтобы писать для сцены. Затем между французскими декораторами более близкого к нам времени пользовались громкой известностью Деготти, Сисери, ученики последнего Сешан, Деплешен, Фешер и Камбон, Шаперон, Тьерри, Рюбе и Шере. Выдающимися декораторами в Германии были Шинкель, К. Гропиус, онемечившиеся итальянцы Квальо (Доменико, его брат Симон и сын Анджело) и И. Гофман. В России потребностям императ. театров удовлетворяли в начале приезжие декораторы-итальянцы — А. Перезинноти, Кваренги, Канопи, Гонзага, а потом, в царствование имп. Николая I, немецкие художники А. Роллер, К. Вагнер и др.; только в последние десятилетия декорационная живопись вступила у нас на путь самостоятельности благодаря таким даровитым мастерам, как М. И. Бочаров и М. А. Шишков, и учреждению при нашей Акад. худож. особого класса для изучения этой отрасли искусства.
Декорация
Полезное
Смотреть что такое «Декорация» в других словарях:
декорация — и, ж. décoration f. 1. архит. Архитектурное, скульптурное, живописное и пр. украшение здания. Сл. 18. <мастеру> наблюдат же и рисунка, или профиля, данного от архитектора, чтоб не утратить ни малой пропорции, ибо в том есть лутчайшая зданию … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ДЕКОРАЦИЯ — (сред. век. лат., от лат. decor украшение). Изображения и картины, написанные особым образом и ставящиеся на театральной сцене для того, чтоб придать ей вид того места, где должно происходить действие. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка
Декорация — (от фр. decoratio украшение) в широком значении слова всякое художественное украшение предмета или помещения. Отсюда глагол: декорировать производить художественное украшение, и прилагательное декоративный,… … Википедия
декорация — См … Словарь синонимов
ДЕКОРАЦИЯ — (от позднелатинского decoratio украшение), оформление сцены, киносъемочной площадки или павильона, создающее зрительный образ спектакля, фильма, с помощью живописи, графики, архитектуры, освещения, сценической техники, проекции, кино и др.… … Современная энциклопедия
ДЕКОРАЦИЯ — (от позднелат. decoratio украшение) оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма … Большой Энциклопедический словарь
ДЕКОРАЦИЯ — ДЕКОРАЦИЯ, декорации, жен. (франц. decoration, букв. украшение). 1. Живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия, устанавливаемое на сцене (театр.). 2. перен., только ед. Что нибудь показное, внешне… … Толковый словарь Ушакова
ДЕКОРАЦИЯ — ДЕКОРАЦИЯ, и, жен. Устанавливаемое на сцене, съёмочной площадке живописное, объёмное или архитектурное изображение места и обстановки сценического действия. | прил. декорационный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова
ДЕКОРАЦИЯ — жен., лат. украшения, украсы, обстановка; на театре: вид, местность представления Декорационный, к декорациям относящийся. Декоратор муж. художник, пишущий декорации, виды издали, украшения, убранства, обстановку. Толковый словарь Даля. В.И. Даль … Толковый словарь Даля
ДЕКОРАЦИЯ — витрин. Жарг. бизн. Умышленное увеличение размера прибылей в балансе, чтобы скрыть плохое финансовое состояние предприятия. БС, 44 … Большой словарь русских поговорок